Два взгляда на мир в комедии горе от ума сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Проблема ума в комедии

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Конфликт Фамусова и Чацкого — причины

  1. против порабощения людей себе подобных;
  2. против проявлений меркантильности и холодного расчета в любовных чувствах;
  3. против невежества;
  4. против карьеризма и угодничества;
  5. против забвения русского языка и традиций.


А в это время дверь гостиной знатного господина открыта для всех знатных и богатых персон. С особой трепетностью здесь встречают иностранных гостей. Подлость и лицемерие здесь в почете. И только главный герой нарушает привычный уклад жизни высшего общества. Он тут – незваный гость.

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Сочинение горе от ума спор чацкого и фамусова

С этой точки зрения он считает Молчалина недостойным женихом для Софьи, а вовсе не потому, что тот беден и безроден. На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Горе от ума сочинение фамусовское общество Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.

Сочинение по комедии горе от ума на тему образ чацкого Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм.

Сочинение по русскому языку про спорт А еще существует великое событие, которое, конечно же, объединяет все страны и национальности. Это не только увлечение, для некоторых это смысл жизни.

Грибоедова горе от ума сочинение Выясняется, что Софья была вместе с секретарем отца Молчалиным. Уже эти его слова свидетельствуют о том, что Чацкий не приживётся в этом обществе. Обличение лицемерия, морального рабства, нравственных образцов того времени звучит из уст главного героя.

Сочинение горе от ума комедия или драма Декабристы и выразитель их идей Чацкий были представителями первого, раннего этапа русского освободительного движения. Ни крика, ни экспрессии в проявлении своих чувств: — Карету мне, — вполголоса обращается Чацкий к стоящему рядом лакею.

Выводы

Тест по произведению

Своеобразие конфликта комедии Грибоедова Горе от ума

Нельзя не сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы. Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии — не свадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника: Чацкий, Софья, Молчалин,- выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и посредственность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни. В конце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:

Не образумлюсь…виноват, И слушаю, не понимаю…,

но и непоколебимый в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко, переворачивается с ног на голову:

Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!.

Своеобразие конфликта комедии в том, что в жизни все не так, как во французских романах, в конфликт с жизнью вступает рассудочность героев.

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. “Горе от ума” дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир – “века нынешнего” и “века минувшего”, старого и нового – главная социальная интрига пьесы.
И. А. Гончаров писал, что

в комедии “главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. Образ Чацкого – это образ “нового” человека, смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени.

Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”. Незаурядный, остроумный, он, бесспорно, возвышается над этим обществом. Столкновение Чацкого с Фамусовым обществом

было неизбежно. Оно принимает постепенно все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого.

Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Фамусов выступает в роли воспитателя Чацкого.

Сперва Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! – поучает Фамусов.

А в ответ – монолог Чацкого “А судьи кто?”. Он гневно высказывается против идеалов фамусовского общества, против существующих в нем порядков. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?…

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: Он вольность хочет проповедать!

Духовные качества Чацкого выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, высокообразованного человека, прекрасно владеющего словом. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие.

Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.
Чацкий вынужден уехать из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. Однако бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Гончаров сказал: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу – “Один в поле не воин”.

Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.
Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: его осудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своей борьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения и передовых идей.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Конфликт двух эпох в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Читая комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", мы становимся свидетелями столкновения двух эпох – "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" — единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность. Это произведение стоит особняком в русской литературе первой четверти XIX века.

Конфликт поколений показан Грибоедовым с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Но не сразу было понято художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова. Пушкин назвал ее "бурей в стакане воды", а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно.

Создание этой пьесы ознаменовало переход от классицизма к реализму в русской литературе. Персонажи в пьесе не делятся на положительных и отрицательных. Даже если Чацкий — положительный, остальные-то уж точно — нет. Но разве не смешно: послушать, как бранятся люди? Надо знать, что такое русский ум, а если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная. А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраво действующий. Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?

Насмешливое отношение к барской Москве приведет Чацкого к конфликту с обществом. Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые, "сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма". Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, и ее холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство: "Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!" — говорит Фамусов.

Зрителю и читателю уже ясно, между Фамусовым и Чацким не просто спор – столкнулись два мировоззрения, два лагеря. Чацкий все еще не хочет продолжать спор, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.

Драматургическое мастерство Грибоедова проявляется в умелом слиянии истории несчастной любви Чацкого к Софье и конфликта Чацкого с московским дворянством. В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов, и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны.

Как истинный просветитель, Чацкий отстаивает права разума и страстно верит в его силу. Он защищает право служить просвещению и науке:

Теперь пускай из нас один

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —

Они тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем! Опасным .

Высказываясь горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует свободы не только для себя, но и для своего века. Его идеал — это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он — обличитель лжи. Чацкий не понят и одинок. В этом трагедия самого Чацкого — благородного, умного, честного человека с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того — он вытолкнут из фамусовского общества.

В борьбе с миром фамусовых Чацкий — победитель, а не побежденный, ибо остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий — жертва. Это еще одно подтверждение того, что пьеса "Горе от ума" — трагедия. Так же как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после спектакля обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня.

Сатира на российское общество

События, которые Грибоедов описал в своей комедии, происходили через 10 лет после войны с Наполеоном. Путём элементарных подсчётов легко вычисляется даже год — 1822-й.


В России ещё царило крепостное право. Помещики, которые нещадно эксплуатировали рабский труд своих бесправных крестьян, полагали, что у них есть эксклюзивные права на господство. Большинство дворян ничего позорного в крепостничестве не видело и строило планы построения безбедной жизни.

Но после войны с Наполеоном в обществе то тут, то там начали звучать крамольные слова о необходимости изменить систему ценностей и взглядов. Чаще всего смуту вносили молодые дворяне из числа:

  • боевых офицеров, принимавших участие в победоносной войне 1812 года;
  • студентов, обучавшихся в университетах Западной Европы и отечественных.

Сторонники устоявшегося в России самодержавия и крепостнического уклада категорически не желали терять безграничную власть над жизнью и смертью своих крестьян. Показательно, что о крепостных даже как о людях не говорили, ведь в реестрах они числились как души.

Для сторонников Фамусова было непонятно, почему помещик должен испытывать беспокойство о том, что может чувствовать его собственность? Порой борзые и породистые лошади ценились гораздо дороже крепостного гончара или кухарки.

Изгнанный бунтарь или победитель

Чацкий со своим острым умом, образованностью и горячностью молодости нравственно гораздо выше каждого из фамусовского общества. Он это понимает, и становится втройне досадно, что из такого количества людей Александр не может выделить ни одного единомышленника. Выступать в одиночку против света опасно: откажут в общении, прослывёшь сумасшедшим и будешь осмеян.

Собственно, так и произошло. Гнев, отчаяние и разочарование охватили Чацкого. Он решил, что больше ему нечего делать в этой пропахшей рабством Москве. И уехал — куда, Грибоедов не уточняет. Читателю предоставлено право самостоятельно додумать:

По мнению И. Гончарова, Чацкий одновременно и жертва старого общества, и застрельщик, который новой и свежей силой поразил, нанёс смертельно опасную рану старому миру. Об этой ситуации можно сказать, что и один в поле — воин.

И поныне цитаты из бессмертного творения можно услышать в обычных беседах современников. И в этом заключается особое значение произведения, актуального для нескольких поколений — пьеса Грибоедова обогатила разговорную речь, а фрагменты текста стали такой же неотъемлемой частью русского языка как пословицы или поговорки.

Столкновение двух миров

По стране создавались зачатки обществ из тех самых прогрессивно настроенных людей, после восстания на Сенатской площади названных декабристами. Эти дворяне выбрали свою судьбу и вошли в вечность как борцы за лучшее будущее Отечества.

Пока ещё никто не знал, что восстание будет утоплено в крови. Расплатой за вольнодумство станут казни и ссылки участников тайного общества, гонения настигнут даже сочувствующих.

Новаторство и гордость не в чести

Возвращаясь в Москву, молодой и энергичный Чацкий не обольщался и не питал надежд, что хоть кто-нибудь из фамусовского общества встретит его с радостной улыбкой. Александр прекрасно знал людей старшего поколения, с которыми предстояло встретиться, ведь детство и отрочество прошли в этой среде. Но всё, что увидел молодой человек, оказалось ещё хуже, чем он представлял себе, находясь в отъезде:

  1. По-прежнему сильны кумовство и важную роль играют родственные связи.
  2. Продвижение по службе обеспечивается угодничеством, лестью и подхалимажем.
  3. Крепостное право в обществе не рассматривается как позорное явление, и это обуславливает живучесть русской разновидности рабства.

Мало того, дворяне из фамусовского круга очень довольны своей жизнью и не желают в ней ничего менять. Самое возмутительное для Чацкого — что и молодые люди в этой среде готовы ради чинов, наград и званий жертвовать самолюбием и гордостью. Очень актуален для чиновников тезис: упал больно, зато встал здорово. И описание поступка дядюшки самого́ Фамусова многие готовы принять как рекомендацию бывалого человека!

Даже со своим небольшим жизненным опытом молодой человек понимает, как пагубна для будущего страны такая позиция дворян. Ведь они должны быть элитой общества и движущей силой для развития Отечества. Но оказалось, что многие, кому предназначалось стать опорой (Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие), больше озабочены личной выгодой, чем государственной службой.

Открывшаяся неприглядная истина порождает мильон терзаний Чацкого. В чём состоит и насколько велика разница между службой и прислуживанием — именно этот вопрос его московские собеседники расценивают как вольнодумство и опасное для благостного ничегонеделания бунтарство.

Личная трагедия Чацкого

Три года назад Александр Андреевич уехал из Москвы. Учёба и путешествия существенно расширили его кругозор, Чацкий сформировал собственные взгляды на события, происходящие в Отечестве.

Но вот отношение к Софии Павловне Фамусовой изменений не претерпело. В памяти Чацкого жив образ четырнадцатилетней дочери богатого помещика, с которой он рос под одной крышей после смерти своих родителей. Отцы были когда-то очень дружны, и поэтому Фамусов Сашу воспитывал как собственного ребёнка.

Детские игры, юношеская влюблённость — вот то, что Александр Андреевич сохранил в своей душе. Он мчался к своей Софье, мечтая о долгожданной встрече и, возможно, даже собираясь предложить барышне руку и сердце.

Однако совсем не так всё произошло на самом деле. Девочка уже выросла, приняла правила и требования светского общества, с представителями которого она постоянно общалась. София Павловна поняла: ей для семейной жизни нужен человек спокойный. Будучи смирным, он пополнил бы славную когорту мужей московских дам из высшего общества. Ведь у барышни перед глазами было немало примеров, когда мужчины становились для своих прекрасных половинок:

  • слугами;
  • пажами;
  • мальчиками на побегушках.

Никакого будущего с Чацким барышня не рассматривает. Её раздражает в нежеланном госте резкость в суждениях и оценках всех окружающих без исключения. Особенно бурно девушка реагирует на замечания в адрес Молчалина, её возлюбленного.

Но поначалу Александр, охваченный радостными чувствами, даже не замечает этой холодности, его переполняют эмоции. Он открывается перед Софьей, как вероятно, делал это 3 года назад, немедленно выдаёт характеристики их общим знакомым. И сразу же получает в ответ ледяной взгляд и отповедь.

Как ушат холодной воды подействовали резкие слова, и Чацкий начал понимать, что он уже давно забыт и не нужен. Но самое сильное потрясение Александр испытал, когда узнал, наконец, кто же стал её идеалом и счастливым избранником. Подлый и изворотливый Молчалин с его уникальной способностью к мимикрии подобен хамелеону: способность приспосабливаться и подстраиваться под всякого начальника просто поразительна.

Читайте также: