Пиша сочинение стремитесь к раскрытию темы исправить

Обновлено: 02.07.2024

Один из авторов аналитического отчета об итоговых сочинениях за прошлый год остроумно замечает, что оригинальность в раскрытии тем встречается в сочинениях обучающихся, которые неверно поняли свою задачу и подменили жанр сочинения-рассуждения жанром письма другу, стихотворным текстом и т.д. То есть в предлагаемой итоговым сочинением эстетике оригинальность с неизбежностью становится ошибкой.

Рассмотрим крайне слабое сочинение, написанное на тему, провоцирующую размышления как раз о типичном и оригинальном (все ошибки сохранены).

Надо ли хранить верность традициям? Я считаю когда возникает выбор между верностью и изменой. Верность положительная черта характера а измена противоположно верности. Понятие верность во многих литературных произведениях дает характеристику многим героям, перед которым встает выбор.

Например, Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его семпатия к Пугачеву неменяет положение дел Швабрина который, спасая свою жизнь, предает свою страну, честь офицера, предает людей которые защищали крепость в мести с ним бок о бок. Когда Пугачев захватывает Белогорскую крепость, у людей появляется выбор служить долгу и чести или сдаться злодею. Большая часть жителей встречает Пугачева с хлебом и солью. В то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши) Иван Кузьмич и (мать Маши) Василиса Егоровна. Они отказываются присягнуть тем самым обрикая себя на гибель. Маша Миронова символ верности и любви. В сложной жизненой ситуаций, когда оказывается перед выбором выйти замуж за Швабрина или ждать своего любимого человека Петра Гринева. Она выберает любовь. Маша остается верна Гриневу до самого конца произведения. Несмотря на все опасности она отстаевает честь любимого перед императрицей и добивается помилованием.

Гринев остается верен своим принципам, чести, истина, которую ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решение.

Несмотря на то, что Пугачев представлен в романе как захватчик но по большой части отрицательный персонаж, тем не мением он обладает и положительными качествами. Это верность своему слову. За все произведение он ниразу не нарушел данные обещания и до последнего верит в свои идеалы. Хоть их и осуждают большое количество людей.

Таким образом, верность традициям в любви делает ее настоящей, крепкой преносящие счастье и радость, наполняемое жизнь смыслом. А традиция каким она причинами не была объяснения это всегда, предательство, чувство доверия, любви.

Имено об этом писали литературные классики в своих произведениях будто подчеркивая мысль о том, что счастье человека всегда нуждается в традициях.

К сожалению, такой итоговый продукт филологического образования не является исключением, он типичен именно для слабо подготовленных выпускников. Приведем другой образец сочинения, в котором задание выполнено гораздо более успешно.

Тем не менее довольно часто случается, что люди прощают измену, невзирая на все обстоятельства. Возможно, что чувства между любящими были гораздо сильнее, и это спасло их отношения.

Сразу же вспоминается Анна Каренина из одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Героиня произведения – замужняя женщина, которая до беспамятства влюбилась в офицера Вронского и изменила с ним своему супругу. Однако он сумел ее простить и даже был готов вновь принять в семью, так как он отличался своей добродушностью, пониманием и любовью. Но Анна Каренина не пожелала остаться с мужем и уехала от него, а впоследствии родила Вронскому дочь. Когда героиня умерла, Каренин взял на воспитание ее ребенка, даже несмотря на то, что в нем текла не его кровь.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что измену можно простить, но лишь в том случае, если ты действительно любишь этого человека и хочешь остаться с ним. Однако каждый сам для себя решает, может ли он простить измену или нет.

Выводы по разделу 6

В представленном массиве однообразных сочинений говорить об оригинальных подходах к раскрытию темы достаточно трудно. Выделяются, конечно, совсем беспомощные работы. Например, автор не справляется с темой из-за отсутствия необходимых учебных навыков, то есть он не в состоянии понять заданного ему вопроса, не может выстроить рассуждения, не знает текста произведений, – но в таком случае нельзя говорить об оригинальности. Те же работы, в которых авторы используют в качестве аргументов собственный жизненный опыт или исторические факты, обращаются к поэтическим произведениям или пытаются отталкиваться от текста, из наблюдения над которым вырастает тезис, кажутся оригинальными только на фоне основной массы, но, в сущности, являются также вполне рядовыми.

Вывод, который следует из этого, может быть таким: для того чтобы ожидать по-настоящему оригинальных работ, мы должны предложить выпускникам гораздо большую свободу в выборе жанра и структуры сочинения, иначе формулировать темы и перестать делать попытки предельно формализовать проверку. Любая формализация неизбежно ведет к выхолащиванию из сочинений личностного компонента, к натаскиванию на определенный результат, в котором нет места оригинальности.

Тема — это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над предстоящим сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики устных и письменных сочинений.

Выше, в данном пособии, уже говорилось об идейной направленности детских сочинений. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц, их переживаниях. Изображая людей и явления жизни, писатель выражает свое отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение у читателя.

Если в работе над устным или письменным сочинением дети не просто выполняют задание учителя, а стремятся рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами и стремлениями, то свободнее, полнее проявляется их творчество: в таких сочинениях идея неразрывно слита с раскрытием темы.

Узкая тема приучает школьника не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его.

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на осине и березе. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.

Деревья скоро будут стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже ходит голодный! С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.

Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овес, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

Ученик не понял, какая пора осени называется золотой. Явление природы, называемое золотой осенью,— это сравнительно небольшая часть осени:

Есть в осени первоначальной –

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Леса в эту пору одеваются в багрец и золото, воздух чист и прозрачен, и паутины тонкой волос блестит на праздной борозде. Известны превосходные картины И. Левитана, И. Остроухова,; В. Поленова, на которых запечатлены картины золотой осени.

Наконец, разбираемое сочинение не соответствует действительности: лето в тот год было прохладное и дождливое, а осень, наоборот, сухая и ясная. Следовательно, школьник писал не о том, что он сам увидел и пережил", а повторил то, что принято говорить об осени (обобщенные признаки осенней природы).

Дети учатся раскрывать тему начиная с I класса. Здесь они составляют предложения на тему, например, о зимней погоде, о хитрой лисице, о родном селе. Затем составляют и пишут несколько предложений, объединенных одной темой, по вопросам.

В работе над устным и письменным сочинением возможен путь не только от поставленной темы к ее раскрытию, но и обратный путь — от накопленного материала к формулировке темы. Так, вторым способом можно работать на материале длительных наблюдений.

Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания


Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №3: Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Официальный сайт. 2021 - 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути? Каждый из нас живой человек, поэтому нам свойственно совершать ошибки. Невозможно прожить всю жизнь без единой ошибки. Ошибки дают людям жизненные уроки. Благодаря, ошибкам люди становятся опытнее. Нужно осознавать, что не ошибаются только те люди, которые ничего не делают.

Таким образом, мы приходим к выводу, что каждый человек на своём жизненном пути совершает ошибки, на ошибках нужно учиться и стараться больше их не совершать. Кто-то учится на ошибках и выбирает правильную дорогу, а кто-то наоборот, даже не замечает их. Невозможно приобрести жизненный опыт не совершая ошибки. Главное - это признать ошибку, раскаяться, в будущем стремиться к тому, чтобы не допустить подобное.

Каждый человек в своей жизни время от времени совершает ошибки. Порой, они оборачиваются для него печальными последствиями, а иногда, напротив, приводят к неожиданно радостному результату. Но все ли люди имеют право на ошибку или кто-то имеет больше прав, чем другие?

Не зря существует хорошее мудрое выражение, из которого следует, что ошибок не совершает только тот, кто совершенно ничего не делает. Из него следует, что жизнь всех настолько не предсказуема, что никому не дано просто так, узнать, в какой день мы совершим ту или иную ошибку.

Есть и те, кто считают, что ошибки совершают только те, кто плохо учился на чужом примере, потому что задача умного человека, предусмотреть все так, чтобы максимально застраховать себя от риска допустить ошибку.

Когда ошибка уже совершена, и ничего изменить виновник не в силах, можно попытаться разобраться с последствиями содеянного. В ходе этого человек не только продемонстрирует окружающим желание вернуть все на свои места, но будет иметь шанс улучшить ситуацию.

Следует понимать, что не существует человека, который никогда бы, не допустил ошибку. Естественно, в жизни некоторых они могли быть пустяковыми, поэтому участник событий мог просто не обратить на это внимания. За определенные серьезные ошибки, приходится жестоко заплатить, особенно, если они каким-то образом связаны с преступлением закона.

Жизненный путь предполагает ошибки и просчеты — такова природа дороги, на которой люди непременно оступаются, теряют направление или даже падают. Но без этих трудностей научиться ровно и быстро ходить не получится, это очевидно. Добраться до цели может только тот, кто выстрадал и перенес каждый шаг, извлекая мудрость из каждого недочета. Многие литературные герои согласились бы с нами, ведь пережили то же самое.

Мы можем сделать вывод, что в жизни нельзя обойтись без ошибок. Однако мы можем научиться азам мудрого поведения на чужом опыте и свести риски к минимуму. Поэтому так важно изучать литературу и стараться обходить те ямы, которые ведут людей к окончательным нравственным падениям и непоправимым последствиям. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, а не только на своих.

Статья содержит обобщение опыта и рекомендации по применению различных методов и приёмов для подготовки учащихся к итоговому сочинению с 5 по 11 класс.

ВложениеРазмер
Обобщение опыта. Система работы по подготовке к итоговому сочинению. 23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по подготовке к итоговому сочинению.

Обучение написанию сочинения носит поэтапный характер. В соответствии с возрастными особенностями учащихся, с программным содержанием учебного курса по русскому языку и литературе, можно выделить четыре этапа: 1 этап - 5-6 класс; 2 этап – 7-8 класс; 3 этап – 9класс; 4 этап – 10-11 класс.

Целеполагание: Беседа с выявлением проблемы через выделение ключевых слов:

- Знаем ли мы кто такой Николай Алексеевич Некрасов? (Дети рассказывают материал прошлого урока)

- Что такое особенности?(Путём подбора синонимов приходим к выводу, что это отличительные черты)

- Что такое композиция? (В классе всегда есть 2-3 человека, которые чётко знают, что композиция - это построение произведения)

В конце урока совместно с детьми делаем вывод в форме устного сочинения – рассуждения.

Дети дают положительный ответ: У стихотворения есть композиционные особенности.

Учитель: Докажите на примере текста.

Ученики (совместно): В стихотворении можно выделить три части, в каждой из которых меняется адресат (тот, к кому обращается лирический герой), сам лирический герой выступает сначала в роли охотника, затем в роли журналиста, а в завершении повествования гражданином своего Отечества, который призывает беречь лучшие традиции народа.

Учитель: Часто мы встречаемся с таким явлением в литературе, когда в каждой части небольшого стихотворения меняются адресат и роль лирического героя.

Дети: Нет. Это особенность этого произведения.

Таким образом, мы построили сочинение – рассуждение и сделали вывод по уроку. Так работать можно на любом уроке при знакомстве с новым материалом, при закреплении пройденного, при умелом построении урока даже при контроле знаний.

Помогает сформировать интерес к сочинению и внеурочная деятельность. В нашей школе, как и во всём городе, как я понимаю, в 5 классе к праздничным датам ещё рисуют рисунки. А начиная с шестого класса, дети принимают участие в конкурсах сочинений. Во всяком случае, в моей копилке ученических работ хранятся конкурсные сочинения шестиклассников и все они школьного уровня. Но это очень стимулирует учащихся. В этом возрасте они с удовольствием пишут сочинения, чтобы получить грамоту.

На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), развиваются навыки различных видов пересказа произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, сопоставлять произведения, создавать собственный текст и пр.(5)

Таким образом, используя различные методы и примы работы над сочинением на протяжении всего школьного периода, мы обучаем детей мыслить, уметь высказывать свои мысли, доказывать своё мнение, обобщать и систематизировать. А это пригодится не только для написания итогового сочинения, но и для жизни в целом.

Читайте также: