Сочинение по лирике егэ литература

Обновлено: 08.07.2024

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас примеры выполнения самых сложных заданий на ЕГЭ по русскому языку. Все они являются небольшими сочинениями и раскрывают возможности ученика рассуждать и анализировать литературные произведения. Здесь Вы найдете образец сочинений 8,9, 15, 16 и 17. Все они написаны по заданиям из демоверсии 2020 года (ее можно найти и скачать на ФИПИ).

Сочинение 8

В приведенном фрагменте проявляются отрицательные черты характера Тихона Кабанова.

Итак, в данном фрагменте проявляется не только слабость характера, но и двуличие Тихона.

Сочинение 9

Во многих произведениях русских классиков отображен конфликт между представителями разных поколений.

Таким образом, многие писатели изображали конфликт разных поколений, но каждый раскрывал его по-своему.

Сочинение 15

Итак, начало и конец стихотворения отличаются друг от друга настроением, которое охватывает лирического героя.

Сочинение 16

Многие произведения отечественной поэзии обращены к временам года.

Таким образом, многие русские поэты затрагивали тему времен года в своих стихотворениях, но каждый раскрывал ее по-своему, отражая во времени года свои чувства и мысли.

Сочинение 17

17.2. В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма?

Таким образом, сила нигилизма героя проявляется в его самоуверенности в начале романа, но в конце произведения отрицание оказывается слабее чувств.

Автор: Алина Садекова

Автор: Самый Зелёный · Published 17.02.2020

Сочинение ЕГЭ: Проблема мужества в тексте В.П. Некрасова о Конакове

Автор: Самый Зелёный · Published 07.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 24.05.2021

комментария 2

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.

Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.

Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.

Как готовиться к тестовым заданиям


Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.

В них проверяют:

  • знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
  • знание литературных направлений;
  • знание текста произведения (задание 4);
  • знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
  • умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).

Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. гипербола
  2. инверсия
  3. ирония
  4. повтор
  5. сравнение

Почему важно знать критерии оценки


Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:

  • полнота раскрытия темы;
  • привлечения текста произведения для аргументации;
  • владение литературоведческими терминами;
  • композиция и логика текста;
  • речевые нормы.

Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить


В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.


Литература в школе: 10 вещей, которые бесят

Как написать хорошее сочинение


Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:

1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.

2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.

Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?


Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.

Полезные ссылки

Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления. Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы. Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.

Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.

Катя Соловьёва

Gleb, не знаю,можно ли здесь спрашивать,но тем не менее
В шестнадцатом вы,как я смогла разобрать,написали то то,в чем похожи стихотворения;а что насчёт различий?мне всегда говорили,что надо писать,чем похоже и чем нет.

Юлиана Корсакова

Katya, это необязательно. Вас просят соотнести произведения, их можно соотносить как с точки зрения сходств, так и с точки зрения различий, необязательно должно быть и то, и другое.

Глеб Лукомец

Насчёт этого могу сказать только одно: в задании сказано сопоставить – я постарался сопоставить. Речи о различиях нет. Вот и не писал)

Мария Перницкая

Blue Milk

Катя, все от формулировки зависит. Если же написано указать сходства, то различия можно и не приводить

Алёна Потапова

Катя, нас учили либо два хороших сходства, либо сходство и различие(в каждом тезисе). Но тут ещё и от проверяющего зависит, придерется или нет

Катя Соловьёва

❤

Спасибо всем огромное за ответы!приятно узнавать такие вещи не после ,а за год до экзамена

Дени Караев

Катя, Иногда просят найти лишь сходства. Возможно, формулировка задания была такой: "В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви к Родине и в чём их сходство?"

Софья Грошева

Глеб Лукомец

Катя Котомина

Лера Чиж

🙃

8 задание, максимальный балл

Аня Терентьева

❤

все на максимум! 94 балла) 2 ошибки в тесте
работайте и все получится
17.1. Как перекликаются первая и финальная сцена в Ревизоре?
8. Какие качества натуры старого князя доставляют княжье Марье душевную боль? (не точная формулировка)
9. тема сложных взаимоотношений родителей и детей
15. каким чувством пронизано стихотворение Рубцова?
16. Мотив любви к Родине

🙏🏻

за почерк и грязь сразу прошу прощения, писала сразу в чистовик)

Улыбающееся Счастье

😍

Глеб, почерк

Tasha Reid

90 баллов
8 сочинение 6/6 // "Какие черты характера проявляет Катерина в данном отрывке?"
9 сочинение 9/10, -1 в привлечении текста произведения // "В каких еще произведениях встречаются герои, любовь которых подверглась испытаниям?"
15 сочинение 6/6 // "Какое чувство доминирует в стихотворении Рубцова?"
16 сочинение 9/10, -1 в привлечении текста произведения // "У кого еще из поэтов в стихотворениях звучит тема любви к Родине?"
17 сочинение 13/14, -1 в соответствии теме и раскрытию // "Как перекликаются между собой первая и финальная сцены Ревизора?"

Мария Кутумова

😍

100 баллов, СПБ
Любые вопросы— в личку, постараюсь ответить быстро!

Екатерина Пушкина

Алина Кондраченкова

97 баллов
8 - 6/6 "Какие черты характера проявляет Катерина в данном отрывке?"
9- 9/10 "В каких произведениях встречаются герои, любовь которых подверглась испытаниям?"(сняли за логику/речь)
15 - 6/6 "Какую роль играет слово-лейтмотив в стихотворении?"
16 - 10/10 "Тема деревни в произведениях русских поэтов"
17 - 14/14 "Кто из героев романа-эпопеи "Тихий Дон" произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?"

Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.

Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.

Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.

Как готовиться к тестовым заданиям

Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.

В них проверяют:

  • знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
  • знание литературных направлений;
  • знание текста произведения (задание 4);
  • знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
  • умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).

Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • гипербола
  • инверсия
  • ирония
  • повтор
  • сравнение

Почему важно знать критерии оценки

Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:

  • полнота раскрытия темы;
  • привлечения текста произведения для аргументации;
  • владение литературоведческими терминами;
  • композиция и логика текста;
  • речевые нормы.

Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить

В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.

Как написать хорошее сочинение

Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:

1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.

2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.

Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?

Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.

Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления. Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы. Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.

Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.

Читайте также: