Сочинение по курганову декадентская мадонна

Обновлено: 05.07.2024

Все в той картине для меня было необычно, загадочно, таинственно. Богиня, совершенно обнаженная, подплывала к берегу из пены моря в перламутровой раковине. Изящные покатые плечи. Длинная лебединая шея. Маленькая головка с роскошными длинными золотистыми волосами. Взгляд кроткой, целомудренной, нежной женщины. Образ Венеры сочетал в себе одновременно и внешнюю восхитительную красоту богини, и внутреннюю красоту Мадонн, воспеваемых поэтами и художниками.

Однажды, когда я пришла в гости к своему другу Валерию Майнашеву, студенту литературного факультета, ( через несколько лет ставшего известным поэтом Хакасии) и с упоением вновь начала восхвалять картину Баттичелли, он вдруг достал с полки какую-то книгу и прочел: «Высокая стройная блондинка с длинными золотистыми волосами, изумрудными глазами русалки, в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью.Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской.

Я взяла этот сборник о русских поэтессах 19 - начала 20 веков в библиотеке и неожиданно увидела краткую статью и несколько стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус. Так снова у меня вспыхнул интерес к ней. Перечитала все, что о ней написано в интернете, и решила написать свои размышления о жизни и творчестве Гиппиус уже с позиции женщины, пожившей на свете и повидавшей всякого за свою жизнь.

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась (8)20 ноября 1869 года в городе Белев Тульской губернии. Отец, выходец из обрусевшей немецкой семьи, Николай Романович Гиппиус, юрист,служил некоторое время обер-прокурором в Сенате.

Мать, Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, дочь обер-полицмейстера из Екатеринбурга.

Семья часто переезжала с одного места на другое, поэтому школу Зинаида посещала урывками, к экзаменам готовилась с гувернантками. С детства Зинаида сочиняла стихи и вела дневники. Девочка была необыкновенно умна и талантлива. Она обожала стихи Лермонтова, знала наизусть многие из них.

Девочкой Зина чувствовала глубокую привязанность к своему отцу. К несчастью, отец заболел туберкулезом и умер в 1881 году в Нежине Черниговской губернии, когда Зине было всего 11 лет. Зина испытала огромное потрясение от смерти любимого отца.

Семья осталась без средств существования. Сначала переехали в Москву.
Затем были переезды в Ялту, в Тифлис к дяде. Зинаида часто болела: возвратный тиф, бесконечные ангины и ларингиты. Дяде пришлось снять для племянницы дачу в Боржоме.

Декадентская мадонна(Определите проблему текста) «Высокая, стройная блондинка, с длинными золотистыми во - лосами и изумрудными глазами русалки, в очень идущем к ней го - лубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью.

Да, мадонна, признавали современники.

Всё дело в том, что, наряду с боттичеллиевским (светлым) началом, в Зинаиде Гип - пиус уживалось и демоническое, взрывное начало, в ней ощущался вызов покою налаженного быта, духовной покорности, смирению.

Общая гармоничность образа, пронизанная трагизмом, была субъ - ективным отражением катастрофического времени конца ХIХ — на - чала ХХ века.

Как тут не вспомнить стихотворение В.

Брюсова, по - свящённое З.

Гиппиус : Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа, и Дьявола Хочу прославить я.

Постижение образа З.

Гиппиус, необыкновенно яркого, в выс - шей степени привлекательного и вместе с тем напряжённого, нерв - ного, динамичного, — задача не просто сложная, но и захватываю - ще интересная.

Литературное наследие, оставленное ею, огромно и разнообраз - но : пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика и публицистика, дневники, две книги мемуаров.

И всё - таки до эмиграции в сознании современ - ников она прежде всего существовала как поэт и литературный критик, точно так же, как в парижский период стала известна глав - ным образом как автор дневников и воспоминаний.

Стоит отметить, что поэзию З.

Гиппиус отличает явная, броса - ющаяся в глаза неженственность.

Всё в её лирике крупно, сильно, 251 без особого внимания к деталям, частностям, мелочам.

Она глубоко концептуальна, свободна от ходульности, выспренности, риторики.

В стихах её ощутима пульсация органичной, живой, острой мысли, пронизанной токами сложных, переплетающихся друг с другом эмо - ций, мысли, рвущейся в поисках духовной целостности, в обрете - нии гармонического идеала.

Но вместе с тем З.

Гиппиус никогда не отдаётся потоку эмоциональной стихии, не подавляется ею.

Она — создатель, творец, ибо продуманно, осознанно формирует целост - ную, строгую структуру своего микрокосма, не холодного, не без - жизненного, но согретого яркостью и необыкновенной страстнос - тью одушевляющих его идей.

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Глядя на портреты Зинаиды Гиппиус, сделанные Львом Бакстом, видишь женщину, несомненно, незаурядную. Она предстает в мужском костюме, с довольно вызывающим видом, и понятно, что эта красивая женщина еще и очень умна. Гиппиус была звездой культурного небосклона Серебряного века. Она сама была поэтом и писателей, а также литературным критиком, но не меньшее, а я думаю, и большее, значение имела ее деятельность как центра притяжения всего талантливого, что было в России в начале ХХ века.

Всю жизнь Зинаиды Гиппиус сопровождали сплетни, слухи, легенды. Она и сама способствовала этому, была склонна к эпатажу, к браваде. И при этом умела себя поставить, у нее была харизма, привлекавшая к ней самых разных людей. Зинаида часто увлекалась новым талантом, помогала ему, но потом бывало так, что отношения с бывшим любимчиком становились чуть ли не враждебными. Так было с Блоком, Бердяевым и другими не менее известными людьми, которых она поначалу привечала, а потом, видя, как они ускользают из-под ее влияния, начинала ненавидеть.

Характер Зинаиды был противоречивый, и об этом пишут все ее современники, так или иначе вспоминавшие ее. Она умела создать повод для пересудов. Частью ее эпатажного образа была лорнетка, через которую она любила довольно бесцеремонно разглядывать людей. А ее знаменитое ожерелье из обручальных колец женатых поклонников? Кто только об этом не говорил - возмущенно или восхищенно.

Когда Гиппиус организовала Религиозно-философское собрание, на его первое заседание она явилась в черном, но просвечивающем, платье с розовой подкладкой, так что при движении казалось, что она под ним голая. Пришедшие на собрание деятели церкви были немало смущены, но Зинаида не могла отказать себе в таком милом эпатаже.

В 19 лет Зинаида Гиппиус, жившая тогда в Тифлисе, познакомилась с литератором Дмитрием Мережковским. Любовь настигла обоих мгновенно, через год пара поженилась и переехала в Петербург. Мережковский, еще молодой человек, уже обретал известность, как писатель. Но главное - он был в центре движения символистов, был знаком со многими писателями и поэтами этого направления. Гиппиус, разумеется, сразу вошла в их круг и вскоре стала центром притяжения.

Дом Мережковских превратился в литературно-философский салон, где царила Зинаида Гиппиус. Попасть в него почиталось за счастье.

Как и положено декадентке, Гиппиус была склонна к мистике. Даже свою встречу с Мережковским она считала мистической.

О ее личной жизни ходило много слухов и домыслов. Но что говорить - и у нее, и у Мережковского были увлечения, но их семейная жизнь от этого не страдала. Одно время с ними жил Дмитрий Философов, что породило очередную волну слухов.

Как бы то ни было, личная жизнь Зинаиды Гиппиус - это ее личное дело. Гораздо важнее ее вклад в русскую культуру Серебряного века, а он велик. Эта женщина создавала атмосферу русского Серебряного века, объединяла вокруг себя весь цвет тогдашней русской культуры.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Зинаида Гиппиус. ДЕКАДЕНТСКАЯ МАДОННА

Это о ней писал Бердяев в автобиографии "Самопознание": "Я считаю Зинаиду Николаевну очень замечательным человеком, но и очень мучительным. Меня всегда поражала ее змеиная холодность. В ней отсутствовала человеческая теплота. Явно была перемешанность женской природы с мужской, и трудно было определить, что сильнее. Было подлинное страдание. Зинаида Николаевна по природе несчастный человек".

Через тропинку в лес, в уютности приветной,
Весельем солнечным и тенью облита,
Нить паутинная, упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;
Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой - струною многоцветной.
Одно неясное привыкли мы ценить.
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа - проста, как эта нить.
Зинаида ГИППИУС

Увлечения, влюбленности случались у обоих супругов (в том числе и однополые). Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. Гиппиус считала, что лишь в поцелуе влюбленные равны, а в том, что должно следовать дальше, кто-нибудь обязательно будет стоять над другим. А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел. Все это позволяло называть брак Гиппиус и Мережковского "союзом лесбиянки и гомосексуалиста". Мережковскому подбрасывались в квартиру письма: "Отомстила тебе Афродита, послав жену – гермафродита".

Дмитрий Мережковский Нижний Новгород, 1890-е годы

Л.Бакст, Портрет

Л.С.Бакст. Портрет Д.В.Философова. 1898

Зинаида Гиппиус и балетный критик Л.С.Волынский. .

В конце 1890-х годов Гиппиус была в близких отношениях с английской баронессой Елизаветой фон Овербек. Происходившая из семьи обрусевших немцев, Елизаветой фон Овербек как композитор сотрудничала с Мережковским - написала музыку к переведенным им трагедиям Еврипида и Софокла, которые поставили в Александринском театре. Гиппиус посвятила Елизавете фон Овербек несколько стихотворений.

Сегодня имя твое я скрою
И вслух - другим - не назову.
Но ты услышишь, что я с тобою,
Опять тобой - одной - живу.
На влажном небе Звезда огромней,
Дрожат - струясь - ея края.
И в ночь смотрю я, и сердце помнит,
Что эта ночь - твоя, твоя!
Дай вновь увидеть родныя очи,
Взглянуть в их Глубь - в ширь - и синь.
Земное сердце великой Ночью
В его тоске - о, не покинь!
И все жаднее, все неуклонней
Оно зовет - одну - тебя.
Возьми же сердце мое в ладони,
Согрей - утешь - утешь, любя.

Из интимного дневника Гиппиус "Contes d amour" (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. "В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе - я больше мужчина, в моем теле - я больше женщина. Но они так слиты, что я ничего не знаю". Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских, исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Естественно, из этого ничего не получилось; Гиппиус написала об этой неудаче рассказ в письмах

Похоже, она так и осталась девственницей. Но их пятидесятилетний духовный союз с Дмитрием Мережковским дал русской культуре и литературе, возможно, гораздо больше, чем если бы они были традиционной семейной парой. Ее смерть вызвала взрыв эмоций. Ненавидевшие Гиппиус приходили, чтобы лично убедиться в том, что она мертва. Те, кто уважал и ценил ее, видели в ее смерти конец целой эпохи… Иван Бунин, никогда не приходивший на похороны – он панически боялся смерти и всего, что с ней связано, - практически не отходил от гроба.

Грех — маломыслие и малодеянье,
Самонелюбие — самовлюбленность,
И равнодушное саморассеянье,
И успокоенная упоенность.

Грех — легкочувствие и легкодумие,
Полупроказливость — полуволненье.
Благоразумное полубезумие,
Полувнимание — полузабвенье.

Грех — жить без дерзости и без мечтания,
Не признаваемым — и не гонимым.
Не знать ни ужаса, ни упования
И быть приемлемым, но не любимым.

К стыду и гордости — равнопрезрение.
Всему покорственный привет без битвы.
Тяжеле всех грехов — Богоубьение,
Жизнь без проклятия — и без молитвы.
1902

Я чту Высокого,
Его завет.
Для одинокого —
Победы нет.
Но путь единственный
Душе открыт,
И зов таинственный,
Как клич воинственный,
Звучит, звучит.
Господь прозрение
Нам ныне дал;
Для достижения —
Дорогу тесную,
Пусть дерзновенную,
Но неизменную,
Одну, — совместную —
Он указал.
1902

Время срезает цветы и травы
У самого корня блестящей косой:
Лютик влюбленности, астру славы.
Но корни все целы — там, под землей.

Жизнь и мой разум, огненно-ясный!
Вы двое — ко мне беспощадней всего:
С корнем вы рвете то, что прекрасно,
В душе после вас — ничего, ничего!
1903

Читайте также: