Сочинение по короленко парадокс

Обновлено: 05.07.2024

Речь идет о первом противоречии, которое автору удалось пережить в глубоком детстве. Они с братишкой играли во дворе, пытаясь выудить рыбу из старой бочки с тухлой водой, тут во дворе начал собираться народ со всей округи. К их дому подъезжала телега с очень страшным человеком, — у него не было рук, огромная голова с бородой, маленькое туловище и худые длинные ноги, похожие на лапы паука. Человека того звали Ян Криштоф Залуский.

По дворам калеку возил его родственник Матвей. Он громко объявлял, что к ним приехал феномен, который знает прошлое, настоящее и будущее. Он говорил, что тот знает, как читать мысли, и может угадать желания человека. В подтверждение этому Ян определил доктора в толпе и обратился к матери автора, сказав, что каждый кормится, как может.

Матвей говорил, что его феномен расчесывается ногами, ими же снимает и одевает шляпу и даже крестится ногами. Пока все это калека демонстрировал, провожатый живо собирал деньги в шляпу. Подняв своей длинной ногой серебряную монету доктора, калека пообещал отдать ее первому встретившемуся нищему.

Тут, за отдельную плату, Ян предложил написать афоризм на бумаге. Люди стояли, не решаясь подойти, и тогда безрукий калека подозвал автора с его братом. Мальчишки робко подошли, ловя прозорливый взгляд калеки. Тот аккуратно написал на белом листе, что человек создан для счастья, как птица для полета. Это вызвало восхищение и благодарность матери автора, и она пригласила Яна с его сопроводителем на обед, дав им денег. Отец мальчишек заметил, что подобный афоризм звучит как парадокс в устах калеки, на что Ян с подтверждением засмеялся.

Во время обеда Залуский заметил, что человек создан для счастья, но счастье не всегда создано для человека, именно поэтому у него нет рук, а у его сопровождающего пустая голова. В это время мама мальчишек кормила калеку из ложечки. После мальчики проследили за феноменом, — он действительно отдал серебряную монету нищему.

Этот случай сломал все иллюзорные представления о мире у детей, — это был их первый опыт, когда они столкнулись с реальностью и парадоксом. Ночью дети плакали, потому что им снился противоречивый феномен с его прозорливым то добрым, то грустным взглядом.

Тематика и проблематика

В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.

Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.

Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.

История написания

Сюжет и композиция

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

Продолжение после рекламы:

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

… мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни…

Герои рассказа

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Павел — лакей, человек трезвомыслящий и насмешливый

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

Брифли существует благодаря рекламе:

проблема смысла жизни в рассказе

Никифорова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Оборудование:

В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны. В.Вересаев.

Словарная работа:

парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.

После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.

Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?

Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.

Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?

Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.

Слово учителя:

2. Запись темы урока. Теория литературы.

Слово учителя:

Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.

Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.

Слово учителя:

Повествовательного текста.

3. Анализ эпиграфа.

Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?

К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.

Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?

Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.

Слово учителя:

Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.

Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.

  1. Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
  2. Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?

Каков смысл названия рассказа?

Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?

Слово учителя:

Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.

Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.

5. Беседа по 1 главе рассказа.

1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.

Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?

Настраивает на серьезное прочтение рассказа.

2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).

От чьего лица ведется повествование?

От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.

Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.

Почему автор говорит об а, царившей здесь?

Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.

Найдите в толковом школьном словаре значение слова
фантазия
. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)

Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?

Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.

Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).

Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?

Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека

Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей ? Если не нарушает, то почему?

Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.

Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?

Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.

3) Стилистические особенности произведения.

Слово учителя:

Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?

Подымались, устаревшее слово.

4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.

1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?

Слово учителя:

6.Беседа по 2-ой главе рассказа.

Чем в сюжете является 2-я глава?

2) Краткий пересказ учащимися второй главы.

Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.

Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?

Для выразительности языка рассказа.

Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?

Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.

Слово учителя:

Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.

Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?

Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.

7. Беседа по 3 главе рассказа.

Слово учителя:

В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.

Как разворачиваются действия 3 главы?

мальчики приходят во двор своего дома.

Кого из второстепенных персонажей они там видят?

: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.

Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?

Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.

Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.

Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.

Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?

Когда он смотрит на детей.

Ответы учащихся

: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.

В чем парадокс изречения Яна Залусского?

8. Беседа по 4 главе рассказа.

Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?

Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

Подтвердите это текстом.

Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.

Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?

Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.

Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?

Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.

Чем заканчивается повествование?

: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.

Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

Задание:

Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.

Ответ:

Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.

Домашнее задание:

Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.

Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

Мать вставала и крестила нас, стараясь этим защитить своих детей от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…

Для чего и во имя чего живет человек? Каково его назначение на земле? Такие вопросы хотя бы раз в жизни интересовали каждого человека.

В своем очерке “Парадокс” В. Г. Короленко также размышляет над этой проблемой.

Вспомним, как начинается рассказ. Автор описывает картину беззаботного веселого детства. Главному герою рассказа было всего десять лет, а его брату и того меньше – “около восьми”.

Дети были абсолютно беспечны, каждый день приносил им огромную радость. Они сами выдумывали себе развлечения. Во многом столь разнообразные

игры были порождением их фантазии. Именно так бывает в детстве, когда воображение ребенка рисует перед ним разные картины, одна другой краше.

Очень интересным в рассказе является упоминание о том, как главный герой и его брат ловили рыбу в огромной бадье. “Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не прийти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки…” –

повествует автор от лица героя. Рассказ о “рыбалке” свидетельствует о том, что дети практически не ощущали границы между реальным и вымышленным.

Им казалось, что в бадье можно поймать чудесную рыбку. Таким образом, читатель получает возможность убедиться, насколько отличается взгляд ребенка от мировоззрения взрослого.

Мировоззрение ребенка – это удивительный мир, в котором пока нет места несчастьям и горестям. Именно поэтому мальчикам было так тяжело смотреть на несчастного калеку, лишенного от рождения обеих рук. Безрукий шляхтич Ян Залуский произвел на мальчишек тягостное впечатление. Они были поражены и испуганы зрелищем несчастного, прикованного к коляске.

Обиженный Богом человек рассуждает о счастье, в то время как нормальные, ничем не обделенные люди стараются исключить из своего сознания даже саму мысль о том, что оно, то есть счастье, возможно.

Встреча с “феноменом” оказалась тяжелым испытанием для детей, которые пока еще не знали всех тягот жизни. Теперь уже во сне им начали сниться глаза “феномена”, “то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью…” Сам автор называет эту встречу “первым противоречием жизни, острой занозой, вонзившейся в детские сердца и умы…”

Весь рассказ Короленко пронизан мыслью о назначении человека и о смысле его жизни. Жизнь безрукого калеки кажется жалкой, и само его существование может показаться бессмысленным. Но так ли это на самом деле?

Да, действительно, феномену намного труднее заработать себе на жизнь, чем нормальным людям.

Но если вспомнить, с какой щедростью он подает милостыню старику-нищему с ребенком, то станет ясно, насколько он может быть великодушен.

Жизнь калеки не имеет ничего общего с жизнью нормальных людей, его окружающих. Но тем не менее он находит в себе силы не только жить, но и кормить своих племянников.

“Феномен” не случайно пишет детям свой афоризм о счастье. Он всерьез считает, что “человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него”. Понятие “счастье” в устах “феномена” звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь.

Противоречие жизни заключается именно в том, что человек, который может по-настоящему оценить счастье и быть судьбе благодарным за него, не в состоянии обрести это счастье. В чем может заключаться счастье, если внимательно посмотреть на героев рассказа? Счастье может быть и в иллюзорном мире детских игр, в котором пребывают дети в самом начале произведения.

Счастье – это удивительная гармония человека с окружающим миром и с самим собой.

Смысл жизни человеческой в том, чтобы любой ценой преодолевать любые препятствия, даже те, которые были предназначены судьбой с самого рождения. Жизнь Яна Залуского наверняка никогда не была счастливой. Откуда же в нем это стремление к счастью, уверенность, что человек его достоин?

Эта уверенность произрастает из его сильной души, которая помогает справляться с нравственными трудностями.

на тему человек создан для счастья как птица для полета. жизненные ситуации в рассказе парадокс короленко!! !
помогите пожалуйста. очень срочно.

Одна из центральных тем творчества Короленко -- человеческое счастье, полнота духовной жизни. "Человек создан для счастья, как птица для полета",-- говорит один из героев Короленко. Но с горькой иронией писатель называет рассказ, где произносится эта формула жизни, "Парадоксом". "Весь организм орла, -- писал в 1903 году А. В. Луначарский об этом расскаве Короленко, -- приспособлен к могучим полетам, и весь организм его есть парадокс, когда он сидит в клетке, и такой же парадокс современный человек и современное человечество". Как птица не может летать, когда у нее связаны крылья, так не может быть счастлив и человек в неволе.
Каждый из нас в самой сокровенной глубине своего сердца ощущает главное предназначение человека — быть счастливым, и каждый по мере сил пытается реализовать его в своей жизни. Почему же так плохо у нас это получается? Ответ прост: птица не может летать, если она больна или ранена, а человек несчастен именно потому, что повреждена его природа.
Залуский Ян Кшиштоф - главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо "с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами". "Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды". Ноги "длинные и тонкие", с их помощью "феномен", как его называет сопровождающий, "долгоусый" субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет па белом листке "ровную красивую строчку": "Человек создан для счастья, как птица для полета". Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчер-кивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья, подчеркивает парадокс не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление". Имен-но врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
Есть, конечно же, есть в жизни счастье! Ну а то, что мы не можем его воспринять, впитать его, наслаждаться им, — наша беда, наша проблема, наша болезнь. Ведь счастье — это совсем просто! Это полнота бытия, ощущение радости без каких-либо конкретных причин, уже от того только, что ты родился и живешь на свете. Но почему-то приходится буквально прорываться к такому, казалось бы, естественному состоянию. Как будто в зимнем троллейбусе изо всех сил дышишь на стекло, оттаиваешь его немеющей от холода ладонью, и вот, наконец, появляется маленькое окошко в мир, через которое видишь людей, дома, деревья… Но буквально на глазах его снова затягивает ледяная пелена, и опять ты сидишь, уставившись в заиндевевшее стекло.

Литературное направление и жанр

Короленко определял жанр произведения как очерк. Для рассказов очеркового типа характерно описание быта и нравственного состояния определённой среды. К новелле рассказ приближает случай, лежащий в основе сюжета и раскрывающий характер героев.

Для придания рассказу достоверности Короленко описывает историю как автобиографическую, случай из детства.

Тематика и проблематика

В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.

Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.

Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.

Сюжет и композиция

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Герои рассказа

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, - шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Художественное своеобразие

Такой загнивший мир легко потрясти, всколыхнуть, как делает это лакей Павел.

Образ птицы, на которую указывает мальчикам калека, - это символ того, к чему должен стремиться каждый человек.

Читайте также: