Сочинение по картине жан батист симеон шарден прачка

Обновлено: 05.07.2024

В темной комнате, лишь наполовину освещенной дневным светом, светлыми и относительно яркими красками нарисован передний план. На картине он представлен молодой прачкой, ребенком, скорее всего ее сыном, и сидящим с поджатыми под себя лапами котом.

Девушка занята привычной и будничной работой – стиркой. Каждое ее действие уже повторялось сотни раз, и она не обращает внимания на свое занятие, а лишь смотрит умиротворенным взглядом в окно, как будто с надеждой увидеть там скорые перемены. Простой и работящей девушке тоже хочется вырваться из всего окружающего ее быта, сменить скромную и мрачноватую комнатку на вызывающие восхищение хоромы. На ее лице даже видна небольшая улыбка, вызванная всеми этими фантазиями.

Остальные персонажи на картине вполне счастливы тем, что имеют: ребенок наслаждается занятием, которое его мать придумала для него – выдуванием мыльных пузырей, а кот – тихим сном. За дверью мы видим вторую прачку, развешивающую белье, но о ее мыслях мы можем только догадываться.

Как и подобает настоящему художнику, Шарден проявляет особое внимание ко всем деталям картины, которые позволяют передать все тяжести жизни обычных людей: деревянный бак для белья, коричнево-черный медный таз, стоящий на полу, ступу – все это он рисует с бережностью, с которой рисовались самые живописные портреты.

Жан Батист Шарден был человеком, любящим трудиться всерьез, без хитрости. Целеустремленность, настойчивость в сочетании с талантом, которым он обладал от природы, позволили ему добиться огромных высот в мире искусства. Так, на этой картине, он изобразил всего один день из жизни простого люда, наблюдая который, любой зритель посочувствует тяжелой доле матери, снисходительно улыбнется, посмотрев на ребенка, и погрузится в глубину картины со всеми этими домашними предметами, которые, как живые, максимально передают атмосферу рисунка.

На картине изображен обычный день из жизни простых людей. Передний план отличается яркими, почти сияющими цветами, и изображены на нем женщина, ребенок, корыто с мыльной водой, трехцветная кошка, дремлющая, поджав под себя лапы.

Картина получается почти идеалистическая – мать работает, и так привычна для неё эта работа, что и на собственные руки смотреть не нужно, они и так знают что делать. Она просто одета, волосы скрывает чепчик, лицо у неё простое и задумчивое.

Повернувшись к свету, то есть, к невидимому для зрителя окну, девушка смотрит на то, как проходят мимо люди, как плывут по небу облака. Может быть, там происходит что-то интересное – кого-то сбил экипаж или у соседей скандал – а, может быть, ей просто интересно отвлечься от нудной работой. Придумать историю про человека в смешной шляпе. Или мимолетно позавидовать даме в ярких алых туфлях.

Рядом с ней, на стуле, сидит мальчик. Он одет опрятно, но явно в сшитое неумелой швеей. Синий и бурый в его костюме сочетаются причудливо, чулок сполз, выделяется яркая красная лента на шапочке. Мальчик полностью поглощен своим занятием – он выдувает из мыльной пены, которая взбивается в процессе стирки, огромный радужный пузырь. Для него нет занятия интереснее, он полностью поглощен им.

Трехцветная кошка спит чуть в стороне. Она, должно быть, сыта и её не интересуют проблемы людей. Она просто дремлет, выглядя восхитительно пушистой, и, возможно, видит во сне самую огромную и вкусную котлету в своей жизни.

Задний план куда темнее, чем передний, из-за этого создается ощущение задника для сцены, слегка темноватого и засиженного мухами. Там видна дверь, таз, какие-то тряпки, и женщина, развешивающая белье, лица которой не разглядеть.

Сценка кажется обычной и в жизни могла бы показаться даже скучноватой. Но на картине, пройдя через восприятие художника, она становится куда интересней и красивее.

Картины, описание картин — Прачка. 1735 *


Описани е картины Жана Батиста Симеона Шардена: Прачка.На картине изображен обычный день из жизни простых людей. Передний план отличается яркими, почти сияющими цветами, и изображены на нем женщина, ребенок, корыто с мыльной водой, трехцветная кошка, дремлющая, поджав под себя лапы.Картина получается почти идеалистическая – мать работает, и так привычна для неё эта работа, что и на собственные руки смотреть не нужно, они и так знают что делать. Она просто одета, волосы скрывает чепчик, лицо у неё простое и задумчивое.Повернувшись к свету, то есть, к невидимому для зрителя окну, девушка смотрит на то, как проходят мимо люди, как плывут по небу облака. Может быть, там происходит что-то интересное – кого-то сбил экипаж или у соседей скандал – а, может быть, ей просто интересно отвлечься от нудной работой. Придумать историю про человека в смешной шляпе. Или мимолетно позавидовать даме в ярких алых туфлях.Рядом с ней, на стуле, сидит мальчик. Он одет опрятно, но явно в сшитое неумелой швеей. Синий и бурый в его костюме сочетаются причудливо, чулок сполз, выделяется яркая красная лента на шапочке. Мальчик полностью поглощен своим занятием – он выдувает из мыльной пены, которая взбивается в процессе стирки, огромный радужный пузырь. Для него нет занятия интереснее, он полностью поглощен им.Трехцветная кошка спит чуть в стороне. Она, должно быть, сыта и её не интересуют проблемы людей. Она просто дремлет, выглядя восхитительно пушистой, и, возможно, видит во сне самую огромную и вкусную котлету в своей жизни.Задний план куда темнее, чем передний, из-за этого создается ощущение задника для сцены, слегка темноватого и засиженного мухами. Там видна дверь, таз, какие-то тряпки, и женщина, развешивающая белье, лица которой не разглядеть.Сценка кажется обычной и в жизни могла бы показаться даже скучноватой. Но на картине, пройдя через восприятие художника, она становится куда интересней и красивее.

Анри де Тулуз-Лотрек Прачка: Описание произведения

Выполнять домашние задания было исключительно приятно – старшие друзья-художники щедро делились с новичком Лотреком списком отборнейших злачных мест и закоулков Монмартра, где жизнь просто кипела. Однажды, выходя из ресторанчика, Лотрек заметил худенькую девушку с огненно-рыжими волосами и не удержался: "Как хороша! Типичная шлюха! Вот бы написать ее!" Кармен Годен оказалась не шлюхой, а простой работницей, смирной и скромной, а потом еще и ответственной натурщицей, моделью нескольких портретов кисти Лотрека (1, 2, 3, 4).

Анри писал матери, что нашел девушку с волосами из чистого золота, рассказывал друзьям, что рыжие женщины – это для венецианцев, и был страстно увлечен Кармен.

Если и могло художника в то время что-то обрадовать больше, чем ее благосклонность, так это только признание из уст настоящего гуру, которого Лотрек боготворил и которому не видел равных во всем современном французском искусстве. Он никогда бы не посмел лично попросить Эдгара Дега взглянуть на свою мазню, это друзья Лотрека выпросили у метра хотя бы один взгляд бросить на картины Анри. Скупой на похвалы и неспособный к лести Дега был к Лотреку благосклонен, в отличие от Кармен, которая хранила верность любовнику, постоянно ее избивавшему.

Анонимный покупатель в 2005 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке купил эту картину за рекордную на тот день для Анри де Тулуз-Лотрека сумму – 22 миллиона долларов.

Автор: Анна Сидельникова

Для того чтобы глубже ощутить всю атмосферу, Архипов стремился познакомиться с работой прачек как можно ближе – мастер посетил не одну прачечную близ Смоленского рынка. Так как художник желал писать с натуры, то обстановка прачечной была воссоздана у него в мастерской, где автор мог спокойно работать.

Колорит картины сосредотачивается на светло-сером, который оттеняет сиреневый и пурпурный. Техника художника волшебным образом воплощает точную обстановку прачечной – широкими мазками передаётся глянцевый блеск мокрого пола, пар, идущий от корыт. Самым примечательным в работе являются сухие руки старухи-прачки, натруженные и обезображенные тяжёлым дешёвым многолетним трудом. Второй акцент в работе — убогое крохотное окно, пропускающее совсем немного дневного света, только усугубляющее тоскливую обыденность.

Разумеется, искусствоведы в этой работе могут отыскать много новых приёмов обобщения композиции и техники письма, однако, обычный зритель прочтет в работе, прежде всего, безысходность и вселенскую усталость.

1890 г. Холст, масло.

Абрам Ефимович Архипов Прачки: Описание произведения

Не мытьем так катаньем

Родился замысел картины чисто по-импрессионистски – благодаря внезапно посетившему впечатлению. Однажды Архипова, бродившего по Москве в поисках вдохновения, новых сюжетов и тем, занесло в полуподвальную, скупо освещенную тесную каморку, где вместе с потоками грязной воды и горячего пара испарялись, утекали сквозь пальцы красота и молодость трудившихся в ней прачек – как совсем юных, так и приближающихся к своему последнему рубежу.

Увиденное не оставляет ошарашенного живописца в покое. Архипов загорается идеей перенести пронзившее его ощущение безысходности от бесконечного цикла замачивания-стирки-полоскания на полотно. Но брать намеченную высоту с разбега он не стал, подойдя к ее покорению основательно и дотошно.

Художник еще не раз возвращается в сырой подвал, больше походивший на место отбывания наказания для преступников или один из кругов дантовского ада. В конце концов он принимает решение воссоздать мрачную атмосферу безнадеги в своей мастерской, куда приглашает для позирования прачек, доверие которых к тому моменту ему уже удалось завоевать в ходе многочисленных визитов.

Надежда умирает последней

В сравнении с первым вариантом картины, новая редакция еще более усилена беглым, широким и густым импрессионистским мазком, словно художник боялся упустить застрявший в его голове образ и стремился запечатлеть его на холсте как можно скорее. Конечно, не прошли даром трехлетние штудии в мастерской, и уже набитой рукой он воплощает в жизнь теперь окончательно оформившийся замысел.

Возможно, таким образом художник, который не хочет мириться с тем, что эта прачечная-преисподняя – последний удел героинь, оставляет девушкам шанс на альтернативный исход их жизни. Может быть, с этой мыслью он пускает на новый холст чуть больше света, прорывающегося из убогого оконца и играющего в клубах густого удушающего водяного пара.

Луч света в темном царстве

Автор: Наталья Азаренко

Картина была задумана в Москве и вдохновлена посещением прачечных, располагавшихся неподалёку от Смоленского рынка. Однако для позирования было выбрано другое место – угол в мастерской Архипова, где освещение соответствовало подвалу прачечной.

Первый вариант полотна охватывает большее количество фигур, второй более лаконичен. В первом варианте группа прачек образует композиционный круг и выглядит как единое целое. Мастерство художника передаёт их изнеможение, вызванное непомерным трудом, а эффект движения достигается через использование рефлексов света, играющего на мокрых поверхностях предметов и бледных лицах женщин. Во втором варианте картины тема тяжёлого труда раскрывается через образ старухи-прачки, сидящей возле корыта с бельем и сгорбившейся от усталости.

Колорит картины стоится на оттенках серого, пурпурного и сиреневого цветов. Широкие мазки передают блеск мокрого пола, насквозь пропитанный влагой воздух, клубящийся вокруг прачек пар и бледное освещение из крошечного окошка, край которого виден на картине.

Жан-Батист Симеон Шарден, французский живописец, один из известнейших художников 18 столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи родился в Париже 2 ноября 1699. Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля. В молодости помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. который поручал ему писать аксессуары в своих портретах.

Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами.

В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели, и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей, и отражающей мерцающий свет; пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов.

Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Предметы, изображенные в натюрмортах Шардена, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется случайным. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в., и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Шарден обогатил эту традицию; он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности.(с)

Девочка с ракеткой и воланчиком 1740, Галерея Уффици, Флоренция



Живопись Шардена отражает единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени. Во французском искусстве второй половины XVIII века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значительным художником был Шарден

Молитва перед обедом



Дама, пьющая чай



Утренний туалет



Вместе с новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода — кухонной и столовой посуды; съестных припасов — дичи, овощей и фруктов; а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда — архитекторы, художники, музыканты, ученые. Юный рисовальщик, 1737 Музей Лувр, Париж



Юная учительница



Мыльные пузыри



Мальчик с волчком



Рисовальщик



Карточный домик



Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей , образы детей и портреты взрослых отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Прачка



Кухарка, моющая посуду



Кухарка, чистящая брюкву



Разносчица



Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека Натюрморт



Корзина земляники



Натюрморт с цветами в вазе



Натюрморт с фарфоровым кувшином



Натюрморт



Но еще задолго до смерти, пришедшей к нему в восемьдесят лет, Шарден снискал всеобщее уважение как художник-философ — немыслимое среди живописцев XVIII века. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную Натюрморт с атрибутами искусств







Обучение

В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы.

Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.

Личная жизнь

В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.

Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником Королевской Академии, а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.

Натюрморты

Жан-Батист Шарден натюрморты

Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.

Поэт повседневности

Жан-Батист Шарден произведения

Все герои на его картинах заняты повседневными делами. Прачки стирают, матери обучают детей, служанки готовят, чистят овощи, ходят за продуктами, дети пускают мыльные пузыри. На некоторых картинах можно встретить домашних кошек. Все детали произведений Жана-Батиста Симеона Шардена пронизаны любовью к третьему сословию. К его тихой и размеренной жизни, его заботам и семейным ценностям. Героини его картин, несмотря на свои незамысловатые занятия, отличаются особой грациозностью и изяществом.

Неоценимый вклад

Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.

Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.

Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.

Последние годы

В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

Жан-Батист Шарден

Жан-Батист Шарден биография

Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.

6 декабря 1779 года Жан-Батист Шарден скончался.

Первая выставка

Жан-Батист Шарден картины

На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

Жан-Батист Симеон Шарден: Автопортрет с очками


Жан-Батист Симеон Шарден: Автопортрет с очками

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности

Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло.

Шарден, Жан-Батист Симеон - Заботливая няня


Заботливая няня,1747.
Холст, масло, 46.2 x 37 см.




Прачка 1736
Холст, масло. 37,5 x 42,7
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Жан-Батист-Симеон ШарденРазносчица [1739]


Разносчица [1739]

Жан-Батист-Симеон ШарденМолитва перед обедом [1740]


Молитва перед обедом [1740]

Шарден, Жан-Батист Симеон - Маленькая учительница


Маленькая учительница [ок. 1736]

Шарден, Жан-Батист Симеон - Мыльные пузыри


Мыльные пузыри [ок. 1739]

Шарден, Жан-Батист Симеон - Карточный домик


Карточный домик [1736—1737]

Шарден, Жан-Батист Симеон - Юный рисовальщик 1737. 81x65


Юный рисовальщик 1737. 81x65

В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).

Жан-Батист-Симеон ШарденСеребряный кубок [ок. 1768]


Серебряный кубок [ок. 1768]

Жан-Батист-Симеон ШарденСтакан с водой и кувшин [ок. 1760]


Стакан с водой и кувшин [ок. 1760]

Жан-Батист-Симеон ШарденТрубки и кувшин [1760—1763]



Трубки и кувшин [1760—1763]

Шарден, Жан-Батист Симеон - Фрукты, кувшин и стакан


Фрукты, кувшин и стакан

Шарден: Натюрморт с виноградом и гранатами Лувр, Париж 1763, 47x57


Натюрморт с виноградом и гранатами, 1763, 47x57
Лувр, Париж

: Шарден, Жан-Батист Симеон - Натюрморт с атрибутами искусств


Натюрморт с атрибутами искусств [1766]

В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом.

Шарден, Жан-Батист-СимеонЗнаменитый автопортрет с зеленым козырьком (1775)



Шарден, Жан-Батист-Симеон
Знаменитый автопортрет с зеленым козырьком (1775)— вершина творчества. Одна из последних работ мастера.
Бумага, пастель. Лувр, Париж

6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.


Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779)

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779) отключены

Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779), один из величайших художников XVIII века, родился в Париже в семье ремесленника. О раннем периоде его творчества почти не сохранилось сведений. Известно, что в 1724 г. он вступает в Академию св. Луки. В 1728 г. он был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры весьма необычным путем –

В 1731 г. под руководством Ван Лоо Шарден принимает участие в реставрации фресок в галерее Франциска I в замке Фонтенбло, положивших начало знаменитой школе Фонтенбло. Начав с натюрмортов, после 1733 г. он обращается также и к жанровым сценам. Его современники видели в нем художника, лишенного воображения, который, однажды выстроив определенную композиционную структуру, затем много раз к ней возвращается. В 1740 г. Шарден был представлен королю Людовику XV в Версале и вручил ему две свои картины.

В 50-е и 60-е годы Шарден становится популярным художником, натюрморты и жанровые сцены которого находят спрос и хорошо продаются, но к концу этого периода в его жизни наступает перелом. Публика, следуя изменениям вкуса и моды эпохи, теряет интерес к его произведениям. В его личной жизни происходит драма. Единственный сын, Пьер-Жан, очень талантливый и многообещающий молодой художник, получивший Гран При в Королевской академии, кончает жизнь самоубийством в Венеции в 1767 г.

Период забвения длится до середины XIX века, когда критики и коллекционеры вновь открывают живопись Шардена. Тогда становится очевидным,

Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Жанр этот вошел в моду в 18 веке под влиянием голландцев, увлечение которыми перекликалось с наметившейся в литературе тяге к простоте и естественности. Но в своих натюрмортах французские мастера обычно отталкивались не от реалистических основ голландского искусства,. а от его декоративных элементов. Этому декоративному натюрморту Шарден противопоставил свои простые, непритязательные, лишенные каких бы то ни было эффектов картины. Оп писал глиняные кувшины, бутылки, стаканы, простую кухонную посуду, окруженную фруктами и овощами, иногда рыбу или убитую дичь. Но в этих простых предметах он открыл поразительное богатство красочных оттенков, выразив с необычайной силой материальные качества вещей.


Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. 1744. Эрмитаж

Во французском искусстве 18 века Шарден был также одним из создателей реалистического портрета. Его работам в этом жанре совершенно чужды декоративные эффекты, показные позы, отличающие портреты придворных художников. Они просты по композиции, сдержанны по колориту. Исключающий всякую идеализацию, правдивый и точный в характеристиках, Шарден в то же время всегда подчеркивает моральное достоинство своих моделей. Утверждение ценности человеческой личности, столь характерное для века Просвещения, лежит в основе этих внешне непритязательных работ художника. К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портрет жены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр).

Карточный домик


Карточный домик. Около 1736—1737. Национальная галерея, Лондон

Шарден изображает мальчика, сына своего друга краснодеревщика Ленуара, строящим на столе домик из игральных карт. Стол, на который опирается ребенок, занимает в композиции центральное место и позволяет художнику ввести в пространство картины великолепно написанный натюрморт. Он начинается неожиданно и оригинально с полуоткрытого ящика на переднем плане.

В картине соединены два жанра – сцена повседневной жизни и натюрморт. Композиция построена чрезвычайно лаконично и просто. Художник с таким вниманием и любовью изображает обыденные предметы, что кажется, главной его задачей является показать зрителю, насколько они прекрасны в своей простоте. Но на самом деле за этим непритязательным эпизодом детской игры стоит более глубокий

смысл. По сути, перед нами моральная аллегория, символизирующая тщетность человеческих усилий, которые смерть разрушает с такой же легкостью, как ребенок разрушает свой карточный домик всего лишь движением руки или дуновением.

Однако трактовка темы vanitas здесь иная по сравнению с той, которая была характерна для живописи XVII века, питавшего к ней особое пристрастие. Если художники прошлого столетия обращались к таким мотивам, как череп или кладбище и особо подчеркивали драматическое начало, то сейчас вечный вопрос о смысле человеческой жизни, ее быстротечности и бренности, трансформирован в простое, лишенное трагического пафоса событие. Но от этого он не стал звучать менее остро.

Строгости построения композиции, в которой нет ничего лишнего, соответствует и лишенный внешних эффектов, почти монохромный колорит. Но, оставаясь почти исключительно в пределах коричнево-охристой цветовой гаммы, художник насыщает холст неожиданным живописным богатством разнообразных тональных нюансов и теплым, чуть красноватым светом, который излучают краски.

Автопортрет, выполненный в технике пастели, вместе с двумя другими произведениями, был выставлен в Салоне 1771 г. К этому времени было известно, что здоровья мастера пошатнулось, и он не в состоянии больше работать. Однако вещи, показанные Шарденом на этой выставке — настоящие шедевры по качеству исполнения – вызвали сенсацию. Автопортрет написан на бумаге серо-голубого тона, которая дает дополнительные, очень богатые колористические эффекты.

Читайте также: