Сочинение украинские народные песни

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Песенный жанр. Народная песня.

Цели. Ознакомить с жанром песни, основными его разновидностями, рассмотреть палитру украинской народной песни, ознакомиться с разновидностями украинских народных песен и особенностями строения, исполнения, характеров народных песен, ознакомить с фигурами исполнителей народных украинских песен Н. Матвиенко, трио Мареничей.

Развивать умение учащихся слушать музыку и давать характеристику украинским народным песням и мастерства исполнения песен известными исполнителями, давать характеристику примерам украинских народных песен в исполнении известных певцов.

Воспитывать интерес к слушанию украинской народной песни и воспитания ценностного отношения к украинскому народно-песенного фольклора.

Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему. Оборудование: музыкальный инструмент, проигрыватель, мультимедийная доска, иллюстрации к музыкальному произведению и песни или мультимедийная презентация, портреты исполнителей украинских народных песен Н. Матвиенко, трио Мареничей.

Произведения, изучаемые на уроке:

* Украинская народная песня "Ой под вишней" в обработке трио Мареничей.

* Украинская народная песня "летела зозуля" в исполнении Н. Матвиенко.

2. Новый материал для усвоения. Беседа о жанре песни и ее разновидностях.

Песня-Самый массовый и самый любимый музыкальный жанр. Она сопровождает нас всю жизнь. Но и на страницах книг мы тоже наталкиваемся на песню. Чем сходны и чем отличаются между собой песня в музыке и литературе? Попробуем выяснить.

В литературе песня-это стихотворение лирического или лиро-эпического характера, мелодичное по своему интонационному рисунку и предназначенное для пения. Различают два вида песни: народная и литературная. Между ними есть прочные связи.

В музыке жанр песни тоже имеет две основные разновидности-это народная и профессиональная песня литературного происхождения, тесно связанные между собой. Литературные песни часто приобретают настолько широкую популярность, что их начинают считать народными, а народные песни, наоборот, служат основой для авторских песен.

Профессиональные песни литературного происхождения имеют более индивидуализированную мелодию, преимущественно лирическую, и инструментальное сопровождение. Авторами таких песен становятся композиторы и поэты.

Первые образцы песен литературного происхождения появились еще в конце XVI в. впоследствии их становилось все больше. В XVIII и XIX вв. Этот вид песен влиял на фольклор. XIX век очень богат на песенное творчество, ставшее народным. Она связана с именами Ивана Котляревского, Григория Квитки-Основьяненко, Виктора Забилы, Николая Петренко, Марка Кропивницкого, Ивана Франко, Владимира Александрова и др. В XX и в начале XXI века продолжается обогащение народнопісенної копилки авторскими песнями литературного происхождения.

Песня-словесно-музыкальное произведение, предназначенное для пения.

Существуют два основных вида песни: народная песня (авторы которой неизвестны) и профессиональная песня литературного происхождения (созданная композитором и поэтом),

3. беседа об украинской народной песенной культуре.

Украинские народные песни-это фольклорные произведения, которые хранятся в народной памяти и передаются из уст в уста.

Вообще, в Украине составлено более пяти тысяч песен. По своему значению в жизни народа, по тематике, сюжету и музыкальным свойствам Украинская народная песня делится на множество разнообразных жанров.

4. Работа со схемой.

ПАЛИТРА ЖАНРОВ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

* Календарно-обрядовые: Колядки, щедривки; веснушки, гаивки; купальские, жатки и т. п

* Семейно-обрядовые: свадебные, родильные, погребальные (причитания)

• Семейно-бытовые песни : Детские, колыбельные, песни о семейной жизни

* Исторические лесные, Думы, баллады

* Казацкие, чумацкие, крепостные, бурлацкие, батрачные и заробитчанские, рекрутские и солдатские

Шуточные и танцевальные песни

* Частушки, частушки и т.д.

5. Беседа об особенностях строения жанра украинской народной песни.

Каждому жанру Украинской народной песни свойственны определенные признаки. В думах, исторических, бытовых песнях звучат социальные мотивы, освещаются события украинской истории, воспеваются реальные исторические лица или безымянные герои. Лирические песни очень эмоциональные — в них рассказывается о любви, тоску, мечты и т. др. Календарные песни связаны с определенным временем года, а обрядовые — с разнообразными обрядами украинцев.

По строению украинские песни разделяют на строфические (с повтором последней строфы) и куплетные (имеют куплеты и припев). Рефрен, или припев — повторение группы слов, строки или нескольких стихотворных строк в строфах. Часто в песне бывает инструментальное вступление и проигрыш между куплетами или строфами. Обычно народные песни имеют статический лад (мажор или минор), но бывают случаи, когда куплет и припев написаны в разных ладах.

По исполнению различают песни, исполненные а капелла (без сопровождения и с аккомпанементом (с сопровождением на музыкальных инструментах).

По характеру народные песни бывают эпические, лирические, драматические, иногда в них вкраплено танцевальные, шуточные мотивы и тому подобное. В основе каждой из разновидностей песни всегда лежит стихотворный текст.

Аколиганемент (франц. accotnpagnement — сопровождение) — инструментальное сопровождение вокального произведения.

Рефрен (франц. refrain-припев) - повторение группы слов, строки или нескольких стихотворных строк в строфах.

7. Анализ музыкальных произведений.

1. О чем рассказала вам музыка?

2. К какому жанру принадлежит каждая песня? Какая из них, по вашему мнению, напоминает профессиональное произведение?

3. Определите основные средства выразительности прослушанных произведений.

4. Кто исполнял эти произведения? Охарактеризуйте голоса певцов.

5. Выделите характерные особенности каждой песни.

8. Сведения об исполнителях песен.

Матвиенко Нина Митрофановна — 1947г. н., с. Неделище Житомирской области) - украинская певица, народная артистка Украины (с 1985 г.). В ее репертуаре много народных песен, среди них — обрядовые, лирические, шуточные, песни-баллады, украинские песни XVII—XVIII вв. Нина Матвиенко сотрудничает с известными отечественными композиторами современности: для нее пишут сочинения Евгений Станкович, Олег Кива, Мирослав Скорик, Ирина Кирилина, Анна Гаврилец и многие другие.

"Летела кукушка" - одна из песен, в которой изображен символический образ этой птицы. В украинском фольклоре издавна находили отражение знания наших предков об окружающем мире, характерные признаки и повадки животных. Образ кукушки — это безмерные слезы, тихое рыдание. Может, потому, что природа наделила эту птичку вечным безталанням, беспризорностью: кукушка ни гнезда не умеет выть, ни пары не ищет, ни детишек не лелеет — все она проникается чужим горем, чужой летам и чужому счастью счет ведет. Поэтому и пролетает в песнях Украины символом израненной души, большой неутешительной боли.

Украинский музыкальный коллектив, исполнявший песни в народном стиле в основном на украинском языке. В репертуаре группы были как фольклорные, так и профессиональные, в том числе и собственные произведения. Значительную часть народных песен аранжировали участники группы, в основном Антонина Маренич.


Исторические статьи

Культура - Украинская музыка

Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа.

Музыка в Украине появилась во времена Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

Народная музыка

Начальный период развития

Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.

На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.

В целом, первобытная музыка имела синкретический характер — песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.

В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы. Развитие первобытной музыки и стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Эта музыка и дала начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.

О практике народной песни, существовавшей в древнейшие времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отображают цельное мировоззрение первобытного человека, и раскрывает его отношение к природе и к природным явлениям.

Самобытный национальный стиль полнее всего представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных. Связи с белорусским и русским фольклором ярко прослеживаются в фольклоре Полесья.

В Прикарпатье и в Карпатах развились особенные песенные стили. Их определяют как гуцульский и лемковский диалекты.

Украинские народные песни подразделяются на многие разнообразные жанры, которым присущи определённые признаки. В этом понимании наиболее типичными жанрами украинской песни являются:

  • Календарно-обрядовые — веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские, обжинковые и другие
  • Семейно-обрядовые и бытовые— свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломийки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания и др.
  • Крепостного быта — чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.;
  • Исторические песни и думы
  • Солдатского быта — рекрутские, солдатские, стрелецкие;
  • Лирические песни и баллады.

Думы и исторические песни

В XV—XVI веках исторические думы и песни стали одним из самых ярких явлений украинской народной музыки, своеобразным символом национальной истории и культуры.

Создателей и исполнителей исторических песен и дум, псалмов, кантов называли кобзарями. Они играли на кобзах или бандурах, которые стали элементом национального героико-патриотического эпоса, свободолюбивого характера и чистоты моральных помыслов народа.

Уже в XIV—XVII и XVIII веках украинские музыканты прославились за пределами Украины. Их имена можно найти в хрониках тех времён среди придворных музыкантов, в том числе, при дворе польских королей и российских императоров. Наиболее известные кобзари — Тимофей Белоградский (известный лютнист, XVIII в.), Андрей Шут (XIX в.), Остап Вересай (XIX ст.) и др.

Народные музыканты объединялись в братства: песенные цехи, которые имели свой устав и защищали их интересы. Особенно эти братства развились в XVII—XVIII ст., а существовали до самого начала XX века, вплоть до уничтожения их советской властью.

Инструментальный фольклор и народные инструменты

Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.

Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна. Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.

Во время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для аккомпанемента к кантам и псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру.

Во времена Запорожской Сечи в оркестрах Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие сурьмы и трубы, причём литавры были среди клейнодов Запорожской Сечи, то есть были в числе символов казацкой государственности.

Инструментальная музыка стала также неотъемлемой частью городской культуры. Кроме общенациональных инструментов, таких как скрипки и бандуры, городская культура представлена такими инструментами, как столоподобные гусли, цитру, торбан. Под их аккомпанемент пели величальные песни, городские песни и романсы, религиозные песнопения.

Украинский фольклор

В XX веке к теме украинского фольклора обращались многие профессиональные и любительские коллективы Украины, также создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.

Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких украинско-американских музыкантов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др.

В советской Украине также было создано много коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д.

Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы — Филарет Колеса, Климент Квитка.

С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как „ Країна мрій ” и „ Шешоры ” , где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок - или поп-направлений. Организаторы фестиваля "Шешоры" решили подарить своему детищу новое имя - "АртПоле". Дело в том, что с 2003 года фестиваль проводился в селе Шешоры Ивано-Франковской области, но с 2007 года обосновался в селе Воробиевка (Винницкая область). "В последние годы фестиваль начал отходить от того сугубо этнического стиля, в котором были рождены "Шешоры", поэтому мы решили, что пришло время подчеркнуть новое лицо нашего фестиваля, изменив вслед за форматом и его название. Кроме того, это более корректно по отношению к тем, настоящим, географическим Шешорам, которые остались в Ивано-Франковской области", - рассказала директор фестиваля "АртПоле-2009" Ольга Михайлык .

М. Леонтович. "Щедрик", К.Данькевич. Арія Стехи із опери "Назар Стодоля" – І.Бубенко, з.а.України; М.Жербін "Пливе моя душа" – І.Бубенко, з.а.України;Г.Майборода Арія Йолан із опери "Мілана" – Я.Артеменко;М.Лисенко. Вальс Венери із опери "Енеїда" – Я.Артеменко; Обробка Т.Нікітіна. " Чорнії брови, карії очі" – Є.Васьків; А.Шашкевич, музика народна в обробці В.Йориша, “Там, де Ятрань круто в'ється" – Є.Васьків; О.Білаш. "Україна" – В.Аліфіренко; М.Лисенко. Пісня Цвіркунки із опери "Чорноморці" – В.Аліфіренко;М.Лисенко. Арія Петра із опери "Наталка-Полтавка" -.Студзінський,Українська народна пісня "Ой,верше, мій верше" – О.Арнаут-Руденко, Д.Тищенко; Г.Майборода, О.Богачук. "Димить туман" – П.Гнатенко, Б.Янівський, Б.Стельмах. "Не забудь" – П.Гнатенко, В.Дорошина; О.Білаш "Над горою місяць повен (Чардаш)" – І.Бубенко, з.а.України, Я.Артеменко, В.Аліфіренко.

народной песней, восхищаясь ее исключительной искренностью и простотой высказывания. Эту и другую интересную информацию зрителям рассказывали ведущие в оригинальных образах Вербы (Т. Марштупа), Калины (И. Леонтьева) и Юнака (Д. Гедз).

Второе отделение порадовало современными, более динамичными композициями украинской эстрады в сопровождении оркестра театра (дирижер –Заслуженный артист Украины В.Урес). Прозвучали песни: В.Тормахова. "Човник" – Чоловічий ансамбль: О.Олексішин, Є.Студзінський, Є.Васьків, М.Юрченко, К.Полторак, Д.Коньшин, П.Гнатенко, Д.Тищенко, a capella ; О. Богачук, А. Горчинський. "Троянди на пероні" – О.Галушка, ;М.Некрасов, Є.Матюшенко. "Моя мелодія" – О.Галушка;В.Крищенко, Г.Татарченко. "Чародійниця" -.Студзінський; Н.Топчий, О.Лещенко. "Запали мене як свічку" – К.Алексєєва , В.Діденко, Б.Буєвський. "На долині туман" – О.Щесняк, Ю.Рибчинський, П.Зібров. "Мертві бджоли не гудуть" – О.Щесняк;Х.Соловій. "Тримай мене міцно" – І.Перожанська;С.Мадзелян. "В темну нічку" – К.Алексєєва, І.Перожанська;М.Нітіч "Це не любов" – О.Арнаут-Руденко;О.Винник. "Вовчиця"О.Олексішин;А.Матвійчук "Дорога до себе" – А.Дерік, з.а.України;Т.Шевченко, В. Рурак. "Не тополю високую" – О.Олексішин, І.Перожанська;Ю.Рибчинський, І. Поклад."Скрипка грає" – К.Полторак; Д.Гольде,К.Меладзе. "Дивна квітка" – ансамбль "Перепілочка";В.Петрик, А.Петрик. "Ріка печаль" – ансамбль "Перепілочка", А.Кос-Анатольський. "Зоряна ніч" – І.Перожанська, К.Алексеєва, О.Галушка, В.Дорошина, В.Аліфіренко.

  • Украинские народные песни — это фольклорные произведения украинского народа, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста.

* Казачьи песни и думы

* Колядки и щедровки

* Лирические песни и баллады

* Танцы и хороводы

Связанные понятия

Городско́й рома́нс (бытовой) — разновидность русского романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор и характерные для него шаблонные каденции и секвенции, включая.

Наро́дная пе́сня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Ду́ма — лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI—XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине. Аналог исторических песен в русском фольклоре.

Банду́ра — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12—25, на современных — 53—70) частью натягиваются над грифом (так называемые басы, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).

Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Бандурист, бандурник, бандурщик — музыкант, играющий на бандуре. Слепые бандуристы, которые жили и работали в сельской среде в прошлом назывались кобзарями.

Украинский рок — культурно-музыкальное и общественно-политическое явление, возникшее на Украине в 1960-е годы под влиянием мировой музыки.

Купле́т (фр. couplet) — часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева).

Кобза́рь (укр. кобзар) — украинский народный певец, представитель эпического жанра, как правило, аккомпанирующий себе на одном из трех инструментов — кобзе, бандуре или колёсной лире.

Русская народная музыка (русский музыкальный фольклор) — традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Гагаузская музыка (гаг. Gagauz muzıkası) — музыка гагаузов, основанная в большей степени на балканских и в меньшей — на восточных мотивах.

О реке на Северном Кавказе см. КаверзеКо́бза́ — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4 (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8—10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов.

Дойна (рум. doină) — молдавская и румынская лирическая народная песня. Возникновение дойны относится к эпохе раннего феодализма. Распространена также у евреев-ашкеназов, южных славян и западных украинцев. Обычно дойна состоит из двух частей — медленной первой и быстрой второй.

Художественная декламация — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст литературного произведения произносится (без пения). Происходит из латинского (declamatio)

Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. Изучение русского фольклора началось в XIX веке. Важнейшие жанры русского фольклора — былины, песни, сказки и заговоры.

Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк) — песенный жанр, воспевающий тяжёлый быт и нравы уголовной среды; изначально ориентирован на заключённых и лиц, близких к преступному миру.

Еврейская музыка — бытовая, светская и культовая музыка еврейской диаспоры, a также творчество композиторов-евреев, пишущих на основе еврейского музыкального фольклора.

Жестокий романс — жанр русской народной песни. Возник приблизительно в середине XIX века. Время его расцвета приходится на последнюю четверть XIX — начало XX века.

Духо́вные стихи́ — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта (от лат. cantus).

Бард-рок — направление музыки, появившееся в 1970-х в Советском союзе на стыке авторской песни и рок-музыки. Одной из особенностей стиля является то, что в нём сохранена не только поэтическая преемственность, но и композиционная, звуковая и мелодическая фактура бардовской песни. Написанные произведения довольно часто строятся по повествовательному принципу баллад и романсов, без деления песни на куплеты и припев. На звук большое влияние оказал фолк-ривайвл, в особенности творчество 1960-х годов американского.

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.

Украи́нская му́зыка берёт начало от народной музыки восточно-славянских племён и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

Торба́н — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (30—40 струн), из семейства лютневых, родственен теорбе и бандуре, от которой отличается наличием навязных ладов.

Колёсная ли́ра (рыля) — струнный фрикционный музыкальный инструмент. Встречается у многих народов, в том числе и у славян, в особенности у восточных славян.

Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.

Гопа́к (укр. гопак, гоцак, козак, козачок, тропак, от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец-пляска. Существуют различные варианты танца: сольный, парный, групповой. Музыкальный размер гопака — 2/4.

Баркаро́ла (от итал. barca — лодка) — народная песня венецианских гондольеров; в ряде источников упоминается как гондольера.

Краковя́к (польск. Krakowiak) — польский быстрый танец в 2/4; форма двухколенная, ритм острый, с частыми синкопами.

Юмореска — (нем. Humoreske от Humor — юмор) — музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы.

Вокали́з (от фр. vocalise от лат. vocalis — звучный, гласный — от vox — голос) — вокальная миниатюра для голоса. Вокализ — пение, в котором не используются слова; это бессловесная, почти всегда минорная музыкальная конструкция (часть песни,романса, этюда, пьесы), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио. Вокализ в основном используется как средство развития голоса: в отношении его количественных и качественных характеристик, его вокально-исполнительской техники (вокализ является.

Читайте также: