Сочинение по картине васнецова красная площадь во второй половине 17 века

Обновлено: 07.07.2024

Найти протогород

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Работая над очередной картиной, художник прорисовывал красно-черный план-карту изображаемой территории, получался вид сверху. Красной тушью он отмечал строения, сохранившиеся до его времени, черной — здания, фасады и формы, которые приходилось реконструировать по информации в источниках. Большая часть таких карт получалась темной. К каждой работе делались не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской.

Для художественной реконструкции Аполлинарий Васнецов использовал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографические материалы, изучал средневековые планы и карты, труды историков, например, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, Василия Ключевского, Ивана Забелина. Художнику, известному среди археологов и историков, были доступны исторические материалы из московских архивов, а также из Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля.

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Полюбить столичное сердце

В Москве он сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова.

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Следуя наметившемуся культурному тренду и собственному интересу Аполлинарий Васнецов разрабатывал эскизы к картинам с Китайгородской стеной XVI века, Семиверхой башней Белого города XVII века, старым устьем реки Неглинной начала XVIII века, Пушечно-литейным двором на Неглинной.

Башни уже каменного Кремля XIV века художник рисует, заранее изучая формы их белых предшественниц.

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

В XV веке, во время правления Ивана III, возводится краснокирпичный Кремль — те стены, которые мы видим и сейчас. Поэтому его художник мог просто срисовать.

Написать энциклопедию московской жизни

Художник легко воссоздал ансамбль Красной площади — Собор Василия Блаженного, Лобное место и, конечно, Спасскую башню с кремлевской стеной. Все это он мог рисовать, стоя у Государственного исторического музея.

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Стоит вспомнить, что систематического художественного образования Аполлинарий Васнецов не получил. У художника не было даже диплома о среднем образовании, поэтому он не мог поступить в Академию художеств. В Москву он переехал, получив диплом только народного училища. Но это не помешало автору, искренне полюбившему город и свое дело, впервые реконструировать некоторые виды столицы, используя инструментарий художника.

Красная площадь, вторая половина XVII века. (Аполлинарий Васнецов)

Проверим свои ощущения и восприятия. Давно ли у нас тут был разговор о живописи? А надо, надо. Разумеется, это надо мне! А кому же ещё!? Так что, выбрал картину для разговора, долго выбирал, но нашёл ту, которая меня вдохновила. Шутка ли сказать, про живопись разговоры говаривать! Это вам не стену пинать ранним утром, когда солнышко ещё только думает.


Ладно, Васнецов. Его звали Аполлинарием. Но не о нём я здесь буду говорить, а об одной из его картин. Она называется "Красная площадь". Судя по всему, здесь изображена та самая площадь, на которой я был прошлым летом (в 2011 году), но только малость более ранняя. Скорее всего, это Красная площадь второй половины XVII века, т.е. ещё до Петра I. Возможно, Пётр I ещё тогда не родился. Ух, ты! Вот это да! Здорово, правда?

Чего только не увидишь на этой картине! Она очень театральная, очень драматичная и динамичная, несмотря на то, что это всё-таки застывшее изображение. Она пробуждает мою фантазию, и в моём воображении начинают оживать люди, изображённые на картине Васнецова.

Так получилось, что в детстве я никогда не писал сочинения по картинам художников, так что, хочется заполнить этот пробел в творческом познании мира. Тем более, мне это очень интересно, не знаю как вам. В комментариях к посту всегда можно сказать свои добрые и дружественные слова в пользу моего сайта (всё прочее удаляется без пощады, не взирая на чины и награды).

Продолжим. Какие у меня возникают чувства, когда я взираю на холст сей, сфотографированный и выложенный в глобальную сеть? Я сразу хочу установить эту художественную картину в качестве рисунка Рабочего стола на моём мониторе, а потом ещё распечатать на принтере и повесить на стену (что я сейчас уже и делаю. ). "Зачем, - спрашиваю я у себя, - зачем ты всё это делаешь, Андрей?" А, вы знаете, я не могу ответить на этот вопрос. Некоторые вещи делаются просто так. Я решил немного себя удивить и даже озадачить. Рассматривая картины Васнецова. я увидел Красную площадь!

На такой Красной площади не был не только я, но и вы, читатель. Мы оба с вами не были на такой Красной площади. Расстраивает ли это вас? Думаю, что нет, вас это ничуть не расстраивает! А, вот, я бы хотел попасть во вторую половину XVII века. Но только в шапке невидимке, знаете ли, как в 4D-аттракционе. Вы бывали в таких 4D-комнатах? Я подумал именно о них, глядя на эту глубокую и затягивающую в себя картину. (думает)

Действительно, почему бы не делать такие виртуальные 4D-путешествия по прошлым векам. Есть же компьютерные игры! А у нас будут путешествия на виртуальной машине времени в специальном 5D-шлеме. Да, наверное, создание ТАКОГО виртуального мира - это дорогое удовольствие. Слушайте, может, кто чего уже создал в этом плане? Было бы очень интересно узнать. Я не большой поклонник компьютерных игр, но это было бы мне очень интересно, друзья мои.

Ах да! Совсем забыл. Вот, посмотрите на эту картину в её полном размере, чтобы всё как следует разглядеть и запомнить:

Красная площадь. Васнецов


Я специально для вас сделал ещё одну картинку по-больше, чтобы вы сами могли всё рассмотреть в деталях и насладиться Красной площадью XVII века! Согласитесь, не каждый день выдаётся свободная минутка окунуться в глубь веков. Если вам это понравится, то мы можем продолжить экскурс в прошлые столетия. У нас появится много новых друзей, нас ждут приключения, живописные вы мои!

Что интересного можно сказать про эту картину незамутнённым взглядом? Во-первых, сразу бросается в глаза, что в картине присутствует много планов: она как хорошее 3D-кино показывает нам интересный взгляд на Красную площадь тех лет. Мы сразу с вами видим, как жили тогда люди: всё у них было вместе, а не порознь. Тут же и дети играют, тут же и суд чинят, рядышком торгуют, один из стражников спит на ступеньках, москвичи уныло прогуливаются. Потрясающая картина! Да, жизнь с тех пор значительно изменилась.

Мне было бы интересно поговорить с вами об этой картине. Что здесь видите вы? Я вам шар забросил, теперь жду ваших ответных комментариев.

Художник Аекс Фишгойт (Alex Fishgoyt), и его сюрреалистический мир Алекс Фишгойт родился в неб.

Неизвестные замки Северного Рейна — Вестфалии (Германия)Часть 1 Замки .

Драгоценные шедевры придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера Иоганн.

РОМАНТИЧНО И ТАЛАНТЛИВО. ХУДОЖНИК ЮРИЙ ЯРОШ. Юрий Ярош – талантлив.

-Поиск по дневнику

-Статистика

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). "Красная площадь во второй половине XVII века" 1925

Krasnaia.ploshad



Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Холст, масло. 122 x 177 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

.Moskva.Konec.XVII.veka.jpg



Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
Холст, масло. 125 x 178 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Moskovskiiy.Kreml


Московский Кремль при Дмитрии Донском,1922
( Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 году )
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 51 x 80 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

1026.Vasnecov.Apollinariiy.Novgorodskiiy.torg.jpg



Novgorodskiiy torg

Oborona.goroda.Bumaga.akvarel



Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век. 1918
Бумага, акварель, уголь. 64 x 92 см
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

1028.Vasnecov.Apollinariiy.Osnovanie.Moskvy.Bumaga.akvarel



Основание Кремля, 1917 ( Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году.)
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 52 x 69 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Rascvet.Kremlia.Vsehsviatskiiy.most.i.Kreml


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 x 108 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

1029.Vasnecov.Apollinariiy.Ploshad



Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
Бумага на картоне, акварель, уголь. 46 x 60 см
Государственный Исторический музей, Москва

Ulica.v.Kitaiy-gorode.nachala.XVII.veka.1900.holst.maslo.125h178.sm.jpg



Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
Холст, масло. 125 x 178 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1034.Vasnecov.Apollinariiy.Starorusskiiy.gorod.jpg



Старорусский город
Холст, масло
Архангельский областной музей изобразительных искусств

6 августа 1856 года в селе Рябово под Вяткой родился Аполлинарий Васнецов, русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, младший брат Виктора Васнецова. Исторический пейзаж был основной темой в творчестве художника. Васнецов не единожды воссоздавал архитектуру Московского Кремля и жизнь древней Москвы, обращаясь к историческим источникам, памятникам и старинным картам.

В честь 165-й годовщины со дня рождения Аполлинария Васнецова журнал Точка ART представляет избранные работы художника из коллекций Музея Москвы.

Все картины Апполинария Михайловича Васнецова позволяют с большой точностью увидеть детали быта древней Москвы. В этой акварели художник изобразил строительство крепостных стен нового поселения, которому историей было суждено стать главой всей Русской земли. Архитектурные элементы и детали, изображенные на ней, показывают глубокое погружение Васнецова в тему древнерусского деревянного зодчества.

С Боровицкого холма, находящегося у слияния рек Москвы и Неглинной, открывается панорама окрестных земель. На первом плане лежат подготовленные к строительству бревна. На небольшой площади, образовавшейся перед уже построенной маленькой церковью, собрались рабочие и бояре, обступив приехавшего посмотреть на ход строительства Юрия Долгорукого. За его спиной видны терем и другие постройки княжеского двора.

Многие свои графические работы Аполлинарий Михайлович Васнецов создавал специально для Музея коммунального хозяйства Москвы (ныне — Музей Москвы), и эта — не исключение.

На картине можно разглядеть, что Успенский собор уже построен, на Архангельском не хватает куполов, строится Благовещенский собор. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, а через реку в Замоскворечье проложен мост.

На этой картине Аполлинарий Михайлович Васнецов изображает белокаменный Кремль, построенный по приказу князя Дмитрия Ивановича в 1367 году. На переднем плане — река Неглинная со срубами бань и пристанью. Слева — проездная Боровицкая башня, справа — угловая Свиблова, современное название — Водовзводная.

Эта картина — практически документальное свидетельство уклада московской жизни в XVII веке. К показу этого полотна на заседании Комиссии по изучению старой Москвы Аполлинарий Михайлович специально подготовил доклад об истории Красной площади.

Васнецов. Строительство новых стен

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации давайте посмотрим самые яркие из них с комментариями.
Строительство новых стен. 12 век
Двор удельного князя.

Кремль при Иване Калите. Васнецов

Автор не уточняет, какого точно князя, но давая усредненную картинку времен феодальной раздробленности до возвышения Москвы в начале 14 века при Иване Калите.
Кремль при Иване Калите.

Кремль при Дмитрии Донском. Васнецов

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы
Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.

Московский Кремль при Иване 3. Васнецов


Кремль при Иване III

f54e89ad3c4c6752f960813060557276

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.
Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Васнецов

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Площадб Ивана Великого. Васнецов

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.
Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.
Троицкий мост и Кутафья башня

Книжные лавки на Спасском мосту

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.
Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Расцвет Кремля. Васнецов

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Красная площадь во второй половине 17 века

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.
Красная площадь во второй половине 17 века

Старое устье реки Неглинной

Такой Москву принял Петр I
Старое устье реки Неглинной

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.
Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век
Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена
Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

Васнецов. Семиверхая башня

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.
Семиверхая угловая башня Белого города.

Пушечно-литейный двор

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.
Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

Мясницкие ворота. Васнецов

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.
У Мясницких ворот.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.
Выход боярыни
Медведчики
Скоморохи
Вьюжит. Метель. Старая Москва
На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Улица в Китай-городе

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки
Улица в Китай-городе.

Двор князя Жемчужного

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:
Двор князя Жемчужного

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий

Аполлинарий Васнецов


Аполлинарий Васнецов

800px-Vasnetsov_am_plaque


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

Читайте также: