Сочинение по картине утро на куликовом поле 4 класс

Обновлено: 17.05.2024

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.

Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.

Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.

Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.

При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.

Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий. Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость. Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.

История создания


Замысел у автора произведения возник в 1938 году. Изначально он хотел изобразить битву на Чудском озере. Собрание материала для детального описания событий отняло у художника много времени. Изученные сведения подтолкнули Александра Павловича к новой идее. Информацию он черпал из исторической литературы. Проработав тщательно эскизы, художник создал под призмой собственного видения детали, в точности воспроизводящие события ушедших времен. Картина писалась с 1943 по 1947 год.

В качестве основного полотна художником использовался холст. Готовая работа получилась внушительного размера — 270 на 503 см.

Исторический дискуссионный клуб



Knipper et al. / PLOS ONE, 2020

Археологи изучили останки 82 людей, похороненных на кладбище V века нашей эры в Мёш-Ичеи на юге Венгрии, и смогли реконструировать историю того, как в небольшом поселении всего за два-три поколения провинциальная римская культура перемешалась с гуннской. Статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Мёш-Ичеи находится на территории римской провинции Паннония Валерия. Поселение на этом месте основали в 430-е годы переселенцы из восточной части Паннонии, которые, очевидно, бежали от гуннов.

Кладбище этого поселение и, вероятно, само поселение было заброшено в 470-е годы. Значит, оно существовало в период, когда гунны под предводительством Аттилы создали огромную империю к северу от Дуная и к востоку от Рейна, и более того, находилось как раз в пограничье между этой империей и Римом.

На мёш-ичейском кладбище похоронены 96 человек. Ученые под руководством Корины Книппер из Центра археометрии Курта Энгельхорна (Маннхайм, Германия) исследовали останки 82 из них. Особое внимание они уделяли форме черепов. Дело в том, что останки гуннов легко узнать по характерным деформациям черепов: их туго перетягивали в младенческом возрасте, чтобы придать голове удлиненную форму. Этот обычай в многочисленных письменных источниках ассоциируется именно с гуннами. Археологи нашли множество захоронений и целых кладбищ на территории империи гуннов с характерными деформированными черепами.

Также ученые анализировали содержание стронция в зубной эмали. Стронций в следовых количествах усваивается с пищей, а в пищевую цепочку попадает из почвы. Различия в содержании изотопов стронция в зубах разных людей указывает на то, что они питались едой, выращенной на разных почвах, а значит, происходят из разных местностей.

Кроме того, исследователи изучили содержание стабильных изотопов углерода и азота в костях. По ним можно обнаружить некоторые особенности питания человека. Например, если основу его рациона составляли преимущественно пшеницу и ячмень, то содержание углерода-13 в его костях будет меньше, чем если он ел много пшена.

Совместив эти данные, ученые реконструировали следующую картину. Поселение в Мёш-Ичеи основала небольшая группа людей, которые были уроженцами Паннонии и, судя по типу захоронений, придерживались римских обычаев. Примерно десятилетие спустя в поселении появилась небольшая группа (12 захоронений) людей, которые родились и выросли в другом регионе и имели другие пищевые привычки. Судя по деформированным черепам, они были носителями гуннской культуры. В более поздних захоронениях элементы разных культур — римский погребальный обряд и деформированные черепа — перемешаны. То есть за довольно короткий срок римская и гуннская культуры амальгамировались.

Археологи и ранее находили доказательства того, что гунны и римляне мирно сосуществовали в Паннонии. Это заставляет пересмотреть устоявшиеся в историографии представления о появлении гуннов в Европе как о разрушительном вторжении.

Основной сюжет

  • кольчуги;
  • шлемы;
  • звериные шкуры;
  • посконные рубашки;
  • червленые щиты.

Это позволило осуществить главный авторский замысел — передать атмосферу напряженности и готовности вести войну с противниками. Люди в боевых доспехах будто вросли в родную землю, которую не станут отдавать захватчикам. Каждый из них готов к смерти и славе. При взгляде на картину возникает эффект многоголосности.








Композиция полотна

Композицию нельзя назвать статичной. Об этом символизируют следующие элементы:

  • протянутый меч Дмитрия Донского;
  • наклонившийся вперед воин, чтобы поднять оброненный щит;
  • взятые наперевес копья;
  • натягивание тетивы лука;
  • готовность воина сражаться с топором в руках.

Бойцы находятся в движении, но пребывают в спокойном расположении духа. Кажется, что армия бесконечна, так как часть незримых фигур срезана картинной рамой. Все оружейники теснятся, в толпе появляются все новые лица, которые можно рассматривать бесконечно.

Летописные источники

Историки считают, что все произведения, дошедшие из глубины веков и посвященные великому сражению, на самом деле всего лишь вымысел. При прочтении повестей Куликовского цикла возникает вопрос: как в них могут быть описаны мелкие детали, известные только самим участникам сражения, с такой точностью?

Исследователи пришли к выводу, что такие детали, как расположение войск, молитва Мамая и описания поединков, заимствованы из других источников. Просто летописцы разбавили сказание своими домыслами.

Пример сочинения

На картине четко можно увидеть, что бой пока не начался, но рать в любой момент готова вступить в схватку с недругами. Несмотря на тишину осеннего утра, воинам не до обозрения полевых цветов и трав. Их взгляды устремлены вдаль, они пытаются увидеть приближающихся татаро-монгол. Готовность отвоевать каждый клочок родных земель просматривается и в движениях вооруженных русских воинов.

В полном вооружении они стоят, приготовив луки, арбалеты, мечи, копья и щиты к битве. Воевода уже готов дать приказ к наступлению, но пока рано. Меч еще не опущен. С минуты на минуту произойдет величайшее историческое событие, вспоминаемое сейчас потомками великих бойцов.

Живописцем не показан конкретный момент Куликовской битвы или панорама боя. Мы видим незримую русскую армию, не имеющую конца и края. В рядах стоят молодые и пожилые мужчины, ведь война не знает возрастных границ, когда нужно отстаивать честь родины.

Предыстория битвы на Куликовом поле

Летом 1380 года в Москву к князю Дмитрию Ивановичу пришла грозная весть: татарский владыка, темник Мамай, со всей Золотой ордой идет на Русь. Не довольствуясь силой татарской и Половецкой, хан нанял еще отряды бесермен (закаспийских мусульман), алан, черкес и крымских фрягов (генуэзцев). Мало того, он заключил союз с недругом Москвы литовским князем Ягайлом, который обещал соединиться с ним. Вести добавляли, что Мамай хочет совершенно истребить русских князей, а вместо них посадить своих баскаков; грозит даже искоренить православную веру и взамен ее ввести мусульманскую. Гонец князя рязанского Олега извещал, что Мамай уже перешел на правую сторону Дона и прикочевал к устью реки Воронежа, к пределам Рязанской земли.


Мамай. Художник В. Маторин

Дмитрий Иванович прежде всего прибег к молитве и покаянию. А затем послал гонцов во все концы своей земли с повелением, чтобы наместники и воеводы спешили с ратными людьми в Москву. Разослал также грамоты к соседним князьям русским, прося их как можно скорее идти на помощь с дружинами. Прежде всего явился на призыв Владимир Андреевич Серпуховской. Со всех сторон стали собираться в Москву ратные люди и подручные князья.

Между тем приехали послы Мамая и потребовали той же дани, которую Русь платила при хане Узбеке, и той же покорности, какая была при старых ханах. Дмитрий собрал бояр, подручных князей и духовных лиц. Духовенство говорило, что подобает утолить ярость Мамаеву великой данью и дарами, чтобы не пролилась кровь христианская. Эти советы были уважены. Великий князь одарил татарское посольство и отправил к хану со многими дарами и мирными предложениями посла Захария Тютчева. Плохая однако была надежда умилостивить злого татарина, и военные приготовления продолжались. По мере того как увеличивалось собиравшееся в Москву русское ополчение, росло в русских людях воинственное воодушевление. Недавняя победа на Воже была у всех в памяти. Росло сознание русского народного единства и русской силы.

Вскоре прискакал гонец от Захария Тютчева с новыми недобрыми вестями. Тютчев, достигнув рязанских пределов, узнал, что Мамай идет на Московскую землю и что к нему пристал не только Ягайло Литовский, но и Олег Рязанский. Олег приглашал Ягайла поделить Московские волости и уверял Мамая, что Дмитрий не отважится выйти против татар и убежит на север. Хан условился с Ягайлом и Олегом сойтись на берегах Оки первого сентября.

"Утро на Куликовом поле" одна из замечательнейших картин Александра Бубнова. В ней отражается исторический момент (8 сентября 1380 год). Это суровые годы, когда на русскую землю напали татаро-монголы. Предводителем нашей армии был бесстрашный Дмитрий Донской. Он величайший воин Российской державы.

На картине нам чётко видно, что боя ещё нет. Утро тихое, осеннее. Воины стоят, вглядываясь в ряды противника, ждут начала битвы. А она вот-вот должна разразиться. Мы чувствуем по взглядам солдат напряжение, они уверены в своей победе. А как иначе? Нужно отстоять каждый клочок родины, не дать врагам гулять по российской земле. Один солдат уже приподнимает щит, другой уверенно сжал топор. Пока ещё спокойно на поле. И всё же через каких-то пять минут произойдёт грандиозное историческое событие, которое будут вспоминать потомки тех героев.

Живописец показал только небольшую панораму русского войска. Но мы представляем какими огромными должны быть отряды, которые встали на защиту Отечества. Все стоят плечом к плечу, у всех наготове копья, мечи. Против монгольского ига пошла воевать вся Русь: и стар, и млад. Это мы видим на холсте Бубнова. В каждом живёт вера в победу потому, что никто не желает подчиняться вражьим законам, платить им дань. По различному оружию, которые в руках у воинов, можно понять насколько сплочён народ: в русском войске подготовленные солдаты и обычные крестьяне. Коней мало. Если оценить прошлое того времени, то невольно приходит мысль, что не все могли приобрести боевого коня и военное снаряжение.

Предводитель Дмитрий Донской (на втором плане картины) сидит на коне и правой рукой указывает в сторону неприятеля. В руке он уверенно держит меч. Войско пристально смотрит в сторону, откуда приближаются захватчики. По историческим данным, Дмитрий Донской в этом бою был серьёзно ранен.

Нам видно, что в нашем войске присутствуют хоругви, на которых изображены лики святых и Спасителя. Бойцы идут на праведный и кровавый бой с молитвой. Сам Бог благословляет их на защиту Руси.

Глядя на картину, хочется самому втиснуться в ряды с этими героями и стать патриотом своего Отечества. Многие погибли в неравном бою, но они ценой жизни спасли святую Русь от захватчиков.

Вариант №2

Александр Павлович изобразил очень важный момент. Взгляду зрителя предстаёт картина предстоящего боя. Русский народ настроен очень серьёзно, он не имеет ни малейшего желания жить под игом. Достаточно только всмотреться в их глаза. В них можно прочитать всю ненависть к неприятелю и желание поставить его на место.

Монголо-татары пришли тогда, когда их никто не просил. Внимание монголо-татар привлекли постоянные междоусобные войны князей, которые никак не могли договориться, кто чем будет заниматься. У них были только свои желания и амбиции. Каждого интересовала власть, но мало кого волновало состояние народа. Своим поведением князья подготовили замечательную почву для неприятеля, который быстро этим воспользовался.

Русский народ не знал, как выживать. Заплати налоги своим князьям, заплати налоги Орде, а на что жить? Народ жаждал свободы и независимости. Большой вклад в победу внёс Дмитрий Донской, который смог объединить другие княжества вокруг Москва. Также он поддерживал боевой дух армии.

Русский народ силён и настроен на победу. Никто не мог гарантировать русским, что многолетнее бремя наконец спадёт. Но мы боролись и не сдавались. Эти качества до сих пор являются отличительной чертой русского народа.

На картине мы видим вооруженных воинов, которые серьёзно настроены на бой. Они долго к нему готовились и наконец пришёл этот час. Враг уже на подходе. На кону стоит слишком многое: свобода и независимость народа, а также его будущее. В случае поражения, народ окажется в очень плачевном состоянии.

Нашему взгляду предстают воины разной возрастной категории: молодые, взрослые и даже пожилые. На бой выходят все мужчины. Они вооружены копьями, топорами, мечами и ножами. Для защиты используется щит. На передней стороне строя можно заметить икону. Воин поднимает её над своей головой. Это ещё раз доказывает, что русский народ надеется не только на свои силы, но и на чудо, которое вскоре свершиться. Русский народ – православный народ. Но это не значит, что русские только верят и ничего не делают. Они борются, выкладывают все силы, но рассчитывают не на себя, что и способствует победе.

Слева нашему вниманию предстаёт князь на белом коне, который показывает мечом на сторону неприятеля. Он говорит вступительную речь, после которой народ ринется в бой. На лицах бойцов не видно ни тени страха, все давно устали от рабства и желают свободы, даже ценой своей жизни.

Утро на Куликовом поле Бубнова

Утро на Куликовом поле Бубнова

Популярные сочинения

В романе много героев, и каждый из них преподносит своё мировоззрение и мнение.

Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.

Обращаясь к Куликовской битве, произошедшей в 1380 году, художник обращался и к вневременным патриотическим образам. Большую часть полотна занимают русские ратники. Видно, что это не только профессиональные воины – княжеские дружинники, но и простой народ, представители разных слоев населения, вставшие на защиту своей страны. Не столь важно было ли подчеркивание духа национального единения подобным образом навеяно представлениями пропаганды о едином советском народе или нет. Живописец объективно отобразил историческую реальность, так как в Куликовской битве, действительно, участвовало много ополченцев.

Оружие русских воинов тоже различно, что также и в полной мере соответствует историческим источникам и подчеркивает единение всего народа в борьбе с захватчиками.

На заострение внимания на роли народа указывает и фигура предводителя (это абстрактный образ, так как известно, что Дмитрий Донской был тяжело ранен, сражаясь в первых рядах), стоящая не на переднем плане. Его роль в картине не ключевая, но она важна. Предводитель указывает войску вперед и все смотрят в этом направлении. Это должно показать, что, несмотря на достигнутую великую победу, успокаиваться рано, остались еще враги и борьба не окончена.

Художник изобразил стяги с ликами Спасителя и святых. Это придает полотну историческую достоверность, а также показывает, что идеологический нажим советской власти после войны был заметно ослаблен.

На картине сравнительно мало конных воинов. Скорее всего, так и было в реальности, хотя данные об этом до нашего времени не дошли. Позволить себе купить боевого коня, доспехи и уделить значительное время для тренировок простые люди, конечно, не могли. Эта деталь должна была в очередной раз показать простым людям, что защита Родины – это дело не столько властей, сколько их самих.

Русские воины занимают большую часть пространства картины. На ней не изображены мертвые тела. Картина посвящена не скорби по погибшим, но прославлению силы русского оружия и народа.

Описание 2

На масштабном полотне "Утро на куликовом поле" художник изобразил тот самый момент, в который все собравшиеся испытывая страх и трепет пребывают в ожидании начала боя. По их всеобщему напряжению видно, что битва вот - вот должна разразиться. Русские храбрые войны наблюдают перед собой огромное татарское войско. Татары с ожесточенным настроем рвутся в бой, чтобы намертво биться за каждую долю чужой земли.

У них есть огромное желание захватить всю территорию, с которой можно будет собирать налоги. Они даже не могут себе представить, что русское войско и не подумает отступиться, оно готово сразиться не на жизнь, а на смерть. Русские не желают платить дань своим врагам и жить в их подчинении на незаконно захваченной территории.

Автор работы демонстрирует тот факт, который даёт понять, что люди со всей русской земли пришли на её защиту. Народ разных возрастных категорий и сословных принадлежностей вышел на оборону своей дорогой, любимой и родной земли от вражеских ополченцев. Художник выводит на первый план народную массу, которая с каждым своим рядом становится все гуще и вдалеке не видно конца этой бесчисленной рати.

Народная толпа изображена подобно мощной лавине, которая льется из ниоткуда. Она готова биться с огромным вражеским войском и ни при каких обстоятельствах не терять своей земли. Уже скоро начнётся кровопролитная схватка, которая принесёт заслуженную победу одной из сторон.

Внимание привлекает центральный образ старика, который оперся на насадку для острия копья, выполненную из дерева. Сзади старика стоит войско, которое будто замерло из-за его остановки. Старик чего-то выжидает, будто выбирает подходящий момент для молниеносной атаки.

Значительную часть картины занимает изображенная художником трава и поле - это все просторы русской земли, на защиту которой вышел народ. Скорее всего автор намеренно применяет подобные приемы, чтобы показать всю ценность русской земли.

С помощью красок, сюжетных линий и персонажей художник передает подлинное настроение всей картины. Напряженное чувство держится на протяжении всего времени пока смотришь на картину, каждый изображенный на ней человек пребывает в страхе и боевой готовности проявить мужество. Никто из участников битвы не знает исхода данного противостояния, но каждый старается по максимуму вложить свою силу для победы. Ни одному не жалко жизни за родную землю.

Бубнову в полной мере удалось передать сплоченность и единство русского народа. Народа, который побеждает!

Описание настроения картины Бубнов - Утро на Куликовом поле

Популярные сегодня темы

Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.

На картине нам чётко видно, что боя ещё нет. Утро тихое, осеннее. Воины стоят, вглядываясь в ряды противника, ждут начала битвы. А она вот-вот должна разразиться. Мы чувствуем по взглядам солдат напряжение, они уверены в своей победе. А как иначе? Нужно отстоять каждый клочок родины, не дать врагам гулять по российской земле. Один солдат уже приподнимает щит, другой уверенно сжал топор. Пока ещё спокойно на поле. И всё же через каких-то пять минут произойдёт грандиозное историческое событие, которое будут вспоминать потомки тех героев.

Живописец показал только небольшую панораму русского войска. Но мы представляем какими огромными должны быть отряды, которые встали на защиту Отечества. Все стоят плечом к плечу, у всех наготове копья, мечи. Против монгольского ига пошла воевать вся Русь: и стар, и млад. Это мы видим на холсте Бубнова. В каждом живёт вера в победу потому, что никто не желает подчиняться вражьим законам, платить им дань. По различному оружию, которые в руках у воинов, можно понять насколько сплочён народ: в русском войске подготовленные солдаты и обычные крестьяне. Коней мало. Если оценить прошлое того времени, то невольно приходит мысль, что не все могли приобрести боевого коня и военное снаряжение.

Предводитель Дмитрий Донской (на втором плане картины) сидит на коне и правой рукой указывает в сторону неприятеля. В руке он уверенно держит меч. Войско пристально смотрит в сторону, откуда приближаются захватчики. По историческим данным, Дмитрий Донской в этом бою был серьёзно ранен.

Нам видно, что в нашем войске присутствуют хоругви, на которых изображены лики святых и Спасителя. Бойцы идут на праведный и кровавый бой с молитвой. Сам Бог благословляет их на защиту Руси.

Глядя на картину, хочется самому втиснуться в ряды с этими героями и стать патриотом своего Отечества. Многие погибли в неравном бою, но они ценой жизни спасли святую Русь от захватчиков.

Вариант №2

Александр Павлович изобразил очень важный момент. Взгляду зрителя предстаёт картина предстоящего боя. Русский народ настроен очень серьёзно, он не имеет ни малейшего желания жить под игом. Достаточно только всмотреться в их глаза. В них можно прочитать всю ненависть к неприятелю и желание поставить его на место.

Монголо-татары пришли тогда, когда их никто не просил. Внимание монголо-татар привлекли постоянные междоусобные войны князей, которые никак не могли договориться, кто чем будет заниматься. У них были только свои желания и амбиции. Каждого интересовала власть, но мало кого волновало состояние народа. Своим поведением князья подготовили замечательную почву для неприятеля, который быстро этим воспользовался.

Русский народ не знал, как выживать. Заплати налоги своим князьям, заплати налоги Орде, а на что жить? Народ жаждал свободы и независимости. Большой вклад в победу внёс Дмитрий Донской, который смог объединить другие княжества вокруг Москва. Также он поддерживал боевой дух армии.

Русский народ силён и настроен на победу. Никто не мог гарантировать русским, что многолетнее бремя наконец спадёт. Но мы боролись и не сдавались. Эти качества до сих пор являются отличительной чертой русского народа.

На картине мы видим вооруженных воинов, которые серьёзно настроены на бой. Они долго к нему готовились и наконец пришёл этот час. Враг уже на подходе. На кону стоит слишком многое: свобода и независимость народа, а также его будущее. В случае поражения, народ окажется в очень плачевном состоянии.

Нашему взгляду предстают воины разной возрастной категории: молодые, взрослые и даже пожилые. На бой выходят все мужчины. Они вооружены копьями, топорами, мечами и ножами. Для защиты используется щит. На передней стороне строя можно заметить икону. Воин поднимает её над своей головой. Это ещё раз доказывает, что русский народ надеется не только на свои силы, но и на чудо, которое вскоре свершиться. Русский народ – православный народ. Но это не значит, что русские только верят и ничего не делают. Они борются, выкладывают все силы, но рассчитывают не на себя, что и способствует победе.

Слева нашему вниманию предстаёт князь на белом коне, который показывает мечом на сторону неприятеля. Он говорит вступительную речь, после которой народ ринется в бой. На лицах бойцов не видно ни тени страха, все давно устали от рабства и желают свободы, даже ценой своей жизни.

Другие темы: ← Поединок Пересвета с Челубеем Авилова↑ РазныеКрестьянские дети Шмаринова →







Описание картины

На полотне художник показывает не саму битву, а ее ожидание. В фокусе оказалась маленькая часть русского войска, его первые ряды. Отдаленные фигуры скрыты туманом. Это достоверная деталь. Действительно, в день битвы на Куликовом поле утро была туманное. Историческое событие произошло в 1380 году 8 сентября. На картине видно, что сейчас ранняя осень. Воины стоят, скрытые выше колен начинающей желтеть луговой травой. Белесый налет на растительности и туман создают впечатление легкой утренней прохлады, характерной для конца лета.

Воинство стоит в напряжении. Люди смотрят вперед, ожидая атаки или команды к наступлению. Их статичность обманчива. Воины готовы к стремительному движению. Один проверяет тетиву лука, другой поднимает щит, третий приготовил большой топор. Все готовы немедленно пустить оружие в ход и смотрят вперед — на врага.

Их устремленность подчеркивается жестом князя Дмитрия Донского, направившего меч. Он показывает, где находится враг.


На полотно попало всего несколько метров фронта русского войска. Некоторые фигуры обрезаны рамой с обеих сторон. В центре внимания находятся три воина, вооруженных копьями, щитами и топорами. Люди одеты в кольчуги, под ними длинные светлые рубахи. На головах надеты кованые шлемы и кожаные шапки. За центральными фигурами стоит основная масса. Вверх устремляется целый лес стягов и копий.

Популярные сочинения

  • Новогодние хлопоты — сочинение (4 класс, русский язык)
    Люблю новогоднюю суету. В это время действительно радуешься заботам и ждёшь чего-то волшебного. Ведь Новый год – это грандиозный праздник для всего мира и просто хорошее время для чуда.
  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева
    В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.
  • Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова
    В произведениях А.Чехова можно встретить не только тонкую сатиру. Талантливый прозаик обладал наблюдательностью опытного психолога. Рассказ о маленьком человеке

Несколько интересных сочинений

На челе великого или главного полку стояла собственная дружина великого князя и развевалось его большое черное знамя с вышитым на нем ликом Спасителя. Дмитрий Иванович снял с себя златотканую великокняжую приволоку; возложил ее на любимца своего боярина Михаила Бренка, посадил его на своего коня и велел носить перед ним большое черное знамя. А сам покрылся простым плащом и пересел на другого коня. Он поехал в сторожевом полке, чтобы впереди его собственноручно ударить на врагов.

Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга. Русское воинство отличалось червлеными щитами и светлыми доспехами, сиявшими на солнце; а татарское от своих темных щитов и серых кафтанов издали походило на черную тучу. Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились. С татарской стороны выехал на Куликово поле воин огромного роста, подобный Голиафу, чтобы по обычаю тех времен начать битву единоборством. Он был из знатных людей и назывался Челубей.

Победа Пересвета. Художник П. Рыженко

Тогда двинулись обе рати. Дмитрий показал пример воинской отваги. Он переменил несколько коней, сражаясь в передовом полку; когда же обе передовые рати смешались, отъехал к великому полку. Но дошел черед до этого последнего, и он опять принял личное участие в битве. А хан Мамай наблюдал сражение с вершины Красного холма.



Куликовская битва. План

Пешая русская рать уже полегла в бою. Пользуясь превосходством в числе, татары расстроили наши передние полки и стали напирать на главную рать, на полки Московский, Владимирский и Суздальский. Толпа татар прорвалась к большому знамени, подрубила у него древко и убила боярина Бренка, приняв его за великого князя. Но Глеб Брянский и Тимофей Васильевич успели восстановить порядок и опять сомкнуть большой полк. На правой руке Андрей Ольгердович одолевал татар; но не дерзал гнаться за неприятелем, чтобы не отдаляться от большого полку, который не подвигался вперед. На последний навалило сильное татарское полчище и пыталось его прорвать; и тут многие воеводы уже были убиты.

Дмитрий и его помощники поставили в Куликовской битве полки таким образом, что татары не могли их охватить ни с какой стороны. Им оставалось только где-либо прорвать русский строй и тогда ударить ему в тыл. Видя неудачу в центре, они с яростью устремились на левое наше крыло. Здесь некоторое время кипел самый ожесточенный бой. Когда начальствовавшие левым полком князья Белозерские все пали смертью героев, этот полк замешался и стал подаваться назад. Большому полку угрожала опасность быть обойденным; все русское войско было бы приперто к Непрядве и подверглось бы истреблению. Уже раздавались на Куликовом поле неистовое гиканье и победные клики татар.

И. Глазунов. Временный перевес татар

Но уже давно князь Владимир Андреевич и Дмитрий Волынец из засады следили за битвой. Молодой князь рвался в бой. Нетерпение его разделяли и многие другие пылкие юноши. Но опытный воевода сдерживал их.

Жестокая Куликовская битва длилась уже часа два. Доселе татарам помогало еще то обстоятельство, что солнечный свет ударял русским прямо в очи, и ветер дул им в лицо. Но мало-помалу солнце зашло сбоку, а ветер потянул в другую сторону. Уходившее в беспорядке левое крыло и гнавшая его татарская рать поравнялись с дубравой, где стоял засадный полк.

На поле Куликовом


Молитвой облегчил душу Пересвет, принял благословение от священника, низко всем поклонился, попросил у всех прощения. Серебрится его шлем, снял он схиму, данную ему св. Сергием. Затем сел на боевого коня и пустил его во всю прыть. И пика у него огромная. Навстречу летит татарский богатырь. Всадники все ближе и ближе. Изготовились пики. На полном скаку, почти одновременно вонзают они их друг в друга. Удар Челубея, удар Пересвета. Такая мощь была в ударах, что кони у них едва устояли и осели на зад. Все замерли на поле. Что там? У кого победа? Видят все — рухнул татарский богатырь, а второй — в седле, и везет его конь в русский стан. Но оба богатыря погибли. Однако победа была за Пересветом, он добрался до своих.

Сочинение 2

Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.

Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми. Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю. Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.

Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой. Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.

Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.

Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.

Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.

При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.

Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий. Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость. Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.

Сочинение 2

Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.

Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми. Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю. Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.

Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой. Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.

Бубнов пишет период практически перед самым сражением. Когда вот-вот войско ринется вперед для того чтобы практически полностью пасть и окропить землю собственной кровью. Именно этой жертвой создать спокойствие и защиту для всех тех, кто остался позади, для всех тех, кто остался работать на русской земли, растить детей и хранить веру.

Дмитрий Донской сидит на коне в довольно простом доспехе, он похож на остальных воинов и ничем особенным не выделяется. Тем не менее, именно он указывает в направлении врагов. Своим мечом он направляет остальных людей.

Безусловно, остальные воины и без Донского знают, где стоят вражеские войска и куда потребуется двигаться. Указание мечом на врагов имеет совершенно иной смысл, тут не какое-то практическое значение, но в большей степени сакральное, которое призывает и объединяет всех людей в едином векторе. По сути, они концентрируются на кончике меча князя, там сейчас заключена вся сила и целостность народа.

Дмитрий Донской указывает не рукой, а именно мечом и этим обуславливается цель, которая объединяет людей, этой целью является освободительная война, которая позволит русским избавиться от татарского гнета и сохранить себя как единую нацию. Следует также отметить наличие на картине существенного количества стягов с изображением икон. В частности мы видим типичные для русского православия стяги со Спасом и Богородицей, которые считаются защитниками русской земли.

Эти иконы, которые русские берут с собой на битву, указывают на другой существенный аспект: русские сражаются не только за собственную землю, но и за собственную веру, за веру христианскую и веру милосердную. Войско Донского ведет войну освободительную и тем самым фактически проявляет милосердие к захватчикам, так как не позволяет совершить зла, устраняет возможность поругания христианской веры.

Описание картины Утро на Куликовом поле

Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

Картина Утро на поле Куликовом рассказывает о периоде, когда Русь стремилась освободиться от посягательств монголо-татар на свои земли и Куликовская битва стала квинтэссенцией этой борьбы.

Предводителем войска был Дмитрий Донской, который сделал огромное количество полезных дел для собственного народа. На этой картине он является центральной фигурой композиции, но художник не выделяет его каким-то особенным образом, как иногда делают на других картинах.

Благодаря этому создается композиционная целостность картины, которая говорит о единстве народа. Князь тут является только своеобразным указателем, он наводит меч, обращая его на монголо-татар, на войско, которое стремится завоевать родные земли. В остальном он похож на остальных воинов, тоже в простых доспехах, бородатый мужчина, которого легко спутать с любым другим представителем этого народа.

На фоне за Дмитрием Донским располагается стяг со Спасом. Таким образом художник указывает на силу, которая ведет князя и его войско, на веру, которая скрепляет этих людей. Благодаря такой детали зрители, которые смотрят на картину, понимают – эта война является священной, люди объединились для того чтобы отстоять свою веру и свою землю.

Безусловно, православная вера имела существенную роль в борьбе русского народа и защите русской земли от захватчиков. Именно поэтому на лицах и в позах воинов на этой картине мы видим выражение благородной ярости и праведного гнева, который призван для того чтобы отстоять свою землю. В рядах воинов мы видим и стар и млад, людей самых разных возрастов и в этом тоже проявляется сплоченность народа.

Картина навевает патриотические настроения, хотя и может также быть немного печальной. Ведь многие из этих людей не вернуться из битвы, они останутся лежать на поле. Как мы знаем из истории, Куликовская битва унесла много людей, но при этом стала поворотной в судьбе русского государства.

Конечно, глядя на такую картину, мы можем много рассуждать о бессмысленность войны, но можем рассуждать об этом во многом только благодаря подвигу людей, которые однажды вышли на Куликово поле. Героизм этих людей позволил сохранить русскую культуру и русскую веру в той форме, в которой они прошли сквозь века и достигли нашего времени. Поэтому не следует искать чего-то негативного в этой картине, ведь в героическом подвиге народа всегда есть смысл и красота.

Описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

Несколько интересных сочинений

Наступает время наконец-то найти ответ на вопрос: Кем я хочу быть?. После долгих раздумий, я поняла, что хочу стать медсестрой.

Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься.

Читайте также: