Сочинение по картине тарас бульба художник п соколов 7 класс

Обновлено: 30.06.2024

Диктанты

Тексты с заданиями помогут подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями.
Подробнее

Писатели

Расширяем свои представления о жизни и творчестве писателей, чтобы глубже понять их произведения.
Подробнее

Художники

Разные художники иллюстрируют

Среди первых авторов-иллюстраторов имя украинского поэта и художника Тараса Шевченко (1814—1861). Однако его рисунок, созданный в 1842 году, когда он учился в Академии и познакомился с переработанной Гоголем второй редакцией повести, не публиковался и был найден только в 1951 году в фондах Эрмитажа. Рисунок изображал сцену приезда сыновей Тараса Бульбы домой.

Живописец сумел передать характерные бытовые подробности украинской жизни: за массивными воротами слева видны кони и казак, сидящий на них, на улице за оградой виден столб-карусель, справа мазанка с круглыми оконцами в массивной раме, в центре слева, у раскидистого могучего дерева, стоит Тарас, в центре справа в чёрных длинных свитках замерли здоровенный усатый детина Остап и скромный, застенчивый Андрий. Старший уже сбросил на землю свою соломенную шляпу (брылю), засучил рукав, чтобы постоять за себя, младший покорно и робко смотрит на отца. Фигура матери, пытавшейся образумить спорщиков, расположена посередине, словно водораздел между вздорным мужем и ненаглядными детьми.

Михаил Микешин (1836—1896) в 1859 году сделал карандашный набросок Тараса, сидящего за столом. Трудно подобрать к рисунку подходящий конкретный эпизод из повести. Вероятнее всего, здесь герой изображён после того, как был пленён его старший сын Остап.

Встреча Тараса Бульбы с Остапом и Андрием лишена деталей и подробностей обстановки. Мы видим приготовившегося биться на кулачках отца и очень робких безусых юношей, хлопцы растерялись и не знают, что предпринять. Движение правой слегка поднятой руки и чуть наклонённая вперёд фигура Остапа убеждает нас в том, что старший сын возражает отцу и готов отстаивать свою честь, а вот младший, спрятав руки за спину, находится под материнской защитой.

На рисунке ко 2 главе повести изображена спальня красавицы: на переднем левом плане в изумительно подвижной фигуре прекрасной польки, наклонившейся к шкатулке с драгоценностями, чтобы посмеяться над робостью бурсака, проявляется её весёлый нрав. Напротив, в обездвиженном смущённом Андрии, безвольно замершем в неловком виде с украшениями во рту и на ушах, заметно волнение и обожание, словно он готов вынести всё, что только девушка ни придумает.

Главе 9 предназначен рисунок, изображающий Тараса у трупа убитого сына: по центру расположена величественная фигура отца, опирающегося на ружьё, он замер и смотрит на убитого сына, а на дальнем планы видны огонь и клубы дыма у крепости, скачущие всадники, но здесь словно замерло время. Андрий лежит на спине, раскинув руки и ноги, справа от него упал рыцарский шлем с пышным султаном. Контрастное сочетание ярко-красного кафтана и шароваров Тараса и синей повязки на рукаве и украшения на шлеме сына усиливает напряжённость сцены.

В подарочном издании повести 1952 года иллюстрации выполнил Александр Герасимов (1881—1963), первый президент Академии художеств СССР. Эти картины воспевали былинную силу и удаль героев-запорожцев. Живописец создал акварельные рисунки к 1, 6, 11, 12 главам, выбрал такие сцены, которые ещё никто до него не иллюстрировал. Рисунки отличаются красочностью и детальной проработкой эпизодов.

Сцена приезда Остапа и Андрия была интересна многим талантливым художникам. Казалось бы, что ещё нового можно привнести в известный эпизод? И вот посмотрите, какие находки есть у Герасимова. Бульба встречает сыновей сидящим на скамье у стола с дымящейся трубкою в руках, он подшучивает над Остапом, и видно, как распалился старший сын, схватившись обеими руками за пояс на талии и глядя исподлобья на отца. Бедная мать не посмела даже и подойти к своим сыновьям, боясь строгого мужа, но по движениям её рук можно определить, что она готова броситься на помощь детям.

Введены персонажи, о которых у Гоголя не сказано ни слова. Например, дворовый пёс приблизился к Андрию, стоящему слева от брата, а он не обращает на него внимания, устремив свой взгляд на отца, смиренно держа соломенную шляпу перед собой. Справа на крыльце хаты замерла от страха служанка, которая робко выглядывает из-за стены, чтобы посмотреть на хлопцев. Художник обращает наше внимание на детали украинского быта: на висящую под крышей сетку для ловли птиц, на полотенце и большую чашу на столе, на типичные детали в одежде героев.

Читайте также: