Сочинение по картине свобода ведущая народ

Обновлено: 30.06.2024

Полотно было создано на основе событий, произошедших в июле 1830 года — революции, которая положила конец так называемой Реставрации монархии Бурбонов.

В центре картины мы видим женщину, и вовсе нетрудно догадаться, что она олицетворяет свободу. На ее голове фригийский колпак — этот головной убор использовался племенами Фракии, Дакии и Фригии. Известно, что в Риме и Греции такие шапки носили только свободные простолюдины (ремесленники, мелкие торговцы и т.д.). То есть, раб, обретавший свободу, получал право носить этот фригийский колпак.

В правой руке женщина держит триколор — флаг республиканской Франции, а в левой — мушкет. Она шагает босая, под ее ногами трупы павших бойцов. Ее обнаженная грудь символизирует самоотверженность, с которой революционеры шли в бой. Вместе с тем эта деталь придает полотну необыкновенной динамики: разорванное платье спадает вниз, отчего сама фигура оживает, несется вперед на баррикады.

Делакруа удалось соединить необыкновенный реализм с аллегорической подоплекой полотна. По сути, это небольшой эпизод уличных боев, потому что подобное творилось повсеместно, но вместе с тем, он пытается показать, что свобода ведет всех. Не только мужчину в цилиндре, но она появляется везде и всюду, напоминает о себе, когда дух бойцов может пошатнуться.

Современники Делакруа прообразом Свободы считали ставшую легендарной прачку Анну-Шарлотту, вышедшую на баррикады, чтобы отомстить за смерть своего брата. Мужчина в цилиндре часто расценивается как автопортрет художника, но более вероятно, что это, Этьен Араго — фанатичный республиканец, снабжавший повстанцев оружием. Также мы видим рабочего — фигура взмахивающая клинком. Этот персонаж отображает весь рабочий класс в целом, поскольку эти люди отыграли огромную роль в “трех славных днях”.

На переднем плане лежит распластавшееся тело в белой рубахе. Специалисты считают, что этот полуодетый труп является погибшим братом той самой Анны-Шарлотты. Его смерть побудила сестру взобраться на баррикады и и восстановить пошатнувшееся мужество повстанцев.

Delakrua-Ezhen-svoboda-vedusshaya-narod

На картине изображён разгар сражения на улицах Парижа, отряд восставших, несмотря на потери, движется под градом пуль к своей цели. Перед ними, с флагом Французской республики и ружьем в руках изображена женщина. Это и есть Свобода, она ведёт повстанцев к победе. На голове ее колпак, который был в моде у якобинцев того времени, грудь обнажена — она готова броситься на штыки королевских солдат. Разнообразие нарядов повстанцев говорит о том, что на улицы Парижа вышли бороться против тирании люди самых разных профессий и достатка.

Несмотря на то, что Делакруа не принимал непосредственного участия в уличных боях, на картине он изобразил и себя, чтобы показать одобрение и единение с борцами за свободу.

Год написания картины: 1830.

Размеры картины: 260 x 325 см.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Галерея: Лувр, Париж, Франция.

1 Комментарий

Для меня одно остаётся загадкой, понятно что у свободы грудь обнажена — она готова броситься на штыки королевских солдат, но мужик на переднем плане без трусов, чем хотел бросится на штыки королевских солдат?

Предыстория

Такие изменения вызвали народное возмущение, что и послужило началом Июльской революции. Жители Парижа восстали против власти, свергли короля и за три дня назначили новое правительство.

Эти неординарные и поистине великие исторические перемены не могли не отразиться в искусстве. Эжен Делакруа, выдающийся французский художник решил отразить Июльскую революцию, свидетелем которой был сам.

Процесс создания

Процесс работы над полотном нельзя назвать простым. Делакруа создал более трёх десятков эскизов, что помогли ему подобрать образы и создать композицию самого творения. Заключительная версия картины создавалась более трёх месяцев.

На мой взгляд, полотно стало своего рода “оружием” художника, что воспевал революцию и победу интересов народа над безнаказанностью монархов.

Живописец несколько раз проводил эксперименты сочетания красного и чёрного цветов, что передавали драматизм и эмоциональный накал картины. Делакруа приобщал к работе своих натурщиков, с которых написал основные образы полотна.

Более того, живописец создал несколько эскизов неба. Его целью был поиск идеальных цветовых пропорций и решений, чтобы в оттенках небосвода публика увидела цвета французского флага.

В руках женщины - флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью

В руках женщины – флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью

Картина должна была напоминать королю Луи-Филиппу I о том, что именно решение людей и победа революции сделали его монархом, о том, что наивысшая власть – это власть простого народа.

Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться

Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться

Критик Илья Доронченков так отзывался о творении французского живописца:

“У Делакруа получается здесь то, чего почти никогда не получается у художников XIX века… Ему удается в одной картине — очень патетической, очень романтической, очень звучной — соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, и символы”.

На картине Эжена Делакруа присутствует немало персонажей, однако главным образом остаётся именно Свобода. Как считают искусствоведы, в образе женщины, направляющейся вперёд, изображена Марианна, символ революции во Франции.

Художник сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта

Художник сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта

С другой стороны, сама суть Марианны является аллегорией республики. Живописец сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта. Голову её украшает фригийский колпак, что символизировал свободу во времена первой французской революции.

В руках женщины – флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью. Обнажённая грудь Свободы подчёркивает самоотверженность французского народа. Босая, она направляется вперёд, переступая через погибших людей. Кажется, что ещё мгновение – и сама Свобода шагнёт из картины к нам.

Босая, она решительно направляется вперёд, переступая через погибших людей

Босая, она решительно направляется вперёд, переступая через погибших людей

Символы картины

Помимо основного образа, стоит обратить внимание и на многие символы, “зашифрованные” в картине. Посмотрите на убитых людей, лежащих у ног Свободы. В нижней левой части картины мы видим погибшего горожанина, раздетого мародёрами. Это – брат прачки Анны-Шарлотты, что присоединилась к революционерам после его смерти.

Напротив него – фигура убитого гвардейца, что отождествляется с беспощадностью революции и напоминает о потерях с каждой и сторон.

Рядом со Свободой – подросток, которого также считают исторической личностью. Предположительно это д’Арколь, что стал во главе отряда, атакующего Граевский мост. Он, как и многие другие революционеры, погиб во время боя.

Этого маленького гения парижских баррикад через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

Этого маленького гения парижских баррикад через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

Свобода, ведущая народ - картина Эжена Делакруа

Кратко о полотне:

Дата создания:1830 год
Оригинальное название:La Liberté guidant le peuple
Вид искусства:живопись
Стиль:романтизм
Жанр:историческая живопись,
символическая живопись
Техника, материалы:масло, холст
Размер:260 x 325 см
Местонахождение:Лувр, Дворец великих герцогов

Правящий тогда король Карл X не скрывал своего явного стремления восстановить абсолютное правление во Франции. Он был гораздо более консервативен, чем предыдущий правитель, его брат Людовик XVIII. 25 июля 1830 года Карл X издал пять указов. В первом постановлении правитель приостановил свободу печати, ограничив право издавать газеты. Отныне их могли выдавать только люди, получившие его особое согласие. Палата депутатов была распущена вторым постановлением. Третья ограничивала право голоса только для самых богатых граждан, а четвертая была дополнением к предыдущей и определяла точный порядок проведения выборов.

Июльская революция была прямым вдохновением для Эжена Делакруа, изобразившего события на холсте. Сам художник не принимал участия в массовых беспорядках, но встал на сторону революционеров. Он закончил работу в память о повстанцах в 1830 году.

Мы можем быть уверены, что сцена происходит в Париже, так как на заднем плане виден собор Парижской Богоматери. Вероятно, герои произведения находятся на левом берегу Сены. По мнению историков, именно здесь началась революция.

Набросок лица Марианны Эскиз к произведению

Воительница Марианна

При рассмотрении изображения, особое внимание обращает на себя женщина с открытыми плечами и грудью. Ее платье как халат на старинных скульптурах. Героиня — олицетворение Марианны, французского символа свободы, которая всегда представлена ​​воительницей с фригийской шапкой на голове.

Фригийский колпак, также известный как фракийский, — еще один важный символ. Его называют шапкой свободы и в древности приравнивали к символу независимости и автономии. Яркая красная конусообразная кепка стала особенно популярной во время Французской революции. До сегодняшнего дня фригийская женщина считалась не только символом этой революции, но и одним из главных национальных символов Франции.


Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Картина Делакруа, ставшая художественным ответом на беспорядки революции в Париже, была впервые представлена ​​публике в Салоне в 1831 году. Вскоре после этого она была куплена королем Луи Филиппом I за три тысячи франков. Работа должна была украсить стены Люксембургского дворца, где жил правитель, но через несколько месяцев, вероятно, из-за революционного значения, она была отправлена ​​на хранение в семью художника. Лишь в 1874 году картина была передана в Лувр, где ее можно увидеть и по сей день.

Читайте также: