Сочинение по картине су анасы

Обновлено: 06.07.2024

На своей картине автор изобразил зимний лес. На переднем плане присутствует дорога, на которой видны следы от колёс. Слева и справа от дороги видно еле-еле проглядывающую сквозь снег траву. Фоном картины являются деревья, кроны которых провисли под тяжёлым снегом. Есть молодые росточки только-только посаженных деревьев. Вдали виднеется развилка из двух путей. Неизвестно куда ведут две эти дорожки, которые окутаны тайной. Может левая тропинка выводит из леса, а правая уводит вглубь? Или наоборот? Кто ходит по этим дорогам и куда они ходят? Зачем? То, как автор нарисовал картину, позволяет нам, будто очутиться в этом самом месте и почувствовать эту природу.

Для картины автор использовал неяркие, мягкие цвета. Тёмно-белым цветом он изобразил снег, грязно-серым изобразил следы от колёс, светло-коричневым нарисовал заснеженные деревья. Лишь чистейшее небо изображено яркой, бирюзовой краской. На нём нет ни одного облака, поэтому лес так освещён яркими лучами зимнего солнца.

Смотря на эту картину, чувствуется покой, умиротворение, но в то же время она вызывает очень много разных эмоций. Ненарушимая тишина этого леса просто необыкновенна, она завораживает и успокаивает. Автор даёт нам возможность очутиться в этом лесу и пойти в неизвестном направлении, забыв об абсолютно всех проблемах.

Картины Бакшеева всегда находили поклонников. Они поражали всех своей лёгкостью и в то же время смыслом. Его творчество будет жить, пока живёт искусство написания картин, ведь его по-настоящему можно назвать мастером кисти.

Сочинение 2

Творческая жизнь известного художника Василия Николаевича Бакшеева – это погружение любителей искусства в мир природы родного края, проникновение в жизнь простых людей с их повседневными заботами.

Все остальное место передней части картины и ее заднего плана занимают деревья. Каждое из них настолько занесено снегом, что выглядят торжественно, будто девицы нарядились в свадебные платья. Раскидистые кроны деревьев в некоторых местах свисают от тяжести снега. Создается ощущение, что каждая веточка сделана из хрусталя. На самом деле они покрыты инеем. Огромные тени от роскошных ветвей легли на дорогу и все белоснежное пространство в виде причудливых рисунков.

На фоне белоснежного сияющего снега, который покрыл и землю, и растительность, черными пятнами выделяется лишь нижняя часть каждого дерева. Необыкновенно праздничное настроение появляется при виде ярко-голубого неба, которое по-зимнему ясное и высокое. Его голубизна слепит настолько, что хочется прищуриться вновь и вновь.

Особенность этой работы состоит в реалистичном подходе автора к ее созданию. Удивительное умиротворение и спокойствие – то, что наполняет душу при взгляде на картину. Чувствуешь себя участником изображенных явлений окружающего мира. Любование ими дарит незабываемые ощущения счастья от того, что мы живет среди невероятных красот родной страны!

Другие темы: ← Голубая весна↑ Бакшеев



Вариант №2

На картине Иней мы видим зимний лес, полностью усыпанный снегом. Белое полотно закрывает ветки и дорогу, оно практически полностью закрыло собой небосвод. Только немного просвечивает синева небесного свода, мы видим чистое и ясное небо.

Вообще, кажется, чистота пронизывает эту картину полностью и в этом мире вообще не существует грязи. Даже небольшая колея дороги и небольшие оттенки других цветов являются по большей части просвечиваемой землей, но не грязью как таковой. Особенно красиво выглядят некоторые детали по периметру, которые кажутся какими-то драгоценными.

Немного сбоку свисает небольшая ветка, которая искрится инеем, он выглядит как связка драгоценных камней. Сверху ветки полны белизной, они тоже похожи на нечто красивое и искрящееся.

Основой этой картины является превалирующий цвет, который является цветом чистоты – белый. Художник предлагает нам посмотреть на природу в своей уникальной ипостаси. Для кого-то зима трактуется как гибель, нечто негативное, но в итоге мы видим красивейший лес, который наполнен звенящей монотонностью.

В центре композиции простираются две дороги, одна более удобная и раскатанная поворачивает, а другая идет прямо, но там не так часто ездят. Мысль устремляется вдоль по этим дорогам, пытается посмотреть за грань картины, ощутить этот белоснежный лес полностью. Отражением центральной дороги является небесная дорожка, которая простирается сверху и эта деталь создает какое-то единение будто небо также существует и на земле, будто в этой чистоте объединились земля и небо.

Другой интересной деталью является чередование художником фактуры картины и использования разных художественных приемов. С одного края дороги мы можем наблюдать густые мазки, которые указывают на массивные и насыщенные сугробы. С другой стороны – снег лежит своеобразными точечками, которые позволяют рассмотреть проглядывающую из под него траву.

Популярные сочинения

Картина выполнена в светлых тонах. Она словно сияет. На картине, скорее всего, поздняя осень — ноябрь, а сочетание чистого неба и белоснежного покрова напоминают нам обо всех прелестях зимнего времени года. Художник хотел подарить нам день, в котором все хорошо, все прекрасно и все спокойно.

Этот морозный день настолько реалистичен, что можно ощутить свежесть воздуха. Небо чистое и ясное, создается впечатление сильного мороза, который щипает за щеки. Деревья, укрытые ледяным одеялом, так и манят в свой мир. Хочется пройти сквозь них, по тропинке и услышать хруст замершей корочки льда. Каждая веточка покрыта инеем. Поэтому деревья выглядят высокими и изящными, словно барышни.

По дороге этой зимней сказки ходят люди. Не так уж и важно куда они идут: на работу, домой или просто прогуливаются. Наверное, этот пейзаж дарит каждому разные ощущения. Кто-то становится счастливым от одного вдоха свежего воздуха. Кого-то успокаивает и умиротворяет волшебный пейзаж. А кто-то находит ответы на все вопросы, оставаясь наедине с природой.

Мне кажется, картина не несет в себе скрытого смысла. Она несет в себе нечто большее. Для каждого человека она разная. И каждый видит что-то свое. Художник помог нам мысленно очутиться там, попытаться скрыться в тени ледяных деревьев или пойти куда-то вдаль. Когда смотришь на эту картину, можно думать о чем угодно, в ней нет ничего, кроме свободы. Свободы наших мыслей. И главное, все, о чем мы думаем, становится легким и позитивным. Ведь белый цвет – это цвет чистоты, непорочности.

Мне кажется, такие картины всегда находят своих поклонников. Ведь в нее можно вложить кусочек собственной души, предать особый смысл. Василий Николаевич Бакшеев великий художник. Ему хорошо удавалось рисовать картины, наполненные спокойствием, но вызывающие бурю эмоций и размышлений.

Мини-сочинения по русскому языку и литературе

Волшебная картина молчаливо стоящих деревьев, покрытых тончайшим покровом инея, незримо околдовывает своей холодной и сдержанной красотой. Лес сказочно преображается, он становится словно хрустальным и невесомым, создавая воздушное и неземное впечатление. Деревья в инее прекрасны на фоне светлого неба, бесподобно оттеняющего их чистую нетронутую белизну и сияние.

Покрываясь нежным и трепетным серебристым инеем, каждая веточка приобретает особенную хрупкость и очарование. Лес окрашивается в плавные полутона, и даже тени становятся призрачно-размытыми. Кажется, что весь мир окрашен белым, и это ощущение великолепно подчеркивает подлинное зимнее настроение, добавляя в него нотки грусти о минувшем лете.

Невероятно легкими и словно прозрачными видятся причудливо украшенные инеем деревья на рассвете, светлыми и искрящимися предстают они в лучах низкого зимнего солнца, бросая тонкие тени на посеребренную землю. Окутанные туманом, они горделиво высятся в своем белом наряде, своими раскидистыми кронами напоминая огромные изысканные кружева.

Неспешно прогуливаясь по зимнему парку или лесу, можно вдоволь насладиться величественным видом стремящихся ввысь деревьев, надевших изящный серебряный убор сверкающего на солнце инея. Здесь царят покой и гармония, рождаемые белой нежностью покрова и безветрием, и это чувство небывалого спокойствия несет душе столь желанное умиротворение.

С особенным трепетом можно прикоснуться к тонкой веточке, покрытой крошечными иголочками инея, наблюдая, как осыпается и тает эта мимолетная прелесть, еще более прекрасная от осознания ее недолгой жизни.

Прекрасные и завораживающие деревья в инее пробуждают в душе романтические чувства, напоминая о том, как великолепна природа во всех своих проявлениях.

Описание по картине

Автор изобразил на своей картине зимний лес. Если посмотреть на её передний план, то можно заметить старые и свежие следы от колёс. Значит, можно предположить, что этот лес разделён дорогой. Посмотрев на небо, мы увидим, что оно светлое и чистое — это может наткнуть на мысль, что Башкеев писал картину утром. Смотря на картину, сразу испытывается холод, Бакшеев хорошо передал холод зимнего утра.

Для написания картины Бакшеев использовал мягкие и спокойные цвета. Большая часть этой картины пронизана белым цветом. Этот цвет использован по нескольку раз и разными оттенками. Светлым — изображён снег, мрачным белым — дорога, следы от колёс, ярким белым — просветы, на которые попал солнечный свет. Самой яркой частью картины является небо. Оно нарисовано насыщенной голубой краской. Картина словно блистает. Она показывает хорошую зимнюю погоду, поэтому вспоминаешь прекрасные зимние деньки и появляется желание поскорее вернуться в зиму, совсем забывая о холоде этого времени года. Художник изобразил такой день, в котором всё прекрасно, чувствуется спокойствие. Изображённые деревья сплываются, это так же делает картину грустной. Но посмотрев на небо, настроение сразу же поднимается. Оно довольно нежное и насыщенное, чистая голубизна внушает спокойствие. Грусть, радость, спокойствие и тревога-всё как — бы переливается в этой картине. Именно это не делает её скучной и однообразной.

Мне нравится данная картина, о ней можно говорить часами, погружаясь в смысл, который она несёт в себе. Картина спокойная, смотря на неё можно о многом задуматься, замечтаться или же погрузиться в воспоминания. По-моему, Бакшеев передал в ней своё настроение и внутреннее состояние, в момент её написания. Она выглядит очень душевной. И я уверена, что именно эта картина останется в моей памяти надолго, вместе со всеми впечатлениями и ощущениями, которые она мне дала.

Иней — сочинение-описание явления природы

Иней — вид атмосферных осадков, представляющих собой кристаллы льда, образуется в процессе сублимации атмосферной влаги на горизонтальных и субгоризонтальных поверхностях.

Как образовывается иней? Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием.

Как правило, это явление встречается в холодное время года, чаще осенью и весной, в ночное или предутреннее время в результате заморозков. Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Охотнее всего иней образуется на поверхностях с низкой теплопроводностью — земляном покрове, древесине, траве и прочих подобных. Безветренная погода и слабый ветер — представляют собой благоприятствующие условия, для образования кристаллов инея. Сильный ветер — наоборот, препятствует процессу.

Одна из интересных форм инея — инеевые цветы, представляют собой образования из кристаллов льда, расположенных отдельными группами, в виде, напоминающем цветы, листья, деревья и прочие необычные формы.

Сочинение по картине Зима в лесу (Иней) Шишкина

Такая красивая картинка! Целая картина в раме. В музее где-то висит… Иван Шишкин очень хорошо все нарисовал.

Чувствуется, как там холодно. Снег такой красивый. И иней особенно красивый. Почти не видно черных веток, все серебрит иней. Снега тоже много. Небо голубое! Ни облачка. Очень приятно было б погулять в этой картине. Там иней хрустит, сияет снег. Зима!

Я очень люблю зиму. Но вот такую, как Шишкин нарисовал. Чтобы снег, иней, небо голубое. Солнце яркое! И снег тогда сверкает. Не чтоб очень холодно. Можно лепить снеговика, кататься на санках.

Мы с бабушкой гуляем в лесу. Даже один раз видели настоящую белку. Она такая красивая, рыженькая, пушистая! Она почти нас не боялась. Мы до этого видели только беличьи следы. На этой картине нет белки, но, может быть, она где-то там прячется. Иван Шишкин умел рисовать животных, например, медведей. (Я видел ещё одну его картину.)

На картине много деревьев. Они совсем разные – есть старые (одно уже лежит на земле), а есть совсем молоденькие. Все-все покрыты инеем.

Солнышко пригреет, иней пропадёт. Обычно он виден только ранним утром. Например, идешь в школу – ещё темно, а иней есть. А в обед возвращаешься, так потеплело – никакого тебе инея.

Вот если бы у нас, как в Японии было! Там, когда сакура цветёт, у всех каникулы… А что сакура? Она может неделю цвести. А вот иней к обеду тает. Было б так: посмотрел в окно – иней, в школу не идём, а гуляем, красоте радуемся.

Но всё не так. Спасибо Ивану Шишкину за такую картину. На ней в любое время, в любой сезон мы можем посмотреть на иней.

2 класс, 3 класс

Сочинение на тему иней СТАНИСЛАВ Жуковский

Оказалось, что пейзаж имеет свой реальный прообраз – это мельница на проточном озере Меглыч в селе Всехсвятское Тверской губернии. Сегодня от мельницы осталась только запруда. Избушка сгорела.

В своей работе художник обратился к одному из самых излюбленных мотивов ранней весны с тающим снегом, с островками рыжей земли, с тонкими прозрачными ветвями деревьев. Он стремился показать жизнь пробуждающейся природы и выразить движение наступающих в ней перемен. Это видно в рыхлых, как бы скользящих с пригорка пластах снега, освобождающих землю от зимнего покрова. Заметны изменения и в стремительном полете облаков, и в колеблющихся отражениях талой воды, и в колышущихся под ветром ветвях берез, и в весеннем влажном воздухе.

Серебристый колорит картины рождает ощущение серого пасмурного дня, когда свет скользит по предметам, не давая резких теней. Это скольжение света Жуковский подчеркивает напряженностью мазка и видоизменением цвета на каждом участке, создавая впечатление вибрации воздуха. Тончайшие веточки берез словно тают в фиолетовой дымке на фоне клубящихся облаков. Сани и лошадки то смотрятся четкими силуэтами, то теряются среди полутонов и оттенков уже оттаявшей части берега. Трепетная жизнь природы передается бесчисленными переливами отражений движущихся облаков. В этом замкнутом уголке природы все изменчиво, все тает, струится, сливается воедино, все нераздельно.

Вариант 1

Самое холодное время года — Зима, пора метелей и жгучих морозов. Одновременно, зима для большинства является любимой порой года. Ведь зима — это время веселья и праздников, люди встречают долгожданный Новый год, Рождество, Старый Новый год, день защитника Отечества и день Святого Валентина. Зима несет радость в наши дома.

Больше всех ждут зиму дети. После хмурой осени их ждет много развлечений — кататься на санках, коньках и на лыжах, игры в снежки, слепить снеговика.

Зима — чудесная пора года, обвораживает своей красотой и пейзажами. Снежный покров слепит, отражая солнечный свет, играя и переливаясь, словно миллионы бриллиантов. А вечером, когда солнце погружается за горизонт, все вокруг переливается множеством красок.

Солнце уже зашло, и по небосводу не торопясь плывет месяц. Снег вновь заблестел серебряным светом. Звезды по очереди загораются на ясном ночном небе. Оглянувшись вокруг, захватывает дух и поражаешься красоте зимней природы. Будто находишься в зимней сказке. Каждая пора прекрасна и неповторима по-своему, но все же для меня — зима — самое любимое время года.

Вариант 2

Любимая пора года зима

Зима – это чудесная пора. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы – в сугробах. Домики, деревья – все покрыто толстым слоем снега.

Мне кажется, что только русская зима по-настоящему прекрасна. Она как будто бы сошла с праздничной открытки, нарисованной талантливым художником. Только русская зима может похвастаться не только своими холодами, но и своей сказочной красотой.

Однако, я люблю зиму не только за ее прекрасную природу. Зимой мы можем кататься на лыжах, кататься на коньках, на санках. Все парки переполнены людьми. Очереди выстраиваются у касс на ледяные горки, на каток, на лыжную трассу. Зимой все становится сказочным. Я очень люблю гулять с друзьями, играть в снежки. Иногда мы строим снеговика, снежную бабу или дед мороза со снегурочкой. Только зима представляет нам столько разных занятий. Зимой не хочется сидеть дома, хочется гулять, резвиться, веселиться.

Более того, зима – это главный праздник, Новый год! И взрослые, и дети с нетерпением ждут этого дня. Люди наряжают елку, зажигают огни, украшают дома, магазины, школы, парки. Все покупают друг другу подарки. Это — по-настоящему волшебное зимнее настроение!

Вот поэтому я так сильно люблю зиму. Пусть это и холодное время года, но все-таки оно самое лучшее и прекрасное.

Вариант 3

Русская зима

Зима сама по себе прекрасное, морозное, снежное время года. Когда наступает зима, все становится как будто заколдованным. Леса покрыты серебром. Поля и дома одели белые шубы, которые на солнце переливаются так, что ослепляют глаза. А как прекрасны ели, сосны, которые наклонили свои могучие лапы под тяжестью снега, или покрытые инеем деревья, которые сверкают на солнце серебром.

А сколько радости зима приносит детям! Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на лыжах, санках, коньках. Взрослые, как и дети, находят много интересов для себя в неповторимой русской зиме. Это катания на лыжах, коньках, игра в хоккей, катание на снегоходах по таинственным лесам, зимняя рыбалка на спящих подо льдами реках.

Неотъемлемой частью зимы является Новый год. Новый год самый чудесный, веселый и любимый праздник. Взрослые наряжают елки до Нового года вместе с детьми, украшают их красивыми игрушками, гирляндами и разноцветной мишурой. Дети ждут Деда Мороза и Снегурочку, загадывают желания, пишут письма Деду Морозу. Родители кладут под наряженные елки подарки детям и говорят, что их принес ночью Дед Мороз. Взрослые также, как и дети, надеются на чудо, загадывают желания под бой курантов в новогоднюю ночь около наряженных елок.


Художник нарисовал несколько заснеженных берез на фоне голубого неба. Деревья увязли в снегу. За ними располагается лес. Судя по цвету, там растут ели и сосны. Вот и все, что там изображено. Но какие чувства вызывает она у зрителя? Лично я испытал чувство гордости за красоту родного края. Художник передал ту самую пору, когда появляются первые лучи солнца, предвещающие весну. Еще лежат снега, еще прогоняют с улицы морозы, но ослепительное солнце уже разгоняет тоску и обещает тепло. Если взглянуть на небо, можно увидеть тот же голубой цвет, который так нравится летом. Березы уже не клонятся в сторону под тяжестью снега, они выпрямились и тянутся к свету. Такой пейзаж вызывает улыбку и надежду на скорый приход весны. В такие моменты красота нашей великой родины становится более заметной, и художники это чувствуют. Поэтому они рисуют, на первый взгляд, простые сюжеты, но выбирают такое время года и время суток, что обычные березки преображаются и становятся символами нашей природы. Она такая же честная, скромная и открытая, как эта картина. Нашим сердцам очень дороги эти кривые стволы, густые леса и бесконечные просторы.

Мне эта картина понравилась тем, что она солнечная и яркая. Художник очень верно передал все краски февральского неба, которые отразились и на снегу. Поэтому она хоть и изображает зиму, но выглядит по-весеннему. Она излучает тепло, которого так не хватает сейчас на улице.



Пример сочинения 2

Это зимний пейзаж. Повсюду еще лежит снег, но он уже не такой, как в начале зимы. Когда снег только начинает идти, то он белый и пушистый. А в феврале днем часто светит солнце, и он становится рыхлым. Живописец использует для снежного покрова голубые и белые краски. Есть еще и розоватый оттенок. Как будто он переливается под солнечными лучами.

На переднем плане самая крупная береза. У нее изящно изогнутый ствол и густая крона. Создается впечатление, что она нам позирует. Густые ветви березы припорошены инеем, который сверкает на солнце. Поэтому кажется, что они светятся.

Художник нам хотел показать, что деревья могут быть красивыми и нарядными не только летом, когда на них зеленая листва, или осенью, когда они в золотом убранстве. Но и зимой наша природа необычайно хороша.
Картина завораживает своим волшебством. Хочется самому оказаться в этой зимней сказке.


Пример сочинения 3

План:
1. И.Э. Грабарь известный пейзажист
2. Композиция картины
3. Береза - главный компонент на картине
4. Борьба между зимой и весной
5. Общее настроение картины

И.Э. Грабарь – русский художник, который жил в 20 веке. Его любимыми жанрами были пейзажи природы. На данной картине мы видим небо, снег, лес и поляну с березами. Это были любимые деревья Грабаря. Видимо потому что береза - символ России.

Картина изображает солнечный, но холодный февральский день. Земля покрыта снегом, которые художник показал в несколько оттенках: синей, белой и голубой краской. На главном плане мы видимо старую изогнутую березу. Ее нестройность не предает ей плохого вида. На среднем плане также березы, они более ровные. Их ветки переплетаются с главной березой. На все деревьях еще сохранилась листва, которая сверкает на солнце. Ветки покрыты инеем который под лучами солнца набирает золотой оттенок.

Художник явно хотел показать контраст между зимой и наступающей весной. На заднем плане мы наблюдаем темный лес. В нем до сих пор царствует суровая зима. На картине не изображено солнце, но мы явно чувствуем его тепло.Также мы наблюдаем фиолетовые тени, которые падают от берез. Над лесом и поляной мы видим безоблачное небо, ярко-синего цвета.

Автор использовал несколько оттенков, когда его рисовал. Общее настроение картины радостное. Художник хотел показать нам, что теплая весна всегда приходит и побеждает холодную суровую зиму.



Пример сочинения 4

Художник Игорь Грабарь известен своими пейзажами, особенно красиво ему удавались картины, на которых изображена зимняя природа. У художника был особый взгляд на окружающий мир. Его картины не похожи на пейзажи других живописцев. И. Грабарю всегда удавалось найти уникальную палитру, чтобы показать всю красоту русской природы.

Картина “Февральская лазурь” получилась сказочной и необычной. На переднем плане изображены березы. Это достаточно символичное дерево для нашего народа. Красоту и утонченность берез воспевали в своих произведениях художники, поэты и писатели во все времена. На картине Грабаря березки пышные и нарядные. Даже зимой кроны деревьев не выглядят голыми.

Деревья покрыты тонким слоем инея, который переливается и блестит. Березки будто посыпаны золотыми лучами сонного зимнего солнца. Они надели янтарные бусы и ждут теплых весенних дней. О весне напоминает чистое, голубое небо, которое меняет цвет от нежно-голубого до насыщенно-синего.
В картине использованы теплые цвета. Несмотря на то, что произведение называется “Февральская лазурь” в нем очень мало белого цвета. Художнику удалось гармонично вписать в зимнюю картину самые неожиданные оттенки. Даже снег на картине имеет нежный фиолетовый окрас. А лес на заднем плане приобрел богатый янтарный оттенок.

На фоне голубого неба пейзаж смотрится празднично. Использование ярких красок напоминает, что скоро весна. Пейзаж получился сказочным и фантастическим. Трудно поверить, что вся эта красота окружает нас каждый день. Картина поднимает настроение. Так и хочется оказаться в этой февральской березовой роще, пройтись по снегу и вдохнуть свежего, морозного воздуха.



Пример сочинения 5

Февраль – удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами.

Сверху, над березовой рощей, раскинулось чистое небо, манящее и доброе. От него веет прохладой и чистотой, поэтому можно почувствовать легкое дуновение ветерка и свежий аромат весны.

От этого полотна веет свежестью и чистотой, которая кажется потрясающей на фоне современного телевидения. Хочется наяву вдохнуть свежесть морозного солнечного дня, полюбоваться снежными нарядами берез, а пока остается лишь восхищаться мастерством художника.

История создания персонажа

В начале XX века Габдулла Тукай занимался воплощением мифов и легенд народа в детской художественной литературе. Татарский поэт отметил, что писал сказки, пользуясь примером таких деятелей искусства, как Михаил Лермонтов и Александр Пушкин, т.е. обрабатывал сюжеты народного фольклора.

Источником для прорисовки водяной стала легенда об Амине Гаушаркад — дочери Казанского хана. Это было необыкновенно мудрая и столь же красивая девушка, которая изначально предрекала падение войска отца. А после того, как враги напали на ее народ, решила утопиться в озере Кабан. Теперь же в образе духа бродит по берегу, запугивая местных жителей.

Но и эта легенда имеет более древний источник. Описание Су анасы связано с космогоническими представлениями в тюркской мифологии. Дух символизирует стихию воды, в том числе начала всего живого. Интересно то, как изменяется внешний вид водяницы: она то старая, то молодая, то жертвенная, то зловещая. Иногда выступает мстительной ведьмой, но зачастую — спасителем народа.

У болгар (булгар) и их потомков в лице казанских татар предстает в образе хозяйки или матери воды, выходящей, согласно легенде, из уха гигантской рыбы.

В некоторых интерпретациях женщина получает портрет краснощекой черноволосой девы. У Тукая в основе произведения лежит пугающий образ духа. Персонаж сказки — демон, злая старуха. Любопытно, что она выполняет определенный ритуал — расчесывает золотым гребнем волосы (седые, черные или сине-зеленые).

Исследователи нашли в этом сакральный смысл — гребень олицетворяет душу ведьмы, а расчесывание волос традиционно перед погребением. Кроме того, этот предмет несет в себе противоречивые смыслы — отождествляется и со смертью, и с зарождающейся жизнью.

Работа Тукая во многом определяется религиозными факторами и ознаменовывает переход от язычества к монотеизму. Переоценка представлений обусловливает то, что мифологические персонажи стали выступать в другой ипостаси. Так, Су анасы ранее описывалась спасительницей деревни, которая уберегла мирных жителей от Дива.

Традиционный сюжет в сказке народного татарского поэта выполняет другие функции. А роль водяницы стал отождествляться с воспитательной целью. В книге главная героиня научила мальчика, который украл ее гребень, что брать чужое — плохо.

Образ и биография Су анасы

Водяница в татарских преданиях чем-то напоминает русалку. Но если последняя страдает от тоски, разочарованности, неразделенной любви - т.е. обладает эмоциями, то героиня татарской мифологии представляет собой призрачный и холодный персонаж.

В народных сказках она изображается женой Су бабасы — водяного деда. Чаще всего ее можно встретить на берегах водоемов. Изображение героини сходится в одном — это женщина с длинными, почти до пола, волосами и большими глазами.

Су анасы ревностно относится к гребню. И если кто-то из увидевших ее решит прихватить забытый водяницей артефакт, она обязательно придет за ним.

Излюбленные места духа — реки, в которые она утаскивает незадачливых пловцов. В некоторых легендах даже питается людьми — этим грозят родители маленьким детям, чтобы они не ходили в одиночку купаться.

В итоге мужчина согласился и обманом привел мальчика из деревни. Водяница утянула несчастного, а позже позвала мельника к себе в гости, чтобы отблагодарить. Она накормила его и отпустила живым из своего стеклянного царства под водой.

Су анасы в фильмах

Сюжет мультфильма в точности повторяет историю, рассказанную татарским поэтом. В картине водяная предстает стройной женщиной с сероватым цветом лица и изумрудными волосами. Мальчик украл у духа золотой гребень и отдал матери. А ночью его хозяйка пришла к ним в дом, требуя обратно свою вещь.

В картине водяная предстала злобной ведьмой, которой пугали детей. Она прославилась тем, что заманивала людей в воду, и они никогда больше не возвращались на землю. В сюжете Су анасы украла Алсу — бизнесвумен из Москвы, которая решила с детьми погостить на малой родине. Роль хозяйки воды сыграла российская актриса Юлия Захарова.

Су анасы в культуре

Незримый образ водяницы, который жил в татарской культуре, не сразу нашел визуальное воплощение. Облик духа существовал только в воображении, поэтому не имел канона. Хотя как отрицательный персонаж, олицетворяющий зло, он уже отождествлялся с чем-то малопривлекательным.

Поэтому появление иллюстраций в книге Тукая художника Байназара Альменова не вызвало недоумений. Су анасы на картинках к сказке — чудовище с перепончатыми лапами, внешне напоминающее жабу.

Позднее образ мифологического персонажа стал трансформироваться. Так, например, народный художник Тавиль Хазиахметов изобразил водяную привлекательной девушкой со струящимися волосами.

Это великолепная мифическая история в стихах. Автор Габдула Тукай. Я попробую передать смысл этого стихотворения, но не в стихотворной форме.

(Бер авыл малае авызыннан)

;;й к;не. Эссе ;авада мин суда койнам, й;з;м;
Ч;чр;т;м, уйныйм, чумам, башым бел;н суны с;з;м.

Шул р;вешч; бер с;гать ярым кад;рле уйнагач,
Инде, шаять, бер с;гатьсез тирл;м;м дип уйлагач,

Й;гереп чыктым судан, тиз-тиз киендем ;с-башым;
Куркам ;зем ;лл; нид;н,— юк янымда юлдашым.

Бервакыт кит;м диг;нд;, т;ште к;зем басмага;
Карасам: бер куркыныч хатын утырган басмада.

К;нг; каршы ялтырый кулындагы алтын тарак;
Шул тарак берл;н утыра тузгыган сачен тарап.

Тын да алмыйча торам, куркып кына, тешне кысып,
Шунда яр буендагы куе агачларга посып.

Сачл;рен ;рг;ч тарап, сикерде т;ште суга ул;
Чумды да китте, т;мам юк булды к;зд;н шунда ул.

Инде мин ;крен ген; килдем д; кердем басмага,
;ен оныткан, ахыры,— калган тарагы басмада.

Як-ягымда ;ич кеше д; юклыгын белдем д; мин,
Чаптым авылга, таракны тиз ген; элдем д; мин.

К;рмимен алны в; артны, и чабам мин, и чабам;
Ашыгам, тирлим, пеш;м ;;м кып-кызу уттай янам.

Берзаманны ;йл;неп баккан идем артка таба,—
А;, харап эш! — Су анасы да минем арттан чаба.

Мин качамын — ул куадыр, ул куадыр — мин качам;
Шулкад;рле кыр тыныч, ;ичбер кеше юк, ичмасам.

Шул р;вешч; чабышып ;иттек авылга бервакыт,
Су анасыны куарга к;т;релде барча эт!

бертуктамый этл;р ;р;;
Су анасы, куркып этл;рд;н, кирег; й;гер;.

Инде эш ;айланды, куркудан тынычландым, дидем;
И явыз карчык! тарагы;нан коры калды;, дидем.

Сейл;г;чтен кыйссаны, алды тарагымны ;ни;
Курка ;зе алса да,— уйлый эченн;н ;лл; ни.

Яхшы, хуш. Батты кояш. Йокларга яттым кич бел;н;
;й эче тулган иде кичке ;ава, хуш ис бел;н.

Юрган астында йокыга китми ятам мин ;аман;
Шык та шык! — кемдер т;р;з;г; чиерт; берзаман.

Мин ятам р;х;т кен;, тормыйм да кузгалмыйм ;ле.
Бу тавышка сиск;неп, торган йокысыннан ;ни:

— Ни кир;к? Кем бу? Кара т;нд; вакытсыз кем й;ри?
Н;рс; бар со; т;нл; берл;н, и пычагым кергери!

— Су анасы мин, китер, кайда минем алтын тарак?
Бир! бая к;ндез алып качты сине; угълы;, карак!

Т;шк;н айны; ш;;л;се, мин юрган астыннан карыйм;
Калтырыйм, куркам:

;ич ;злексез шык та шык! безне; т;р;з;не кага;
Ул коточкыч сачл;ренн;н чишм; т;сле су ага.

;нк;ем алтын таракны, тиз ген; эзл;п табып,
Атты да тышка, тиз;к куйды т;р;з;не ябып.

Су анасыннан котылгачтын, тынычлангач, ;ни
И орышты, и орышты, и орышты со; мине!

Су анасы - в татарском языке обозначает водяную. В этом замечательном стихотворении рассказывается о водяной ведьме, которая расчёсывает свои длинные зелёные космы золотым гребнем.
Мальчик, пришедший искупаться в речке, увидел расчёсывающуюся ведьму на мостике, и когда ведьма скрылась в воде, оставив золотой гребень на досках, схватил его и побежал до деревни. Су анасы бросилась в погоню, но мальчик успел добраться до деревни, а ведьму испугали лаящие собаки.
Но ночью Су анасы вернулась за своим золотым гребнем. Мама и мальчик испугались Су анасы и отдали ей гребень. А мальчик сделал для себя вывод, что никогда больше не будет брать чужие вещи.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Г.Тукай “Су анасы” әкият –поэмасы буенча дәрес эшкәртмәсе.

Планлаштырылган нәтиҗәләр:

метапредмет — рус әдәбияты белән чагыштырып, мифик образлар сурәтләнгән әсәрләрне анализлау,

Шәхескә кагылышлы — укучыларга, әсәрдән чыгып, кеше әйберен сораусыз алырга ярамаганлыкны аңлату,

Материал .Татар әдәбияты (рус телендә төп белем бирү оешмалары өчен дәреслек)(татар телен өйрәнүче укучылар өчен)5 нче сыйныф.Казан. “Мәгариф- Вакыт” нәшрияты,2014. (1 нче кисәк, 44—45 нче битләр).

Җиһазлау. мультимедиа проекторы, экран, Г.Тукай китаплары, презентация.

Дәрес барышы:

Исәнләшү.Уңай психологик халәт тудыру

2.Өй эшләрен тикшерү.

Укучыларның өй эшләрен тыңлау,

Юнәлдерүче сораулар биреп, укучылар белән әңгәмә

- Сезнең йорт ияләре, су аналары, убырлы карчык, шүрәлеләр турында мультфильмнар, кинофильмнар караганыгыз бармы?

- сез аларның барлыгына ышанасызмы?

4.Уку мәсьәләсен кую.

Укучылар бүген дәрестә авторлар язган әкиятләр турында сөйләшәчәкбез. Шагыйрь Габдулла Тукай иҗаты белән танышачакбыз.

II. Уку мәсьәләсен өлешләп чишү этабы.

1. Автор белән танышу.

1) язучының китаплары, әсәрләре тормышы һәм иҗаты белән таныштырыла.

2) Бер укучы дәреслектән Г.Тукай турында белешмә укый.

3) Г.Тукай биографиясе буенча сораулар биреп белемнәрен тикшерү

Г.Тукай ничәнче елда туган?

2. Сүзлек белән эш.

1) Укытучы сүзләрне укый, укучылар аның артыннан кабатлыйлар. Авыр сүзләрне аерым укучылардан кабатлаттыра.

2) Укытучы русчасын әйтә, укучылар тәрҗемәсен әйтә.

3) Укучылар чылбыр буенча яңа сүзләр белән сүзтезмәдә җөмләләр төзеп әйтәләр.

4) Сүзләрнең дәрес мәгънәсен (тәрҗемәсен) табыгыз. Бирем интерактив тактада яки карточкалар белән эшләнелә.)

1) Укытучы сораулар бирә:

— Әкияттә кайсы ел фасылы сурәтләнгән?

— Анда кемнәр турында сүз бара?

2) Укытучы әкиятне сәнгатьле укый.

3) Әкиятне укучылар үзлекләреннән укыйлар.

4) Укучылар әкиятне кыскача тәрҗемә итәләр.

5) Әкият чылбыр буенча укыла.

4. Теоретик материал белән танышу.

2) Укытучы, юнәлдерүче сораулар биреп, укучылар төшенчәләр турында әңгәмә оештыра.

Укучылар җавапны текстка нигезләнеп әйтергә тиеш була.Монда әкиятнең шигырь юллары белән язылуына игътибар ителә.

-Әкиятнең куркынычлы дип саналган урыннарын табу

-Су анасын тасвирлаган урыннарны табу.

-Ни өчен малай әнисенә ялган сөйли?

Шагыйрь “Су анасы” әкият-поэмасы белән нәрсә әйтергә тели? Төп фикерен билгеләү.

-“Су анасы” әкият-поэмасында әкияткә хас сыйфатларны табып язу.

- Су анасы малайга нәрсә дип кычкыра? Тексттан табып язу.

Г.Тукай Кырлайда туган

Шагыйр ь “ Су анасы” әкият –поэмасын язган.

“ Су анасы” әкият –поэмасында малайның су коенуы турында әйтелә

Г.Тукай балалар өчен шигырьләр язган

“ Су анасы” әкият –поэмасы урлашмаска өйрәтә

Малай әнисенә дөресен сөйли

“ Су анасы”әкияте буенча мул ь фил ь м эшләнгән

Дәресне тәмамлау, йомгаклау, нәтиҗә ясау.

Краткое описание документа:

Тема. Г.Тукай “Су анасы” әкият –поэмасы буенча дәрес эшкәртмәсе.

Планлаштырылган нәтиҗәләр:

метапредмет — рус әдәбияты белән чагыштырып, мифик образларсурәтләнгән әсәрләрне анализлау,

Шәхескә кагылышлы — укучыларга, әсәрдән чыгып, кеше әйберен сораусыз алырга ярамаганлыкны аңлату,

Материал.Татар әдәбияты (рус телендә төп белем бирү оешмалары өчен дәреслек)(татар телен өйрәнүче укучылар өчен)5 нче сыйныф.Казан. “Мәгариф- Вакыт” нәшрияты,2014. (1 нче кисәк, 44—45 нче битләр).

Җиһазлау.мультимедиа проекторы, экран, Г.Тукай китаплары,презентация.

Дәресбарышы:

Исәнләшү.Уңай психологик халәт тудыру

2.Өй эшләрен тикшерү.

Укучыларның өй эшләрен тыңлау,

Юнәлдерүче сораулар биреп, укучылар белән әңгәмә

- Сезнең йорт ияләре, су аналары, убырлы карчык, шүрәлеләр турында мультфильмнар, кинофильмнар караганыгыз бармы?

- сез аларның барлыгына ышанасызмы?

4.Уку мәсьәләсен кую.

Укучылар бүген дәрестә авторлар язган әкиятләр турында сөйләшәчәкбез. Шагыйрь Габдулла Тукай иҗаты белән танышачакбыз.

II. Уку мәсьәләсен өлешләп чишү этабы.

1.Автор белән танышу.

1)язучының китаплары, әсәрләре тормышы һәм иҗаты белән таныштырыла.

2) Бер укучы дәреслектән Г.Тукай турында белешмә укый.

3) Г.Тукай биографиясе буенча сораулар биреп белемнәрен тикшерү

Г.Тукай ничәнче елда туган?

2.Сүзлек белән эш.

1) Укытучы сүзләрне укый, укучылар аның артыннан кабатлыйлар. Авыр сүзләрне аерым укучылардан кабатлаттыра.

2)Укытучы русчасын әйтә, укучылар тәрҗемәсен әйтә.

3) Укучылар чылбыр буенча яңа сүзләр белән сүзтезмәдә җөмләләр төзеп әйтәләр.

4)Сүзләрнең дәрес мәгънәсен (тәрҗемәсен) табыгыз. Бирем интерактив тактада яки карточкалар белән эшләнелә.)

1)Укытучы сораулар бирә:

—Әкияттә кайсы ел фасылы сурәтләнгән?

—Анда кемнәр турында сүз бара?

2)Укытучы әкиятне сәнгатьле укый.

3)Әкиятне укучылар үзлекләреннән укыйлар.

4)Укучылар әкиятне кыскача тәрҗемә итәләр.

5)Әкият чылбыр буенча укыла.

4.Теоретик материал белән танышу.

2)Укытучы, юнәлдерүче сораулар биреп, укучылар төшенчәләр турында әңгәмә оештыра.

Укучылар җавапны текстка нигезләнеп әйтергә тиеш була.Монда әкиятнең шигырь юллары белән язылуына игътибар ителә.

-Әкиятнең куркынычлы дип саналган урыннарын табу

-Су анасын тасвирлаган урыннарны табу.

-Ни өчен малай әнисенә ялган сөйли?

Шагыйрь “Су анасы” әкият-поэмасы белән нәрсә әйтергә тели? Төп фикерен билгеләү.

-“Су анасы” әкият-поэмасындаәкияткә хас сыйфатларны табып язу.

- Су анасы малайга нәрсә дип кычкыра? Тексттан табып язу.

Г.ТукайКырлайда туган

Шагыйрь “ Су анасы” әкият –поэмасын язган.

“ Су анасы” әкият –поэмасында малайның су коенуы турында әйтелә

Г.Тукайбалалар өчен шигырьләр язган

“ Су анасы” әкият –поэмасы урлашмаска өйрәтә

Малай әнисенә дөресен сөйли

“ Су анасы”әкияте буенча мульфильм эшләнгән

Дәресне тәмамлау, йомгаклау, нәтиҗә ясау.

Өй эшен бирү

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 377 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.07.2020 677
  • DOCX 17.2 кбайт
  • 36 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Галимзянова Диляра Ильгизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: