Сочинение по картине степан разин 6 класс обществознание

Обновлено: 05.07.2024

Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной. Суриков, постоянно изображал на своих полотнах очень известных исторических людей, которые сыграли огромную роль в истории России. В центре этого сюжета, мы наблюдаем Степана Разина, который плывет на своей ладье. Здесь он не один, так как его окружают верные соратники, которые будут с ним до последнего.

Это повстанцы, которые боролись за свои права и свободы, но они не сумели довести свое славное дело до победного конца. Мастер очень ярко показывает все настроение, которое царит в этом коллективе: все уже порядком под устали и желают немного отдохнуть, и все это отчетливо наблюдается на их уставших лицах, но наш отважный герой не дремлет, так как он погружен в глубокие раздумья, которые его беспокоят и не дают ему спокойно жить. Художник, который по изображению лиц, показывал всю эпоху, так как довольно точно ловил происходящий исторический момент.

Довольно четко показано все одеяние наших героев, так как у зрителя есть возможность рассмотреть различные детали, которые придают этому событию особенную роль. Что ждет этих героев, которые бросили вызов властям? Как сложатся их непростые и противоречивые судьбы, которые уже обречены? В картине использованы серые и темные тона, так как все это время очень печально для России. Радости нет, так как в стране большая смута, которую нужно просто пережить, так как другого выхода нет. Только блики солнца на воде, придают всей этой затеи надежду, надежду на спасение и возрождение, которое должно помочь всем этим людям, которые попали в гущу этих исторических событий, событий, которые перевернут мировоззрение всех наших героев.

Сочинение-описание вариант 2

Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода, пришлось по вкусу многим.

На картине мы видим большую ладью под парусом, которая плывет по спокойной и тихой реке. В этой ладье, на дорогих коврах лежит атаман Степан Разин в богатых одеждах, видимо сняв их с барского плеча, который в своё время поднял на Волге восстание, перешедшее в крестьянскую войну. Его лицо сосредоточено и серьезно, взгляд полон раздумий. Поза атамана говорит о том, что он на стороже и бдителен. Его не веселит ни награбленное, ни веселые песни казаков. Такими же мыслями наделены и гребцы. Их напряженность, усталость и вялость видна невооруженным глазом.

Вокруг Степана Разина изображены казаки, каждый из которых занят своим делом, кто-то спит, а кто-то отдыхает и пьёт, радуясь о превосходной добыче.

Главная фигура Разина изображена в центре картины, привлекая наше внимание. Особенно чувствуется тишина утра, отражающаяся белой дымкой над водой реки и легкими лучами утреннего солнца. Очень сильно запечатлен момент поднятия всех весел, делающее ладью похожую на большую птицу, стремящуюся в простор. Вся картина пропитана воздухом и светом, хотя она выдержана в темных и мрачных тонах, наполняя нас тревогой.

Особенное место в картине занимает плененный персидский князь. Он всем своим видом и сутью противопоставлен атаману. Разин, смотря на княжича, возможно, видит в нем отражение своего скорого будущего. Он спокоен и ожидает своего часа.

Вся картина, а именно ладья, струящаяся по реке, окружена невероятно красивым пейзажем. Пастельные тона неба, берега и воды дают нам осознание тишины и умиротворения. В лицах казаков мы не видим гнева, а наоборот мы видим усталость от того современного быта и горькой людской доли. Главное что тревожит их это свобода души и тела, а не награбленные богатства, такие как ковры.

Обществознание — описание для 6 класса











Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Рекламная кампания[ | ]

Александр Дранков выпустил к премьере фильма специальные афиши, в которых говорилось[4]:

Рекламную афишу фильма нарисовал петербургский художник Поль Ассатуров[5].

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Когда и за что в России казнили преступников?

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Петербургские кинематографы демонстрируют то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в волны; то отравленного молодой женой человека…[7]

Это, конечно, далеко не совершенная постановка, но и теперь картина даёт зрителю очень и очень много.[8]

Итоги

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы Ю. А. Долгорукова догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Примечания[ | ]

Критика[ | ]

История появления фильма[ | ]

Фильм снимался на озере Разлив. В съёмках фильма принимали участие 150 человек массовки.




Причины восстания

В начале 17 столетия завершилась Смута. С появлением законной царской династии народ связывал надежды на облегчение жизненных тягот, снижение поборов. Однако этого не случилось. Напротив, повинности и сборы, взимаемые с народа, только росли. Недалеко было и до окончания вольницы: Земский Собор 1649 года принял указ, окончательно установивший в государстве крепостное право. Если ранее многие крепостные, не выдержав тяжелой жизни под хозяином, дожидались Юрьева дня и уходили в степи к казакам, чтобы начать новую жизнь, то теперь такая возможность у них была отнята: они всегда считались беглыми и подлежали поимке.

На Дону население роптало: чувствовался недостаток хлеба, и казаки обратились к представителям власти с просьбой о разрешении возделывать плодородные земли. Однако такого разрешения дано не было. Созрели предпосылки для начала восстания. В 1666 году формируются первые отряды недовольных, против которых царское правительство тут же высылает войска. Казаки временно сложили оружие.

Но в 1667 году бунт вспыхивает с новой силой. Теперь у восставших есть руководитель. Это казак Степан Разин, по национальности, скорее всего, калмык с русскими корнями либо русский с калмыцкими, родившийся в станице Зимовейской. Разин отличался острым умом и сильным характером, пользовался уважением и авторитетом. У него были свои, личные причины ненависти к власть предержащим: его родного брата жестоко казнил князь Юрий Долгорукий.

картина

Смутное время

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского. 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

6 июня 1671 года Степана Тимофеевича Разина четвертовали на Болотной площади в Москве.

Инфографика Народные восстания


Народные восстания в Российской империи в ХVII – начале XX века

Картина В.И. Сурикова: Степан Разин

Василий Иванович Суриков - один из наиболее известных художников России, работы которых насыщены историческими мотивами. Его произведения "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Взятие снежного городка" на слуху не только у взрослых ценителей искусства, но и у многих школьников.

К картинам, созданным В.И.Суриковым, принадлежит также полотно "Степан Разин". Эта работа, несомненно, тоже имеет исторический подтекст. Здесь изображена ладья, плывущая по реке. В центре её изображена, наверное, самая яркая личность на картине - казак Степан Разин. По одежде, позе и выражению лица мы понимаем, что это не простой казак, а атаман. Взгляд Разина выражает всю серьезность проблем, решаемых им в данный момент.

Действительно, вспомним, кем на самом деле являлся казак Степан Разин. Он вошел в историю не как бравый воин, под чьим командованием армия защищала свою Родину или освобождала покоренные врагом земли. Разин запомнился людям как предводитель восстания 1667-1671 годов. Несмотря на то, что до официальной отмены крепостного права было еще практически 200 лет, уже тогда восставшие боролись за освобождение крестьян от всех форм зависимости. Уже тогда проблема зависимости крестьян требовала немедленного разрешения. Об этом через сто лет скажет и сама Екатерина Великая, однако решить проблему она будет не в силах и переложит ее на плечи своего внука Александра и его потомков.

Теперь, разобравшись с историческим подтекстом картины, мы можем приступить к её детальному описанию. Итак, в центре картины находится богато одетый Стенька Разин, видимо, возвращающийся с очередного похода. На переднем плане, скорее всего, расположены ближайшие сподвижники. К такому выводу мы приходим потому, что они не заняты работой: один спит, другой веселится, третий играет на музыкальном инструменте. На заднем же плане мы видим налегающих на весла казаков, судя по всему, более низкого ранга. Об этом свидетельствует их одежда, резко отличающаяся от одеяний Разина и его приближенных своей скудностью и отсутствием разного рода украшений. Вокруг ладьи простирается бесконечная гладь реки и лишь вдали виднеется берег.

Именно таким русский художник В.И.Суриков видел предводителя народного восстания Стеньку Разина и таким он изобразил его на своем небезызвестном холсте, хранящемся в настоящий момент в стенах Русского музея в городе Санкт-Петербург.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Степан Тимофеевич Разин — атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Портрет Степана Разина


Портрет Степана Разина

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Смутное время

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы Ю. А. Долгорукова догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Василий Иванович Суриков.

Василий Иванович наслушался и сам немало пропел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Никто, как новый Степан — весь народ — сбросит оковы в вольную Волгу.

Вечерняя тишина над ширью Волги. Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги.

Таков, как видно, был замысел картины.

И вот она написана и доставлена на выставку.

Суриков запирает для публики двери своей комнаты. Каждое утро приходит он на выставку и пытается улучшить внешнюю обстановку картины. Вызываем маляра и пробуем перекрасить стены комнаты в более темные тона, чтобы вызвать вечерний свет в картине. Новая окраска стен тоже не удовлетворяет художника, она ему кажется слишком темной. Маляр составляет заново краску, но теперь стены очень светлы. Снова пробуем тон клеевых красок. Суриков требует добавить мела, маляр уверяет, что опять будет светло, и сыплет сажу. Происходят жаркие споры. Но что за чудо? Маляр утемняет краску, а стены светлеют. Маляр жалуется, что тут подвох со стороны Василия Ивановича. Оказалось, верно: входим мы случайно в комнату, а Суриков стоит, нагнувшись над ведром с краской, и сыплет туда мел.

Маляр рассердился, отказался продолжать работу, ушел и попутно унес красные сафьяновые сапоги, специально сшитые для суриковского Степана Разина, с которых художник делал поправки в картине.

Было ясно, что художнику не удалось вполне выразить свой замысел. Что-то запорошило утерянную им тропу, по которой двигалась разинская вольница. Как будто художник поддался настроению, утеряв образы живых людей. Одна фигура Разина не могла выдержать огромного полотна, а остальные фигуры мало помогали картине. У них не было ни единства с главной фигурой, ни сильного контраста, который бы ярче выделял состояние Разина.

Понятно было душевное состояние великого художника.

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.

Карта Степана Разина


Карта восстания Степана Разина

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Фотографии Набережной Степана Разина

Набережная Степана Разина: Фото Карта

Страны мираРоссияГородаТверьДостопримечательностиНабережная Степана Разина















вконтакте facebook twitter

Показать все альбомы

Набережная Степана Разина

Описание Фото Погода Карта

Крестьянская война

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.

История создания

Суриков и его жена

Искусствоведы склонны полагать, что для прототипом Разина стал ученый Иван Тимофеевич Савенков или его сын Тимофей Иванович. Возможно, что для создания этюдов Суриков использовал портреты и отца, и мальчика.

Исследователь А. Демкин полагал, что в картине Суриков отразил свои переживания. Первый эскиз полотна был создан в 1887 году еще до смерти жены Василия Ивановича. Художник изобразил Степана Разина с персидской княжной, которая была срисована с Елизаветы Августовны — супруги Суриковой. Герои стояли во главе флотилии суден, готовясь к походу.

Но после смерти жены Василий Иванович решил изменить концепцию картины. Он нарисовал один челн, убрал княжну и сделал Разина задумчивым. Некоторые исследователи полагают, что на окончательном варианте Степан срисован с самого Сурикова.

Полотно было представлено на очередной выставке передвижников. Сам художник был недоволен своей работой. Он долго не мог подобрать раму для холста. Светлый оттенок сливался с красками неба, темный выглядел лучше.

Детали картины

Если внимательно изучать полотно Сурикова, можно предположить, что время суток — раннее утро. На это указывает синевато-розовый оттенок реки и неба. Паруса наполнены ветром, но вокруг корабля царит спокойствие.

Но пейзаж достаточно обманчив и если приглядеться к людям, станет понятна тревожная атмосфера.

У Разина напряженная поза, нахмуренное лицо и тяжелый отрешенный взгляд. Он о чем-то размышляет, думает и это полностью овладело им. Вокруг него одни соратники, но это не уменьшает тревогу. Он подпер голову рукой и слушает песню кобзаря. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.

На картине изображен персидский князь. Он тоже мрачен, смирился со своей судьбой и понимает: его конец предрешен. Разин же готов еще сражаться. Суриков отразил на картине пренебрежение атамана к богатству. Охотничьи трофеи просто валяются на полу, дорогие ковры тоже лежат просто так. Такие детали отражают основную суть личности Разина — он не хотел обогатиться. Степан стремился к свободе и независимости, он хотел привести народ к другой жизни.

Смысл полотна

На счету Сурикова немало удивительных картин. Разин изображен задумчивым и угрюмым. Художник решил показать атамана с необычной стороны. Вокруг него находится дружина, она гребет, и их судно идет по волнам Волги, но самого Степана не радует. Веселится только один участник, и то только потому, что очень пьян.

Если внимательно посмотреть на картину, можно придумать над чем размышляет Разин:

  1. Способы сделать русский народ счастливым.
  2. Судьба сподвижников.
  3. Тоска по персидской княжне.

Наблюдательный зритель может увидеть на водной глади круги. Возможно, на картине запечатлен момент после того, как Разин выбросил княжну за борт, поэтому гребец в красной рубахе так смотрит на воду.

Изначально Суриков задумывал картину в духе романтизма, но из-за смерти жены он сменил планы. Это одна из последних работ художника и она далась ему очень тяжело. Размер полотна 318 x 600 см.

Читайте также: