Сочинение по картине станционный смотритель художник шмаринов

Обновлено: 05.07.2024

Диктанты

Тексты с заданиями помогут подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями.
Подробнее

Писатели

Расширяем свои представления о жизни и творчестве писателей, чтобы глубже понять их произведения.
Подробнее

Художники

Проза Пушкина в иллюстрациях Д. Шмаринова


Классику трудно, но необходимо читать. Всякий раз взгляд читателя отыскивает полюбившихся героев в книжных иллюстрациях. Талантливый иллюстратор должен великолепно чувствовать психологию персонажа художественного произведения. Он драматург и режиссёр, оператор и актёр в одном лице.

Для него важно глубокое прочтение книги, владение рисунком, основательное изучение тематики книги, подготовительная работа, умение лаконично и ясно говорить с читателем языком цвета и полутонов.

Иллюстрированная книга — это не просто текст с вклеенными в него картинками. Подлинно великое литературное произведение неисчерпаемо. Перед художником стоит множество самых различных проблем. Необходимо найти правильное соотношение между иллюстрациями и текстом, гармонично и последовательно скомпоновать все элементы и ясно выразить основную идею литературного произведения. Для этого нужно научиться фиксировать жизнь в набросках, этюдах с натуры, рисовать по памяти, по воображению.

Как художник идёт к внешности героя? Он ищет человека, напоминающего героя, или мысленно создаёт его, опираясь на детальное описание в книге?

Д. Шмаринов рисует героев А.С. Пушкина

Иллюстратору приходится много рисовать с натуры. Постоянно. Неутомимо. Увлечённо. Большое количество рабочих рисунков помогают художнику легко выполнить оригинал и в целом формируют цикл или серию иллюстраций.

Дементий Шмаринов

Мой Пушкин

Пушкин, его стихи сопровождали меня всю жизнь. Но иллюстрировать я любил прозу Пушкина. Она поражает драгоценной отобранностью и скупостью языка. В нескольких словах и фразах — огромное содержание. Я отдыхал на Пушкине после Достоевского. И пластические решения для их произведений требовались разные. У Достоевского — мрак, все неразрешимо, только один освещенный луч. Тут нужен поистине рембрандтовский приём. У Пушкина очень простые, музыкально построенные мизансцены. Нет взрыва страстей, они сдержанны, ограничены рамками, которые он себе поставил. Здесь я не погружался в глубокий тон, остановился на чисто пластических решениях.

В своих иллюстрациях я опирался на оба этих произведения. Пугачёвское восстание, сам Пугачёв и его соратники, все драматические события повести показаны через переживания юного Гринёва. Эти события представляются ему лишь жестокими испытаниями его первой любви. Этот ракурс позволил мне показать Пугачёва не только как грозного вождя народного восстания, но и как человека, чья терпимость, великодушие и широта ума помогли дворянскому недорослю сохранить не только жизнь, но и свою любовь.

Стройная литературная композиция этого небольшого произведения, состоящего всего из шести глав, каждой из которых предшествует краткий эпиграф, подсказывает художнику-иллюстратору необходимость следования авторской композиции. Это подтверждают и столь различные по своей трактовке иллюстрации Бенуа и Епифанова, при всём своём художественном своеобразии точно воспроизводящие литературный строй книги.

Четыре разноцветные книги с однотипным шрифтовым решением переплётов объединялись одним светлым футляром. Книжные корешки, выступающие из футляра, должны были, по моему замыслу, придать достаточную декоративность этому маленькому собранию пушкинской прозы.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Станционный смотритель (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 134-136)

Paзмышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.

Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя.

Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын - это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни - бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал - каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви.

Единственный неравнодушный человек - это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.)

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд: “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”.

Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям.

Литература и изобразительное искусство

Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца.

Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме.

Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню.

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами.

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.

Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.

Аватар пользователя Polina Lektorium

Сравните три изображения кульминационной сцены повести художниками Д. Шмариновым, Б. Косульниковым и М. Добужинским.
В чем их главное отличие друг от друга? Что хотел передать каждый художник? Какая иллюстрация вам кажется наиболее выразительной и почему?




Отличие в том, как смотрит Дуня на своего отца, а также в том, где стоит смотритель. Наиболее выразительной мне кажется иллюстрация ШМаринова, она наиболее остро передаёт одиночестве тво и униженность отца, дочь и её любовник здесь составляют одно целое. Художники передают своими произведениями, что отец больше не властен над своей дочерью, что их отношения разорваны.

Аватар пользователя Юлия Малкова

Спасибо, согласна. "Разорванность" отношений, действительно, ярче всего передал Шмаринов.

Аватар пользователя Евгения

Шмаринов вне конкуренции, на мой взгляд. Он, впрочем, как всегда, очень тонко и психологично подходит к вопросу выбора иллюстрируемого момента, композиции, ракурса, светотени и других средств выразительности.
Иллюстрация Добужинского "репортажная". Дуня, собирающаяся упасть в обморок (да, именно такое впечателение, наверно, от театральности и, в то же время, деревянности ее позы и абсолютно каменного лица), скрупулёзно прорисованный интерьер меблированных комнат не вызывают во мне ответной душевной реакции. Добужинский стремился к сближению иллюстрации с рисунком того времени, когда произведение создавалось, к достоверности обстановки, к наглядности во всем. Это ему удалось и, на мой взгляд, не более того.
Что касается дрожащего, эфемерного перьевого рисунка Косульникова, то здесь сам материал неудачен для глубокого психологического проникновения. Понятно, что, иллюстрируя Пушкина, многие прибегали к технике, характерной для рисунков самого Пушкина. Есть попытка передать контраст миров Минского и Вырина светотенью. Выбор момента сходен с иллюстрацией Добужинского (хотя здесь Дуня, кажется, смотрит не на отца, т.к. ее лицо изображено в профиль, а Вырин стоит гораздо дальше парочки). Думаю, здесь мы имеем дело с тем же, что и у Добужинского: воприятием в качестве кульминационного того момента, когда Дуня замечает отца.
Шмаринов решает задачу иначе, на мой взгляд, более грамотно, более объемно, создавая иллюстрацию наиболее убедительную, наиболее драматичную и, повторюсь, психологичную из трех представленных. Ему не нужно огромное количество предметов убранства, и при этом мы вполне отчетливо ощущаем себя в богато обставленном доме. Он вообще отлично передавал в своих иллюстрациях то, что называют духом эпохи. Они не носят чисто информативный характер, они органично живут вместе с произведениями и раскрывают внутренний мир героев. Так и в представленной иллюстрации Шмаринов изображает героев в момент душевного напряжения. Напряжения, которое исходит от фигуры смотрителя и обволакивает комнату и находящихся в ней. Драматизм в том, что дочь еще не видит его, что смотрит только отец. Что вот она спросила: "Кто там?" и еще не подняла голову, и пока безмятежна, а он может еще на нее "поневоле" любоваться. Пограничный момент, зыбкий и хрупкий. Драматизм не в обмороке, а в том, что предстало его глазам, в этой обреченности. Да и сам реалистичный рисунок Шмаринова, экспрессия, светотень и удачные портретные изображения делают свое дело. Не бушующие внешне страсти, а вот этот момент: роскошные светлые комнаты, красота и хрупкость этой потерянной (потерянной и для смотрителя, и для себя самой) дочери, эдакой белой фарфоровой куколки. И Самсон Вырин, случайный гость в этом мире, где дочь отвернута от него играющим ею, своею содержанкой, скучающим Минским. Кстати, Вырин нисколько не "маленький человек" здесь, он величествен и трагичен в своём горе. "Маленький" он на иллюстрации Добужинского.
Резюмирую: главное отличие иллюстраций - в понимании художником трагедии даже не момента, а всего произведения, и, как следствие, - избрание разных мгновений и разных средств визуализации. А иллюстрациями Шмаринова можно любоваться бесконечно.

Евгения, мне понравилось выражение: "деревянность позы". :-)))))

Аватар пользователя Евгения

DarWar, спасибо, приятно:)))

Аватар пользователя Юлия Малкова

Евгения, спасибо огромное! Это настоящий профессиональный разбор! Вы, наверное, наш коллега-учитель?

Аватар пользователя Евгения

Здравствуйте! И Вам спасибо! Я работаю иллюстратором, а образование имею художественно-педагогическое :)

Аватар пользователя Екатерина

На первой иллюстрации Дуня изображена в центре. Её платье - белое, сама девушка является светлым пятном, и взгляд первым делом падает на неё. Дуня является объектом внимания и Самсона Вырина, и Минского, причём сама обращена к гусару, она не видит отца. Мне кажется, этой картиной художник Д. Шмаринов показывает выбор девушки. На этой картине чётко прорисованы герои, окружающее пространство изображено неясно - ничто не отвлекает взгляд от Дуни, Самсона Вырина и Минского. Минский и девушка спокойны, им не нужно мешать - Самсон лишний, ему нет места в их будущем. На лице смотрителя написаны ужас и боль.

На второй картине и главные герои, и окружающие их предметы прорисованы одинаково чётко. В центре картины Минский, он находится между девушкой и отцом, и его положение подчёркивает, что гусар является преградой. Вырин выглядывает как будто бы из-за ширмы, кажется, что на его лице улыбка. Девушка обращена к отцу, однако по картине нельзя прочесть испуг, боль. Девушка кажется удивлённой и ничуть не собирается падать в обморок. Я думаю, картина Б. Косульникова совершенно не передаёт должных ощущений. Она светлая и лёгкая, в ней нет боли отца, теряющего своё единственное Счастье, в ней нет и чувств дочери, стоящей перед тяжёлым выбором.

Детали следующей картины также чётко прорисованы. Дуня изображена в неуклюжей позе, скорее всего, в данный момент она падает в обморок. Тело её устремлено от отца к Минскому, что показывает выбор Дуни. Самсон Вырин смотрит на Дуню с упрёком. Минский повёрнут к девушке, выражение его лица не видно.

Главное отличие картин - изображение Дуни по отношению к отцу. Также на изображениях выражение лица Вырина отражает разные эмоции, разное отношение к ситуации.

Б. Косульников и М. Добужинский передают момент повести, в который девушка заметила отца. Картина Д. Шмаринова отражает всю сложившуюся ситуацию. Девушка сидит, отвернувшись от отца, направлена к гусару. По этой картине можно угадать, как развернутся события: Дуня останется с Минским. Поэтому я считаю эту иллюстрацию наиболее выразительной.

Аватар пользователя Elenka

Наиболее выразительной я считаю иллюстрацию Шмаринова. На ней абсолютно правдоподобно изображены все герои повести. Самсон Вырин - в дверях на заднем плане. В центре - Дуня и Минский. Дуня и не смотрит на дверь. Она не видит отца. Он её видит. Сцена описана именно Выриным, поэтому художник и изобразил героев таким образом. Взгляд старика растерянный. Он видит, как смотрит дочь на гусара. Она видит только его, любит только его, предана только ему. Минский сидит с выражением самовлюблённости и важности. По расположению героев, выражению их лиц понятно, какова будет судьба главных героев повести: Дуня останется с Минским. Это понимает и Вырин.

Главаное отличие иллюстраций, я думаю, в изображении Дуни. Она на всех трёх иллюстрациях разная. И только на иллюстрации Шмаринова она такая, как в повести.

Аватар пользователя Анна

Иллюстрации отличаются текущим моментом. На изображении Шмаринова милующаяся влюбленная пара еще не заметили фигуру станционного смотрителя, на работе Косульникова - только что обратили внимание, на иллюстрации Добужинского Авдотья Самсоновна в ужасе соскочила с колен молодого человека при виде обманутого отца.

Аватар пользователя Юлия Малкова

Спасибо, Анна, вы прелестно лаконичны:)

Но не хватает глубины анализа чувств героев.

Аватар пользователя Леди Макбет

Работа Шмаринова мне кажется очень интересной, а главное, близкой к моему пониманию повести. Дуня и Минский выглядят удивительно гармонично. Нельзя сказать, что один мешает другому, изображенные люди трепетно относятся друг к другу. Но если рассматривать этот фрагмент отдельно и не рассматривать несчастного Самсона Вырина в дверях, то все, конечно, хорошо и прекрасно. Но художник показывает нам и отца Дуни, который видит счастье своей дочери, но осознает свое безмерное одиночество и предательство любимой Дуни, вовсе о нем не вспоминающей. Существует мнение, что Пушкин, конечно, сочувствует Вырину, но и смеется над его желанием вернуть дочь, то есть помешать её счастью. Не знаю, верна ли эта мысль, но пропасть между красивой жизнью Дуни и одиноким существованием её отца Шмаринов мастерски показал, я думаю.

Последняя иллюстрация Добужинского кажется мне сложной. Дуня видит своего отца и спрыгивает с колена Минского, но почему? Её все-таки стыдно перед отцом, или она боится, что Вырин захочет её забрать? А может, она просто смущена и удивлена? С уверенностью можно сказать лишь то, что Минскому нет дела до Вырина, как было сказано в лекции, он не принимает станционного смотрителя за человека и даже не смотрит на него. Чувства самого Вырина мне тоже не совсем понятны, смирился ли он с невозможностью вернуть дочь? Если посмотреть на его опустившуюся голову, да. Но, может, он сам стыдится себя в этом доме, где его дочь хорошо одета, носит красивые украшения, где она любима богатым мужчиной? Наверное, нужно обратить внимание на интерьер, который в отличие от предыдущих картин изображен очень подробно. Художник рисует богатую квартиру, которая занимает большую часть иллюстрации. Зачем? Можно было бы подумать, что Добужинский противопоставляет атмосферу роскоши Вырину, но он же не рисует его костюм дряхлым и рваным. Наверное, я так и не смогу самостоятельно ответить, как относится художник к нарисованной им ситуации и что именно хочет показать.

Вообще, работы этих художников можно анализировать бесконечно, в каждой есть очень много интересных деталей, но наиболее выразительной мне все же кажется иллюстрация Шмаринова.

Аватар пользователя Юлия Малкова

Спасибо, "Леди Макбет", за проблемный подход, за скрупулёзное внимание к деталям.

Вам, вероятно, интересно будет прочесть ответы Евгении от 2 декабря. Она на многие поставленные вами вопросы отвечает.

Была очень рада, что в данном разделе появились вопросы, где можно просто "по-литературному" поразмышлять, высказать свою субъективную точку зрения и почерпнуть новые для себя мысли у других единомышленников курса)

Увидев предложенный вопрос, мне стало интересно, чем руководствуется художник, принимаясь за иллюстрацию того или иного произведения. Благо за свой недолгий век мне посчастливилось встретить парочку удивительных творческих личностей, занимающихся подобным ремеслом. Связавшись с одной из них (спасибо курсу и за этот порыв), я, после серии вздохов и вереницы недвусмысленных взглядов, услышала очень познавательный ответ, мол "для меня как художника это, наверно, самая сложная работа, поскольку на некоторый период времени ты становишься глазами писателя и не имеешь права быть собой". Видимо, вот это "быть собой" как раз и является предметом нашего вопроса, поскольку, на мой взгляд, каждый иллюстратор, имея свои индивидуальные стиль и манеру, еще и под разным углом и с различным понимаем смотрит на то, ЧТО ему необходимо изобразить, и "глаза писателя" поневоле не могут идти в разрез с его собственными.

Перед нами - три абсолютно разные визуальные трактовки кульминационного момента повести, где и сам момент кульминации, как говорили ранее до меня, различен в понимании иллюстраторов. Что первое бросается в глаза на рисунке М.Добужинского? Пустота. То лишенное объема пространство, та бескрайняя бездна, которая разделяет этого уже жалкого и лишенного всякой веры "маленького" Вырина и его совсем не идеальной красоты(на мой вгляд) дочь, уже не Дунечку, а Авдотью Самсоновну, как сам главный герой изъяснялся прежде. Лицо Минского здесь отвернуто, он лишь олицетворение богатства, спеси и праздности, лишь яркий пример антитезы сословного неравенства, он не герой для Добужинского, а действующие лица зесь - Самсон, Дуня и пустота, нагроможденная коврами,саблями, скульптурами, удлиненная в идущую в глубь комнату, как будто и не собирающуюся найти пределы. Если главной целью М.Добужинского было изображение того, как далеки стали отец и дочь, то, на мой взгляд, ему это прекрасно удалось.

Удивительным образом меняется ретроспектива композиции на иллюстрации Б.Косульникова. Все персонажи здесь - в центре (а не как у Добужинского - на перефериях), в свете (даже и Самсон Вырин, отделенный лишь светотенью), между ними почти нет пространства, в глазах Дуни не читается страха или даже удивления, а мимолетная ухмылка нежданного гостя и вовсе не исключает возможности милого разговора для читателя, не располагающего сюжетной линией. Соглашусь с мнением Евгении, что для глубинного понимания пушкинской мысли данный рисунок не самый удачный. Однако для меня здесь главной ценностью является манера и образ времени. Посмотрите на эти изящные линии, на эти легкие штрихи, действительно подражающие рисункам самого автора, на тонкие кружева и пышные гардины, герои, собственно, отходят здесь на второй план, а форма как средство выражения в совокупности с светотенью и невероятно воздушной перспективой явно берут верх.

Размышляя же об иллюстрации М.Шмаринова, я поняла, что именно в ней я обнаружила то искомое единство "глаз писателя", кисти иллюстратора и восприятия читателя. Контраст психологический здесь легко уживается с гармонией линий и формы. Дуня Шмаринова - красавица, тонко вписывающаяся в богатство внутреннего убранства комнаты или, вероятно, сама его творящая (что компенсирует отсутствие большого количества предметов интерьера); даже композиционно она находится в центре изображения, она здесь - протагонист, изменивший судьбы как свою, так и своего отца. А вот и сам отец, он в далеке, он чувствует эту разделяющую их бездну, но еще жив, еще готов "поневоле ею любоваться", видеть ее красоту и счастье. Но именно это счастье и раздавит его, мы видим трагедию обманутого доверия, обманутой веры (ведь его фамилия "Вырин" с почти что завуалированный посыл к вере "Верен"), именно в этот миг и начинается осознание этого "тихого предательства", после которого не может быть прежней жизни. Именно этот трагичный момент и передал М.Шмаринов, что позволяет назвать его рисунок наиболее точной и глубокой иллюстрацией этой самой "печальной" из пяти пушкинских повестей.

Читайте также: