Сочинение по картине шурале на татарском языке

Обновлено: 05.07.2024

Шүрәле кыяфәте белән кешене хәтерләтә. Куллары озын. Урман буйлап йөргәндә, алар тезгә, тез очларына тиеп китәләр, ә кайвакыт очлы үткен тырнаклары җиргә тиеп бара. Урман сукмагында биш сызык очраса, алар Шүрәленең тырнак эзе, имеш. Бармагы кургаш кебек каты, тырнаклары кәкре. Бармакларында йон бөтенләй юк, алар бик күп җыерчыклар белән чорналган. Шүрәленең тәне йөнтәс яки ялангач, башы кечкенә, күзләре зур, кайчак колаклары бик озын, күкрәкләре аска салынып төшкән. Шүрәленең гәүдәсе кешедән күпкә зуррак, биегрәк. Чандыр, озын буе белән ул урман ешлыгында агачлардан аерылмый диярлек.

Шүрәле еш кына кешеләрдән калган сәләмәләргә төренеп йөри. Ул бигрәк тә иске бүрек кияргә тырыша. Моның сәбәбе анык: Шүрәленең маңгай турысында кечкенә генә мөгезе бар. Бүрек кашын төшереп, ул шул мөгезен кеше күзеннән яшерергә тели.

Шүрәленең култык астында тишек бар. Аның аша Шүрәленең бөтен эчке әгъзалары да күренеп тора, имеш. Шуңа күрә бу зат кулларын беркайчан да югары күтәрми, чөнки култык астындагы тишеккә агач төртелергә мөмкин. Халык ышанулары буенча, ул тишеккә таяк яки бармак тыксаң, Шүрәле үлә.

Вопросы развития национальной культуры и сохранения культурно-исторического наследия волновали общественность давно. И хорошо, что сейчас им уделяется большое внимание.

Большой интерес вызывает творчество татарских деятелей культуры – художников, композиторов, писателей. Имена многих известны не только в Татарстане, в России, но и за рубежом. И мы испытываем гордость за то, что именно здесь, на берегах Волги и Камы, создавали свои бессмертные произведения поэт Габдулла Тукай, композиторы Назип Жиганов и Салих Сайдашев, скульптор Баки Урманче, художник Байназар Альменов.

Основная часть

Джин, разбойник или призрак – этот скрюченный урод?

До чего он безобразен, поневоле страх берет.

Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,

Руки, ноги – точно сучья, устрашат и смельчака.

Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.

Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.

Он похож на человека, очень тонкий и нагой,

Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-

Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.

Не слишком привлекательное описание, не так ли? Между тем, тукаевский Шурале вызывает у читателей чаще всего не страх или отвращение, а сочувствие . Да, конечно, он мог защекотать дровосека до смерти, но в итоге пострадал сам, оставшись в лесу с защемлёнными в дереве пальцами.

Подобное – доброе и сочувственное – отношение можно проследить и в работах современных художников. При этом многие авторы трактуют образ Шурале значительно шире и поэтичнее. Для них он не просто рядовая лесная нечисть, а дух леса, оберегающий его от непрошенных гостей.

Апофеозом этих поисков стала серия 1980 года, выполненная цветной китайской тушью. Её главными героями становятся зачарованный лес и его порождение – Шурале с многочисленными сородичами, лесные звери и птицы. Линии рисунка обретают поразительную свободу, динамичность, свиваясь в причудливые узоры, напоминающие петли арабской вязи. В этой серии в полной мере проявился синтетический талант Урманче, сплавляющий в совершенно оригинальной индивидуальной манере традиции восточных искусств – китайской живописи, арабской каллиграфии, татарской полихромии. На протяжении десятилетий эти листы Урманче так и не воплотились в книжное издание, полностью подготовленное художником, но регулярно выставляются как станковые произведения на всех крупных выставках татарского искусства.

вечное противостояние человека и природы ( приложение 2 ).

Надир Альмеев (1946 г.р.) представляет следующее поколение художников, для которых книжная иллюстрация интересна не как буквальное отражение литературного сюжета, а как возможность выявить скрытые смыслы, создать новый образный ряд, актуализировать произведение, созданное в другую эпоху, приближая его к современному читателю. Надир Альмеев - один из самых виртуозных офортистов Казани 1970-1980-х годов, как никто другой в Татарстане раскрывший возможности этой сложной техники для воплощения своих художественных идей, импульс которым давали стихи Тукая, Мандельштама, Данте,

философские размышления о смысле жизни, о первичности духа, о дуализме искусства…

Альмеев свободно оперируя арсеналом средств европейского искусства, сохраняет в своем творчестве национальную основу, опираясь на сущностные черты татарской художественной культуры – орнаментальность, декоративность, каллиграфическую изысканность, особую музыкальность, свойственную разным видам искусства.

Шурале Надира Альмеева – это милый дух, лукавый Пан, резвящийся в лесах, а встреча с Былтыром – не поединок, а весёлая игра. Фактура листов, выполненных в технике офорта с использованием при печати двух красок – черной и бронзовой, напоминает своим таинственным мерцанием и вязью узорных линий старинные татарские ювелирные украшения. К сожалению, полиграфия книги, для которой были подготовлены иллюстрации (Москва, 1968), совершенно не передает богатства выразительных средств, которое можно увидеть только в оригиналах иллюстраций, представляемых на выставках ( приложение 4 ).

В новое время, по мере того, как все большую общечеловеческую, всеобъемлющую значимость приобретает яркое гуманистическое творчество Г. Тукая, расширяются география талантов, направления поисков, эстетика, в орбиту интерпретации включаются не только художники Башкортостана и Татарстана, но и художники Москвы, Санкт-Пeтepбypгa, других мест компактного проживания татар в России. И вполне закономерно, что здесь, совершаются свои достижения, призванные войти в национальную сокровищницу и мировую культуру. В этих произведениях Шурале трактуется как высокий поэтический образ, воплощение национальной стихии, красоты и богатства народной мифологии. Наряду с непосредственной формой - сюжетным отображением - намечаются также новые формы и способы художественного претворения темы через метафоры и аллегории. Сам Г. Тукай и мир его поэтических образов становятся частью целостного поэтического мироощущения художников и самой структуры их мышления.

Творчество Г. Тукая перешагнуло национальные границы и стало явлением интернациональным. Его произведения переведены на многие языки и широко известны в нашей стране и за рубежом.

С лёгкой руки Тукая, который по примеру Пушкина и Лермонтова переложил на поэтический язык сюжет одной из татарских сказок, Шурале превратился в самого популярного национального персонажа. Его именем был назван первый татарский балет, он фигурирует в книжных иллюстрациях, скульптурах, произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

В представлении башкир, татар и других народов Азии, все леса находятся под защитой некоего духа-защитника (божества низшего разряда). У него много названий: Шурале, Ярымтык, Урман иясе. Он имеет человекоподобный вид, но выделяется шерстью на теле и небольшим рогом на лбу.


Внешний вид

У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.

Если люди в лесу видят 5 параллельных линий или засечек на деревьях, то считают их отметинами лесного духа.

В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.

Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.

В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.

В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.

По народным поверьям, если в схватке надавить пальцами посильнее в отверстие, то существо погибнет.

Повадки

Шурале сами по себе — очень смешливые существа. Они любят подурачиться, но при этом агрессивно настроены против людей. Будучи лесными духами, они защищают природу, поэтому неприязненно относятся к лесорубам, охотникам, да и ко всем жителям.

Согласно преданиям, поймав человека, они могут защекотать его до смерти.

Считалось, что божества испытывают страсть к катанию на лошадях. Для этого они отбивают кобылу или жеребца от табуна и ездят на нем, пока скакун не падет без сил. Поэтому, если какому-либо селу начинает докучать Шурале, у леса привязывали лошадь, спину которой намазывали липкой смолой. Лесной дух не мог удержаться от соблазна покататься, садился на коня и прилипал к нему. Существо оказывалось в ловушке.

Интеллектом духи не блещут. Они очень наивные и доверчивые, поэтому при встрече их можно перехитрить, чем и пользуются герои многих народных сказаний.

Важно! Божество азартно, легко поддается эмоциям и охотничьим инстинктам. По преданиям, если встретить его в лесу, нельзя смеяться и скалить зубы. Эти действия возбуждают существо и он стремится или защекотать до смерти, или побыстрее убить.

Он любит поиграть с жертвой, поэтому старается заболтать человека, дурачится, задает разные вопросы. Эту особенность повадки можно использовать против него самого: встречные загадки могут поставить его в тупик и дать время придумать спасительный план или какую-либо хитрость. Шурале боится:

По слухам, если искупаться в ручье в одежде, или облить себя водой из бутылки, божество не тронет.

Легенда о существе

Согласно преданиям народов Поволжья, Урала и отчасти Средней Азии, изначально Шурале был духом смерти и засухи, сыном Тама и Улят.

По мере распространения исламской культуры, он стал прообразом Шайтана — Дьявола. Именно ему принадлежит сотворение всего материального мира, даже людей. Только духовный мир ему не подвластен — бессмертную душу в человека вселил бог Тангра.

В народном фольклоре Шурале выступает в качестве демонически-комического существа, озорника, плута, часто со злобными намерениями.

О мифическом существе в 1907 году написана популярная поэма “Шурале” (автор — Габдулла Тукай— поэт из Казани), на основе данного произведения создан одноименный балет и мультфильм.

По сюжету, деревенский парень отправляется в лес запастись дровами. Однако в лесу дровосек натыкается на Шурале. Дух хочет защекотать молодого человека (егета по-татарски) до смерти, однако парень прибегает к хитрости. В качестве последнего желания он просит, чтобы Шурави помог перебить ему клин в бревне. Существо соглашается и засовывает пальцы в щель, чтобы ее разжать. Егет ловко выбивает клин, щель схлопывается и прищемила лесному духу пальцы. Парень и был таков.

Мифология

Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.

В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.

Распространено поверье, что он панически боится потоков воды. Если за кем-то увязался злобный дух, достаточно перепрыгнуть через ручей или переплыть через реку, чтобы избавиться от преследователя.

Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.

В некоторых источниках указывается, что Шурале испытывают страсть к сокровищам. По преданиям, в каждом их жилище припрятан клад, который они самоотверженно охраняют. Многие алчные люди пытались завладеть богатой добычей, из-за чего погибали. В этом плане существо сходно с персонажем ирландского фольклора — лепреконом.

Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тукай – халык баласы, аны халык үстергән (Тукайның балачагы) Кушлавыч. Шәрифә.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тукай – халык баласы, аны халык үстергән (Тукайның балачагы) Кушлавыч. Шәрифә.

Тукай – халык баласы, аны халык үстергән (Тукайның балачагы) Кушлавыч. Шәрифә карчык Өчиле. Зиннәтулла бабай Кырлай. Сәгъди абзый, Зөхрә апа Казан. Мөхәммәтвәли һәм Газизә гаиләсе Җаек. Галиәсгар (җизнәсе) Кушлавыч. Шәрифә карчык Өчиле. Зиннәтулла бабай

Минем гомерем (укучылар күрерләр) шактый ямьсез, шактый караңгы, шуның белән.

Минем гомерем (укучылар күрерләр) шактый ямьсез, шактый караңгы, шуның белән бергә кызык кына үткән. (Г.Тукай)

“Шүрәле” әкияте үзе генә дә Кырлай истәлегең гүзәл бер шигъри hәйкәле итеп с.

“Шүрәле” әкияте үзе генә дә Кырлай истәлегең гүзәл бер шигъри hәйкәле итеп санала. .

Тау башына салынгандыр безнең авыл, Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул; Ау.

Тау башына салынгандыр безнең авыл, Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул; Аулыбызның ямен, суы тәмен беләм, Шуңар күрә сөям җаным-тәнем белән. (“Туган авыл” Г.Тукай)

Эпитет (грек сүзе)- күренеш һәм предметның сыйфатын, аерым билгеләрен белдер.

Эпитет (грек сүзе)- күренеш һәм предметның сыйфатын, аерым билгеләрен белдерүче сурәт. Ул җөмләне аеруча бизәп тора һәм аны табарга да җайлы. М-н. Ал, кызыл, ак, сап-сары, зәңгәр, яшелдән чәчәкләр.

Чагыштыру - бер предметны яки күренешне икенче предметка һәм күренешкә охшаты.

Чагыштыру - бер предметны яки күренешне икенче предметка һәм күренешкә охшатып әйтүне белдерә. М-н. Борыны кәп-кәкре, бөгелгәндер тәмам кармак кеби, Төз түгел куллар. аяклар да - ботак-тармак кеби. Шүрәле әнә шундый куркыныч зат булып күз алдына килә.

Краткое описание документа:

Тема. Г.Тукайның “Шүрәле” поэмасын өйрәнү

Максатлар: 1. Г.Тукайның тормыш юлын ныгыту.

Г.Тукайның “Шүрәле” поэмасы белән танышу, поэманы анализлау, аның әкиятләр җирлегендә иҗат ителүен аңлату; сурәтләү чарасы буларак эпитет, чагыштыру турында төшенчә бирү.

2. Уку тизлеген, сөйләм телләрен, фикерләү сәләтен үстерү

3.Балаларда милли горурлык, кешелеклелек сыйфатлары тәрбияләү.

Җиһазлау: Г.Тукай тормыш юлы буенча слайдлар, тактадагы язмалар, “Шүрәле” мультфильмыннан өзек, “Шүрәле” китабы, курай, китап күргәзмәсе, Тукай портреты.

1.Оештыру моменты.Уңай психологик халэт тудыру

Хәерле көннәр сезгә.

Зиһен һәм тел ачкычлары

Телимен һәммәгезгә, - дигән теләкләр белә дәресебезне башлап җибәрик.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 364 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 26.11.2014 1682
  • PPTX 2.9 мбайт
  • 18 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зайнуллина Гилюза Рашитовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: