Сочинение по картине шишкина на опушке соснового леса

Обновлено: 02.07.2024

На холсте запечатлен густой хвойный лес. Могучие сосны стоят плотной стеной. Как хорошо дышится в их тени знойным летним днем! Через сосновый бор проложена дорога. Возможно, она связывает далекие населенные пункты с городом. Или по ней едут в лес за сосной, которую используют в строительстве кораблей и зданий.

На переднем плане — обмелевшая река, через которую на другой берег можно перейти пешком, не замочив одежду. И хоть вода имеет слегка коричневый оттенок, кажется, что в ней приятно будет охладиться в жару. Благо, на дне и по берегам виден чистый речной песок.

Сосны, растущие за рекой, удивительно стройные и ровные. Среди нет таких, которые отличаются особой высотой. Их ветви густые и разлапистые. Возле корней деревьев выстлан ковер из опавшей пожелтевшей хвои, сквозь которую местами проглядывает мох и трава.

Почва в таких лесах очень плодородна. Ближе к осени здесь можно собрать щедрый урожай грибов и ягод. Над роскошным сосновым лесом высится ярко-голубое небо с легкими облаками. Это придает картине особую прелесть.

Яркая, живая атмосфера картины подчеркнута контрастными, сочными цветами, которыми великий Шишкин владел мастерски. Различные оттенки зеленого, голубого, бежевого и коричневого цветов передают зрителю ощущение присутствия. Кажется, что мы стоим неподалеку от этого места и наблюдаем пейзаж с выгодного ракурса, выбранного художником, собственными глазами.

Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Живописец Иван Шишкин – создатель множества полотен, сюжет которых посвящён жизни русского леса, раздолью полей. Современники подчёркивали безупречную реалистичность изображённых мастером пород деревьев, кустарников, трав и в целом всей местности с ручьями, камнями, песком. Через 200 лет, созданные им пейзажи по-прежнему имеют множество ценителей. Особую любовь Шишкин питал к северным лесам. Он воспроизводил их с глубоким и тонким пониманием. Расцвет творчества Шишкина пришёлся на вторую половину 19 века.

2. У Шишкина существует две картины с названием "Сосновый бор". Их разделяет более двух десятков лет, совершенно различные техника и подход к изображению. Первое полотно создано молодым художником в 1871 году во время поездки на родину, в Вятскую губернию. Хотя в картине и достигается безупречность передачи гармонии пейзажа, она ещё не имеет той свободы живописной манеры, которая отчётливо видна во втором "Сосновом бору" 1895 года. В последнее десятилетие жизни мастер увлеченно работал над эпическими по строю картинами.

3. Сюжет этого второго, позднего полотна Шишкина, воспевает величие родной земли, суровую мощь северных лесов. Художник заметно обновил свой живописный язык. Он использует широкий мазок, уделяет внимание красочности пейзажа и блестяще справляется с передачей световоздушной среды.

4. На переднем плане мы видим песчаную лесную дорогу. Пересекая небольшой ручей и почти теряясь в нём, она выходит на противоположный берег и серповидным изгибом удаляется в лес. Ручей окружает каменистая местность, покрытая невысокой травой. Течение воды слабое, почти не видно ряби. Отражение массивных вершин сосен делает воду зелёной. Белёсые валуны возле дороги словно отсылают нас к былинным временам.

5. На дальнем берегу ручья стоят раскидистые вековые сосны. Чуть дальше видны более молодые деревья с высокими стройными стволами. Могучие ветви отбрасывают тень. Тёмно-зелёная хвоя купается в золотистых лучах полуденного солнца. Просвечивающие сквозь ветви стволы тоже наполнены золотистым теплом и светом. Кажется, что воздух напоён ароматом сосновой смолы. Деревья ушли вершинами в удивительную синеву летнего неба. Лёгкие кудрявые облака придают пейзажу летней безмятежности и радости.

6. Пейзаж запечатлел умиротворённый погожий день. Обмелевший ручей говорит о том, что давно стоит ясная и жаркая погода. Но, вглядываясь вдаль, мы ощущаем прохладу густого и тенистого соснового бора. Даже в саму жару солнечные лучи пробиваются с трудом сквозь пушистую хвою.

7. Особенностью композиции можно считать подробную детализацию в изображении предметов переднего плана. В потоке яркого солнечного света видны каждый камешек, травинка, колея от тележных колёс. Такой приём делает более выигрышным следующий план. Зритель ощущает величину пространства, а лес кажется более широким и удаленным. Уравновешивают композицию расположенные парами толстые стволы по обе стороны от дороги. Ритмичность в расположении дальних сосен и вытянутость композиции по горизонтали придают полотну основательности и устойчивости.

8. Цветовая гамма картины достаточно сдержанная. Коричневые оттенки земли и золотистость стволов не позволяют назвать колорит холодным и мрачноватым. Изображая хвою, художник наложил краски густым и шершавым слоем. Вода прописана тонкими, сглаженными мазками. Данному пейзажу, как и большинству поздних работ Шишкина, свойственна чистота палитры.

9. Шишкин в этом пейзаже через образ природы показал Россию, её мощь, скрытые неведомые силы. Это богатырский пейзаж. Он свойственен для государства, где живёт великий духом народ.

10. Мне понравилась монументальность пейзажа. Восхитило, как передана игра светотени, ясность кристально-чистого воздуха и цветовые переходы в воде от прозрачного почти к чёрному.


Картина Ивана Ивановича Шишкина была написана художником в 1889 году. В данный момент, картина хранится в музее-заповеднике имени В. Д. Поленова. Художник создал целый цикл картин, который посвятил красоте русских земель, необыкновенным сосновым лесам, прекрасным и могучим просторам России.

Художник был патриотом своей страны, потому так часто и рисовал пейзажи родных краев.
На данной картине изображен укромный уголок соснового леса где-то в пригороде дачного посёлка около Петербурга. Картина изображает жаркое лето. Солнце не жалеет горячих лучей и заливает весь сосновый лес. Дорожки, которые показаны на картине, выбеленные.

Создаётся впечатление, что где-то рядом находится море. Почти чувствуется сильный аромат хвои и неуловимый соленый запах моря. Хвоя деревьев светло-зелёная и темно-зеленая. Задорно торча во все стороны, она создаёт впечатление живой хвои настоящего дерева. Кора деревьев темно-бурая, покрытая голубоватым мхом. Она оттеняет цвет хвои. Изображены как старые и могучие деревья, так и совсем молоденькие сосны. Трава и земля, как в настоящем сосновом лесу, усыпаны толстым слоёв опавшей хвои и шишек. Кое-где пробивается растительность.

Длинные тени, которые отбрасывают деревья, говорят о том, что все запечатлено утром. Пряча в тени отдельные участки земли и некоторые деревья, создаётся причудливый контраст между опаленными знойной жарой тропками и прохладной тени могучих и высоких сосен. На картине отсутствуют животные и птицы, что создаёт иллюзию тишины в лесу. Только тропки навеивают тихий далекий шум моря. Возможно, слышится шум Балтийского моря. Мастер изображает реальный сюжет и необыкновенную живую красоту. Любуясь этой картиной, хочется закрыть глаза и отдаться сладким грёзам. Навевается летняя безмятежность.

Картина очень прекрасна и на неё можно любоваться вечность. По-настоящему живая передача прекрасного утра в лесу, даёт возможность представить себя на месте художника и с помощью картины и фантазии взглянуть на то утро, те сосны и на те тропинки. Хочется оказаться там и побродить по горячему песку, отдохнуть в прохладной тени, вдыхать тот чарующий аромат сосен, прикоснуться к голубоватому мху и провести рукой по тёмной шероховатой коре. Детальность и реалистичность изображенного даёт свободу полёта мысли. Хочется мечтать и грезить наяву. Картина вдохновляет и даёт массу удовольствия от любования ею.

Наряду с цветами, на переднем плане мы также видим высокую траву, написанную художником с использованием различных оттенков зелёного. Кроны окружающих поляну деревьев также густы и зелены, из чего можно сделать вывод, что перед нами летний пейзаж.

Сквозь поляну пролегает узкая тропинка, ведущая к просвету между деревьями. Там можно увидеть другую поляну, залитую ярким солнечным светом. Вдалеке желтеют золотые пашни, а над ними простирается чистое бескрайнее голубое небо.

Вариант 2 - Подробно

14 предложений/ 211 слов

Поляну также украшает высокая трава и листья папоротника. Здесь в палитре художника мы видим самые разнообразные оттенки зелёного. Именно этот цвет преобладает на картине Шишкина. Зелена в летнем лесу не только трава, но и растущие вокруг деревья. Кажется, что их серые изогнутые стволы намеренно густо окружают поляну, таким образом не позволяя ни ветру, ни человеку погубить эту безмолвную красоту.

Тем не менее, на земле видна узкая тропинка, ведущая сквозь лес к другой поляне, расположенной позади той, что открыта нашему взору. И если на цветочной поляне местами лежит благородная прохладная тень, делающая оттенок изображённых на картине растений более глубоким и насыщенным, то вдали уже всё пространство залито ярким солнечным светом.

На дальнем плане картины, там где кончается лес, мы также можем заметить золотые поля, тёмные пашни и возвышающийся над ними голубой простор бескрайних небес. Природа на полотне Шишкина дышит свежестью тёплого летнего дня. Всё в лесу невероятно спокойно, но в то же время живо, светло и радостно.

сосновый бор и мачтовый лес в Вятской губернии на картине Шишкина

Об авторе: Иван Иванович Шишкин (1832-1898) — выдающийся русский живописец. Чаще всего на своих полотнах он изображал хвойный лес с высокими вековыми соснами. Его мы можем увидеть и на картине Шишкина Сосновый бор. Это полотно художник написал в 1872 году.

Сочинение по картине Шишкина Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии: описание и анализ художественного полотна

На картине Шишкина Сосновый бор мы можем увидеть опушку хвойного леса ярким летним днем. Повсюду растут величавые сосны. Они очень высокие с могучими стволами. Их пышные зеленые кроны устремлены высоко в небо.

На переднем плане изображен лесной ручей. Он неторопливо несет свои воды, рассекая лес на две части. Извиваясь, он почти сразу же убегает в лес и прячется за деревьями. На его песчаном дне видны многочисленные камни. Справа от него лежат огромные валуны. Вода в ручейке не совсем прозрачная, она с коричневым оттенком.

На поляне повсюду можно увидеть множество пней с оголившимися сухими корнями. Кроны деревьев раскидистые, и сильный ветер способен вырвать их из земли вместе с корнями. На картине хорошо видны две сосны, поврежденные ветром. Но одна из них лишь наклонилась, продолжая расти с обнажившимися корнями. А другая засохшая лежит на земле. Все остальные деревья здоровые и красивые с массивными ветвями и пушистой хвоей. Но пушистыми и мягкими они выглядят только на картине. На самом деле иглы у сосновой хвои довольно острые.

Слева на полотне изображены две белоствольные березки с яркой изумрудной листвой. Непонятно откуда взялись они здесь, посреди соснового бора. Недалеко от них, рядом с ручейком растут высокие травы с белыми цветами.

Ласковое летнее солнце освещает деревья, ручей и поляну с зеленой травой. От деревьев на траву падают большие длинные тени. На голубом небе видны белые с розоватым оттенком облака. Высоко в небе парит огромная птица. Темные размашистые крылья хорошо видны на фоне бело-розовых облаков.

Картина у Шишкина получилась настолько реалистичной, будто мы сами находимся в этом красивом месте. По ней видно, насколько художник любил русскую природу и свои родные места, которые он не раз изображал на своих полотнах.

Читайте также: