Сочинение по картине репина нищая

Обновлено: 02.07.2024


Илья Репин (1844–1930) гениальный портретист-классик

Илья Ефимович Репин - русский живописец.

История одного шедеврального портрета

На этом этюде художник изобразил стоящий в поле образ девочки-подростка с рыбацкой сетью в руках. Позади ее худенькой фигуры зритель видит простирающиеся пожелтевшие просторы с васильками, маками и густой пожухлой травой.

Девочка-подросток, позировавшая художнику - маленькая жительница Вёля. Она, как и многие другие, зарабатывала на хлеб, позируя приезжим художникам. Репину сразу же приглянулась девчушка своей яркой фактурой и непосредственностью. Однако написать с нее этюд оказалось не так просто, как думалось. Позже Репин писал своему другу: "девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась… и было весьма сложно зацепиться за ее образ".

Однако, невзирая ни на что, художнику все же удалось в этой случайной натурщице всего за один сеанс увидеть ее внутренний мир, состояние души, мысли, чувства, переживания. В результате художник оставил потомкам глубоко психологический портрет ребенка, на лице которого нет ни протеста, ни заинтересованности, ни страдания, а есть только легкая досада и безнадежность. Она как бы существует в этой жизни, покорно принимая удары судьбы на свои маленькие хрупкие плечики и не ожидая никакого сострадания от людей.

Илья Репин в молодые годы.

Самыми обычными красками художник в своей работе создал невероятное ощущение солнца, света, воздуха, а так же образ девочки, который по композиции весьма интересно расположен на холсте. Репин будто подводит зрителя к самому краю картины, и заставляет внимательно всматриваться в её тонкие взъерошенные волосы, загорелое личико, худенькую шею, выгоревшие брови и ресницы, в одежду в заплатках, загрубевшие детские руки в цыпках. А еще в грустное, отрешенно-задумчивое выражение глаз.

Французский период в жизни Ильи Репина.

И рассказывая об этом уникальном этюде, невозможно не сказать несколько слов о французском периоде в творчестве мастера.

Париж во все времена манил русских художников, писателей, музыкантов. Вдохновляющий, яркий, старый и новый одновременно, город вечного праздника, любви и красоты привлекал их особой атмосферой. И если припомнить историю, то почти все первоклассные русские живописцы, вышедшие со стен Академии художеств, направлялись в Париж для прохождения своего рода стажировки.

Садко в Подводном царстве. (1876 год). Автор: Илья Репин. (Картина написана во Франции).

Сукачев, будучи в те годы главой города, лелеял мечту создать в провинциальном музее коллекцию картин столичных живописцев. И небольшое полотно, размерами 74х50, купленое его отцом непосредственно в мастерской художника в 1880-е годы, было преподнесено в дар городу. Именно с тех пор этот шедевр, являясь жемчужиной экспозиции музея, хранится в Иркутске.

Дорога на Монмартр в Париже. (1875–1876гг.) Автор: Илья Репин.

Уж поистине по тем временам героический поступок отчаянного директора позволил областному музею сохранить жемчужину русской живописи в своих стенах.

Бонус

В творчестве гениального русского живописца Ильи Репина есть ещё один очень интересный портрет, как говорится, созданный всего лишь для души.



Илья Ефимович Репин " Нищая. Девочка-рыбачка", 1874 год,Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.


Нищая. Художник И.Е. Репин.
… пропахли рыбою
И волосы, и руки,
А юбка ветхая – от бабки старой лён,
Она изведала
Не детской боли муки,
Седой висок её страданьем убелён.

… ресницы выцвели,
Слезами вспухли веки,
Заеды взрезали углы у кромки рта…
Она одна теперь,
Одна теперь навеки –
У лодки батюшки разбиты вдрызг борта…

… рыбак – отец её,
Уплыл и не вернулся,
Улов – плотва и лещ чуть плещутся на дне…
Как сердце ёкнуло,
Когда он оглянулся.
Ей не забыть вовек об этом страшном дне.

… вот только будет ли
Тот век в её грядущем.
Сама ли выживет, когда и мать мертва.
Уха душистая
Никак не станет гуще,
Хоть как и буйствует июльская трава.

… взрастёт отчаянье,
Тоска – душе докука,
Молитвой Боженьке от страха не спасти…
Она с младенчества
Не знала, что есть скука,
Отныне ей сей груз потерь людских нести.

… так плакать хочется,
Но… плакать нету мочи –
На миг забудешься, а после – нет конца…
С утра голодная,
Она одно лишь хочет –
Вернуть бы матушку, и рыбака-отца.

… чахотка – скаредом,
Внутри ущерб, поруха,
Ночами кашляет, в груди печёт, печёт.
Не дай Бог, к бедам всем ещё и золотуха –
Уже который день из уха гной течёт…

Девчушка, нищая…
У Бога все ли живы.
А мак с гвоздикою, к чему они растут.
Ужель законы злы, неправедны и лживы,
Когда такие вот добра не обретут.

© Copyright: Владимир Котовский, 2019
Свидетельство о публикации №119031701849

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Картина «Нищая из Веля. " была написана Репиным в 1874 году. Обладая небольшими размерами 74Х50, картина является бесспорным шедевром творчества Репина. В этот период многие русские художники обосновались в Европе.

Не исключением был и Репин, который живя во Франции, написал эту картину в небольшом городке Вёль. На картине изображена девочка, стоящая в поле, позади нее простираются пожелтевшие просторы нивы с васильками, маками и густой неяркой травой.


Картина пронзительно правдива, без экзальтации, без обличения и, казалось бы, без личного отношения автора картины к происходящему. Она брела как всегда просить милостыню, ее остановил человек и сказал, что хочет написать ее портрет и она остановилась. Ни протеста, ни заинтересованности нет в ее лице, страдания тоже нет, только легкая досада и безнадежность. Как сорняки под ногами она существует в этой жизни покорно принимая удары судьбы на свои маленькие плечи и не ожидая сострадания от людей.


Образ девочки создан очень внимательно и тонко, растрепанные, белокурые волосы, грустное и в тоже время сосредоточенное выражение глаз на лице, с еще не огрубевшим розовым загаром, уже загрубелые детские ручки и худенькая детская шея.

Все написано очень тонко и безукоризненно. Обобщенный позади девочки пейзаж, почти не вызывает желание всматриваться в него, но тем не менее он способствует ощущению, что девочка живет в атмосфере прекрасного светлого, летнего дня.

Творчество Репина, безусловно, связано с ощущением полной, зачастую избыточной изученности, но это не уменьшает интерес к творчеству этого великого художника на протяжении многих лет. Ему посвящено много книг, монографий и статей. Историки искусства, писатели предлагают различные концепции и взгляды на творчество Репина.

С городком Вёль связана судьба и других русских художников. Здесь долгое время жил русский художник Алексей Боголюбов, знаменитый и успешный маринист. Он пригласил сюда Репина и Поленова, которые были в то время в Париже (как художники, получившие Золотую медаль Академии художеств, они получили специальную стипендию на поездку во Францию). А еще один художник художник Николай Харламов даже купил в Вёле дом, который сохранился до сегодняшних дней.



Василия Поленов "В парке". Нормандия. 1874


Василий Поленов "Мельница в Вёле"


Алексей Боголюбов "Мельница в Веле. Весна"

Василий Поленов "Белая лошадь", Нормандия



Алексей Боголюбов "Лес в Веле. Нормандия



Алексей Боголюбов "Нормандия. Вёль. Мельница"
Город Вёль удивительно живописный, с улочками, мостиками, мельницами и красивыми окрестностями..

Иллюстрация к публикации

ИЛЬЯ РЕПИН. ЭТЮД "НИЩАЯ". ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Однако, невзирая ни на что, художнику все же удалось в этой случайной натурщице всего за один сеанс увидеть ее внутренний мир, состояние души, мысли, чувства, переживания. В результате художник оставил потомкам глубоко психологический портрет ребенка, на лице которого нет ни протеста, ни заинтересованности, ни страдания, а есть только легкая досада и безнадежность. Она как бы существует в этой жизни, покорно принимая удары судьбы на свои маленькие хрупкие плечики и не ожидая никакого сострадания от людей.

Самыми обычными красками художник в своей работе создал невероятное ощущение солнца, света, воздуха, а так же образ девочки, который по композиции весьма интересно расположен на холсте. Репин будто подводит зрителя к самому краю картины, и заставляет внимательно всматриваться в её тонкие взъерошенные волосы, загорелое личико, худенькую шею, выгоревшие брови и ресницы, в одежду в заплатках, загрубевшие детские руки в цыпках. А еще в грустное, отрешенно-задумчивое выражение глаз.

На удивление, эта работа мастера практически со времени его создания и по сей день хранится вовсе не в столичной галерее, как должно было быть, а в провинциальном Иркутском музее. А попала картина туда из частного собрания произведений живописи мецената Владимира Сукачёва, жившего в Иркутске до 1898 года.

Сукачев, будучи в те годы главой города, лелеял мечту создать в провинциальном музее коллекцию картин столичных живописцев. И небольшое полотно, размерами 74×50, купленое его отцом непосредственно в мастерской художника в 1880-е годы, было преподнесено в дар городу. Именно с тех пор этот шедевр, являясь жемчужиной экспозиции музея, хранится в Иркутске.

Уж поистине по тем временам героический поступок отчаянного директора позволил областному музею сохранить жемчужину русской живописи в своих стенах.

Читайте также: