Сочинение по картине портрет мики морозова 3 класс пнш

Обновлено: 02.07.2024

Давайте составим план к сочинению по картине Серова "Мика Морозов":

1.Вступление - кто автор картины, факты из истории создания картины (по желанию).

2.Кто изображен на картине, как художник изобразил портрет мальчика, какие изобразительные средства им использованы.

3.Задний план, цветовая гамма, что главное в картине.

4.Какие эмоции вызвала картина.

Написанная Валентином Серовым в 1901-м году картина изображает мальчика, Мику Морозова, сына мецената Морозова.

На переднем плане показан маленький мальчик, он сидит на стуле.

Видно, что мальчик подвижен и так и норовит соскочить со стула и убежать.

Его взгляд направлен вглубь комнаты, наверное, там ребенок увидел что-то интересное.

У мальчика карие глаза и каштановые волосы, которые разлетелись задорными прядями.

Ребенок одет в светлую одежду, его руки опираются на ручки деревянного кресла.

Фон картины темный и художник не уделяет внимания прописыванию деталей.

Это позволяет зрителю полностью сосредоточиться на портрете Мики.

Светлое пятно лица и одежды выделяет Мику на темном фоне.

Картина написана экспрессивными мазками, в этюдной манере. Что еще раз подчеркивает динамичность, казалось бы статичной позы.

Мне картина понравилась тем, что художнику удалось передать не только внешнее сходство мальчика. но и его характер.

Среди богатого творческого наследия Серого найдется множество картин, на которых изображены дети. Серов рисовал своих собственных детей, детей своих друзей и знакомых.

На картине "Мика Морозов" мы видим маленького мальчика, он совсем еще ребенок, лет четырех. Мика - наследник знаменитой династии Морозовых, но для художника - это совсем не главное.

Вся картина - это прежде всего образ мальчика, еще совсем маленького, но уже такого целеустремленного и увлеченного. Мику как будто насильно усадили в кресло, он понимает, что ему нужно куда-то бежать, чего-то делать, а ему приходится сидеть на одном месте.

Палитра ограничена приглушенными темно- и светло-коричневыми тонами, и тем ярче выделяется на картине хрупкая фигура мальчика, одетого в белоснежную рубашку. Копна золотистых распушившихся волос делает его похожим на одуванчик. Создается впечатление, что ребенок, как одуванчик, стОит только взрослым на секунду отвернуться, спрыгнет и улетит со своего кресла.

Картина Серова наполнена такой жизненной энергией, настолько реалистична, что зрителю кажется, что, распахни он сейчас свои объятия, и через мгновение в них окажется мчащийся куда-то Мика.


Сочинение по картине можно написать по следующему плану:

  • Немного из истории создания, основные моменты.
  • Что изображено на картине.
  • В каких тонах выполнено полотно.
  • Впечатление от картины.

Картина написана в 1901 году. Автор - Валентин Серов, великий русский художник, живописец и график. Серов - признанный мастер портрета. Он написал много портретов известных людей и данная картина не исключение. На ней изображен Мика Морозов, сын мецената. Серов писал портреты, учитывая каждую мелочь, сходство было идеальным, это признавали современники.

На картине мы видим маленького мальчика. На вид ему не больше 5 лет. Ребенок непоседлив и подвижен. Мы видим, что Мика сидит в кресле и позирует Серову, но ребенку это в тягость, он занят гораздо более важными делами, ведь что-то привлекает его внимание. Огромные красивые глаза открыты, в них и любопытство, и непонимание, и другие чувства, присущие детям. Смотря на картину, кажется вот сейчас Мика или засмеется, или спрыгнет с кресла и побежит или сделает еще что-то. Поза ребенка подвижна, светлые кудрявые волосы взъерошены, руками он держится за кресло, как в каком-то напряжении. На лице Мики румянец, возможно он бегал и его с трудом усадили в кресло позировать.

Картина выполнена в теплых скупых тонах, на заднем плане нет ничего существенного, художник целенаправленно пренебрегает деталями, а вот белоснежная рубашка мальчика в центре картины приковывает взгляд. Картина очень естественная.

Картина понравилась. На первый взгляд она простая, но это не совсем так. Серов изобразил детство очень реалистично и динамично, не как на парадных фото, а в домашней атмосфере, где о ребенке заботятся и любят.

Цель: Продолжить работу с таким жанром живописи, как портрет.

1. Обучающие:

  • Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием и переходить к обобщению на основе выявленных деталей.
  • Учить использовать план для устного рассказа по картине.
  • Формировать умение выстраивать логику устного описания живописного портрета.
  • Учить использовать биографические сведения о герое картины.

2. Развивающие:

  • Совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.
  • Формировать исследовательский интерес к живописному произведению.
  • Развивать у учащихся память, внимание, абстрактное мышление, воображение.
  • Развивать умение работать с картинами и дополнительной литературой.
  • Развитие эстетического вкуса детей через знакомство с приемами живописи.

3. Воспитывающие:

  • Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.
  • Формировать коммуникативные навыки, продолжить работу над умением вести диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: интегрированный, литературное чтение, музыка и живопись.

Учитель: ПК, (картина Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”; портрет Михаила Морозова и Петра Чайковского; произведения из “Детского альбома” Петра Чайковского); телевизор; учебник М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская “Русский язык”, 3 класс; словари.

Ученики: карточки с заданиями; канцелярские лупы; словари; учебник литературного чтения (Н.А. Чуракова) и русского языка (М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская).

УМК: “Перспективная начальная школа”

I. Организационный момент.

Посмотрите внимательно на меня, сядьте ровно. Мысленно скажите себе: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.

  • Ребята, найдите в “Музейном Доме” “Портрет Мики Морозова”, посмотрите внимательно и попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить.
  • Тема нашего урока работа по картине: Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”.
  • Давайте попробуем определить, чему мы научимся сегодня на уроке, работая с этой картиной. (Цели учащихся).
  • Вспомните, на какие группы делятся картины? (Натюрморт, пейзаж, портрет).
  • А что такое натюрморт?
  • Докажите верность своего высказывания.
  • Что в этом нам поможем? (Словарь.)
  • А какой это должен быть словарь? (Толковый словарь; Профессиональный словарь; Словарь иностранных слов.)
  • Поработайте со словарями, найдите определения нужных слов. (Дети вспоминают правила работы со словарем, ищут и читают определения.)
  • А что такое пейзаж?
  • Докажите, верность и этого высказывания.
  • Так все-таки почему картины разделили на эти группы?
  • Значит, сегодня мы будем говорить о… (портрете).
  • Докажите, что у нас портрет, а не пейзаж и не натюрморт.

III. Основная часть.

  • Да, похож.
  • Я не помню.
  • А я был тихий и спокойный.

IV. Физкультминутка “Мимика и жесты”.

  • “Летит муха”. Какой жест? Покажите, как работает рука. Какое выражение лица при этом?
  • “Нам очень жарко”. (Рука спокойно обмахивает лицо.)
  • “Вижу вдалеке подругу. Зову ее”. (Широкий взмах руки к себе.)
  • “Снег хлопьями повалил”. (Рука слегка прикрывает лицо.)
  • “Град пошел”. (Присели, руки на голову.)
  • “На конфетку!” (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)
  • “На горькое лекарство!” (Лицо недовольное, рука от себя.)
  • “Полощем в тазике платочек”. (Рука двигается легко, свободно.)
  • “Толкаем тяжелую коробку”. (Рука от себя с усилием, резко.)

А сейчас выполните мою просьбу, с которой я обращусь к вам, используя жесты и мимику.

Учитель поднимает обе руки ладонями вверх. Дети встают. Учитель опускает руки. Дети садятся.

V. Прослушивание музыкальных произведений.

  • Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?
  • Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и…? (Мнения детей.)
  • Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? Как, при помощи чего? (Музыкальных инструментов и нот.)
  • Давайте послушаем два музыкальных произведения Петра Ильича Чайковского. (Приложение 3)

И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова. (Прослушивание “Игра в лошадки” и “Мама” из Детского альбома Петра Ильича Чайковского.)

  • Почему вы так решили?
  • А второе произведение можно считать музыкальны изображением Мики?
  • А если вспомнить, кем он стал, его характер. (Вторая мелодия подойдёт к образу Михаила Морозова.) Докажите.
  • Итак, на данном уроке мы достигли поставленных целей?
  • А что нового вы узнали?
  • Сегодня вы очень хорошо работали. Спасибо, молодцы.

VII. Домашнее задание.

Принести свою фотографию, где вы такого же возраста, как Мики, а мы по вашим фотопортретам попробуем рассказать о вас.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Знать понятие портрет как жанр живописи, алгоритм рассмотрения картин. Уметь анализировать, составлять устный рассказ по картине, рассуждать, формулировать выводы, сравнивать.

Предметные: алгоритм рассмотрения картин, составление устного рассказа.

Метапредметные: личностные УУД: формирование ценностно-смысловой ориентации.

1. Организационный момент.

Ученики . Работа по картине.

Учитель . Каковы задач и?

Ученики . Внимательно рассматривать картину, анализировать картину, описывать картину в соответствии с алгоритмом, выделять главное.

2. Актуализация знаний.

Учител ь . По названию мы можем определить, что или кто будет изображен на картине? К какому жанру изобразительного искусства относится: натюрморт, портрет, пейзаж?

Учитель . Что такое портрет?

Ученик и. Это описание человека в живописи и в литературе.

3.Работа по картине.

Ученики . Уменьшительно-ласкательное имя от Михаила.

Учитель . Существовал ли этот человек в реальности или это вымышленный персонаж? Уточните это на странице 48 учебника 3 класса 2 части русского языка.

Учител ь . Подходит ли имя мальчику? Сколько ему лет? (4-6). Что помогло определить возраст? (Обрати внимание на кресло).

Ученики. Мальчик маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветными мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее, у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность.

Учитель . Прежде чем приступить к работе экспертных групп вспомним этапы работы по картине. С чего начнем?

Ученики . 1. Рассматривание картины.

Учитель . Что следует далее?

Ученики . 2.Беседа по содержанию.

Учитель . Что на этом этапе необходимо сделать?

Ученики . Описать внешний вид, характер, мысли героя.

Учитель . Что будем делать дальше?

Ученики . 3. Детальное рассмотрение картины.

Учитель . Чем завершим работу?

У ченики . 4. Подведением итогов.

Учитель. Более точно понять и почувствовать, что хотел передать художник на этой картине нам поможет работа в экспертных группах. Одни будут описывать внешний вид, другие характер, третьи мысли героя, четвертые его лицо. Карточки с заданиями лежат у вас на партах. Так же у вас на партах лежат памятки №2, которые помогут вам при описании картины. Общаясь, друг с другом помните о нормах речевого этикета, кто забыл, посмотрите памятку №1. На выполнение этого задания вам дается 5 минут. Кому нужна помощь поднимите руку. Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению.

Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток? Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? (Обрати внимание на румянец)

Ног мальчика не видно. Как вы думаете: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу? (Обрати внимание на позу и внешность).

Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связанны межу собой по смыслу.

Ученики. Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром и перед сном. Мальчик сидит на кресле на краешке, положив руки на подлокотники, создается впечатление, что он хочет убежать. Мика внимательно слушает кого-то, это подтверждает его взгляд и приоткрытый рот. Он босиком потому, что он мальчик подвижный и любознательный.

Какой у него характер? (Воспользуйтесь памяткой №2)

Что вы о нем можете сказать, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный?

Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связанны межу собой по смыслу.

Ученики . Мика любознательный мальчик. В самой позе есть живость. Его растрепанные волосы, подтверждают его непоседливость.

О чем он думает?

Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте,? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать? ( Обрати внимание на позу, как он сидит.)

Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связанны межу собой по смыслу.

Ученики. О тех важных делах, которые ему предстоит сделать. Или о той сказке или рассказе, который ему читают. Мальчик сидит в кресле на краешке и таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и убежать.

Рассмотрите внимательно лицо мальчика. (Обрати внимание на глаза, рот, щеки).

Что можно сказать о характере по выражению его лица? Он кажется вам бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный или он ничем не может себя занять?

Взгляд у Мики внимательный и серьезный или бессмысленный и грустный?

Составьте устные ответы на вопросы. Предложения связанны межу собой по смыслу.

Ученики . Судя по выражению его лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением и умением слушать.

Учитель . Эксперты доложите о своей работе.

Ученики . Рассказывают свои рассказы.

Учитель . Теперь вы знаете характер Мики, что вы можете сказать о нем, если ему будут читать сказку, внимательно ли он будет ее слушать?

Какая музыка будет соответствовать его характеру?

Учитель . Почему нам предложили именно эти пьесы для прослушивания ? Какая музыка будет соответствовать его характеру?

Похожи ли эти пьесы между собой ?

Ученики . Мика маленький очень подвижный, а мама его очень любит. Эти пьесы показывают их взаимоотношения: добрые, заботливые, нежные.

Дети рассказывают свои рассказы. (1-2 группы)

Учитель. Молодцы ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Что хотел рассказать нам Серов этим портретом?

Ученики. Кусочек беззаботного детства.

Учитель. Помните ли вы себя в возрасте Мики? Этот мальчик похож на вас в раннем детстве или нет?

Учитель. Где побывали?

Какую картину рассматривали? Название связано с ее темой (то, что изображено)?

Чему учились?

Ученики. Работать по картине, рассказывать по картине, рассматривать картину.

Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.

Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.

Привлекая биографические сведения о герое картины, формировать у школьников исследовательский интерес к живописному произведению.

  1. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А.. Русскийязык:3 кл.:Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 2).
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник: 3 кл.: Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 1)
  3. Аудиофайлы для проведения физминуток

Организация детей на урок . Мотивация к учебной деятельности

Цель : формирование положительной

Развитие доброжелательного отношения друг к другу

- У нас урок русского языка. Проверьте готовность к нему.

Для работы нам понадобится:

учебник русского языка - часть 2

учебник литературного чтения – часть 1

- Пожелайте друг другу удачи и плодотворной работы на уроке.

Проверяют готовность к уроку

Желают друг другу удачи

Определение темы урока, постановка задач

- Как вы уже догадались, работать сегодня мы будем по 2 части учебника русского языка. Значит, какой будет тип урока?

- Откройте учебник на странице Содержание. Определите тему урока.

- Найдите в учебнике нужный материал. Отметьте закладкой.

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

- Урок развития речи

Находят материал на стр. 46-49

- Научиться описывать картину, составлять рассказ по ней

Рассматривание репродукции картины, ее анализ

подготовка к устному сочинению

Упражнение 21 (с.46 )

-Обратите внимание на пиктограмму рядом с упражнением. Что она означает?

- Найдите репродукцию этой картины. Внимательно рассмотрите ее.

Беседа по вопросам учебника :

2) Подходит ли оно мальчику?

3) Сколько, на твой взгляд, ему лет?

4) Какие детали на картине помогли тебе определить возраст мальчика? (Обрати внимание на кресло, где сидит мальчик, на подушки, которые его окружают.)

5) Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток: художник пишет Мику утром? Днем? Вечером?

*Выслушать и принять все версии учащихся

6) Как тебе кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать?

7) Ног мальчика не видно. Как ты думаешь: Мика босой? В носочках? В тапочках? Что больше соответствует его образу?

8) Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный?

9) Рассмотри внимательно лицо мальчика. Что можно сказать о характере мальчика по выражению его лица? Он кажется тебе бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный? Или он ничем не может себя занять? Как ты думаешь, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться?

10) Помнишь ли ты себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на тебя в раннем детстве или нет?

- Это имя Миша. Мика – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета

- Поскольку мальчик еще мал, ему подходит такое уменьшительно-ласкательное, домашнее имя

- Мальчик маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветастыми мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность

- Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном .

- Мальчик сидит в кресле на краешке и, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть

Высказывают разные предположения

- Есть живость уже в самой позе Мики, в том, как растрепаны волосы

- Судя по выражению его лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением и умением слушать

- Расскажите о Мике Морозове по тому плану, который задан порядком вопросов в учебнике. Читайте только вопросы на голубом фоне и постарайтесь ответить на них самостоятельно.

Составляют устное сочинение по картине

Учебник (2 часть) стр. 46-49 задание 21 (подготовить устный рассказ о Мике Морозове по плану (по вопросам на голубом фоне)).

Записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия учебной деятельности

осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Читайте также: