Сочинение по картине передвижников

Обновлено: 05.07.2024

Все это чутко улавливали передовые художники-реалисты. Не отделяя себя от народа, они верили в могучую силу искусства, способного не только дать радость, наслаждение, но и активно вмешиваться в жизнь. Отсюда — постоянный интерес передвижников к злободневной бытовой картине.

Художники передвижники

В организованных после реформы земствах (которые занимались вопросами местного самоуправления в каждом уезде и губернии) заседали выборные от всех сословий. Некоторое число мест приходилось и на долю крестьян. Казалось, наступили счастливые времена равенства и братства.

На контрасте этих двух обедов изобретательно и скупо раскрывается сюжет, дающий возможность художнику показать целый ряд образов крестьян, написанных с большой наблюдательностью и пониманием.

Часто в таком народном коллективе, изображенном художниками, начали появляться образы суровые и не примиренные с своей судьбой.

Художники передвижники

Савицкий умел писать массовые народные сцены, он не истощался в мотивах, не повторялся в типах; непрерывное наблюдение, изучение жизни, интерес к людям, искреннее сочувствие к заботам и бедам простого народа питали его творчество.

Художники передвижники

Картина построена таким образом, что перед зрителем последовательно развертывается несколько стадий этого печального события. В глубине справа — густая толпа, в ней только угадываются отдельные фигуры, в центре действие достигает наибольшего напряжения, и, наконец, в глубине слева уже простившиеся, подымаясь по ступенькам к перрону, в последний раз оборачиваются назад к родным, прощаясь с ними взглядом.

Совсем иное настроение на первом плане слева; не кротость, неоткровенное отчаяние и не бесшабашность, а сдержанное и целомудренное горе чувствуется в семье, где немолодой, бородатый солдат прощается с родителями и застенчивой юной женой. Вся эта группа,, включая и девочку-подростка, с любопытством озирающуюся вокруг,, принадлежит к лучшим созданиям Савицкого.

Колорит картины — беспокойный, пестрый. В одеждах женщин много контрастных пятен — синих, красных, желтых. Вероятно, художнику и в красках хотелось передать то же перенапряжение, которое было в чувствах его героев.

Художники передвижники

Труден был его путь в искусство. Он рос в деревне (вблизи Новой Ладоги, в двухстах с лишним километрах от Петербурга) в крестьянской семье, рано осиротел. Первые знания получил в монастырской школе. Страстная тяга Васи Максимова к искусству побудила его старшего брата отвезти мальчика в Петербург и отдать в учение к иконописцу.

Мальчик терпел побои, недосыпал, недоедал, нянчил детей хозяина, и вся его профессиональная подготовка сводилась к тому, что он растирал краски. Нарушив контракт, он бежал домой, в деревню, вновь возвращался, пока не устроился на лучшее место, выговорив себе свободные часы для занятий.

Проучившись три года, имея все шансы на получение большой золотой медали, Максимов в 1866 году покидает Академию художеств. считая дальнейшее пребывание там бесполезным. Ему хочется работать над самостоятельно выбранными темами, писать картины о родной ему деревне, о крестьянской жизни. Некоторое время Максимов входил в небольшую артель, организованную Крестоносцевым и состоящую из молодых художников — Боброва, Кошелева, Киселева, Дамберга. Подобно членам Петербургской Артели Крамского, участники артели Крестоносцева жили вместе, брали заказы, организованно распределяли доход от проданных картин, с учетом платы за помещение и других расходов. Артель просуществовала недолго, она имела более профессионально-практический, нежели идейный характер.

Художники передвижники

Через двадцать пять лет сцена, увиденная маленьким Васей Максимовым, как по волшебству воскресла на полотне художника, увлекая зрителей свежестью чувств, искренностью. Живая непосредственность, с которой автор сумел расположить три десятка действующих лиц в небольшом пространстве избы, трепетность освещения, помогающая передать напряженность момента, - - все это далось художнику не сразу. Несколько лет (1868 —1875) прошло в напряженном труде, прежде чем он добился успеха.

Картина имела большой успех на выставке и была приобретена Третьяковым. Позднее в галерее появился и эскиз к ней. Теперь, когда они висят почти рядом, мы можем, сравнивая, видеть, как много значит в живописи распределение света. Художник не сразу нашел положение всех фигур в пространстве. Изменения в группировке действующих лиц помогли более удачно решить задачу освещения в картине. Оно сделалось неровным, причудливым, появилось больше контрастов света и тени. И все, словно преобразившись, стало таинственным и тревожным.

Художники передвижники

Именно так воплощены образы молодых: он — настоящий добрый молодец из русских сказок, она — трогательная девица-краса. Оба они резко противоположны неподвижному, как идол, колдуну, не злому, и не доброму, а какому-то отрешенному, точно пришельцу из другого мира, которого вдруг потянуло к людям.

В этом горячем отзыве был, как мы видим, и упрек. Максимов недостаточно работал над совершенствованием своей живописной техники. Он был художником острозлободневным, его каждый раз увлекали новые темы, которые подсказывала ему жизнь. Он стремился показать никем еще не замеченные те или иные черты крестьянского быта, приковать внимание к горькой доле мужика, запечатлеть со всей убедительностью разнообразнейшие народные типы. И это ему удавалось. Но, свободно владея рисунком, светотенью, умея живо передать движения, жесты действующих лиц, естественно сгруппировать их, он мало занимался могучим средством выразительности в живописи — цветом. Зачастую в его картинах цвет играл роль раскраски, он мало менялся в зависимости от освещения и окружающей воздушной среды, это очень обедняло возможности художника.

Картина имела огромный успех и была приобретена Третьяковым, но ее можно встретить и в других коллекциях. Постоянно испытывая нужду в деньгах, художник много раз повторял ее, с небольшими изменениями в колорите.

Крестьянка пришла в город навестить сына, отданного в учение к мастеровому. Вот он перед ней в сенях, босой, нечесанный, в рваном переднике жадно ест принесенный калач, а мать тоскливо смотрит на него, подперев щеку.

Маковский умеет в самом обыденном увидеть глубокий скрытый смысл, показать жизнь в переплетении печального и комического.

Художники передвижники

Так через этот маленький эпизод обнажаются глубокие процессы жизни пореформенной России, драма не одной, а десятков и сотен тысяч крестьянских семей, из которых кормильцы ухсдили в город на заработки, отрывались от родных, нередко спивались, попадая в каторжные условия, опускались на дно. А их осиротевшие жены и дети становились нищими.

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

Люди за решеткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Когда в 1888 году картина появилась на 16-й передвижной выставке, вокруг нее собиралась толпа зрителей, возникали споры.
— Всюду жизнь — ведь в этом символ. . .
— Где любовь, там и бог. ..
— Ну, запахло толстовщиной!
— Глубже надо подойти, здесь выражение социальной психологии. . .
— Что должна была пережить эта женщина? И где только Ярошенко разыскал такую модель?

Читайте также: