Сочинение по картине курсовая

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье речь идет о развитии коммуникативных навыков у младших школьников через написание сочинения по картине. Автором раскрывается основная схема работы по картине и приемы для увеличения успешности такой деятельности. Также подчеркивается важность использования данного приема на уроках русского языка.

Главной задачей начальной школы является развитие связной речи учащихся, что повышает уровень их коммуникативных способностей в повседневной жизни. Сочинение по картине – достаточно популярный метод развития речи, практикуемый учителями на протяжении всего курса русского языка в начальной школе. Таким образом, можно предположить, что данный метод наиболее эффективен для развития речи учащихся и их коммуникативных способностей.

Искусство является источником ярких впечатлений. Живопись сильно воздействует на эмоциональное состояние людей. Она помогает сконцентрировать наше внимание на чем-то определенном, создавая базу для передачи какой-либо информации. Помимо того, картины являются средством познания объективного мира. Они способствуют расширению словарного запаса и кругозора, формированию художественного вкуса.

Как и было сказано А. В. Текучевым, сочинение по картине способствует развитию умения написания вех существующих видов сочинений (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и т.д.), кроме того, сочинения по картине бывают как устными, так и письменными.

В первом классе написание сочинения, как фактический вид работы, отсутствует. Вместе этого используется устное описание картин через беседу между учителем и учениками и последующее составление устного рассказа. Во втором классе школьники учатся писать сочинения по сюжетным картинам (по серии картин или описании одной представленной сцены). В третьем и четвертом классах происходит более углубленный анализ. Ученики знакомятся с автором полотна, с историей создания и уже анализируют работу.

Работу с картиной можно разделить на несколько основополагающих этапов:

  1. Вывешивание картины: многими программами советуется вывесить картину за несколько дней или за неделю до самого урока, чтобы ученики могли наиболее подробно ознакомиться с полотном, рассмотреть все детали.
  2. Вступительные слова: учитель и подготовленные заранее ученики рассказывают основную информацию об авторе и его работе.
  3. Диалог: во время диалога подбираются слова и словосочетания, на которые ученики смогут опираться во время написания сочинения, составляется примерный план для дальнейшей работы учеников.
  4. Самостоятельное написание сочинения и последующий анализ работ учащихся.

Кроме того, некоторые методики предлагают провести с младшими школьниками социализацию, т.е. взять опору на личный опыт учеников, на их впечатления по картине. Как раз этот этап и выразит эмоциональный фон учеников по отношению к картине. С помощью данного приема ученики смогут проанализировать картину, не только с точки зрения автора, но и со стороны смотрящего, смогут рассказать, какие эмоции могут наполнить зрителей, что заставит почувствовать рассмотрение картины.

Успешность данного вида деятельности во многом зависит от отобранной преподавателем репродукции, от уровня понимания картины самим педагогом.

Выбор картины зависит от того, какие задачи были поставлены учителем, на отработку каких умений нацелена деятельность учеников. Если целью учеников является отработка умений к художественному описанию, в уместном использовании прилагательных, то подбирается репродукция пейзажа, портрета или натюрморта. Если же перед учениками поставлена задача обучиться выстраивают логику сюжетных действий, грамотному использованию каких-либо изученных ранее выражений, то более уместно использовать репродукции картин в жанре исторической, бытовой живописи. Таким образом, у учеников будет сюжет, на который они смогут опираться в работе.

При отборе картин также следует учитывать их эстетическую и воспитательную функции, интерес учеников к изображенному. Через искусство мы формируем у учеников понимание о красоте, добре и зле, справедливости, отношение к родине и т.д. Что касается интереса учащихся к изображенным объектам или действиям, заинтересованность повышает эмоциональный уровень, усиливает продуктивность работы.

Не всегда у учителя получается заинтересовать всех учеников. В таком случае можно использовать приемы, которые направлены на усиление эмоционального фона учеников и более подробное восприятия полотна. Среди таких методов можно выделить:

Главной особенность сочинений по картине является то, что она развивает коммуникативные навыки и способствует развитию видов речевой деятельности учащихся.

Картины, как правило, ограничены какой-либо темой, поэтому ученики не могут писать обо всем, что им вздумается. Они будут обязаны писать сочинение в рамках тематики полотна и замысла художника. Рассмотрение и обсуждение картины происходит под руководством учителя, который помогает учащимся выделить тему и замысел, указывает на идейную основу.

На картинах достаточно часто изображены ситуации из реальной жизни, происходившие когда-либо в прошлом. С помощью данного метода мы можем ввести учеников в ситуацию общения, приближенную к действительности. Это повышает речевую активность учеников во время урока.

Кроме того, сочинение по картине формирует у младших школьников такое коммуникативное умение, как сбор необходимого материала к высказыванию. Картина стимулирует поиск различных слов и словосочетаний, которые помогут ученикам передать смысл изображенного, т.е. учениками проводится объемная словарная работа.

Таким образом, сочинение по картине облегчает формирование у учеников начальных классов коммуникативного навыка, является прочной основой для дальнейшей работы с сочинения всех видов. А наработанный с помощью этого метода словарь служит базой для общения с окружающими в повседневной жизни.

Автор: Голубева Людмила Евгеньевна

Организация: ГБОУ школа №468

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

Известно, что сочинения по картине проводятся во всех классах. Перед учителем стоят непростые задачи: научить учащихся понимать содержание картины, видеть ее художественные достоинства и, конечно, создавать сочинение. При описании картины необходимо научить выделять главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности. Одним словом, дети должны знать, о чем писать, как писать, в каком порядке писать.

В любом случае успех написания сочинения учащимися во многом зависит от того, как осуществлялась подготовка на уроке. Попробуем рассмотреть некоторые этапы работы.

  1. 1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
  2. 1. Вступительное слово учителя или подготовленных учащихся о художнике, его творческом пути.

4.Словарная работа
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения

( в зависимости от подготовленности класса).
6. Образцы высказывания (искусствоведческий текст; текст, составленный учителем; устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися или учителем).
7. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

  1. Анализ сочинений учащихся. Указание на находки и недостатки. Работа над допущенными ошибками.

Очень важно, чтобы учитель сам внимательно рассмотрел картину, определил ее тему, идейное содержание, выявил, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Во вступительном слове педагог или подготовленный ученик дает информацию о художнике, рассказывает о том, как мастер работал над созданием картин, представляет галерею его произведений, наконец, знакомит с картиной, которую учащиеся будут рассматривать на уроке.

Следует помнить, что цель анализа картины – углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Анализ картины осуществляется в ходе беседы. Причем приемы ведения беседы по картине имеют свои особенности, связанные со спецификой произведения искусства, которая выражается в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых - помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения. Например, рассматривая сюжетную картину, учитель может задать следующие вопросы: Что изображено на картине? Где и в какое время происходит действие? Что можно сказать о героях, изображенных на картине?

Передавая содержание картины, учащиеся называют много глаголов, обозначающих действия, состояние героев картины. Эти глаголы в процессе беседы записываются на доске, а позже обязательно употребляются при составлении устного рассказа.

Важным является и этап составления плана высказывания по картине. Эту работу можно проводить как коллективно, так и самостоятельно. Но на начальном этапе лучше использовать коллективное составление сначала простого плана, а затем сложного. При этом учитывать жанр сочинения, потому что план предопределяет тип и стиль предстоящего высказывания. Составление плана является обязательным элементом урока развития речи с описанием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к написанию собственного речевого произведения. Можно разрешить ученикам изменить план по своему усмотрению, внести в него новые пункты.
Обязательно при подготовке к написанию сочинения-описания картины следует показать образец высказывания, им может быть искусствоведческий текст. А можно использовать созданный учителем текст или готовые тексты из учебника (если есть), устный рассказ одного из учащихся. Важно, чтобы при подборе текста к рассматриваемой на уроке картине соблюдались следующие требования: доступность, информативность, художественная и эстетическая ценность, композиционная завершенность; жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи; объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).

Считаю: данная методика работы над сочинениями по картине эффективна. Она способствует как повышению уровня развития речи учащихся, так и их общей культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, словарного запаса, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Как анализировать картину?

Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображенных героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.

В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учетом того, что хотел выразить в ней автор.

Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.

На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Другой вариант анализа может идти по следующему плану:

  1. Жанр картины.
  2. Кто и что изображены.
  3. Настроение, вызываемое этим произведением.
  4. Основные микротемы картины.
  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины.
  2. Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
  3. Опишите предметы. которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  4. опишите ситуацию, изображенную на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  6. Выразите свое отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины:

  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
  2. Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?
  4. Как интерьер характеризует героев?
  5. Какое значение имеет фон картины?
  6. Как художник относится к своим героям? Почему?
  7. Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?
  8. К какому жанру вы отнесете эту картину? Почему?
  9. Что рассказал нам художник о мире и о себе?
  10. Как художнику удалось изобразить праздник природы?
  11. Какова основная мысль картины?

Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается….

Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже….

Сочинение по картине

Сочинение по картине является распространенным типом работы для студентов и школьником, которое вам, вероятно, будет предложено сделать в классе.

Структура написания сочинения по картине

Прежде чем приступить к написанию своего сочинения, убедитесь, что вы понимаете детали задания, чтобы знать, как подходить к сочинению . После того, как вы выбрали тему, проведите некоторое исследование и сузьте основные аргументы, которые вы хотели бы привести. Оттуда вам нужно написать план и конкретизировать ваше сочинение, которое должно состоять из введения, тела и заключения.

После того, как ваше сочинение составлено, потратьте некоторое время на его пересмотр, чтобы убедиться в том, что вы написали максимально понятным языком.

Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.

Пейзаж - это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.

Портрет - один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.

Вам пригодятся термины:

  1. Живопись – создание художественных образов красками.
  2. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги.
  3. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром.
  4. Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения.
  5. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль.
  6. Облик – внешний вид, очертание, наружность.
  7. Отблеск – сияние отражённого света.
  8. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
  9. Свет - поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи.
  10. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении.
  11. Цвет – цветовой фон или окраска.
  12. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.

План написания сочинения по картине

  1. Жанр картины.
  2. Кто и что изображены.
  3. Настроение, вызываемое этим произведением.
  4. Основные микротемы картины.
  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит)
  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Более подробный план:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему.
  2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём).
  3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане.
  4. Опишите ситуацию, изображённую на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д.
  6. Выразите своё отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые у вас вызывает картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Начните с просмотра изображения издалека:

  • Определите, что является предметом там, где фокус
  • Наблюдайте за кадрированием, находится ли объект в центре внимания или он расположен с одной стороны
  • Ищите, где контраст больше всего, потому что это будет значительная часть истории, рассказываемой картиной
  • Обратите внимание на фон, это предисловие к теме

Теперь изучите информацию по картине:

  • Если субъект является узнаваемым объектом из нашей физической реальности, посмотрите его и его историю
  • (В случае картин / рисунков) Оцените, насколько близко объект напоминает реальную вещь, что может дать больше подсказок о том, как художник хотел передать свое понимание предмета.
  • Для фотографий обращайте больше внимания на фон, потому что он представляет момент во времени и пространстве
  • Если субъектом является человек или любое живое существо, сфокусируйтесь на его лице и положении рук, они представляют эмоции и действие.

ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно

  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитайте статью об её авторе.
  2. Постарайтесь понять настроение, которое передал художник.
  3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
  4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавите его. Составьте план.
  5. Соберите материал по картине.
  6. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
  7. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.

Из всего вышесказанного у вас должно было сложиться собственное впечатление о представлении изображения художником / фотографом, которое оставляет вас открытым для собственного заключения о том, как вы себя чувствовали, анализируя картину.

Надеюсь, моя статья помогла а чуть ниже примеры и образцы готовых сочинений по картинам!

Пример сочинения по картине

Сочинение по картине

Подбор материала к сочинению:

  • Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом;
  • Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг;
  • Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках;
  • Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом;
  • Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;
  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины
  4. Моё отношение к картине.
Пример сочинения №1

Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.

Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра.

Пример сочинения №2

На картине А. А. Пластова изображено, как падает первый снег. Завороженно и удивлённо наблюдают за этим дети. Как хороша русская зима!

На переднем плане картины крыльцо деревенского дома. Рядом с домом большая старая раскидистая берёза. Она покрыта снегом, как белой шубой.

На крыльце стоят мальчик и девочка. Мальчик стоит уже давно. Он одет по-зимнему: в шапку-ушанку, в пальто, с меховым воротником и валенки. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. А девочка одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом, лёгкий платок. Она наблюдает за снегом с удивлением, с радостью, с восторгом. Падают белые пушистые снежинки. Они летят плавно, порхают, падают на землю мохнатыми хлопьями.

Снег укрыл землю белоснежным ковром. И этот наряд очень к лицу земле. Когда я смотрю на картину, у меня хорошее, праздничное настроение. Мне понравилось, как А.А.Пластов показал радость и изумление детей при виде первого снега.

Читайте также: