Сочинение по картине гадающая светлана

Обновлено: 02.07.2024

Картина невелика по размеру (94 × 81), написана на холсте, техника — масляные краски.

Жанр произведения — бытовая сцена. Тема русского быта (святочных гаданий) в первый и единственный раз отразилась на полотне Брюллова.

На переднем плане изображена девушка, сидящая в полуобороте спиной к зрителю. На ней нарядный костюм в русском стиле: сарафан, рубашка, кокошник, жемчужное ожерелье. Правда, обнажённые плечи не в русской традиции, а в светской. Тёмные волосы Светланы заплетены в тугую косу. Она приготовилась к встрече с суженым.

В зеркале зритель видит её лицо, окружённое темнотой. Оно напряжено, в карих глазах тревога, боязнь, но снедаемая печалью о женихе девушка решается соприкоснуться с тёмным миром. Слева на столике с зеркалом горит свеча в серебряном подсвечнике, как и полагается при гадании. Сняла ли девушка крест, как положено по условиям гадания? Его не видно на ней, но виден шнурок на шее, на котором может быть нательный крест.

Задний план картины тонет в темноте. Лишь с правой стороны картины падает на стену слабый свет свечи. За зеркалом (символом потустороннего мира) — страшная, таинственная чернота.

Цветовая гамма полотна золотисто-коричневая. Тона красок мягкие, медовые контрастируют с густой чернотой потустороннего мира в зеркале и за ним. Коричневый сарафан, светлая блуза с коричневой отделкой, такого же цвета рама зеркала, освещенная стена. Желто-коричневая узорчатая скатерть перекликается с рукавами блузы девушки. Лишь кокошник Светланы красного цвета, но смягчённого, неяркого в тон картине. Красный цвет символизирует любовь, страсть, коричневый добавляет таинственности.

Свет горящей свечи ложится бликами на девичьи плечи, выделяет очертания прелестной шеи, линии щеки, что делает Светлану очень живой. Самые яркие световые пятна лежат на плече девушки, на скатерти перед зеркалом. В зеркальном отражении девушки блики света лежат на верхней части лица, но в зазеркалье они смотрятся более приглушёнными.

Брюллов сумел передать в своей картине тот дух романтического мистицизма, который звучит в балладе В. А. Жуковского. Таинственность, опасность, страх, что-то необъяснимое, иррациональное — все эти приметы романтизма имею место в картине. Образ гадающей в ней на суженого девушки (обыденное на Руси явление) сопряжён с опасностью попытки заглянуть за грань реальности.

Русское общество живо откликнулось на новый шедевр Карла Брюллова. Сам автор баллады в благодарность за эту картину именовал живописца Карлом Великим.

История создания

Карл Павлович Брюллов

Композиция картины

В первый раз на брюлловском полотне отразились тема святочных гаданий, и эта бытовая сцена стала жанром картины. Стоит отметить, что к этой теме художник больше не обращался. Композиция холста треугольная. Так его вершиной является девичий кокошник, который совпадает с левой стороной холста. При отражении в зеркале они образуют уже два незримых треугольника.

  • кокошник,
  • ожерелье из жемчуга,
  • рубашка,
  • сарафан.

Для описания картины в 6 классе можно использовать фрагмент баллады Жуковского. Ведь именно гаданиям Василий Андреевич решил посвятить своё произведение. Для урока в балладе можно найти и тот фрагмент, где описывается момент гадания. Так, Светлана осталась в комнате одна и садится она к зеркалу, робко глядя в него. Кругом темнота и тишина, которая и страшит, и завораживает. И лишь только трепетный огонь свечки немного озаряют эту комнату и бледное лицо девушки.

Художественные особенности

Художнику удалось передать эмоциональное восприятие баллады Василия Жуковского. Так как произведение относится к романтизму, то и Брюллов передал все тайные знаки, свойственные этому направлению. На холсте живописец изобразил много символов:

  • зеркало — отражение потустороннего мира,
  • отражение — двойственность толкования гадания.

 На холсте живописец изобразил много символов

Образец сочинения

Карл Павлович Брюллов — великолепный художник, который писал на разные темы. Он написал замечательные полотна:

Карл Брюллов впервые обратился к теме святочных гаданий, используя те впечатления, которые он получил, видя одно из таких гаданий, а также прочитав произведение Василия Жуковского.

Девушки всегда гадали на Руси разными способами

Девушка сидит перед красивейшим старинным зеркалом и небольшим столом, которое заботливо покрыто жёлтой вязаной скатертью. Рядом с зеркалом стоит подсвечник из серебра, и в нём горит свеча. Это пламя является единственным освещением в комнате, поэтому везде так загадочно темно. Лицо героини напряжено и печально. Кажется, что девушка даже немного боится. Но ведь гадать всегда страшно, понимая, что это может сбыться.

И вот Светлана начинает вглядываться в зеркало, где можно увидеть лишь только темноту и её приглушённое тёмными бликами отражение. И опять кругом таинственность. Руки девушки покорно лежат на столе. Картинная героиня выглядит просто прекрасно. Девушка надела прекрасное платье и жемчужные бусы, которые она не носит обычно.

На голове героини изумительный кокошник красного цвета. Он сразу же обращает на себя внимание, так как остальные цветовые тона тёмные и мрачные. Видно, что девушка долго готовилась к этому вечеру, так как давно уже мечтает увидеть своего суженого. Но всё-таки, несмотря на страх и мистику, любопытство преодолевает всё.

Если же самому всмотреться в эту репродукцию, то можно тоже почувствовать и таинственность, и загадочность, и даже какое-то напряжение. Кажется, что внутри появляется страх и ожидание чего-то страшного. Тёмная цветовая гамма, использованная живописцем, ещё больше усиливает впечатление от картины. Похоже, что в комнате тепло и уютно, но Брюллов не даёт её описание на холсте.

Но лучше всего на холсте передано эмоциональное состояние девушки, которая скоро может увидеть своё будущее. Это вызывает у неё страх и беспокойство. Автор картины изобразил девушку так, что зритель может заглянуть в душу Светланы, а также почувствовать всю атмосферу, которая царит в таинственной комнате. Художник так умело подбирает цвета, что зритель становится невольным героем этого полотна.

Эмоциональное восприятие

Невероятное впечатление производит картина Брюллова, показывающая, что люди не только верят в реальность, но и пытаются понять и осознать потусторонние миры, которые кажутся такими привлекательными и в то же время они страшат. Известно, что на Руси всегда гадания были связаны с опасностью и тайной. Поэтому необычность и реальность сталкиваются на этом полотне.

Жанр и история создания картины

Брюллов Карл

Свою героиню Жуковский назвал Светлана. Это имя он позаимствовал из романса Востокова. Светлана — это не славянское имя, но оно делает героиню ближе к свету, Святкам, святости.

В знак признательности за великолепную иллюстрацию Жуковский назвал Брюллова Карлом Великим. Однако художник считал свою картину самостоятельным произведением, которое является параллелью известной поэмы.

Описание полотна

На картине изображен момент святочного гадания около зеркала. Его считают одним из самых опасных и самых точных. Для обряда молодая незамужняя девушка должна взять два зеркала. Большое поставить перед собой и зажечь по бокам свечи. Затем необходимо произнести нужный заговор и выставить маленькое зеркало так, чтобы образовался коридор.

После этого следует внимательно смотреть в конец образовавшего коридора, где спустя некоторое время должна появиться фигура. При ее приближении нужно рассмотреть ее лицо и опустить малое зеркало до того момента, когда силуэт приблизится вплотную. Если этого не сделать, он может ударить по лицу, оставив родимое пятно, или утащить за собой. Именно так собирается гадать главная героиня.

Художник изображает правдивый и непосредственный образ молодой девушки, которая долго готовилась к обряду. Она с волнением ожидает встречи со своим суженым. Она не знает, кого увидит в отражении, будет ли это ее будущий жених или черт. Перед гаданием Светлана сняла нательный крест, его не видно на шее девушки. Общение с темным миром требует на время порвать с Богом.

Живописец точно передает эмоции девушки, решившейся на общение с потусторонним миром. На ее лице одновременно читаются страх и любопытство. Сцена гадания наполнена поэтическими чувствами. Автор раскрывает внутренний мир героини. Она сосредоточена и готова провести около зеркала всю ночь. В балладе Светлана засыпает, и ей снится страшный сон.

Полотно пропитано сказочной и мистической атмосферой. Светлана приготовилась к встрече со своим женихом. Героиня одета в национальный костюм: праздничный красный сарафан и кокошник. Ее шею украшают крупные жемчужные бусы. Перед девушкой стоит старинное зеркало в тяжелой оправе. Слева ровно и спокойно в серебряном подсвечнике горит свеча.

Изобразительные средства

В своей картине Брюллов передал дух мистического реализма, характерный для русского искусства XIX века. Желание Светланы заглянуть в будущее сопряжено с опасностью. Художник словно погружает зрителя в атмосферу таинственного и иррационального.

Чтобы сделать эпизод гадания реалистичным, художник использует необычную диагональную композицию. Он размещает героиню спиной к зрителю. Лицо Светланы видно только в отражении зеркала.

Живописец использует необычную цветовую гамму. Чтобы создать таинственную обстановку, Брюллов останавливает выбор на теплых оттенках:

Фигура девушки освещена мягким светом свечи. Этим обусловлен выбор мягких медовых оттенков, которые контрастируют с общим черным фоном, подчеркивающим зловещую обстановку. Автор не изображает находящиеся в комнате предметы. Все внимание сосредоточено на сидящей перед зеркалом девушке. Зеркало на картине выступает как символ связи с потусторонним миром, способ выйти за пределы реальности.

При подготовке к уроку учащиеся должны:

  • внимательно рассмотреть репродукцию картины для описания в 6 классе;
  • определить, какой теме посвящено полотно великого художника.

Значительная часть работ Карла Брюллова написана в жанре портретной живописи. Его портреты неповторимы и единственны в русской живописи, поскольку художник всегда старался приблизить искусство к реальности, воссоздавая связь героев с окружающим миром.

История картины

До Революции картина находилась в коллекции В. П. Орлова-Давыдова. После неё была передана Нижегородскому государственному художественному музею, где хранится по настоящее время[3]. Текущий статус сохранности: удовлетворительный[4].

Сочинение по картине художника Карла Брюллова “Гадающая Светлана”


Жанр и история создания картины


Свою героиню Жуковский назвал Светлана. Это имя он позаимствовал из романса Востокова. Светлана — это не славянское имя, но оно делает героиню ближе к свету, Святкам, святости.

В знак признательности за великолепную иллюстрацию Жуковский назвал Брюллова Карлом Великим. Однако художник считал свою картину самостоятельным произведением, которое является параллелью известной поэмы.

Описание полотна

На картине изображен момент святочного гадания около зеркала. Его считают одним из самых опасных и самых точных. Для обряда молодая незамужняя девушка должна взять два зеркала. Большое поставить перед собой и зажечь по бокам свечи. Затем необходимо произнести нужный заговор и выставить маленькое зеркало так, чтобы образовался коридор.

После этого следует внимательно смотреть в конец образовавшего коридора, где спустя некоторое время должна появиться фигура. При ее приближении нужно рассмотреть ее лицо и опустить малое зеркало до того момента, когда силуэт приблизится вплотную. Если этого не сделать, он может ударить по лицу, оставив родимое пятно, или утащить за собой. Именно так собирается гадать главная героиня.

Сюжет

Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье…

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Лирика Лермонтова
    Когда в разговоре проскальзывает вопрос о том, кто же является самым лиричным поэтом России, некоторых это, конечно, вводит в ступор, но большинство поразмыслив, отвечает: Лермонтов. И действительно, Лермонтов Михаил Юрьевич
  • Сочинение Левша в одноименной повести Лескова (Образ и характеристика)
    Левша — это самый обычный житель России. В нём автор хотел показать все характерные черты присуще русскому народу. Лесков попытался максимально точно передать настроение и жизнь русского народа в те непростые годы
  • Олеся из произведения Олеся Куприна (Образ и характеристика)
    Главная героиня повести А. И. Куприна Олеся – загадочная молодая девушка, которая живёт с бабушкой в лесной глуши. Она отличается от деревенских жительниц необыкновенной притягательной внешностью.

Художественные особенности

Брюллову удалось передать романтический мистицизм, в духе которого была написана оригинальная баллада. В подтексте картины зеркало угадывается как символ связи с потусторонним миром; отражение в зеркале — как двойственность толкования, свойственная романтизму; а сама сцена гадания — как желание выйти за пределы реальности[7]. Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта[3]. Картина написана маслом на холсте размером 94 × 81 см[7].

К. П. Брюллов. Гадающая Светлана

Восприятие публикой

Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом

Склони чело, друг гения, пред тем, Кто творческим господствуя искусством, Бездушное вдруг наделяет всем — И жизнию, и красотой, и чувством.[8]

Примечания

Как гадать на Святки: советы художников


Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.



В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.

Читайте также: