Сочинение по картине чайковского

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор

Спасибо, музыка, за то, что

Ты единственное чудо!

Мир композитора многолик и разнообразен. П.И.Чайковский – композитор, дирижер, музыкальный критик. Профессор Московской консерватории. Автор 10 опер, 3 балетов, 6 симфоний,104 романсов. Великая любовь композитора к людям, природе передаётся во многих его произведениях. Музыка Чайковского наполняет человека радостным ощущением жизни. Поэтому произведения композитора стали классическими, что они вечны и бессмертны.

Как приходит мир музыки в нашу жизнь? Она приходит с детства. Детская, взрослая, она подобна нашей памяти, всё вмещает и всё помнит. Слушая музыку, мы испытываем чудо открытий: узнаем, какие были древние замки и как сверкали гладь морей античности, перед нами предстают улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий. И наша жизнь кажется совсем другой. Мы можем не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несёт нам музыка, но по – настоящему любить их, чувствовать близкими себе.

Я сам удивляюсь себе, почему так привязался к музыке П.И.Чайковского. Наверное, даже не потому, что очень люблю петь или сильно хотел научиться играть на баяне. А скорее всего потому, что на уроках музыки царит атмосфера любви, творчества, переживаний, как святое откровение. У меня появляются слёзы на глазах, когда слушаю музыку П.И.Чайковского. Она – как единый порыв, как самое святое чувство.

Удивительная музыка Петра Ильича воздействует на человека, делает его бескорыстным и благородным, способным преобразовать мир по законам красоты. Да и мы сами становимся лучше, когда мир вокруг нас прекрасен и гармоничен. Сила великой музыки П.И.Чайковского безгранична. Она способна побуждать лучшее, что есть в человеке - его стремление к красоте, любви, созиданию. Я бесконечно благодарен состоявшейся встрече с чудесной музыкой великого русского композитора П.И. Чайковского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить письменно излагать свои мысли.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли; анализировать, делать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и реагировать на не го.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадку, напишите отгадку. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.)

— Какая орфограмма в слове? (Безударная гласная О, которую нужно запомнить.>

— Напишите слова, которые отвечают на вопрос какое?. (Яблоко (какое?) спелое, кислое, наливное.) (Слова предлагают дети, учитель записывает на доске.)

— Отгадайте еще одну загадку. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Тебя с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер.)

— Ветер какой? (Холодный, ласковый, морской.)

— Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?. (Ониуточняют, описывают предметы.)

2. Предупредительный диктант

III. Самоопределение к деятельности

— Какое сейчас время года? (Осень.)

— Скажите, осень какая? (Холодная, дождливая.)

— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной.)

— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей.)

— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана

Бунина и представьте картину, которую он описывает. (Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. - Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей.)

— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

IV. Физкультминутка

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз — наклон И два— наклон, Зашумел листвою клен.

V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39).

— Что такое репродукция? (Фотография с картины.) (Дети отвечают на вопросы учебника.)

— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно?

— Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные.) ~ Составьте рассказ по картинке. Расскажите его соседу, выслушайте его замечания.

(Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают, спрашивают у учителя.)

В свои мы верили таланты,
Делились массой чувств, идей.
И был ты вроде доминанты
В аккордах юности моей.

посвящается Чайковскому.

Пётр Ильич Чайковский - фигура не только европейского, но и мирового масштаба. В этом я убеждаюсь, войдя в любой магазин, торгующий музыкальными записями: чьих дисков больше всего? Моцарта и Чайковского. Славу свою русский композитор приобрел уже при жизни. В своём эссе я хотела бы написать о фортепианном творчестве композитора.
Музыка Чайковского - для меня всё. Не знаю, кто еще в XIX веке был так же одинаково велик в трех ипостасях - педагог, дирижер, композитор.

Чайковский - открытая, активная и мужественная личность. Человек романтического, но и трезвого, консервативного ума. Он прожил всего 53 года, но за это время успел создать достаточно шедевров мировой классики. Он много гастролировал - объездил весь Старый и Новый Свет, всю Российскую империю. Говоря по-современному, Петр Ильич был трудоголиком. И по-моему мечтал он всю жизнь вовсе не о блондинках (и уж тем более не о блондинах), а о том, чтобы никто ему не мешал побыть в одиночестве с его любимым роялем.

Познакомившись на четвёртом курсе музыкального училища с "Думкой" Чайковского поняла, что это не просто "познакомилась и влюбилась", а нельзя от этой музыки оторваться! Я ходила с нотами, держала их все время подмышкой, и они меня грели. Я этой музыкой бредила и играла ее даже во сне. Для меня произведения Чайковского - одни из самых лучших творений XIX века.

Когда я слышу безупречное исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром прихожу в восторг. Концерт для фортепиано с оркестром был написан в 1875 году. Он предназначался для Н. Г. Рубинштейна. Но Пианист посчитал концерт сложным и неудобным для исполнения. Чайковский отказался переделывать концерт. Но изменил посвящение, сделав его Г. фон Бюлову, знаменитому немецкому пианисту, ученику Ф.Листа. Бюлов исполнил концерт впервые в США, в Бостоне. В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы. В первой части, в главной партии использован напев лирников, услышанный им на Украине. В финале концерта Чайковский использовал украинскую песню "Выйди, выйди, Иваньку." По воспоминаниям М. И. Чайковского, во второй части концерта композитор использовал французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.

Каждый раз, слушая "Детский альбом" Чайковского, осмысляю его по-разному, но с большей любвью и уважением к автору. Хотя цикл адресован детям, к нему обращались и профессиональные музыканты. Мне удалось послушать высокохудожественный образец интерпретации "Детского альбома" Я. В. Флиером, запечатлевший его в грамзаписи. Мне очень нравится исполнение Детского альбома М. Плетневым и В. Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою "версию" "сюжетных ходов" и целостной драматургической концепции цикла. Но я думаю, что Чайковский не против его перестановок. Так как Плетнёв играет цикл "детский альбом" с душой!

На мой взгляд 18 пьес, ор.72 - это страницы жизни пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена"). Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался в тайне от других, и рассказы Чайковского письмах, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.

В заключении хотелось бы сказать, что все произведения Чайковского представляют собой большую художественную ценность. Его творчество сыграло немаловажную роль в утверждении мирового значения русской музыки и оказало влияние на её дальнейшее развитие. И я рада, что могу оценить творчество признанного мастера, который навсегда останется моим любимым композитором. Его гениальные творения до сих пор продолжают волновать сердца миллионов людей.

Чайковский. Времена года. Февраль - Масленица

Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Известно множество описаний Масленицы в художественной литературе и в других источниках. К тому же этот праздник, с его радостной атмосферой, жив и в наше время, многие его обряды исполняются до сих пор.

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.

Потешу я свою хозяйку –
Возьму я в руку балалайку.
Широкая Масленица? Ты с чем пришла?
Со веселием, да с радостью,
И со всякими сладостями,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими,
С скоморохами-гудошниками,
С дударем да с волынками,
Со пивами ячменными.
Со медами свяченными.
Широкая Масленица!
Ты зачем пришла?
Поиграть, позабавиться
С молодыми, со молодками,
Покататься да потешиться
С бубенцами валдайскими.
Широкая Масленица! Ты с чем уйдешь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города
На санях на соломенных
Да с упряжкой мочальною.
Велики мои проводы –
С бородою кудельною,
С головою похмельною,
С кафтанами пропитыми
Да с носами разбитыми.
Широкая Масленица!

Широко известны классические живописные образы Масленицы — картины В. Сурикова и Б. Кустодиева.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1916)

Пьеса П. Чайковского написана в сложной трехчастной форме. Поскольку средняя часть (B) в такой форме всегда контрастирует с крайними, то, если в крайних частях музыка радостная и приподнятая, настроение возбужденное, то в средней части непременно должен появиться какой-то новый элемент, новый поворот во всеобщем веселье. Чайковскому удается этого добиться. Но. все по порядку.

С первых звуков ощущение праздника наполняет душу слушателя. Простыми, но очень точными средствами Чайковский передает характерное звучание гармоники: два удара аккордов в каждом из первых двух тактов и как бы исторгаемый ими отзвук (на слабую долю) создают впечатление растягиваемых и сжимаемых мехов инструмента. Звучание открытое, даже, можно сказать, прямолинейнее, очень похоже воспроизводит звучание гармоники. Вслед за этим мелодические переборы — в верхнем регистре и ответ в нижнем. Затем это повторяется. Так обрисованы два главных музыкальных элемента. Именно они разрабатываются всеми возможными способами: то господствует первый (аккорды, причем именно так, как они звучат на гармонике), то переборы.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1920)

Воображение рисует не просто игру на этом народном инструменте, но игру, сопровождающую удалую русскую пляску. В середине этой части в круг как бы выходят солисты: на остро ритмически организованные реплики кавалера в басу — явно танцевальные (все можно представить себе как хореографическую сценку) отвечает — не без лукавства (синкопы и широкие скачки) — девушка. Постепенно к солистам присоединяются все участники праздника, и первая часть завершается общим ликованием.

В музыке действительно ощущается что-то массивное и неуклюжее, особенно в первых тактах этого раздела, изложенных октавами. Отсутствие мелких длительностей (они появляются только ближе к репризе, чтобы сделать постепенным переход к ней) создает ощущение более сдержанного движения, хотя формально композитор предостерегает от того, чтобы играть медленнее: он в начале этого раздела помещает ремарку L’ istesso tempo (итал. — тот же темп). С приближением репризы музыка перемещается в более высокий регистр. Меняется образ — появляется звон бубенцов.

На постере: Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (1916)

Читайте также: