Сочинение по картине боярыня морозова

Обновлено: 03.07.2024

В центре картины изображена в санях сама боярыня Феодосия Морозова, одетая в русскую национальную одежду того времени. На её суровом и бескровном лице выделяются глаза, а в них изображена сама вера, за которую она не побоялась поплатиться. Морозова была сослана царём в монастырь и умерла в нём от голода. Художник показывает нам силу веры, непоколебимость духа боярыни.

Сани утопают в снегу, вокруг неё толпа людей, провожающих её. Народ, окружавший сани разнообразен, здесь богатые господа и убогие простолюдины, монашка и юноша-слуга. Она поднимается в санях, говорит прощальные слова, подняв вверх руку сложив её в двуперстие. Это старообрядческий символ, который символизирует земную и небесную сущность Христа. Люди, как будто поделены на два лагеря. Одни её осуждают и смеются над ней, а другие восхищаются.

Простые люди обступили сани, молодая женщина в желтом платке кланяется, а старуха, с палочкой в руках, стала перед героиней и её несгибаемой волей на колени. Убогий и грязно одетый, юродивый, жалостно смотрит на женщину. Он поднимает, двуперст, последний раз крестя любимую боярыню. Суриков сам стал участником своей картины, изобразив себя странником, бродившим по широким просторам своей страны. Взоры каждого из них обращены к ней. Икона Божией Матери, справа на картине, смотрит на всю трагедию печально.

Сама картина написана яркими красками. Суриков передал нам образы той эпохи и исторический момент противостояния церкви и обычного человека. Художник показывает нам женщину, которую не пугает ссылка, она убеждена в правильности своих суждений. Природа на картине тоже живет своей жизнью. Людскую толпу окутывает лёгкое облако тумана и этот зимний день, и следы полозьев от саней на грязном снегу и крыши домов покрытые снегом.

Картина восхитила меня, и её автор раскрыл передо мной часть великой русской души. И во мне проснулось желание узнать больше о русской истории, о царях, и их вассалах.

Вариант 2

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) – русский художник, автор масштабных исторических картин.

Каждого персонажа своей картины В.И. Суриков тщательно продумывал, известно, что художник долгое время искал натурщицу для главной фигуры – боярыни, в итоге его тетушка стала прототипом боярыни Морозовой.

По левую руку боярыни мы видим женщину в красной шубе, это сестра Морозовой – Евдокия. Руки ее крепко сцеплены в замок, она молится. Ее поза говорит о том, что она в отчаяние, она боится за жизнь своей сестры.

Также на переднем плане картины мы видим юродивого, который абсолютно раздетый сидит на снегу. Он дублирует жест Морозовой что говорит о том, что он поддерживает ее. Рядом с ним на коленях стоит женщина, по внешнему виду которой можно сказать, что она бедна. Женщина беспомощно протягивает руку в след уезжающей Морозовой, словно просит милостыню.

В целом сани разделили толпу. Справа от боярыни стоят люди, которые насмехаются над ней, видно, что они ни капли ей, не сочувствуют. Слева – люди, лица которых наполнены страхом. В первом ряду можно заметить три богато одетых женщины, и поза их говорит о том, что они очень соболезнуют Морозовой, в их глазах застыли слезы.

Нельзя не отметить то, как художник искусно изобразил снег. Он настолько реалистичен, что кажется будто вот-вот упадет прямо с картины. Известно, что В.И. Суриков для того, чтобы изобразить снег как можно более точно долгое время наблюдал за ним, отмечая все оттенки и цвета, которые он приобретает в разные условия.

Картина вызывает восторг. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей, изображенных на картине, понадобится целый день. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти.

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову, приверженку старой веры, отправили в монастырь. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Женщина сильного характера и несгибаемой веры Феодосия Морозова до конца жизни следовала своим убеждениям. На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. На картине показано противостояние приверженцев церковной реформы и сторонников старой веры. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест.

Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Рядом с санями, молитвенно сжав руки, идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Он будто не замечает холода, двумя перстами крестит Феодосию Морозову, измученную, но не побежденную, не отказавшуюся от своих идей.

Некоторые в толпе не понимают, что заставляет женщину, облеченную богатством и властью, упорствовать в своих убеждениях. Это вызывает злые насмешки и злорадство мужчин, а вот женщины в толпе смотрят грустно, испуганно, сопереживая чужому горю. Лишь дети беззаботны и веселы. Для них это всего лишь представление.

Если долго смотреть на картину, то создается ощущение своего личного присутствия в толпе, провожающей на муку мятежную боярыню. Велика сила художника, его талант, позволяющий зрителю проникнуться трагедией, случившейся так давно, но будто бы недавно.

Боярыня Морозова

Несколько интересных сочинений

Каждое поколение рождается от предшествующего и впоследствии нередко сопротивляется ему, такова непрерывная ситуация противоречий между разными поколениями. Могут быть биологические родители, но дети с ними могут быть эмоциональными

У всех нас есть только одна жизнь. Мы здесь на Земле в течение ограниченного периода времени и не знаем, когда закончится наше время. Таким образом, мы должны максимально использовать время, которое у нас есть.

Дать однозначный ответ очень сложно и, наверное, даже невозможно. Произведение На дне написанное Максимом Горьким затрагивает многочисленные проблемы. В обществе присутствует много лжи

Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

4 сочинения по картине

На картине автор изобразил зимний пасмурный день. Многочисленная толпа людей сосредоточила внимание на повозке, в которой едет всем известная боярыня Морозова. На снегу остались глубокие следы от полозьев и людей. Женщина прославилась своей решительностью и преданностью вере. Она гордо подняла кверху правую руку и представила два перста. Левой крепко вцепилась за палку. Ее одежда настолько черная, что от этого цвета возникает необычное ощущение торжества, победы над чем-то. Темная зимняя одежда, сшитая из бархата, шапка и платок – все это подчеркивает ее слишком бледное лицо, горящие глаза, в которых заметно бешенство. Ее поза – отклоненное назад тело, жест рукой говорят о громкой уверенной речи, призыве продолжать начатое дело, выступать в защиту своей веры. Ее не страшат ни оковы на ногах и руках, ни наказание в будущем.

На переднем плане изображен юродивый, который в знак поддержки боярыни встал на колено и также поднял два пальца. Его не смущает ни нищенская рваная одежда, ни то, что сидит на снегу. Часть людей из толпы сильно напугана. Боязнь казни заставляет их отворачивать лица и поторопиться вперед. Некоторые всячески стараются поддержать словесно и жестами главную героиню картины В. И. Сурикова. Женщина в черном одеянии справа, с трудом держась за палку, с горечью на лице выражает сострадание арестованной. Занимающие позади ее девушки в разноцветных платках с сожалением склонили головы. Их опущенные глаза говорят о желании, но невозможности помочь. Многие жители изображенной деревни – это обеспеченные, довольные жизнью люди. На их лицах светятся улыбки. Их социальный статус подчеркивает одежда, отличающаяся роскошью. Слева от саней толпу догоняет мальчик в меховой шапке, сапогах и шубе.

Задний фон картины занимают крыши зданий, засыпанные снегом, теряющиеся в легкой дымке. Яркие, насыщенные оттенки полотна не соответствуют общему настроению происходящего. Событие, которому посвящен эпизод, наполнено трагизмом. Но участие в нем приняли и сторонники, и те, кто не захотел сопротивляться происходящим изменениям.

Пример сочинения-описания 2

Картина В.И.Сурикова "Бояриня Морозова " является одной из самых известных и узнаваемых картин.

На полотне отражён реальный исторический эпизод, когда известную, очень богатую, приближённую к царскому двору боярыню Морозову, за её приверженность к старой вере лишили всего имущества и взяли под арест.
Изображении Феодосии Морозовой занимает на картине центральное место. Посаженная в простые крестьянские розвальни, где подстилкой ей служит лишь старое сено, она, тем не менее, выглядит не сломленной. Бледной рукой крепко держится за сосновые обводья саней, другая рука вознесена вверх, с двумя перстами, так, как молились раньше. Бледное, измождённое, с выраженными скулами и заострённым носом лицо полно фанатизма. Нет, она никогда не примет новые реформы патриарха Никона.

Боярыню провожает толпа людей. По снегу, рядом с санями бежит любопытствующий мальчишка. Если всмотреться в основную массу народа, то по их огорчённым, печально-испуганным лицам можно понять, что они сочувствуют этой женщине. Женщина в жёлтом платке склонила голову, две её соседки сложили руки в печальном жесте. Из толпы выделяется такое же бледное, испуганное, с широко открытыми глазами лицо монашки в чёрном одеянии. Что её так пугает?

Юродивый и нищенка в нижнем правом углу картины тоже провожают боярыню с сожалением. Нищенка тянет руку в её сторону, а безумный юродивый ответно поднял руку с двумя перстами.

Но в этой толпе есть и те, которых забавляет, если не радует всё происходящее с женщиной, которая ранее имела власть и богатство. Особенно заметно румяное и смеющееся лицо молодого парня со светлыми волосами, который стоит совсем рядом с проезжающими санями. В левом углу картине можно заметить улыбающееся лица, склонённые друг к другу в беседе - это богатые горожане и в них нет никакого сочувствия в отношении этой женщине.

А её, в цепях, увозят под арест и впереди Феодосию Морозову ждут пытки.

Морозова являлась активным борцом против проводимых реформ, за что и была лишена всего имущества и отправлена в ссылку, где впоследствии и умерла.

А на картине как раз и воссоздан момент отправки боярыни к месту заточения. Глядя на Морозову видно, что женщина, хоть и шокирована происходящим, но не сломлена духом. Она дает посыл собравшимся посмотреть на ее отъезд людям, чтобы они не отказывались от своей веры и крестит их по-старообрядчески двоеперстием.

Но не менее интересны и другие персонажи картины. Это простые, безымянные люди, но их образы прописаны художником не менее тщательно и впечатляюще. Все воспринимают происходящее по-разному: кто-то откровенно радуется беде, случившейся с боярыней, кто-то смотрит в ужасе. Есть и староверы, которые отвечают ей таким же знаком - двумя перстами.

Картина, безусловно, величественна и прекрасна. Мимо нее нельзя пройти равнодушно.

Пример сочинения-описания 3

На переднем плане картины в санях изображена женщина. Действие происходит на одной из московских улиц. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Пальцы поднятой руки она сложила двоеперстием, чтобы показать всему народу, что она не отступает от своей веры. Боярыня Морозова не сдаётся даже в последние минуты жизни и верна своей вере.Она призывает народ к борьбе и подвигу. Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.

Вокруг саней толпится народ. Кто-то пришёл посмеяться над бунтаркой, а кто-то ей сочувствует. Например, справа стоят женщины с платками в руках – они плачут, а слева двое мужчин смеются над Феодосией. Юродивый тоже, как и боярыня Морозова, сложил пальцы двоеперстием, как бы обещая ей продолжить её дело.

Характер картины усугубляют зима, холод и снег. Суриков очень точно передал ощущение движения на картине. Слышится скрип саней, на которых везут раскольницу, свист мальчика, бегущего рядом с санями, рыдания и смех толпы. Чёрная одежда боярыни Морозовой контрастирует с её бледным лицом. На картине очень много чёрного цвета: монашка, выглядывающая из-за спины боярышни, странник, женщина у левого края картины - в каждом из этих образов есть что-то от Морозовой, и цвет помогает Сурикову выразить эту мысль.

Эта картина поражает своим упорством и настойчивостью. Боярыня Морозова преданна вере и даже в такой трагический момент в своей жизни не сдаётся, народ даже в такой холод вышел из дома и провожает Феодосию, а лошадь упорно везёт сани.

Пример сочинения-описания 4

Художник изображает на полотне события семнадцатого века, а именно времена церковного раскола (1671 год).

Центральное место в картине занимает боярыня Морозова. На санях-розвальнях ее везут в острог. Одета она в черную шапку с платком и чёрный бархатный кафтан, отороченный мехом. Вся ее фигура непокорностью, фанатичной уверенностью в своей правоте и решительным протестом. Об этом говорит выражение ее бледного лица: глаза, наполненные несогласием, сдвинутые брови, полуоткрытый рот – и ее поза: она немного откинута назад, ее правая рука высоко вознесена, а пальцы сложены в двуперстное старообрядческое крестное знамение, голова гордо поднята. Именно благодаря Морозовой, главной героини картины, все полотно наполняется мощнейшей энергетикой.

Вокруг нее художник изобразил множество людей, и несмотря на их количество, каждый из них очень тщательно прописан, несёт свою смысловую нагрузку, каждому приданы свои особенные черты лица и индивидуальность. Некоторые из них сочувствуют Морозовой и согласны с ней, некоторые полностью наоборот.

Чуть дальше изображена бедная старушка, нищенка, она опирается на палку и тянется за санями – тоже сочувствует Морозовой. На ней одета черная старая и рваная шуба, а на плече висит холщовая сумка.

За санями изображены женщины, девушки и старушки в красивых узорчатых платках, одна из них идёт вслед за санями. Рядом с ними стоит странник, о чем-то задумавшийся и держащий в руке посох. Слева от саней бежит мальчик, за ним ещё одна толпа народа. Весь холст наполнен людьми.

Все изображённые события происходят пасмурным тусклым зимним днём, на дальнем плане виднеются заснеженные крыши домов, теремов и купола церквей.

Данная картина очень была очень популярна в то время и не теряет своей популярности даже сейчас, наверняка за счет своей мощной энергетики, обилия красок, огромной величины, глубины и проникновенности образов, а также за счет своей исторической направленности. В наше время картину можно увидеть в Третьяковской галерее.

Художник изображает на полотне события семнадцатого века, а именно времена церковного раскола (1671 год).

Центральное место в картине занимает боярыня Морозова. На санях-розвальнях ее везут в острог. Одета она в черную шапку с платком и чёрный бархатный кафтан, отороченный мехом. Вся ее фигура непокорностью, фанатичной уверенностью в своей правоте и решительным протестом. Об этом говорит выражение ее бледного лица: глаза, наполненные несогласием, сдвинутые брови, полуоткрытый рот – и ее поза: она немного откинута назад, ее правая рука высоко вознесена, а пальцы сложены в двуперстное старообрядческое крестное знамение, голова гордо поднята. Именно благодаря Морозовой, главной героини картины, все полотно наполняется мощнейшей энергетикой.

Вокруг нее художник изобразил множество людей, и несмотря на их количество, каждый из них очень тщательно прописан, несёт свою смысловую нагрузку, каждому приданы свои особенные черты лица и индивидуальность. Некоторые из них сочувствуют Морозовой и согласны с ней, некоторые полностью наоборот.

Чуть дальше изображена бедная старушка, нищенка, она опирается на палку и тянется за санями – тоже сочувствует Морозовой. На ней одета черная старая и рваная шуба, а на плече висит холщовая сумка.

За санями изображены женщины, девушки и старушки в красивых узорчатых платках, одна из них идёт вслед за санями. Рядом с ними стоит странник, о чем-то задумавшийся и держащий в руке посох. Слева от саней бежит мальчик, за ним ещё одна толпа народа. Весь холст наполнен людьми.

Все изображённые события происходят пасмурным тусклым зимним днём, на дальнем плане виднеются заснеженные крыши домов, теремов и купола церквей.

Данная картина очень была очень популярна в то время и не теряет своей популярности даже сейчас, наверняка за счет своей мощной энергетики, обилия красок, огромной величины, глубины и проникновенности образов, а также за счет своей исторической направленности. В наше время картину можно увидеть в Третьяковской галерее.

Главная сила картины — СЮЖЕТ

Феодосия Прокопьевна была близкой родственницей первой жены царя Алексея Михайловича (отца Петра I).

Хрупкая и изящная девушка, Феодосия вышла замуж в 17 лет за одного из самых богатых людей государства — Глеба Ивановича Морозова.

У него была роскошная усадьба, десятки тысяч крестьян. А главное — он был ближайшим советником самого царя! Не было у боярина Морозова только одного — наследника.

И вот молодая жена родила ему долгожданного сына!

Казалось бы, впереди счастливая сытая жизнь… Но одно событие не даст этому случиться.

Затем умер муж, ее защитник. Старообрядцев преследовали. Феодосия не стала скрывать своей веры. Наоборот, активно выражала свое несогласие с нововведениями.

Царь был возмущен поведением Морозовой, но за неё вступалась царица — Мария Ильинична Милославская.

Портрет царя Алексея Михайловича

Но вскоре и она умерла, и заступиться за боярыню Морозову было уже некому.

А тем временем Алексей Михайлович решил жениться второй раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной (матери Петра I).

В те времена вторую свадьбу играли более скромно, чем первую. Царь же устроил невероятно пышное торжество. То ли Морозова осуждала второй брак, то ли была недовольна чрезмерной пышностью, но факт остаётся фактом — она не пришла на свадьбу!

Алексей Михайлович пришёл в ярость… И приказал арестовать Феодосию.

Ее пытали на дыбе, принуждая отказаться от старой веры. Но она устояла. За это ее уже были готовы сжечь на костре! Но заступились бояре, так как это было слишком жестоко по отношению к представительнице их сословия.

Тогда, чтобы не вызывать много шума, царь приказал тихо и незаметно уморить женщину голодом в тюрьме.

А тем временем все ее имущество было конфисковано и подарено отцу новой царицы.

Вот теперь гораздо проще оценить силу образа боярыни, который создал художник.


Описание и анализ сюжета

Центральной фигурой на полотне выступает боярыня Морозова. Она состояла в родстве с династией Романовых и находилась в близких отношениях с царем Алексеем Михайловичем. Помимо картины об этой поистине легендарной героине создано много художественных литературных произведений, повествующих о её насыщенной биографии и судьбе. Автором этих рассказов был русский драматург и прозаик Георгий Северцев-Полилов.

Василий Иванович Суриков

Реформы патриарха Никона

Реформы патриарха Никона, проводившиеся при поддержке Алексея Михайловича, привели к множеству политических и религиозных конфликтов. В это время церковь и царская семья начинают активную борьбу против старообрядцев, к которым относилась боярыня Морозова. На картине описание истории её жизни изображено довольно ярко и трагично.

За активную борьбу и неотступность от своих религиозных убеждений княгиня была лишена всего имущества и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре, где скончалась от истощения в 1675 году после двух лет тюремного заключения.

На полотне изображен переломный момент в жизни княгини, когда арестованную Морозову везут на казнь в место её заточения. Главная героиня, сидя на дровяных санях, величественно проезжает по московским улицам сквозь толпу. Её лицо и кисти рук бледны и безжизненны. Несмотря на всю тяжесть и безвыходность своего положения, боярыня не падает духом. Это видно по изображенному на рисунке знаку двуперстия, которое являлось символом старообрядчества. Главная героиня призывает окружающих её людей не отступаться от своих старых религиозных взглядов и идти с ними до конца.

Вторая сила картины — ОБРАЗ БОЯРЫНИ

Василий Суриков изображает ключевой момент из истории боярыни Морозовой. Ее везут в боровскую тюрьму, чтобы уморить голодом в земляной яме.

Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент)

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Она, знатная и богатая, едет на простых санях с соломой. Так художник подчёркивает пережитые унижения: арест, пытки, приговор к сожжению.

Но она по-прежнему не отступает от старой веры. Вся в чёрном, с бледным и худощавым лицом. Она тянет руку с двуперстием вверх.

Она, исхудавшая и подурневшая от пыток, знает, что идёт против системы на верную гибель. Она обречена, но ни за что не отступит.

Яркий, очень запоминающийся образ. За счёт невероятного сочетания физической слабости и духовной силы.



Третья сила картины — ОБРАЗ ТОЛПЫ

Суриков создал невероятно красочную и разношерстную толпу. Здесь можно долго разглядывать узорочье старинных одежд.

Между прочим, именно такими они и были у дворян и купцов в XVII веке. Художник сам находил сохранившиеся образцы для того, чтобы реалистично изобразить эпоху.

Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент)

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Но самое интересное в этой толпе — это эмоции людей!

Кто-то безумно жалеет боярыню и плачет. Кто-то вдохновляется и верит ещё больше. Кто-то поражается такой смелости и силе духа.

Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент)

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Обратите внимание, что старообрядческим двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Ему терять нечего. А вот все остальные не готовы так смело идти против царских законов.

Рядом с санями идёт сестра Морозовой, княгиня Урусова.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Ей предстоит совершить такой же подвиг. Она погибнет от голода в той же яме на руках у сестры. Но для толпы ее трагедия останется незамеченной. Образ княгини олицетворяет всех безымянных погибших за старую веру.

Ссылка на онлайн-тесты




Четвёртая сила картины — ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Суриков. Боярыня Морозова

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1889. Третьяковская галерея, Москва.

История боярыни не просто так тронула сердца людей, живших в конце XIX века.

И не просто так картину купил Павел Третьяков за невероятные по тому времени 25 тысяч (в переводе на наши деньги это примерно 15 миллионов рублей).

Произошедший в XVII веке раскол и в XIX веке делил русский народ на два лагеря. Старообрядцев по-прежнему было много среди купцов. В том числе и Павел Третьяков им был. Да и сам Василий Суриков вырос в старообрядческой семье.

Так что тема борьбы за свободу вероисповедания была очень болезненной. Актуальность она потеряет лишь спустя 30 лет, после Октябрьской революции. Но тогда на русский народ нагрянет раскол похлеще…

Пятая сила картины — КОМПОЗИЦИЯ

Суриков не боялся многофигурных композиций. Он умел ловко загораживать одного человека другим, создавая реалистичное, но все же гармоничное столпотворение. Никаких театральных расстановок в ряд!

Они никак не хотели ехать. Встали на месте и все тут!

Чего только не предпринимал Василий Иванович! Менял положение полозьев саней на снегу, угол оглоблей, соединяющих сани и лошадь, – ничего не помогало!

Популярные сочинения

  • Сочинение про Лень
    Лень – это, по сути, враг человека, который не даёт ему жить спокойно, всегда тянет его на дно и не даёт человеку развиваться и идти только вперёд. В день мы ленимся неимоверное количество раз.
  • Сочинение Евгений Онегин — лишний человек (9 класс)
    Роман прекрасного и всем известного писателя Александра Сергеевича Пушника Евгений Онегин передает нам обстановку жизни дворянин Российской империи девятнадцатого века. Автор описывает нам быт и нравы высшего сословия.
  • Сочинение на тему Мир моих увлечений
    Однажды, возвращаясь с прогулки, я спросил у своих друзей, что им интересно. Какие у них интересны и хобби. Оказалась, что мы все увлечены примерно одним и тем же. Смотрим одинаковые сериалы

Шестая сила картины — КОЛОРИТ

Суриков понимал, что снег — один из главных героев его картины. Он обязан быть очень реалистичным. Чтобы мы слышали его скрип под полозьями.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (деталь). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Со снегом у Василия Ивановича отношения сложились особые. Он писал его только с натуры на улице, стараясь поймать тончайшие оттенки.

Натурщиков он тоже просил позировать на морозе, чтобы уловить оттенки кожи под воздействием холодного воздуха.

Творчество Василия Ивановича

В истории искусства есть определенные образы, к которым разные художники периодически возвращаются, и каждый трактует их по-своему. Например, образ Ивана Грозного. А есть такие как Боярыня Морозова. Представить ее иначе, чем это сделал Василий Иванович, уже просто невозможно.

Вариант 1

В центре картины изображена в санях сама боярыня Феодосия Морозова, одетая в русскую национальную одежду того времени. На её суровом и бескровном лице выделяются глаза, а в них изображена сама вера, за которую она не побоялась поплатиться. Морозова была сослана царём в монастырь и умерла в нём от голода. Художник показывает нам силу веры, непоколебимость духа боярыни.

Сани утопают в снегу, вокруг неё толпа людей, провожающих её. Народ, окружавший сани разнообразен, здесь богатые господа и убогие простолюдины, монашка и юноша-слуга. Она поднимается в санях, говорит прощальные слова, подняв вверх руку сложив её в двуперстие. Это старообрядческий символ, который символизирует земную и небесную сущность Христа. Люди, как будто поделены на два лагеря. Одни её осуждают и смеются над ней, а другие восхищаются.

Простые люди обступили сани, молодая женщина в желтом платке кланяется, а старуха, с палочкой в руках, стала перед героиней и её несгибаемой волей на колени. Убогий и грязно одетый, юродивый, жалостно смотрит на женщину. Он поднимает, двуперст, последний раз крестя любимую боярыню. Суриков сам стал участником своей картины, изобразив себя странником, бродившим по широким просторам своей страны. Взоры каждого из них обращены к ней. Икона Божией Матери, справа на картине, смотрит на всю трагедию печально.

Сама картина написана яркими красками. Суриков передал нам образы той эпохи и исторический момент противостояния церкви и обычного человека. Художник показывает нам женщину, которую не пугает ссылка, она убеждена в правильности своих суждений. Природа на картине тоже живет своей жизнью. Людскую толпу окутывает лёгкое облако тумана и этот зимний день, и следы полозьев от саней на грязном снегу и крыши домов покрытые снегом.

Картина восхитила меня, и её автор раскрыл передо мной часть великой русской души. И во мне проснулось желание узнать больше о русской истории, о царях, и их вассалах.

Вариант 2

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) – русский художник, автор масштабных исторических картин.

Каждого персонажа своей картины В.И. Суриков тщательно продумывал, известно, что художник долгое время искал натурщицу для главной фигуры – боярыни, в итоге его тетушка стала прототипом боярыни Морозовой.

По левую руку боярыни мы видим женщину в красной шубе, это сестра Морозовой – Евдокия. Руки ее крепко сцеплены в замок, она молится. Ее поза говорит о том, что она в отчаяние, она боится за жизнь своей сестры.

Также на переднем плане картины мы видим юродивого, который абсолютно раздетый сидит на снегу. Он дублирует жест Морозовой что говорит о том, что он поддерживает ее. Рядом с ним на коленях стоит женщина, по внешнему виду которой можно сказать, что она бедна. Женщина беспомощно протягивает руку в след уезжающей Морозовой, словно просит милостыню.

В целом сани разделили толпу. Справа от боярыни стоят люди, которые насмехаются над ней, видно, что они ни капли ей, не сочувствуют. Слева – люди, лица которых наполнены страхом. В первом ряду можно заметить три богато одетых женщины, и поза их говорит о том, что они очень соболезнуют Морозовой, в их глазах застыли слезы.

Нельзя не отметить то, как художник искусно изобразил снег. Он настолько реалистичен, что кажется будто вот-вот упадет прямо с картины. Известно, что В.И. Суриков для того, чтобы изобразить снег как можно более точно долгое время наблюдал за ним, отмечая все оттенки и цвета, которые он приобретает в разные условия.

Картина вызывает восторг. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей, изображенных на картине, понадобится целый день. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей.

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти.

Вариант 3

Про боярыню Морозову Суриков слышал еще в детстве в Сибири от своей крестной, которая общалась с тамошними раскольниками. С тех времен образ этой женщины остался в памяти художника. Боярыня Феодосия Морозова была символом раскола Русской православной церкви.

Она отстаивала старую веру, боролась против царя и тогдашнего патриарха Никона. Она была одной из главных противников реформ в православной церкви патриарха Никона. Она отказалась от всех боярских привилегий и богатства, отреклась от сына и стала вместе с старообрядческим народом.

Народ сохранил ее в памяти, в песнях и былинах За это 17 ноября 1671 года ее арестовали дома и повезли в заточение в монастырь на дровнях. Это момент и изобразил в своем произведении Суриков. Боярыня прожила в монастыре два года и умерла. Конечно, трудно было после роскошной и богатой боярской жизни прожить долго в тюрьме.

На боярыне богатая шуба из бархата, но руки окованы цепью. Лицо боярыни белое и суровое, глаза ярко блестят. Лежит она на грязной соломе, и одежду ей скоро заменят на грубую, арестантскую. Но она пока еще боярыня. И в душе всегда останется ею.

На картине мы видим, как боярыня Морозова обращается к простому народу, подняв правую руку, сложенную перстом, как молятся старообрядцы. В картине видно как она обращается конкретно к нищенке старухе, страннику с палкой в руке и юродивому.

Мы видим как народ сочувствует боярыне, поддерживает ее. Боярыня видимо выкрикивает толпе свои убеждения, за что она отрекается от боярства и идет против существующей власти. Народ ей кланяется, провожает взглядом. Конечно, не все поддерживают боярыню, часть людей смеются и глумятся, как над юродивой.

Справа мы видим идущую под конвоем стрельца сестру боярыни, княгиню Урусову Евдокию. Своим взглядом она с жалостью провожает боярыню, готовая поехать с ней и разделить ее участь. Ведь она тоже не отказалась, как и боярыня, от своих взглядов, стойко оставаясь на позиции старообрядческой церкви, и ее ждет не менее страшная участь.

От самой картины так и веет ужасом тех времен, когда люди страдали за свою веру и шли до конца.

В картине замечательно изображена природа, зимний день, глубокий след саней в снегу, сильный мороз, что видно по мерзнущим людям, пару дыхания. Вдали, на заднем плане яркие, красочные купола церквей.

Суриков долго готовился к рисованию картины, рисовал эскизы типажей, долго искал типаж героини картины, фото ее существовать тогда не могло, пока не увидел лицо женщины с Урала, которая и позировала ему как боярыня Морозова. Он за два часа написал с нее эскиз.

В настоящее время картину мы можем увидеть в Третьяковской галерее.

А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Одни, согласно Флорентийской унии, стали подчиняться новой церкви, а другие сохранили традиции трехпогружательного крещения, иконописи и быта, целиком подверженного нормам церкви. Стоит сказать, что большинство таких священников, хоть и отлучались от церкви, все равно оставались приверженцами, если не фанатиками своих религиозных убеждений.

В. Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров, а в 1887 году он оказался на передвижной выставке и тот час же был куплен Третьяковым за рекордные 25 тысяч рублей.

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом.

Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Художник изобразил и любопытных зевак, и сочувствующих ей людей, и нищенок, и юродивых, и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже.

Казалось бы, мрачное будущее героини не должно стать поводом для использования жизнерадостных оттенков, но Суриков заостряет над этим особое внимание. Темные одежды не могут подчеркнуть контраст между боярыней и толпой, а еще воплотить идею фанатичного пожертвования своей жизнью ради убеждений и показать, как к этом относятся остальные.

Композиция основывается на диагональном построении – от юродивого через сани с боярыней и до края крыши в левом углу. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Зрителя не оставляет равнодушным протянутая рука нищенки, насмешка юродивого или почти серое лицо монахини в правой части полотна. Каждый заметит радостное лицо мальчишки возле саней, мужчин в роскошных шубах, осуждающих смелость этой женщины или саму Морозову с фанатично горящими глазами. Кроме этого, диагональная композиция предоставляет возможность ощутить движение саней, везущих боярыню. Сам Суриков говорил, что он два раза менял размер картины, чтобы сани были не статичны, а отражали живую динамику

Примечательно то, что критики недавних времен писали об ограниченном вкусе Сурикова, а психиатры нашего времени называют такое творчество отражением галлюцинаций. Он рисует прошлое России, кровавое и страшное – стрелецкие казни, старообрядцев, причем на каждой картине – жуткий взгляд чьих-то глаз, образы людей, которые навеивают ночные кошмары. Искусствоведы, напротив, акцентируют на гениальности художника, которая проявляется как в масштабности его картин, так и в изображении человеческих лиц.

Тем не менее, общепринятое мнение едино – Суриков один из всей плеяды российских художников мог рисовать исторические панорамы, которые не оставляют равнодушными и современных зрителей.

Раскол… Вот смысл, идея, сюжет великой картины. Тяжелые сани, на которых везут закованную в кандалы “царскую тетку”, раскалывают толпу, как реформы патриарха Никона раскололи русский народ.

Как Леонардо да Винчи долго искал прототип для Иисуса Христа в картине “Тайная вечеря”, так долго не мог найти Суриков “лицо” боярыни Морозовой. Редко встречаются в жизни такие лица, а люди подобные мятежной боярыне, встречаются еще реже. 4 года работал художник над своей самой гениальной картиной. Сотни этюдов, тысячи зарисовок, сотни тысяч исправлений, постоянные поиски. Результат принес мастеру бессмертие.

Несомненно, работа посвящена великой бунтарке, непокорной боярыне, родственнице самого царя. Лицо героини мертвецки бледно, руки бескровны. Отчаянный жест перед иконой Богородицы — последняя попытка отстоять “старую” веру.

Вокруг ссыльной боярыни собрались москвичи. По-разному они провожают раскольницу. Слева от нее группа дьячков, которые весело хохочут, наблюдая за “крамольной бабой”. Они на стороне власти, поэтому уверены в справедливости происходящего.

Интересна реакция детей, изображенных в картине. Одни весело хохочут, подражая взрослым и не понимая смысла своей радости. Другие наблюдают за боярыней с нескрываемым страхом, напуганные ее фанатичным жестом, горящими от ярости глазами, кандалами на боярских руках.

В картине не найти ни одного счастливого женского лица. О ссыльной скорбят и боярышни в богатых шубках, и старушки, и девушки из народа. Особое внимание привлекает бледное лицо юной еще монахини, глаза которой переполнены ужасом.

Среди собравшегося народа легко разглядеть староверов. Их выдает одежда, особый взгляд, в котором тревога перемешана с откровенным страхом за свое будущее. Ничем не выдают себя единоверцы боярыни. Лишь юродивые без всякого страха повторяют “преступный” жест, тем самым выказывая свою искреннюю симпатию “государственной преступнице”.

В толпе можно разглядеть и несколько татарских лиц, напряженных, внимательных. С невольным уважением смотрят мусульмане на бесстрашное поведение “еретички”.

Зимняя Москва на фоне — словно в морозной дымке. На пути тюремных саней много храмов. И около каждого боярыня Морозова будет обращаться к москвичам со словом. Толпа не отстанет.

Вот так, под смех, улюлюканье, рыдание, скорбь, стоны, вопли юродивых, начинается новая эпоха Руси, эпоха раскола.

Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.

Читайте также: