Сочинение по картине бородинская битва 4 класс к уроку литературы

Обновлено: 21.07.2024

Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.

Сражение при Бородино было центральным событием Отечественной войны 1812 года. Именно оно окончательно поставило крест на планах Наполеона победить Россию. Бородинское сражение стало началом конца и Великой Армии Бонапарта, в которую вошли представители большинства европейских государств.

Первым крупным сражением русских войск с французскими стала битва под Смоленском. Но, несмотря на всю стойкость русских солдат и их самоотверженность, командование решило отступать вглубь территории страны. Это делалось не из трусости или признания малой боеспособности войск, а согласно составленному еще до начала войны плану. По нему главным подспорьем русской армии должны были стать просторы страны. И вторгшийся противник должен растянуть свои коммуникации, тратить силы на охранение тылов. Сами же сражения должны изматывать врага, выбивать наиболее боеспособных из его солдат и офицеров.

Но для людей далеких от таких нюансов военного дела это поведение русского командования выглядело как слабость. Сам главнокомандующий подвергался огульной критике не только в среде простого народа, но и среди приближенных к императору Александру. В итоге он принял решение о замене главнокомандующего. Им был назначен на эту должность авторитетный и прославленный не только в военных кругах, но и среди простого народа — Михаил Илларионович Кутузов.

Будучи опытным военачальником и патриотом России Кутузов нашел в себе силы не идти на поводу массовых настроений. Он продолжил исполнять ранее принятый план. Благодаря предпринятым им действиям Наполеон вынужден был идти по смоленской дороге в сторону Москвы.

Сам Наполеон не подозревал никакого подвоха, ведь Москва тогда хоть и не была столицей, но являлась крупнейшим транспортным узлом европейской части России, кроме того она была важным символом для всех жителей страны.

Неподалеку от предместий Москвы, чуть более чем в сотне километров у села Бородино 22августа было выбрано место будущей битвы. По решению Кутузова русские войска должны были сражаться от обороны. Для этого подготавливались укрепленные позиции — флеши и редуты. Зная о том, что Наполеон форсируют движение своих войск, чтобы не дать русским закрепиться в выгодном для них месте, Кутузов начал с постройки и подготовки передового укрепления — Шевардинского редута.

Этот редут смог сбить наступательный порыв наполеоновских войск 24 августа. И хотя к исходу дня французам позволили завладеть редутом, но их наступлении было сбито, а русские войска отошли организованно и нанесли противнику намного большие потери, чем понесли сами.

К этому времени русские войска заняли восьми километровую полосу, там под командованием генералов Багратиона, Барклая-де-Толли и Тучкова они оборудовали позиции для артиллерии и пехоты, кроме передовых укреплений были построены и запасные линии. В резерве Кутузов держал гвардейские и кавалерийские части.

Если говорить о соотношении сил, то здесь нужно заметить следующее. Подсчитывая войска, которыми командовал Наполеон историки практически всегда не включают в их состав вспомогательные части. Считая же русских аналогичные части учитывают. По своей боеспособности и степени участия в битве эти части примерно равны и у тех и у других. Таким образом, при объективной оценке можно утверждать, что армейские части французов при Бородино составляли не менее 130 тысяч человек при примерно 600 орудиях.

У русских же под командованием Кутузова было не более 70 тысяч при пятисот с небольшим пушек. Превосходство французов почти в два раза над русскими в числе давало первым большие надежды не просто на победу, а на молниеносный слом обороны русских войск. Но все пошло совсем иначе.

Сражение было начато в пять утра атакой французских кавалеристов в центр русских укреплений — село Бородино. Оборону там держали несколько полков егерей. Они смогли нанести превосходившим их в числе французам серьезные потери метким ружейным огнем и сорвать их планы прорыва центра позиций. Более того, егеря заманили противника в засаду своим мнимым бегством.

После этих событий накал сражения перешел на левый фланг. Там держали оборону части под командованием генерала Багратиона. Позиции несколько раз переходили из рук в руки и только к одиннадцати часам их смогли занять французы. Русские организованно отошли на вторую линию обороны.

Следующей частью сражения стали схватки за батарею Раевского. Здесь развернулись ожесточенные ружейные и штыковые схватки. Только к трем часам русские оставили эти позиции. Они перешли на вторую линию укреплений. А, казалось бы, достигшие успеха на двух направлениях из трех французы не решились идти на новый штурм. Более того — они не заняли и оставленные русскими позиции.

Анализируя в конце дня сложившееся положение Наполеон был в отчаянии. Его армия понесла огромные потери - 58 тысяч только убитыми. Почти пять десятков лучших его генералов было убито. Артиллерия почти уполовинена. Наступательный порыв французов иссяк. У русских войск потери тоже были не малы, но они значительно уступали французским как по количеству, так и по качеству - 30 тысяч убитых, большинство из них новобранцы. Генералов погибло 39 человек. И самое главное — боевой дух русской армии не был подорван. Все — от рядового до генерала горели жаждой мести и не собирались ни то, что сдаваться, а даже идти на переговоры.

Кутузов трезво оценил сложившееся положение — ведь у Наполеона еще сохранялось как количественное, так и отчасти качественное преимущество — он не использовал свою "Старую гвардию". Поэтому Кутузов решил отступить, оставить Москву и подготовить новое сражение (под Малоярославцем), где окончательно и без лишних потерь своих людей уничтожить "Великую армию".

Так и получилось в итоге. Формально в битве при Бородино ни одна из сторон не выиграла. Но даже Москва была занята французами только потому, что ее оставили по приказу Кутузова. В итоге французы проиграли — они оказались заперты в ловушке на разоренных территориях вдоль старой смоленской дороги. Многие их лучшие части погибли именно при Бородино, а последние — при Малоярославце. Сами войска были деморализованы и разложены мародерством. А русский народ начал с захватчиками народную — партизанскую войну.

Бородинская битва стала началом поражения французов не только в России, но и в европе. Из огромной, 660 тысячной армии, пришедшей летом 1812 года - в начале января1813 года смогло бежать из России едва больше 10 тысяч. Это было начало крушения наполеоновской империи.



Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.

Историческая битва

На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.

бородино картина

Непобедимые

Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.

бородино картины художников

По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.

Документы времени

Французский взгляд

Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.

Русская правда Верещагина

картина бородино описание

В начале XX столетия

В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.

Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.

бородино картины сражения

Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).

Советские художники о битве под Москвой

картины битва бородино

Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо

Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.

Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.

н н побединская 1960 описание картины бородино

На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

Знаменитое произведение Лермонтова посвящено одному из самых славных сражений в русской истории. Автор ставил целью показать героизм, проявленный русскими на поле битвы.

Хотя Лермонтов придал стихотворению форму рассказа старого солдата – участника битвы при Бородино новобранцу, он нарисовал яркие и живые картины, происходившего на поле боя. Рассказчик повествует о том, как он, вместе с бойцами его полка, удерживал полевое укрепление, отражая непрекращающиеся атаки превосходящих сил противника.

Автор практически не выделяет героизма отдельных воинов. Лермонтов, тем самым стремится показать, что все как один проявили должную храбрость и стойкость и устояли против попыток наполеоновской армии опрокинуть порядки наших войск и обратить их в бегство.

Изображая русских солдат до боя, Лермонтов показывает их неуклонное желание поскорее встретиться с противником, недовольство долгой и неэффективной артиллерийской перестрелкой. В стихотворении автор восхваляет именно рукопашный бой, удаль проявленную лицом к лицу с противником, а не искусство убивать его издалека, с помощью огнестрельного оружия. Говоря устами рассказика-старого солдата, автор подчеркивает, что и после тяжелой битвы наши воины горели желанием продолжить сражение с неприятелем. Рассказчик прямо утверждает, что отступили именно французы и только приказ отступить и непостижимая воля Бога заставили наших отдать древнюю столицу.

Лермонтов выделяет из общей массы наших военных, участвовавших в битве, полковника. Тот не просто умело руководит, до конца исполняет свой долг и жертвует своей жизнью, но еще и воодушевляет солдат и младших командиров. В этом образе он воплотил черты многих офицеров и генералов при Бородино, покрыв себя славой.

Рассказчик у Лермонтова хвалится доблестью своего поколения и утверждает, что те, кто родился позже, стали хуже и уже в похожих обстоятельствах не смогут так же храбро жертвовать собой, останавливая врага. С этим вряд ли можно согласиться. Солдаты и офицеры при Бородино показали истинный героизм, но впоследствии он еще не раз повторялся, и будет повторяться, когда наша страна будет вести новые войны.

Сочинение 2

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.

В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.

Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.

Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.

Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу. Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.

Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам ‘горела’, поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.

Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.

Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.

Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.

Другие темы: ← По поэме Мцыри↑ ЛермонтовГерой нашего времени по произведению →

Сочинение 5 класс на тему бородино

Левильен Даня

Популярные сочинения

  • Зачем нам нужен речевой этикет? сочинение
    Люди общаются с разными целями, но речевой этикет нужен нам всегда. И этикет этот мы впитываем с детства
  • Сочинение Я — личность по обществознанию (6 класс)
    Слово личность в смысловом своем аспекте восходит к слову личина, которое в свою очередь связано со словом маска. Именно личность и является тем самым полотном, на котором мы рисуем различные рисунки
  • Герои Чиполлино
    В данной замечательной сказке автор показал реальность, в которой существуют главные герои, представленные читателям в образе овощей, ведущих свое существование и имеющих образ мыслей

Тема и проблематика


Автор произведения не только описывает сражение, но и говорит правду о том, кому принадлежала победа в войне 1812 г. Все лавры достались ее командирам — выходцам из знатных и обеспеченных семей. Однако Лермонтов не упоминает об известных полководцах. По его мнению, победа была возможна благодаря силе духа и патриотическому настроению простого русского народа. Сумев сплотиться в единое целое, он дал отпор завоевателям.

История создания

Данную поэму Михаил Юрьевич посвятил двадцатипятилетнему юбилею битвы. Поэту удалось осветить моменты битвы глазами простого народа, а не правительства. Когда в 1837 году победа отмечалась на государственном уровне, был заложен Храм Христа Спасителя, который находился в Москве.

Так случилось, что родной брат бабушки поэта являлся участником тех самых боевых действий, которые описывает Михаил Юрьевич. Благодаря рассказам Афанасия Столыпина автор знал о реальной ситуации из первых уст. Он не утаивал того, что происходило на самом деле, и показывал войну такой, какая она есть – жестокой, тяжелой и страшной. Именно данные рассказы деда и помогли поэту создать это бессмертное произведение, которое отличается правдоподобностью и искренностью.

Бородинское сражение в оценке Толстого

Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. Помогите написать примерное…

Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. НУЖНО СДЕЛАТЬ ВСЁ ПО СТРУКТУРЕ ЕГЭ. (1)0 Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

(З)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение — аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

(7)1£стественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (Ю)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих… (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать… (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет!

Ход Бородинского сражения

Герои в Бородинском сражении

Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!

Разбор произведения

Читайте также: