Сочинение по картине 8 класс быстрова

Обновлено: 04.07.2024

Зима - это довольно красивое и волшебное время года. Именно в этот холодный сезон так сильно хочется верить в чудеса и гулять по зимнему лесу, читать возле камина сказки и любоваться красотой окружающей нас природы. Так на картине Михаила Сатарова "Мороз" мы видим замечательный момент зимней поры в лесном царстве.

На картине изображён зимний лес, плотно накрытый белоснежным холодным одеялом. Переливаясь от яркого солнца, рыхлый снег придаёт лесу таинственный облик и делает его более загадочным. Но несмотря на такой густой слой снежного покрова, кое-где всё же имеются голые участки земли. На заднем плане художник представил чистое небо, имеющее сразу светлый и тёмный окрасы. Солнце садится за горизонт, поэтому можно сказать, что на полотне изображён вечер. Важной частью произведения являются, покрытые снегом деревья. Видно, что метель постаралась и покрыла каждую веточку лёгким белым инеем. Вдали лес густой и видны едва различные в вечерней темноте деревья и кусты.

На заснеженной широкой, исчерпанной глубокими полозьями дороге, едут сани. Можно предположить, что мужчина везёт дрова, чтобы протопить свой дом от зимней стужи. По тому, что бурая лошадка опустила голову можно сказать, что в пути они давно и уставшие возвращаются в свою деревню. Справа подле дороги стоит высокая ель с мохнатыми ветвями, посыпанными сверкающим снежком. Возле неё растет длинное дерево с большим стволом, его ворсистые ветви загораживают небольшой участок светлого неба. Несколько веток подсвечены заходящим светилом, из-за чего маленько сливаются с нежным оранжевым окрасом неба. Стволы деревьев художник нарисовал тёмными цветом, поэтому лес получился мрачный и злой. Вдоль неё протекает маленькая речка, через которую перекинут небольшой деревянный мостик для переезда.

Автор представил своё невероятно красивое произведение "Мороз" в основном в светлом оттенке, используя тёмный тон лишь для того, чтобы описать загадочность и непредсказуемость леса. Смотря на полотно Сатарова чувствуется зимняя волшебная атмосфера, нежная теплота зимнего времени и по телу пробегает лёгкий холодок, затрагивая частичку души. Завораживающий вид этого таинственного леса показывает всю красоту и привлекательность такого замечательного времени года, как зима. И говорит нам о том, что мороз славится не только своим холодом, но и славной красотой.

2 вариант

Работа посвящена такому прекрасному природному явлению, как мороз. Темой является пора года зима. Эта картина относится к живописи, а не к портрету или какому-то другому жанру. В центре произведения изображена лошадка, которая тащит за собой с большими усилиями возок. На возе сидит человек. Он тепло одет. Лошадка имеет коричневый окрас. У нее достаточно тонкие ноги, она слишком стройна для лошади. Она тащится еле-еле, видимо, она устала. А устала она совсем неспроста – на улице жуткий мороз. Зато какая красота царит кругом! В верхней части картины изображено типичное мутное с желтизной небо. На нем красуется безжизненное солнце. Оно всего лишь пятно на этом печальном зимнем холодном небе. Оно не яркое. Оно светит, но не греет.

Кругом – лес. Зимний лес поистине чудесен и волшебен! Он вдохновляет поэтов на написание стихов и поэм, писателей – романов, рассказов и зарисовок, художников – впечатляющих картин. На нижнем фоне изображен снег. Но он не просто белый, а переливистый, с частицами синего тона. Это прекрасно. На снегу видны следы полозьев саней, значит, так автор желает показать, что до этого крестьянина с лошадью лес кто-то тоже посещал и не один, так как следов от полозьев несколько пар.

Справа нарисована речка. Она замерзшая и, как следствие, покрыта льдом. Лед – серо-синий, а именно холодный, безжизненный. Естественным является расположение большого количества деревьев. Преобладают не хвойные деревья, как ни странно. Деревья растут вдоль правой и левой частей дороги. Они нарисованы серой краской, вдобавок покрыты их ветви снег, ведь это зима. Все в самом деле производит хорошее впечатление.

На картине доминируют холодные цвета: серый, темно-синий, белый, синеватый. Это связано с названием и порой года, которая служит темой картины.

В общем плане картина создает приятное, но холодноватое настроение.

Мороз Сатарова

Мороз Сатарова

Популярные сочинения

День разный бывает. Если суббота – самый интересный. Мама встаёт рано. Как на работу! Мы все ещё спим. Я знаю, что она делает гимнастику, медитирует, пьет кофе. После она готовит нам завтрак

Дейнеки - описание картин

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

По учебнику Быстровой (часть 2 упражнение 5)

"Сочинение-описание по картине М.Сатарова

Образовательная цель:

1. Познакомить с жизнью и творчеством М.Сатарова;

2. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине;

3. Обогатить словарный запас учащихся;

4. Повторить сведения о художественном описании;

5. Показать разницу жанров: лирического жанра (стихотворение) и жанра живописи.

Развивающая цель:

1. Способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся;

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению анализировать.

Воспитательная цель:

Привить любовь к русскому языку; приобщать учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.

- метод сравнительного анализа

- метод аналитической беседы

Оборудование урока:

- портрет М.Сатарова и его картины.;

- репродукция картины "Лесная прохлада";

- -Учебник 8 класса (Е.А.Быстрова);

- стихотворения о природе

Оборудование:

- Требования к сочинению-описанию.

- Презентация к уроку.

I. Организационный момент. Интрига.

О чем пишет Дмитрий Мережковский в своем стихотворении?

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба чертог величавый

И прелесть цветущей земли.

Нас прежнею лаской встречают

Долины, цветы и ручьи,

И звезды все так же сияют,

О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины

Могучий, таинственный лес,

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

II . Вхождение в тему:

— Какое время года вы любите?

— Чем вас привлекает любимое время года?

— Что вы ощущаете, когда приходите в летний лес?

— Как вы думаете, что ощущают деревья, когда наступает зима?

III . Словарная работа.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЗАРИСОВКА – это изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

ПЕЙЗАЖ - изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

И наша задача – создать пейзажную зарисовку в своём сочинении-описании.

IV . Виртуальная экскурсия в художественную галерею художников-пейзажистов.

Картины каких художников - пейзажистов вам известны?

(На слайдах появляются репродукции картин известных художников).

V. Знакомство с художником М.Сатаровым его творчеством.

Слово учителя о художнике

Михаил Алексеевич Сатаров родился 3 октября 1963 года в Москве. В 10 лет начал заниматься живописью в московской художественной студии при дворце пионеров.

1985 год - закончил Московское художественное училище.

Два года провел в рядах вооруженных сил. Войска ПВО в подмосковном Рогачево. Михаил хранил этюдник под кроватью. И каждую ночь рисовал. Деньги в части зарабатывали два человека - командир полка и рядовой Сатаров. Этюды художника пользовались большим спросом на Измайловском вернисаже и на Крымской набережной.

В 1992 году закончил Московский Государственный Художественный институт имени Сурикова.

Был одним из первых, кто начал торговать на заре перестройки своими картинами на старом Арбате. Ранние полотна Сатарова носили религиозно-мистический характер.

Оттачивая свое мастерство, Михаил добился уникальной техники изображения реалистических полотен.

Один из основных принципов работы Михаила Сатарова — это эксперименты с различными направлениями живописи.

То, что Михаилу 50 лет, а его картины находятся в лучших галереях мира и частных коллекциях — еще одна составляющая успеха художника. За новыми произведениями мастера выстраивается очередь из желающих приобрести новое полотно. А нового каталога картин художника с нетерпением ожидает еще и армия копировальщиков. В напряженной творческой жизни художника очень важна поддержка и понимание близких людей. В этом Михаилу Сатарову помогает его жена Мария и трое очаровательных детей.

VI . Виртуальная экскурсия в художественную галерею.

Рассказ учителя учащихся о картинах М.Сатарова

(Картины на слайдах под музыку Э.Грига).

Вернисаж картин художника.

VII . Работа по картине М.Сатарова "Лесная прохлада".

Что вы видите на картине художника? (Природу, лес, сосны, березы, елочки, речку, лошадь)

Как автор изображает природу? (Он показывает красоту природы, леса, различных деревьев. Сатаров изображает красоту мохнатых сосен, стройные стволы березок, грациозность лошади, журчащий ручей)

Каким изображает художник летний лес? (Представьте, каким этот лес был в другое время года?)

Посмотрите на репродукцию картины Сатарова. Что изображено на переднем плане?

На переднем плане мы видим устье ручья. Сквозь прозрачную воду четко видно каменистое дно, берега покрыты травой. Деревья растут возле самой воды.

Что изображено на среднем плане?

Чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся растительность вокруг словно угнетена какой-то неведомой силой. Справа стволы деревьев искривлены, наклонены к воде, корни деревьев переплетаются на поверхности. Все это создает ощущение заколдованного леса, очарованного каким-то волшебником.

Что изображено на заднем плане?

Деревья словно пытаются загородить проход. Но дальше скорее всего поляна, так как светит яркое солнце сквозь крону деревьев. На правом берегу деревья с необычными ветками, стволами, наклоняются к самой воде, словно хотят напиться воды. Оживляют пейзаж ярко-голубое небо, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь крону деревьев. Поляна освещается яркими лучами солнца, заполнившими почти все дальнее пространство картины.

Опишите лес.

Мы видим таинственные сказочные сосны и тонкоствольные березы. Лес густой, смешанный. На правом берегу лес более густой, чем на левом.

Какое время года и дня на картине? (На картине изображен полдень. Солнце светит ярко в небе, освещая берега и воду)

Что особенно привлекло ваше внимание? (Речка, ее освещают яркие лучи солнца. Чувствуется свежий запах сосен, чувствуется прохлада воды)

Что вас поражает в этом лесу? (Лес густой. Сквозь крону чуть пробиваются лучи солнца. Ветки – раскидистые, похожи на зеленый шатёр)

Какой день изобразил художник? (Жаркий летний день)

Какое настроение он передал?

Полотно все как будто пронизано ярким солнечным светом. Стройные березки нежатся в его теплых лучах. Сосны с левой стороны речушки удивительным образом цепляются за свое существование. Кажется, будто чувствуешь запах земли и смолы, слышишь журчание воды, пение птиц. Лесная речка неторопливо струится по чистому дну, усеянному камнями. Пейзаж безмятежен и светел по настроению.

Ведущим мотивом, настроением этой картины, на мой взгляд, является настроение спокойствия, умиротворения. Думаю, главную роль в создании такого ощущения играет небо. Оно освежает картину.

Определение основной мысли

Попробуйте определить замысел художника.

Художник очень любит природу, здесь раскрывается состояние души Сатарова, он передал своё видение, любование прекрасным летним днем в удивительном лесном массиве. В целом, мне кажется, что художник писал эту картину с огромной любовью к своей родине, к России в целом. Он видел ее прелесть в каждом ее проявлении. Вообще, мне кажется, этот художник понимал красоту очень широко. В незатейливом пейзаже своей родины он увидел особую прелесть России, выражение ее силы, мощи, показал тесную связь родной природы с русским человеком.

Цветовая гамма картины

Какие цвета использовал художник при написании картины? О чем говорят краски, использованные художником?

Художник использовал темные тона красок, но картина не кажется темной, так как солнечные лучи освещают картину.

VIII . Проверьте, какие записи у вас получились в ходу работы над картиной Шишкина.

Рабочие материалы к сочинению по картине

Микротемы

Рабочие материалы

голубое, с легкими облаками

таинственный, сказочный, смешанный

Сосны

раскидистые, склонившиеся к речке, уставшие, загадочные

Березы

стройные, тянутся к небу

погода

краски

сочетаются темные и солнечные оттенки

Свои впечатления

Картина передает зрителю ощущение спокойствия, неотвратимости осени, усталости природы, и одновременно можно почувствовать радостную энергию; наслаждение своеобразной красотой осеннего сада

IX . Построение сочинения. Составление плана.

А теперь подумайте и скажите, с чего вы начнете описание картины, что и в какой последовательности будете описывать? А для этого давайте вспомним, о чем мы говорили в начале урока? (о художнике).

О чем вы будете писать дальше, в основной части сочинения и в какой последовательности? (О том, что изображено на картине: сосны, березы, речка, лошадь, небо, воздух; цвета, которые использовал художник, настроение картины)

Вспомните, о чем мы говорили в заключительной части беседы? (О чувствах, которые вызывает картина).

I. Вступление. Сатаров - классик русской живописи.

II. Основная часть. Описание картины.

2. Солнце, облака.

6. Цвета, используемые художником.

7. Настроение картины.

III. Заключение. Какие чувства и мысли вызвала у меня картина?

XI . Лирическая зарисовка.

— Вспомните стихи русских поэтов о лесе. Какое из описаний подходит к описываемой картине?

Как зеркало, вода реки,

Прибрежные в ней ивы,

Мгновенья счастья коротки:

Ведь ветерок игривый.

Ему не надо тратить сил,

Одно лишь дуновенье,

И прелесть зеркала разбил

Он вдребезги в мгновенье.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Степан Щипачев

Себя не видят синие просторы,

И, в вечном холоде светлы, чисты,

Себя не видят снеговые горы,

Цветок своей не видит красоты.

И сладко знать, идешь ли ты лесами,

Спускаешься ли горною тропой:

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой.

Волнуем воздухом, как легкая завеса,

С вершин альпийских гор спускается туман.

Уж высятся над ним кой-где макушки леса.

И вот - весь выступил он, красками убран,

В которые рядить деревья любит осень,

Не трогая меж них зеленых вечно сосен.

Как много радости и света в мир принес,

Победу одержав над мглою, день прозрачный!

Не сумрачен обрыв, повеселел утес,

И празднично-светло по всей долине злачной;

Лишь около дерев развесистых на ней

Узоры темные колеблются теней.

Казалось, что теперь небесное светило,

Вступив на зимний Путь, прощальный свет лило;

И, на него глядя, земля благодарила

За яркие лучи, за влажное тепло,

Что разносил, струясь над нею, воздух зыбкой,

И озарялась вся приветливой улыбкой.

Красавица-земля! Не в этой лишь стране,

В виду гигантов-гор, склонюсь я пред тобою;

Сегодня ты была б везде прелестна мне,-

Лишь бы с деревьями, с кустами и с травою,

Где красок осени играл бы перелив,

Или хоть с бледною соломой сжатых нив.

Чем дольше я смотрю, тем шире и сильнее

Всё разрастается к тебе моя любовь.

О, запах милый мне. То, сладостно пьянея,

Как бы туманюсь им, то возбуждаюсь вновь.

Землею пахнет. Я - твое, земля, созданье,-

И нет иного мне милей благоуханья.

Твой вечен труд; твои неистощимы недра.

Меж тем как чад своих ты, нуждам их внемля,

Плодами и зерном уж одарила щедро,-

Я вижу - требуя еще твоих услуг, .

XII . Итоги урока:

Учитель. Сегодня на уроке вы видели содружество искусств, учились видеть богатство и красоту русской природы, познакомились с творчеством художника-пейзажиста, певца русской природы – М.А.Сатаровым.

На уроке прозвучали произведения, прославляющие природу, окружающий мир.


5. Показать разницу жанров: лирического жанра (стихотворение) и жанра живописи.

Развивающая цель:

1. Способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся;

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению анализировать.

Воспитательная цель:

Привить любовь к русскому языку; приобщать учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.

- метод сравнительного анализа

- метод аналитической беседы

Оборудование урока:

- портрет М.Сатарова и его картины.;

- репродукция картины "Лесная прохлада";

- -Учебник 8 класса (Е.А.Быстрова);

- стихотворения о природе

Оборудование:

- Требования к сочинению-описанию.

- Презентация к уроку.

I. Организационный момент. Интрига.

О чем пишет Дмитрий Мережковский в своем стихотворении?

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба чертог величавый

И прелесть цветущей земли.

Нас прежнею лаской встречают

Долины, цветы и ручьи,

И звезды все так же сияют,

О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины

Могучий, таинственный лес,

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

II. Вхождение в тему:

— Какое время года вы любите?

— Чем вас привлекает любимое время года?

— Что вы ощущаете, когда приходите в летний лес?

— Как вы думаете, что ощущают деревья, когда наступает зима?

III. Словарная работа.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЗАРИСОВКА – это изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

ПЕЙЗАЖ - изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.

И наша задача – создать пейзажную зарисовку в своём сочинении-описании.

IV. Виртуальная экскурсия в художественную галерею художников-пейзажистов.

Картины каких художников - пейзажистов вам известны?

(На слайдах появляются репродукции картин известных художников).

V. Знакомство с художником М.Сатаровым его творчеством.

Слово учителя о художнике

Михаил Алексеевич Сатаров родился 3 октября 1963 года в Москве. В 10 лет начал заниматься живописью в московской художественной студии при дворце пионеров.

1985 год - закончил Московское художественное училище.

Два года провел в рядах вооруженных сил. Войска ПВО в подмосковном Рогачево. Михаил хранил этюдник под кроватью. И каждую ночь рисовал. Деньги в части зарабатывали два человека - командир полка и рядовой Сатаров. Этюды художника пользовались большим спросом на Измайловском вернисаже и на Крымской набережной.

В 1992 году закончил Московский Государственный Художественный институт имени Сурикова.

Был одним из первых, кто начал торговать на заре перестройки своими картинами на старом Арбате. Ранние полотна Сатарова носили религиозно-мистический характер.

Оттачивая свое мастерство, Михаил добился уникальной техники изображения реалистических полотен.

Один из основных принципов работы Михаила Сатарова — это эксперименты с различными направлениями живописи.

То, что Михаилу 50 лет, а его картины находятся в лучших галереях мира и частных коллекциях — еще одна составляющая успеха художника. За новыми произведениями мастера выстраивается очередь из желающих приобрести новое полотно. А нового каталога картин художника с нетерпением ожидает еще и армия копировальщиков. В напряженной творческой жизни художника очень важна поддержка и понимание близких людей. В этом Михаилу Сатарову помогает его жена Мария и трое очаровательных детей.

VI. Виртуальная экскурсия в художественную галерею.

Рассказ учителя учащихся о картинах М.Сатарова

(Картины на слайдах под музыку Э.Грига).

Вернисаж картин художника.

VII. Работа по картине М.Сатарова "Лесная прохлада".

Что вы видите на картине художника? (Природу, лес, сосны, березы, елочки, речку, лошадь)

Как автор изображает природу? (Он показывает красоту природы, леса, различных деревьев. Сатаров изображает красоту мохнатых сосен, стройные стволы березок, грациозность лошади, журчащий ручей)

Каким изображает художник летний лес? (Представьте, каким этот лес был в другое время года?)

Посмотрите на репродукцию картины Сатарова. Что изображено на переднем плане?

На переднем плане мы видим устье ручья. Сквозь прозрачную воду четко видно каменистое дно, берега покрыты травой. Деревья растут возле самой воды.

Что изображено на среднем плане?

Чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся растительность вокруг словно угнетена какой-то неведомой силой. Справа стволы деревьев искривлены, наклонены к воде, корни деревьев переплетаются на поверхности. Все это создает ощущение заколдованного леса, очарованного каким-то волшебником.

Что изображено на заднем плане?

Деревья словно пытаются загородить проход. Но дальше скорее всего поляна, так как светит яркое солнце сквозь крону деревьев. На правом берегу деревья с необычными ветками, стволами, наклоняются к самой воде, словно хотят напиться воды. Оживляют пейзаж ярко-голубое небо, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь крону деревьев. Поляна освещается яркими лучами солнца, заполнившими почти все дальнее пространство картины.

Опишите лес.

Мы видим таинственные сказочные сосны и тонкоствольные березы. Лес густой, смешанный. На правом берегу лес более густой, чем на левом.

Какое время года и дня на картине? (На картине изображен полдень. Солнце светит ярко в небе, освещая берега и воду)

Что особенно привлекло ваше внимание? (Речка, ее освещают яркие лучи солнца. Чувствуется свежий запах сосен, чувствуется прохлада воды)

Что вас поражает в этом лесу? (Лес густой. Сквозь крону чуть пробиваются лучи солнца. Ветки – раскидистые, похожи на зеленый шатёр)

Какой день изобразил художник? (Жаркий летний день)

Какое настроение он передал?

Полотно все как будто пронизано ярким солнечным светом. Стройные березки нежатся в его теплых лучах. Сосны с левой стороны речушки удивительным образом цепляются за свое существование. Кажется, будто чувствуешь запах земли и смолы, слышишь журчание воды, пение птиц. Лесная речка неторопливо струится по чистому дну, усеянному камнями. Пейзаж безмятежен и светел по настроению.

Ведущим мотивом, настроением этой картины, на мой взгляд, является настроение спокойствия, умиротворения. Думаю, главную роль в создании такого ощущения играет небо. Оно освежает картину.

Определение основной мысли

Попробуйте определить замысел художника.

Художник очень любит природу, здесь раскрывается состояние души Сатарова, он передал своё видение, любование прекрасным летним днем в удивительном лесном массиве. В целом, мне кажется, что художник писал эту картину с огромной любовью к своей родине, к России в целом. Он видел ее прелесть в каждом ее проявлении. Вообще, мне кажется, этот художник понимал красоту очень широко. В незатейливом пейзаже своей родины он увидел особую прелесть России, выражение ее силы, мощи, показал тесную связь родной природы с русским человеком.

Цветовая гамма картины

Какие цвета использовал художник при написании картины? О чем говорят краски, использованные художником?

Художник использовал темные тона красок, но картина не кажется темной, так как солнечные лучи освещают картину.

VIII. Проверьте, какие записи у вас получились в ходу работы над картиной Шишкина.

Рабочие материалы к сочинению по картине

Микротемы

Рабочие материалы

голубое, с легкими облаками

таинственный, сказочный, смешанный

Сосны

раскидистые, склонившиеся к речке, уставшие, загадочные

Березы

стройные, тянутся к небу

погода

краски

сочетаются темные и солнечные оттенки

Свои впечатления

Картина передает зрителю ощущение спокойствия, неотвратимости осени, усталости природы, и одновременно можно почувствовать радостную энергию; наслаждение своеобразной красотой осеннего сада

IX. Построение сочинения. Составление плана.

А теперь подумайте и скажите, с чего вы начнете описание картины, что и в какой последовательности будете описывать? А для этого давайте вспомним, о чем мы говорили в начале урока? (о художнике).

О чем вы будете писать дальше, в основной части сочинения и в какой последовательности? (О том, что изображено на картине: сосны, березы, речка, лошадь, небо, воздух; цвета, которые использовал художник, настроение картины)

Вспомните, о чем мы говорили в заключительной части беседы? (О чувствах, которые вызывает картина).

I. Вступление. Сатаров - классик русской живописи.

II. Основная часть. Описание картины.

2. Солнце, облака.

6. Цвета, используемые художником.

7. Настроение картины.

III. Заключение. Какие чувства и мысли вызвала у меня картина?

XI. Лирическая зарисовка.

— Вспомните стихи русских поэтов о лесе. Какое из описаний подходит к описываемой картине?

Как зеркало, вода реки,

Прибрежные в ней ивы,

Мгновенья счастья коротки:

Ведь ветерок игривый.

Ему не надо тратить сил,

Одно лишь дуновенье,

И прелесть зеркала разбил

Он вдребезги в мгновенье.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Степан Щипачев

Себя не видят синие просторы,

И, в вечном холоде светлы, чисты,

Себя не видят снеговые горы,

Цветок своей не видит красоты.

И сладко знать, идешь ли ты лесами,

Спускаешься ли горною тропой:

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой.

Волнуем воздухом, как легкая завеса,

С вершин альпийских гор спускается туман.

Уж высятся над ним кой-где макушки леса.

И вот - весь выступил он, красками убран,

В которые рядить деревья любит осень,

Не трогая меж них зеленых вечно сосен.

Как много радости и света в мир принес,

Победу одержав над мглою, день прозрачный!

Не сумрачен обрыв, повеселел утес,

И празднично-светло по всей долине злачной;

Лишь около дерев развесистых на ней

Узоры темные колеблются теней.

Казалось, что теперь небесное светило,

Вступив на зимний Путь, прощальный свет лило;

И, на него глядя, земля благодарила

За яркие лучи, за влажное тепло,

Что разносил, струясь над нею, воздух зыбкой,

И озарялась вся приветливой улыбкой.

Красавица-земля! Не в этой лишь стране,

В виду гигантов-гор, склонюсь я пред тобою;

Сегодня ты была б везде прелестна мне,-

Лишь бы с деревьями, с кустами и с травою,

Где красок осени играл бы перелив,

Или хоть с бледною соломой сжатых нив.

Чем дольше я смотрю, тем шире и сильнее

Всё разрастается к тебе моя любовь.

О, запах милый мне. То, сладостно пьянея,

Как бы туманюсь им, то возбуждаюсь вновь.

Землею пахнет. Я - твое, земля, созданье,-

И нет иного мне милей благоуханья.

Твой вечен труд; твои неистощимы недра.

Меж тем как чад своих ты, нуждам их внемля,

Плодами и зерном уж одарила щедро,-

Я вижу - требуя еще твоих услуг, .

XII. Итоги урока:

Учитель. Сегодня на уроке вы видели содружество искусств, учились видеть богатство и красоту русской природы, познакомились с творчеством художника-пейзажиста, певца русской природы – М.А.Сатаровым.

На уроке прозвучали произведения, прославляющие природу, окружающий мир.

XIII. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине.


-75%




Пример сочинения 1

На картине мы можем увидеть парня и девушку. Пара сидит за столиком на стульях. Судя по всему, дело происходит в столовой, куда молодые люди зашли пообедать. Фон картины не отвлекает зрителя от основной темы произведения. Два человека спорят за столом, обсуждают какую-то тему, на счёт которой у обоих есть свои мнения, и каждый пытается их отстоять.

Молодой человек в синем костюме и чёрных туфлях, начищенных до блеска. На девушке коричневое платье и сапоги. В этом споре собеседники не выходят за рамки приличия, не ругаются и не переходят на эмоции, демонстрируют свою интеллигентность. Спор максимально вежливый, уважительный, с целью не отстоять именно свою точку зрения, а разобраться в предмете обсуждения.

На столе уже пустые тарелки, они закончили с обедом, но не собираются уходить, так как спор оказался настолько увлекательным, что они решили закончить его обсуждение, прежде чем собираться. Молодой человек активно жестикулирует, сосредоточившись на своих доводах, он чуть развернулся. Девушка внимательно его слушает, но у неё есть своё мнение на этот счёт, и она не собирается просто слушать и принимать его точку зрения.

Простая и незатейливая сценка из повседневной жизни, которую, быть может, каждый из нас может наблюдать каждый день, оказалась очень глубокой. Зритель будто бы подсматривает за парой, которая находится за соседним столиком или даже представляет себя на месте парня или девушки, вспоминает аналогичные ситуации из своей собственной жизни. Именно такая жизненность и реалистичность приковывает внимание, делает картину даже любопытной, так что непременно хочется узнать, что заставило двух людей так увлеченно обсуждать какую-то интересную тему.

Пример сочинения 2

Картина, на мой взгляд, очень реалистична, так как с первого взгляда на неё становится ясно, что хотел изобразить автор. На полотне мы видим молодых парня и девушку. Сложно сказать, какие отношения их связывают, но они явно не настроены враждебно. Очевидно, что они о чём-то спорят. Это выдаёт их оживлённая жестикуляция.

Можно предположить, что парень и девушка студенты и их беседа происходит в студенческой столовой. На эти предположения наталкивает характерный для советских столовых интерьер: чёрно-белый кафель на полу, выложенный в шахматном порядке, и серо-голубые стены. Мебель также отличается простотой: мы видим два табурета и стол на металлических ножках. Одеты молодые люди очень скромно. На парне – строгий серый костюм, а на девушке – коричневый пиджак и такого же цвета юбка. Рыжие волосы девушки украшены маленьким чёрным бантиком. Одной рукой она прикоснулась к подбородку, словно обдумывая что-то, а другой указывает на парня. Парень явно пытается в чём-то убедить собеседницу.

Рассматривая эту картину, можно только догадываться о предмете развернувшейся дискуссии. Но сомнения в интеллигентности и образованности молодых людей можно отбросить сразу. Их позы, жесты и одежда сразу дают понять, что парень с девушкой хорошо воспитаны. Кроме того, сразу ясно, что обоим одинаково интересен предмет спора. Пименов изобразил ничем не примечательную сцену из повседневной жизни, но как правдоподобно! Именно поэтому, как мне кажется, ею можно любоваться часами, пытаясь угадать, о чём же всё-таки спорят молодые люди.

Пример сочинения 3

Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя. Мы видим девушку и парня, которые о чем-то спорят. Находятся эти молодые люди в обыкновенной столовой со слегка голубо-серыми старыми стенами. Пол этой столовой выполнен из плитки в шахматном порядке. Сидят ребята на самых простых табуретках и за обыкновенными столами. Все очень типично и обыденно.

Девушка очень мила и красива. Она имеет рыжую копну волос с четко подстриженной челкой, закрывающая весь лоб, которая одета в темные сапоги и в коричневый костюм. Волосы девушки собраны в заколку. Перед девушкой за столом сидит молодой человек, одетый в темно-серый костюм и такого же цвета ботинки. Эти ребята выглядят очень просто и без излишеств.

При первом взгляде на картину можно понять, что ребята о чем то спорят. Об этом свидетельствуют поднятые и находящиеся в движении руки. Но стоит заметить, что это довольно мирный спор, в котором каждый из них пытается доказать свою точку зрения на какой то ответ при этом без оскорблений и криков. Все делается очень тихо и не мешает другим. Чувствуется что ребята из интеллигентной семьи.

Девушка изображена задумчиво, которое отражается в ее позе и прикосновением к подбородку. Лицо очень серьезное и задумчивое. Ее мысли погружены в мире размышлений и водимо в поиске правильно ответа и решения спора со своим другом. Очень точно чувствуется связь между ними, по которой можно понять что никто из них не хочет уступать другому. Все высказывания и доводы парня видимо более аргументированее, чем у девушки.
Вероятнее всего парень победит в этом споре, так как он дает более правдоподобные ответы.

Все, что изобразил Юрий Иванович Пименов воспринимается на тонком уровне, так как не каждый зритель сразу поймет о чем эта картина. А именно что это спор, который ни за что не перейдет в ругань, так как все строится на взаимном уважении, так как ребята делятся своими мнениями по определенному вопросу.


Пример сочинения 4

На переднем плане картины изображены двое друзей. Они сидят на простых табуретках за металлическим столиком на тонких ножках. Девушка справа одета в длинный коричневый свитер, джинсы и высокие черные сапоги. Рыжие волосы девушки собраны сзади черной заколкой. Слева от неё сидит молодой человек, похоже, друг девушки. Он в синем костюме и черных туфлях. У него темные волосы и бледная кожа. Молодые люди, жестикулируют, активно общаясь.

На заднем плане картины изображены серые стены и пол, покрытый бежевой и коричневой плиткой. Судя по обстановке и посуде на столе у спорящих людей, это место – студенческая столовая.

Картина написана автором с положительными эмоциями, спор двух друзей кажется увлекательной и активной беседой. Они не ссорятся, просто обсуждают что-то, на что имеют различные мнения. Это видно по лицам героев картины. Автор придает обыденному сюжету легкость и красоту, создавая из него интересное действие на своей картине.


Пример сочинения 5

Девушка выглядит более сдержанее чем молодой человек. Копна рыжих волос собрана в хвост. Одета девушка просто в коричневый пиджак и черную юбку. По сапогам можно понять, что погода на улице в то время была холодной. Поза рыжей героини говорит о ее задумчивости она будто выжидает время чтобы ответить своему оппоненту. Парень изображеный на картине напротив занял более активную позицию что видно по его жестикуляции рук. Одет молодой человек просто без всяких излишеств в будничный серый костюм и классические туфли. Скорее всего молодой человек находится более в выигрышном положении.

По картине можно так же определить, что спор двух молодых людей протекает спокойно так как их позы, не выражают агрессии и открытого конфликта между ними. Разговор протекает без напряжения каждый отстаивает свою точку зрения, которую считает правильной. Ребята выглядят очень сдержано и интеллигентно.

Молодая девушка находится в задумчивой позе лицо ее очень серьезное. Скорее всего ее мысли погружены в размышления и иона ищет достойный ответ своему собеседнику. Чувствуется что молодые люди не обычные знакомые, а больше даже друзья. Уступать в этом споре конечно никто не хочет и каждый пытается доказать свою правоту.
Скорее всего молодой человек победит в этом споре так как он выглядит очень убедительно. Девушка в данной ситуации более спокойна и сдержана. Все картины Юрия Ивановича Пименова написаны очень тонко, но в тот же момент очень просты и интересны. Единственное что можно сказать что спор на данной картине не перерастет в ругань потому что чувствуется уважение между двумя спорящими людьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна; развитие способности делать самостоятельный выбор; воспитание у учащихся любви к природе.

рассмотреть и проанализировать репродукции картин, выявить общее и отличное, способствовать выбору учащимися той репродукции, которая наиболее соответствует внутреннему миру или настроению;

составить схему написания сочинения, подобрать материал для сочинения;

повторить дефисное написание сложных прилагательных, н \нн в причастиях, а также правила постановки запятых при причастном и деепричастном оборотах;

совершенствовать навык использования назывных предложений при создании описания.

оформленная доска: тема урока, эпиграф;

презентация к уроку;

… Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

( Николай Иванович РылЕнков)

Сегодняшний урок я хочу начать строками из стихотворения поэта 20 столетия Николая Ивановича Рыленкова.

-О любви к чему говорит поэт? ( о любви к родине)

- А для того, чтобы понять степень любви автора строк к своей малой родине, что необходимо сделать? ( уметь в самой незначительной мелочи увидеть прекрасное).

Слайд №2 - реподукция картины Поленова – Васильева – две на одном слайде( музыка Giovanni Marradi – Dawn)

Сегодня нам предстоит познакомиться с репродукциями двух русских художников, которые на своих полотнах с необыкновенной любовью изобразили обыкновенное. В ходе урока вы сами определитесь, какая картина наиболее близка вам, какую из них вы выберете для своего сочинения – описания.

- Запишите тему урока и эпиграф к нему.

3. Актуализация опорных знаний.

- Прежде всего давайте вспомним, что представляет собой такой тип речи как описание? ( Описание – это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета. Цель описания – дать адресату наиболее полное представление о предмете.)

- Что характерно для художественного описания? ( наличие изобразительно –выразительных средств, помогающих более образно передать описываемую картину)

- Какие части речи преобладают в описании? ( Существительные, прилагательные и причастия)

- Выполните задание: вам представлены словосочетания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните правописание. ( один человек выполняет задание у доски, класс – в раздаточном материале);взаимопроверка; подчеркните словосочетания, которые могут вам пригодиться при написании сочинения.

Задание 1

Осе…ий дождь; ( много)числе…ые оттенки; ра…ее утро; насыще…ый влагой воздух; облака пронзё…ые солнечными лучами ; (бледно)голубое небо; деревя…ый мостик; линия горизонта намере…о удале…а; (иссине)чёрная; (тёмно)синяя; (разно)цветный;.картина наполне..а светом, произведение называют монументальным и продума..ым.

4. Работа над темой

4.1 Композиция сочинения - описания

- Такая форма работы, как описание картины, вам уже знакома. Давайте вспомним последовательность работы, характерную для данного типа описания. ( ответы учащихся)

Слайд 4 ( последовательность работы над описанием картины:

1.Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности творчества художника).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий и так далее).
3. Описание картины:
- сюжет картины (о чем повествует картина);
- что изображено на переднем плане;
- что изображено на заднем плане картины;
- описать основных героев картины (если они есть);
- основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
- какое настроение передает эта картина.
4. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).)

- В соответствии с данной последовательностью мы будем строить композицию нашего сочинения. Репродукции картин находятся в учебнике на стр. 38. Всмотритесь в них.

4.2 Общее впечатление от картин

- Что объединяет данные картины? ( пейзаж, изображение уголка простой русской природы)

- Назовите авторов и названия картин.

4.3 Сведения о художниках и истории создания анализируемых картин

Слайд №4 ( В. Д. Поленов 1844 – 1927)

Слайд № 5 ( Ф. А. Васильев 1850 – 1873)

Федор Александрович Васильев – талантливый русский художник-пейзажист, современник Саврасова, Шишкина, Репина и других замечательных мастеров 2-й половины 19 века. Искусствоведы отмечают, что он был художником-самоучкой, а начал создавать талантливые произведения в 18 лет.

Васильев был весёлым, остроумным, темпераментным человеком, который прожил всего 23 года. Он был болен неизлечимой тогда болезнью – чахоткой. Последние 2 года он прожил в Крыму, в Ялте.

- На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

Слайд № 7 (последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

- Что изображено на картине? ( только что прошла гроза, смена погоды: солнечные лучи пробиваются сквозь тёмные тучи, низ картины - влажная после дождя трава, небольшая заводь, в которой отображаются лучи солнца, середина – небольшой косогор, несколько деревьев, сгибающиеся под порывами ветра, бескрайний горизонт, где земля сливается с небом, верх – небо, которое заслуживает особого внимания.)

- Можно ли установить взаимосвязь изображаемого художником с его возрастом, состоянием? ( возможно, лучи солнца – некий символ надежды на победу над болезнью, изображение некой закономерности устройства природы, частью которой является и человек: гроза, стихия сменяется покоем и умиротворением)

- Каково общее настроение данной картины? ( покой, гармония, спокойствие, философские размышление)

- Что мы видим на этой картине? ( низ картины – небольшая зелёная лужайка, усыпанная белыми ромашками, пруд, заросший ряской и кувшинками, середина - деревянный мостик, тропинку, ведущую к еле заметной скамеечке, на которой так приятно посидеть в знойный летний день, прячась в тени вековых деревьев, сидящая на скамейке девушка, верх – буйная зелень вековых деревьев, небольшой клочок ясного неба)

4.4 Составление рабочих материалов

Задание в четвёрках:

- К существительным, которые вы выписали, подберите причастные обороты ( ответы учащихся)

Задание в парах:

- Используя словосочетания, которые вы составили, по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например:

Слайд №9 ( модель составления предложений

слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается… .)

Описанию этих деталей необходимо придать особое значение.

(Все оттенки зелёного, светло-зелёные, освещённые солнечными лучами, тёмно-зелёный, сизый, желтовато-зелёный, изумурдный, дымчато-пепельный, свинцовый, мутно-жёлтые проблески, насыщенная зелень, иссине-чёрный, бирюзовый, серо-голубой, тёмно – лиловый )

- Художественное описание, как мы уже говорили, содержит множество изобразительно-выразительных средств. Какие из них вы могли бы использовать в сочинении?

Задание по рядам: придумайте

1 ряд –сравнения, 2 р. – метафоры, 3 р. – эпитеты ( ответы учащихся:

эпитеты

метафоры, олицетворения

Буйство и разнообразие красок, будоражащих чувства, луг кажется одиноким и грустным, но совсем скоро он согреется, подсохнет на тёплом солнышке и заиграет радостными летними красками, от полотна веет свежестью и чистотой.

сравнения:

Кувшинки, будто свечки, два одиноких дерева, будто брошенные в стихии щенки, деревья, будто старожилы этих мест, мостик – древний старичок, листья кувшинок, словно мозаика, словно зеркало, глади пруда).

- Но не только тропы помогают авторам описания создавать ёмкие, образные картины. Назывные предложения, недавно изученные нами, помогают наглядно, зримо запечатлевать зримые картины. В дом. упражнении вы прочитали отрывок, состоящий из одних назывных предложений. ( чтение учителем стр.39)

Задание по цепочке

- Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может услышать звуки картины, почувствовать запахи, угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже… .

Слайд № 10 (обороты со значением прошедшего и будущего времени:

после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже…)

Составьте несколько предложений, используя данные обороты, назовите и опишите вероятные звуки, ароматы. ( ответы учащихся)

- Представьте , будто вы оказались там, в том уголке, который изобразили художники, чтобы вам хотелось сделать там? ( пройтись по мокрой траве, поднявшись на косогор, посмотреть вдаль на необозримые просторы русской земли, дождаться победы солнечных лучей и встретить новый день, услышать пение птиц, которые особенно радостно звучат после отшумевшей грозы; пройтись босиком по мягкой тёплой травке, собрать букет из полевых ромашек, чтобы украсить букетом свою комнату, присесть на лавочку рядом с незнакомкой, завести непринуждённую беседу.. и т.п.)

- Какая же из этих картин нашла особый отклик в душе у каждого из вас? Напишите несколько развёрнутых предложений о причине выбора вами той или иной картины.

5. Творческое задание

6. Итоги урока

- Чем полезен вам сегодняшний урок?

- Закончить урок позвольте словами В. Жуковского

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Читайте также: