Сочинение по картине 5 класс технологическая карта

Обновлено: 02.07.2024

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: развитие речи.

Технологическая карта изучения темы

  • раскрыть основную мысль картины;
  • подготовить обучающихся к описанию изображённого на картине, активизировать их лексику, пополнять словарный запас;
  • средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
  • Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.

Формировать УУД:

  • Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
  • Способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом
  • Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
  • Владение устной и письменной речью.
  • Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия: Живопись, жанр, основная мысль

Межпредметные связи: Литература, история, культура речи, мировая художественная культура

Ресурсы: Презентация по теме, раздаточный материал

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (по 2 человека)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Русский язык

Урок развивающего контроля

образовательная,

деятельностная,

воспитательная

Цель. Углубить понятие о типах речи; рассмотреть структуру повествования; вырабатывать навык пользования разными типами речи при написании текстов

1. Проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи, дать понятие о натюрморте. Углубить понятие о типах речи; рассмотреть структуру повествования и описания; вырабатывать навык пользования разными типами речи при написании текстов

2.Развивать умение определять типы речи; создавать текст , строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления. Развивать навыки фонетического разбора, отработать умение подбирать проверочное слово.

3.Воспитывать познавательную активность, эстетический вкус , положительное отношение к знаниям, к русскому языку; уважение к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; прививать любовь к вдумчивому чтению , воспитывать внимательное отношение друг к другу, формировать умение прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Обучающийся научится строить устное и письменное высказывание, конструировать текст сочинения – описания. Определять типы речи, знать о повествовании как функционально-смысловом типе речи, о роли описания в художественном повествовании; знать структуру текста типа повествование, определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; доказывать принадлежность текста к определенному стилю речи; составлять план текста; пересказывать исходный текст в письменной форме.

Обучающийся получить возможность самостоятельно применять данные знания по теме урока на практике. Формировать навыки написания сочинения на заданную тему; формировать грамотного письма. Словесно передавать свои эстетические впечатления от увиденного.

Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу; фиксировать индивидуальное затруднение при выполнении пробного учебного действия; осуществлять самоконтроль, взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения заданий.

оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Познавательные : понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике.

Коммуникативные : учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность

использование полученной информации для решения образовательных задач и в личных целях.
Развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов, стремление к речевому совершенствованию.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Понимать роль звукописи в художественных текстах

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Оборудование.

Русский язык 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1/ М. Т. Баранов и др.

Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова и др. 1 часть/авт. – сост. Г.В. Цветкова.-Изд. 2-е, испр .- Волгоград: Учитель, 2017.-315 с.

Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений (сост. Е. В. Ефимова).

Игры на уроках русского языка. 5 класс. -2-е изд.-М.: ВАКО , 2016.-128 с. – (Мастерская учителя – словесника).

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока

Основные понятия

Текст, тема и основная мысль текста, повествование, описание

Самобытный мастер. НАТЮРМОРТ –

(франц. nature morte – мертвая природа).

Методы и приемы урока

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Межпредметные связи (в том числе, военная составляющая и лингвистическая направленность)

Технология системно - деятельностного метода, проблемного диалога

Технологическая карта урока

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Пусть подарками станут хорошие оценки и отличное настроение у вас.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда -

Вниманье умных ваших глаз.

Моё настроение

+ тепло ваших рук = солнышко

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Включение в деловой ритм урока.

МИНУТКА ЧТЕНИЯ (Жужжащее чтение)

Монтескье

2. Актуализация и пробное учебное действие

1. Цель этапа:

подготовка мышления учащихся

Словарный диктант. (взаимопроверка по образцу). Работа в парах.

Изучаешь фонетику, нарежь потоньше, душистая сирень, подчеркнуть орфограммы, опытный каменщик, ароматное яблоко, закончить письменную работу, меньше знаешь, судьба барабанщика, удивительный хищник, встань пораньше, поразительная мощность, чёткий почерк, лучший помощник, чудесный салют, возьмем гвозди.

Вспомните, как мы читали текст К.Г. Паустовского о старинной музыкальной шкатулке. В повествовательный текст автор ввел описание. Мы узнали, как устроена шкатулка, как она была украшена. Но все же каждый представлял ее по-своему.

Почти все, что изображено на картине, входит в ее название. Большая часть изображенного: цветы в вазе, фрукты — неодушевленные предметы. Такая картина, изображающая неодушевленные предметы, называется натюрмортом.

Взаимопроверка выполненной работы

Таблица оценивания

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для одноклассников высказывания

Повествование и его структура

I. Вступление (завязка).

II. Основная часть (кульминация).

III. Заключение (развязка).

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа:

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Дополнительные вопросы и комментарии

Появляется слайд картинкой


Формулируют тему, цели и задачи урока

¨ Толстой (граф Федор Петрович) - скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).

¨ Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге.

¨ Не переставая заниматься рисованием, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика. 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.

Словарик по тексту

¨ Самобытный мастер, нежные и трогательные картины

¨ НАТЮРМОРТ – (франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.).

¨ Пейзаж, в отличие от натюрморта, — изображение живой природы.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, дополняет ответы

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Тип урока: Развитие речи.

Цель: Формирование умений писать сочинение по картине

совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова; формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.

Литература: материал о жизни и творчестве А.А.Пластова, литературные произведения известных авторов: И.А.Бунин “Первый снег”, К.Г.Паустовский и др.

УМК: учебник русского языка 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с. :

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Целеполагание

Подготовка к восприятию картины

Стадия вызова

Стадия осмысления

Первичное восприятие картины

Анализ первичного восприятия картины

Физкультминутка

Словарная работа

Языковая подготовка

Создание письменного высказыва -

Художественное слово учителя- эпиграф к уроку

И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.

Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.

- Ребята, как вы считаете, чем сегодня на уроке мы с вами займёмся?.

- Верно, сегодня на уроке развития речи мы продолжим работу по написанию сочинения по картине.

- Сформулируйте цель урока и запишите её в рабочую тетрадь. - Наша задача научиться не просто описывать то, что мы видим, а научиться понимать язык картины, научиться передавать словами чувства, выраженные художником с помощью красок.

- Итак, вам предстоит в сочинении по картине А. Пластова “Первый снег” передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом.

- Что такое первый снег? Это всегда праздник!

Все ребятишки и взрослые любят зиму, потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается.

- Назвать понятия, связанные с первым снегом.

(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой.. Укрыл землю, порошил, кружился, щекотал лицо, танцевал, порхал. Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

- Какие чувства, какое настроение вызывали у вас изменения, что про изошли ночью?

(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)

- Значит, за ночь произошло чудо, всё вокруг преобразилось до неузнаваемости.

- Такие же чувства восторга и радости вызывает приход зимы и у взрослых, и, конечно, у поэтов, художников, композиторов, потому что красота родной природы не может оставить равнодушным ни одного человека, любящего свою землю, край, Родину.

Рассказ о художнике картины

Аркадий Александрович Пластов – русский художник, мастер пейзажа и портрета.

Он родился в простой деревенской семье. В его роду были художники, в основном иконописцы, да и сам маленький Аркадий получил начальное образование в духовной семинарии – специальное учебное заведение, которое готовило служителей церкви.

Приехав в Москву, осваивал живописное мастерство в художественном училище.

Особое место занимает А.А.Пластов среди русских художников: он показал в своих работах красоту русской природы и деревни, простых сельских людей-труженников. Большую часть своей жизни Художник жил в деревне, ему тоже приходилось растить хлеб, работать на сенокосе, общаясь с простыми деревенскими жителями. Но в тяжёлой деревенской жизни были и праздники, многие из которых художник изобразил на своих полотнах.

Много работ он посвящает подвигам русских людей во время Великой Отечественной войны. В этих работах художник показал всю свою любовь к Родине и ненависть к её захватчикам.

Всё творчество художника проникнуто подлинными, настоящими чувствами, носят правдивый и откровенный характер.

б) Подготовка к восприятию картины.

- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. - Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова?

- С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?

- Каким вы представляете первый снег?

- Каким вы его видели?

Какие чувства он у вас вызывает?

в) Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло,
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный,
Первым снегом понесло.

- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

- Как говорит Бунин о том, что снег идет?

Как вы понимаете это выражение?

Подберите синонимы к слову понесло

Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

Мы стоим на крыльце, вдохните поглубже воздуха и расскажите какой он? ( свежий, тёплый) вам холодно? (нет) Эмоционально-оценочная беседа по содержанию картины.

АННОТАЦИЯ. Данная работа предназначена для учащихся 5 класса. Тип урока – урок развивающего контроля. Для достижения планируемых результатов используются технологии здоровьесбережения (физминутка и смена видов деятельности), дифференцированного обучения В.В. Фирсова, медиасредства.Урок построен в соответствии с требования ФГОС. Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для всех этапов урока. Была обеспечена логическая связь между ними.

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, жизненного опыта обучающихся (эстетическое восприятие художественных произведений, чувство прекрасного, чувство любви к Родине, родной природе); формирование интереса к учению.

Коммуникативные: формирование умений строить текст – описание, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Предметные: формирование умений отбирать и систематизировать материал для написания сочинения-описания пейзажа, создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы при письме.

Виды деятельности: работа над созданием текста, написание текста-описания по алгоритму, выполнения задания при консультативной помощи учителя.

УМК: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Читайте также: