Сочинение по художественному тексту

Обновлено: 03.07.2024

Исходный текст №1:

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(25). Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Сочинение-рассуждение

На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями - в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю!

Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(3)Подошла походная кухня, и мы сытно поужинали. (4)Дождь между тем хлещет не ослабевая. (5)Хлопцы стали устраиваться на ночь спать. 96)Часовой занял свой пост. (7)Я же перед тем, как лечь,привычно нащупываю свой талисман. (8)Но тут сон мой улетучивается: карманчик в брюках пуст! (9)Сначала я просто сидел ошеломленный и без единой мысли в голове. (10)Потом стали появляться мысли. (11)Поискать. (12)Где?! (13)Визрытой мокрой земле, которую перемесило множество солдатских ботинок? (14)В высокой траве под ливневым дождем и в темной ночи? (15)В чистом поле, где вокруг окопов накидана земля.

(16)Потерял все-таки. (17)Значит, я буду убит.

(18)Пытаюсь убедить себя, что все это чушь. (19)Ведь талисман, если здраво-то рассудить, - символ, который я сам себе выдумал. (20)Ну при чем здесь, спрашивается, эта маленькая штучка и моя. жизнь или смерть. (21)И зачем тоько я связал себя этим символом!

(26)Всюду истоптанная мокрая глина. (27)Всюду глубокие следы ботинок, наполненные водой. (28)Отец хотел, чтобы я после семилетки пошел в горный техникум на мастера. (29)А мне страсть как хотелось поступить в художественное училище! (30)рисовать люблю — умираю! (31)Получилось же — ни тудаи ни сюда. (32)Пришлось надевать шахтерскую робу и пойти на шахту, сперва откатчиком, а потом забойщиком. (33)Эх, остаться бы живым! (34)Всю бы жизнь на шахте работал! (35)А рисовать. (36)Что ж, рисовать бы и так рисовал.

(37)Смотрю на чей-то огромный след. (38)И вдруг замечаю:на каблучном следе — тоненькая, со спичку вроде, палочка. (39)Я нагнулся, ковырнул ногтем и поднимаю эту палочку-желобок. (40)Ближе осветил фонариком, понюхал изнутри желобка — пахнет никотином. (41)Руки затряслись! (42)Осторожно, еще боясь впустить в себя огромную, бешеную радость, исследую заполненный водой след и достаю вмятые под водой в глину еще три палочки желобком. (43)Да, это был раздавленный, расколовшийся на четыре части мой мндштучок. (44)Талисман мой!

(45)В блиндаже достал я из вещмешка нитки, сложил вместе четыре части мундштука и крепко смотал их ниткой. (46)Потом спрятал свой талисман в брюки на прежнее место и зашил карман наглухо.

Мансур Гизатулович Абдулин (1923-2007) — ветеран Великой Отечественной войны, автор книг о войне, в составе минометной роты принимал участие в разгроме гитлеровцев под Сталинградом, на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Украины.

Работаем с текстом

К какому стилю речи принадлежит данный текст? (Художественный, художественно-публицистический).

Определяем проблему текста художественного стиля:

О чем рассказывает автор в тексте ? (Автор рассказывает о том, как герой на войне во время рытья окопов потерял свой талисман.)

Какую мысль автор хочет донести до читателя? (Для того чтобы ответить на это вопрос, найдем ключевые слова, с помощью которых проанализируем поступки героя, выявим его личностные качества и эмоциональное состояние.)

Хотя автор не выражает свою позицию прямо, но с помощью ключевых слов мы можем понять, что он симпатизирует герою, который, потеряв свой талисман, сильно расстроился, пытался убедить себе, что талисман — это выдуманный символ, безделушка. Но все-таки, несмотря на отсутствие надежды найти талисман, искал его и нашел. И мы понимаем, что на войне герой свято верит в силу талисмана. Итак, позиция автора такова: талисманы — это вымысел, но на войне люди свято верят в их силу (Позиция автора — это основная мысль текста).

Зададим вопрос так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.

Что значит талисман для человека на войне? Проблема отношения к талисманам на войне. (Это и есть проблема текста. )

Для того чтобы определить проблему в тексте художественного стиля, надо:

установить, о чем или о ком говорится в тексте, то есть определить тему текста;

найти в тексте ключевые слова, которые называют качества людей, передают их эмоции, настроение или называют свойства явлений и предметов;

на основании ключевых слов выявить основную мысль текста и записать ее в виде законченного предложения;

определить, на какой вопрос отвечает это предложение;

записать этот вопрос ( в нем и названа проблема текста).

Чтобы прокомментировать проблему, надо найти в исходном тексте два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, пояснить каждый пример и указать, как они между собой связаны. Найти примеры помогают ответы на следующие вопросы:

С помощью каких примеров, фактов, событий автор иллюстрирует поднятую им в тексте проблему?

На что автор обращает внимание читателя?

Какие эмоции автора или героя выражены в тексте?

(Рассматривая проблему отношения к талисманам на войне, автор описывает случай, который произошел с героем рассказа во время рытья окопов. )

Поясняя каждый пример-иллюстрацию, можно использовать такие типовые конструкции:

Писатель хочет сказать, что.

Этот пример показывает, что.

Смысл этого высказывания в том, что.

Эти слова убедительно доказывают, что.

Поступок героя свидетельствует о том, что.

Автор осуждает поступок героя.

Симпатии автора на стороне.

В размышлениях автора звучит мысль о том, что.

Автор искренне восхищен.

Автор приводит нас к выводу о том, что.

Указать, как связаны между собой примеры-иллюстрации.

Между примерами могут существовать следующие отношения:

дополнение и уточнение данной информации;

сопоставление, сравнение частей информации;

противопоставление частей информации;

иллюстрация или пояснение частного случая;

обобщение, вывод из предыдущей информации.

Пример сочинения

Какую роль на войне играют талисманы и приметы? Именно на этот вопрос пытается ответить в данном тексте ветеран Великой Отечественной войны писатель Мансур Абдулин.

Авторская позиция прямо не обозначена. Но она понята нам после анализа приведенных примеров: талисман, конечно, выдуманный символ, но на войне он нужен солдату. И мне кажется, с этим трудно не согласиться. И талисманы, и обращение к сверхъестественным силам на войне или в экстремальных условиях укрепляют в человеке дух, вселяют веру в собственную неуязвимость. Мне, например, вспоминается интервью известного фигуриста о том, что залог всех его побед - это белая мохнатая шапка на голове тренера во время его выступления. Когда катается, он, видя эту шапку, уверен в своей победе.

Таким образом, как бы мы ни относились к приметам, талисманам, но переоценить их роль в годы войны нельзя.

3) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

(1) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (2) Вода булькала, позванивала, журчала. (3) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (4) Так курлыкали журавли.

(5) Я поднял голову. (6) Большие косяки журавлей тянули один за другим к югу. (7) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.


(8) Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. (9) По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (10) Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

(11) – Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

(12) Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. (13) Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (14) И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился воздух, отдающий вином. (22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(24) Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. (25) Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

Примерный план
сочинения-рассуждения

1) Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.

2) Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).

3) Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст?

4) Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает ее (их).

5) Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).

6) Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Домашнее задание к уроку

1) повторить (или выписать из словаря) понятия риторический вопрос, эпитет, сравнение, метафора, риторическое восклицание, олицетворение. (Олицетворение – стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью; риторическое восклицание – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия; метафора – скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета; эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного (Школьный поэтический словарь. Авт. А.П. Квятковский);

2) выяснить значение слов киноварь, чернь. (Киноварь – минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала; чернь – 1. Гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом.
2. Изделия (преимущественно серебро) с такой гравировкой (Словарь русского языка. Авт.
С.И. Ожегов)
.

Работа с текстом

– Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея – основная мысль текста).


– Теперь прочитаем текст К.Паустовского. Какая картина вам представляется в процессе чтения? Озвучена ли эта картина? (Осень, ясная солнечная погода, золотые деревья, журавли, медленно летящие по небу. Картина озвучена: читатель слышит тонкие переливчатые звуки, заполняющие все пространство.)

Клише, которые будут использовать учащиеся, создавая текст сочинения-рассуждения:

Когда читаешь текст К.Паустовского, сразу представляешь себе.

… Такую картину рисует К.Паустовский.

– Какова тема текста? (Этот текст о шедеврах природы.)

Клише, помогающие сформулировать тему:

Как часто мы видим…, слышим…, находим. Этот текст автор посвятил совершенным произведениям природы.

– Какую проблему ставит автор текста? (Что можно считать настоящим шедевром?)

Клише, которые будут использовать учащиеся при формулировке проблемы:

…Над этой проблемой задумывается автор.

Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом. …

– Какова цель автора текста? К какому стилю речи можно отнести этот текст? (Перед нами художественный текст. Цель автора – создать художественные образы осени, журавлиного полета и с помощью этих образов убедить читателя в том, что шедевры бывают не только в искусстве, но и в природе.)

– Как автор создает образы? Какие они (зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные)? Какие языковые средства помогают создать эти образы? (С самого начала автор заставляет читателя услышать неожиданные звуки и посмотреть на небо. Курлыканье журавлей напоминает звон воды, наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Мелодия, которую слышит рассказчик, не монотонна: глаголами булькала, позванивала, журчала и отглагольными существительными плеск, переливы передается все разнообразие звуков, доносящихся до повествователя.

Метафорой затихающий небесный звон автор выражает восторг, вызванный божественно великолепным пением улетающих на юг птиц.

Рассказчик не описывает самих журавлей, но глаголы шли, тянули, летели помогают читателю представить плавное, мерное движение птиц. И эпитет величавый, которым автор определяет перелет журавлей, усиливает это представление.

Рисуя осень, автор обращает внимание читателя на зрительные образы. Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Чтобы убедить читателя в том, что природа тоже может создавать совершенные творения, автор сравнивает осенний лист с тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: золотой, бронзовый, темно-красный, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший подчеркивается мастерство природы, создавшей осенний лист.


Но читатель не только видит осенние листья, слышит прекрасные звуки – он вдыхает отдающий вином осенний воздух. Благодаря созданным образам читатель воспринимает картину целостно.

Предлагаем учащимся такие клише:

Цель автора – с помощью созданных им образов убедить читателя.

Сочетание образов помогает читателю воспринять картину целостно.

Глаголы и отглагольные существительные передают разнообразие звуков.

Метафорой автор выражает восторг.

Глаголы помогают читателю представить.

С помощью метафоры автор создает образ.

Осенний лист сравнивается.

Прилагательным превосходной степени подчеркивается.

– Как автор решает проблему? Какова идея текста? В каком предложении выражена главная мысль текста? (По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. К.Паустовский прибегает к лексическому повтору слова смотрел в третьем и пятом абзацах (предложения 8, 10, 13), для того чтобы показать, что величавый полет и курлыканье журавлей одинаково завораживающе действуют и на рассказчика, и на шофера грузовика. На риторический вопрос автора (Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?) любой читатель ответит утвердительно. Природа тоже может создавать шедевры – в этом убеждает нас Паустовский. Эта мысль выражена в предложении 18. Прибегая к олицетворению, автор одушевляет природу, наделяет ее чертами искусного мастера, равнодушного к восторгам и похвалам. Но творения природы все равно вызывают наше восхищение, и это чувство автор передает риторическим восклицанием Да что говорить!)

Клише, которые помогут сформулировать главную мысль текста:

Автор считает, что.

По мнению автора.

В этом предложении выражена главная мысль текста.

В этом убеждает нас Паустовский.

Чтобы показать завораживающее действие, Паустовский прибегает к лексическому повтору.

На риторический вопрос можно ответить только утвердительно.

Автор прибегает к олицетворению, наделяя природу чертами.

Восторженное отношение автора к. передается риторическим восклицанием.

– Каково ваше отношение к позиции автора?

Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний.

Клише, которые помогут перейти к формулировке собственного мнения:

С автором текста трудно спорить.

Автор текста прав в. однако мысль о. вызывает сомнение.

С автором можно согласиться лишь частично: .

Подведение итогов урока,
домашнее задание


Предлагаем учащимся дома написать сочинение-рассуждение по статье К.Паустовского. Вот примерный текст сочинения-рассуждения.

Наверное, каждый из нас слышал пение лесных птиц, любовался закатом, приносил домой красивые камни или причудливой формы листья. И поэтому стремление автора текста рассказать о шедеврах, созданных природой, понятно. Что же можно назвать шедевром? – над этим вопросом задумывается автор.

Осенний солнечный день, спокойная река, журавли, медленно летящие по небу… Такая картина представляется читателю. И эта картина озвучена: мы слышим курлыканье журавлей, напоминающее журчание воды, осторожно наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Глаголы булькала, позванивала, журчала и отглагольные существительные плеск и переливы передают звуковые оттенки журавлиного пения. Улетающие на юг птицы издают звуки, которые автор называет затихающим небесным звоном. Паустовский не изображает самих журавлей, но глаголы шли, тянули помогают читателю увидеть, как медленно и плавно птицы летят по небу. Этот полный внутреннего достоинства перелет птиц автор определяет эпитетом величавый.

Когда Паустовский рисует осень, ведущими становятся зрительные образы.


Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Называя осенний лист тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью, Паустовский говорит о художественной ценности творений, созданных природой. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: темно-красный, золотой, коричневый, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший (слиток) подчеркивается мастерство природы, подарившей нам осенний лист.

И не устанут художники, поэты, музыканты воспевать красоту природных творений, а люди, лишенные художественного дара, просто будут любоваться безупречно правильной формой снежинки, упавшей на ладонь, и испытывать наслаждение, вдыхая нежный аромат только что распустившегося цветка.

И тысячи людей по-прежнему будут ездить в далекие страны только для того, чтобы увидеть знаменитый водопад или удивительное озеро, и, отдавая дань традиции, будут завязывать ленточки на деревьях и бросать монетки в воду, чтобы вернуться и еще раз посмотреть на эти шедевры природы.

Автор: Ряскина Наталья Николаевна

Организация: МБОУ гимназия им. академика Н.Г.Басова

Населенный пункт: г. Воронеж

Ни для кого не секрет, что в работе ЕГЭ по русскому языку самым трудоёмким считается задание № 27 (сочинение по прочитанному тексту). В рамках этого задания выпускники должны сформулировать и прокомментировать проблему, написать позицию автора (рассказчика), а также выразить своё отношение к тому, с чем соглашаются. Многолетний опыт показывает, что далеко не всегда пишущие могут предельно чётко сформулировать проблему, а ведь от этого зависит правильность выполнения всего задания. Как помочь выпускникам? Как научить их находить проблему в текстах художественного стиля? Раскрою свои педагогические секреты работы с текстом.

Итак, основная проблема текста - проявление доброты и великодушия, ведь, несмотря на отчаянный голод, бойцы не смогли съесть уточку. Особенно автора порадовал тот факт, что решение было единодушным.

Значит, оставшиеся утверждения соответствуют содержанию текста, именно в них и содержится тезис, который необходимо сформулировать обучающимся.

  1. Люди разного возраста, разных национальностей и профессий шли в ополчение, чтобы своим трудом внести вклад в общее дело Победы. (Кто приближал победу в годы войны?)
  2. Понимание важности общего труда явилось объединяющим началом для ополченцев, сплотившихся в одну большую семью. (Проблема ценности любого труда.)
  3. Любая работа во время войны, в том числе и подготовка противотанковых рвов, приближала Победу. (Что помогло советскому народу одержать победу над фашистами?)

Прошу ребят найти в рассказе предложение, в котором об этом говорится.

Итак, и герой И.А.Бунина, и персонаж А.С.Грина словно приступали к жизни после многолетних трудов. До этого они как будто не жили, а только репетировали свою будущность. Вот почему они не достигли истинного счастья. Так, прочитав эти произведения, выпускники приходят к закономерному выводу: счастье нельзя отложить на завтра. Жить надо здесь и сейчас, а цели ставить только те, на которые не жалко потратить лучшие годы.

Таким образом, самое главное – это научиться работать как с текстом, предложенным для анализа и написания сочинения, так и с самими заданиями. Кто, как не учитель, сможет раскрыть секреты своего педагогического опыта?

Читайте также: