История создания картины утро яблонская 6 класс сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Под влиянием настроения

Вторая дочь художницы Гаяне Атаян не сомневалась, негативный отзыв о картине был дан под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к своему творению.

Знакомый сюжет

Действие происходит в квартире Яблонской в центре Киева, которая находилась в доме 46 по улице Красноармейская (сейчас это улица Большая Васильковская, — авт.). Кажется, что это огромная квартира. На самом деле художнице принадлежала лишь одна комната.

Всё залито майским солнцем, на полу оставляют свет утренние лучи. По всей видимости, это конец учебного года. За маленькой стеклянной дверью, ведущей на балкон, угадывается город. Сама героиня, в майке и трусах, поднимает руки и отставляя в сторону правую ногу, выполняет некое физическое упражнение.

Девочку окружает привычная обстановка – белая постель, которую не успела убрать, стол с синей скатертью, панно с удивительными птицами. Видна аккуратно сложенная школьная форма и пионерский галстук. На столе ждёт завтрак – кувшин с молоком, хлеб и масло.

Светлая палитра

Татьяна Яблонская для своей работы выбрала самую светлую палитру. Только так она могла передать всю безоблачную, теплую и солнечную атмосферу нового весеннего дня. Световые блики, мебель, даже воздух написан яркими желтыми, теплыми коричневыми, бледно-кремовыми и светло-зелеными тонами.

Удивляет не только мастерство художницы и её умение чувствовать свет. Поражает талант мастера создавать правильную композицию, учитывать мелкие детали, создавать праздничное настроение в обыденной суете и способность видеть прекрасное в повседневности.

Яблонская не пропагандирует коммунистические идеи, как теперь многие стали считать. В той стране, которая называлась СССР и в которой она жила, молодёжь не употребляла наркотики, образование и здравоохранение были бесплатным, а на работу можно было устроиться без проблем.

Труд рабочего был в чести, а труд колхозника в уважении. Это была страна, где было место для каждого, никто не боялся за будущее, все жили, пусть и не богато, но спокойно и стабильно…

А зрителям она просто нравилась

На картине художник желает представить мир повседневной, частной жизни. Однако, британский искусствовед Майк О’Махоуни посчитал, что, падающий из глубины свет и избранный ракурс создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой.

Он также обратил внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале. К слову, так оно и было — Лена серьёзно занималась хореографией.

Искусствовед был уверен — гимнастка на картине скорее символ профессионализма молодых спортсменов, которые с блеском выступили на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Что же до простых советских зрителей, то они не копали так глубоко. Им просто нравилась картина и этим было всё сказано.

Киношная история

В конце 50-х Арсен — медалист из Казахстана, поехал в Москву поступать в художественный институт имени Сурикова. Не прошёл, пришлось подавать документы в Строгановку — Московское высшее художественно-промышленное училище. Туда же поступила и Лена Отрощенко. Пользоваться в Киеве именем знаменитой матери ей не хотелось и девушка решила попробовать свои силы в Москве.

Яблонская картина Утро

Картина была написана в 1954 году в Киеве. Холст, масло. Размеры: 169 × 110 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Жанровая картина создана в духе соцреализма. Здесь мы можем увидеть девочку, которая делает утреннюю зарядку. Солнечное утро, беззаботность происходящего говорят зрителю не только о радости детства. Несмотря на небогатое убранство квартиры, во всём чувствуется счастье обычного советского человека, который радуется каждому новому дню и с надеждой смотрит в будущее.

Действие происходит в одной из комнат в коммуналке, где жили сама художница и её дочь, в доме No 46 на Красноармейской улице в Киеве.

Яблонская Утро фрагмент картины

Перед нами обычная комната, которая по-скромному обставлена, но во всём чувствуется хороший вкус и семейная обстановка. Солнце только-только начинает вставать, однако уже успело согреть комнату тёплыми лучами. Двери комнаты распахнуты настежь, так как уже ранним утром на улице стоит тёплая погода.

Постель на кровати скомкана — девочка встала совсем недавно и тут же принялась делать гимнастику. На столе с полосатой скатертью её ждёт скромный завтрак. На деревянном стуле лежит школьная форма девочки, на спинке — красный галстук.

Фрагмент картины Утро Яблонской

Картина замечательна атмосферной составляющей. За окном можно увидеть яркий свет который врывается в распахнутое окно. Тёплые лучи солнца ложатся на деревянный пол, просвечивают сквозь листья комнатного растения. Фигура девочки здесь словно аллегория радости от наступившего утра. Вся её фигура в движении — будто стремление в новый день, желание впитать всё его тепло и счастье.

Утро Яблонской фрагмент картины

При этом картина является простой, будто художница выхватила обыденную сценку, которую можно видеть каждый день. В обычной сцене она увидела столько вдохновения и красоты, что смогла запечатлеть одно единственное мгновение, ставшее впоследствии шедевром. Картина нравится зрителю именно благодаря тому, что является простой, реалистичной и жизненной. В этой сцене зритель может увидеть самого себя или своих родных, вспомнить свои собственные солнечные деньки, когда с самого утра хотелось танцевать, петь и радоваться самой жизни.

По мнению некоторых искусствоведов и критиков, в этой картине очень ярко проявлен соцреализм. В образе самой девушки представлена не просто юность и аллегория утреннего счастья, но подрастающее поколение профессиональных советских спортсменов. На картине Елена стоит в достаточно сложной гимнастической позе.

За окном раннее солнечное утро. Всё это символизирует расцвет советской эпохи, в которой подрастает молодое поколение спортсменов, учёных, деятелей, которые должны сделать страну по-настоящему великой.

  1. Татьяна Яблонская
  2. Утро
  3. Девочка
  4. Окружающая обстановка
  5. Какие чувства вызывает картина

На картине мы можем увидеть раннее утро. Судя по тому, что на стуле висит школьная форма, здесь представлено не лето, а весна, возможно, последние школьные деньки перед каникулами. Яркие лучи света врываются в комнату сквозь настежь распахнутое окно. Утро обещает тёплый и радостный денёк, и вся атмосфера картины будто радуется этому.

Главным персонажем картины является девочка. Известно, что девочка на картине — дочь Татьяны Яблонской — Лена. Здесь ей 13 лет. В будущем она сама станет художницей, но тогда она ещё обычная школьница, которую только что приняли в пионеры. Лена занималась балетом и гимнастикой, и здесь выполняет одно из упражнений.

На девочке белая майка и чёрные шорты. Её образ говорит нам о том, что она радуется такому тёплому утру, когда вставать с кровати — это настоящее наслаждение.

Мои личные ощущения от картины тёплые и светлые. Работа наполнена ярким светом раннего утра. Тёплый день будто ворвался в жизнь этой девочки и всех зрителей, дарит радость и обещает прекрасный день. Обстановка на картине достаточно простая, видно, что семья живёт небогато, но при этом в ней столько простого и искреннего счастья, которые говорят, что радоваться всей душой и сердцем можно даже таким простым мелочам, как солнечное утро.

Примерный план сочинения:
1. Вступление
- краткие сведения о картине;
- жанр;
- год создания.
2. Основная часть
- сюжет полотна;
- описание деталей переднго и заднего планов;
- описание главной героини;
- интересные детали;
- цветовая гамма;
- какие средства выражения применил автор.
3. Заключение
- мое впечатление о картине;
- чем хотел с нами поделиться автор.

На переднем плане, чуть сбоку, находится небольшой столик, на котором стоят кувшин и тарелка с куском пирога. Наверное, родители уже ушли на работу. Поэтому завтракать Лена будет одна.

Возле стены стоит стул с отутюженной школьной одеждой. Над ним висит круглая тарелка с голубым орнаментом. Все детали на картине светлые, они как бы пропитаны солнечными лучами.

На заднем плане — открытые настежь двери балкона. Под потолком — густые ветви вьющегося комнатного растения. От этого создается ощущение, что весна бушует в самой квартире. Грани между улицей и комнатой стерты.

На холсте преобладают яркие, жизнерадостные оттенки: желтый, нежно кремовый, синий, оранжевый. Это связано с тем, что художница очень хотела нам передать тепло утренних лучей, свежий ветерок, веющий с балкона и то чувства которое испытывает каждый из нас после пробуждения.

Вариант 2. Утро - небольшое сочинение своими словами

Примерный план сочинения:
1. История создания картины.
2. Описание главной героини.
3. Использование художественных деталей для передачи настроения.
4. Светлая палитра как способ увеличение пространства.
5. Собственное мнение о картине.

Полотно наполнено мельчайшими деталями, которые воссоздают праздничное настроение. Они передают естественную красоту, казалось бы, обыденных мелочей. Поток солнечного света проникает через балкон. Через распахнутые балконные двери и окна просматриваются размытые очертания города. На стене висит подвесной комплект из вазона и декоративной тарелки, расписанный цветами и птицами. Ветви плюща, аккуратно закрепленные на стене, образуют природную арку – символ весны и свежести.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

  1. I. Вступление:
  2. II. Основная часть (описание картины):
  3. III. Заключение:

I. Вступление:

1. Татьяна Ниловна Яблонская – известная советская и украинская художница ХХ века. Она выросла в творческой семье. Училась живописи у известного портретиста Фёдора Кричевского. Её называют мастером жанровой живописи. Художница работала в стиле соцреализма. Её живописная манера носит отпечаток традиций народной настенной росписи.

II. Основная часть (описание картины):

3. На картине изображена девочка. Она рано поднялась с постели и делает утреннюю зарядку. Художница написала героиню картины среди уютной домашней обстановки. Изображенные события происходят в просторной комнате городской квартиры. Девочка встречает майское утро.

4. Героиня картины – обычная советская школьница. Это худенькая, но хорошо сложенная, спортивная девочка. Можно предположить, что ей 11 или 12 лет. Скорее всего, она занимается танцами. Её движение напоминает танцевальную фигуру. Девочка в тёмных шортах и светлой майке. У неё русые волосы, заплетённые в косички. Видно, что косички были заплетены вчера и растрепались во сне. Девочка ещё не успела причесаться. Движение её рук, похоже на взмах крыльев. Героиня картины устремлена вперёд и вверх. Это подразумевает её жизненный разбег для полёта в будущую жизнь. Девочка занимает центральное место в композиции картины.

5. На переднем плане живописного полотна расположены покрытый лёгкой голубой скатертью стол, деревянная кровать. На столе ждёт своей очереди завтрак, оставленный заботливой мамой. Кровать ещё не заправлена. Чуть дальше стоит стул, на котором одежда девочки. Это школьная форма и пионерский галстук. Обстановка в комнате довольно простая, но всё подобрано с художественным вкусом. Высокий потолок, паркетный пол, окно и дверь на балкон в виде арок – всё это говорит о том, что квартира находится в старинном многоэтажном доме.

7. В цветовой гамме картины преобладают теплые тона – желтые и светло-коричневые (пол, мебель, стены). Они придают жизнерадостное настроение картине. Светлый синий и алый добавлены яркими вкраплениями, чтобы освежить картину (скатерть, галстук, голубые росписи на декоративной тарелке, кувшине и цветочном горшке). Листья, обрамляющие балконную дверь, художница написала насыщенным зеленым цветом. Это цвет весны и юности. Он необходим в картине, чтобы усилить ощущение молодой энергии героини полотна.

8. Среди говорящих деталей на картине нужно отметить алый галстук. Он – символ детской пионерской организации. Девочка – пионерка. В убранстве комнаты немало красиво оформленных предметов: керамическая тарелка и цветочный горшок на стене, кувшин с росписью на столе, яркая скатерть с кистями. Этими деталями автор картины хотел показать, что хозяева квартиры ценят красоту и уют в быту.

9. Все элементы композиции в картине создают у зрителя ощущение радости бытия. Построение имеет направленность вверх. Это и взмах рук девочки, и вертикальные белые полосы балконных дверей, и высокий комнатный потолок. Такая композиция символизирует безграничную свободу юности, перед которой открыты все пути.

III. Заключение:

10. Замысел автора подчёркнут названием картины. Здесь утро не только время суток, но и начало жизни юного существа. Автор также хотел показать красоту окружающего мира в самых простых вещах: в мирной жизни, уютной обстановке комнаты, утренних тёплых лучах через балконную дверь. Художница также приглашает полюбоваться девочкой, её стремлением радостно начать день.

11. От просмотра картины создаётся умиротворяющее, жизнерадостное настроение. Она полна оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Я чувствую, что у девочки всё будет хорошо в будущем. Картина у меня вызвала такое чувство, будто я наполнилась радостью.

  • Сведения о художнике
  • История создания
  • Описание картины
  • Мысли автора
  • Скрытый смысл
  • Впечатления от просмотра
  • Мнение критиков

Сочинение по картине

Сведения о художнике

Важные факты из жизни известной художницы Татьяны Ниловны Яблонской

Татьяна Ниловна родилась в Смоленске в феврале 1917 года. Отец ее был художником, а также совмещал это с преподавательской деятельностью. Яблонский был талантливым человеком, который смог передать свои способности дочери. Среднюю школу Таня закончила в Луганске в 1933 году. После этого поступила в Киевский художественный техникум.

Уже в детские годы девочка знала, что ее призвание — заниматься живописью. После техникума Яблонская поступает в институт и оканчивает его, получив специальность художник-живописец. В студенческий период Татьяна пишет довольно интересные картины, которые производят на многих сильное впечатление. К концу учебы на ее счету было около 30 выставок не только в Москве, но и в Будапеште, Лондоне, Киеве.

На все Яблонская имела собственный взгляд и открыто протестовала против режима, если появлялась возможность. Жизнь женщины нельзя назвать простой:

Биография художницы

  1. В 1950-х годах Татьяна Ниловна занимала руководящую должность в Верховной Раде УССР. Коллеги уважали и ценили ее не только за качественное выполнение обязанностей, но и за откровенность.
  2. В конце 1960-х годов Яблонская принимала участие в съезде художников. Перед всеми собравшимися она открыто и довольно резко высказалась о чрезмерной опеке партии над известными живописцами и их творчеством.
  3. За измену идеологии правительства все картины художницы были исключены из выставок. Это ее не разозлило, но женщина впервые осознала, что бессильна.
  4. Секретарь ЦК тогда имел с Яблонской жесткий разговор, во время которого должен был ей объяснить все нюансы, а также предупредить об опасности подобных высказываний в широких или узких кругах.

После откровения Татьяны Ниловны ее сняли со всех руководящих должностей, но через некоторое время восстановили. Много лет Яблонская работала в Киевском государственном художественном институте, была наставницей для многих известных живописцев. В 1999 году у Татьяны случился инсульт, через 6 лет она скончалась.

История создания

Яркие впечатления после знакомства с полотном

Однако эта работа стала одной из наиболее популярных. На холсте были использованы масляные краски. В центре сюжета находится старшая дочь Яблонской — Елена. В то время семья жила небогато, поэтому убранство комнаты более чем скромное. Уже взрослая Елена вспоминает, что стеснялась приглашать подруг в свою коммунальную квартиру из двух комнат. Она говорит, что на тот момент картины матери висели на выставках рядом с шедеврами Репина и Шишкина, но никакого дохода это не приносило.

Описание картины

Картина Утро

Холст имеет довольно большой размер. В высоту достигает 169 см, в ширину — 110 см. На нем изображена девочка в первые минуты после пробуждения. За окном теплое утро, солнечные лучи проникают в небольшую комнату, освещают ее, делая праздничной. Несмотря на скромное убранство, героиня не унывает. Она способна радоваться со всей своей детской непосредственностью.

Скорее всего, девочка учится в 6−7 классе средней школы, в это утро ей необходимо идти на занятия. Можно увидеть неубранную постель, простой завтрак, который располагается на столе рядом с кроватью. Недалеко от стола стоит стул. На нем находится одежда, аккуратно сложенная.

Если ценитель искусства обратит внимание на балконную дверь, то увидит, что она открыта. Сама же девочка одета в простую белую футболку и короткие черные шорты. Именно это наводит на мысль о теплой погоде. Скорее всего, за окном теплый май или сентябрь, когда погода радует своей мягкостью и постоянством. Возможно, именно это стало причиной радости, которую излучает героиня полотна. Помимо этого, стоит обратить внимание на некоторые нюансы:

  • школьница самостоятельно проснулась ранним утром и решила сделать зарядку;
  • ее радуют не только погода, но и красота природы за окном;
  • скорее всего, она слышит пение птиц и нежный шелест листьев за окном, что улучшает ее настроение.

Как описать картину в сочинении

Отдельно стоит выделить искусственные ветви, прикрепленные над окном и балконной дверью. Они создают уютную атмосферу. На двери и окне нет штор или гардин, что лишний раз показывает скромную жизнь девочки и ее семьи. Пол также без коврового покрытия, но школьница стоит на нем босыми ногами и не ощущает дискомфорта.

Об аккуратности девочки свидетельствует скатерть на столе и правильно расставленные тарелки. Фрагмент стены, расположенный между дверью и окном, привлекает внимание, поскольку на нем расположены незатейливые украшения, делающие простую комнату веселой. Деталь является очень важной для понимания всего сюжета.

Цвета картины не отличаются яркостью, они приглушенные, но у ценителя не возникает мысли о незаконченности. Кажется, автор специально так раскрасил полотно, чтобы не затмить яркими оттенками его настроения.

Мысли автора

Работы художницы Яблонской

В длинноногой девочке несложно узнать гимнастку и танцовщицу. Елена на тот момент занималась танцами и гимнастикой. Ощущение радости очень хорошо передано на картине. Сама дочь Яблонской это отметила в одном из интервью. Она говорила, что в тот период была абсолютно счастлива. Первые лучи солнца нагревали пол перед кроватью, поэтому она вскакивала, чтобы ощутить тепло.

Несмотря на успех картины, Яблонская не была ею довольна, считала, что ей не удалось запечатлеть и передать все эмоции, владеющие дочерью в то памятное утро. Однако дочь всегда утешала мать, твердила о ее исключительном таланте и способностях.

Скрытый смысл

План написания сочинения

Через несколько лет после смерти вождя люди стали осознавать, насколько давил на них старый режим, как приятно вновь вернуться к свету. Балконная дверь как бы открывает народу путь к просветлению, лучшей жизни, переменам. Некоторые их опасаются, но большинство считает необходимыми. Простота интерьера — символ жизни рабочего класса в период правления Сталина, а поза девочки — знак скорых перемен к лучшему и стремление людей к этим событиям.

Впечатления от просмотра

Описание картины Утро

Если внимательно рассмотреть красивый сюжет, изображенный на холсте, можно написать характеристику и изложение собственных мыслей, сформированных под впечатлением от просмотра. Картина несет добрый настрой, поэтому большинство учеников с удовольствием делают ее зарисовки в своих альбомах.

Часто сочинения о работе Яблонской пишут на украинском языке, но это не изменяет их основной смысл. Не каждый поймет его с первого раза, ведь необходимо не просто посмотреть на полотно, но и изучить его историю, а также события, которые стали толчком для создания. Однако большинство учеников и преподавателей сходится во мнении, что картина несет только позитив.

Глядя на нее, хочется открыть свое окно, увидеть лето, красоту природы, услышать пение птиц, тихое журчание ручья и шелест листьев в саду. На положительный лад настраивает каждый штрих, ведь холст пропитан не только красками, но и надеждой, гордостью автора, стремлением к осуществлению желаний главной героини. Она как будто говорит всей своей позой, что не намерена сдаваться, готова к любым препятствиям и успешно их преодолеет.

Картину можно использовать в качестве мотивации для тех, кто потерял надежду. Она каждой линией и тенью призывает к действию, не позволяет расслабиться и опустить руки.

Мнение критиков

После появления картины Татьяны Ниловны в галереях и на выставках тема ее стала активно обсуждаться среди критиков. Некоторые высказывались кратко, не давая оценки творчеству художницы, другие пытались анализировать каждый мазок, обращая внимание на скрытый смысл сюжета. Мнения разделились:

История создания картины

Жанр картины Утро Яблонской

О’Махоуни был одним из специалистов, которые высказывали мнение о картине, он говорил, что сюжет олицетворяет переход от старого политического строя к новому, происходящий в ранний период оттепели. Многие критики и художники согласились с мужчиной, считая мысль единственно верной.

Читайте также: