Сочинение по главе подтверждение покаяния

Обновлено: 05.07.2024

В “Сказании о шести градоначальницах”, вероятно, сатирически изображаются императрицы, правившие Россией в XVIII в. Под “Негодяевым Онуфрием Ивановичем, бывшим гатчинским истопником”, может подразумеваться сам Павел I.

Наиболее интересен Угрюм-Бурчеев, последний глуповский градоначальник. Его фамилия созвучна с фамилией реального исторического деятеля, Алексея Андреевича Аракчеева. Преданный своему начальнику, Угрюм-Бурчеев отрубает себе палец в доказательство своей любви к нему: “Сделавши это, он улыбнулся. Это был единственный

Поступок его искренен. Как известно, Павел I своей рукой написал на гербе Аракчеева “Без лести предан”. Начальник возлюбил Угрюм-Бур-чеева сторицею “и послал его в Глупов”.

В Глупове Угрюм-Бурчеев живет одной идиотской мечтой – превратить город в поселение из бараков с площадью посередине. По плану градоначальника городское начальство должно насильственно распределять людей по баракам, по семьям. Горожане должны все вместе питаться, работать, отдыхать.

Угрюм-Бурчееву мешает текущая река.

“Зачем?” – непонимающе спрашивает он, глядя на катящиеся волны. Известно, что у Аракчеева был план превратить всю Россию в военное поселение, и он начинал претворять его в жизнь на окраинах империи.

Конец правления Угрюм-Бурчеева, т. е. финал “Истории одного города”, – это своего рода сатирическое изображение Апокалипсиса: “Оно пришло…” “Придет…” – загадочно говорит Угрюм-Бурчеев перед тем, как исчезнуть. “История прекратила течение свое”.

Сатирическое изображение России у М. Е. Салтыкова-Щедрина безрадостно. Деяния многих градоначальников изображены сатирически. Например, о двенадцатом градоначальнике Бородавкине в “Описи градоначальникам” сказано: “Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съездный дом”. Пятнадцатый градоначальник Беневоленский “Вновь ввел в употребление, яко полезные, горчицу, лавровый лист и прованское масло”.

Деяния глуповских градоначальников мелки, бессмысленны, бесполезны. Они повторяют одни и те же ошибки, совершают одни и те же беззакония. Само историческое развитие для Глупова не имеет смысла.

Прогресса нет, правления всех градоначальников одинаково беспросветны.

“История одного города” – один из первых опытов антиутопии в русской литературе. Не случайно произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина послужило материалом для таких антиутопий XX ) как “Город Градов” Андрея Платонова и “Мы” Евгения Замятина.

Подробный рассказ о Угрюм-Бурчееве можно найти в главе "Подтверждение покаяния. Заключение".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в "Истории одного города", его методы управления: портрет персонажа в цитатах.

Смотрите:
- Список всех градоначальников
- Все материалы по "Истории одного города"

Образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в романе "История одного города", описание, портрет в цитатах

Угрюм-Бурчеев становится градоначальником города Глупов после правления Грустилова.

Градоначальник Угрюм-Бурчеев - ужасный человек:

"Угрюм‑Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами."

Градоначальник Угрюм-Бурчеев использует жестокие методы управления, узнуряет и истязает глуповцев, за что получает прозвище "сатана":

"Отсюда бесчисленное множество вольных истязаний, которые, словно сетью, охватили существование обывателей, отсюда же – далеко не заслуженное название "сатаны", которое народная молва присвоила Угрюм‑Бурчееву."

"Нехотя исполняли они необходимые житейские дела, нехотя сходились друг с другом, нехотя жили со дня на день. Глуповцы позабыли даже взаимные распри и попрятались по углам в тоскливом ожидании…"

"Не только спокойствие, но даже самое счастье казалось обидным и унизительным в виду этого прохвоста, который единолично сокрушил целую массу мыслящих существ. "

"В городском архиве до сих пор сохранился портрет Угрюм‑Бурчеева. Это мужчина среднего роста, с каким‑то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамливают узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности, а с каким‑то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам. Вся фигура сухощавая, с узкими плечами, приподнятыми кверху, с искусственно выпяченною вперед грудью и с длинными, мускулистыми руками. Одет в военного покроя сюртук, застегнутый на все пуговицы, и держит в правой руке сочиненный Бородавкиным "Устав о неуклонном сечении", но, по‑видимому, не читает его, а как бы удивляется, что могут существовать на свете люди, которые даже эту неуклонность считают нужным обеспечивать какими‑то уставами."

". неизбежность их выполнения подтверждал устремлением пристального взора, в котором выражалась какая‑то неизреченная бесстыжесть. Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его."

"То был взор, светлый как сталь, взор, совершенно свободный от мысли и потому недоступный ни для оттенков, ни для колебаний."

". он был краток и с изумительною ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством."

". пришел неведомо отколь и с неисповедимою наглостью изрек смертный приговор прошедшему, настоящему и будущему…"

". подобно всякой другой бессознательно действующей силе природы, шел вперед, сметая с лица земли все, что не успевало посторониться с дороги."

"Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений…"

Угрюм-Бурчеев - бесстрастный человек, который никак не проявляет своих чувств. Он не злится, не кричит, не хохочет и т.д.:

"Он не жестикулировал, не возвышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не топал ногами, не заливался начальственно‑язвительным смехом; казалось, он даже не подозревал нужды в административных проявлениях подобного рода. Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования. "

"Прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы, – вот идеалы, которые он знал и к осуществлению которых стремился."

"Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево."

"Разума он не признавал вовсе и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений и опасных привередничеств."

"Перед всем, что напоминало веселье или просто досуг, он останавливался в недоумении. Нельзя сказать, чтоб эти естественные проявления человеческой природы приводили его в негодование: нет, он просто‑напросто не понимал их."

"Самый образ жизни Угрюм‑Бурчеева был таков, что еще более усугублял ужас, наводимый его наружностию. Он спал на голой земле и только в сильные морозы позволял себе укрыться на пожарном сеновале; вместо подушки клал под головы́ камень; вставал с зарею. . ел лошадиное мясо и свободно пережевывал воловьи жилы."

Угрюм-Бурчеев держит свою семью в подвале, как арестантов. Когда градоначальник исчезает из города, жители обнаруживают его несчастную семью:

"Было у него и семейство; но покуда он градоначальствовал, никто из обывателей не видал ни жены, ни детей его. Был слух, что они томились где‑то в подвале градоначальнического дома и что он самолично раз в день, через железную решетку, подавал им хлеб и воду. И действительно, когда последовало его административное исчезновение, были найдены в подвале какие‑то нагие и совершенно дикие существа, которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих."

Градоначальник Угрюм-Бурчеев разрушает город Глупов и строит новый город Непреклонск. Также он пытается убрать из города реку, но это ему не удается:

Угрюм-Бурчеев превращает новый город в военное поселение. Жители маршируют, ходят в одинаковых мундирах, работают по расписанию:

"Чистились, подтягивались, проходили через все манежи, строились в каре, разводились по работам и проч."

"Он раздражал, но не пугал. Убеждение, что это не злодей, а простой идиот. с каждым днем приобретало все больший и больший авторитет."

". под самым его носом кишат дурные страсти и чуть‑чуть не воочию выплывают на поверхность неблагонадежные элементы."

"Всякая минута казалась удобною для освобождения, и всякая же минута казалась преждевременною. Происходили беспрерывные совещания по ночам; там и сям прорывались одиночные случаи нарушения дисциплины. "

"Перехват‑Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки."

Это был цитатный образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в "Истории одного города", его методы управления, портрет Угрюм-Бурчеева в цитатах.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Исторические аналогии

В фигурах некоторых глуповских правителей можно отыскать черты подлинных российских самодержцев и их приближённых.

Прототип Угрюм-Бурчеева — граф Алексей Андреевич Аракчеев, который пользовался огромным доверием Павла I и Александра I. Он был всевластным военным министром, главным начальником Императорской канцелярии и военных поселений, большим любителем муштры (строевой подготовки воинов) и фрунта (строевого учения войск).

Угрюм-Бурчеев схож с Аракчеевым некоторыми чертами характера и тем, что у них обоих были грандиозные планы. И всё же нельзя сказать, что этот градоначальник — сатирический портрет Аракчеева, карикатура на него, так как образ Угрюм-Бурчеева, как и образы других глуповских правителей — образ обобщённый, типический.

История жизни

Образ жизни


Угрюм-Бурчеев вёл такой образ жизни, что страх, наводимый его внешностью на глуповцев, увеличивался:

  • Он мог спать на голой земле, спал на сеновале лишь в сильные морозы; голову клал вместо подушки на камень.
  • Он просыпался на заре и, надев вицмундир, бил в барабан.
  • Он курил чрезвычайно вонючую махорку.
  • Он ел лошадиное мясо, легко пережёвывал воловьи жилы.
  • Он 3 часа в сутки один занимался маршировкой, при этом сам себе давал команды и сам себя подвергал дисциплинарным взысканиям и бичевал себя шпицрутенами.

Глуповцы подозревали, что семья Угрюм-Бурчеева томится в подвале его дома и что он раз в день подаёт туда через железную решётку воду и хлеб. Вероятно, это было правдой, так как после его исчезновения глуповцы нашли в подвале нагих и диких существ. После того, как эти голодные существа объелись щами, они умерли.

Черты характера

Угрюм-Бурчеев был, скорее всего, человеком не жестоким, а бесчувственным и ограниченным. Заключив свою семью в подвал, он, вероятно, не считал это жестокостью, а сделал это, наверно, чтобы они не мешали ему заниматься переустройством жизни в Глупове.

Главные черты характера Угрюм-Бурчеева:

Деяния

Ещё до прибытия в Глупов Угрюм-Бурчеев составил бредовый план устройства этого города. По его плану улицы будут радиусами разбегаться от площади и называться они будут ротами. Ширина их будет одинакова, все дома тоже будут одинаковы, и в каждом из них будет свой командир и свой шпион. Дома, по плану, входят во взвод, 5 взводов составляют роту, 5 рот — полк. Всего будет 4 полка, образующих, во-первых, 2 бригады и, во-вторых, дивизию. В каждом из этих подразделений будет командир и шпион. Город должен переименоваться в Непреклонск, а его жители, одетые одинаково, будут жить и работать точно по командам. Такое устройство общества Угрюм-Бурчеев считал идеальным.

Это нивеляторство (т. е. устранение различий во всём) Угрюм-Бурчеева было фанатичным. Прибыв в Глупов, он начал осуществлять свой административный бред о городе Непреклонске.

Методы управления Угрюм-Бурчеева состояли в том, что он беззвучным голосом выражал свои требования и пристально смотрел на человека. Этот взор, абсолютно свободный от мысли, никто не мог выносить. Он так воздействовал на народ, что всеми овладел ужас сразу, как он приехал в город и ещё даже не сделал никаких распоряжений. Когда же глуповцы по приказам градоначальника безропотно осуществили все его бредовые идеи, они были крайне изнурены.

За время своего правления Угрюм-Бурчеев совершил следующие деяния:

За время своего правления Угрюм-Бурчееву удалось осуществить свой административный бред о городе Непреклонске, но не удалось устранить реку. Когда этот градоначальник исчез, прекратила течение своё история мрачного города, его покорных, забитых обитателей и безумных правителей. Но в жизни освобождённого народа начался новый период. Подлинная история человечества подобна гордой реке, могучее течение которой не смог остановить Угрюм-Бурчеев.

Авторская позиция

Вывод

Характеристика образа Угрюм-Бурчеева, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин своим романом высмеял российское правительство и описал все его изъяны в сатирической форме. В романе пишется о городе, который поменял многочисленное количество начальников, но никто из них не смог сделать для города что-то хорошее. Салтыков-Щедрин высветил в своем произведение реальность, переплетенная с фантастикой.

Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупов то, как о столице то, как о провинциальном маленьком городке, то вообще называет деревней. Автор собрал все слои населения и описал разное время для города. Михаил Евграфович пишет о том, что город стоит на болоте, а в другое время он стоит на семи холмах.

Но в романе еще описаны и жители этого самого города, которые бездействуют. Они не делают абсолютно ничего для того чтобы изменить ситуацию в своем родном городе и в своей жизни. Народ просто наблюдал за тем как сменяется несметное количество начальников и как они разрушали город и параллельно их жизнь. Жители города лишь подстраиваются под каждого нового начальника и не хотели выбраться из этого круга несправедливости. Можно подумать, что сами жители не хотят для себя хорошего градоначальника, а довольствуются теми, что есть.

Каждый начальник по своему деспотичен к народу, а народ в свою очередь уже смирился со своей участью. Последний градоначальник, который решает разрушить город и возвести его заново. Взгляд Угрюм-Бурчеева наводит ужас на горожан, и они идут вслед за ним безоговорочно. Строительство так и началось, и горожане остались на руинах собственного города.

В своем романе Салтыков-Щедрин смог ярко описать проблемы общества и государства.

Вариант 2

Большинство писателей той или иной эпохи старались передать своё недовольство той или иной ситуации через свои произведения, стараясь как можно лучше донести их до общей массы людей. Кто-то старался выявить проблему, которая присуща только периоду их жизни, кто-то старался передать свои переживания насчёт темы, которая присущая не только их поколению, но и предыдущим. Одним из таких писателей был Салтыков-Щедрин.

Многие его произведения несли в себе просветительский характер, стараясь помочь людям увидеть проблему и предложить пути её решения. Читая такие произведения люди, осознавали то, что происходит вокруг них и пытались хоть что-то сделать, и именно этим и хороши произведения Салтыкова-Щедрина, они давали повод задуматься.

Произведение “История одного города” повествовала читателю об одном городе, в котором жили люди которых можно без преувеличения назвать олицетворением того или иного периода в жизни нашей родины. Город назывался Глупов, а его жители звали себя глуповцы, скорее всего этим Салтыков-Щедрин старался как можно сильнее передать их невежество и ограниченность. Далее по ходу повествования мы видим, что город и его жители являются буквальным олицетворением всего того, что человек хотел бы скрыть в себе и не выпускать. Всех тех пороков, что есть в нём. Город полон людей глупых, которые стараются подчиняться, а не мыслить самим.

В произведениях раскрываются множество проблем, которые были присущи тому или иному периоду. Например, в произведении чётко просматривается проблема чрезмерной коррупционированности чиновничества. Также в произведении мы видим проблему человеческого отторжения от общества, жителям города всё равно на всех кроме себя, они заботятся только о себе любимых, что заставляет задуматься над человеческим безразличием в нашем обществе.

Также в произведении можно увидеть явное комичное превосходство чиновничества над обычным народом, как и было во времена писателя.

Так или иначе, произведение говорит нам о важнейших вещах в человеческой жизни, которых нам нужно придерживаться и следовать им. Салтыков-Щедрин говорит нам, что для человека гораздо важнее вещи духовные, чем материальные ценности. Автор говорит нам придерживаться самих себя и не идти на поводу окружающего мнения, которое, зачастую, может быть ошибочным. Данным обобщённым мнением Салтыков-Щедрин рекомендует руководствоваться на протяжении всей жизни, что он, собственно, и делал.

Также за свои произведения он испытывал давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы.

В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал вывод, что произведение имеет ряд вопросов, над которыми автор размышлял в произведении, и проблематика которых описана выше. Мнение, описанное в сочинении является субъективным и не претендует на истинную верность.

Сочинение по рассказу История одного города

Действие романа начинается с небольших враждующих племен. Устав от постоянной войны между собой они решили выбрать себе человека, который бы руководил делами племен и командовал своим народом. Так появился первый князь на Руси и город Глупов. Этим он описывал формирование Древней Руси и правление династии Рюриковичей.

Сначала призванный к власти князь возложил часть дел на своего помещика. Но тот оказался вором, правителю пришлось самому принимать жесткие меры. Затем писатель перечисляет большинство правителей российского государства, их вклад в историю и дела, какими он отличились. Начальники менялись один за другим, менялось и их мировоззрение и абсурдность правления, которое указывает автор в своем произведении.

Безумство и ни кому не нужные реформы создавали в стране хаос и беспорядок, люди становились нищими, наступала разруха. А монархи пребывали в постоянном состоянии то пьянства, то войны и до обычного народа им не было никакого дела. Постепенная череда ошибок со стороны власти привела к тяжелым последствиям, о которых с сарказмом и сатирой повествует автор. В конечном итоге, смерть, настигшая последнего правителя Угрюм-Бурчеева, из-за которой обрывается повествование, дает надежду русскому народу на изменение жизни к лучшему.

Главная проблема, описанная в произведении, которую хотел подчеркнуть Салтыков-Щедрин – это бездействие и смирение простого народа по отношению к власти, их согласие с тем, что монархи ущемляют и угнетают их права, ущемляют их. Писатель склоняется к тому, что люди боятся статься без своего правителя. Страх впасть в анархию настолько силен, что ими движет сила, и желание подчинятся своему начальнику.

Россия — это народ, тот самый, что не умел жить по своей воле, про­гулял ее и пожелал себе кабалы. Щедрин пытается понять истоки крепо­стной зависимости народа от господ и раболепства прежде свободного люда. По своей воле отдали свободу на бесчестие и поругание, закрыли души свои и сердца.

Но в том-то и дело, что Россия, а с ней и весь народ, находилась в за­висимости от малочисленной верхушки, чье неоспоримое превосходство ощущалось на протяжении веков. Засечь, убить стремление к освобож­дению, перекрыть доступ вольных мыслей, но требовать исполнения глупых приказов и работы с утра до ночи, заставлять терпеть нищету и голод — таковы деяния сановников, чью власть осознавал долгие годы русский народ.

Может быть, в этом и заключена тайна России: жить во что бы то ни стало, жить, несмотря ни на что, жить!

Пройдя долгий путь к откровению и пониманию истины, многостра­дальный народ вдруг пробудился, обруганный, изнуренный и уничто­женный, но не побежденный. Он еще преодолеет все, что встретит в жиз­ни, посмотрит на себя со стороны, спохватится, искоренит зло и спра­вится с самой трудной задачей — сохранит Россию и приумножит ее бо­гатства.

Россия, чью историю сатирически проанализировал писатель, — са­мая чудесная страна, и живет в ней самый замечательный народ, не разу­чившийся за многовековую историю свою верить, любить и надеяться.

Здесь искали:

  • сочинение история одного города
  • размышление о судьбе россии ее прошлом настоящем и будущем
  • история одного города сочинение

Образец 4

Он в свое время вызвал массу споров и противоречий. Критики порой давали абсолютно противоположные оценки. Некоторые не скрывали свое восхищение перед мастерством автора, другие всячески клеймили, называя русофобом. Чью сторону следует принять?

Роман имеет интересное построение. В основу легла некая вымышленная летопись города Глупова. Скрупулезно описывается, как сменялись градоначальники и их ментальные, и внешние особенности. Произведение пестрит намеками на разных правителей России. То есть, эти начальники представлялись в образе одного из императоров.

Некоторые начальники вовсе были похожи на роботов. Подчеркивается их туголобость. Кто-то непрестанно проводил реформы, только ухудщающие жизнь в городе. У кого-то голова была похожа на фарш и в один прекрасный день ее съели.

Роман содержит общую канву описания в том, что ни один начальник так и не проявил себя, как умный чиновник. Вся их деятельность сводилась к самодурству и самоуправству. Они бесчестно грабили народ, забирая у него последнее. Коррупция и бюрократия достигли невиданных масштабов.

Самое страшное, что произведение имело реальную историческую подоплеку, и типичный Глупов мало отличался от типичной Костромы, например. Потому и так взъелась на него цензура: она прекрасно понимала, что автор пытается донести и над кем он смеется.

Автор не понаслышке знал государственную кухню, ведь он сам долгое время служил чиновником, поэтому образы так правдивы и описывают суровую действительность невероятно точно.

По сути, город Глупов – это собирательный образ любого российского губернского города тех лет. И автор между строк напоминал, что давно уже пора заняться реформами и уничтожить негативные последствия борократизма.

Другие сочинения: ← Философская лирика Тютчева↑ ДругиеНарод и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина →

В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина собрана удивительная галерея персонажей, которые так или иначе коснулись власти в городе Глупове. Один из самых запоминающихся героев-градоначальников – Угрюм Бурчеев. Этот образ имеет реального прототипа: историки и литературоведы проводят параллель с любимцем Александра I – графом Алексей Андреевич Аркчеевым. Имена героя и графа созвучны, также прозрачен намёк на деятельность Аркчеева, который славился манией величия и идеями масштабного переустройства русского государства.

Образ персонажа

Образ Угрюм-Бурчеева в романе такой:


  • Мужчина среднего роста, с деревянным лицом, густыми черными волосами, которые покрывали конический череп и плотно, обрамляли узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, с припухшими веками. Губы тонкие и бледные, опушенные подстриженною щетиной усов. Выражение лица дает понять: он сломает все пополам, что помешает достижению целей.
  • Угрюм-Бурчеев худощавого телосложения и узкими плечами. Характерные черты внешности дают понять, что природа не подарила ему богатырских данных. Поэтому он исполняет свои мечты по строению военного селения за счет других людей.

У него есть цель сделать из города бараки с площадью посередине. По его плану, начальники должны против воли людей распределять их по семьям, чтобы они вместе ели, отдыхали и работали.

Он хотел разрушить Глупов и уничтожить реку, а построить военный город Непреклонск. Убрать речку у него не получилось, потому что когда ее закладывали мусором, она через время пробивалась и текла.


Внешность градоначальника

Внешность Угрюм Бурчеева не отличалась изяществом: “мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности”.

Выражение лица всегда одинаковое, в нём читается готовность раскусить пополам всё, что станет на пути к цели градоначальника.

Бурчеев обладал “сухощавой фигурой”, узкими плечами, внешность и черты его говорили о том, что природа не одарила этого человека богатырскими данными. Видимо, по этой причине он пытался компенсировать свои грандиозные планы чужими руками, за счёт судеб и жизней других людей, организовывая и строя повсеместно военные поселения.

Характеристика градоначальника

Известно, что Угрюм-Бурчеев спал на земле, а под головой был камень. Анализ такого действия показывает нездоровый внутренний мир героя.

Угрюм бурчеев сатирические приемы

Автор описывает ненормальное отношение к жизни и жесткий характер персонажа.

Самодурство градоначальника проявляется в том, что он мог ночами маршировать, отдавая команды сам себе. При этом его семья существовала в подземелье и он только по ночам приносил им немного еды.

Авторская позиция по отношению к персонажу недоброжелательна:

Он хотел, чтобы в результате управления построили город только из прямых линий. Но жителям не понравился Непреклонск, и народ злился.

Характеристика Угрюм Бурчеева

Этот человек не испытывал никаких эмоций, он просто не видел в них надобности и практической значимости. Бурчеев был непреклонен, ужасен, и недалёк:”всякий мог свободно рассмотреть его и убедиться, что это подлинный идиот – и ничего более..”. Автор называет его “твёрдой души прохвостом”. В голове этого человека зреют крупномасштабные планы, он хочет разрушить существующий город и построить Непреклонск, а также уничтожить реку (второе ему исполнить не удалось).

Тот факт, что наш герой спал на голой земле и подкладывал под голову камень говорит о его нездоровом внутреннем мире. Автор намекает на железный характер и нездоровое отношение к жизни у градоначальника. Страшен тот факт, что свою семью Бурчеев держит в подземелье и по ночам кормит скупо и мало. После его исчезновения: “были найдены в подвале какие‑то нагие и совершенно дикие существа, которые кусались, визжали, впивались друг в друга когтями и огрызались на окружающих”.

Такое отношение к собственной семье говорит сильнее всяких слов. Глуповцы пришли к пониманию того, что Угрюм Бурчеев не страшен сам по себе:”Он раздражал, но не пугал. Убеждение, что это не злодей, а простой идиот… с каждым днем приобретало все больший и больший авторитет”.

Значение в произведении

Писатель с помощью такого образа показал, что важно какие люди приходят к власти. Поэтому пример главного героя занимает позицию ужасного руководителя, который насильственными методами шел к мечте. Наделен властью, бесчувственный, не приносил пользу обществу, а ухудшал жизнь населения.

Характеристика угрюм бурчеева

Но градоначальник не единственный, кто ведет работу в городе без пользы. Потому что деяния других градоначальников также изображены сатирически.

Работа таких деятелей бесполезна, поскольку вводили в употребление новые приправы для еды, градоначальник Бородавкин просил академию в городе, а при отказе построил съезжий дом. Они все совершают одинаковые ошибки и те же преступления, поэтому развития у города нет.


Писатель сообщал, что городом Глуповым может быть любой город в России — и Астрахань, и Москва, и другие, так как властолюбивые и жестокие начальники существуют везде, причем и поныне, поэтому история, описанная в романе, актуальна в современном мире.

Салтыков-Щедрин — писатель страстный, заражающий нас силой своего гнева. И несомненно, от комедийного, игрового, фольклорно-просторечного начала романа к его концу меняется эмоциональное звучание целого. От шутки и насмешки — к издевке над тупой рьяностью верхов и к все большему сочувствию низам. Исключительно удалась в этом отношении последняя часть — глава об Угрюм-Бурчееве.

В эту торжественную минуту Угрюм-Бурчеев вдруг обернулся всем корпусом к оцепенелой толпе и ясным голосом произнес:

Источник: Комина Р.В. Над страницами русской классики. — М.: Просвещение, 1991

Читайте также: