Сочинение по фильму звезда пленительного счастья

Обновлено: 04.07.2024

В 7-м классе на уроке литературы впервые происходит разговор о восстании декабристов. Без рассказа об эпохе и участниках восстания невозможно приступать к изучению поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”. Тема очень интересна ученикам, и просмотр фильма Владимира Мотыля “Звезда пленительного счастья” как нельзя более кстати. Мне кажется, что смотреть на уроке весь фильм не стоит по нескольким причинам.

Первая – традиционная – отсутствие времени. Вторая – фильм целиком воспринимается в этом возрасте далеко

Поэтому мне показалось уместным просмотреть и обсудить эпизоды из фильма.

Начать урок можно с первых десяти минут фильма, чтобы сформировать восприятие, проникнуться атмосферой эпохи. Этому способствуют и музыка к известному романсу на стихи Булата Окуджавы, и ряд рисунков, представленных в начале картины. А потом можно предложить для просмотра выбранные мною эпизоды.

Результат урока – очередь за диском. И это было приятнее всего.

I. Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, мы закончили

с вами беседу по поэме Н. А. Некрасова “Русские женщины”. При этом мы много говорили о том историческом событии, которое называют восстанием декабристов и которое послужило началом целой эпохе. Мы решили с вами, что то, что сделали жены декабристов, можно назвать подвигом.

Читать поэму Некрасова было интересно, и самое главное, у многих появилось желание побольше узнать о самом восстании декабристов, о судьбах его участников, об эпохе в целом.

Уже два столетия эти вопросы интересуют многих историков, литераторов, и режиссеров в том числе. В 1975 году режиссер Владимир Мотыль снял фильм, который назвал строчкой из стихотворения А. С. Пушкина – “Звезда пленительного счастья”.

II. Просмотр эпизодов и беседа

1. 00.00-10.00 мин. Начало фильма. Разговор Волконского с женой

– Мы просмотрели начало фильма. Скажите, что вам понятно из просмотренного? Кто герои?

(Сергей Григорьевич Волконский и его жена Мария Николаевна Раевская-Волконская.)

– Речь идет о бумагах, о письмах А. С. Пушкина. Почему? Кто такой Николай Николаевич?

(Раевский – генерал, герой войны 1812 года.)

– О чем идет разговор на заседании тайного общества? Кто его участники? (В фильме играют лучшие артисты отечественного кино. Нужно назвать их имена: И. Костолевский, И. Купченко, А. Баталов, О. Янковский, О. Даль и др.).

– Волконский говорит жене: “Ты постараешься понять нас?” А вы понимаете, о чем идет речь?

2. 18.00-23.12 мин. Арест Трубецкого. Сцены восстания

– Кто герои этого эпизода?

(Сергей Петрович Трубецкой и Екатерина Ивановна Трубецкая.)

(Арест Трубецкого, сцены восстания. Николай I в растерянности, солдаты тоже. Александр I умер, а Николаю I еще не присягали.)

3. 55.55-56.45 мин. Диалог Волконского с Николаем I

– О чем говорит Сергей Григорьевич Волконский с царем? В чем, по его мнению, несчастье страны?

(Жить нужно по закону, а не по прихотям царя.)

– Можно ли назвать Волконского смелым человеком, человеком чести?

4. 58.00-59.59 мин. Разговор Волконской с братом

– Что знаем мы из поэмы Н. А. Некрасова о том, как родные скрывали от Марии Николаевны правду о муже? (Можно зачитать.) Почему Волконская благодарит брата?

(Любая мука лучше неизвестности.)

5. 01.43-01.46 мин. Обед в семье Раевских

– Как относится семья Раевских к решению Марии поехать вслед за мужем? Чувствует ли Мария Николаевна поддержку? Трудно ли ей принимать решение в такой ситуации?

Что можно сказать о характере этой женщины?

6. 02.03-02.06 мин. Отъезд Волконской

– Отец сказал Волконской: “Я прокляну тебя, если ты не вернешься через год”. Вернулась ли она?

7. 02.17-02.23 мин. Диалог губернатора Цейдлера с Трубецкой

В фильме несколько эпизодов, в которых показана встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором Цейдлером. Иннокентий Смоктуновский замечательно играет злодея, последнего на пути следования Трубецкой к месту ссылки мужа, который выполняет волю государя. Почему так нужно было царю остановить Трубецкую?

Какие чувства испытывает герой Смоктуновского?

8. 02.29-02.31 мин. Встреча Волконской с мужем

В записках М. Н. Волконской сказано, что встреча произошла не в руднике, а в комнате, правда, на второй день после приезда Волконская действительно спускалась в шахты. Но и Н. А. Некрасов, и В. Мотыль сцену встречи Волконской с мужем увидели по-другому.

9. Помимо истории жизни Волконской и Трубецкой в фильме есть и другая история.

Полина Гебль, француженка, в православии Екатерина Егоровна Анненкова, поехала в Сибирь вслед за поручиком Анненковым, который мужем ей не был.

История их любви, пожалуй, наиболее интересна зрителям.

32.00-38.55 мин. Встреча Полины с Иваном Анненковым в Петропавловской крепости

– Какие трудности приходится преодолевать героине, когда она добивается встречи с поручиком Анненковым?

10. 43.00-46.56 мин. Воспоминания Полины и Анненкова

– Почему Полина отказалась когда-то стать женой Ивана Анненкова?

(Никогда не вышла бы за мешок с деньгами.)

– Почему хотела бы стать женой отверженного? Что возвращает ей надзиратель?

11. 49.36-52.00 мин. Дом матери Анненкова в Москве

– Поручик Иван Анненков приезжает к матери просить разрешения на брак.

Обратите внимание на уклад барской жизни. Провинциальная Москва, дворовые девки, арапка и развлечения барыни.

Чему радуется герой Игоря Костолевского?

(Проклят матушкой, лишен наследства, а значит, больше не мешок с деньгами.)

12. 02.32-02.38 мин. Финал картины

Заканчивается фильм сценой свадьбы Полины и Ивана Анненкова, которая состоялась уже в Сибири. Режиссер несколько раз показывает нам лица женщин-декабристок. Вглядитесь в них.

Вспомним их имена.

В качестве Домашнего задания можно предложить несколько вариантов.

1. Рисунки – впечатления от увиденного и прочитанного.

2. Придумать и написать страничку из дневника Трубецкой или Волконской.

3. Прочитать и сравнить “Записки” М. Н. Волконской с поэмой Некрасова или фильмом.

Эта дата и эта площадь стали поворотными в истории Российской империи. Ни в одной стране мира, ни до этих дней, ни после трагических событий, не встречалось такого самоотверженного и беспрецедентного объединения людей против самодержавной власти в борьбе за установление демократических прав. Этот день навсегда расколол россиян на две части: не тех, кто принял страшную кару за свои идеалы, и тех, кто осуждал декабристов.

Судьбы дворян, посмевших открыто выказать свое негативное отношение к власти, - трагичны и драматичны. Пятеро декабристов были казнены. Многие участники восстания долгие годы провели в сырых казематах Петропавловки, остальные же были лишены дворянских званий, титулов и наград и сосланы в кандалах в Сибирь. Практически все декабристы были лишены возможности общаться с женами и детьми.

Петербург тоже на самом деле не пушкинский. Виды Петербурга не соответствуют панорамам города 1825 года. Городские пейзажи вполне современны. Медный всадник, Казанский собор и Петропавловская крепость выглядят так же, как и 150 лет назад, однако Сенатскую площадь в диалогах иногда называют по ее прежнему названию — Петровской площадью. Сине-зеленые стены Зимнего дворца возникают в кадре несколько раз, хотя достоверно известно, что раньше он был окрашен в бледно-желтый цвет, а нынешний облик обрел лишь в 40-х годах.

Достойнейшая роль князя Трубецкого досталась великолепному Алексею Баталову. Он отлично сыграл красивого и благородного человека, запутавшегося в поисках идеала. Князь Трубецкой был одним из предводителей Северного общества, но прослыл предателем, так как не явился на Сенатскую площадь. Баталов великолепно раскрыл образ героя, показав его достойным офицером, любящим мужем и достаточно сложной личностью.
Чего только стоит образ царя Николая I, который мстит за попытку надругательства над самодержавием, злобно изливая на декабристов, говорящих о совести и свободе, свою личную ненависть. Царь мстит жестоко и изысканно, не жалея даже женщин, которые посмели пойти наперекор его воле. Игра любимого всеми Василия Ливанова просто потрясает до глубины души. Куда пропал тихий и вкрадчивый голос Холмса? Откуда взялся этот мерзкий и противный истеричный крик? Как же нужно было прочувствовать своего персонажа, чтобы так сыграть!

Режиссер Владимир Мотыль на протяжении всего кинофильма раскрывает зрителю несчастную историю любви Ивана Анненкова к его нежной возлюбленной мадемуазель Поли. Одним из самых трогательных эпизодов в фильме является момент, когда Полина едет по Петербургской набережной в коляске, а Иван догоняет ее, сидя верхом на благородном скакуне, в белоснежной парадной форме, влюбленный и прекрасный, и осыпает ее полевыми цветами. А вокруг ярко светит солнце, они оба счастливы и беззаботны, звучит чудесная музыка, и, кажется, что их счастье будет вечным. Однако судьба распорядилась иначе.

Поли Гебль, даже не выйдя замуж за Анненкова, помчалась за любимым на край света. И это реальная история не является выдумкой. Актриса, сыгравшая Полину — Эва Шикульска, просто прекрасна. Поли в ее исполнении получилась милой и кокетливой, как большинство красавиц, однако и отважной, как настоящие любящие женщины.

Мужчины-декабристы пострадали за стремление к своим идеалам, а их верные жены преподали урок всему цивилизованному миру — урок Верности и Любви. Никогда больше в мировой истории не повторялось подобное явление. Россия поразила всех.
Подвиг декабристов всколыхнул всю Европу, а невероятный подвиг их жен добавил в политику совсем другие краски. Он ярко показал истинное лицо Николая I, без сожаления отнимающего детей у матерей, а также придал этой истории человечный облик, воспевая преданность и любовь, и показывая всем красоту и бесстрашие русских женщин.

Звезда пленительного счастья — художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жен, снятый в 1975 году . В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича , его жены Трубецкой Екатерины Ивановны (урождённой Катрин Лаваль), князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской (Раевской) Марии Николаевны, а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль).

695819-d397adca1b56773c.jpg

695813-e50d8b58a81aac87.jpg

В центре повествования — судьба декабриста Анненкова, роль которого блестяще исполнил Игорь Костолевский (это его первая, практически, главная роль). Наравне с Анненковым в центре сюжета находятся Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко)и Мария Волконская (Наталья Бондарчук), и их борьба за право ехать к своим мужьям в Сибирь.

Казнь пятерых декабристов, фрагменты восстания декабристов и следствия по их делу занимают значительную часть фильма, но фильм от этого не проигрывает, так как играет все это буквально созвездие самых известных и талантливых актеров СССР.

695816-7c2f20b52ef69f80.jpg

О некоторых историях из жизни главных героев и героинь, фильм рассказывает лирическими воспоминаниями, которые в ряде мест весьма впечатляющи. Отвлечения от основной сюжетной линии не мешают получить целостную картину и восстания и следствия и путешествия декабристок.

695822-e1a233c3b4308232.jpg

и как ни сладок мир подлунный, лежит тревога на челе. Фрагмент фильма `Звезда пленительного счастья`

Звезда пленительного счастья. Фрагмент фильма .

Булат Окуджава - Песня кавалергарда. Звезда пленительного счастья.

Константин Фролов - Жёнам декабристов.

Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. 24 июля 1826 г. покинула родной дом Екатерина Ивановна Трубецкая. Её путь лежал на восток, в Сибирь, по следам мужа. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.
Подвиг жён декабристов произвёл впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усиливалось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому положению приравнивались к крестьянам.

Княгиня Е.Трубецкая(Звезда пленительного счастья.реж.В.Мотыль.1975г).

В 1814 году несколько молодых людей поселились вместе в одной небольшой квартире Так возникла Священная артель в составе Александра, Михаила и Николая Муравьевых, Петра и Павла Колошиных, Ивана и Михаила Пущиных, Ивана Бурцова, Владимира Вольховского, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига. Позднее почти все члены артели вошли в Союз спасения и приняли самое деятельное участие в организации восстания декабристов

Автор: Петербург. время и место.

Песни кино - Песня кавалергарда. к-ф -Звезда пленительного счастья.

Беседы о русской культуре. Декабристы . Часть 1.


Пребывание Е.И. Трубецкой и других жён декабристов вместе с мужьями имело огромное значение для жизни изгнанников. Самоотверженность и постоянная забота этих прекрасных женщин об узниках яркая романтическая страница отечественной истории. Переехав в 1845 г. в Иркутск, Трубецкая занималась благотворительностью, устраивала вечера. Однако годы тяжелых нравственных и физических испытаний, постоянные усилия в борьбе за здоровье мужа и детей подорвали её силы. Е.И. Трубецкая тяжело заболела и 14 октября 1854 г. скончалась в возрасте 54-х лет. За её гробом шёл, как писали, весь Иркутск.
Юрий Лотман. Декабристы, часть 3.

Василий Ливанов не столь высокого роста, как был император Николай I (2 метра 4 сантиметра). Султаны из петушиных перьев имели на шляпах не только генералы, как показано в фильме, но также все офицеры, кроме морских. В сюртуках не танцевали на балу. Белых мундиров с длинными фалдами, как у Костолевского, в Кавалергардском полку не существовало. Строевой мундир, под названием колет, носили только на службе, и у него были короткие фалды, а для ношения вне службы полагалось два вицмундира с длинными фалдами: один - темно-зеленый, повседневный, другой - красный, праздничный или бальный.

Любимые сцены из фильмов - -Качели- романс из к-ф-`Звезда пленительного счастья.`


КАВАЛЕРГАРДЫ. Звезда пленительного счастья.

Пятерых самых опасных преступников Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьёва-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского приговорили к мучительной смертной казни четвертованию. Николай I смягчил приговор, заменив четвертование повешением.

Понятно одно: не пропадёт Ваш скорбный труд.
А нам нужно детям показывать и рассказывать.
Исполняет Б.Б.Борисенко - Женам декабристов посвящается.


Советский режиссер Владимир Мотыль с огромным трудом снял картину о подвиге настоящих женщин - жен отважных декабристов. Этот фильм сегодня не показывают по телевизору, а потому многие о нем забыли. А зря, ведь "Звезда пленительного счастья" (1975) собрала выдающихся советских актеров - Алексея Баталова, Ирину Купчено, Василия Ливанова, Олега Стриженова и других.

1. "Палки в колеса"

Режиссер Владимир Мотыль выпустил "Белое солнце пустыни" в 1969 году и на пять лет оказался без работы. Дело в том, что руководство "замораживало" все проекты еще на уровне сценария, не давая разрешения на подготовку к съемках.

Чтобы получить одобрение на работу над большой картиной о декабристах, режиссеру пришлось ехать в Ленинград и подолгу беседовать со знакомыми чиновниками. "Звезда пленительного счастья" не получала разрешения из-за очевидной аналогии с ситуацией в СССР: в 70-е годы интеллигенция начала активно выступать против советского режима, а в ответ получала лишь репрессии.

Василий Ливанов в роли Николая I // Кадр из фильма

После того, как Мотыль получил долгожданное разрешение на съемки, возникла еще одна проблема - нехватка денег. Вместо необходимых трех с половиной миллионов режиссеру дали полтора.

Чиновники надеялись на то, что из-за недостатка финансирования съемки не начнутся. Однако Мотыль пересмотрел смету, внес необходимые коррективы и приступил к работе.

2. Подвиг Женщин

Несмотря на то, что фильм художественный, большинство лиц и событий исторически правдивы. Мотыль попытался раскрыть декабристов через подвиг их любимых и любящих жен, которые оставили деньги, привилегии и титулы, уехав за своими мужчинами в сибирскую глушь. Во время съемок о подвиге этих женщин задумывались и актеры.

Например, Ирина Купченко (героиня - Екатерина Трубецкая) в одном из интервью предположила - "ответственность за Родину начинается с ответственности за единственного человека". А композитор картины Исаак Шварц решил, что девушками двигала не столько любовь, сколько сувство долга за страну и семью.

3. Рождение звезды

Фильм не только по-новому раскрыл талант уже известных советских артистов, но и открыл миру молодого Игоря Костолевского. Режиссер заметил его в одном из московских театров и пригласил к себе домой, чтобы узнать его получше и обсудить съемки. Молодой актер переволновался и вел себя неуклюже: пролил чай, опрокинул вазу с цветами, споткнулся. Несмотря на это, Мотыль утвердил Костолевского на роль декабриста Ивана Анненкова.

Из-за неопытности актер не мог сосредоточиться перед камерой, чем вызывал насмешки со стороны коллег. После нескольких десятков испорченных дублей режиссер отправил его репетировать и учиться верховой езде. Костолевский вернулся через два месяца и поразил всех изменениями: он уверенно держался в седле и с легкостью отыгрывал свои сцены.

4. Историческое и творческое наследие

Можно ли встретить настоящих Женщин в современном мире - неизвестно. Однако совершенно ясно, что тогда, в начале XIX века они были, и чтить память героинь необходимо. Гениальный советский режиссер Владимир Мотыль талантливо показал честную, красивую и трогательную историю. А замечательные актеры умело раскрыли характеры и настроения героев этой трагической истории.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: