Сочинение по фильму царство небесное

Обновлено: 02.07.2024

1. Собственно - сам главный герой, ну или киношный образ главного героя.

Да и вообще зачем понадобилось делать из знатного Балиана де Ибелина бастарда-кузнеца и помещать его во Францию, где реальный - исторический Балиан ни разу в жизни не был, мне непонятно. Как и непонятно зачем имя его отца надо было менять на Готфри (или Готфруа — Жофруа во французском варианте) для меня тоже осталось загадкой. Реального отца Балиана де Ибелина звали Балиан де Ибелин (Старший).

2. Каким образом Готфри де Ибелин - Нисон дотянул с раной в боку из Франции до юга Италии?

Готфри-Нисон перед "разборкой" с племянником, потребовавшим "выдать кузнеца" для суда за убийство священника. Кадр фильма "Царство Небесное"

Готфри-Нисон перед "разборкой" с племянником, потребовавшим "выдать кузнеца" для суда за убийство священника. Кадр фильма "Царство Небесное"

Даже если предположить, что они пришли в какую нибудь гавань на юге Франции и уже морем дошли до Мессины и сгрузились там как в перевалочном хабе - все равно на это ушли бы недели. Ибо вряд-ли в то время из Тулузы или Марселя в Мессину ходили регулярные морские рейсы, подходящий корабль надо было еще найти или дождаться.

3. Образ Рене де Шатильона (также известного как Рено де Шатильон).

Также как и в предыдущем случае - с Орландо Блумом , у меня нет никакого негативного отношения к Брендону Глисону - напротив, я его считаю талантливым актером. И опять таки - в этот раз он талантливо исполнил роль шизофреника-идиота рыцаря, который ему навязали создатели фильма. Вдобавок к полному отсутствию хоть каких-то проблесков ума образу Рене де Шатильона почему-то еще навесили тамплиерский плащ, сделав его представителем этого самого ордена «аннунаков, или еще непонятно кого, чего в реальной истории не было.

4. А кто вообще такой Тиберий = Джереми Айронс?

Образ командующего иерусалимскими рыцарями - некоего Тиберия , вероятно списан с Раймонда Триполитанского . Этот самый Тиберий в исполнении еще не постаревшего Джереми Айронса пачками вешает рыцарей-тамплиеров, за то, что они грабят мусульманские караваны, под предводительством упомянутого выше Рене де Шатильона . Весь фильм он ходит с томным лицом и обвиняет тамплиеров, Рене и будущего короля Иерусалима - Ги де Лузиниана (в исполнении Мартона Чокаша ) в провоцировании войны с соседями сарацинами, мир с которыми с таким трудом добыл правящий в то время в Иерусалиме король Балдуин IV Прокаженный.

Джереми Айронс в роли некоего Тиберия, в котором угадывается Раймонд Триполитанский. Кадр фильм "Царство Небесное"

Джереми Айронс в роли некоего Тиберия, в котором угадывается Раймонд Триполитанский. Кадр фильм "Царство Небесное"

Вообще вешать в таком количестве рыцарей, даже за набеги на караваны, не мог себе позволить ни один здравомыслящий христианский военачальник и политик того времени. Тем более человек, не имеющий никакого отношения к церкви и, собственно к рыцарскому ордену. Такое самоуправство без разрешения Капитула, командора или же магистра, могло запросто привести к вооруженному конфликту, чего я думаю вряд ли бы желал даже король Балдуин . И то, что начальник городских рыцарей запросто расправляется с тамплиерами и при этом еще гордится этим, у меня вызывает, мягко говоря, недоумение. Не говоря уже о том, что каждый казненный рыцарь - это минус профессиональный воин, стоимость которого как в денежном, так и профессионально-военном отношении весьма значима. А зачастую это еще каждый рыцарь это несколько бойцов его военной корпорации - воинов более низшего ранга по орденской иерархии. Допускать подобное ослабление итак немногочисленных сил христиан перед широким мусульманским фронтом - такого тоже не мог бы себе позволить грамотный военачальник того времени.

5. Батальная сцена у замка под названием Керак.

Балиан - Блум начинает атаку на вдесятеро превосходящую конницу сарацинов… зачем-то. Фрагмент фильма "Царство Небесное"

Балиан - Блум начинает атаку на вдесятеро превосходящую конницу сарацинов… зачем-то. Фрагмент фильма "Царство Небесное"

Разумеется есть другие моменты, которые мне резко бросились в глаза и в уши, начиная от образа и поведения Сибиллы Анжуйской - королевы Иерусалима, в исполнении бесспорно красивой (на мой взгляд) Евы Грин . Ее жениха и в дальнейшем мужа Ги де Лузиниана в исполнении Мартона Чокаша и много чего. Но выше упомянутые пять это, так сказать то, что мне первым пришло на ум.

А вы, что думаете? Смотрели этот фильм? Каков он по вашему мнению?

Благодарю читателей за чтение моих материалов. Ставьте лайки, пишите комментарии. Это очень помогает в развитии канала.

Жил да был простой деревенский кузнец по имени Балиан (Орландо Блум). Происходило это все давным-давно, в 12 веке, эпохе крестовых походов, но для Балиана, как вы понимаете, гремевшие где-то вдалеке войны были вовсе не древними, а совсем даже современными. Нелегко жилось Балиану в деревушке. Местные жители его не любили, деревенский священник над ним измывался, а тут еще с семьей беда: ребенок умер, и жена Балиана наложила на себя руки, что никак не одобряется церковью.


Казалось бы, жизнь Балиана будет скучна и беспросветна - ан нет! В деревню вдруг приезжает знатный рыцарь-крестоносец Годфри (Лиам Нисон). Он приветствует Балиана крепким восклицанием: "Знал твою мать!" - и Балиан понимает, что Годфри - его нежданный отец. Нежданчик, короче говоря. Так что теперь Балиан, как говорили в те древние времена, - ублюдок, то есть незаконнорожденный. Однако ублюдок ублюдком, но тем не менее сын знатного рыцаря, что в те времена, если рыцарю было угодно признать свое отцовство, могло давать значительные преимущества.

Годфри признал этот факт. Более того, он зовет кузнеца с собой - в Иерусалим. Ехать на самом деле недолго: сначала Италия, затем земли, где говорят на разных языках, а там до Иерусалима рукой подать. Зачем Годфри Балиан? Он хочет сделать его своей правой рукой и полноправным сыном - бароном Балианом. Это в деревеньке кузнеца у человека нет никаких перспектив. А в Иерусалиме можно начать жизнь с чистого листа! Причем там вовсе не обязательно подковывать лошадей и возиться с молотом! Рыцари такой ерундой не занимаются. Они находятся на королевской службе, а там можно сделать блестящую карьеру, особенно если ты хорошо владеешь мечом.


Кроме того, соблазняет Годфри Балиана, кузнец в Иерусалиме, Святой земле, сможет замолить свои собственные грехи (хотя какие там грехи могли быть у кузнеца? Разве что лошадку пару раз небрежно подковал), а главное - грехи своей жены, которая, совершив самоубийство, наверняка попала в ад. Может, советует Годфри Балиану, ты сможешь вымолить для нее прощение, и Большой Босс похлопочет о переводе жены в менее натопленное место?

Поначалу Балиан не соглашается. Непонятно почему, но кузнец, узнав такую потрясающую новость о своем родстве с высокородным рыцарем, не возрадовался от всей души и не стал кидать в воздух шапку, сопровождая это действо молодецким криком "Yahoo!", а смотрел как-то исподлобья и не выражал желания немедленно отправляться в Иерусалим. Однако чуть позже, когда местный деревенский священник окончательно заколебал Балиана своими наездами на его усопшую супругу, кузнец отряс со своих ног прах родной деревни, одним ловким ударом сделав из священника мученика, после чего отправился в поход с внезапно обретенным татусиком!


Татусик, к сожалению, долго не проживет, получив смертельную рану во время джентльменской беседы с посланцами местного епископа, который вызывает Балиана в прокуратуру, чтобы задать ему пару вопросов о причинах внезапной смерти священника. Однако перед смертью папулик сделает Балиана рыцарем и бароном, наказав ему непременно добраться в Иерусалим и там не повиноваться никому, кроме самого короля Болдуина (Эдвард Нортон). Господин кардинал Ги де Лузиньян, скажет отец, также имеет большой вес при дворе, но ты, д'Арт. пардон, Балиан, должен повиноваться только королю.

(Эпично.) И отправился Балиан в Иерусалим! И попал он в жуткое кораблекрушение! Но Господь любил его, поэтому спас! Также Господь спас папин меч, хотя это было значительно сложнее, потому что меч плавал, как топор! Впрочем, может быть, это не Господь спас меч, а сам Мерлин!

И прибыл Балиан в Иерусалим! И увидел он, как все сложно и запущено! Король Болдуин ослаб от жуткой болезни, поэтому его ближайшему сподвижнику Тиберию (Джереми Айронс) уже все труднее и труднее сдерживать воинственные порывы хитрованных тамплиеров - туповато-воинственного Рене де Шатильона (Брендан Глисон) и коварно-высокомерного Ги де Лузиньяна (Мартон Чокаш), который, как и предупреждал папа Годфри, имеет огромный вес при дворе. Таким образом, хрупкий мир с предводителем мусульман Саладином (Гассан Массуд) в любой момент может быть нарушен. А тут еще и сестра царя Сибилла (Эва Грин), будучи женой Ги де Лузиньяна, открыто строит глазки симпатичному кузнецу, потому что, дескать, на Востоке между любящими - только ветер. От меча разъяренного мужа.


Как известно, жанр исторической (или псевдоисторической) драмы в Голливуде сейчас крайне популярен. Многочисленные пеплумы, шмеплумы, рыцарии-сражарии, гладиаториалы и пираториалы просто заполонили экран. Впрочем, Ридли Скотт со своим крепышом гладиатором был одним из первопроходцев, поэтому его без преувеличения можно считать классиком подобного жанра, особенно учитывая явный коммерческий успех его начинания.

Как водится с фильмами подобного жанра, сразу после выхода на экраны "Царство Небесное" породило многочисленные, порою весьма бурные споры на тему того, как оно было на самом деле и было ли вообще. Одни утверждали, что Ридли Скотт снял очередную "клюкву", не имеющую никакого отношения к действительности, другие говорили о том, что события, о которых рассказано в фильме, вполне имели место быть на самом деле.


Так что там получилось? Клюква или брюква? Или же крепкий пончик? Надо сказать, что Ридли Скотт и сценарист Уильям Монахэн достаточно ответственно подошли к соблюдению определенной достоверности. В фильме идет речь о реальных исторических лицах и вполне реальных событиях, причем излагается это все, как говорится, достаточно близко к тексту. Другое дело, что Скотту нередко приходится прибегать к различным кинематографичным условностям (он же не "Намедни" снимал, а голливудский блокбастер), а кроме того, некоторые события и персонажи трактуются крайне однобоко.

Из наиболее бросающихся в глаза условностей - главный персонаж Балиан. Затюканный своей наковальней кузнец, который в течение очень короткого промежутка времени превращается в великолепного бойца (рыцари искусству сражения учились десятилетиями, начиная с самого детства и продолжая совершенствоваться в походах), мудрого стратега и тактика, специалиста по ирригации, который учит добывать воду людей, всю жизнь проживших в пустыне. Плюс - он мгновенно становится образованным человеком с изысканными манерами, на которого кладет глаз сестра короля и которого сам король собирается сделать правителем Иерусалима. И это все - деревенский кузнец 12 века, который по уровню развития не превосходил домашних животных! Да его и за двадцать лет в чувство не привести!


Реальный Балиан (Балиан д'Ибелин) был потомственным бароном и рыцарем. Во время описываемых в фильме событий ему было около пятидесяти лет и он был женат на королеве-матери. Он действительно руководил обороной Иерусалима, однако он также принимал участие в битве при Хаттине (экранный кузнец ее полностью проигнорировал), откуда сумел выбраться живым.

Что трактуется очень однобоко? Во-первых, тамплиеры. По фильму они практически все - редкостные уроды. Рене де Шатильон - просто Менелай какой-то! Рыжебородый мясник с полностью съехавшей крышей, который только и знает, что вовлекать Иерусалим в неприятности. Также весьма странно показан Ги де Лузиньян, который по фильму - мстительный и высокомерный негодяй, нулевой стратег и вообще - личность, безусловно, гротескная. Плюс - вся его высокомерность и мстительность куда-то разом исчезают, когда кузнец водит шашни с его законной супругой. Казалось бы, де Лузиньян должен сделать все для того, чтобы покарать негодника, однако он шашни жены просто не замечает. Высокие отношения! Высокие!


Во-вторых, христианские священники. По фильму все они - редкостные негодяи и трусливые уродцы. Что мужичок из родной деревни Балиана, что местный иерусалимский епископ - все они жалкие и ничтожные личности. Особенно иерусалимский епископ: "Может, примем ислам и покаемся?" Я, в общем, без особого восторга отношусь к священникам, но даже мне показалось, что в фильме явно перегнули палку.

В-третьих, мусульмане: Саладин и его приближенные. Ну просто исключительно благородные индейцы! Особенно на фоне негодяйских священников. Плюс - все время говорят с очень сильным кавказским акцентом. Я понимаю, что это все извраты перевода (о нем - отдельно), однако в оригинале, как говорят, непонятный акцент также присутствует.


В общем, если говорить о соответствии историческим реалиям, то, с одной стороны, так действительно было, но, с другой, с очень большими оговорками. Впрочем, зрителям обычно нет разницы, насколько точно создатели фильма следуют реальным событиям, однако если вы хотите себе составить впечатление о войнах тех времен, то лучше почитать соответствующие исторические материалы.

Актерский состав в фильме превосходный. Однако исполнителя главной роли, Орландо Блума, как правило, ругают, утверждая, что это полный мискастинг - то есть несоответствие актера своей роли. И соглашусь, и не соглашусь. Соглашусь с тем, что Орландо Блум - ну никак не тянет на крупного воителя и мужика, способного возглавить оборону целого города. Пылкие воззвания в его устах слушаются если не смешно, то крайне наивно. Однако, с другой стороны, должен сказать, что Блум из этой роли сделал что мог и даже немного больше, поэтому ругать его не хочется, а хочется даже похвалить. Ругать можно тех, кто подбирал его на эту роль (кстати, это был не Ридли Скотт, он, наоборот, возражал против этой кандидатуры), но не самого Орландо. Он выглядел намного лучше, чем можно было предполагать. Эх, взяли бы на эту роль Шона Бина или Эрика Бана, да еще и убрали бы их рабоче-крестьянское происхождение. Вот они бы развернулись!


Остальные актеры мне понравились все. Лиам Нисон блестяще сыграл Годфри, старого рубаку, человека жесткого и несгибаемого. Жалко только, что он был на экране так недолго. Весьма понравилась Эва Грин в роли Сибиллы - сестры короля, а затем королевы. Правда, там по фильму вообще не понятно, христианка она или мусульманка ("по замазкам-то вроде фраер, но на самом деле - нет, не фраер"), но актриса отличная, а уж сцена ее посещения старательно ирригирующего окрестности Балиана - так просто превосходна! Один только взгляд чего стоит!

О том, что короля Болдуина играл Эдвард Нортон, узнать можно только из титров, потому что лицо короля, обезображенное проказой, скрыто серебряной маской. В нашем прокате, к сожалению, не слышно голоса этого замечательного актера, и я уверен, что зрители от этого многое теряют. Однако Нортон - актер такого высочайшего класса, что даже одними глазами он ухитряется играть так, что это производит огромное впечатление.


Негодяйские тамплиеры в исполнении Брендана Глисона и Мартона Чокаша - тоже хороши, несмотря на довольно примитивное изображение их персонажей в сценарии. Рене де Шатильона чисто визуально практически клонировали из глисоновского же Менелая, однако Брендан все-таки сумел показать несколько иного персонажа. Мартон Чокаш также выглядел очень неплохо, хотя, на мой взгляд, несколько уступал Глисону.

Джереми Айронс мне понравился меньше, хотя Тиберия (судя по всему, прототипом этого персонажа был Раймонд Триполитанский) он сыграл вполне достойно. Но, как бы это сказать, не особо ярко. Были у Айронса роли и получше.

Теперь о самой постановке, работе операторов и художников. Вот здесь съемочная группа развернулась во всей красе. Поставлено это все, на мой взгляд, просто блестяще. Превосходные пейзажи - поля и луга, морские просторы, пустыня. Весьма впечатляющие панорамы древнего Иерусалима и других городов. Отлично и весьма масштабно снятые сцены сражений! Ради этого фильму можно попытаться простить и определенную однобокость, и серьезные натяжки в сюжете, и совершенно примитивные диалоги. (Правда, тут надо отдать должное переводчикам, которые внесли должный вклад в дебилизацию диалогов, - переведено, судя по многим признакам, довольно плохо.)


Ну, так и что получилось в результате? На мой взгляд, действительно зрелищное кино, которое вполне можно посмотреть на большом экране. Игра определенных актеров просто доставляет удовольствие, и даже Орландо Блум, который явно не подходит на роль Балиана, не раздражает, а вызывает уважение. Кое-какие сцены слегка затянуты, и в определенные моменты можно слегка заскучать, однако потом начинаются баталии, и на них уже смотришь во все глаза - до того это эффектно.

Таким образом, на четверку. В области сюжета - с большим минусом, опускающимся до тройки, в области актерской игры - на твердую четверку, а визуально - практически на пятерку. Мне этот фильм понравился больше, чем "Гладиатор" . Хотя многие зрители со мной не согласны. Но так и должно быть. Аминь.

Алекс Экслер

Интересные факты: Все сцены с Эдвардом Нортоном были сняты за две недели.

Изначально Нортону была предложена роль Ги Де Шатильона, но он отказался, предпочтя сыграть короля Болдуина.Так как король носит маску Эдвард потребовал убрать его имя из финальных титров.Однако, его имя все-таки было включено в финальные титры, но только при выходе фильма на видео и DVD.

Тому, кто привык платить за то, что покупает -- "Царство небесное" должно прийтись по душе. Оно по всем статьям добротное: постановочно, исторически, исполнительски, умственно. Каждый эпизод -- аттракцион, остроумно смонтированный со следующим аттракционом. Ридли Скотт достиг здесь гармонии, а гармонию бесполезно хвалить или ругать.


Царство небесное (2005)
Kingdom of Heaven
боевик, драма, приключения
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Орландо Блум, Ева Грин, Мартон Чокаш, Дэвид Тьюлис, Гассан Массуд
Премьера: 5 мая 2005 года
Смотри на

Кому не понравится "Царство небесное" /Kingdom of Heaven/ (2005)? Ну, кто падок на ложную многозначительность "Матрицы" /Matrix/, эффектную тупость "Властелина колец" /Lord of the Rings, The/, ворованный гламур "Трои" /Troy/ (2004) – или всем, кто живет обманом. Остальным – кто привык платить за то, что покупает – "Царство небесное" должно прийтись по душе. Оно по всем статьям добротное: постановочно, исторически, исполнительски, умственно. Не продается вдохновенье, но рукопись Ридли Скотта продажна в хорошем смысле. Все-таки Ридли Скотт, так что даже Орландо Блум у него перестал быть похожим на педераста.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

Только в самом начале фильм переборщил с компьютерами: ну, видно, видно в северных пределах дорисовку и домакетку в качестве фона к рыцарям, скачущим к кузнецу. Может, снег вовремя не пошел и море не забурлило, но перерисовали. Зато потом, сколько ни вглядывайся в самых задних воинов в битвах – не мультипликационная там массовка, и песочек в пустыне не павильонный. Мессина могла быть такой и Голгофа могла, и Керак, и Иерусалим. Это похоже на настоящее, это кино, в нем спецэффектов ровно столько, чтобы их не заметить. Даже в драматургии, где свободных мест не так чтоб очень, отдельные эпизоды отданы обыкновенной настоящей работе. Как кузнец кует в кузнице и что такое мехи – как все должно выглядеть. Как, став бароном, кузнец в Палестине копает колодец и строит водозабор – деревянный, с подробностями, по правилам. Мелочи, а говорят о вообще натуральном подходе. Но ведь рыцари барона Годфри не опознали бы кузнеца, если бы Ридли Скотт не подумал о качестве рукоятки его меча – чтоб красный камень блестел на солнце и отсвечивал на весь базар. Он блестит и отсвечивает без всякого рапида, стробоскопа и соляризации – вот сам по себе, как качественно снятый камень на рукоятке, даже в давке заметный невооруженным глазом.

Исторически Ридли Скотт также сдал себе козырей тем, что взялся за Крестовые походы. Мы учили их ничуть не лучше, чем американцы. Поскольку никто про них не написал "Илиаду", "Смерть Артура", "Песнь о Роланде", "Ричарда III", большинство в лучшем случае знает, что они действительно были. Тысячу лет назад скучающую Европу понесло в Палестину грабить и отвоевывать Гроб Господень. Какие там папы Урбаны, Готфриды Бульонские, короли Иерусалимские и вообще, сколько это всего – один поход, два, три (восемь, как оказалось) – уж только для специалистов. И вот я вас уверяю, что Ридли Скотт не нарушил не только основную историческую канву, но даже и неосновную. Все у него было во время Второго крестового похода – Саладин лет пятидесяти, молодой Бодуэн IV, болевший проказой, сестра его замужем за Ги де Лузиньяном, провокация Рено де Шатильона, позорное поражение крестоносцев при Хаттине, собственноручная казнь Рено Саладином и его же собственноручное освобождение Лузиньяна (под честное слово, которого тот не сдержал), даже защита Иерусалима именно неким бароном Ибелином. И действительно, всех жителей отпустили (за выкуп). Все это было в 1187 году.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

Единственное, что в "Царстве небесном" – давно знакомая "голливудская вольность", так это: король Бодуэн умер не так эффектно, он через все вышеописанное прошел по полной, и его главного советника звали вовсе не Тиберий (за проигранную что ли битву при Тиберии?), а Раймонд Триполитанский. Ну и, конечно, что барон Ибелин будто простой кузнец – тоже плоды фантазии. Но, во-первых, если сравнить, как некогда юного Тамерлана играл старый Джон Уэйн с подведенными глазами, и все равно было хорошо, так "Царство небесное" – просто учебник истории, посильней "Гладиатора" /Gladiator/ (2000). Во-вторых, Ридли Скотт все-таки не учебник снимал, а удивленно приподнятые брови над совпадением древней истории с нашим сегодняшним днем. Потрудился взглянуть на сегодняшнюю реальность как на почти полный повтор тысячелетней древности. Как раз для этого требуется "натура" тысячу лет назад. Тогда благодаря Крестовым походам Европа впервые осознала себя единой, и это осознание для одного простого человека было черт-те какой каруселью. Сегодня – кузнец, ребенок не выжил, жена утопилась, деревня ненавидит, священника убил. Завтра – барон, замок у тебя с рыцарями, король зауважал, принцесса загляделась. Пусть так не могло быть, но это могло быть.

Тысячу лет спустя все снова грозит навернуться, Европа пока едина, несмотря на афгано-чечено-иракские войны, но для одного простого человека единство опять оборачивается черт-те какой каруселью. Кому голову отрежут, кого спасут и прославят, но на крови спасителей. И куда в такой свистопляске крестьянину податься? Кроме как в рыцари без страха и упрека, ничего пока не придумали. Рыцарь – это доходчиво, поэтому "Царство небесное" лишь преподносит моральный урок Джорджу Бушу-младшему (и кое-кому еще) и на большее не претендует. Мало того, оно знает, что, поскольку Буш-младший (и кое-кто еще) глуп, как пробка, урок заведомо не пройдет. Главное – что он прост, как правда, и нечего доказывать, занудствовать. Интерес Ридли Скотта – именно развлекаться, делать уже развлекательное кино на базе глобальной морали. И он, будучи мужиком, делает настоящий дамский роман, по-женски хороший, правильный, как Лиза Клейпас, Кэтрин Коултер и Джейн Фэйзер.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

Выигрыш Голливуда всегда был и остается в том, что Эйзенштейна они, в отличие от истории, учили лучше нас. Каждый эпизод "Царства небесного" – аттракцион, остроумно смонтированный со следующим аттракционом. Красавица-покойница, урок фехтования по-итальянски, больница в Мессине – все разное и яркое, не говоря уж о том, что начнется в Палестине. Железная маска, шахматы, секс, роскошные одежды запоминаются, как трупы. Каждый покойник в кадре – отдельный эффект, а покойников после битв, сами понимаете, сколько. Бой в северном лесу отличается от сражения в пустыне так же, как от осады города. Это не "Александр" /Alexander/ (2004), где в час по чайной ложке. Воюют много и кинематографично. Ридли Скотт то найдет неожиданный ракурс для взятия ворот, то закончит стоп-кадром, так как "это никогда не кончится", то поведет войска в атаку ночью, прямо как маршал Жуков во время битвы на Одере. Любовь со смертью как-то тоже вяжется, не давит. Текст местами – аттракцион. "Он даже не в курсе, что равный никогда не убивает равного". Музыка остроумная: когда наши побеждают – староевропейская, когда ихние – вечноазиатская.

Еще отдельный эффект – редкий кастинг. Мало того, что Орландо Блум прибавил 9 килограмм, чтобы заматереть, и таки заматерел. Рыцарь, чтоб тебя, рыцарь. Но принцессу играет одна из действительно самых красивых сегодняшних актрис, Эва Грин ("Мечтатели" /Dreamers, The/ (2003), "Арсен Люпен" /Arsene Lupin/ (2004)), и в ее глазах просто тонешь. И Лиам Нисон (Годфри) как бы продлевает "Роб Роя" /Rob Roy/ (1995), что последовательно-логично, и Джереми Айронс (Тиберий) не постеснялся пойти и отойти на второй план, так что всего пара эпизодов – но мощное звездунское подкрепление происходящего. Подлинным главным героем притом, в сущности превосходящим барона Ибелина, является Саладин, сыгранный, слава богу, не покойным Джоном Уэйном, а настоящим арабом. Внеголливудский Хасан Массуд играет сирийца (армянского происхождения), и сам сириец, и именно в Сирии – супер-кинозвезда. Отрицательные герои – тоже практически не отрицательные, а несчастные. Рене де Шатильона (Брендан Глисон) даже жалко за непроходимую глупость. Но больше всего жалко Эдварда Нортона (Бодуэн IV). Его все кино заставили проходить без лица, и роль в фильмографию даже нелепо вписывать – и ничего, проходил. Потом секунду пролежал.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

По сути у Ридли Скотта вышел микс "Декамерона" /Decameron, Il/ (1971) и "Цветка 1001 ночи" /Fiore delle mille e una notte, Il/ (1974). Он вышел, поскольку логика во всем, без исключения – для него не проблема. После тридцати лет с "Чужим" /Alien/ (1979), "Бегущим по лезвию" /Blade Runner/ (1982), "Тельмой и Луизой" /Thelma & Louise/ (1991) этот бывший рекламщик сам был посвящен английской королевой в рыцарское звание, и ему теперь легко. Ему легко жить, и ни один его фильм не может быть перехвален. "Царство небесное" – отнюдь не великое произведение, оно даже не может рассматриваться всерьез, это в сущности безделица, и все слова про нее – беспечные слова.

Но Ридли Скотт достиг здесь гармонии, соразмерности, "золотого сечения" по кино, а гармонию бесполезно хвалить или ругать.

Царство небесное 2005 фильм - Правда и вымысел

Балиан, который был отличным дипломатом и до этого несколько раз успешно вступал в контакт с Саладином, обратился к мусульманскому военачальнику в преддверии наступления на город. Он действительно пообещал, что будут разрушены до камня все христианские и мусульманские святыни. Более того, что будут казнены все мусульмане, которые взяты под стражу в городе (чтобы не чинить диверсий). Саладин предпочел сохранить город и жизни людей, вместо того, чтобы исполнить свою клятву взять город силой. Таким образом, такое соглашение о сдачи Иерусалима было скорее результатом успешной дипломатии и торжества здравого смысла, чем необходимостью, после того, как две стороны зашли в тупик у стен города.

Балин, барон Ибелина исполнении Орландо Блума

Королева Сибилла Иерусалимская - Царство небесное

Ги де Лузиньян - король Иерусалима

Саладин - исламский военначальник

Рене де Шатиньон и его тамплиеры

Тиберий. Тиберий, который изображен в качестве военачальника Иерусалимского – вымышленный персонаж, который не имел общего с описанными в фильме событиями.

Тиберий - военачальник Иерусалима

Сцена, где английский король Ричард Львиное Сердце проходит проездом через бывшую деревню Балиана во Франции, вымышлена. Поход Ричарда в Святую землю, который стал известен как Третий Крестовый поход, пришелся на период, когда Балиан уже имел очень маленькое отношение к важным государственным событиям.

король Ричард Львиное Сердце и Балиан

В фильме показана Сицилия того времени, как порт Мессина, из которого начинается путешествие в Святую землю. Изображена тогдашняя религиозная ситуация довольно точно – христиане управляли мусульманами. После поражения войска Христиан под Хаттином, король Сицилии посылал корабли с подмогой и припасами.

Порт Мессина - отправление крестоносцев в Святую землю

И хотя трудно сказать, куда именно прибыл морем корабль Балиана, опасности морского пути в Святую землю переданы точно. Тоже войска Ричарда Львиное Сердце столкнулось со штормами и понесло потери в пути. Впрочем, с этой сценой связана другая неточность – побережье Израиля не может предложить подобных ландшафтов с пустыней, похожей на Сахару, еще и у берега моря. Впрочем, съемки на натуре велись в Марокко в Африке, где топография своя.

Корабль Балиана терпит крушение у берегов Израиля

С топографией самого Иерусалима тоже не все хорошо – город показан островом среди пустыни из песчаных дюн, без деревьев, без множества холмов, которые и сегодня окружают старый город – например гора Сион или Масличная гора, без каменоломен. Таким образом, армия Саладина беспрепятственно подводит штурмовые башни к стенам города, что в реальности очень проблематично и что испытала на себе армия Крестоносцев в 1099 году во время предыдущей крупной осады Иерусалима.

Топографию Иерусалима в фильме Царство небесное

Балиан обучается бою на мечах за пару минут

Балиан произносит проникновенные речи о жителях иерусалима

Убить неверного - путь на небеса - сова пастора

Катапульты при осаде Иерусалима

Поражение войска христиан под предводительством Ги де Лузиньяна, известное в истории как Битва под Хаттином, действительно имело место и стало важным событием в изменении баланса сил в Святой земле. Тогда погибло 20 000 воинов, де сотни тамплиеров были казнены по приказу Саладина, а знати оказали достойное содержание в плену. В реальности место, где продлила битва, снова же, мало напоминает пустыню с песчаными дюнами – сегодня это зеленые поля недалеко от побережья.

Читайте также: