Как сохраняется память о великом поэте сочинение телешов

Обновлено: 05.07.2024

Посвящено памяти Елены Андреевны Телешовой, верного друга всей долгой жизни моей

Когда я был еще подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году 6 июня открывался памятник Пушкину — первый памятник писателю.

Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. И это отметил присутствовавший на торжестве Островский. Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал:

— Сегодня на нашей улице — праздник!

Хорошо помню красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало. Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. Помню бывших тут же на празднике писателей — Майкова, Полонского, Писемского, Островского. Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи, о которой на другой день говорила вся Москва.

Речь эта была сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома союзов. Возглашая тост за русскую литературу, он говорил:

— Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности… Ой первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских народов…

И закончил с необычайно высоким нервным подъемом:

— Глаголом жги сердца людей.

Полагаю, что никто и никогда не читал этих вдохновенных строк так, как произнес их не актер, не профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным отношением к памяти величайшего русского поэта.

Создатель памятника, одного из лучших по простоте, красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва — самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.

Вспоминаются мне также и увлекательные разговоры и рассказы о многолюдном банкете в связи с торжествами, где я тогда в качестве постороннего юнца присутствовать, конечно, не мог, где Катков, когда-то близкий Белинскому, но потом резко изменивший свои политические взгляды, протянул было к Тургеневу свой бокал, чтобы чокнуться. Но тот отвернулся.

Тургенев на этом торжестве говорил:

— Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.

На гранитном пьедестале памятника помещены были в крупном барельефе слова Пушкина, искаженные цензурой. Насколько помнится, было написано так:

И только теперь, в советское время, эту надпись заменили подлинными словами поэта:

Разница в надписи весьма существенная.

Эти дни открытия памятника Пушкину остаются для меня одними из самых радостных и светлых, хотя все это и было семьдесят пять лет тому назад.

В писательских кружках

В редакции я нашел единственного человека, угрюмо сидевшего за пустым столом, — высокого, костлявого, обросшего волосами.

— Дела нашего издания очень печальны, — сказал мне Скрипицын, подавая руку. — Получите гонорар за ваш рассказ, пока еще не поздно. Надеюсь, вы будете продолжать писать, и я надеюсь встречать ваше имя в печати. Нужно только работать над собой. А пока вот вам деньги. Не взыщите, что мало. Больше не могу.

Он передал мне пятнадцать рублей, взял с меня расписку в получении и пожелал успехов.

— Вам сколько платят в иных местах?

Я признался, что никто и нигде мне ничего не платил.

— Значит, это первый гонорар? Очень рад, коли так. Когда будете получать много, вспомните, что первый гонорар, грошовый, вам заплатил Скрипицын.

Он снова подал мне руку на прощание и добавил:

— А мы дня через два закрываемся… Навсегда.

Первый гонорар — это нечто особое и значительное в жизни писателя, особенно если этому писателю всего семнадцать — восемнадцать лет. Первый гонорар — это до некоторой степени признание, это уже какая-то оценка, как бы незначительна она ни была. Получение гонорара было для меня сущим праздником. Возвращаясь домой, я на радостях купил матери цветок, отцу туфли, брату папирос. Первый гонорар исчез, но я все-таки был очень счастлив.



Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Когда я был ещё подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества

Примерный круг проблем

1. Проблема ценности творчества А.С. Пушкина для потомков. (В чём заключается ценность творчества поэта для потомков?)
2. Проблема сохранения памяти о великом поэте. (Как сохраняется память о великом поэте?)

(1)Когда я был ещё подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. (2)В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году, 6 июня, открывался памятник Пушкину — первый памятник писателю.

(3)Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. (4)И это отметил присутствовавший на торжестве А.Н. Островский. (5)Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал:
— Сегодня на нашей улице — праздник!

(6)Хорошо помню красивую голову маститого писателя И.С. Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдёрнули серое покрывало. (7)Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. (8)Помню бывших тут же на празднике писателей — А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, А.Ф. Писемского и других. (9)Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Ф.М. Достоевского и необычайное впечатление от произнесённой им речи, о которой на другой день говорила вся Москва. (10)Речь эта была сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома союзов. (11)Возглашая тост за русскую литературу, он говорил:
— Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности. (12)Он первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских народов.

(14) И закончил с необычайно высоким нервным подъёмом: — Глаголом жги сердца людей.

(15) Полагаю, что никто и никогда не читал этих вдохновенных строк так, как произнёс их не актёр, не профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным отношением к памяти величайшего русского поэта.
(16) Создатель памятника, одного из лучших по простоте, красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем — признанный художник и, наконец, академик.

(17) Вспоминаются мне также и увлекательные разговоры и рассказы о многолюдном банкете в связи с торжествами, где я тогда в качестве постороннего юнца присутствовать, конечно, не мог, где М.Н. Катков, когда-то близкий В.Г. Белинскому, но потом резко изменивший свои политические взгляды, протянул было к И.С. Тургеневу свой бокал, чтобы чокнуться. (18)Но тот отвернулся. (19)И.С. Тургенев на этом торжестве говорил:

— Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.

(20)На гранитном пьедестале памятника помещены были в крупном барельефе слова Пушкина, искажённые цензурой. (21)Насколько помнится, было написано так:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью стихов я был полезен.

(22) И только в советское время эту надпись заменили подлинными словами поэта:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.


Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(2)Нашего поэта нет, — М. Лермонтов пятнадцатого числа текущего месяца в семь часов пополудни убит на дуэли отставным майором Н. Мартыновым. (3)Неисповедимы судьбы Твои, Господи! (4)И этот возрождающийся гений должен погибнуть от руки подлеца: Мартынов — чистейший сколок с Дантеса.

(5)Этот Мартынов служил прежде в кавалергардах, по просьбе переведён в Кавказский корпус капитаном, в феврале месяце отставлен с чином майора и жил в Пятигорске, обрил голову, оделся совершенно по-черкесски и тем пленял, или думал пленять, здешнюю публику.

(6)Мартынов никем не был терпим в кругу, который составлялся из молодёжи гвардейцев.

(7)Лермонтов, не терпя глупых выходок Мартынова, всегда весьма умно и резко трунил над Мартыновым, желая, вероятно, тем заметить, что он ведёт себя неприлично званию дворянина.

(8)Мартынов никогда не умел порядочно отшутиться — сердился, Лермонтов более и более над ним смеялся; но смех его был хотя едок, но всегда деликатен, так что Мартынов никак не мог к нему придраться.

(9)В одно время Лермонтов с Мартыновым и прочею молодёжью были у Верзилиных. (10)Лермонтов в присутствии девиц трунил над Мартыновым целый вечер, до того, что Мартынов сделался предметом общего смеха, — предлогом к тому был его, Мартынова, костюм. (11)Мартынов, выйдя от Верзилиных вместе с Лермонтовым, просил его на будущее время удержаться от подобных шуток, а иначе он заставит его это сделать. (12)На это Лермонтов отвечал, что он может это сделать завтра и что секундант его об остальном с ним условится.

(13)На другой день, когда секунданты узнали о причине ссоры, то употребили все средства помирить их. (14)Лермонтов был согласен оставить, но Мартынов никак не соглашался. (15)Приехав на место, назначенное для дуэли (в двух верстах от города на подошве горы Машу-ка, близ кладбища), Лермонтов сказал, что он удовлетворяет желанию Мартынова, но стрелять в него ни в каком случае не будет. (16)Секунданты отмерили для барьера пять шагов, потом от барьера по пяти шагов в сторону, развели их по крайний след, вручили им пистолеты и дали сигнал сходиться.

(17)Лермонтов весьма спокойно подошёл первый к барьеру, скрестив вниз руки, опустил пистолет и взглядом вызвал Мартынова на выстрел. (18)Мартынов, в душе подлец и трус, зная, что Лермонтов всегда держит своё слово, и радуясь, что тот не стреляет, прицелился в Лермонтова. (19)В это время Лермонтов бросил на Мартынова такой взгляд презрения, что даже секунданты не могли его выдержать (всё это сказание секундантов).

(20)У Мартынова опустился пистолет. (21)Потом он, собравшись с духом и будучи подстрекаем презрительным взглядом Лермонтова, прицелился — выстрел. (22)Поэта не стало!

(23)После выстрела он не сказал ни одного слова, вздохнул только три раза и простился с жизнью. (24)Он ранен под грудь навылет.

(25)На другой день толпа народа не отходила от его квартиры. (26)Дамы все приходили с цветами и усыпали его оными, некоторые делали прекраснейшие венки и клали близ тела покойника. (27)3релище это было восхитительно и трогательно.

(28)Семнадцатого числа в час поединка его хоронили. (29)Всё, что было в Пятигорске, участвовало в его похоронах. (30)Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли офицеры, и все без исключения шли пешком до кладбища. (31)Сожаления и ропот публики не умолкали ни на минуту. (32)Тут я невольно вспомнил о похоронах Пушкина.

(33)Теперь шестой день после этого печального события, но ропот не умолкает, явно требуют предать виновного всей строгости закона, как подлого убийцу. (34)Пушкин Лев Сергеевич, родной брат нашего бессмертного поэта, весьма убит смертию Лермонтова, он был лучший его приятель. (35)Лермонтов обедал в этот день с ним и прочею молодёжью в Шотландке (в шести верстах от Пятигорска) и не сказал ни слова о дуэли, которая должна была состояться чрез час. (36)Пушкин уверяет, что эта дуэль никогда бы состояться не могла, если б секунданты были не мальчики, она сделана против всех правил и чести.

(37)Лермонтов похоронен на кладбище, в нескольких саженях от места поединка.

(38)Странная игра природы. (39)3а полчаса до дуэли из тихой и прекрасной погоды вдруг сделалась величайшая буря; весь город и окрестности были покрыты пылью, так что ничего нельзя было видеть. (40)Буря утихла, и чрез пять минут пошёл проливной дождь. (41)Секунданты говорят, что как скоро утихла буря, то тут же началась дуэль, и лишь только Лермонтов испустил последний вздох — пошёл проливной дождь. (42)Сама природа плакала об этом человеке. (43)Много бы ещё подробностей я мог Вам сообщить о жизни его здесь на Кавказе, но лист оканчивается.

Пётр Тимофеевич Полеводин (годы жизни неизвестны) — петербуржец, представитель среднего, неродовитого дворянства, приехавший лечиться в Пятигорск в начале июня 1841 г. и оставивший воспоминания о дуэли М.Ю. Лермонтова.

Пояснение

Проблема сохранения памяти о великом поэте.

Как сохраняется память о великом поэте?

Проблема причин столкновения М. Лермонтова и Н. Мартынова.

Что стоит за конфликтом М. Лермонтова и Н. Мартынова?

Проблема неизбежности дуэли между М. Лермонтовым и Н. Мартыновым.

Можно ли было избежать дуэли между М. Лермонтовым и Н. Мартыновым?

Проблема поведения человека в ситуации дуэли.

Как по-разному ведут себя люди в ситуации дуэли?

Проблема восприятия гибели поэта обыкновенными людьми.

Как восприняли гибель поэта обыкновенные люди?

Проблема взаимосвязи человека и природы.

Как взаимосвязаны человек и природа?

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАЗДЕЛИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАЗДЕЛИТЬ, -делю, -делишь, сов.

1) Произвести математическое действие деления. Р. четыре на два.
2) Произвести деление чего-л. на части, распределить по частям. Разделить яблоко на пять частей. Р. землю на участки. Р. рабочих на две колонны.
3) Дать кому-л. часть чего-л. своего, поделиться чем-л. с кем-л. Р. кров с другом.
4) Подвергнуться тому же, претерпеть то же самое, что и кто-л. другой. Р. участь.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

включИм шАрфы нЕдуг зАгнутый исчЕрпать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Распределиться после института можно было УДАЧНЕЕ, следовало только вовремя взять нужную справку.
На практических занятиях студенты учились, как надо делать ИСКУССТВЕННОЕ дыхание.
Горы надели на головы белые шапки, ЛЕДОВЫЙ ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег.
В результате инвестиционной деятельности муниципалитета уровень безработицы в Вене СНИЗИЛСЯ по отношению к остальной части Австрии и к Германии.
На Таганской площади ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно было говорить о чём попало.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Стремление во что бы то ни стало обнаружить законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

новые СОРТА
ШЕСТИДЕСЯТЬЮ рублями
не ТРОНЬ его
учил более ПОНЯТНО
съезд МОНГОЛОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) ошибка в употреблении имени числительного
Г) ошибка в построении предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) покл..нение, ч..мпион, опр..вдание

2) к..мышовый, н..тариус, д..скриминировать

3) б..лизна, пр..фессор, кр..пива

4) б..рьер, л..гендарный, к..ралл

1) пр..скверный, пр..бывать (в отпуске), пр..влекать
2) под..тожить, без..звестный, до..сторический
3) бе..численный, ..гущёнка, ра..кладывать
4) порт..ера, бел..этаж, зав..южило
5) пре..дверие, о..делочный, на..ломленный

1) человеч..к кольц..вая (дорога)
2) вдумч..вый, рассе..вать
3) кумач..вый, предчувств..вать
4) пожертв..вать, затемн..
5) кулац..кий, одес..кий

1) (восторг) охватыва..т, готов..лись (к бою)
2) укута..шь (ребёнка), увид..нный (в кино)
3) (они) назнач..т, леч..щий (врач)
4) науч..шь, слыш..мый
5) кле..щее (вещество), наруша..мая (тишина)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ цветок заинтересовал купца, а маленький бутон розы. Выглядываю в кусочек окна, но (НЕ)УЗНАЮ леса.
Тысячу раз проходили вы мимо этого счастья, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ, занятые слишком земным.
Сыскные собаки шли по моему следу, они меня и нашли в (НЕ)КОШЕНОМ овсе.
Всё (НЕ)НАШЕ так мгновенно, так изменчиво!

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пусть изба была заброшена, окна (КРЕСТ)НАКРЕСТ заколочены досками, крыльцо заросло травой, но ВСЁ(ЖЕ) это родной дом.

Юноша (В)МИГ решил, что за ним (ПО)ПРЕЖНЕМУ кто-то гонится.

(В)НАЧАЛЕ делали свистульки (В)ВИДЕ уточек, петушков, коньков.

(ПО)ТОМУ и появился в этих местах (ПО)ВЕСЕННЕМУ радостный праздник — свистунья. (В)СЛЕДСТВИЕ затянувшихся дождей мы на этой станции задержимся (НА)ДОЛГО.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Окута(1)ый ра(2)им сумраком кабинет вновь принадлежал ему со своими тёмными углами, поблёскивающим стеклом книжных шкафов, с креслом-качалкой и кожа(3)ым продавле(4)ым диваном, со старым, изъеде(5)ым молью ковром на полу.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

2) В юности Савва Мамонтов увлёкся театром и спектакли старался тщательно анализировать.
3) Урокам в гимназии Савва уделял гораздо меньше времени и в его табеле за шестой класс значились тройки и даже единица за латынь.
4) Музыка была постоянным фоном как в Абрамцеве так и в доме Мамонтовых на Садо-во-Спасской.
5) Художник просыпался раньше других обитателей усадьбы и практически ежедневно ходил на этюды в окрестные деревни.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Придя домой (1) Андрей несколько раз пропел эту песенку (2) весёлую и ритмичную (3) и сначала ничего не испытывал, но вдруг стал маршировать (4) и (5) маршируя (6) увлекался этой мелодией всё сильнее и сильнее.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

30 октября 1855 г. родился Н Поздеев - один из самых ярких архитекторов Ярославля (1) творения которого (2) известны каждому жителю города (3) и вызывают восхищение всякого (4) кто оказывается там впервые.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз

вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра

просто задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Когда я был ещё подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. (2)В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году, 6 июня, открывался памятник Пушкину — первый памятник писателю.

(3)Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. (4)И это отметил присутствовавший на торжестве А.Н. Островский. (5)Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал:

— Сегодня на нашей улице — праздник!

(6)Хорошо помню красивую голову маститого писателя И.С. Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдёрнули серое покрывало. (7)Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. (8)Помню бывших тут же на празднике писателей — А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, А.Ф. Писемского и других. (9)Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Ф.М. Достоевского и необычайное впечатление от произнесённой им речи, о которой на другой день говорила вся Москва. (10)Речь эта была сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома союзов. (11)Возглашая тост за русскую литературу, он говорил:
— Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности. (12)Он первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских народов.

(14) И закончил с необычайно высоким нервным подъёмом: — Глаголом жги сердца людей.

(15) Полагаю, что никто и никогда не читал этих вдохновенных строк так, как произнёс их не актёр, не профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным отношением к памяти величайшего русского поэта.
(16) Создатель памятника, одного из лучших по простоте, красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем — признанный художник и, наконец, академик.

(17) Вспоминаются мне также и увлекательные разговоры и рассказы о многолюдном банкете в связи с торжествами, где я тогда в качестве постороннего юнца присутствовать, конечно, не мог, где М.Н. Катков, когда-то близкий В.Г. Белинскому, но потом резко изменивший свои политические взгляды, протянул было к И.С. Тургеневу свой бокал, чтобы чокнуться. (18)Но тот отвернулся. (19)И.С. Тургенев на этом торжестве говорил:

— Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.

(20)На гранитном пьедестале памятника помещены были в крупном барельефе слова Пушкина, искажённые цензурой. (21)Насколько помнится, было написано так:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью стихов я был полезен.

(22) И только в советское время эту надпись заменили подлинными словами поэта:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

* Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957) — русский советский писатель, поэт,

1) Как отметил рассказчик, памятники раньше воздвигались на улицах Петербурга лишь царям.
2) Рассказчик был счастлив оттого, что присутствовал на открытии памятника, находился рядом с известными писателями и поэтами.
3) На открытии памятника Ф.М. Достоевский на площади произносит речь, о которой на следующий день будет говорить вся Москва.
4) Скульптор А.М. Опекушин — выходец из крестьянской семьи — становится признанным художником и академиком.
5) Во время открытия памятника на барельефе были помещены строки из пушкинского стихотворения, которые впоследствии заменили, так как первоначально цензура исказила оригинал.

1) Предложение 2 поясняет то, о чём говорится в предложении 1.
2) В предложениях 3-5 представлено описание.
3) В предложении 6 содержится описание.
4) В предложениях 15-17 представлено повествование.
5) Предложение 23 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 21 и 22.

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

1) восклицательные предложения
2) эпитет
3) ряды однородных членов предложения
4) риторические обращения
5) цитирование
6) гипербола
7) антитеза
8) анафора
9) эпифора

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также: