Сочинение по фильму александр

Обновлено: 10.05.2024

В русской культуре образ Александра Невского запечатлен многократно – как в иконописи, богослужебных напевах, так и в светском искусстве, художественной литературе, кинематографии. Именем Невского названы улицы и проспекты.

Сталин дал самую высокую оценку работе Сергея Эйзенштейна.

Фильм оказал большое воздействие на советских зрителей. И даже представление о действительно имевшем место Ледовом побоище и об Александре Невском сложилось у многих людей под влиянием этой картины.
Хотя в фильме есть исторические неточности!

Отношение к Александру Невскому отчасти связано у нас с тем, что он действительно в той ситуации выступил защитником русской церкви и православной веры, в этом нет сомнений. Для церкви эта фигура очень важна. И это религиозное отношение, восприятие князя церковью, святость его образа накладываются на реальные исторические факты, создаёт своего рода ореол вокруг образа князя.

Понятно, что в тех условиях конца 30-х годов Александр был показан таким из-за партийного заказа, требования момента. Нужна была героическая фигура, способная вдохновлять. Не случайно в то же время вводится орден Александра Невского, которым награждают солдат на войне. Пусть Александр и не был столь идеальным — эта фигура намного сложнее, как и все остальные исторические личности — но это, безусловно, важный и знаковый деятель, ставший национальным символом и православным святым.

Фильм о древнем полководце дважды выпускали в прокат. 6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой.

Удивительно, как в то время, когда не было ещё никаких спецэффектов, компьютерной графики, снимались такие масштабные сражения. Интересно, что сама битва на Чудском озере снималась летом, никакого льда не было, поэтому авторам пришлось асфальтировать поле, заливать его стеклом, мелом, солью, создавать искусственные льдины, которые выглядят в кадре вполне естественно и убедительно..

Слайд 14 (музыка)

В новом фильме дважды оскароносного Оливера Стоуна Александр все больше в пути да в боях. Говорит он, правда, тоже довольно много и по-голливудски гладко, велеречиво любуется закатами, восходами, но все больше беседует с матерью Олимпией и другом жизни красавчиком Гефестионом (Джаред Лето).


Александр

Александр (2004)
Alexander
биографический, боевик, война, драма, исторический, мелодрама, музыка, приключения
Режиссер: Оливер Стоун
В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Джаред Лето, Энтони Хопкинс
Премьера: 24 ноября 2004 года
Смотри бесплатно на

"Александр" в версии Оливера Стоуна получился очень дорогим, но скучным

Как ни странно, судьба Александра Македонского экранизировалась до сей поры всего три раза – один раз в начале ХХ века появился немой фильм, потом спохватились греки, сняв невнятную пафосную ленту, а в 1956 году Роберт Россен поставил гламурнейшую драму "Александр Великий" /Alexander the Great/ (1956) с Ричардом Бертоном в роли Александра и красавицей Даниэль Дарье в роли Олимпии, матери Александра. Большую часть времени внушительно-обаятельный Бертон восседал на троне, произнося правильные речи о доблестях, о подвигах, о славе. Хотя, наверное, если бы Александр все время сидел дома, не завоевал бы он полмира, не омыли бы его солдаты свои сапоги в Индийском океане.

Кадр из фильма "Александр"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Александр"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Александр"

Кадр из фильма


Подвергать "Александра" критическому анализу – все равно что всерьез обсуждать художественные особенности комиксов. Радуется глаз – вот тебе и весь анализ. Художественная примитивность одного из самых дорогих фильмов в истории мирового кино (бюджет – около 170 млн. долл.) тем сильнее бросается в глаза, чем упрямее пытается режиссер миновать ее с помощью различных приемчиков. Например, во время знаменитого боя со слонами в Индии листья деревьев окрашиваются в красный цвет, да так и стоят багряными до конца боя, как наши подмосковные клены. Для тех, кто не догадался: это должно символизировать кровь и смерть. Оригинально, правда?

Впрочем, Стоун, как режиссер искушенный и не чуждый политической конъюнктуры (достаточно вспомнить его фильмы "Никсон" /Nixon/ (1995), "Сальвадор" /Salvador/ (1986), "Команданте" /Comandante/ (2003)), хорошо знает, что такие приемчики нынче уже не в моде. Гораздо моднее политические аллюзии, этакие изящные мостики в современность. В нынешней ситуации вполне актуально звучат рассуждения Александра во время его похода на Персию. Тамошний царь Дарий, оказывается, диктатор, и миссия Александра – освободить персов от ненавистного диктатора. Ну да, именно освободить, кто сказал "завоевать"? Да на Дария этого достаточно раз взглянуть – сразу ясно, что персам такой не нужен. Как Хусейн Ираку.

Кадр из фильма "Александр"

Кадр из фильма


Вся история Александра рассказывается в фильме постфактум устами лысого престарелого Птолемея (Энтони Хопкинс), на тот момент уже правителя Египта. Энтони Хопкинс, безусловно, великий актер, но на такой сумбур, что несет его герой, путая все и вся во времени и пространстве, можно было подписаться только ради больших денег.

"Александр Македонский великий полководец, но зачем же стулья ломать?!", – восклицал гоголевский персонаж. В конце концов, и стулья ломать можно, но тогда уж красиво, со вкусом и вселенским треском, а не так, лениво, без намека на размах, как делают это в "Александре": батальных сцен – всего лишь две (это учитывая, что Александр, кроме войн, ничем не занимался), любовные страсти сводятся к легкому необязательному мордобитию в первую брачную ночь с пылкой женой-азиаткой Роксаной, и все. Посмотрел – и забыл.

Может, и права была Дженнифер Энистон, когда за уши оттащила мужа от этого фильма? Все-таки хорошему актеру место в хорошем кино, а оперы, как говорится, пусть Шаляпин поет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что имя Александра Невского навсегда вошло в память нашего народа. Русь с достоинством оценила суровую, полную тяжких трудов жизнь Александра, его самоотверженные подвиги, высоту и чистоту святой души. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Ознакомившись с интервалом истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, понимаешь, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ Александра Невского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа.

Веками слава о подвигах Александра Невского хранилась в России, к его военному опыту обращались в грозные времена национальных потрясений и испытаний.

Его заслуги высоко оценили потомки. В 1547 году на Московском соборе Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.

В 1725 году императрица Екатерина Первая учредила орден Александра Невского и до 1917 года он был одним из высших орденов Российской империи.

В 1942 году был учрежден боевой орден Александра Невского, которым награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Его Великие победы в качестве высших проявлений силы и стойкости русского духа относятся к разряду событий прошлого, прочно вошедших в фундамент исторической памяти народа и уже в силу этого определивших его самосознание.

Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства: в древнерусской литературе, художественной литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, скульптуре. Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф.

Цель работы: Изучить феномен восприятия личности Александра Невского как национального символа на примере отечественного кинематографа.

Показать процесс создания фильмов об Александре Невском (исторический и культурный контекст)

Определить особенности восприятия зрителями образа Александра Невского.

Рассмотреть критические отзывы на художественные фильмы об Александре Невском.

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородского княжества с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году. Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.

На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоёванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Воевода Павша, оказавший сопротивление захватчикам и по приказу предателя-посадника Твердилы повешенный на фасаде церкви, призывает псковичей звать князя Александра для освобождения города.

Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ею опытного полководца князя Александра, прозванного Невским.

Несмотря на то, что картина обращается к истории XIII века, она имела остросовременный характер, в которой содержались ссылки, и параллели ко времени её создания и злободневной внешне - политической обстановке. Фильм содержит легко читаемую аллегорию: под рыцарями –

крестоносцами подразумевается нацистская Германия, а под Новгородской Русью - Советский Союз. Эта аллегория использовалась в качестве антифашистской пропаганды.

По мнению Довженко к недостаткам фильма относятся неоправданное влияние живописной традиции на картину и исторические искажения[1]:

Известный литературовед и диссидент Л. З. Копелев писал в 1990 году:

Ещё конечно нельзя не вспомнить знаменитое: "Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет". Да и патриотическая тема на высоте - это то, что сегодня остро не хватает современному российскому кино.

Александр Невский кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Александр Невский (1938): смотреть онлайн

отзывы

Всегда с удовольствием смотрю финал, когда решается вопрос пленных врагов. Никакой оголтелой жестокости и мстительности с пеной на губах. Отходчив русский человек, ох и отходчив. Впрочем, наверняка, тут проблемы с исторической правдой и глубинным знанием светочей просвещенной демократии.

Все обсуждения в сети интернет этого прекрасного фильма сводятся к двум точкам зрения . Преимущественно западный зритель пытается выяснить пропаганда ли это ? Другая часть зрителей называет фильм безусловно гениальным и эпическим . Пытаясь выяснить истинный смысл картины современный зритель стоит перед дилеммой : признать пропагандой , т.е. отчасти выдумкой и искажением реальности или смириться . Повторюсь , фильм предельно реалистичен именно в изображении любви русского народа к своей Родине , и оказался сто процентным пророчеством грядущей победы над нацистской Германией .
Гитлер ведь тоже думал, что это пропаганда . А оказалось - суровая правда .

Гениальный фильм "Александр Невский " со всей силой и широтой русского духа предсказал грядущую победу русского народа над германским фашизмом . Сцена ввода побеждённых псов-рыцарей под белокаменные своды Великого Новгорода отсылает нас в будущее - в прогон по улицам Москвы пленных немцев 17 июля 1944 , через 700 лет после победы над Ливонским орденом и через 6 лет после съемок этого прекрасного фильма .

. “Не простила-б Русь ни вам, ни нам, маломужества!
Так о том и помните! Детям и внукам накажите.
А забудете - вторыми иудами станете!
Иудами земли русской. Слово моё твёрдо!
Найдёт беда - всю Русь подыму! … Русь жива!
Пусть без страха жалуют к нам гости.
Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!
На том стоит и стоять будет русская земля!”

«Зал темен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывавших клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру…

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приемник телеграфа Морзе, движутся беспощадно четкие пальцы Прокофьева.

Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

…Назавтра он пришлет мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать всю монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он еще не то шепчет, не то мурлычет про себя.

Фильм оказывает глубочайшее воздействие и сейчас , в наши дни . Характеры , внутренние переживания главных героев этой эпической картины , их любовь к Родине , самоотверженность и самопожертвование не могут оставить равнодушным чувствующего зрителя . Фильм заслужил и заслуживает высочайшие оценки у людей разных эпох , народов и культур . До сих пор отзывы об этом фильме в интернете пишут на самых разных языках . Это фильм - памятник святому князю Александру Ярославичу , в дальнейшем получившему прозвище Невский, и всему нашему русскому народу , спасавшим нашу землю от порабощения захватчиками в далёком 1242 году . Вечная память героям !

№215 Курский-Ширшин
Даже забавно , чесно слово . Мы про войну 75- летней давности знаем больше мифов , чем истины , а здесь ведётся разговор о событиях такой дремучей старины , что ни о какой , боле-мене достоверной информации и речи быть не могёт . -)

Так История - это всегда набор мифов, идеологически правильно расставленных. Ктож готов будет воспринять, хоть 0,5% правды? Тогда у "простого народа" ничего не останется. Да и как можно вписать в нынешние каноны, междоусобную борьбу феодальных князьков. Которые вдобавок были родственниками. Кому понравиться такая история, где русские процентов на 90 убивали русских с помощью Орды и папства. Как все эти, близкие и не очень, потомки Мономаха уничтожали друг дружку.

№214 Питер Сало
12 апреля - счастливые люди, еще лед стоял на Чудском озере и рыба ловилась.
Когда я был маленький, отец рыбачил на льду Чудского озера, а я ему говорил, мол поймай мне папа со дна что-нибудь от битвы оставшееся.

Заядлый рыбак знает, что в разные годы, а тем более времена, лед на одном и том же месте разной толщины. В 1242 году там металлургический завод стоял, так что скорее всего льда уже не было :)

Даже забавно , чесно слово . Мы про войну 75- летней давности знаем больше мифов , чем истины , а здесь ведётся разговор о событиях такой дремучей старины , что ни о какой , боле-мене достоверной информации и речи быть не могёт . -) Будем же реалистами , хотя конечно , пофантазировать и домыслить всегда занятно .

Много лет назад на историческом форуме, в разделе "В этот день", было написано: "Родился Сергей Эйзенштейн, снявший фильмы, искажающие историю Российского государства".
Если погуглить, то про Ледовое побоище, можно найти фразу, что историки не отрицают, что битва была.
12 апреля - счастливые люди, еще лед стоял на Чудском озере и рыба ловилась.
Когда я был маленький, отец рыбачил на льду Чудского озера, а я ему говорил, мол поймай мне папа со дна что-нибудь от битвы оставшееся.

№212 Факт
. Господа!
Ну, невозможно судить ТЕХ людей и ТЕ обстоятельства с позиций сегодняшнего дня.
Не было тогда верности и присяге государоству, стране - это уже позиция ХХ века от Эйзенштейна в фильме. Была присяга и верность сюзерену, вассалитет.
Посему Александр Ярославич вел себя как вели все властители средней руки, опасавшиеся полного поглощения властителями "первого уровня". И очень разумно, с дипломатией невероятного уровня.

№211 Повольник
. Одно другому не мешает. Можно быть и русским князем - защитником земли русской(первично - для укрепления своей личной власти) и ловким политиком-интриганом, ордынским вассалом, который в сложнейшей политической ситуации - хотел сыграть свою игру. Он действовал по обстановке. Александр Невский - не вписывается в каноны нынешнего "кондового патриотизма". Безусловно он - значительная личность. Князь, жестокий властолюбец, политик (интриган), смелый воин -заложивший, очень пунктирно, новое Московское ханство государство.

Господа!
Ну, невозможно судить ТЕХ людей и ТЕ обстоятельства с позиций сегодняшнего дня.
Не было тогда верности и присяге государоству, стране - это уже позиция ХХ века от Эйзенштейна в фильме. Была присяга и верность сюзерену, вассалитет.
Посему Александр Ярославич вел себя как вели все властители средней руки, опасавшиеся полного поглощения властителями "первого уровня". И очень разумно, с дипломатией невероятного уровня.

№209 дмироок
. Если снимут сериал обо всей жизни Александра Невского, то вполне может оказаться, что в том сериале он будет выглядеть не как патриот, защищающий свою землю от вражеского вторжения, а как верный вассал ордынских захватчиков, жестоко подавляющий любое сопротивление оккупационному режиму

Одно другому не мешает. Можно быть и русским князем - защитником земли русской(первично - для укрепления своей личной власти) и ловким политиком-интриганом, ордынским вассалом, который в сложнейшей политической ситуации - хотел сыграть свою игру. Он действовал по обстановке. Александр Невский - не вписывается в каноны нынешнего "кондового патриотизма". Безусловно он - значительная личность. Князь, жестокий властолюбец, политик (интриган), смелый воин -заложивший, очень пунктирно, новое Московское ханство государство.

№209 дмироок
. Если снимут сериал обо всей жизни Александра Невского, то вполне может оказаться, что в том сериале он будет выглядеть не как патриот, защищающий свою землю от вражеского вторжения, а как верный вассал ордынских захватчиков, жестоко подавляющий любое сопротивление оккупационному режиму

№206 Виталий Иванов
А про Невского ведь можно было сериал снять почище "Россия молодая" или скажем "Русь изначальная"

Если снимут сериал обо всей жизни Александра Невского, то вполне может оказаться, что в том сериале он будет выглядеть не как патриот, защищающий свою землю от вражеского вторжения, а как верный вассал ордынских захватчиков, жестоко подавляющий любое сопротивление оккупационному режиму

И кстати, когда смотрю их, всегда думаю - вот те, кто стоял в первых шеренгах. это ведь стопроцентные смертники. И они это сами знали. Сзади толпа своих- не отступишь, даже если захочешь. Спереди толпа врагов, которых ты всё равно всех не убьёшь

Во времена мечей и копий во многих странах воины идя в бой выстраивались таким плотным квадратом, в греческом мире он назывался фалангой, вспомним знаменитую фалангу другого Александра-царя Македонии, понятно что первые ряды таких фаланг были обречены, покидание же строя фаланги, не важно, что бы спастись или наоборот кинуться на врага считалось воинским преступлением и совершивший его подвергался наказанию

№206 Виталий Иванов
Но с другой стороны, чё это на Петра Первого денег находили, на Жукова денег находили, а на Александра Невского не нашлось.

В СССР к героям был свой системный и чёткий подход. Тиран ( коими считались все цари) не мог быть героем фильма. Исключение - Пётр Первый. Это был "свой", не гнушавшийся черновой работы. Что касается Невского - не будь Гитлера у власти, и фильма бы не было. А после 1945 Невский уже стал не нужен. Он вполне мог остаться таким же "не снятым", как Дмитрий Донской, или Владимир Мономах, или "Тишайший", или. Ибо всё это классовые враги. А после 1945 у нас появилась первая Победа народа, без царей. Туда и ушёл весь цвет кинематографа. Поэтому и Жуков стал героем экрана. В России Александра Невского "возродили" исключительно благодаря Церкви, даже фильм сняли. Ибо только он реально и успешно противостоял католичеству, главному врагу РПЦ. Дмитрий Донской же русь от католиков не защищал, потому и безвестен до сих пор - нет ему места на телеэкране.

Сегодня день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Пробежал по телепрограмме - ни на одном более менее крупном канале нет фильма "Александр Невский". Даже на канале "Звезда" нет (позорники).
И кстати странно, что всего лишь один фильм снят про него. Пусть конечно гениальный, но всего один. Да ещё которому скоро уже сто лет будет. Что то советский кинематограф эту тему вообще не трогал. А про Невского ведь можно было сериал снять почище "Россия молодая" или скажем "Русь изначальная". Хотя конечно такие фильмы требуют огромных денег. Но с другой стороны, чё это на Петра Первого денег находили, на Жукова денег находили, а на Александра Невского не нашлось.
Надо признать, что при тех убогих технических возможностях батальные сцены сняты просто здорово. И кстати, когда смотрю их, всегда думаю - вот те, кто стоял в первых шеренгах. это ведь стопроцентные смертники. И они это сами знали. Сзади толпа своих- не отступишь, даже если захочешь. Спереди толпа врагов, которых ты всё равно всех не убьёшь. К тому же это только в кине мечом по часу машут направо и налево. В жизни ведь пять -десять, ну пятнадцать (у былинных богатырей)минут и всё, рука устала. И тебя зарубит свежий враг. Кстати судя по фильму, немцы были более мудрее в тактике (именно в тактике) ведения боя. Стены из больших щитов, десант из под этих стен и т.д. наши в основном закидывали немцев своими трупами. Уж не знаю. откуда сценарист это взял, сам придумал или с военными историками советовался. Но в плане ведения боя немцы выглядят намного грамотней и аккуратней. Другое дело, что мы защищали свою землю, и поэтому вся их грамотность и аккуратность ушла вместе с ними под лёд.

Читайте также: