Сочинение по эпилогу преступление и наказание

Обновлено: 05.07.2024

Эпилог начинается с описания того, что произошло с героями после признания Раскольникова в убийстве. Дуня вышла замуж за Разумихина, и они обусловились, что непременно через 5 лет переедут в Сибирь и начнут новую жизнь всей семьёй, Пульхерия Александровна помутнела рассудком, переживая за своего сына, и вскоре скончалась, а Сонечка поехала за Родионом в острог. Причина же этого поступка Сони заключается в её характере, в её глубокой вере.

Она не могла бросить того, кто в ней нуждался, и поэтому жертвовала всем ради других. Хоть во время их первой встречи Раскольников лишь осуждал её и пытался доказать правоту своих взглядов и ошибочность, бессмысленность всех её страданий, но она почувствовала, что только ей под силу спасти его, и поэтому отправилась вместе с ним. Чистота сердца, безграничная любовь, желание помогать другим и способность страдать ради кого-то — главные черты Сонечки, которые определяют её поступки.

Рекомендуем прочесть: Сколько составляет детское пособие до 18 лет матери-одиночке в воронежской области

Анализ эпилога Преступления и наказания

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Сочинение-рассуждение Какова роль эпилога в романе Ф

Вам может понравиться => Вернуть Исполнительный Лист От Приставов Без Исполнения Исполнительский Сбор

Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за “униженных и оскорбленных” пронизаны произведения писателя-гуманиста. Роман “Преступление и наказание” […].

“Двойники” Раскольникова (о романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского)Система образов в “Преступлении и наказании” строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его к сознанию ее ложности. Герою романа кажется, что он ответственен только перед собственной совестью. Суд других он принципиально отвергает. И все же, при всей его замкнутости, эгоцентричности, он не может разорвать объективно существующие связи с внешним миром. […].

Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.

Вторая часть эпилога более продумана и насыщена подробностями страдания заключенного. Он убивается душевными страданиями о своей печальной судьбе и кается, что сам себя же погубил. Он понимает бессмысленность своего поступка, что этим он не изменил суровую реальность и ничего никому не доказал. Затворническая жизнь отгораживает его от других заключенных, которым Родион не по нраву, его избивают.

Целые селения и города заражались моровой язвой и сумасшествовали: не знали, что считать злом, что добром, убивали друг друга в бессмысленной злобе, забыли ремесла. Начались пожары, голод. Спаслись только избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь. Людей истребляли трихины – круглые черви, личинки которых паразитируют в мышцах животных и с их мясом передаются человеку.

Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было еще показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Красавец Раскольников не принят народом не просто за убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди не признали за ним право убивать.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута.

Учитель: Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Раскольников понимает, что стать человеком можно лишь при наличии в себе силы, не имеющей ничего общего с его мечтой. И это понимание приводит его к Евангелию.

Гдз, сочинения, биографии

Достоевский Преступление И Наказание Анализ Эпилога

Преступление и наказание — смысл произведения. Никогда не бывает одного без другого. И Достоевский хотел донести до читателей ту мысль, что никто не осудит тебя за твоё преступление суровее и беспощаднее, чем твоя совесть. Даже если ты избежишь наказания от людей, то от наказания совести тебя не скроет ни один самый отдалённый закоулок Вселенной.

Гдз, сочинения, биографии

Для христианской идеи – это Дуня и Лизавета, для идеи индивидуализма – Лужин и Свидригайлов.

Анализ эпилога; Преступления и наказания

Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.

После суда над Раскольниковым его друг Разумихин продолжил учебу в университете в Петербурге. Разумихин и Дуня планируют через 5 лет переехать в Сибирь поближе к Раскольникову, предварительно накопив для этого денег. Молодые супруги Разумихины поддерживают переписку с Соней, которая сообщает им подробности о жизни Родиона на каторге.

Рекомендуем прочесть: Выплачивают Ли Стипендию Многодетным В Сгупс

Спустя 9 месяцев каторги в душе Раскольникова происходит перелом: судя по всему, он раскаивается в преступлении. Он также искренне раскаивается в том, что был несправедлив к доброй Соне. В отношениях молодых людей начинается новый этап: Соня наконец чувствует, что Раскольников ее любит. Герои счастливы, что есть друг у друга. Они терпеливо ждут окончания каторги. Раскольникову остается 7 лет срока.

В первой части эпилога автор подробно описывает судебный процесс над преступником. Казалось бы, интриги нет, ведь арестант не скрывает, что именно он лишил жизни ростовщицу, рассказывает подробности убийства. Именно честность и откровенность смягчает гнев судьи, и тот приходит к выводу, что подсудимый убил в состоянии помешательства и не отдавал отчета своим действиям. Его осуждают на 8 лет заключения и отправляют в Омский острог (Сибирь). Вслед за ним едет и Соня.

(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, — это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)

Роль эпилога в романе Ф

Мировое признание “Преступления и наказания” определяется, прежде всего, нравственной сущностью Раскольникова. Он переступает существующие нравственные законы лишь потому, что убедил себя в их ложности. И он беспрерывно ждет подтверждения своей правоты именно в нравственном сознании любого другого человека (прежде всего Сони) и одновременно целого мира: ведь Соня для него, как он сам говорит, есть воплощение “всего человеческого страдания”, перед которым он преклоняется.

Вам может понравиться => Алименты С 3 Ндфл Как Разбить По Месяцам

В более глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно назвать психологической, Фёдор Михайлович впускает читателей в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Можно заметить, насколько сильно меняется Родион Романович во время отбывания наказания в Сибири. Главный герой понимает, насколько он счастлив, ведь у него есть любимая девушка, с которой он проживёт долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что впереди – долгие и долгие годы, которые он может прожить так, как захочет. Возникает ощущение, что Раскольников, слепой ранее, внезапно прозревает – настолько кардинально меняется его мировоззрение и отношение к жизни вообще.

Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства. Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.

Вариант 2

Эпилог состоит из двух частей. В первой писатель рассказывает об судебном процессе над главным героем. А также о том, как сложилась судьба наиболее близких ему людей: матери, сестры, друга. Стоит отметит, что пейзаж очень важен в этой части романа.

Ему непонятно из-за чего так происходит? Ответ он получает во сне про. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто возникли некие микроскопические трихины. Их действие необычно. Те, кто ими заболевают, делаются бесноватыми, но они считают, что правы и совершенны. Очнувшись, главный герой не понимает, но ощущает душой то, что неосознанно возненавидели в нем каторжники: он поражен этой заразой! Она является неверием, гордыней, презрением к другим! И когда Родион видит свою любимую, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не беспросветная, а дарующая свет, заставляет его склониться к ее ногам в рыданиях. Слезы очищают мятущееся сердце!

Это истинная кульминация произведения! Это — победа любви и веры! Это — истинное раскаяние, которое дает возможность спасения любого грешника! Именно в этой части произведения, ощущаются что-то светлое и жизнеутверждающие. Они предвещают духовное возрождение Родиона. Тут чувствуется вера Достоевского в то, что в каждом сердце присутствует искра Божья. Это подчеркивается тем, что в эпилоге еще раз упоминается Евангелие и воскресение Лазаря.

Пролог и эпилог в литературе

Пролог и эпилог (от греч. pro­l­o­gos — предисловие; epi­l­o­gos — послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии — как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.

Пролог и эпилог в драме

В античной драме пролог — это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.

Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное.

Пролог и эпилог в эпосе

В эпосе пролог и эпилог начинают утверждаться вместе с развитием индивидуального творчества. В просветительском романе (у Филдинга, Голдсмита, Чернышевского), в таком дидактическом жанре, как басня, автор стремится дать точное направление для читательского восприятия, четко установить собственную мысль.

19‑м веке лирика все активнее вторгается в жанровую систему эпоса: развивается повесть с ее многообразными отступлениями от основной повествовательной линии, появляется очерк, а поэма превращается в лиро-эпическое образование. Именно в противостоянии ей и определяются теперь такие сюжетные компоненты, как пролог и эпилог. Здесь писатель высказывает то, что не может быть выражено через описание событий.

Поражают метаморфозы, происходящие в конце эпилога с Рудиным. На протяжении всего романа он бездействует, разглагольствует и рефлектирует, а затем погибает на парижских баррикадах с красным знаменем в руке. Эпилог существенно меняет сложившиеся читательские представления, он подводит к мысли о том, что решительно проявить себя Рудину мешала, очевидно, вовсе не натура, а обстоятельства.

Прологи и эпилоги в лирике

Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание

Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

Но он сам утверждал, что совершил преступление осознано. Он планировал всё – с холодным умом. Такие признания не шли ему на пользу. В результате, Родиона осудили, но не так строго.

Из эпилога мы узнаём, что Дуня вышла замуж. Соня осталась при арестанте в Сибири.

Также рассказывается в эпилоге, что мать его очень страдала, почти сама помешалась. Она начала подходить к незнакомым людям и говорить им, что сын у неё хороший, что он детей спас… Родион волновался за неё, спрашивал. Но он сам впадал в какую-то депрессию. Когда ему (не сразу) сообщили об её смерти, он не особенно отреагировал. Но через какое-то время он сам оказался в госпитале (с арестантами).На этоми заканчивается эпилог и само произведение.

Предисловие и послесловие

Может быть, мы будем говорить очевидные вещи, но пусть уж читатель на нас не сердится. Итак, когда автор написал книгу, и его издатель просит написать к ней предисловие, то в последнем писатель может написать все, что его душе угодно.

А если мы спрашиваем себя: эпилог в литературе – это что такое, то тут совершенно иной подход. Автор не может в форме размышлений преподнести читателю личные переживания. Когда говорят об эпилоге или прологе, то имеют в виду части литературного произведения, впрочем, не слишком обязательные составляющие.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Преступление и наказание проблемы

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Ф.М. Достоевский - писатель гениальный, виртуозный и одновременно страшный. Всех своих героев: и униженных и оскорблённых, и их оскорбителей, – он видит до таких глубин, на которые сам человек не погружается, ибо там кончается кислород и начинается анатомирование, распад на атомы.

Его герои, живущие сердцем, остаются человеческими типами, вполне доступными для читательского понимания и сострадания. Но там, где кто-то из них начинает действовать умом, стремясь вывести закономерности, чтобы опереться на них, не жди добра, а будь готов к какой-нибудь теории о "крови по совести".

У остальных же лиц романа, имеющих неодолимое влечение к рассуждениям и умозаключениям, это стремление явно болезненное, будто только нездоровые люди с патологиями сознания и имеют исключительное право думать и анализировать. И только их и надо слушать. Правда, при этом они обязательно заходят в тупик, мучаются от безысходности, заставляя читателей тоже страдать.

При этом эпилог произведения является выходом из сложного лабиринта человеческих историй, переплетения их судеб, ужасающей внутренней борьбы главного героя с самим собой, способной свести с ума.

Но великий гуманист Достоевский убеждает, что к любому преступнику, в котором есть искра добра, придёт освобождение от духовной болезни, заблуждений и будет указан спасительный выход.

Так, Родиону Романовичу послана Соня. Её вера в евангельский призыв отдать душу за ближнего своего, молчаливая готовность идти на каторгу с попавшим в беду заблудшим человеком и не осуждать его пробили стену отчуждения.

Все люди на каторге полюбили Соню, намного раньше оценив её самоотречение, чем сам герой. А ему предстояло понять спасительную силу любви только после её и своей болезни, страха потерять ставшего необходимым и близким ему человека.

На грани физического и духовного выздоровления Раскольникову привиделся в бреду сон, будто весь мир попал в плен неведомой моровой язве. Спасение предстояло найти немногим избранным.

Но по какому признаку, они будут отобраны, было неизвестно. Истиной не обладал никто. Люди теряли рассудок, погибали. Добро и зло стали для них неразличимы.

После пробуждения Раскольников понял, что пережил в своей жизни подлинный сон-бред, который, как пелена, спал с глаз. Началось духовное выздоровление и освобождение от чудовищной дьявольской теории о сверхчеловеке и твари дрожащей.

Герой поверил, что впереди у него целая жизнь, по которой он пойдёт не один. Круг одиночества был разомкнут и открыт путь к людям.

Эпилог и его роль в Преступлении и наказании

Эпилог и его роль в Преступлении и наказании

Популярные сочинения

Я считаю, что человека можно и нужно судить и определять только по поступкам, которые он совершает на протяжении всей своей жизни. Именно поэтому, при выборе своих друзей я обращаю внимание на их сущность и наклонности.

Нецензурную лексику мы слышим повсюду: дома, на улице, в дружеских разговорах и переписках, в транспорте и в общественных местах. Нецензурная брань, на мой взгляд – тяжёлая и страшная болезнь современности

Всем ходом романа, цепью эпизодов, структурной
совокупностью примененных им художественных
средств Ф.Достоевский показал полное крушение
идеи Раскольникова.
В черновиках “Преступления и наказания”
Достоевский под словами “идея романа” записал: “Человек
не родится для счастья. Человек заслуживает свое
счастье страданием. Тут нет никакой
несправедливости, ибо жизненное знание и
сознание “приобретается опытом pro и contra, которое
нужно перетащить на себя”.

К полному “жизненному знанию”, к истине
Раскольников идет через страдание.
Он страдает от социального зла, бросается к
ложному выходу из него, обрекает себя на муки
нравственного отчуждения и, наконец, через
болезненную ломку ложных убеждений постепенно
обретает общность с людьми.

Зачем же писателю понадобился еще эпилог?
Как правило, эпилог сообщает информацию о
судьбах персонажей за пределами романного
времени. В эпилоге Д. показывает, в каком
направлении изменяет Раскольникова время.
Эпилог состоит из 2-х частей.

Назовем основные события, составляющие
содержание 1-ой части эпилога.

1) Судопроизводство по делу Раскольникова
прошло без больших затруднений;
2) суд принял во внимание “чистосердечное
раскаяние” Раскольникова и много других
смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно
легкий приговор – каторжные работы второго
разряда в течение восьми лет,
3) еще в начале процесса мать Раскольникова
заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
4) Дуня вышла замуж на Разумихина;
5) Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и
эпилог в нем носит своеобразный характер.
Достоевскому надо было еще показать, что идея
Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом,
во имя которого и замышлялась. Красавец
Раскольников не принят народом не просто за
убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди
не признали за ним право убивать.
Мотив отвержения не получил полного развития в
самом романе. Раскольников не хотел считаться с
мнением не только процентщицы, но и Лизаветы,
Миколки, мещанина и других. Но и они не понимали
героя, что особенно ярко проявляется в сцене
покаяния на площади. Уговаривая Раскольникова
покаяться, Соня убеждала его прислушаться к
голосу народной совести.
Зачитаем страницу покаяния: “Поди на
перекресток, поклонись народу, поцелуй землю,
потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему
миру вслух: “Я убийца”. Он весь задрожал,
припомнив это. И до того уже задавила его
безвыходная тоска и тревога всего этого времени,
но особенно последних часов, что он так и ринулся
в возможность этого цельного, нового, полного
ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг
подступило: загорелось в душе одной искрой и
вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем
размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и
упал он на землю… Он стал на колени среди
площади, поклонился до земли и поцеловал эту
грязную землю, с наслаждением и счастием…”

Покаяние перед народом не имело ничего общего с
признанием своей вины перед Порфирием, перед
государственным судом. Исповедь на площади
должна была помирить Раскольникова с народом.
Народ принял его за пьяного, отнесся к покаянию
иронично.

II ч. эпилога. Р. и на каторге ни с кем не мог
сойтись. Он стыдился всех, даже Сони. Каторжане
тоже сторонились Раскольникова: “Казалось,
он и они были разных наций. Он и они смотрели друг
на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и
понимал общие причины такого разъединения; но
никогда не допускал он прежде, чтобы эти причины
были на самом деле так глубоки и сильны… Его же
самого не любили и избегали все. Его даже стали
под конец ненавидеть… Презирали его, смеялись
над ним, смеялись над его преступлением те,
которые были гораздо его преступнее”. “Ты
барин! – говорили ему. – Тебе ли было с топором
ходить; не барское вовсе дело”.

Если “мокрое дело” не единило
Раскольникова даже с уголовниками, то это
означало одно: идея, лежавшая в основе убийства,
превращала героя во врага народа.
Почему же все-таки Раскольников тогда не убил
себя? Как отвечает Достоевский?
Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с
мучением задавал себе этот вопрос и не мог
понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой,
может быть предчувствовал в себе и в убеждениях
своих глубокую ложь. Он не понимал, что это
предчувствие будущего перелома в жизни его,
будущего воскресения его, будущего взгляда на
жизнь”.

И тот факт, что здесь, на каторге, где никому не
нужно знать, по какой теории он совершил
преступление, Раскольников снова обращается к
своей теории и снова оправдывает ее перед самим
собой, свидетельствует о том, что осознанно или
неосознанно, но она уже поставлена под сомнение,
иначе не было бы необходимости так горячо
оправдывать ее, и что для окончательного
перелома нужен только какой-то толчок.

Что послужило таким толчком для окончательного
перелома Раскольникова?
Его размышления об отношениях между ними и
каторжными и между каторжными и Соней (“пропасть
между ними и всем этим людом”).

“Неразрешим был для него еще один вопрос:
почему все они так полюбили Соню?”
И то, что Раскольников заметил эту пропасть
между собой и каторжными, заметил, с какой
любовью они относятся к Соне, означает его
поворот к жизни, поворот, еще им не осознанный.
Кроме того, разрушает остатки веры
Раскольникова в его теорию сон, приснившийся
ему, когда он уже выздоравливал. Вновь нарождение
нового человека происходит в состоянии
беспамятства. Это катастрофический переход из
одного мира в другой, сопровождающийся
разрушением старого и становлением нового
сознания. Идеологическая болезнь выходит,
возвращается духовное здоровье. В этот
переломный момент Раскольникова посещает
колоссальное пророческое видение. Свежи еще
следы пережитого, и возрождающаяся душа опознает
мучающих ее и выходящих из нее духов зла. Что
предвещает сон Раскольникова в эпилоге?

“Он пролежал в больнице весь конец поста и
Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны,
когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в
болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то
страшной, неслыханной и невиданной моровой язве,
идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были
погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих
избранных. Появились какие-то новые трихины,
существа микроскопические, вселявшиеся в тела
людей. Но эти существа были духи, одаренные умом
и волей. Люди, принявшие их в себя, становились
тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда,
никогда люди не считали себя так умными и
непоколебимыми в истине, как считали зараженные.
Никогда не считали непоколебимее своих
приговоров, своих научных выводов, своих
нравственных убеждений и верований. Целые
селения, целые города и народы заражались и
сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали
друг друга, всякий думал, что в нем в одном и
заключается истина, и мучился, глядя на других,
бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не
знали, кого и как судить, не могли согласиться,
что считать злом, что добром. Не знали, кого
обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг
друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались
друг на друга целыми армиями, но армии, уже в
походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды
расстраивались, воины бросались друг на друга,
кололись и резались, кусали и ели друг друга. В
городах целый день били в набат: созывали всех, но
кто и для чего зовет, никто не знал того, а все
были в тревоге. Оставили самые обыкновенные
ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли,
свои поправки, и не могли согласиться;
остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались
в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись
не расставаться – но тотчас же начинали
что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами
предлагали, начинали обвинять друг друга,
дрались и резались. Начались пожары, начался
голод. Все и все погибало. Язва росла и
подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем
мире могли только несколько человек; это были
чистые и избранные, предназначенные начать новый
род людей и новую жизнь, обновить и очистить
землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто
не слыхал их слова и голоса”.

В видении Раскольникову открывается сущность
его духовной болезни и то, что немочь эта
общечеловеческая. Он ощутил свое душевное
помутнение как часть духовного заражения
общества.
Целые селения и города заражались моровой
язвой и сумасшествовали: не знали, что считать
злом, что добром, убивали друг друга в
бессмысленной злобе, забыли ремесла. Начались
пожары, голод. Спаслись только избранные,
предназначенные начать новый род людей и новую
жизнь. Людей истребляли трихины – круглые черви,
личинки которых паразитируют в мышцах животных и
с их мясом передаются человеку.
Аллегория очевидна: низменное и животное
передастся человеку через “вселявшихся в тела
людей духов, одаренных умом и волей”. Образ
трихинов использован потом Максимилианом
Волошиным в стихотворении “Трихины”:
Исполнилось пророчество: трихины
В тела и в дух вселяются людей.
И каждый мнит, что нет его правей.
Ремесла, земледелия, машины
Оставлены. Народы, племена
Безумствуют, кричат, идут полками,
Но армии себя терзают сами,
Казнят и жгут: мор, голод и война.
Ваятель душ, воззвавший к жизни племя
Страстных глубин, провидел наше время:
Пророчественною тоской объят,
Ты говорил, томимый нашей жаждой,
Что мир спасется красотой, что каждый
За всех, во всем, пред всеми виноват.
Так очень своеобразно отразилось в больном
воображении Раскольникова картина будущего
мира, если бы в нем восторжествовала идея
Раскольникова о разделении людей на “высший” и
“низший” разряды. Идея покидает его ум после
видения, где она показана в полном развитии своей
разрушительной силы — в виде моровой язвы,
уничтожающей чуть ли не все человечество. Но
Достоевский не заставляет Раскольникова прямо
разубедиться и отказаться от своей теории, что
выглядело бы откровенно натянуто. Просто в
какой-то момент герой отдается “живой жизни”,
непосредственным сердечным чувствам.

И как спасение от этих страшных грез – желание
видеть Соню, которую он замучил своим
равнодушием и высокомерием, которая “всегда
протягивала ему свою руку робко, иногда даже не
подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет
ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку,
всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно
молчал во все время ее посещения”.

Достоевский подчеркивает в эпилоге осознание
скорого перелома: чем хуже идут дела в мире, тем
необходимей спасение. “Претерпевший до конца
спасется
” – таким претерпевшим до конца в
эпилоге и оказывается Раскольников. На пике
мучивших его ужасов его пронзила любовь. И первым
живым чувством, воскресившим его, была любовь к
Соне. До сих пор на протяжении всего романа он
только пользовался ее любовью как единственной
нитью, связывающей его с людьми, но отвечал ей
одной холодностью, жестоко мучая и безжалостно
перекладывая часть своей тоски на ее хрупкие
плечи. Ныне же, по выздоровлении от болезни его
безотчетно потянуло к ней и “бросило к ее
ногам”. Это уже не демонстративный жест, подобно
поцелую ноги при первом свидании, но
символический знак смирения в любви “гордого
человека”. Теперь “сердце одного заключало в
себе бесконечные источники счастья для другого”
.
Евангелие пока еще не читается Раскольниковым.
Но мы помним, что у самого писателя как раз на
каторге произошел духовный перелом, и потому
естественно можем предположить, что он верит в
реальность будущего прихода к Истине и
воскресение своего героя.
В оценке эпилога мнения исследователей, как
правило, разделяются: одним он кажется натянутым,
монологически прекращающим полифонию голосов в
романе, искажающим первоначальный замысел
характера Раскольникова. Нам же кажется, что он
логически вытекает из всей философской
концепции романа.
Проблема, над которой бился герой Достоевского
(Как освободить человека от страданий?), осталась
в романе нерешенной. Но на пути к ее решению,
писатель совершает подлинные открытия в
сложнейшей сфере человеческих отношений. Читая
роман, мы думаем о том, что ложные теории сознание
своей исключительности, презрение к
человеческому “муравейнику” – все
рассеивается перед лицом истинной любви к людям.
Вслед за Достоевским мы думаем о величии той
задачи, которую он ставит перед искусством”.

“Восстановление погибшего человека,
задавленного несправедливо гнетом
обстоятельств… оправдание униженных и всеми
отринутых парий общества”.

(Пария – (тамильск. paraiyan – в Южн. Индии человек,
стоящий вне каст и потому лишенный тех прав,
которые принадлежат кастам) – отверженное,
угнетаемое, гонимое существл)

“Любовь к ближнему – единственный выход из
безвыходных страданий” (Д.).

Мировое значение Д-го.
Мировое признание “Преступления и наказания”
определяется, прежде всего, нравственной
сущностью Раскольникова. Он переступает
существующие нравственные законы лишь потому,
что убедил себя в их ложности. И он беспрерывно
ждет подтверждения своей правоты именно в
нравственном сознании любого другого человека
(прежде всего Сони) и одновременно целого мира:
ведь Соня для него, как он сам говорит, есть
воплощение “всего человеческого страдания”,
перед которым он преклоняется.
Нравственная сущность Раскольникова
непосредственно выражается в том, что каждый
свой шаг он меряет целым миром. Это свойственно и
всем другим основным героям в романе. Ф.М.
Достоевский – это писатель, который не дает
готовых рецептов, он учит мыслить.

Дополнительный материал.
Контрольные вопросы к “Преступлению и
наказанию”:
Какое место занимает роман “Преступление и
наказание” в творчестве Достоевского?
Каковы основные принципы изображения героев
Достоевским?
Каким предстает перед нами Петербург в
“Преступлении и наказании”? В чем отличие
образа Петербурга у Достоевского от Петербурга
Пушкина, Гоголя, Некрасова?
Чем было спровоцировано появление на свет и
окончательное формирование теории
Раскольникова? изложите сущность самой
теории.
Каковы были мотивации Раскольниковым своего
преступления?
Как изменялось душевное состояние
Раскольникова до и после совершения
преступления? В чем состояло само преступление?
Расскажите о смысле названия романа.
Кого и на каких основаниях можно считать
двойниками Раскольникова?
Какова роль снов в романе?
В чем специфика женских образов романа?
Какую роль в судьбе Раскольникова сыграли
семья Мармеладовых, Соня, Порфирий, Свидригайлов?
В чем значение эпилога романа?

Библиография.
Анненский И. Книга отражений. Статьи разных лет.
// Избранное. М., 1987.
Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского
“Преступление и наказание”. Комментарий.
М., 1985.
Бердяев Н.А.Миросозерцание Достоевского. // О
русских классиках. М., 1993.
Кожинов В. “Преступление и наказание”
Ф.М.Достоевского. // Три шедевра русской классики.
М., 1971.
Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество
// Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Посмотрите эти сочинения

Читайте также: