Сочинение на тему смысл названия

Обновлено: 01.05.2024

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Как и главный герой Гринёв, так и Маша на протяжении романа становится настоящей личностью, с положительными качествами характера. Маша как истинная дочь любит и уважает своих родителей, также она не может перечить воле родителей Петра, которые отказываются дать согласие на брак их сына, мирно соглашается с ними. В дальнейшем родители Петра принимают Машу с искренним радушием, они видят в ней благородную девушку, несчастную сироту.

В своей любви к Петру Маша раскрывается как верная спутница. Она искренне любит Гринёва, она готова отказаться от брака с ним, лишь бы Пётр не перечил воле своих родителей, лишь бы он был счастлив, пусть даже не с ней.

Силу и смелость своего характера Маша раскрывает в эпизоде её поездки в Петербург к Екатерине II. Перед читателем предстаёт новая Маша, решительная, готовая спасти своего возлюбленного, оправдать его в глазах самой императрицы. Настоящие чувства, неподдельная любовь, искренние эмоции убеждают императрицу в невиновности Петра. Тем самым скромная Маша спасает Гринёва.

Маша Миронова – идеальная героиня А. С. Пушкина, которой он восхищается, в честь которой был назван его роман.

Смысл названия произведения Капитанская дочка

В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.

Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.

Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.

Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.

С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.

Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.

Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.

С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.

Почему произведение называется так?

Капитанская дочка — смысл названия

Свободно жить, будучи не обремененными налогами, эти люди не могли. Причиной тому было распределение земель между вотчинниками, помещиками, государством, при котором не учитывалась потребность крестьян в собственных землях для ведения подсобного хозяйства. Пошло разделение крестьян на владельческих и черносошных.

Вторые проживали на землях, принадлежавших государству. Будучи формально свободными, они все равно были обязаны работать на государство. Выполняли такую повинность, как тягло, несли службу в войсках. В случае Пугачева, когда он хотел уйти в отставку, ему не дали этого сделать, что послужило толчком к внутреннему бунту, который впоследствии вылился в казаче — крестьянское восстание. Оно было подавлено властями и теми, кто даже в чем — то сочувствовал восставшим и понимал их, но были верны своей присяге: это и комендант Белогорской крепости — отец Маши и Петр Гринев, ее возлюбленный. Они быстро почувствовали симпатию друг к другу, так как были людьми одного и того же воспитания в духе чести, преданности и долга. У обоих был жизненный стержень.

Петр и Маша были влюблены по — настоящему, не на словах, а на деле. Доказательством тому служит тот факт, что кроткая девушка, обладая стойким характером и силой воли, ради своего любимого решается на рискованный шаг – просить помилование для своего любимого. Царица могла рассердится и приказать казнить обоих, но Маша не думает о себе, все ее мысли заняты спасением любимого человека, обвиненного в сговоре с мятежником Пугачёвым. Екатерина вторая не стала лишать девушку родной души, ведь у нее, кроме Петра, никого нет. Ее отец погиб, защищая крепость.

Другие сочинения: ← Критика о произведении Дубровский↑ ПушкинИван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка →

Это произведение написано от имени молодого человека, оказавшегося по долгу службы в одной из оренбургских крепостей, где он познакомился с семьей начальника крепости — капитана Миронова и его дочерью. И так случилось, что, не имея вокруг иных объектов для обожания (откуда же взяться девушкам в военной крепости), Петр Андреевич Гринев подружился с Машей, дочерью капитана Миронова.

С момента появления Гринева в крепости и до последней страницы практически все события в той или иной мере связаны с Машей, вращаются вокруг нее.

Сначала к Гриневу приходит Швабрин, и как бы между делом говорит о капитанской дочке всякие гадости. Далее следует увлечение Гринева литературой, его стихотворение, в котором он упоминает Машу. Дуэль, состоявшаяся между Гриневым и Швабриным из-за этого стихотворения, и из-за того что Гринев вступился за честь любимой девушки.

Затем Маша ухаживает за раненным Петром Андреевичем. Письма, отправленные отцу Гринева, и ответ от него, тоже в той или иной степени касаются этой девушки. Разозленный безумным поведением сына, отец отказал ему в разрешении на брак. А Маша категорически отказалась выходить замуж без родительского благословения Гриневых. Этот факт свидетельствует в пользу Маши, говорит о нравственной чистоте нашей героини.

Затем происходит захват крепости. Все события в крепости, смерть родителей настолько расстроили Марию Ивановну, что она слегла с горячкой. Добрая жена священника, рискуя жизнью, взяла на себя заботу о ней. Да шустрая крепостная девка Палашка не покидала свою хозяйку, была с ней рядом.

Больная Маша оставалась в крепости, в которой начальником был назначен Швабрин. Когда Маша стала немного поправляться, Швабрин пытался угрозами, запугиванием склонить Марью Ивановну на брак. Но скромная и робкая девушка тут проявила удивительное мужество и стойкость. Она была готова умереть, но лишь бы не выходить за Швабрина замуж. Палашка нашла человека, чтобы передать Петру Андреевичу письмо от Маши. Гринев обратился за помощью к Пугачеву. Таким образом, эпизод встречи Гринева с предводителем разбойников тоже состоялся ради капитанской дочки.

Эта встреча оказалась спасительной для молодого Гринева. Он был освобожден из заточения, вышел в отставку, вернулся в имение отца и женился на Марии Ивановне.

Таким образом, все события, описанные в этом произведении, в той или иной степени связаны с Марией Ивановной. Наряду с главным героем и рассказчиком этого произведения, Маша Миронова является героиней первого плана. Поэтому Пушкин и дал этому произведению такое название.

Значимость образа Маши Мироновой объясняется и сюжетом художественного текста. О.Я. Поволоцкая писала:

Любовный треугольник, центром которого является Маша Миронова, становится двигателем сюжета и помогает Пушкину раскрыть характеры Гринёва и Швабрина.

Автор: Ксения Яблокова

Сочинение капитанская дочка на тему смысл названия романа

Молодёжь, жившая, когда российский престол занимал Николай Первый, была очень похожа на Печорина. В тот период времени максимально ограничивалась свобода мысли и слова, так как правительство опасалось того, что может вновь произойти нечто вроде восстания декабристов. Тем временем множество молодых людей, образованных и умных, было готово менять реальность, посвятить этому всю свою жизнь. Однако общество их не принимало. По этой причине целое поколение не смогло реализовать себя и свои возможности.

За этим последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Они не смогли стать счастливыми и осчастливить других. Лермонтов показал всех этих несчастных людей в лице одного Печорина. Они были талантливы и могли сделать многое во благо общественности, но им это не удалось. В этом состоит их трагедия, они — герои своего времени. В этом как раз и заключается смысл названия романа.

Нельзя не сказать, что Лермонтов достиг нескольких целей в этом произведении. Во-первых, был раскрыт и описан психологический портрет молодёжи начала девятнадцатого века. Во-вторых, была поднята проблема человека и эпохи. В-третьих, произведение можно понимать так, что в каждую эпоху есть свой герой, и он соответствует времени.

2 вариант

Современные литературоведы считают, что писатель пытался донести до читателя мысль: готовы ли они на самом деле воплотить в жизни тот высокий идеал, к которому стремятся? Умные и образованные, но эгоистичные и самовлюбленные, живут ли они, как и главный герой. Этот вопрос олицетворялся в названии романа.

Современники неоднозначно восприняли выход произведения на свет. Одни поддерживали его, считая, что автор прекрасно раскрыл образ нереализованного, но тоскующего по великим свершениям, человека того времени. Другие же считали, что роман является некой карикатурой, призванной высмеять пороки молодого поколения.

Сочинение 3

Одним из самых известных творений Лермонтова было и остается произведение Герой нашего времени. В нем он описывает жизнь молодого поколения. В это произведение автор заложил глубокий смысл. Для написания романа основной целью писателя было передать характеристику молодежи того времени, в котором он жил сам автор.

Печорин и молодежь, жившие во времена когда страной правил Николай 1, были очень схожи между собой. В эти время свобода слова и мысли были ограниченны, потому что правительство боялось что произойдет очередное восстание. Общество не принимало людей, которые были образованны и умны. Они готовы были менять жизнь, но по причине того, что общество не хотело их принять таковыми какие они есть, они так и не смогли реализовать себя. Печорин был немного нагловат в своем поведении, иронично и с сарказмом дает оценку всем людям. Он подчеркивает недостатки и слабости каждого, он с легкостью мог унизить человека, для своей выгоды и корысти.

Он как и многие своим поведением противопоставляет себя обществу. Он был избалован, и к событиям происходящим в его жизни он относился не скрывая свои разочарования избалованного человека.

У людей того поколения не было ни каких целей в жизни, они не могли быть счастливыми. Михаил Юрьевич показал их всех в одном Печорине. Печорин как и другие был талантлив, он мог сделать многое для блага общества, но не смог. В этом и есть трагедия - он герой своего времени. Именно это и заключается в смысле названия произведения.

Лермонтов хотел достичь многих целей написав этот роман. Первой и основной целью названия было, раскрыть портрет молодого поколения той эпохи. Вторым по плану было поднять проблемы человека. И третьей основной целью, для автора было показать, что у каждой эпохи есть ее герой, который полностью соответствует тому времени в котором живет.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия романа Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Данная картина писалась с целью показать людям чудесную природу, которая рядом с нами. Героем данного произведения можно назвать лес, который показан великим и дремучим. Шишкин изображает ели очень

Человеку даруется жизнь, а вместе с ней способность все чувствовать: радоваться, печалиться, восхищаться, горевать, переживать. И вся эта гамма ощущений рождает в человеке способность творить

Одиссей со своими друзьями добрался по морю до страны циклопов, чтобы узнать, какой народ там живет. Первое, что они увидели, причалив к берегу, - пещеру циклопа Полифема, который жил в одиночестве и пас баранов.

Вариант 1

Герой описывается автором в одно и то же время похожим, непохожим на остальных сверстников. В Печорине как будто переплетается пара начал, пара личностей. Первая эгоистична, полна только любовью к себе и корыстью. А вторая не только неустанно борется за нравственность и справедливость, но и воспринимает действительность без особых прикрас.

Так почему роман имеет такое название? Какой в нем смысл? Ведь герой, по определению, должен всегда быть добрым, справедливым и готовым к самопожертвованию. Но в романе все совершенно не так. Игра слов помогает Лермонтову показать читателям, что в действительности немного людей, которые все-таки достойны высокого звания героя.

Общество окончательно испортило подрастающую молодежь: героизм ей не интересен. Новое поколение отличается от предыдущего безжалостностью и скупостью, желчью и честолюбием. Да, Печорин, довольно эгоистичен, но его не отпускают муки совести, но если бы он жил в другую эпоху, то, был бы совершенно другим человеком.

Вариант 2

В середине XIX века власть не позволяла людям иметь свое слово. Любое проявление свободомыслия подавлялось. А люди еще помнили судьбу участников декабрьского восстания. Кого-то казнили, кого-то отправили в ссылку. Народ не желал себе такой судьбы. Этот страх заставлял людей жить покорно и не показывать своего недовольства властью. В итоге в стране появилось много молодых, талантливых людей, которые не могли найти свое место в таких условиях.

Таковым являлся герой романа Печорин. Имея талант, он не может найти ему применение. У Печорина очень сложный характер. Он сам признает двойственность своей личности. Одна сторона совершает гадкие поступки, другая понимает, что это неправильно и ругает первую. Он вынужден был стать скрытным, злопамятным и жадным. Возможно он хотел быть другим, но власть не дает ни единого шанса для проявления человечности. Описание характера и поступков Печорина – это есть отражение всего поколения,”его пороки, в полном их развитии”, – так писал М.Ю. Лермонтов о своем романе. Такими становятся самые лучшие и воспитанные люди под влиянием общественной обстановки.

Само время сделало из способной молодежи жалкое поколение, которое не способно на проявление сострадания и щедрость. Героизм перестал интересовать молодежь того времени. Они не хотят дарить людям добро, а думают только о своих потребностях. Желчные и честолюбивые эгоисты. Они не виноваты в этом. Их вынуждают жить по таким законам. Власть диктует правила. Люди становятся господами или рабами, притесняющими или притесняемыми.

Дополнительные материалы для сочинения

При этом в современном литературоведении существует несколько версий происхождения названия романа и того смысла, который вложил в него автор. Кратко рассмотрим их.

Классическая версия происхождения названия романа

Произведение Мюссе рассказывало о судьбе молодого человека, который в исповедальной форме признавался в своих пороках, недостатках и рассказывал о событиях своей жизни, которые не могли вызвать уважения у окружающих.

Фактически, этот роман свидетельствовал о закате эпохи романтизма. В центре повествования стояла личность, ее внутренние переживания, однако они были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки.

Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, со свойственной этому литературному направлению верой в личность, в чистоту ее помыслов и стремлений.

Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия

К числу последних читателей произведения принадлежал известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Лермонтова глубокую истинность, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человечной психики. Белинский высоко оценил произведение автора, посчитав, что тот отразил в нем душевные метания всего своего поколения – людей образованный и умных, не лишенных зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающих, чем занять себя, не понимающих законов бытия и не могущих постигнуть смысла своей жизни.

Белинский рассматривал название романа достаточно широко: как произведение о герое для всего общества, которого, по сути нет (ведь Печорин не может быть предметом для подражания), и как историю о поиске настоящего героя.
Поэтому гениальный критик в своей статье, посвященной роману, предрекал сочинению М.Ю. Лермонтова блестящее будущее, ведь проблема поиска героя своего времени всегда будет стоять перед людьми самых разных общественных эпох.


Дек 15, 2019 | 0 комментариев

Смысл названия романа Герой нашего времени

Герой нашего времени — это социально психологическая работа Лермонтова, где автор изображает жизнь молодого поколения в тридцатые годы девятнадцатого века. Как и во многие другие работы, в название Герой нашего времени автор заложил смысл и определенную цель. Как раз о смысле названия романа Лермонтова Герой нашего времени кратко и поговорим в нашем сочинении.

Герой нашего времени — смысл названия

В романе Герой нашего времени автор прежде всего преследует цель — изобразить наиболее точный психологический портрет молодого поколения своего времени. Об этом писатель говорит и в предисловии, указывая, что образ героя — это портрет, состоящий из пороков, что были свойственны современникам. Это же указывает и смысл названия Герой нашего времени с цитатами из произведения.

Кстати, изначально Лермонтов назвал роман Один из героев начала века, но оно не было столь охватывающем смыл сюжета. Поэтому было выбрано другое название — Герой нашего времени, которое передает смысл произведения, ярко и содержательно рассказывает о поколении людей, живших во времена правления Николая Первого. Боясь повторения восстания декабристов, в эти времена пресекались все проявления свободомыслия. Вот и появлялись люди, подобные Печорину. Умные, образованные, с большим запасом энергии и желанием менять окружающую действительность. Но они оказались лишние для общества. Из-за невозможности реализации своих возможностей, поколение девятнадцатого века становится лишним и потерянным.

Смысл названия романа Герой нашего времени

Люди превращались в пилигримов, что скитались по земле, без убеждений, целей, без способности не только жертвовать ради блага других, но и ради своего счастья. Так в чем заключается смысл названия романа? А смысл в том, что Печорин действительно герой своего времени, и на примере его трагедии Лермонтов показал трагедию всех молодых людей, у которых был талант, но им так и не удалось его проявить.

Версии смысла названия романа Лермонтова

Имеется несколько версий смысла названия романа Лермонтова Герой нашего времени.

Согласно одной из них, смысл названия указывает на проблематику, что затрагивает писатель в произведении. Это проблема человека и эпохи.

Еще один вариант названия указывает на раскрытие психологического портрета личности, где сконцентрированы все черты, как положительные так и отрицательные, что были характерные современникам Лермонтова.

Имеется и еще одна трактовка смысла названия романа. Согласно ей, каждая эпоха или период заслуживает своего героя. Описанное автором время оказалось достойно людей, подобных Печорину.

В заключение хочется сказать, что какой бы смысл не закладывал писатель в название романа Герой нашего времени, оно выбрано удачно.

Молодёжь, жившая, когда российский престол занимал Николай Первый, была очень похожа на Печорина. В тот период времени максимально ограничивалась свобода мысли и слова, так как правительство опасалось того, что может вновь произойти нечто вроде восстания декабристов. Тем временем множество молодых людей, образованных и умных, было готово менять реальность, посвятить этому всю свою жизнь. Однако общество их не принимало. По этой причине целое поколение не смогло реализовать себя и свои возможности.

За этим последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Они не смогли стать счастливыми и осчастливить других. Лермонтов показал всех этих несчастных людей в лице одного Печорина. Они были талантливы и могли сделать многое во благо общественности, но им это не удалось. В этом состоит их трагедия, они — герои своего времени. В этом как раз и заключается смысл названия романа.

Нельзя не сказать, что Лермонтов достиг нескольких целей в этом произведении. Во-первых, был раскрыт и описан психологический портрет молодёжи начала девятнадцатого века. Во-вторых, была поднята проблема человека и эпохи. В-третьих, произведение можно понимать так, что в каждую эпоху есть свой герой, и он соответствует времени.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.

Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.

Ищите нас здесь

Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.

Любовная линия

От действий скучающего и развлекающего себя интригами Григория страдают женщины, которые искренне к нему относятся. Бэла, юная кавказская девушка, была украдена по желанию Печорина. Ему нравилось добиваться ее внимания, одерживать верх над ее неприступностью. Такая игра забавляла русского офицера. Когда же Бэла все-таки сдалась и полюбила его, он к ней охладел, девушка стала ему не нужна. Трагичный исход был неминуем.


Даже если бы Бэлу не ранил Казбич, она не смогла бы ни жить прежней жизнью, ни вернуться бы домой. По традициям ее народа девушка была опозорена, поэтому создать семью и обрести счастье в браке у нее не получилось бы. Когда Печорин затевал эту историю, он не подумал о Бэле, он брал во внимание только свои желания. Офицер достиг своей цели и охладел, а ведь девушка полюбила его всем сердцем. На смертном одре она сожалела лишь об одном: они не смогут увидеться в раю, так как исповедуют разные религии. Вот так по своей прихоти Печорин стал причиной гибели юной девушки.

Разбитыми оказались и сердца двух других женщин, влюбленных в героя. Мэри пострадала от чар Григория, потому что тот хотел подразнить, поддеть своего приятеля Грушницкого. Печорина очень забавляла реакция молодого человека, злость, кипение страстей в нем. Интрига удалась: сердце Мэри было завоевано, а ее пылкий воздыхатель с ума сходил от ревности и ненависти к Печорину. Только вот снова накатила скука: вся эта история Григорию порядком надоела, поэтому он стал вести себя с влюбленной в него княгиней отвратительно.

Мэри часто проливала слезы от холодности и безразличия Печорина, но все равно не поменяла

своих чувств к нему. А в то же время Григорию скучно стало даже с Верой, в которую он был влюблен. В итоге закрученная Печориным история кончилась печально: Григорий убил Грушницкого на дуэли, сердце Мэри было разбито, а Веру увез муж подальше от Пятигорска, чтобы забыть обо всем этом.

Вот такой была личность последекабристской эпохи: несомненно, сильной, способной на поступки, но потерявшей ориентиры и не имеющей возможности реализации своего потенциала. В результате таких условий времени человек совершал жестокие, даже аморальные поступки. Внешне это эгоист и циник, скучающий интриган, но внутри же происходила работа, которая иногда позволяла совести проснуться. Образ Печорина — это иллюстрация неоднозначных процессов, происходящих в обществе и в умах людей.

Главный герой и его конфликт

Перенесёмся в 19-ый век, к нашему герою. Он жил во времена жёстких государственных репрессий Николая 1, никакой свободной мысли прохода не было. Инициатива декабристов, как нам всем известно, была жёстко подавлена, и таким образом самодержец держал дворянство и молодых амбициозных личностей в узде.

Главный герой как раз и относится к такой группе молодых людей. Он всеми своими действиями противопоставляет себя обществу, находится в поисках своего счастья. Вместо желаемой реализации своих возможностей и мечтаний он находит лишь полное разочарование. Эта напряжённая борьба сделала главного героя полным эгоистом и чёрствым человеком.

Поступки героя

Оказавшись ненужным обществу в масштабном плане, он приносит горе конкретным людям, которые в принципе ничего плохого ему не сделали. Печорин играет чужими судьбами, чувствами, не задумываясь о моральной составляющей своих поступков.

Ему интересно завоевывать сердца женщин, наблюдать за их переживаниями, рисковать не только своей, но и жизнью другого человека. Печорин оказывается причиной смерти Бэлы и Грушницкого. Если в случае с кавказской девушкой он не сам забрал ее жизнь, но повлиял своими действиями на такой исход, то в истории с молодым человеком оказался убийцей, легко списавшим гибель юнкера на черкесов и ушедшим от ответственности.

Нереализованность, ненужность привела к тому, что Печорин пытался найти хоть какой-нибудь интерес в жизни и разнообразие. Скука и апатия ко всему сделали его человеком циничным, жестоким в какой-то мере. Это черты поколения, которые хотел изобразить писатель.

1830—1840-е годы — эпоха потерянных ориентиров, смещение морально-этических понятий в сторону эгоизма. Личность, не найдя себе применение, пыталась хоть что-то делать в этом мире.

Когда в обществе господствует эгоизм, это приводит к страшным, непоправимым последствиям. Морально-этический стержень удерживает человека от неблаговидных поступков. Отход от них и уклон в сторону только своих интересов и желаний влечет за собой разрушенные, поломанные судьбы других людей. В жизнь Бэлы, Мэри, Веры и Грушницкого Печорин принес беду.

Суть романа

Суть и основной смысл романа Михаила Юрьевича можно выразить так — мы должны учиться на собственных ошибок и стараться не допускать их в настоящем. На примере Печорина мы видим психологическую драму и душевный конфликт поколения 19 века. Человека необходима свобода самовыражение, а отсутствие свободы и социальных лифтов делает человека несчастным.

[Всего: 0 Среднее: 0]

Ищите нас здесь

Смотрите также:

Образ Печорина

Каким же было поколение 1830—1840-х годов, проблемы которого исследовал М. Лермонтов в своем романе? Для ответа на вопрос следует обратиться к личности главного героя произведения.

Григорий Александрович Печорин — образ, который соединяет в себе индивидуалистическое начало с обобщенным историческим типом, поэтому односторонней оценке не подлежит:

  1. Во-первых, герой — это конкретный человек, обладающий сильным характером, определенными качествами, совершающий не всегда правильные поступки, с точки зрения морали.
  2. Во-вторых, он заключает в себе обобщенные черты поколения, которому не было места в обществе. Эти люди не могли найти себе применения, не имели смысла и цели жизни.

Печорин был внешне привлекателен, хорошо сложен, прекрасно образован. Собеседники находили его умным человеком. Но в то же время натура Печорина была противоречивой, странной и непредсказуемой: он то испытывал дискомфорт из-за какой-то незначительной мелочи, то проявлял бесстрашие в опасные, рискованные моменты.

Личностью он был незаурядной, способной на многие свершения, но в силу определенных причин герой не мог реализовать свой потенциал, потому что общество в этом не нуждалось. Поиски самого себя успехов не приносили. Он был откровенно скучающим и не имеющим глобальной цели в жизни человеком. Основной мотив поступков — заставить себя встряхнуться, развеять скуку, развлечься, так как Григорий, говоря простым языком, лишний в социуме.

Читайте также: