Сочинение по элегии вечер

Обновлено: 06.07.2024

Анализ стихотворения — Вечер. Русский язык и литература

Герои. Лирический герой представлен человеком мечтательным, думающим. Он склонен испытывать искреннее сожаление об ушедших годах. Автор будто и не скрывает того, кто является им. Чувственность героя видна через образ летнего вечера, ощущение тихой грусти и слияния с природой родного края через восторженное описание картин окружающего мира.

Сюжет. Неповторимые элементы русского пейзажа уводят поэта в далекое прошлое, где каждая минута дорога. Он описывает свои переживания, связанные с тем, что время неумолимо мчится вперед. Здесь есть упоминания о тех людях, кто был когда-то рядом и до сих пор является дорог, однако их давно нет рядом. Герой проявляет внимание к природе, к каждому ее проявлению. Ощущая атмосферу гармонии, соединение с окружающим миром, восхищается явлениями. Несмотря на затишье вокруг, читатель чувствует постоянное движение во вселенное, которое говорит о продолжении жизни на земле.

Главная мысль произведения заключается в том, что на фоне пейзажей родного края, который для лирического героя является бесценным местом, где все дорого его сердцу, он чувствует и радость, и грусть. Это связано с мыслями, которые чередой проносятся в его голове. Размышления касаются жизни человека, которая скоротечна. После человека остаются лишь воспоминания друзей, близких. Но автор выражает надежду на то, что каждый миг в жизни необходимо ценить, помнить и беречь воспоминания о нем.

Вариант 2

Ни для кого не секрет, что великий поэт Василий Жуковский был истинным поклонником романтизма и нередко восхищался трудами зарубежных мастеров, стараясь творить в схожей манере. Спустя некоторое время упорный труд дал свои плоды, вследствие чего он стал родоначальником романтизма среди русских писателей. Его произведения становились всё лучше и лучше, и в конечном итоге, Жуковский писал стихотворения, ни чем не уступающие его кумирам.

Именно с этих строк автор начинает данное произведение, показывая, что повествование пойдёт от лица живописца. Однако, вместо того, чтобы красочно описывать местность, Василий Андреевич грамотно использует всё богатство великого и могучего, передавая бытовыми словами цвет, запах и даже вкус некоторых вещей данной территории.

Жуковский расценивает вечернюю пору как повод задуматься о настоящем. Он сожалеет о близких, которых сейчас нет рядом с ним. Также он всерьёз задумался об одиночестве, размышлял о своём жизненном пути, но с гордостью готов принять то, что преподнесёт ему судьба.

Сочинени анализ стихотворения Вечер Жуковского

Василий Андреевич являлся поклонником европейских писателей, которые писали свои стихотворения в стиле романтизм. Писателю очень нравилось, он переводил их произведения и старался писать свои, подражая зарубежным читателям. Не сразу Жуковский показал свои стихотворения, но именно его считают родоначальником романтизма в поэзии. Стихотворения Жуковского нисколько не хуже, чем произведения европейских поэтов.

Жуковский красочно описывает вечер, спустившийся на землю, он просит, чтобы муза ему помогла его описать, и она ему помогает. Жуковский описывает багряный закат и одинокого рыбака, который возвращается домой со своим уловом. Василий Андреевич описывает каждую мелочь и вплетает в строки своего стихотворения.

Жуковский пишет о том, что на смену суетливому дню приходит тихий и спокойный вечер, но он так же прекрасен в исполнении Жуковского. Даже бледная луна, которая освещает ночную природу в стихотворении, выглядит органично. В этот момент писатель задумывается о том, что ему очень не хватает его друзей, которых он очень сильно любит.

В завершении стихотворения Жуковский пишет о том, что он примет все, что приготовила ему судьба. Писатель готов написать множество стихотворением, ведь ему это нравится и у него это получается. Он пишет о том, что ему предначертано восхищаться и воспевать красоту природы и он этому рад. Василий Андреевич даже пишет о том, что если ему придется остаться одиноким, то он ради поэзии готов пожертвовать собой.

Стихотворение было написано в 1806 году с множеством метафор, но оно является отличным описание красоты всего живого, что нас окружает. Жуковский передал все чувства и эмоции в своем стихотворении, которые он испытывал при его написании.

В ней сочетается с особенной отчетливостью создание романтического по своей сути образа с уверенностью изображения, с мягким и проникновенных лиризмом. Не ученик, пробуждающий свои силы, а мастер, твердой рукой рисующий мир таким, каким он его видит, - такой образ поэта предстает перед читателем этой элегии, получившей долгую жизнь в сознании ряда поколений.

Уж вечер… Облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

…Луны ущербный лик истает из-за холмов

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Вопрос следует за вопросом – и все они клонятся к познанию одной проблемы:в природе нет несправедливости, потому что смена весны, лета, осени, зимы в своем кругообороте, в постоянной повторяемости цветения и умирания запечатлена вечность. Но по отношению к человеку изначально заложена несправедливость: дитя природы, лучшее ее создание – он не вечен, он неповторим как личность, он обречен на полное исчезновение. Он словно куда-то властно увлечен. Но куда, зачем, какова цель этого торопливого стремления в таинственное будущее? И что оно обещает человеку, кроме могильной плиты над истлевшим прахом? Куда уйдут эти яркие, сильные чувства, украшавшие человеческое существование, эти жгучие слезы разочарований, эти страсти, от которых закипал мир, колебались царства, открывались новые перспективы перед человечеством?

О братья! о друзья! где наш священный круг?

Где песни пламенны и Музам и свободе?

Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?

Где клятвы, данные Природе,

Хранить с огнем души нетленность братских уз?

И где же вы, друзья. Иль всяк своей тропою,

Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Тащиться осужден до бездны гробовой.

В этой элегии молодой русский поэт заговорил не только о своих сокровенных раздумьях и даже не только о том, что волновало русских интеллигентов, склонных к осмыслению жизни в раннеромантическом, элегическом духе. Жуковский поднял проблему общечеловеческого плана. Вопрос о смысле бытия, о личной смерти и бессмертии, о назначении человека стоял буквально перед всеми мыслящими людьми – во все времена и у всех народов. Заслуга Жуковского в том, что эту всечеловеческую проблему он изложил впервые в русской литературе на уровне вполне оригинальной, высокой поэзии с громадной заражающей силой.

Вся система художественных средств здесь подчинена адекватному выражению чувств и мыслей романтика. Вся совокупность метафор и эпитетов способствует созданию эффекта струения, зыбкости. Пейзаж остраняется при помощи определений преимущественно переносного значения. Так, круг может быть большой или маленький, вырезанный ровно или неровно, неверной, дрожащей рукой. Здесь же он сочетается с определением не из физической сферы, а из совсем иной: священный круг – это понятие нравственное или общеидеологическое. Песни могут быть унылые или веселые, приятные или раздражающие, исполненные мастерски или неуклюже. Здесь же пламенные песни взяты в переносном значении – как зажигательные, вольнодумные, политические славословия не только в честь муз, поэзии, творчества, но и свободы. И это в крепостнической России в 1806 году. И в тот момент, когда реакционный союз трех монархов (Пруссии, Австрии и России) пытался сокрушить французскую армию, еще не утратившую ореол освободительницы европейских народов!

Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Она связана с ситуацией воспоминания, окрашенного в грустные тона, “ностальгия по прошлому”. В разные исторические периоды стихотворная традиция открывала в этой теме свои аспекты, наиболее соответствовавшие духу времени.

В этом отношении интересна элегия Жуковского “Вечер”.
В ней сочетается с особенной отчетливостью создание романтического по своей сути образа с уверенностью изображения, с мягким и проникновенных лиризмом. Не ученик, пробуждающий свои силы, а мастер, твердой

рукой рисующий мир таким, каким он его видит, – такой образ поэта предстает перед читателем этой элегии, получившей долгую жизнь в сознании ряда поколений.
Уж вечер… Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
…Луны ущербный лик истает из-за холмов
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством

и страданьем!
Как и в предшествовавших элегиях – то же самый эффект постепенно гаснущего света, привычные контуры изменяются глубокими тенями. “Включается” луна – и появляется необычное, днем невозможное: бледная золотая дорожка лунного света на воде. Дневная явь сменяется ночной зыбкостью – и соответственно иной стала тональность чувств, иным стал предмет раздумий.
Вопрос следует за вопросом – и все они клонятся к познанию одной проблемы:в природе нет несправедливости, потому что смена весны, лета, осени, зимы в своем кругообороте, в постоянной повторяемости цветения и умирания запечатлена вечность. Но по отношению к человеку изначально заложена несправедливость: дитя природы, лучшее ее создание – он не вечен, он неповторим как личность, он обречен на полное исчезновение. Он словно куда-то властно увлечен. Но куда, зачем, какова цель этого торопливого стремления в таинственное будущее?

И что оно обещает человеку, кроме могильной плиты над истлевшим прахом? Куда уйдут эти яркие, сильные чувства, украшавшие человеческое существование, эти жгучие слезы разочарований, эти страсти, от которых закипал мир, колебались царства, открывались новые перспективы перед человечеством?
О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и Музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные Природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья. Иль всяк своей тропою,
Лишенный спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою,
Тащиться осужден до бездны гробовой.
В этой элегии молодой русский поэт заговорил не только о своих сокровенных раздумьях и даже не только о том, что волновало русских интеллигентов, склонных к осмыслению жизни в раннеромантическом, элегическом духе. Жуковский поднял проблему общечеловеческого плана. Вопрос о смысле бытия, о личной смерти и бессмертии, о назначении человека стоял буквально перед всеми мыслящими людьми – во все времена и у всех народов.

Заслуга Жуковского в том, что эту всечеловеческую проблему он изложил впервые в русской литературе на уровне вполне оригинальной, высокой поэзии с громадной заражающей силой.
Вся система художественных средств здесь подчинена адекватному выражению чувств и мыслей романтика. Вся совокупность метафор и эпитетов способствует созданию эффекта струения, зыбкости. Пейзаж остраняется при помощи определений преимущественно переносного значения. Так, круг может быть большой или маленький, вырезанный ровно или неровно, неверной, дрожащей рукой.

Здесь же он сочетается с определением не из физической сферы, а из совсем иной: священный круг – это понятие нравственное или общеидеологическое. Песни могут быть унылые или веселые, приятные или раздражающие, исполненные мастерски или неуклюже. Здесь же пламенные песни взяты в переносном значении – как зажигательные, вольнодумные, политические славословия не только в честь муз, поэзии, творчества, но и свободы. И это в крепостнической России в 1806 году.

И в тот момент, когда реакционный союз трех монархов (Пруссии, Австрии и России) пытался сокрушить французскую армию, еще не утратившую ореол освободительницы европейских народов!
Перед нами лирический шедевр, полный взволнованной патетики (вольный ямб, риторические вопросы, усиленные анафорами слов “как”, “когда”). Лексика высокого стиля, лишенная при этом всякой жеманности, – все это свидетельствует о том, что перед нами произведение большого мастера.

Анализ “Вечер” Жуковского


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

Год написания – 1806 г.

История создания – написано, когда В. А. Жуковский находился на родине, в селе Мишенском Белёвского уезда Тульской губернии.

Тема – предназначение человека, скоротечность его жизни, смысл бытия.

Композиция – свободная; стихотворение можно разделить на три смысловые части; построено по законам классической поэзии начала XIX века.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – ямб; рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – в зеркале воды, дней моих весна, струя с потухшим небом угасает, слит с прохладою растений фимиам, плод невинности сердечной и др.

Олицетворения – рощи спят, солнце блеск разливает, лик луны встаёт из-за холмов.

Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из юных роз, златые холмы, согласно рассекают, задумчивых небес и др.

История создания

В. А. Жуковский в своём стихотворении раскрывает тему человека и природы. Поэт описывает красоту пейзажа, попутно повествуя о скоротечности жизни человека. В этом заключается краткое содержание произведения: В. А. Жуковский с помощью пейзажных зарисовок размышляет о течении человеческой жизни, о смысле бытия в целом.

Композиция

Стихотворный размер

– шестистопный ямб, последняя строка каждой строфы несколько короче, написана четырёхстопным ямбом; рифмовка перекрёстная АВАВ; рифмы чередуются мужские и женские.

Элегия создана в начале XIX века, поэтому написана по классическим канонам романтической поэзии: стройная композиция, поэтическая лексика, точное соблюдение размера и рифмовки. Стихотворение длинное, поэтому приведём лишь часть художественных средств выразительности.

Метафоры общепоэтические (в зеркале воды, дней весна), а также авторские – струя угасает с потухшим небом, слит с прохладою растений фимиам, плод невинности сердечной, стенанье филомелы, иссякнули всех радостей струи и др.

Олицетворения – рощи спят, солнце блеск разливает, лик луны встаёт из-за холмов.

Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из юных роз, златые холмы, согласно рассекают, задумчивых небес и др.

Для современного читателя необычен язык произведения романтической поэзии. Здесь много устаревших слов: струги (лодки), оратаи (пахари), фимиам (благовоние), петел (петух), дерзнем (отважимся), стезя (тропа) – и устаревших грамматических форм: виющийся, благодатна, отдаленны, озаренны, златой, брег, склав, сливаяся и др.

Романтическая поэзия часто обращалась к античной мифологии и творчеству древних поэтов, в элегии Жуковского встречаются “филомела” (для поэтического языка характерное обозначение соловья), “Минвана, Альпин” (поэтические влюблённые, кельтская поэзия), “Вакховы пиры”.

Передать настроение лирического героя помогает также интонация: здесь много восклицательных и вопросительных знаков, многоточий.

Читайте также: