Сочинение по цитате план

Обновлено: 06.07.2024

ОГЭ. Русский язык. Задание 9.1. Как написать сочинение по цитате? СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.

СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.

Цитаты о языке.

Условно все предлагаемые в задании цитаты можно разделить на следующие группы.

  • Цитаты о роли в письменной речи знаков препинания или о роли конкретного знака.
  • Цитаты о строении текста (например, о роли абзацев в нём).
  • Цитаты о богатстве русского языка.
  • Цитаты о роли конкретных художественных средств (например, о роли эпитетов, сравнений и т.д.)
  • Цитаты о лексических средствах (например, о роли фразеологизмов, синонимов и т.д.)

СОВЕТ № 1.

Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.

Как писать вступление ?

Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.

Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.

Способы цитирования.

  • Цитату можно оформить как предложение с прямой речью.

Пример.

Пример.

  • Можно не приводить цитату полностью, а использовать только фразы из неё. Помните: слова или фразы из цитаты пишутся с маленькой буквы, берутся в кавычки; если идёт пропуск слов, то на его месте ставится многоточие.

Пример.

СОВЕТ № 2.

Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.

Вступление (продолжение).

Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.

Пример.

В тексте важны все его элементы: построение, связь предложений, и, конечно, правильное деление его на абзацы.

Пример.

Действительно, в каждом абзаце содержится отдельная микротема, которая раскрывает тему всего текста. Поэтому правильно разделённый на абзацы текст позволяет акцентировать внимание на отдельным темах каждого их них и лучше понять текст целиком. Абзацы логически разделяют эти миктроемы.

  • Далее можно использовать следующее клише.

Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.

Совет № 3.

Как писать основную часть сочинения?

Сочинение по задания 9.1 в плане аргументов, наверное, самое простое.

  • Оба аргумента вы приводите по материалу предложенного текста. Не нужно вспоминать пример из литературы или из жизненного опыта. Просто надо внимательно прочитать текст.
  • Важно: примеры должны раскрывать смысл цитаты с разных сторон, то есть не доказывать одно и то же.

Так, в примере с цитатой об абзацах нужно в первом аргументе показать, как в абзаце раскрыта одна микротема, а в другом — другая.

  • В данном случае нужно в скобках писать номера всех предложений абзаца.

Пример.

СОВЕТ № 4.

Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК:

  • Новая часть вашего сочинения не должна начинаться с местоимения 3лица (например, автор использует их – имея в виду абзацы).
  • Каждое ваше предложение должно быть понятно, проверяющий не должен догадываться, о чём это вы пишете.
  • Не забывайте в конце каждого аргумента делать микровывод.

Как писать заключение?

Пример.

Таким образом, прав был лингвист Л.Ю. Максимов, отмечая важность абзацев для выделения смысла предложения или группы предложений в тексте.

Пример.

Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.

Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.

НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.

Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.


Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.

СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.

Цитаты о языке.

  • Цитаты о роли в письменной речи знаков препинания или о роли конкретного знака.
  • Цитаты о строении текста (например, о роли абзацев в нём).
  • Цитаты о богатстве русского языка.
  • Цитаты о роли конкретных художественных средств (например, о роли эпитетов, сравнений и т.д.)
  • Цитаты о лексических средствах (например, о роли фразеологизмов, синонимов и т.д.)

СОВЕТ № 1.

Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.

Как писать вступление в сочинении по заданию 9.1?

Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.

Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.

  • Цитату можно оформить как предложение с прямой речью.

Пример.

Пример.

  • Можно не приводить цитату полностью, а использовать только фразы из неё. Помните: слова или фразы из цитаты пишутся с маленькой буквы, берутся в кавычки; если идёт пропуск слов, то на его месте ставится многоточие.

Пример.

СОВЕТ № 2.

Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.

Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.

Пример.

Пример.

  • Далее можно использовать следующее клише.

Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.

Совет № 3.

Как писать основную часть сочинения?

  • Оба аргумента вы приводите по материалу предложенного текста. Не нужно вспоминать пример из литературы или из жизненного опыта. Просто надо внимательно прочитать текст.
  • Важно: примеры должны раскрывать смысл цитаты с разных сторон, то есть не доказывать одно и то же.
  • В данном случае нужно в скобках писать номера всех предложений абзаца.

Пример.

СОВЕТ № 4.

Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.

  • Новая часть вашего сочинения не должна начинаться с местоимения 3лица (например, автор использует их – имея в виду абзацы).
  • Каждое ваше предложение должно быть понятно, проверяющий не должен догадываться, о чём это вы пишете.
  • Не забывайте в конце каждого аргумента делать микровывод.

Пример.

Пример.

Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.

СОВЕТ № 5.

Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.

НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.

Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.

Эссе

Сочинения

Эссе является одной из самых трудных письменных работ в школе. Ученик должен проявлять новаторские и интеллектуальные способности при его изложении, ведь на это дается всего пара уроков. Хотя учитель в классе объяснял, как писать рассуждения по шаблону статьи, многие пункты со временем могли позабыться. Писать сочинение-рассуждение по высказыванию с полным раскрытием темы легко, если следовать структурному плану.

Содержание и состав эссе

Как построить структуру текста?

Как построить структуру текста? Учитель дает цитату или высказывание для размышления. С ним можно согласиться или опротестовать его и защитить свою идею. Здесь же необходимо показать свою позицию в соответствии с определенной схемой-структурой текста:

Вступление и завязка темы

  1. Введение — это тезис, иначе говоря, принципиальная идея для доказательства.
  2. Основная часть в виде доказательства тезиса, где приводятся аргументы.
  3. В конце обобщается вышесказанное.

Вступление и завязка темы

Это отправная точка рассуждений. Можно начинать говорить об актуальности предмета, его значимости для общества. При необходимости совершается экскурс в историю, приводятся примеры из книг, журналов, исследований, подбирается база для аргументации в основной части.

Основная часть

Написание основной части

Здесь приводится аргументация своих убеждений, надо убедить читателя в правильности своих суждений. В этом блоке текста можно в меру употреблять вводные слова и термины, такие как:

  • допустим,
  • в качестве примера,
  • во-первых, во-вторых,
  • потому что.

Для доказательства используются примеры из личной жизни и литературы, мнение из авторитетных источников и авторов. Эта часть занимает порядка 70% статьи.

Использование доказательств

Например: «Я верю этому утверждению, потому что очень люблю мать и хочу, чтобы она была счастлива. Я осознаю, что никогда не встречу того, кто будет любить меня так самоотверженно. Сотни поэтов писали о матерях. Они возвышают мамину безусловную любовь, ласку, нежность и открытое сердце.

Заключение и выводы

Написание заключения

В заключение надо красиво и искренне подвести итог всем своим аргументам. Объяснить, насколько эта тема важна для общества, почему люди должны обращать на нее внимание.

Надо описать свои резюмирующие впечатления от темы в двух-пяти предложениях.

Памятка при написании рассуждения

Одним из главных факторов для успешного написания сочинения по высказыванию должно быть отличное понимание предмета. В противном случае абсолютно нечего будет обдумывать, ученик не сможет представить и защитить свое независимое мнение, показать свои рассуждения и доказать правоту своего рассуждения. Без понимания предмета работа будет слабая.

Распределение объема текста

Во время написания эссе следует распределить объем текста так, чтобы начало и конец составили в сумме около трети общего текстового содержания. То есть если сочинение рассчитано на 3 страницы, то объем его вводной и заключительной части не должен превышать половины листа.

Нежелательно использовать заумные слова, может потребоваться много времени, чтобы найти правильную фразу. Лучше донести свою мысль простыми словами, чем ошибиться с понятием термина и неверно его применить.

Можно начать с черновика и написать его кратко, используя слова и предложения, как если бы тема обсуждалась с близким знакомым, а затем отредактировать полученный текст, используя подходящие термины.

Эссе-рассуждение на черновике

Приводя многочисленные аргументы, надо помнить, что они должны быть взаимосвязаны и дополнять содержание эссе.

Написав эссе-рассуждение на черновике, его надо перечитать как минимум пару раз, мысленно проговаривая, чтобы убедиться, что текст является цельным, а компоненты произведения логически перетекают друг в друга, и никаких резких изменений в ходе концепции не было.

Лучше перепроверить все текстовое содержание на наличие грамматических и орфографических ошибок, и если нет уверенности в значении или написании слова, заменить его синонимом. Исключениями являются используемые в тексте цитаты или точные формулировки из исходных источников, которые были использованы в качестве доказательной базы.

Применение аргументов и доказательств

Рассуждая, желательно использовать конкретные примеры. Это могут быть ситуации из жизни, отрывки из работ, критика авторитетных людей, статистика и так далее. Сочинение по цитатам пишут с приведением примеров подтверждения или опровержения, указанных в разных источниках.

Необходимость конкретизировать свое мнение

Надо конкретизировать свое мнение, особенно если оно отличается от мнения автора. Однако в этой ситуации совершенно необходимо прояснить, почему оно отличается, простого отрицания будет недостаточно.

Необходимо обращать внимание на точное написание цитат: ошибочное цитирование, изменение или пропуск фразы будет рассматриваться как фактическая ошибка.

Вывод в заключении должен практически суммировать весь текст. В своем эссе автор выступает в роли исследователя, который предлагает доказательства для подтверждения гипотезы. Следовательно, не исключено, что конечным результатом может стать другой тезис.

Аргументы в эссе

Требуется воздерживаться от повторения аргументов, а также перепроверить объемное соотношение основных элементов сочинения, чтобы не получить слишком длинного начала и конца или недостаточного количества основного смыслового текста.

Способность к ясному выражению своих мыслей и аргументированному отстаиванию своих позиций приходит не сразу. Для развития навыков надо читать больше литературы, участвовать в диалогах, уметь слушать и говорить, не теряя нити рассуждения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение 15.1

1. Вступление

- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …

2. Основная часть

Переход к рассуждению

- Я разделяю точку зрения …

- Я согласен с этим утверждением.

- Поразмышляем над этими словами.

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)

Введение примеров

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере

предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

- Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …

- С одной стороны, … С другой стороны, …

- Например, в предложении …

- Так, в предложении …

- Итак, мы доказали, что…

- В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)

Пошаговая инструкция по написанию сочинения

1. Знакомимся с высказываниемВнимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

2. Определяем основную мысль высказывания.

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении ;о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения: автор

ссылается на. останавливается на . раскрывает содержание

считает, что . и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека

4. Пишем основную часть.

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста)Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста)Докажем эту мысль на примерах из текста. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста . Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2;примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.

Например: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, . Итак, . Следовательно, . В итоге можно прийти к такому выводу: . В заключение можно сказать, что . Мы убеждаемся в том, что . Обобщая сказанное, . Из этого следует, что . и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: