Сочинение по цитате егэ пример

Обновлено: 02.07.2024

Сочинение по тексту В. Пескова о взаимоотношениях человека и природы: (1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля — это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир укрывает Землю. (З)Теперь вокруг шара человек облетает менее чем за два часа.

Задавшись этим вопросом, В. М. Песков обращает внимание читателя на безответственное отношение человека к природе. Места обитания животных, которые Земля отбирала в течение многих лет, разрушаются. Человечество поставило себя на первое место, и оно эгоистично забирает дом и пищу млекопитающих, птиц, рыб, решая за них, "кому жить, а кому в жизни отказано". Автор хочет указать на порок людей. Мы не должны разрушать то, что возводилось миллионы лет и что создало нас.

Далее В. М. Песков приводит примеры, доказывающие бессмысленную жестокость людей: в Африке тысячи носорогов были варварски уничтожены ради земли для посевов зерна, в Америке белоголового орлана подкосила химическая промышленность. Писатель показывает, как человек, не задумываясь о природе, создаёт благоприятные для себя условия, и в результате их теряют животные.

Позиция писателя выражена предельно ясно: он называет нашу планету "общим Домом", побуждая людей задуматься о её сохранности.

С позицией автора трудно не согласиться. Многие страны стараются стать лидерами в различных сферах промышленности, что приводит к загрязнению почвы, рек, озёр и воздуха, которым мы дышим и заставляем дышать животных. Большинство людей не заботит состояние собственной планеты, пока они в тепле и комфорте. Если такое отношение к природе не изменить, всё живое погибнет.

Остаётся надеяться, что данный нам разум одержит верх над желаниями, и защитников Земли станет гораздо больше. Получив власть над природой, человек должен стать ответственным за её сохранность.

P.S сочинение опубликовано с согласия автора.

Продолжение коллекции сочинений, за которые поставлен максимальный балл на ЕГЭ 2020, здесь: сочинение по тексту Паустовского "Городок на реке"


Предлагаю, ребята, вместе написать сочинение по тексту. Давайте шаг за шагом вспомним этапы написания, не забывая о критериях, по которым будет оцениваться работа.

(1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2)Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

-(4)Здравствуйте, - сказала Елена Петровна, еле сдерживаясь, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. - (5)Мне нужно поговорить о вашей дочери.

-(6)0 дочери. - Антонина Андроновна обернулась к Тамаре. -(7)Ты что натворила?

-(8)Я бы хотела поговорить, посоветоваться с вами, - сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё проступают красные пятна.

-(9)Ну что ж, войдите! - со вздохом пригласила Антонина Андроновна. -(10)0 чём советоваться-то нам с вами, не знаю. (11)Тамара, иди-ка отсюда.

(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.

-(15)Ваша дочь плохо учится, - сказала учительница. - (16)Она не делает домашних заданий, не учит уроков.

(17)Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:

-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?

-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.

(21)Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.

-(25)А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? - спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. -(26)Поймите меня, прошу вас! (27)Я не жаловаться пришла, а просто посоветоваться.

(28) Помогите мне!

(29)Антонина Андроновна пожала плечами:

-(30)Ну уж, голубушка.

-(31)Меня зовут Елена Петровна.

-(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (33)Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. (34)Вот, скажем, для примера, портниха шьёт мне платье - и помощи никакой не просит. (35)Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. (36)Да и чудно было бы, если бы они помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают. (37)А почему же вам надо помогать? (38)Вам ведь тоже деньги платят. (39)Моё дело - кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить - это ваше дело. (41)А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка. уж вы меня извините. значит, вы учительница так себе. (42)Неважная вы учительница.

(43)Елена Петровна вскочила.

-(44)Ваше (. ) меня потрясает! - сказала она дрожащим от гнева голосом. -(45)Может быть, я неважная учительница, но вы очень плохая мать!

(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.

(48)Антонина Андроновна слегка покраснела, глаза её сверкнули. -(49)Ещё чище! (50)3дравствуйте! (51)Теперь уж и мать плохая! (52)Не видали вы плохих-то матерей. (53)Вон по двору детишки бегают: у иного и под носом не промыто, и пуговицы все оборванные. (54)А у моей всё начищено да наглажено. (55)Я берегу девочку, чтобы никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать! (56)И незачем ей это делать: у нас есть домработница, мы за это ей платим. (57)Ишь ты! (58)Это я-то плохая мать!

(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в столовую обедать.

(по Л.Ф. Воронковой*)

*Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Шаг 1.

Внимательно прочитайте текст (можно 2-3 раза), подчеркните в нём ключевые слова, фразы, на которые вы будете опираться при написании сочинения.

Шаг 2.

Подготовительная работа.

Ошибочно поступают ребята, которые, прочитав текст, сразу начинают писать сочинение (чуть ли не на бело).

Нужно сначала продумать ВСЕ части будущего сочинения (для этого и существует черновик.)

  • Какова проблема текста, то есть над чем, над какими вопросами размышляет автор текста).

Проблема формулируется в виде повествовательного предложения. Но её легко выразить и в форме вопросов. Поэтому сначала лучше задавать ДВА вопроса, а потом уже формулировать проблему.

  • Чётко продумайте, какие аргументы вы приведёте. Имейте в виду, что ваша задача – анализ ВСЕГО текста, а не какой-то его части. Поэтому в аргументах должен быть отражён ВЕСЬ текст. Запишите на черновике кратко, о чём вы будете писать в каждом из аргументов.

Пояснение.

Часто ребята пропускают очень важные моменты из теста. Вообще не пишут ничего о них. А ведь вам дан именно текст, в нём нет ничего лишнего. Значит, вы чего-то важного не увидели, что-то упустили, а это может привести к поверхностному анализу текста.

  • Итак, вы определились с двумя аргументами, теперь подумайте, на какой вопрос можно дать ответ по ним. Запишите на черновике эти вопросы.

ВЫВОД. Проблему определи, два вопроса сформулировали, с двумя аргументами определились. И только теперь можно начать писать вступление.

Шаг 3. Пишем сочинение.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

Да, вступление простое, лёгкое, самое обычное. Но по нему не видно, ученик продумал ли аргументы для раскрытия проблемы. Ведь проблема воспитания огромная. О чём же пишет автор именно этого текста?

Какую роль в формировании личности детей играет школа? Каково место родителей в данном процессе? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

К 1- 1 балл.

Основная часть сочинения.

  • аргумент 1.
  • аргумент 2.
  • связь двух аргументов.
  • позиция автора.
  • позиция ученика.

АРГУМЕНТЫ.

Помните, что за два аргумента высший балл – 5.

Вернёмся к нашему тексту.

За два аргумента можно получить максимум- 5 баллов.

Связь аргументов.

Важно!

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Пояснение.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора.

Необходимо написать о том, КАКОВО понимание автором сути проблемы, её решения. Конечно, не всегда открыто это бывает высказано (тем более, например, в художественном тексте). Но позиция бывает понятна по содержанию текста, по особенности изложения материала.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора сочинения.

Пояснение.

В данной части сочинения необходимо высказать своё согласие или несогласие с позицией автора, то есть не то, как ученик понимает данную проблему, а именно согласен он или нет с тем, что считает автор текста, как тот видит данную проблему.

Свою позицию необходимо доказать. Это могут быть общие размышления по проблеме, а могут быть примеры, например, из литературы.

Внимание! В требованиях к сочинению нет обязательного условия наличия конкретного примера из литературы. НО ученику легче доказать свою позицию на примере из неё.

Помните, что вы пишите сочинение по русскому языку, а не по литературе. Не нужно давать характеристики героев, тем более описывать их жизненный путь! В двух-трёх предложениях на примере героя подтвердите свою точку зрения.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Заключение.

В последней части сочинения необходимо снова вспомнить автора, проблему (так как ученики работают именно над текстом данного автора, а не по проблеме вообще).

Важно!

В заключении НЕ НУЖНО снова кратко описывать суть проблемы. Это было сделано в сочинении и уже не раз!

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой, не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

Пояснение.

По критериям, в сочинении должно быть не менее 150 слов. Понятно, что это тот МИНИМУМ, при котором сочинении будет оцениваться проверяющими.

Но мы же понимаем, что на высокий балл изложить материал в 150 слов очень сложно. Поэтому рекомендуемый объём – 250-350 слов.

В предложенном мною варианте слов больше. Я хотела ПОДРОБНО показать вам, ребята, каждую часть сочинения.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Осознание равной ответственности и учителей и родителей в процессе воспитания принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

P.S.

Сочинение – это процесс творческий. Я предложила вам, ребята, свой вариант его написания. Ваши педагоги, конечно, предлагают свои. Важно, чтобы работа соответствовала критериям написания.

Очень важно не допустить ошибок в сочинении. О наиболее типичных ошибках и способах их устранения – в следующей статье.

Сочинение ЕГЭ по новому формату 2021-2022 г. с выделением его элементов.

Сочинение ЕГЭ по новому формату 2021-2022 г. с выделением его элементов.

Текст сочинения ЕГЭ по новому формату 2022 года с выделением основных элементов. Это сочинение написано перед экзаменом одной из моих учениц и заслуживает высшего балла. На него можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

Образцы сочинений по реальному тексту ЕГЭ-2021 К. Симонова на высший балл

Образцы сочинений по реальному тексту ЕГЭ-2021 К. Симонова на высший балл

В 2021 году трём моим ученицам из разных школ достался один и тот же вариант ЕГЭ с текстом К. Симонова. Все получили на экзамене высший балл.

Примеры сочинений в формате ЕГЭ 2021-2022 по тексту Ю.Андреева. Три лучших сочинения по одному тексту.

Примеры сочинений в формате ЕГЭ 2021-2022 по тексту Ю.Андреева. Три лучших сочинения по одному тексту.

В мае 2021 года мои ученики писали пробник Статграда по тексту Андреева про бабку Анну. Три лучших сочинения с соблюдением всех требований нового формата ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ 2018 на 24 балла

Сочинение ЕГЭ 2018 на 24 балла

В статье приводятся 2 сочинения части С ЕГЭ по русскому языку, за которые эксперты ФИПИ поставили моим ученикам на экзамене в 2018 году высокий балл.

Сочинение 2017 на 24 балла

Сочинение 2017 на 24 балла

В статье приводятся 2 сочинения части С ЕГЭ по русскому языку, за которые эксперты ФИПИ поставили моим ученицам на экзамене в 2017 году высокий балл.

Примеры сочинений ЕГЭ-2016 – ч.2

Примеры сочинений ЕГЭ-2016 – ч.2

В статье приводятся примеры лучших сочинений моих учеников в 2015/2016 уч. году в новом формате на тему материальных и духовных ценностей.

Примеры сочинений ЕГЭ-2016 – ч.1

Примеры сочинений ЕГЭ-2016 – ч.1

В статье приводятся примеры лучших сочинений моих учеников в 2015/2016 уч. году в новом формате по теме войны и взаимоотношений в семье.

Сочинение ЕГЭ 2016 на 24 балла

Сочинение ЕГЭ 2016 на 24 балла

В статье приводятся 2 сочинения части С ЕГЭ по русскому языку, за которые эксперты ФИПИ поставили моим ученицам на экзамене в 2016 году высокий балл.

10 сочинений ЕГЭ

10 сочинений ЕГЭ

В статье приводится 10 примеров сочинений ЕГЭ по русскому языку на разные темы по текстам части С последних трёх лет.

Сравнение двух сочинений ЕГЭ

Сравнение двух сочинений ЕГЭ

Пример сочинения на 23 балла

Пример сочинения на 23 балла

Вашему вниманию предлагается сочинение части С, которое в 2014 году написала на ЕГЭ по русскому языку одна из моих учениц. За него она получила максимальный балл – 23

Образцы сочинений ЕГЭ

Образцы сочинений ЕГЭ

В статье приведены образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку одной из моих учениц, которая на экзамене получила 100 баллов.

Материалы

Если Вы хотите узнать о моей системе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку, а также обучению сочинениям более подробно, информацию об этом Вы найдёте в соответствующих разделах сайта.

Если Вы уже решили обратиться ко мне за помощью в освоении русского языка и подготовке к экзамену – звоните 8 – 903-230-40-54 – я всегда рада новым ученикам!

ЕГЭ. Обществознание. Как выполнить задание № 29 (мини-сочинение по цитате).

Алгоритм написания сочинения по цитате.

  • Выбираем цитату: её нужно хорошо понять, знать термины по теме, а также примеры для аргументов. Если хоть одно условие не подходит, лучше выбрать другую цитату.
  • В первой части сочинения даём своё понимание смысла цитаты : о чём она, о каком ключевом понятии пишет автор, какую основную мысль (или какие мысли), связанную с этим понятием, подчёркивает. Обратите внимание: в критериях оценивания НЕТ указания на то, что нужно определить проблему, поднятую автором.

Вспомним, что ИДЕЯ – это основная мысль, то, что хотел высказать автор по теме.

Пример.

Тема: природа.

Проблема: необходимость охраны природы, её защиты.

Идея: охрана природы – необходимое условие жизни человечества, его главнейшая задача.

  • Во второй части сочинения доказываем своё понимание цитаты на теоретическом материале. Помним, что термины, понятия должны быть только по теме цитаты, не нужно расширять их количество; не забываем, что это сочинение, а не ответ на уроке по теме, поэтому используем термины, теорию для доказательства своего понимания цитаты.
  • В третьей части приводим не менее ДВУХ аргументов для подтверждения своего понимания смыла цитаты.

Помним следующее:

— каждый аргумент должен быть взят из разных источников (СМИ, художественной литературы, школьных учебников, энциклопедий, из жизненных наблюдений, из личного социального опыта, в том числе: события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников или знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, театральные постановки и др.; из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники);

— инициалы авторов статей, писателей можно не писать;

— помним, что это сочинение по обществознанию, поэтому стараемся ярко не выражать эмоций, лишь констатировать факты, доказывая свою позицию.

  • В последние части сочинения подводим итоги , отмечая важность, актуальность, выказывания автора, на что нужно обращать внимание по данной темпе, о чём помнить, о чём задуматься.

Общие рекомендации.

Примеры сочинений по самым разным темам можно найти на данном сайте ЗДЕСЬ.

Примеры итоговых сочинений с комментариями экспертов от проекта ЕГЭ 100 баллов.

Итоговое сочинение 2021/22

Еще полезные материалы по итоговому сочинению:

Связанные страницы:

Открытые варианты ЕГЭ

Досрочные варианты ОГЭ

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи в разделе контакты

Читайте также: