Сочинение по части 4 по главе 4

Обновлено: 02.07.2024

Разумихин — настоящий друг, человек, который не бросит в беде. Он не жалеет для Родиона самого дорогого — времени, своего невосполнимого ресурса. Именно Разумихин выхажи­вает и кормит Раскольникова супом, достает ему поношенную одежду и сапоги, которые специально выбирал для друга. Рас­кольников первоначально отказывается. Гордость мешает ему искренне поблагодарить друга за заботу. Даже тот факт, что вещи куплены на его собственные деньги, не выводит его из состояния угрюмой задумчивости. Совершив кровавое зло­деяние, герой еще болезненнее переживает искреннюю добро­ту. Примечательно, что Разумихин обещает Родиону помогать оберегать его сестру от Свидригайлова. Это свидетельствует о душевном благородстве героя.

Ф.М. Достоевский не случайно помещает описание Петра Петровича Лужина, жениха сестры Раскольникова, сразу после описания сцены заботливого отношения Разумихина к Родиону. Это дает возможность писателю противопоставить героев по их душевным качествам. Обеспеченный Лужин, застав будущего родственника в тяжелом положении, не только не предложил помощь, но и обнаружил свою жадность и мелочность: снял для невесты и ее матери самые дешевые комнаты. Жадность Лужи­на так очевидна, что информация о том, что он, будучи состоя­тельным человеком, ничего, не подарил своей невесте, читателя уже не удивляет. Для такого человека это закономерно. После размолвки с братом будущей невесты он требует, чтобы тот даже не присутствовал при его визитах. Ф.М. Достоевский под­черкивает, что Лужин пишет письмо деловым тоном. Для героя этот брак — сделка. Он пытается приобрести жену как недви­жимость или другое имущество. От бедной девушки он ждет благодарности, поклонения и послушания, мечтает тешить свое самолюбие, владычествуя над ней. Кроме того, Лужин как тон­кий психолог прекрасно понимает, что обаяние прелестной и добродетельной женщины может создать в глазах окружающих ему некий ореол достойного человека.

Еще более омерзительным человеком предстает в романе Свидригайлов. Лужин хотя бы предлагает Авдотье Романовне статус супруги, а Свидригайлов еще при живой жене домога­ется девушки, которая работает у него в доме гувернанткой. Герой при этом избивает жену хлыстом и не чувствует себя виноватым в ее преждевременной смерти, хотя сам признает­ся, что человек праздный и развратный. После смерти жены Свидригайлов продолжает добиваться Дуни, предлагая ей де­сять тысяч рублей.

Для понимания концепции романа важен образ Петербур­га. Ф.М. Достоевский широко использует его топонимику: Ва­сильевский остров, Малая Нева, Петровский остров, Сенная, Юсупов сад, Михайловский сад, Летний сад, Марсово поле.

В первом сне к Раскольникову приходят детские воспоми­нания о том, как он гуляет с отцом по родному городу и видит, как пьяные мужики избивают замученную клячу. Герой видит, как из глаз лошаденки бегут слезы. Озверевший от куража ку­чер Миколка убивает клячу. А потрясенный мальчик бросает­ся к ней и целует ее в мертвую окровавленную морду. Симво­лично, что, совершив преступление, Раскольников сам ощущает себя загнанной лошадью.

Раскольников узнает, что в убийстве обвинили невиновно­го человека — красильщика, который случайно нашел поте­рянные Раскольниковым закладные сережки. Их опознали, и это явилось бы веским доказательством для осуждения. Это усугубляет душевные муки главного героя. Деньги теряют для него смысл. Ф.М. Достоевскому важно было показать, что Раскольников мог бы избежать уголовного наказания. Однако герой сам выдает себя, сам вершит суд над своим преступным злодеянием и выносит себе обвинительный приговор.

Как многих преступников, Раскольникова непреодолимо тянет на место преступления. Он приходит и начинает рас­спрашивать про убийство, словно сам инстинктивно жаждет разоблачения.

Краткое содержание четвертой части дается по главам.

После болезни Ильи Ильича прошел год. Многое изменилось, но жизнь в доме вдовы Пшеницыной менялась с медленной постепенностью, с какой происходят геологические видоизменения нашей планеты. Поверенный Затертый отправился в деревню, прислал вырученные за хлеб деньги, оброка собрать не смог — об этом он сообщает в письме. Обломов же доволен и тем, что получил, потому что это позволило ему обойтись без поездки в деревню. Затертый оставил старосте приказ с началом весны валить лес и построить сарай для кирпича, поэтому Обломов может весной приехать и начать строительство дома. Тогда же запланировано собрать оброк и заложить деревню, появятся деньги на расходы. Дорога до большого села и мосты построены не были, но это ничего, считает Затертый, ведь мужики охотнее переваливаются через гору и через овраг, чем соглашаются работать над устройством дороги и мостов.

Обломов после болезни апатичен и ничем не интересуется, но весны ждал и мечтал о поездке в деревню. Наступает лето, он продолжает вести привычный образ жизни, так никуда и не поехав. Агафья Матвеевна взяла заботы о его продовольствии на себя, она заботится о нем, что его вполне устраивает. Ее поведение свидетельствует о чрезвычайном расположении к Обломову. Ей нравится, что он не похож на ее покойного мужа, не трясется от страха, что опоздает на службу; нравиться, что он умен и необычен, что он — барин. Обломов тоже отвечает Агафье Матвеевне симпатией, правда, о любви он не думал. Ту любовь, которую он недавно перенес, он воспринимает как какую-нибудь болезнь, при воспоминаниях о ней содрогается. Обломова устраивает, что в нынешней жизни нет никаких понуканий, никаких требований, никаких обязательств. Агафья Матвеевна не досаждает ему, и у него самого нс возникает никаких стремлений. Нет и мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он — ни зла, ни добра; что празден и не живет, а прозябает.

Иванов день Обломов празднует с родственниками и сослуживцами Ивана Матвеевича, проводит время так, как ему больше всего нравится, — за обильным столом. Внезапно приезжает Штольц. Он приехал на две недели по делам и отправлялся в деревню.

Обломов начинает оправдываться, бормочет, что он не такой теперь, как раньше, что активно занимается делами, выписывает два журнала. Однако Штольц ему не верит, он в курсе того, что случилось между ним и Ольгой. Рассказывает, что она в Швейцарии, у нее все хорошо, к осени они с теткой планируют поехать в деревню.

Штольц предпринимает последнюю попытку образумить своего друга. Он зовет Илью Ильича с собой в деревню, предупреждает его, что если он не переменит образ жизни, то погибнет.

Обломов в ответ жалуется на нездоровье. Штольц теряет последнюю надежду расшевелить Обломова.

В ответ на это Обломов горделиво сообщает, что он, не сходя с места и не предпринимая поездки, великолепно разрешил свои дела. Штольц в ужасе понимает, что его обманули, почти насильно везет к себе, пишет доверенность на свое имя, заставляет Обломова подписать ее и объявляет, что берет Обломовку в аренду до тех пор, пока Обломов сам не приедет в деревню и не привыкнет к хозяйству. Штольц обещает другу, что доходы увеличатся втрое; обещает солгать Ольге, что Обломов живет памятью о ней.

На следующий день Тарантьев и Иван Матвеевич встречаются, чтобы обсудить свое положение. Они весьма недовольны тем, что Штольц интересуется делами Обломова, беспокоятся, что он узнает о том, что на самом деле они собрали оброк и разделили его между собой. Вся надежда на Затертого, он человек бывалый, не первый раз запускает лапу в помещичьи деньги, умеет концы прятать. Иван Матвеевич, кроме этого, предлагает сыграть на том, что Обломов трусоват и плохо разбирается в законах и жизни. Сообщники решают шантажировать Обломова связью с Агафьей Матвеевной, предъявить ему свидетелей, которые якобы видели, как он проводит время с хозяйкой. Их цель — заставить подписать долговую расписку на десять тысяч рублей на имя вдовы Пшеницыной. Если получится, то можно со временем вернуться к этой практике.

За несколько месяцев до этого Штольц случайно встретил Ольгу вместе с теткой в Париже и был поражен происшедшими с ней переменами. Ольга невероятно бледна, на губах нет детской усмешки, это уже не та наивная и беспечная девушка, какой она была раньше. Ильинские живут полгода в Париже. Штольц постоянно бывает у них и не перестает наблюдать за Ольгой. С удивлением и тревогой он следил, как ее ум требует ежедневно насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни. Штольц решает, что отныне без Ольги ему жить нельзя, но не знает, любит ли она его.

Между тем Ольга просто боится вновь оказаться в тупике, в который однажды ее загнала любовь. Она старается владеть собой.

Штольц решает прямо спросить у Ольги, любит ли она его. Она же старается разобраться в своих чувствах к Штольцу, недоумевая, как через семь- восемь месяцев после первой любви может быть вторая. Ольга верит в то, что женщина истинно любит только однажды, и потому отбрасывает саму мысль о любви к своему старому другу. Однако каждый проведенный не с ним день, не поверенная ему и не разделенная с ним мысль — все это теряет для нее свой цвет и значение. Она с ужасом понимает, что стыдится прошлого своего романа и его героя.

Штольц объясняется Ольге в любви. Она поначалу отказывает ему, однако не отпускает, когда тот хочет уйти. Ольга собирается с силами и решается рассказать ему о том, что любила Обломова. Она винит себя за то, что сделала его несчастным. Штольца же удивляет такая ситуация. Личность Обломова, по мнению Штольца, не стоит таких мучений.

Штольц зачитывает Ольге письмо Обломова, в котором тот пишет, что ее любовь не настоящая, это лишь бессознательная потребность любить. Она ошиблась, выбрав не того, кого ждала, о ком мечтала. Ольга вздыхает с облегчением, она счастлива, чувствует себя выздоравливающей.

Штольц делает Ольге предложение, она просит немного подождать. Они сообщают о помолвке Ольгиной тетке. Штольц счастлив

Нежный голос Ольги радовал его сердце.

Прошло около полутора лет после последней встречи Обломова со Штольцем. Обломов окончательно опустился, ходит в старом залатанном халате, по-прежнему возлежит на диване. В его комнате — следы явного запустения, драное одеяло на постели, полинявшие занавески. Агафья Матвеевна постарела, похудела, одета неряшливо и неопрятно. Более года доходы с Обломовки, которые исправно присылает Штольц, забирают Тарантьев и Иван Матвеевич по фальшивому заемному письму. Это письмо было подписано Обломовым на целых четыре года. Такое же письмо Агафья Матвеевна подписала на имя брата, не подозревая, что это такое и зачем она подписывает.

Иван Матвеевич вознамерился вытянуть из Обломова весь его придуманный долг как можно быстрее. Обломов попал в ловушку, Агафья Матвеевна тоже. Ее брат съехал на отдельную квартиру. Пшеницына живет огородом и нехитрым хозяйством, но все равно жалеет Обломова и закладывает свой жемчуг, полученный в приданое, потом фермуар, серебро, салоп. Мучится, из последних сил тянет тяжелую ношу, перебивается с хлеба на воду. Продает свои вещи, шаль, парадное платье, сама ходит в старом ситцевом ежедневном наряде.

Неожиданно приезжает Штольц. Обломов боится встречи с ним, просит Агафью сказать, что его нет дома. Штольц отвечает, что приедет через два часа, к обеду. Обломов требует встретить его, как подобает, но у Агафьи Матвеевны нет денег. Она в отчаянии.

По возвращении Штольц с изумлением видит, как плохо выглядит Обломов, насколько бедна обстановка, в которой он живет. Он сообщает о своей женитьбе на Ольге. Обломов искренне радуется атому. Штольц растроган. Он рассказывает другу об Обломовке, где все хорошо, мост построен, дом возведен под крышу. Обломов случайно проговаривается о долговой расписке. Штольц заставляет его все ему рассказать. Он спрашивает Агафью Матвеевну, не она ли забирает у Обломова деньги, но та ничего не понимает. Наоборот, выясняется, что она сама жертвует последним ради Ильи Ильича. Штольц в недоумении.

Проходит несколько лет. За это время Штольц ни разу не приезжал в Петербург, один раз заглянул в имение Ольги и в Обломовку. Он пишет письмо Обломову, в котором уговаривает его поехать в деревню и взять управление в свои руки. Сам Штольц живет вместе с Ольгой на морском берегу Крыма. Их дом хоть и невелик, однако похож на настоящий музей искусств, а сами они невероятно счастливые люди. Годы идут, но им не становится скучно вместе. Они не устают радоваться жизни, наслаждаются тишиной, философски переносят трудности…

Ольга стала активным помощником мужа во всех делах. Им обоим страшна мысль о том, что их пути могли разойтись. Бывает, что они вспоминают Обломова. Андрей жалеет его, Ольга требует, чтобы он не бросал своего друга. Она просит, чтобы, когда они будут в Петербурге, он взял ее с собой к Обломову.

Проходит пять лет. В доме вдовы Пшеницыной произошли большие изменения. Тут опять появляется иногда Тарантьев. Захара не видать. В доме всем заправляет супруга брата Агафьи Матвеевны. Илья Ильич Обломов умер три года назад. Его сына взяли на воспитание Ольга и Штольц.

Для Агафьи Матвеевны с утратой любимого мужа жизнь остановилась, исчезло все, кроме маленького Андрюши. Она отказывается от дохода с имения Обломова, просит Штольца беречь деньги для сына.

Однажды Штольц прогуливается вместе с приятелем литератором и видит Захара, который просит милостыню. Штольц подходит, начинает расспрашивать старика о жизни. Тот рассказывает, что Тарантьев выжил его из дома Агафьи Матвеевны, что ему не удалось найти постоянного места, поэтому он был вынужден встать на паперть. Литератор спрашивает у Штольца, что это за Илья Ильич, о котором упоминал нищий. Штольц рассказывает приятелю историю Обломова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ части 4 главы 4 романа Ф.М. Достоевского

Урок учителя русского языка

1.Обучение анализу эпизода.

2. Воспитание нравственных ценностей на тексте Достоевского.

Обрести Христа – значит обрести собственную душу

Мы продолжаем с вами след в след идти за героем Ф.М. Достоевского. Мы видели, как Раскольников созревал для убийства, видели, как он мучился, видели вместе с ним его сны, видели, как он убил, видели, что было дольше. Мы прошли вместе с героем, вроде бы, долгий путь, а дошли лишь до конца 4 части. На ней мы и остановимся.

Почему именно эта глава? Она очень значима и символична…

Многое мы уже узнали о Раскольникове. Многое поняли в нем.

- Что он представляет из себя? Кто он?

- Как он относится к окружающим? Почему так?

- Что это за теория такая?

И из-за этого он один, отчужден ото всех. В самые трудные дни, которые бывают у всех, невозможно человеку оставаться одному. Мы живем в социуме и воспринимаем себя как человека, которому важно и нужно уважение, сочувствие и понимание. И как бы мы не отстранялись от социума – одобрение, сочувствие и даже жалость нам нужны.

Не учел Раскольников одного, может самого важного – у каждого Наполеона были люди, которые его просто любили, принимали его таким, какой он есть, прощали его, дарили ему любовь и свою жизнь. Просто так…

И кем бы они были без них.

- Что он представляет из себя?

-Какой категории людей, по классификации Раскольникова, он относится?

А теперь и Раскольников оказался у той же черты…

- Куда же он может пойти? Кто его поймет? Кто выслушает?

Первой к кому он должен пойти – это мать, но он не идет. Почему?

- К сестре? Не идет. Почему?

- К другу? Не идет. Почему?

Может и правда идти некуда.

Огромный город, множество людей, а идти некуда и не к кому. А ему только 20. Мысли разрывают голову, чувства разрывают душу и сердце.

И он идет к Соне. С чего вдруг?

Люди обыкновенные не интересны Родиону. Однако трагические обстоятельства заставляют его всмотреться в них. Чем же обернется это для него?

Итак, он идет к Соне.

(Он ищет союзника, родственную душу, он считает что, и он и Соня – душегубцы. Он губит - чужие, а Соня - свою. Но для него это все равно.

ОН преступил и она преступила. Они преступники. И он зовет ее с собой).

Все это так, Но захочет ли она пойти с ним?

(Так вопрос для него не стоит: идти ей, как и ему, больше некуда, поэтому стоит только позвать).

- Оправдались его расчеты? Почему?

(Наверное нет, потому, что эта встреча пробуждает в нем неожиданные чувства).

(Одно из них – любопытство.Соня по- иному смотрит на жизнь: видит хорошее в людях, жалеет их.).

-Что же ожидал Раскольников? И что же он видит?

Он ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, опустившегося, сломленного страшными обстоятельствами жизни, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду. Но видит

Нечто иное. И возникает вопрос, который он задает себе.

- Какой вопрос? (с. 160)

И поэтому Соня становить интересна Раскольникову?

- А интересен ли был ему ее отец?

(Нет, он был ясен с самого начала: слабый, безвольный, способный вызвать в худшем случае насмешку.В лучшем случае – жалость).

А Соня другая… Еще раз прочитайте вопрос, вставший перед Раскольниковым. Попробуйте определить качество Сони, которое привлекло его?

- Сила. Сила, позволяющая ей жить. В чем ее источник?

- Чистота духа. Каким чудом объяснить ее?

Странным это кажется Раскольникову. «Юродивая, - твердил он про себя.

Почему юродивая? Какое значение имеет это слово?

Через знакомство с Соней Родион открывает мир людей, живущих по иным законам человеческого братства: не равнодушие, ненависть и жестокость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, жалость и сострадание живут в ней.

О чем написано в Евангелии? (О земной жизни Иисуса Христа)

- Что является композиционным центром картины? (Руки Иисуса до боли сжаты)

-Почему? А потому что перед нами драма: превращение частного человека впосланника божьего, страдающего за людей. Боль за людей, желание им помочь – вот главное в Христе. После 40 дней в пустыне, он произносит свою Нагорную проповедь, в которой говорит:

- не преступай клятвы своей,

- не противься злу (кто ударит по левой щеке, подставь правую),

- люби ближнего своего как самого себя.

Это слова Христа. По его заповедям и живет Соня.

- А Раскольников? Какие заповеди нарушил он?

Все так. Но в православном христианстве существует и понятие 7 смертных грехов: зависть, скупость, обжорство, гордыня, гнев,уныние, блуд.

- В чем грешен Раскольников?

Гордыня. Смертный грех.

- Почему смертный? Он не отмолим.

А если мы все это применим к Соне?

- Как вы думаете, почему выбрано именно это место из Евангелия?

- Сколько дней был Лазарь во гробе? (Четыре)

- Проследите по ремаркам как читает Соня. Посмотрите на ее эмоции и переживания.

- Почему это?(Она,читая, желает, чтобы он ослепленный и неверующий, уверовал в Бога . И дрожит от радостного ожидания этого.)

- А вы не думали: почему именно Евангелие читает Соня? (Она показывает путь к возрождению, спасению, воссоединению душ).

- Что это значит? (Пробуждается душа).

- С каким впечатлением уходит Раскольников? (Он изменил свое мнение о ней. Она не юродивая. Христианской любовью любит Соня. Раскольников вдруг понял правду Сони, ее жертвенную чистоту).

- Что он говорит уходя от нее?

Очень интересно, что в романе важно не только к кому приходит Раскольников, но и где это происходит. Обратимся к Евангелию.

- Ничего не напоминает? Как фамилия человека, у которого Соня снимает комнату? (Капернаум).

Вот и больной душой Раскольников приходит к Соне, чтобы излечиться, действуя даже не по повелению разума, а ведомый своей мятущейся, израненной душой.

Итак, подведем итоги. Сегодня мы анализировали только одну главу великого романа Достоевского. Чем же она так важна?

Именно здесь и сейчас из стройной, казалось бы, теории Раскольникова был вынут первый камушек. Впервые он что-то понял о людях обыкновенных, душой понял, что возможность вокрешения и очищения есть. Слабый свет надежды забрезжил впереди. И он сделал первый шаг к излечению…

“Преступление и наказание” – одно из самых интересных, но при этом достаточно сложных произведений в творчестве Достоевского. Здесь поднимается много вопрос, связанный с моральным и этическим поведением, мы видим душевные терзания разных людей.

В произведении много интересных персонажей со своими мыслями и думами. Однако двумя центральными являются Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Юноша очень беден. Он очень недоволен укладом жизни в обществе. Родион считает себя “необычным” человеком, таким как Наполеон, и думает, что он может вершить судьбы людей, и ему ничего за это не будет, ведь делается все это во благо. Вот такие мысли и подводят его к убийству старухи-процентщицы. А Соня является полной противоположностью юноше. Она против жестокости и насилия, старается жить правильно, следуя нормам морали. Она верит в Бога, старается нести в этот мир только светлое и доброе. Возможно, автор через неё показывает, какие поступки и качества он хочет видеть в людях. Она видит смысл жизни в помощи другим. Соне приходится пойти на ужасный поступок, который противоречит её вере, она идет на крайние меры, чтобы спасти семью от голода. С её образом связана тема высокой жертвенности. Девушка готова помогать всем, пусть и во вред себе. Родион совершенно другой человек. Он не видит смысла в вере Богу, он хочет перестроить все на свой лад. Оба этих героя имеют проницательный ум. Соня прекрасно понимает, что Родион “ужасно, бесконечно несчастен”. Она очень хочет помочь ему и уговаривает пойти в полицию признаться в содеянном. Раскольников, видя в Соне чистую светлую душу, приходит именно к ней с исповедью, падает ей в ноги с желанием “поклониться всему страданию человеческому”. Именно благодаря ей Родион старается ступить на верный путь. Соня протягивает ему крест со словами: “Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесём!”. Раскольников в эту минуту понимает, что Соня будет с ним до конца, и действительно после его ссылки в Сибирь она едет за ним.

Не случайно эти два персонажа встретились в романе. Их любовь спасла обоих. Они оба очистились от грехов, изменились. Возможно, если бы изначально Соня не пожалела Родиона и не увидела, что где-то внутри него все же живет человек с раненой душой, все могло бы сложиться и по-другому. Или если бы Родион, действительно не обладал хоть какой-то частичкой человека, способного испытывать сострадание, возможно он не приглянулся бы Соне.

Почему раскольников пришел именно к соне после преступления

Соня – христианское смирение. Раскольников – жестокий протест. Чему могут они друг друга научить, что дать? Они и сами не знают. Кажется, они только мучают себя, когда вместе. Но самое главное чувство, которое единит и сближает героев, – жалость друг к другу. В этом сострадании и кроется та притягательная сила, которая влечет Раскольникова к Соне. Таким путём они пытаются найти выход, и самое главное – найдут.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Пример 2

Достоевский пишет “Преступление и наказание” в особый период своей жизни. Он возвращается с каторги с новыми взглядами на мироустройство. Теперь это религиозный человек, который осуждает насилие любого уровня. Он выступает против революционных движений и уверен, что общество может стать лучше только через нравственное самосовершенствование каждого.

Все герои романа в той или иной степени вносят свою лепту в продвижение этой идеи, но Соня Мармеладова становится нравственным идеалом автора. Девушка выступает против насилия в любом его проявлении. Для неё нет оправдания смертоносному преступлению. Каждый человек — душа, ценность. Все заслуживают жизни и никто — смерти. Она добра и отзывчива. Жизненный путь Сони — сплошная мука. Она, как и Раскольников, совершает аморальный поступок. Только вот в жертву этому несовершенному миру она приносит не чужую жизнь, а свою. Девушка вынуждена переступить черту морали, чтобы позаботиться о своей семье. Окунаясь в мир пошлости и разврата, она умудряется сохранять чистоту чувств и мыслей. Как ей это удаётся? Конечно, религия направляет её. Бог дарует ей смирение, любовь и невероятное умение сострадать. Соня верит, что человек не рождается счастливым, он заслуживает свое счастье страданием. Поэтому и грех воспринимает как неизбежную ступень на пути к страданию, искуплению и как результат счастью.

Ни один другой герой романа не проявляет такого человеколюбия. Лужин расчётлив и эгоистичен. Свидригайлов не способен разглядеть в другом душевную красоту, он в принципе презирает людей. Мать и сестра побаиваются Родю из-за его эксцентричной манеры поведения. Порфирий Петрович исполняет свой долг. Никто из этих людей не способен на всепрощающую христианскую любовь.

Соня становится поводырем Раскольникова на пути к Богу. Она убеждает его в том, что искреннее раскаяние станет облегчением и счастьем. Кроткая и смиренная девушка помогает осознать бунтарю Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у других героев романа такого дара нет.

Признание Раскольникова Соне

Первая попытка признания в убийстве.

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Она читала, и Раскольников понимал, что это для нее самое святое, что она раскрывает перед ним свою веру и хочет, чтобы и он поверил.

После чтения он немного помолчал, а затем поведал, что бросил своих родных и не пойдет больше к ним, что теперь у него и Сони — общая дорога, одна цель. Еще он говорил, что надо что-то делать, надо взять власть над собой и над всеми. Соня была напугана.

Уходя, Раскольников пообещал, что придет к ней завтра и расскажет, кто убил старуху и Лизавету. Соня посмотрела на него как на помешанного и всю ночь провела в полубреду..

Вторая попытка признания в убийстве.

На следующий день Раскольников отправился выполнять данное вчера Соне обещание. придя на квартиру Капернаумова, он, испытывая страшные муки, предложил девушке угадать, откуда знает убийцу. В глазах Сони отразился ужас, и Родион осознал, что у нее такое же выражение лица, какое было у Лизаветы, когда он приближался к ней с топором. Видно было, что она все поняла.

Внезапно Соня обняла его и сказала, что пойдет за ним на каторгу. Сердце Раскольникова смягчилось, две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах. Соня стала расспрашивать, почему он это сделал. Он начал было объяснять, но сам ощутил, что в объяснениях что-то не так.

Соня опять поразилась тому, как он страдает, и сказала, что ему нужно выйти на перекресток. встать на колени, поцеловать землю, поклониться на все четыре стороны и громко, во всеуслышание покаяться в содеянном перед народом. Тогда Бог простит его. Раскольников заявил, что это глупо — каяться перед быдлом.

Убеждая его, девушка предложила ему В подарок свой кипарисный крест, у нее ведь остался медный, лизаветин (они с подругой поменялись: Соня дала образок, а Лизавета крестик). Родион хотел было взять крест Сони, но потом сказал, что пока не готово.

Разговор о том, как ему жить дальше, был прерван: появился господин Ле6езятников.

СПАДИЛО.РУ

Соня Мармеладова ­– самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев.

Описание героя

Внешность

Характер Сони

Биография

Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.

Грехопадение

После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.

Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.

Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.

После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.

Вера и любовь Сони

Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.

Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.

Соня и Раскольников

Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.

О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.

Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.

По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу, поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.

Роль героя в произведении

На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.

Развитие героя по мере сюжета

Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.

Отношение автора к герою

Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.

Прототипы

Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.

Экранизации героя

Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней — ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня — нравственный ориентир автора.

Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .

Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).

Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

Раскольников начинает с проверки своей теории:

Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.


Окт 25, 2017 | 0 комментариев

Роман Обломов Гончарова состоит из четырех частей и сегодня мы рассмотрим содержание 4 части Обломова, чтобы можно было без проблем сделать также анализ 4 части романа, который задают на уроке литературы.

Содержание 4 части Обломова кратко

Для того, чтобы можно было сделать пересказ Обломова и его 4 части, предлагаем познакомиться с его 4 частью в кратком содержании по главам.

Краткий пересказ четвертой части романа Обломов

Глава 1

Проходит год с того времени, как Обломов расстался с Ольгой и болел горячкой. Сначала он был не в настроении, но потом все потекло, как и раньше по привычному руслу, когда дни менялись неделями и временами года. С Обломовым находится Агафья, которая готовила ему, варила кофе, готовилась и в этот раз к очередному празднику Ильина дня. В первой главе 4 части романа Обломов Илья и Агафья сближаются и понимают, что им хорошо вместе. Здесь же мы видим Затертого, который обманывает Обломова и не привозит часть денег.

Глава 2

Штольц приезжает к Обломову, сообщая ему, что Ольга уже в Швейцарии. К тому же Андрей видит обман и темные дела Мухоярова. Чтобы избавить своего друга от ограбившего брата Пшеницыной Агафьи и его сообщника, Штольц берет управление Обломовщиной на себя.

Глава 3

Мухояров и Тарантьев переживают по поводу раскрытого замысла и теперь хотят заставить обманом подписать Обломова расписку на десять тысяч рублей, которая была выписана на имя сестры Мухоярова.

Глава 4

Далее в романе Обломов в 4 части кратко, переносимся в Париж, к тем событиям, что произошли до именин Ильи. В Париже Штольц встретил Ольгу, которая рассказала о ее истории любви с Ильей. Штольц поражен тем переменам, что произошли с Ольгой, каждая встреча их сближает и даже Ольга понимает, что между ними больше, чем дружба. Андрей делает предложение выйти за него замуж. Ольга согласилась.

Глава 5

Прошло полгода после именин, что праздновались у Обломова. К Илье приезжает Штольц и поражается тому запустению, что видит, той нищете, ведь он исправно присылал доходы. Однако Обломову приходилось все отдавать брату Агафьи, согласно долгу, о котором идет речь в заемном письме, том самом, которое Обломов подписал в опьяненном состоянии.

Глава 6

Штольц говорит о запустении дома, а также рассказывает, что дела в деревне идут вверх. Поведал и о своей женитьбе на Ольге. Дальше в разговоре Обломов рассказывает о письме, которое написано от имени Агафьи и которое находится у ее брата.

Глава 7

Штольц просит написать Агафью еще одну расписку, где говорится, что Обломов ей ничего не должен. С этим письмом Андрей идет к генералу. который в дальнейшем уничтожил расписку, что находилась у брата Агафьи и лишает того работы.
Илья прекращает дружбу и отноения с Тарантьевым. Штольц предлагает уехать вместе с ним, но Илья пока не соглашается.

Глава 8

Восьмая глава показывает нам жизнь Ольги и Штольца. Они счастливые родители, Ольга любит Андрея, но что-то не дает покоя. Она часто интересуется жизнью Ильи и Андрей обещает ей, что в скором времени они поедут в Петербург и навестят Обломова.

Глава 9

Обломов и Пшеницына Агафья женятся. У Ильи начинается размеренная жизнь, которая очень похожа на жизнь в Обломовке. Его обслуживает жена, он вкусно ест, мало и неторопливо работает, пьет водку, у него рождается сын. Все хорошо, но его счастье омрачил апоплексический удар. Однако Агафья выходила мужа.
И вот Андрей вновь в Петербурге, он у Ильи и вновь поражен. В этот раз он поражен обломовщиной, что царит в доме у Ильи, поражен тем, что его друг вновь погряз в болоте лентяйства. Андрей говорит о том, что и Ольга приехала, но Илья отказался от встречи с ней.

Глава 10

Проходит пять лет, из которых уже целых три года Агафья как вдова. Илья умер после второго удара. Умер без мучений. Смысл жизни Агафьи, которая жила ради семьи утрачен. Ее старший сын поступил на службу, дочь замужем, а общий с Ильей ребенок сейчас у Штольцев на воспитании, которого только изредка Пшеницына навещает. Сама же живет с семьей брата, а вот от денег от Обломовщины отказывается, чтобы как можно больше осталось ее сыну Андрею.

Глава 11

Как-то Штольц с литератором гуляли по Петербургу и, проходя мимо церкви, увидели мужчину. В этом мужчине, который попрошайничал, Андрей узнал слугу Ильи Захара. Тот не смог жить там, где ему не давали житья и ушел. Так как не смог устроиться на новую работу, он теперь просит милостыню. Захар вспомнил своего хозяина, говоря, что такого больше нигде не сыскать. Литератор и поинтересовался этим его хозяином у Штольца, а тот и поведал ему рассказ об Илье Обломове, который погиб от своей обломовщины, говоря о том, чтобы литератор все записывал. Он и записал рассказ, который мы и прочитали.

Читайте также: