Сочинение по 25 главе отцы и дети

Обновлено: 02.07.2024

Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен
и невозмутим. Никто не может воспринимать спокойно при­ближение
конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в
состоянии относиться к это­му с полным безразличием.
Он сожалеет о своей не­растраченной силе, о невыполненной задаче.
"Гигант", которым всегда считал себя Базаров, ничего не может
противопоставить смерти: "Да, поди, попробуй отри­цать смерть.
Она тебя отрицает, и баста! ".
За ирони­ей героя ясно просматривается горькое сожаление об
уходящих минутах.
Евгений в последние дни своей жизни становит­ся добрее, нежнее.
Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз
признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине
души, все же понимая, что они всегда занимали зна­чительное место
в его жизни и достойны бо­лее внимательного и душевного
отношения. Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет
чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность,
обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой позаботиться
о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете
днем с огнем не сыскать. ”
Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных
страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк
полураздавленный” а еще топорщится. И ведь тоже думал:
обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант.
Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? ”
Осознание этой "ненужности" приходит к Евгению в самый
последний момент и становится завершающим этапом гибели
его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед
лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые
по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и
многообразней его представлений о ней.
Смерть Базарову дала право быть таким, каким, возможно, он
был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым,
возвышенным, умеющим любить…
Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь
роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет
себя на единственную возможную, роковую, трагическую –
базаровскую – судьбу.

В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал
сам Тургенев: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная —
все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит
еще в преддверии будущего”.

Финал романа венчают "серые деревянные кресты" на сельском
кладбище "в одном из отдалённых уголков России, где похоронен
Базаров. Так снимается конфликт поколений. И отцы, и дети, и все
новые поколения людей под сенью креста идут одной дорогой
к завершению земной судьбы и к жизни вечной.
Перед лицом смерти ничего не значат ни возраст, ни красота,
ни знатность, ни богатство, ни власть, ни политические пристрастия,
ни прочая земная суета. Нигилист и его политический противник
оказались равны и одинаково беззащитны:" И всюду страсти
роковые, И от судеб защиты нет".
Этот финальный мотив пушкинской поэмы "Цыганы",
пренебрежительно отвергаемой Базаровым, как и всё остальное
"художество", всё более явственно и трагически звучит в
подтексте романа. Духовная сторона жизни, с которой
самонадеянно пытался вести внутреннюю борьбу "титан" Базаров,
культивируя в себе непримиримую враждебность и даже
ненависть к проявлениям духовности, одержала над ним верх.

В романе "Отцы и дети" Тургенев показывает образ человека, который является представителем нового поколения, этот человек главный герой Евгений Васильевич Базаров. На протяжении всего романа Базаров - нигилист, он отрицает некоторые вещи или чувства, к примеру любовь. В главе двадцать седьмой Базаров приезжает в родительский дом и усердно работает, продолжает излучать сильную энергетику, и даже его родители стараются не быть назойливыми по отношению к сыну, проявляют осторожность.
Василий Иванович - отец Евгения, по своей профессии лекарь. К нему приезжали люди за помощью, некоторых привозили. Так, однажды к нему привезли мужчину, больного тифом. Его было уже не спасти, бедное тифозное тело ожидал только летальный исход. Енюша (так называли Евгения родители) давно не практиковался в медицине и решил сам препарировать тело, но по своей неосторожности порезался, а после оказалась, что он и вовсе заразился тифом. Бредивший, лежащий с температурой, но находящийся всё ещё в своём уме, Евгений понимал, что уже никакая вера, никакие лекари его спасти не смогут. Базаров - нигилист по своей натуре, но своей смерти и её неизбежности он не отрицал.
Василий Иванович до конца скрывал от своей жены Арина Власьевны, что происходит с их сыном, но она и так всё понимала, тихо закусывает губу, плачет, молча отходя от комнаты, где лежал несчастный Енюша. По просьбе Евгения, к нему должна была приехать Одинцова. Анна Сергеевна провела возле Базарова всё время, которое было ему отведено перед сном, спать ему совсем не хотелось, но когда он всё же уснул, уже просыпаться ему было не суждено. Иногда бывает тяжело признавать некоторые вещи, особенно если ты их не ожидаешь и они происходят из-за какой-то глупости. Но Евгений Васильевич Базаров сделал то, что от него нельзя было ожидать. Обычно отрицающий всё человек, так тихо и без борьбы смирился с тем, за такое короткое время, с чем некоторые не могут смириться годами, зная изначально, что всех ожидает одна и та же участь.

Анализируемый эпизод расположен во второй половине романа. В нем описывается беседа Кати и Аркадия в саду, в Никольском. Радость освобождения героев из-под власти других людей (Базарова и Анны Сергеевны) и счастье любви приходит к ним одновременно. Их объяснение сопровождается пением зяблика, радостным и легким.

Таким образом, в эпизоде мы видим, как происходит все большее сближение Аркадия и Кати. Дружба постепенно перерастает в спокойную и чистую любовь. Эта история развивается параллельно с отношениями между Базаровым и Одинцовой, где нарочное отчуждение неожиданно оборачивается порывом сокрушительной страсти. Эта параллель оттеняет трагизм совершающихся в Базарове перемен.

Как и в большинстве эпизодов романа Тургенева, самой значимой художественной деталью этой сцены является речь героев, их диалог. Во вступительном описании сада, ясеня, бледно-золотых пятен света и слабого ветерка можно отметить своеобразный параллелизм умиротворенному и невозмутимому состоянию героев. Это то, к чему каждый из них стремится в душе. Они чисты и непосредственны, у них много общего, поэтому отношения молодых людей вскоре переходят в новую стадию развития – превращаются в любовь.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:

Анализируемый эпизод расположен во второй половине романа. В нем описывается беседа Кати и Аркадия в саду, в Никольском. Радость освобождения героев из-под власти других людей (Базарова и Анны Сергеевны) и счастье любви приходит к ним одновременно. Их объяснение сопровождается пением зяблика, радостным и легким.

Таким образом, в эпизоде мы видим, как происходит все большее сближение Аркадия и Кати. Дружба постепенно перерастает в спокойную и чистую любовь. Эта история развивается параллельно с отношениями между Базаровым и Одинцовой, где нарочное отчуждение неожиданно оборачивается порывом сокрушительной страсти. Эта параллель оттеняет трагизм совершающихся в Базарове перемен.

Как и в большинстве эпизодов романа Тургенева, самой значимой художественной деталью этой сцены является речь героев, их диалог. Во вступительном описании сада, ясеня, бледно-золотых пятен света и слабого ветерка можно отметить своеобразный параллелизм умиротворенному и невозмутимому состоянию героев. Это то, к чему каждый из них стремится в душе. Они чисты и непосредственны, у них много общего, поэтому отношения молодых людей вскоре переходят в новую стадию развития — превращаются в любовь.

Роман И. С. Тургенева в жанровом отношении многопланов. Во-первых, это семейный роман, так как в нём показаны взаимоотношения родителей и детей в семье. Во-вторых, он социально-идеологический, потому что отражает борьбу либералов-дворян и разночинцев. В-третьих, психологический, так как автор глубоко раскрывает внутренний мир своих героев, создаёт психологически точные типы людей.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

И, наконец, мы можем назвать произведение Тургенева философским, вследствие того что писатель обращается к вечным темам жизни и смерти, смысла человеческого существования.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19154

Анализируемый эпизод расположен во второй половине романа. В нем описывается беседа Кати и Аркадия в саду, в Никольском. Радость освобождения героев из-под власти других людей (Базарова и Анны Сергеевны) и счастье любви приходит к ним одновременно. Их объяснение сопровождается пением зяблика, радостным и легким.

Таким образом, в эпизоде мы видим, как происходит все большее сближение Аркадия и Кати. Дружба постепенно перерастает в спокойную и чистую любовь. Эта история развивается параллельно с отношениями между Базаровым и Одинцовой, где нарочное отчуждение неожиданно оборачивается порывом сокрушительной страсти. Эта параллель оттеняет трагизм совершающихся в Базарове перемен.

Как и в большинстве эпизодов романа Тургенева, самой значимой художественной деталью этой сцены является речь героев, их диалог. Во вступительном описании сада, ясеня, бледно-золотых пятен света и слабого ветерка можно отметить своеобразный параллелизм умиротворенному и невозмутимому состоянию героев. Это то, к чему каждый из них стремится в душе. Они чисты и непосредственны, у них много общего, поэтому отношения молодых людей вскоре переходят в новую стадию развития – превращаются в любовь.

Похожие сочинения:

Меню сайта

Анализируемый эпизод расположен во второй половине романа. В нем описывается беседа Кати и Аркадия в саду, в Никольском. Радость освобождения героев из-под власти других людей (Базарова и Анны Сергеевны) и счастье любви приходит к ним одновременно. Их объяснение сопровождается пением зяблика, радостным и легким.

Таким образом, в эпизоде мы видим, как происходит все большее сближение Аркадия и Кати. Дружба постепенно перерастает в спокойную и чистую любовь. Эта история развивается параллельно с отношениями между Базаровым и Одинцовой, где нарочное отчуждение неожиданно оборачивается порывом сокрушительной страсти. Эта параллель оттеняет трагизм совершающихся в Базарове перемен.

Как и в большинстве эпизодов романа Тургенева, самой значимой художественной деталью этой сцены является речь героев, их диалог. Во вступительном описании сада, ясеня, бледно-золотых пятен света и слабого ветерка можно отметить своеобразный параллелизм умиротворенному и невозмутимому состоянию героев. Это то, к чему каждый из них стремится в душе. Они чисты и непосредственны, у них много общего, поэтому отношения молодых людей вскоре переходят в новую стадию развития – превращаются в любовь.

На сайте вы также найдете:

Кликните по нужной главе, чтобы перейти к ее содержанию.

Отцы и дети. Глава 21. Краткое содержание.

На следующее утро Аркадий видит, как отец Базарова сажает репу. Отец расспрашивает Аркадия о Евгении. Тот честно отвечает, что Евгений Базаров — один из самых замечательных людей своего времени. Отец очень рад слышать такие слова.

Базаров считает, что все люди действуют в силу ощущения. Он говорит:

Базаров, весьма циничный человек, просит Аркадия не говорить красиво; считает, что не нужно идти по стопам Павла Петровича, которого называет идиотом. Аркадия возмущает такая характеристика. Вскоре приходит Василий Иванович, отец Евгения. Он сообщает, что за обедом будет присутствовать священник.

Базарову скучно, он собирается уезжать. Родители очень огорчены.

Отцы и дети. Глава 22. Краткое содержание.

По пути приятели снова заехали к Одинцовой. Однако она их приняла весьма холодно. Через несколько часов молодые люди уехали. На прощание Одинцова заверила, что снова ждет их в гости.

Приятели отправились в имение Кирсановых. Там их с радостью встретили. Дела в хозяйстве у Николая Петровича идут не лучшим образом. Аркадий собирается делать вид, что готов помочь отцу. Базаров снова проводит опыты над лягушками.

Аркадий от своего отца узнал, что покойная мать Анны Сергеевны Одинцовой писала матери Аркадия. Аркадий попросил отца отдать ему эти письма. Они нужны ему как повод для новой поездки в имение Одинцовых. Аркадий отправился один, в саду увидел Катю. Девушка был ему очень рада.

Отцы и дети. Глава 23. Краткое содержание

Тем временем Николай Петрович достаточно часто общается с Базаровым. Его интересуют опыты, который проводит молодой естествоиспытатель. Базаров часто беседует с Фенечкой. Однажды он спрашивает, согласна ли она заплатить за то, что он вылечил ребенка. Базаров говорит, что ему нужны не деньги, а одна из роз, которые Фенечка собирала для утреннего букета. Фенечка дала Базарову розу. Евгений поцеловал молодую женщину в губы. В этот момент рядом оказался Павел Петрович.

Отцы и дети. Глава 24. Краткое содержание.

Через два часа Павел Петрович спросил у Базарова его мнение о дуэли, вызвал его. Своим секундантом Базаров предложил выбрать Петра, камердинера Николая Петровича. Базаров размышлял о настоящей причине дуэли пришел к выводу, что Павел Петрович сам любит Фенечку.

Базаров ухаживал за Павлом Петровичем как врач. Через некоторое время приехал доктор, Базаров собрался уезжать. Павел Петрович прощается с ним с достоинством, пожимает руку. Он также просит Фенечку зайти к нему и посидеть с ним. Павел Петрович спрашивает, любит ли Фенечка его брата.

Затем он страстно просит ее всегда любить Николая Петровича, не изменять ему. Павел Петрович знает, что очень тяжело любить и не быть любимым. В этот момент приходит Николай Петрович, а Фенечка убегает.

Павел Петрович просит своего брата обещать ему жениться на Фенечке. А сам он после свадьбы хочет уехать за границу и оставаться там до смерти.

Отцы и дети. Глава 25. Краткое содержание.

Аркадий тем временем общается с Катей. Она заметила, что влияние Евгения на Аркадия ослабевает. Катя считает, что это очень хорошо. Ей не нравится Базаров, она считает, что он всем чужой.

Аркадий понимает, что привязался к девушке. Он говорит ей, насколько она дорога ему. В имение к Одинцовой приехал Евгений. Он думал, что Аркадия интересует Анна Сергеевна.

Отцы и дети. Глава 26. Краткое содержание.

Аркадий делает предложение Кате. Когда об этом узнает Базаров, то хвалит его. Он хорошо относится к Кате:

Отцы и дети. Глава 27. Краткое содержание.

Через некоторое время Базарову стало очень плохо. Он просит сообщить Анне Сергеевне о том, что умирает.

Одинцова приехала с доктором-немцем. Тот сказал, что надежды на выздоровление нет. Базаров говорит Одинцовой, что любил ее, просит поцеловать его на прощание. Анна Сергеевна целует в лоб, дает воды. При этом она не снимает перчаток. Базаров умер.

Отцы и дети. Глава 28. Краткое содержание.

Через полгода в Марьине состоялось две свадьбы. Аркадий женился на Кате, а его отец — на Фенечке.

Николай Петрович стал мировым посредником; Аркадий оказался хорошим хозяином, его поместье стало приносить доход. Вскоре у них с Катей родился сын.

Павел Петрович обосновался в Дрездене. Кукшина также уехала за границу, в Гейдельберг, там она стала изучать архитектуру. Ситников считает, что продолжает дело Базарова.

Родители Базарова часто приходят на могилу сына, которая находится на небольшом сельском кладбище. Они подолгу плачут и молятся. Они живут только воспоминаниями о Евгении.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В романе описываются действия, происходящие в 1859 году. Помещик Николай Петрович Кирсанов ожидает, когда приедет его сын. Помещик является вдовцом, владеет небольшим поместьем и 200 крепостными. Будучи молодым, он мечтал о карьере военнослужащего, но после травмы ноги от мечты отказался. Николай Петрович закончил университет, после чего уехал жить в деревню, женился.

Через 10 лет у них рождается сын Аркадий, а жена умирает. Вдовец полностью посвящает себя воспитанию сына и ведению хозяйства. Подросший Аркадий уезжает в Петербург на учебу, откуда по прошествии трех лет возвращается. Николай Петрович с волнением ждет приезда сына.

Аркадий Кирсанов приезжает не один, а с другом Базаровым Евгением Васильевичем. При знакомстве Базаров ведет себя надменно и отчужденно, но помещик сразу заметил его пытливый ум и амбициозность. Познакомившись, все отправляются в имение.

По пути в Марьино, именно так называется имение, Кирсановы разговаривают. Аркадий интересуется делами хозяйства, здоровьем дядюшки и рассказывает о своем приятеле Базарове, который изучает естественные науки и мечтает о работе врача. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Николай Петрович жалуется на крепостных, их пьянство, безделье, рассказывает о домашних слугах. Также робко сообщает, что с ним живет девушка Фенечка, которую он тут же удалит из дома по желания Аркадия. Сын просит не делать этого. Аркадий наблюдает за тем, что находится за окнами коляски, огорчается, что имение пришло в упадок, думает о том, что можно изменить, но радуется от того, вернулся в родные края. Через 15 минут они прибывают в имение Марьино

По приезде их встречает брат помещика Павел Петрович, модный мужчина, выглядящий молодо. За ужином говорил больше Николай Петрович, остальные вели себя скованно. Вечером Аркадий и Базаров беседуют, последний высказывает свое мнение о братьях Кирсановых: Павел Петрович ведет себя, как щеголь, что для деревни неестественно, а Николай Петрович слишком добр и романтичен.

Ранним утром Базаров уходит ловить лягушек, нужных ему для экспериментов. Происходит знакомство Аркадия с Феодосьей Николаевной, женой отца. Аркадий узнает, что у него есть брат 6 месяцев Митя. Отец испытывает перед сыном чувство неловкости и стыда, но Аркадий уверяет, что не осуждает. Павел Петрович в новом модном костюме интересуется о Базарове. Аркадий отвечает, что его друг нигилист, человек без принципов и убеждений. Базаров возвращается с хорошим уловом лягушек.

За завтраком дядя Аркадия начинает доказывать Базарову, что жить без принципов и убеждений нельзя. Базаров спорить не хочет, но высказывает свою точку зрения, что для него нет авторитетов, кроме науки, которую он возвышает над бесполезным искусством. Кирсанов старший называет Базарова отсталым. Аркадий же пытается оправдать дядю жизненной историей.

Когда-то Павел Петрович был красавцем, ловеласом, его ждало блестящее военное будущее. Но он безумно увлекся одной замужней княгиней, бросил ради нее службу и следовал за ней по миру. Но дело все равно пришло к расставанию, затем княгиня умерла, после чего Кирсанов вернулся в деревню, полностью разочаровавшись к женщине. Базарова эта история не впечатлила, наоборот, он осудил Павла Петровича, осудив его за то, что ради женщины он лишился всего и не смог устроить свою жизнь.

Фенечка – дочь бывшей служанки, которая умерла от холеры. Кирсанов не бросил сироту, пожалел ее, сделал своей помощницей, а затем она родила сына Митю. К ней во флигель приходит Павел Петрович посмотреть на племянника, играет с ним, отмечает сходство шестимесячного ребенка с братом. Здесь его и застает Николай Петрович. Кирсанов старший уходит к себе в покои.

Базаров знакомится с Фенечкой. Проверяет зубы Мити. После знакомства Аркадий рассказывает другу историю Фенечки и его отца, отметив, что последний должен на девушке жениться. Базаров удивляется такому отношению. Также рассуждает, что хозяйство находится в упадке из-за того, что управляющий аферист или дурак. Тут же друзья слышат звуки виолончели, это игра Николая Петровича. Базаров в очередной раз смеется на его романтичностью, чем расстраивает приятеля.

Постепенно в доме все привыкают к Базарову. Он много занимается, проводит опыты, собирает лечебные травы и даже оказал медицинскую помощь Мите, когда у него произошла судорога. Кирсановы относятся к Базарову не очень хорошо. Николай Петрович убежден в плохом влиянии Базарова на Аркадия. Именно из-за этого он с сыном не может найти общий язык. Павел Петрович считает Базарова наглецом и циником. Вечером между Кирсановыми и Базаровым случился спор, в результате они оба расстроены, Николай Петрович говорит, что, видимо, их время пришло, нужно уступать молодым. Павел Петрович же в очередной раз обвиняет Базарова в гордыне и невежестве.

Приятели приехали к Колязину, знатному человеку, метившему в чиновники. Затем они посетили губернатора, где им были выданы пригласительные на предстоящий бал. По пути от губернатора встречают знакомого Базарова Ситникова. Он зовет их с собой посетить Евдоксию Кукшину, женщину, свободную от предрассудков.

Через несколько дней друзья прибывают на бал. Там происходит их знакомство с Одинцовой. Это была гордая умная женщина. Аркадий станцевал с ней мазурку и говорил о Базарове и его принципах. Женщина нравится Базарову, но он все равно ведет себя надменно и цинично. Анна делает друзьям приглашение к себе в гости.

Молодые люди приезжают к Анне Сергеевне. Она дочь ловеласа и игрока Локтева, который проиграл практически все состояние, оставив лишь разваливающее имение. После смерти матери Анна взяла на себя воспитание младшей сестры Катерины. Женщина восстановила отцовское имение, затем вышла замуж, через 6 лет ее муж умирает и оставляет ей наследство. Анна много путешествует, живет за городом в сельской местности, к слухам, которые ходят о ней в городе, относится равнодушно. На Базарова женщина оказала неизгладимое впечатление, ему нравятся ее ум, познания в науке. Анна зовет друзей в свое имение.

В имении Никольском приятелей знакомят с Катериной, младшей сестрой Анны. Кате 18 лет, она очень мила, музицирует на фортепиано. Анна способствует общению Аркадия и Кати. Но Аркадию больше нравится сама Одинцова. Анна Сергеевна же проявляет интерес к Базарову, так как ей близки его суждения о жизни.

В имении приятели провели 15 дней. Кирсанов сближается с Катей, вместе они проводят много времени. Базаров же в основном общается с Одинцовой. Базаров начинает чувствовать что-то серьезное к Анне и признает в себе романтика. Под предлогом, что нужно навестить родителей, Базаров собирается покинуть поместье.

Наутро Анна Сергеевна расспрашивает Базарова о его чувствах и под ее напором он делает ей признание в любви. Одинцова же отвечает ему отказом, предпочитая спокойную от эмоций жизнь, которой жила раньше.

На следующий день Кирсанов и Базаров покидают Одинцову и отправляются к родителям Евгения. Перед отъездом Анна просит Евгения остаться, он отвечает, что останется, только ели она его полюбит, но это несбыточная мечта. Аркадий замечает перемены в друге.

Родители Базарова встретили друзей хорошо. Они не видели сына три года и очень радовались встрече, но очень боялись показать свои чувства. ночью Аркадий так и не уснул, хотя отказал отцу в разговоре, сославшись на усталость.

У родителей Базаров чувствовал себя неуютно, ему было скучно, а родительское внимание не давало ему работать. В результате он говорит о намерении уехать в имение Кирсановых, где ему легче работается. Родители очень расстроились, а Аркадий обвинил друга в том, что так жить нельзя. После отъезда Базаровы долго переживают.

По пути в имение Кирсановых приятели заехали к Одинцовой, но Анна их принимает очень холодно. А вот в Марьино им рады, даже Павел Петрович, который ненавидит Базарова. Евгений посвящает себя полностью опытам, Аркадий старается помочь отцу, но его мысли постоянно о Никольском. Найдя предлог, Аркадий едет в Никольское и, что удивительно, Одинцова его встречает приветливо.

Базаров полностью уходит в себя и работу. Он ни с кем не общается, но симпатизирует Фенечке. Как-то, воспользовавшись случаем, он целует ее в губы, это замечает Павел Петрович. Евгений же чувствует угрыз

Читайте также: