Сочинение пейзажная зарисовка 4 класс презентация

Обновлено: 05.07.2024

– закрепить и углубить представление о пейзаже; – познакомить с понятием “пейзажная зарисовка”; – обеспечить усвоение учащимися особенностей описания природы; – подготовить к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.

– формировать творческие способности учащихся; – умения выделять существенные признаки и свойства.

– формировать у учащихся эстетические взгляды; – воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.

– эпиграф к уроку (высказывание К. Г. Паустовского); – репродукция картины К. Ф. Юона “Февраль”; – аудиозапись. П. И. Чайковский “Времена года” (зимний фрагмент); – выставка детских рисунков “А за окном зима. ”; – репродукции и фотографии зимнего пейзажа; – карточки с фрагментами из художественных произведений о зимней природе; – “Толковый словарь” С. И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

– Прочитайте строки из стихотворения А. Н. Майкова про себя (на партах карточки с четверостишием поэта).

Зима! Зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На черных деревах блестит… А. Н. Майков

– Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно?

– Как вы понимаете выражение “звездится снег”? – Понятно ли вам, почему у слова иней эпитет лазурный? – Какая картина предстает перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать ее словами. – Какие слова и выражения в четверостишии помогают вам устно нарисовать картину? – Прочитайте текст выразительно вслух, стараясь передать отношение поэта к зимнему пейзажу.

III. Работа по теме урока.

– А теперь обратимся к репродукции картины К.Ф. Юона “Февраль”. – Что изображено на картине? – Что такое пейзаж? – Какое время года запечатлел художник? Поясните свой ответ. – Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно? – Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как зима?

– Художник И. Левитан говорил: “Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь”. – Но только ли художнику надо понимать разговор, язык природы?

– Сейчас в природе мы наблюдаем такое время года, как зима. Но мы с вами находимся в теплом и уютном кабинете, и зимний пейзаж видим лишь из окна. Поэтому сейчас нам поможет настроиться на зимний лад, почувствовать дыхание зимы фрагмент из музыкального альбома П. И. Чайковского “Времена года” (прослушивание зимнего фрагмента).

– Чайковский передал характер зимы, какой он? – Как это передает музыка? – Какие картины рисует воображение при ее прослушивании?

– Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке; определили, каким настроением проникнуто каждое изображение, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение (независимо от вида искусства) называется ПЕЙЗАЖНОЙ ЗАРИСОВКОЙ. Более ясное толкование этого понятия дает “Толковый словарь” С. И. Ожегова (обращаемся к словарю).

– Попробуйте ответить, что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

– А теперь обратимся к словам К. Г. Паустовского, которые взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку.

“Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел передать”.

К. Г. Паустовский

– Прочитайте их. – Что писатель считает главным в пейзажных зарисовках? Что, по мнению Паустовского, необходимо для того, чтобы по-настоящему описывать природу?

– Что же видели за словами русские писатели? У кого из известных по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? В каких произведениях? – Прочитайте внимательно про себя отрывок из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Все светилось. Метели, как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Н. В. Гоголь

– Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? – Как и в чем отрывок гоголевской повести перекликается с отрывком из стихотворения Майкова? – Какие изобразительные средства языка использует Н. В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи?

– Рождественская ночь привлекала внимание не только Н. В. Гоголя. Писатели, которые пришли в литературу чуть позже, тоже уделяли ей внимание и посвятили яркие строки. Одним из таких писателей был И. С. Шмелев. – Прочитайте отрывок из главы “Рождество” романа И. С. Шмелева “Лето Господне”.

…Красота-то “какая”! Первая звезда, а вон – другая… Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе – то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут,– голубой хрусталь, и синий, и зеленый,– в стрелках… Калитку тронешь,– так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий. Попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. … А воздух… – синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые видения… И. С. Шмелев

– Что в этом отрывке в центре внимания писателя? – Найдите ту часть текста, в которой описываются звезды. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими? – Слова какой части речи помогают создать описание? – Обратимся ко второй части отрывка. Какие необычные сравнения вы увидели здесь? Объясните их. – Что показалось вам интересным в подборе эпитетов к слову воздух? Какой из них поразил вас своей необычностью? – Каким образом писатель дает характеристику морозу? В чем ее своеобразие? – Описание природы у кого из писателей (Гоголя или Шмелева) нарисовать легче? – Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Зачем автор использует так часто восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке? Каким чувством проникнуто описание? – Попытайтесь передать это чувство при чтении.

– Много стихов и песен посвящено зиме. Вот некоторые из них (чтение стихотворений учащимися).

– Итак, мы проанализировали несколько пейзажных зарисовок. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением-миниатюрой “А за окном зима…”. Составим план– инструкцию (совместно с учащимися составляем план, затем он проецируется на слайд).

– Попробуйте составить пейзажную зарисовку на тему “А за окном зима…” (самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения-миниатюры). – Посмотрим, что у вас получилось (ребята зачитывают свои миниатюры).

IV. Подведение итогов урока.

– Действительно, не только писатели, музыканты и художники должны понимать язык природы, но и мы с вами. И ребята, сочинения которых мы слушали, показали нам, как они умеют увидеть тайны природы, услышать песню снежинок, разговор деревьев… Как они умеют найти слова, краски и звуки для этого. Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова, краски. Сегодня вы немного приблизились к тяжелому труду людей искусства и поняли, как непросто передавать язык природы! Я думаю, ребята справились отлично.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Т. А. Шорыгина Повязала осень пёстрый фартук, И ведёрки с красками взяла. Ран.

Т. А. Шорыгина Повязала осень пёстрый фартук, И ведёрки с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, Листья позолотой обвела.

Ф.И.Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день ст.

Ф.И.Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

А.С.Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –.

А.С.Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан













Краткое описание документа:

Презентация разработана к уроку русского языка в 4 классе по теме "Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень". Одним из самых сложных видов письменных работ является написание сочинения. На уроках к таким темам лучше использовать презентации. Данная презентация помогает учащимся составить план и записать части текста. По каждой части проводится беседа. В презентации на слайдах даны вопросы, на которые дети отвечают, а потом записывают свои ответы последовательно. Это обучающее сочинение, а такая работа способствует развитию грамотности, орфографическим умениям, внимания, памяти, мышления и самостоятельности.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 994 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.11.2020 780
  • PPTX 5.9 мбайт
  • 98 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Моторина Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка 6 класс. Сочинение –описание природы. Пейзажная зарисовка Ко

№ слайда 1

Урок русского языка 6 класс. Сочинение –описание природы. Пейзажная зарисовка Константинова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы Гимназии № 80 г. Челябинска

Разновидности описания:

№ слайда 2

А. Н. Майков Зима, зима! Мороз трещит;Луна в кольце на тверди синей;Звездится сн

№ слайда 3

А. Н. Майков Зима, зима! Мороз трещит;Луна в кольце на тверди синей;Звездится снег; лазурный инейНа чёрных деревах блестит…..

Цели урока : Познакомиться с особенностями сочинения – описания природы, его сод

№ слайда 4

Цели урока : Познакомиться с особенностями сочинения – описания природы, его содержанием, языковыми средствами.Подготовиться к написанию пейзажной зарисовки.

Сочинение –описаниеприроды. Пейзажная зарисовка.

№ слайда 5

Сочинение –описаниеприроды. Пейзажная зарисовка.

Художественное описание – это такое описание, которое даёт образное , яркое пред

№ слайда 6

Художественное описание – это такое описание, которое даёт образное , яркое представление. В таком описании автор даёт оценку увиденного, собственное отношение к тому, что он описывает. Здесь отражается его настроение, мысли и чувства. Для этого автор использует слова в переносном значении, метафоры, эпитеты, сравнения.


№ слайда 8


№ слайда 9


№ слайда 10


№ слайда 11


№ слайда 12

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель

№ слайда 13

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые слова приобретают новизну и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. К.Г.Паустовский

Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор, авт

№ слайда 14

Прослушайте известное произведение П.И. Чайковского Какие образы рисует вам вооб

№ слайда 15

Прослушайте известное произведение П.И. Чайковского Какие образы рисует вам воображение?Какое название больше всего подходит к этой музыке?Музыка грозовых зарницЗвонкая песнь капели Вальс цветовСнежная круговертьТанец бабочек

Пейзажная зарисовка – изображённая природа (в живописи- красками, в музыке – зву

№ слайда 16

Пейзажная зарисовка – изображённая природа (в живописи- красками, в музыке – звуками, в литературе- словами).

Н.В.Гоголь Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебря

№ слайда 17

Н.В.Гоголь Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.

….красота- то какая! Первая звезда, а вон – другая…..Звёзд всё больше. А какие з

№ слайда 19

….красота- то какая! Первая звезда, а вон – другая…..Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды большие, разными огнями блещут,- голубой хрусталь, и синий, и зелёный,- в стрелках. ….Калитку тронешь,- так и сыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице –сугробы, горы.….А воздух….- синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения……

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель

№ слайда 20

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые слова приобретают новизну и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать К.Г.Паустовский

Советы мастеров слова: Живи с теми же самыми людьми и вещами постоянно, и всё ра

№ слайда 21

Советы мастеров слова: Живи с теми же самыми людьми и вещами постоянно, и всё равно, если ты поэт, ты должен увидеть их так, будто никогда не видел. Сила первого взгляда есть основная сила поэзии. М.Пришвин Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. К.Паустовский

Домашнее задание: Следуя инструкции, напишите сочинение – описание весеннего пей

№ слайда 23

Домашнее задание: Следуя инструкции, напишите сочинение – описание весеннего пейзажа. Тему определите сами.

Урок окончен! Спасибо за работу!Удачи!

№ слайда 24

Презентация: Обучающее сочинение по картине. 4 класс

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Интересует тема "Обучающее сочинение по картине. 4 класс"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 10 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку для 4 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

Презентация: Обучающее сочинение по картине. 4 класс

Обучающее сочинение по картине.


Слайд 2

Виктор Михайлович Васнецова


Слайд 3

Картины В.М. Васнецова


Слайд 4


Слайд 5

Кого вы видите в центре картины? Какой изобразил художник Алёнушку? Что говорит о бедности и сиротской доле Алёнушки? поникла головой пряди волос в глазах тоска неподвижна изорванное платье долго блуждала по лесу


Слайд 6

Что можно сказать о природе, которая её окружает? Какое настроение вызывает картина? мрачные воды темная глубь пруда чёрная вода непроходимая чаща


Слайд 7

Замени близкими по значению словами: печальные грустные поникла свешиваются


Слайд 8

Словарная работа. понравилась сочувствует сливается настроение здесь печально сирота поникла вокруг


Слайд 9


Слайд 10

Читайте также: