Сочинение патриотическая тема в лирике

Обновлено: 02.07.2024

Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений. Каждое из них наполнено сильными эмоциями, изображёнными буквально несколькими штрихами.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Эпоха общественных потрясений


Анна Горенко родилась в семье потомственных дворян. Детство и юность она провела в Царском селе. Поэтесса гордилась тем, что смогла застать эпоху Пушкина и процветания дворянской культуры. Девушка знала несколько языков, получила прекрасное образование. Она была яркой представительницей старого дворянства. Анна Андреевна писала нежные лирические стихи о любви, преданности и дружбе. За ней закрепился статус поэтессы, пишущей для женщин.

В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 г. у пары появился сын Лев. Казалось, что счастью Анны Андреевны ничто не сможет помешать. Но именно в этот период происходят трагические для России и поэтессы события. В 1914 г. начинается Первая мировая война. Николай Гумилев уходит в армию добровольцем, а Анна Андреевна остаётся одна с маленьким сыном. Политическая ситуация в России также усложняется. Дворянская строй, к которому принадлежала Ахматова, подвергается критике, а традиционные ценности общества рушатся.

В 1917 году происходит Февральская революция. Большинство друзей поэтессы эмигрировало в Европу и США. Тема Родины в лирике Ахматовой начинает занимать центральное место. В произведениях присутствуют мотивы тоски, разочарования, а также любви и нежности к родной земле. С 1920 года в жизни А. Горенко происходит череда трагических событий:

  • 1920 год — самоубийство Андрея Горенко, брата Ахматовой;
  • 1921 — арест и расстрел Н. Гумилева;
  • с 1923 г. стихотворения Ахматовой подвергаются жёсткой критике, новые произведения не печатаются;
  • 1938 — арест сына и его перевод в трудовой лагерь.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Июль 1914

Майский снег

Свою личную трагедию она объединяет с бедой народа. Поэтесса больше не сторонний наблюдатель, а участник событий.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а является неотъемлемой частью его жизни. Лермонтов очень тяжело воспринимает страдание русского народа, и эти переживания становятся укором России. В стихотворении 1828 год “Жалобы турка” поэт обращается к рассказам о жизни и судьбе людей своей страны:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек

В стихотворении “Родина” Лермонтов размышляет о своем отношении к отчизне. В первых же строчках поэт говорит о “странностях” этой любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Так почему же любовь Лермонтова к России – “странная”? Он привязан к иному лицу родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Это действительно высокое чувство, и “рассудок” его “не победит”.

В стихотворении создан живой поэтический образ родины, основное содержание, наполнение которого – русская природа и народная жизнь. Здесь

возникает образ русской деревни, дорогой Лермонтову. Для него родина – в жизни народа, в его простом быту.

Разнообразные детали этого быта: “избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…”, – поэт перебирает в памяти с “отрадой” и любовью.

В стихотворении “Родина” русская деревня – поэтическое воплощение отчизны. Именно в этом стихотворении отчетливо прослеживается крестьянская тема. Лермонтов сочувственно относится к крестьянству.

Здесь есть оттенок грусти, на который точнее всего указывает эпитет: “печальных деревень”. Но здесь нет “мировой скорби”, и этот оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением.

Стихотворением “Родина” Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма.

Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о “славе, купленной кровью” и “заветных преданиях” “темной старины”.

Лермонтов всегда находился в поиске сильного национального характера, умеющего по-настоящему любить родную землю. Поэтому стихотворение Бородино занимает особое место в творчестве Лермонтова, в нем присутствует своеобразный диалог прошлого и настоящего. Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: “Богатыри – не вы!” Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену.

Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.

Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они “отдадут Москву”. Ведь Москва для них неотделима от Родины.

В современности же поэт видит скорее больше недостатков своей родины. Это рождает временную неприязнь своей страны, желание покинуть ее:

Прощай немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Таким образом, отношение Лермонтова к родине весьма неоднозначно. Он не любит Россию официальную, крепостническую. Поэту ближе простота деревенских просторов и “пляска пьяных мужичков”.

Хотя Лермонтов и видит все недостатки своей страны, но любовь его к ней не уменьшается. Ведь у России такое героическое прошлое, что можно надеяться на “просветленное будущее”.

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 1942

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922 В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. 1961

Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Она — и поэт, и женщина. Воображение художника и чувства жены, матери. Пусть трубят газеты о Героизме, Подвиге, Славе -кто лучше ее поймет чувства той, чей муж или сын не вернулся домой? И что такое героизм перед горечью потери?

Для того лъ тебя носила Я когда-то на руках… …Без недели двадцать лет Он глядел на божий свет. После революции встал вопрос об эмиграции. Уехало так много близких! Но слишком дороги оказались родная земля, родная речь.

С 75-го года ее печатают очень редко. К этому времени она уже сделала свой выбор — неучастие. Нет возможности печататься — есть возможность писать, называя вещи своими именами. Она изучает Библию, древних авторов, Шекспира, Пушкина. И — никакой конъюнктуры.

— А Вы это можете описать? И я сказала: — Могу.

Каким бесстрашием надо было обладать, чтобы в те годы сочинять такие стихи — и читать их знакомым, когда посадить и расстрелять могли за то, что слушал — и не донес. Но ни один из многочисленных слушателей не выдал ее.

Началась Великая Отечественная война. Ахматову она настигла в Ленинграде. Когда-то, после революции, она не смогла покинуть Россию, теперь для нее так же немыслимо представить, что можно отдать ее врагу.

  • Не страшно под пулями мертвыми лечь,
  • Не горько остаться без крова, —
  • И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово,
  • Свободным и чистым тебя пронесем,
  • И внукам дадим, и от плена спасем
  • Навеки.
  • Я была тогда с моим народом
  • Там, где мой народ, к несчастью, был.

Этим она заслужила истинное звание народного поэта и тем, что, в отличие от многих и многих, не изменила ни своему таланту, ни друзьям, ни взглядам. Хотя иногда это было неимоверно трудно.

  • Из-под каких развалин говорю,
  • Из-под какого я кричу обвала,
  • Как в негашеной извести горю
  • Под сводами зловонного подвала,
  • пишет она в 1959 году.

Ее судьба — образец достоинства, силы и мужества. Маленькая хрупкая женщина, которую не смогла сломить вся государственная машина.

Гражданская лирика А. Ахматовой

Гражданская лирика А. Ахматовой

Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…

А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени времени бурь и потрясений в судьбе России ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…” Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Блок сказал об этом стихотворении: “Ахматова права. Это недостойная речь”. “Глухой и грешный” край, Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине вот главный гражданский долг.

В одном из стихотворений 1922 года Ахматова пишет: “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам”. Участь изгнанника представляется ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы и отказывается от сомнительной чести петь отступникам: Им песен я своих не дам.

Вместе со своей страной она переживает все бедствия, выпавшие на долго России В стихотворении, написанном к годовщине первой мировой войны, Ахматова пишет: Мы на сто лет состарились, и это Тогда случилось в час один.

Отныне она видит свою задачу в ином: страсть и песни должны уйти из ее поэзии, так как Ей, опустевшей, приказал Всевышний Стать книгой грозовых вестей.

О том, насколько близко воспринимает поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения “Молитва”, написанного в 1915 году: Дай мне горькие годы, недуга, Задыханъе, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар…

Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

“В года мытарств, во времена немыслимого быта”, когда “все расхищено, предано, продано”, Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России.

На протяжении всего своего творчества Ахматова освещает “страшный путь” своего поколения поколения, вкусившего “мало меду”, но много горестей. Современники ее люди, “бесслезнее, надменнее и проще” которых в мире нет. Для них родная земля не храм, не талисман, не рай, а “грязь на калошах” и “хруст на зубах”, однако: ..ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею.

В одной из “Северных элегий” Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило свой отпечаток беспощадное время: Меня, как реку, Суровая эпоха повернула.

Ее путь отныне иной. Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец.

Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: “И занавес вздымался без меня и также падал”. Но она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь оказалась запечатленной в ее стихах.

В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую поэму “Реквием”. Реквием, по определению, есть произведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение ахматовского гения молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы должны избежать забвения: вечная память жертвам террора чтобы трагедия не могла повториться.

Ахматова, разделившая судьбу многих матерей таким было ее приобщение к бедствиям страны, стоявших вместе с ней у тюремной стены, создает памятник великому народному горю который Для них соткала я Из бедных, у них же подслушанных слов.

Она, эта, по словам Жданова, “барынька, мечущаяся между будуаром и молельней”, пишет о том, как безвинная корчилась Русь Под колесами черных “марусъ”.

Стихи Ахматовой в период второй мировой войны своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку: Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы.

Однако за этой болью неистребимая вера в победу, бесконечное мужество: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова…

Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда это и ее дети: Щели в саду вырыты, Не горят огни.

Пи-терские сироты, Детонъки мои! Высокую задачу своей поэзии Ахматова видит в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: “Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена”. В 1950 году она пишет: Прошло пять лет и залечила раны, Жестокой нанесенные войной, Страна моя… Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей на смену “ужасам войны”, и вместе со всеми радуется силе и свободе своей страны.

Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора: Так много камней брошено в меня…

Долгие годы после революции она находилась на положении не то изгоя, не то заключенного: Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу.

Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. “В тот час, как рушатся миры”, она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг быть со своим народом, быть его голосом.

Тема Родины в творчестве Лермонтова присутствует в большинстве произведений. Известный писатель родился в 1814 году. Это был тяжелый период для России, надежды на светлое будущее разрушены, народ опустошен духовно. Люди перестали верить в улучшение жизни, идеалы сменились. Лермонтов искренне любил образ Отчизны, но кардинальные изменения глубоко ранили его душу.

В детские годы Михаила Юрьевича в стране приветствовался декабризм, его основные идеи. На период юности талантливого автора восстание было подавлено, подпольная деятельность запрещена. Поэт чувствовал – Родина меняется, это сказывается на людях, принципах жизни.

Образ Родины в лирике Лермонтова играет большую роль. Это одно из основных направлений раннего, зрелого творчества поэта. В юношеские годы он использует романтический, философский контекст. Любовь к Отечеству – тема красивых стихов о земле, красотах природы, бескрайности просторов.

Несмотря на патриотизм писателя, тема Родины в стихах Лермонтова подается в особенном стиле. Он призывает русский народ любить ее не только за волшебную красоту, пейзажи, богатства. Писатель говорит о ничтожестве, убожестве Отечества, вызванного особенностями правления, менталитетом общества.

Тема Родины в творчестве Лермонтова

Вариант 1

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики — безотрадность, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в его лирике утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” — рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, — лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучит гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых людей. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть Поэта”, павшего в неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, погубившими “его свободный смелый дар”.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

Вариант 2

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано любовью к Родине. Он беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В чём же заключается любовь лирического героя стихотворений Лермонтова, посвященных Родине? Эта любовь выражается в том, что поэт любит прежде всего родную природу, свой народ, но ненавидит самодержавие, крепостническую Россию.

Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова посвящены Родине, а также протесту против самодержавия. В них он передает странность любви своего лирического героя к России, тем самым поэт противопоставляет свой патриотизм, настоящий и подлинный, патриотизму, официальному и казённому. Михаил Юрьевич всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Во многих произведениях поэт изображал прекрасные картины природы. В стихотворении “Родина” Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно. Ему дороги и милы степи, безбрежные леса и реки. В “Родине” появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Его лирический герой рассуждает о плюсах и минусах России, но, не смотря на все минусы своей страны, он любит её. Именно поэтому Лермонтов называет эту любовь странной.

Странность заключается в двойственном отношении самого поэта к Родине. Резким противопоставлением являются строки стихотворения “Прощай, немытая Россия”, осуждающие самодержавно-крепостническое общество России. Данное произведение очень остро и резко передаёт недовольство властью В своей поэзии, всегда искренней, страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Написанию “Прощай, немытая Россия” послужила ссылка поэта на Кавказ за не менее резкое стихотворение “Смерть поэта”.

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.




Личность-история-вечность

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Связь времен и поколений

Осознавая себя в подобной роли, Лермонтов вступает в защиту человеческой личности. Ощущая связь поколений и времен, Михаил Юрьевич вместе с тем переживает их драматический разрыв. Холодная действительность противостоит в сознании поэта героическому прошлому русского народа. Она препятствует подвигу, общественно важному деянию, истинной любви, которые объединяют людей в высокоразвитое общество, ставят их на новую ступень нравственной и духовной самореализации и развития.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы:

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период



В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.
Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Смена жанра

михаил лермонтов родина

Читайте также: