Сочинение памятный день план

Обновлено: 02.07.2024

У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день. Дорога к речке проходила через лес. В лесу красиво пели птицы. Солнышко согревало всю землю. На лужайках росли красивые цветы. Они очень сильно пахли. По дороге мы собирали чистотел и цветы цикория. Мы загадывали друг другу загадки и бегали наперегонки. Нам посчастливилось увидеть зайца, который очень быстро пробежал мимо нас. У нас сложилось ощущение, что он нас сильно боялся. Мы все весло посмеялись и отправились дальше.

Когда мы вышли к берегу, то перед нами открылся великолепной вид. Природа была очень красивой. Лучи солнца отражались на воде. Деревья создавали прохладу. Песок был очень горячим. Много людей было на пляже в этот день. Все резвились и веселились. Мы тоже не стали терять время и сразу отправились купаться. Вода была теплой. Долго не хотелось выходить. После купания мы играли с мячом и загорали на пляже.

На пляже мы познакомились с ребятами с соседней улицы. Мы вместе стали играть и купаться. Ребята тоже приехали к бабушке на лето. И им тоже очень понравилась речка. Всем доставляло удовольствие купание в этот день. В городе не получишь такого удовольствия. Ни один компьютер не заменит общения и летних водных процедур.

Бабушка кормила нас своими вкусными пирожками. Мне так понравилось проводить время на речке, что этот день я очень часто вспоминаю. Этот день самый памятный день в моей жизни.

Я с нетерпением жду лета, потому что у меня теперь много новых друзей. Когда я приеду к бабушке мы снова пойдем на речку. Там мы будем веселиться, и отдыхать целый день.

Бабушка тоже очень рада, что я приезжаю к ней в гости. Она мне говорит, что наш отдых на речке она тоже считает памятным днем.

Сочинение на тему памятный день 5 класс по русскому языку Ладыженская.

Другие сочинения: ← Веселое происшествие 5 класс↑ по русскому языкуКак ко мне относятся вещи →

Вариант 1

Одним из самых памятных в моей жизни стал день, когда я впервые пошел в школу. Мне очень хотелось туда попасть, потому что некоторые из моих друзей уже успели стать школьниками, и я тянулся за ними. Я долго фантазировал, как буду сидеть за партой, слушать учителя, научусь читать и писать.

Но когда этот день, наконец, настал, я испугался. Мама разбудила меня утром и сказала, что пора идти в школу, меня ждет новая форма и букет цветов для учительницы. Я ответил ей, что не хочу идти и лучше останусь дома. Мама очень удивилась, ведь она знала, как я хотел пойти в первый класс. Ей пришлось меня уговаривать и объяснять, что в этом нет ничего страшного, и я заведу в школе много новых друзей.

Когда я подошел к школе, там уже было много людей, они все суетились и шумели. Потом нас построили в школьном дворе на линейке. Меня поставили в пару с девочкой Таней (мы с ней дружим до сих пор). Линейка была очень торжественной, директор поздравил всех с началом нового учебного года, старшие ребята исполняли песни, посвященные школьной поре. В конце по двору прошел одиннадцатиклассник, на плече которого сидела девочка и звонила в колокольчик. Это был мой первый звонок.

После окончания торжественной части нас отвели в класс. Оказалось, что он находится на втором этаже. Наша классная комната была большой и светлой, на подоконнике в горшках стояли цветы, а на стенах висели разные таблицы и карта мира. Учительница, Мария Анатолиевна, рассадила нас за парты и стала проводить первый урок. Она рассказывала о нашей школе, о том, что мы будем изучать на протяжении первого учебного года. А затем предложила каждому представиться и рассказать о себе в двух-трех предложениях. После урока нам выдали книги и отпустили домой.

Сейчас я учусь уже в четвертом классе. Многое с тех пор изменилось, но свой первый день в школе я не забуду никогда.

Вариант 2

У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день. Дорога к речке проходила через лес. В лесу красиво пели птицы. Солнышко согревало всю землю. На лужайках росли красивые цветы. Они очень сильно пахли. По дороге мы собирали чистотел и цветы цикория. Мы загадывали друг другу загадки и бегали наперегонки. Нам посчастливилось увидеть зайца, который очень быстро пробежал мимо нас. У нас сложилось ощущение, что он нас сильно боялся. Мы все весло посмеялись и отправились дальше.

Когда мы вышли к берегу, то перед нами открылся великолепной вид. Природа была очень красивой. Лучи солнца отражались на воде. Деревья создавали прохладу. Песок был очень горячим. Много людей было на пляже в этот день. Все резвились и веселились. Мы тоже не стали терять время и сразу отправились купаться. Вода была теплой. Долго не хотелось выходить. После купания мы играли с мячом и загорали на пляже.

На пляже мы познакомились с ребятами с соседней улицы. Мы вместе стали играть и купаться. Ребята тоже приехали к бабушке на лето. И им тоже очень понравилась речка. Всем доставляло удовольствие купание в этот день. В городе не получишь такого удовольствия. Ни один компьютер не заменит общения и летних водных процедур.

Бабушка кормила нас своими вкусными пирожками. Мне так понравилось проводить время на речке, что этот день я очень часто вспоминаю. Этот день самый памятный день в моей жизни.

Я с нетерпением жду лета, потому что у меня теперь много новых друзей. Когда я приеду к бабушке мы снова пойдем на речку. Там мы будем веселиться, и отдыхать целый день.

Бабушка тоже очень рада, что я приезжаю к ней в гости. Она мне говорит, что наш отдых на речке она тоже считает памятным днем.

Вариант 3

Есть в нашей жизни дни, которые навсегда запоминаются. Думаю, это потому, что они были интересными и счастливыми.

Осенью мы всей семьей ездили в лес за брусникой. Доехали на машине до мха. Тут дорога закончилась. Мы пошли до брусничника пешком по лесной тропинке. Нам то и дело попадались крепкие боровики, рыженькие лисички и желтовато-серые моховики. На брусничную поляну пришли с целым ведерком грибов и очень этому радовались!

Мы расположились у толстого дерева, перекусили. Потом на ветки деревьев повесили белые пакеты, чтобы место привала было видно издали. Договорились далеко не расходиться.

Я никогда не видела так много крупной брусники! Брать было легко, мы хватали ее горстями и кидали в широкие ведерки! Все шутили, смеялись и радовались солнечному деньку!

В стороне от всех я нашла несколько кустов голубики и тайно собрала в маленький пакетик, чтобы дома сделать сюрприз.

За два часа мы наполнили ягодами все ведерки, даже устать не успели.

Вечером на ужин мама напекла блинчиков и велела мне начинить их вареньем, а сама пошла смотреть телевизор. Я достала свой секретный мешочек с голубикой и перебрала ягоды. Потом растолкла их, добавила немного сахарного песка, начинила блинчики и красиво выложила их на блюдо. Затем заварила чай, накрыла на кухне стол и пригласила родителей к столу.

И ужин у нас получился с сюрпризом! Мама еще в лесу всем объявила, что вечером будут всеми любимые блинчики с вареньем. А вместо варенья вдруг появилась начинка из свежих ягод голубики! Откуда? Кто принес? Меня выдала счастливая улыбка. Папа с мамой тоже радовались, что у них такая заботливая дочь.

Этот день был наполнен новыми впечатлениями, добрыми делами и радостным настроением. Он запомнился мне навсегда, словно это был веселый цветной кинофильм про счастливых людей!

Вариант 4

Мои родители меня очень любят, но иногда они не разрешают мне самостоятельно принимать важные решения. Я просил купить котика, но они ни за что не согласились. Было так обидно, что я чуть не заплакал.

За две недели до дня рождения мамы я узнал, что в соседнем подъезде живет бездомный котенок. Люди его кормят, но к себе почему-то никто не берет. А котенок очень красивый и пушистый! Я стал каждый день приходить и кормить котика. Мне хотелось, чтобы он ко мне привык, но он боялся.

Я спросил маму, какие подарки она любит. Мама ответила, что любой подарок от меня принесет ей радость. А подарок, приготовленный своими руками, еще ценнее.

В день рождения у родителей был рабочий день, а у меня каникулы. Я принес котенка домой в коробке из-под обуви, иначе было не удержать, и выпустил в ванной. Надо было его помыть. Я приготовил полотенце, шампунь, натянул кожаные перчатки на руки, чтоб защитить руки от царапин. Когда я стал мыть котика, он громко визжал, изворачивался и царапался. Вытирать полотенцем я не стал, потому что котенок не мог успокоиться. После мытья опять посадил его в коробку и сделал в ней дырку.

Потом включил мамин фен, вставил его в дырку и стал сушить котенка. Так было безопаснее, хоть он и в коробке мяукал и фыркал. После сушки котик успокоился и притих. Я осмотрел свои раны, смазал зеленкой царапины на щеке и на руках. Когда я закрывал пузырек, то разлил зеленку на белоснежной скатерти, которую мама очень любила. Это меня сильно расстроило, ведь мама наверняка огорчится, а ей сегодня день рождения!

Коробку с подарком я завязал оранжевой лентой и положил на стол. Когда мама пришла, я сразу ее поздравил. Она поняла, почему все в зеленке, и за скатерть не ругала.

Котенок родителям понравился. Папа сказал, что это подарок настоящего мужчины! И почему-то улыбался. Я тоже был рад, ведь у меня появился мой любимый пушистый котик Мазай.

Вариант 1

Мне нравится лето. Это счастливое время, когда нет обязательных уроков, когда можно заниматься тем, чем хочешь, когда новый день не похож на предыдущий и неповторимо-ярок. Но бывают часы, которые помнишь всю жизнь.

Однажды… мы собрались в лес. На машине быстро добрались до опушки и, взяв большие корзины, пошли. Раздвигая траву, удивлялись боровикам и лисичкам. Выйдя на полянку замечали поспевшую клубнику, которая просилась в рот. Иногда попадались колючие кустики шиповника, но мы ягодки не трогали, ибо созреть они должны были осенью. Вечером возвратились домой. Уставшие, но очень довольные, полные впечатлений от увиденного.

Это был самый памятный летний день. И провели мы его наедине с природой.

Вариант 2

Летним днём в зоопарке

Мне запомнился день, который я провёл в зоопарке.

Мы долго собирались всей семьёй съездить в зоопарк, но мешала жара, да и папа был занят на работе — даже дома сидел над какими-то бумагами. Но вот выдались свободные деньки, и мы отправились смотреть чудесных животных, птиц и рыб.

Сколько же было радости, когда мы увидели смешных обезьянок, уверенных львиц (лев сидел в пещере и только рычал от жары), беспокойных попугаев с длинными разноцветными хвостами, неповоротливых бегемотов, которые не вылезали из воды. А ещё мы любовались необычными рыбами, боязливо разглядывали страшных змей и крокодилов, ждали, когда же проснётся ленивец.

Когда мы с сестрой Катей устали и проголодались, родители купили нам чипсов и кока-колы. А потом мы полакомились сладкой ватой, розовой, воздушной и фантастически вкусной.

В зоопарке папа часто нас фотографировал, и теперь, разглядывая эти весёлые снимки, я думаю, что этот день был самым интересным на летних каникулах.

Вариант 3

Как мы все ждем наступления лета, и какое оно потом оказывается до обидного короткое! Только-только вошли во вкус, тут — раз, уже и сентябрь на носу! И остается только сожалеть: то не успели, туда не съездили… Теперь, увы, до будущих каникул планы придется отложить. И только памяти у нас никто не отнимет!

Жаль, конечно, что осенью природа начинает готовиться к долгому зимнему сну: и листва опадает, и трава жухнет, и солнечных дней всё меньше, а непогода, наоборот, всё чаще и чаще… Что мне запомнилось из прошлого лета? Конечно, июльская поездка вместе с мамой в Сочи. Райское место — море, солнце, чайки, нескончаемый шум волн и многое другое. Была одна поездка, которая особенно запомнилась. Есть в окрестностях Сочи такое известное место — Мацеста. Там стоит огромное здание и, кажется, что ты попадаешь в Древнюю Грецию — в таком стиле оно выполнено. Много колонн и скульптур, выполненных из мрамора. Особенно поражают своей красотой колонны, находящиеся в главном помещении. А потолок — тоже особенный, резной! Здесь можно отдохнуть и, если потребуется, то отведать минеральной воды для утоления жажды. Если верить легенде, то Мацестой звали. Ради здоровья родителей она пожертвовала личным счастьем: отдалась горному духу. Так что легенда очень красивая, трагическая и поучительная одновременно. Здесь лечат всевозможные болезни, а также рубцы и ожоги. Экскурсия сюда не могла не понравиться! Замечательно, что есть такое место и люди, обустроившие его.

Вариант 4

Помню, как-то я ходил в поход со своими одноклассниками по неизвестному мне маршруту. Готовился к нему очень тщательно. Собрал провизии и воды на несколько суток вперед. Обязательно прихватил удочку, спички, компас, веревку и теплую вязаную одежду. Хоть было и лето, ночи все же оставались холодными. С ребятами договорились идти на пару суток, не более.

Скоро мы пришли на место и разбили в считанные минуты лагерь. Развели костер. Девушки занялись готовкой, парни пошли: кто за дровами, кто с удочками на рыбалку.

Утром все вскочили как по сирене. Все сразу за работу, за дела. Прямо маленькие гномики.

Честно… Я бы хотел вернуть именно то время лета, когда ходил в поход. Это чудесное время!

Про лес, короткое

Однажды, теплым летним днем, мы с отцом пошли в лес по грибы. Лес был полон звуков и голосов птиц. С грибами нам в этот раз очень повезло — довольно быстро набрали полную корзину с верхом. Пора было отправляться домой. Вдоль лесной тропы росли маленькие елочки, и я случайно задел одну из них ногой. Неожиданно оттуда вспорхнула какая-то птичка. Конечно, я решил полюбопытствовать, что там, под елочкой. Наклонился, раздвинул ветки и увидел несколько яичек голубоватого цвета, лежащих в гнезде. А птичка, оказывается, не улетела далеко. Она села на дерево неподалеку и стала жалобно чирикать. Пришлось звать на помощь отца — я не знал, что делать дальше. Отце посоветовал не трогать гнезда — иначе птичка не вернется туда. Само место мы запомнили и благополучно вернулись домой. А потом, когда прошло некоторое время, решили вернуться, чтобы посмотреть, не появились ли птенцы. И в самом деле, появились! Маленькие, еще слепые и беспомощные. Мы вернулись еще раз, через неделю. На этот раз птенчиков уже не было. Наверно, мать увела их с собой, хотела защитить и уберечь.

1)Выработать умение писать сочинение (текст) на заданную тему

2)Отработать умение правильно определить главную мысль и подчинить ей сочинение;

3)Развивать умение описывать события;

  1. Орг. момент.
  1. Постановка темы и целей урока.
  2. Вступительное слово учителя.

Вспомните и попытайтесь рассказать о каком-нибудь интересном и хорошо запомнившемся для вас дне. Наверняка с каждым из вас хоть раз за лето случались какие-то интересные события. Послушайте стихотворение:

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу,

Иль поймали вы лису.

Или вы окно разбили

И признаться не смогли,

Или вы рекорд побили,

Иль кого–нибудь спасли.

Или, может, вдохновенье –

Частый гость у вас в квартире-

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины.

Что произошло хоть раз.

И конечно, расскажите.

Но чтоб это был рассказ.

4. Словарная работа Слайд 6

Записывается несколько слов, рядов однородных членов, которые помогут в написании сочинения.

Однажды, случилось, было, приключилось, произошло.

  • жара солнце тепло каникулы пляж отдых море трава отпуск радость загар зелень июль счастье дача бабочки вода духота купание дождь
  • август зной луг поле июнь арбуз мороженое песок деревня курорт вечер листья ягоды река земляника

6. Составление плана – схемы сочинения Слайд 8

  1. Вступление. Где, когда происходило действие.
  2. Основная часть.
  • Что происходило интересного в этот день?
  • Моё настроение в течение дня (менялось или нет)?
  • Что оказалось самым интересным и запоминающимся?

Почему мне запомнился именно этот день?

7. Задания к сочинению Слайд 9-10

Задания к сочинению.

  1. Расскажите об одном дне летних каникул так, чтобы было ясно, почему он запомнился больше других дней.
  2. Озаглавьте сочинение.
  3. Подсчитайте количество слов в тексте сочинения и укажите в конце работы. (Подсчитываются все слова, включая и служебные части речи).

Примечание: В тексте должно быть не менее трёх абзацев!

8. Домашнее задание

Подготовиться к написанию сочинения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в.


Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)

Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение.


Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине.

Изложение по тексту Куприна "Тапер".


Урок развития речи на тему"Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему : "Святая материнская любовь".


Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку.


Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

2) Содержательная: закрепление способов действия при подготовке к сочинению-повествованию.

Образовательные:

выявить условия качественного написания сочинения-рассказа;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические, пунктуационные, речевые компетенции.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения парной работы;

развитие навыка самооценки, взаимооценки.

Воспитательные:

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.

Материальное обеспечение урока: компьютер, учебник, карточка с заданием, листы самооценки, карточки с критериями оценки сочинения и памятками-шаблонами.

Тип урока – урок рефлексии.

Планируемые результаты:

1) уважительное отношение к языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке и взаимооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной письменной формах;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

4) владение орфографическими и пунктуационными компетенциями;

5) расширение знаний учащихся о построении текста типа речи повествование.

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем

Просмотр ролика-притчи, поиск решения задачи

Показывает ученикам ролик с притчей, задает вопросы:

- Какому отношению к жизни учит эта притча?

- Чем она может помочь на уроке?

Смотрят ролик, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

Актуализация знаний и осуществление первичного действия

Анализ. Составление плана на основе изложенного материала.

1. Просит сформулировать цель сочинения

2. Просит прослушать выступление и проанализировать план, можно ли его использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии.

1. Формулируют основную цель сочинения.

Целеполагание, постановка проблемы, поиск путей решения проблемы

Формулирование темы, целей урока, задач (фронтально)

Дает задание: прочитать задание к упр. 157

Проводит параллель с ранее

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока

Читают задание к упр. 157

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока

Мозговой штурм – составление шаблона (клише).

Поиск решения учебной задачи

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение

Слушает, предлагает дополнения, уточняет

Работают с текстами сочинений, клише, памяткой

2. Закрепление знаний о структуре рассказа

Предлагает задание, консультирует,

Просит обобщить знания о рассказе, его структуре

Используя все памятки и клише, все изученное ранее, об основных затруднениях при написании рассказа, о требованиях к его содержанию и структуре.

Дежурный ученик проводят разминку

3. Составление основной части рассказа. Коррекция

Индивидуальная фронтальная парная

Предлагает задание (написание основной части сочинения на черновике), консультирует.

Предлагает обсудить 2 работы совместно, каждую работу в парах

Самостоятельно записывают, обсуждают, корректируют, делают выводы

4. Освоение требований к написанию сочинения

Организует самостоятельное написание сочинения

Создают текст сочинения

Просит сравнить цель и результат урока, сделать выводы.

Благодарит учеников за урок

Подводят итог урока, делятся мнением о своей работе на уроке

Учитель задает домашнее задание, комментирует

1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности

Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

2 этап урока. Актуализация знаний и осуществление первичного действия

2.1. Формулировка основной цели сочинения: написать рассказ о событии из личной жизни, которое осталось в памяти, потому что связано с чем-то важным, необычным, интересным

2.2. Анализ схемы, которую можно использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии и для составления плана.

Приблизительная схема сочинения

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

А) С чего всё началось?

Б) Как развивались события?

В) Чем они закончились?

3) Что и почему осталось в памяти?

Приблизительная схема сочинения

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Этого события я никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной.

Можно ли забыть такое происшествие?! Таких встреч со мной раньше никогда не было.

Всё начиналось как обычно.

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

— С чего всё началось?

— Как развивались события?

— Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;

сначала, потом, после этого. ;

в конце концов, наконец.

3) Что и почему осталось в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что.

Ещё долго буду я вспоминать.

Задача - рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое):

Например, весёлое происшествие

Рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.

Интересная встреча

Рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.

Этапы решения проблемы

3.1. Ученики составили клише в тетради.

3.2. Ключевое слово – рассказать, т.е. составить рассказ.

-Теперь дадим определение рассказу, выделим главные особенности и структуру этого жанра.

Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

В рассказе выделяются 3 части:

Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий.

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.

Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

В рассказе могут быть вступление и заключение.

Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.

В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.

Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.

3.4. Задание: Сравните два сочинения пятиклассников на тему "Первый раз на ёлке". Получились ли у них рассказы? Сопоставьте данные тексты с клише в тетради памяткой о структуре рассказа.


Вопрос: Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение?


- Можно ли считать, что автор рассказывает о каком-то случае из своей жизни?

- Выделите случай, который лежит в основе рассказа.

- Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?

- Было ли смешно, когда читали рассказ?

- Достаточно ли полно раскрыто главное событие?

- Назовите структурные части рассказа.

3.6. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

3.7. Анализ 2-3 получившихся работ, зачитанных вслух.

3.8. Работа в парах: Взаимопроверка и обсуждение ее результатов.

3.9. Самостоятельное написание сочинения.

4. Рефлексия.

- Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока №.38.

Чеботарёва Наталия Александровна

Учебный предмет

развивать речевую культуру ученика, навыки написания сочинения-повевствования;

Задачи урока

Образовательные: Проверить сформированность речевых умений :писать на тему, раскрывать основную мысль, членить текст на части, подбирать заголовки), а также уровень грамотности в условиях свободного письма.

Развивающие: Развивать умения учащихся составлять текст-повествование; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части рассказа, выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи.

Воспитательные: Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания.

Инструментарий урока

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской , упр. 157

Основные понятия

Текст, тема, стили и типы речи.

Планируемые результаты

Предметные : способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке.

Познавательные – владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные : проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимо действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Моти вация (самоопреде ление) к учебной деятель ности

Проверяет подготовленность класса к уроку, собрать тетради.

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу,

Иль поймали вы лису.

Или вы окно разбили

И признаться не смогли,

Или вы рекорд побили,

Иль кого–нибудь спасли.

Или, может, вдохновенье –

Частый гость у вас в квартире-

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины.

Что произошло хоть раз.

И конечно, расскажите.

Но чтоб это был рассказ.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Готовятся к уроку, слушают учителя.

Познавательные: осознают учебно-познавательную за дачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Личностные: положитель но относятся к учению, стремятся приобретать новые знания.

2. Актуа лизация опорных знаний, подготовка к сочинению.

Вспомните и попытайтесь рассказать о каком-нибудь интересном и хорошо запомнившемся для вас дне. Наверняка с каждым из вас хоть раз за лето случались какие-то интересные события.

жара солнце тепло каникулы пляж отдых море трава отпуск радость загар зелень июль счастье дача бабочки вода духота купание дождь

август зной луг поле июнь арбуз мороженое песок деревня курорт вечер листья ягоды река земляника – кто больше?

Личностные: имеют мотива цию к учебной деятельности.

Познавательные: осущест вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси фикации, устанавливают причинно-следственные связи.

Чтение задания к упр.157

Знакомятся с заданием и памяткой на стр.170 –подготовка к сочинению.

Каким по стилю должно быть ваше сочинение?

Как составляется сочинение-повествование?

Задания к сочинению.

Расскажите об одном дне летних каникул так, чтобы было ясно, почему он запомнился больше других дней.

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной.

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было.

Всё начиналось как обычно.

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;

сначала, потом, после этого. ;

в конце концов, наконец.

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что.

Ещё долго буду я вспоминать.

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной.

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было.

Всё начиналось как обычно.

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;

сначала, потом, после этого. ;

в конце концов, наконец.

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что.

Ещё долго буду я вспоминать.

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Читайте также: