Сочинение озеро горных духов

Обновлено: 30.06.2024

Озеро Горных духов на Алтае

Екатерина Александрова" >

Озеро Горных духов, расположенное в Усть-Коксинском районе недалеко от горы Белуха, ежегодно привлекает многих путешественников, желающих исследовать не только живописные уголки природы Алтайского края, но и загадочные предания, зародившиеся на этой земле ещё в древности. Многие отмечают, что данный водоём действительно порождает атмосферу таинственности, а проводники нередко говорят, что подниматься к горным духам следует только при условии хорошего физического состояния и соответствующего настроения. Сильнейшая энергетика места объясняется как географическим расположением, так и его историей. Озеро находится на высоте 2500 м над уровнем моря, а также является радиалкой к перевалу Надежда (2800 м) и вершине Ярлу (3370 м), то есть поход по указанным маршрутам займёт один день и может быть совершён налегке.

Стоит также отметить, что рядом расположены такие природные достопримечательности Алтая, как Долина семи озер и Аккемское озеро. Если вы хотите составить сложный маршрут и посетить несколько мест, то советуем планировать путешествие на период с июля по август, когда погода считается наиболее благоприятной для пеших путешествий.

Озеро Горных духов на Алтае

Легенда об озере Горных духов

Существует множество легенд об озере Дены-Дерь, создающих особую мистическую атмосферу этого места. Однако наиболее популярной и общепринятой является легенда, которую рассказал Григорий Иванович Гуркин, художник из алтайского рода Чорос, писателю фантасту Ивану Ефремову в первой половине ХХ века. Позже, в 1940-х годах, Ефремов написал отдельный рассказ, повествующий об этом необычном озере.

Согласно вышеупомянутой легенде, в спрятанном высоко в горах озере обитали души людей, которые при жизни причиняли много страданий другим. Тот же, кто отыщет это озеро, сможет победить злых духов, но если его поиски затянутся, то падет жертвой сам. На это непростое задание отправился сильнейший и красивейший юноша Тарын. Спустя некоторое время он обнаружил долину, на дне которой расположились цепью пять озер на расстоянии друг от друга с полверсты или с версту.

Озеро Горных духов на Алтае

Юношу притянуло к последнему пятому озеру, от него веяло холодом и отрешенностью. Тарын подошел и долго всматривался в озеро. На противоположном берегу он увидел огромное количество сине-зеленых теней, которые то стояли на месте, то быстро передвигались по поверхности воды. Почувствовав прилив сил, юноша схватил меч и кинулся в воду со стойким намерением побороть злых духов, однако силы его быстро иссякли — еле как добрался он до противоположной горы. В этот момент все исчезло, а Тарын направился прочь от этого зловещего места. Но как только он оказался у ближайшей юрты, тут же настигла его неожиданная смерть.

Многие еще пытались повторить путь самого сильного юноши к озеру Горных духов, однако всех ждал печальный исход — кто-то болел, кто-то терял былую храбрость и силу. После этого недобрая слава разнеслась об этом зловещем месте, и люди перестали там бывать. На озере нет ни зверей, ни птиц, а на том берегу, где обитают духи, не растет даже трава.

Озеро Горных духов на Алтае

Характеристики озера

Озеро принято считать небольшим, так как в длину оно простирается примерно на 300 м, а в ширину — 110–120 м.

С двух сторон жилище горных духов защищено каменными осыпями, тогда как северный и западный берега пологие и, благодаря этому, удобны для размещения палатки. Особую красоту месту придаёт небольшой водопад, который стекает с южной стороны озёра и питает его, а также карликовые березы и можжевельник, произрастающие на равнинных участках земли.

Каждый путешественник будет приятно удивлён цветом озёрной воды. В солнечную погоду она окрашивается в яркие бирюзово-зелёные тона, а в пасмурные дни, отражая небо, становится абсолютно прозрачной, что создаёт зрительные иллюзии и искажает расстояния. Скорее всего, такие особенности озера были одним из основных факторов создания местных легенд.

Озеро Горных духов на Алтае

Как добраться до озера Горных духов

Озеро Дены-Дерь находится в 7 км от Аккемского озера и в 3 км от часовни Архангела Михаила.

Ближайший к водоему населенный пункт — это село Тюнгур, откуда начинается большинство пеших маршрутов. Добраться до поселка можно из Горно-Алтайска на ежедневном рейсовом автобусе, отправление которого происходит от моста через реку Катунь. Дорога займет около 9 часов.

Если вы планируете поездку на автомобиле, то необходимо будет двигаться по федеральной дороге Р256 (Чуйский тракт) в направлении Сростки, Быстрянки, Горно-Алтайска. После следует проехать Шебалино и Купчегень, а затем у села Иня повернуть направо на трассу Р373 (Тюнгурская тропа). На этом участке трассы необходимо ехать прямо и следовать указателям вплоть до Тюнгура. Поездка на личном автомобиле займет около 6,5 часов.

Стоит отметить, что вы можете воспользоваться услугами трансфера.

Озеро Горных духов на Алтае

Пеший маршрут

От поселка придется преодолеть более 40 км до Аккемского озера: маршрут пролегает вдоль одноименной реки Аккем. Более того, путь считается тяжелым, особенно для новичков. Преодолеть его можно пешком, на конях или вертолете, вылетающим с турбазы в Тюнгуре. Безопаснее и точнее пройти это расстояние поможет гид-проводник, ведущий группу.

Также следует быть готовым к тому, что маршрут от Аккемского озера занимает около 4 часов. Для начала необходимо вдоль реки Аккем дойти до часовни Архангела Михаила, самого высокогорного православного сооружения в России. Слева от храма бежит река Кара-Оюк, берущая начало в озере Дены-Дерь. Следует идти по правому берегу реки. Ориентиром могут служить каменные пирамиды обо, расположенные в этой местности. Дальше начнется подъем, и тропа пойдет между россыпи камней, а по её краям будут карликовые березы и можжевельник. После подъема необходимо спуститься в долину ручья Кара-Оюк. Переходим ручей у большого сколотого камня и следуем тропе, поднимающейся по левому берегу ручья. Она приведет к большим камням, которые будет необходимо перелезть на сторону водопада. Финальный участок пути представляет собой еще один небольшой подъем по камням уже непосредственно к озеру Горных духов. В течение всего маршрута перепад высоты составит около 60 градусов.


Я ожидал увидеть брюзгливого старика, и был удивлён, когда на крыльце появился подвижный, суховатый бритый человек с быстрыми и точными движениями. Только всмотревшись в его желтоватое монгольское лицо, я заметил сильную проседь в торчащих ежиком волосах и жестких усах. Резкие морщины залегли на запавших щеках, под выступающими скулами, и на выпуклом высоком лбу. Я был принят любезно, но не скажу, чтобы радушно, и, несколько смущенный, последовал за ним. Вероятно, под влиянием искренности моего восхищения красотой Алтая Чоросов стал приветливее. Его немногословные рассказы о некоторых особенно замечательных местах Алтая ясно запомнились мне - так остра была его наблюдательность.


Г.И. Чорос-Гуркин. Портрет работы В.П. Чугуева

Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую Академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем.

А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В.Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.

Впоследствии, в Академии И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание – пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине. Нужда, бытовые неурядицы всю жизнь преследовали художника, и просто удивительно многообразие и объём созданного им.

В своих лучших работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.

Между двумя деревьями, левее, был широкий просвет. В нём, как в черной раме, висели в розоватом чистом свете легкие контуры четырёх острых белых вершин. Воздух был удивительно прозрачен. По крутым склонам белков струились все мыслимые сочетания светлых оттенков красного цвета. Немного ниже, на выпуклой поверхности голубого ледника, лежали огромные косые синие полосы теней. Этот голубой фундамент ещё более усиливал воздушную легкость горных громад, казалось излучавших свой собственный свет, в то время, как видневшееся между ними небо представляло собой море чистого золота.


. Как видите, моя первая любовь к высокогорьям алтайских белков вспыхнула неожиданно и сильно. Любовь эта не несла в дальнейшем разочарования, а дарила меня всё новыми впечатлениями. Не берусь описывать ощущение, возникающее при виде необычайной прозрачности голубой или изумрудной воды горных озёр, сияющего блеска синего льда. Мне хотелось бы только сказать, что вид снеговых гор вызывал во мне обострённое понимание красоты природы. Эти почти музыкальные переходы света, теней и цветов сообщали миру блаженство гармонии. И я, весьма земной человек, по-иному настроился в горном мире.

Видимо, человеческие мысли, следуя треугольникам горных уступов, становятся чище и возвышеннее.

В картинах Григория Гуркина отразилась именно эта живая духовность Алтая, о которой пишет и Ефремов, тайна гор, которые издавна представлялись алтайцам думающими и живыми.

Началось всё со сбывшегося пророчества – явления трех старцев (Белого Бурхана, Желтого Бурхана и Синего Бурхана Ойрот-хана) девочке Чугул из рода Чагандык в год дракона. Ойрот-хан – это историческое лицо, Амурсана, вождь ойротов в последние годы Джунгарии, умерший в Тобольске. Он обещал вернуться через 12 поколений, когда люди всего мира будут драться, а Алтай станет благоденствовать. Больше Бурханы не приезжали, но девочка вещала от их имени. Были введены обычаи почитания только небесных богов, Солнца и Луны.


Рерих Н.К. Ойрот - вестник Белого Бурхана. 1925

Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником – снегом, льдом и туманами.

Иван Антонович Ефремов пишет в рассказе о том, что в мастерской художника его героя сразу привлекла именно эта картина:

Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми краскам. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков.


Озеро горных духов. 1910

. От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту.

Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая, величавая природа которого способна внушать благоговение, с которым издавна относились к ней алтайцы.

В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году в Москве. А.В. Луначарский в своей статье о московской выставке отметил особенно поразившие работы Гуркина такими словами:

Отмечу ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утончённая техника – я уже не знаю.

Творческий путь художника в 20-30-е годы связан с социалистической новью Алтая. В это время он создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. В его полотнах – гармоничность мироздания.

В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован с обвинением по ст. 58 п.4-11 УК РСФСР. 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.

В последнем письме, написанном в апреле 1937 года детям и внукам, художник пишет:


Алтайцы-охотники в горах

Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы, прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же, благодаря силе природы, он инстинктивно к ней привязан. По понятию алтайцев-язычников, из поколения в поколение, в ряде веков, выросших в горах и дебрях лесов Алтая, он не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев-язычников Алтай – живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие. Он – живой кормилец – отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озера – это его глаза, смотрящие на вселенную. Водопады и реки его – речь и песни о жизни, о красоте земли, гор.


Озеро горных духов — одно из достопримечательностей, которые посещают туристы, останавливаясь рядом с горой Белуха на Аккемском озере. Те, кто стоят лагерем на озере Ак-кем несколько дней, ходят в "Долину семи озер", ущелье Ярлу, на Аккемский ледник, к часовне Архангела Михаила, и — к Озеру горных духов. Те же, у кого на Аккемском озере одна дневка, посещают одну или две достопримечательности, в зависимости от темпа движения. Но каждое из перечисленных мест около Белухи стоит того, чтобы уделить ему целый день.

Если прийти к озеру Горных духов в солнечную погоду, то озеро поразит бирюзовой чистотой своей воды. Вода настолько чистая, что когда нет ветра, кажется будто это не вода, а марево над камнями, лежащими на дне. Опуская лицо или руки к озеру, можно промахнуться и попасть в воду раньше, чем кажется она должна начаться. Вода почти невидима. Когда поднимается ветерок, то она "появляется" — на озере возникает бирюзо-серебристая рябь.

Может быть эффект размытости границы между воздухом и водой, а так же ощущение волшебства, зачарованности, возникающие, когда долго смотришь на воду, и вызвали легенды об озере, как о пристанище горных духов. Одну из таких легенд пересказал писателю-фантасту Ивану Ефремову алтайский художник Г.И. Чорос-Гуркин. Картина Чорос-Гуркина "Озеро горных духов", написанная после его экспедиции к Белухе в июне 1908 г., передает магию озера. Те, кто видел чистые горные реки, озера, могут сказать, что они завораживают человека. Например, сильное притягивающее действие воды можно испытать, когда смотришь на гладь "Девичьих плесов" на реке Кумир.

Чтобы добраться от Аккемского озера до Озера горных духов, надо сначала дойти до часовни. Слева от часовни бежит ручей Кара-Оюк, который берет начало в Озере горных духов. Переходить реку не надо, перед мостом через Кара-Оюк поворачивайте налево и идите по правому берегу реки Кара-Оюк. На правильный путь обычно указывают каменные пирамидки — обо. Потом начнется подъем. Тропа идет между россыпи камней. По краям тропы растет карликовая береза, можжевельник. В камнях пищат мышки пищухи-сеноставки. Преодолев подъем на первую ступеньку, видим под ногами долину ручья Кара-Оюк. Спускаемся в долину. Прозрачная вода ручья обтекает камни, похожие на геометрические фигуры — треугольники, пирамиды. Перейдя ручей у заметного сколотого большого камня, который лежит в середине русла, надо следовать тропе, поднимающейся по левому берегу ручья. Тропа приводит к большим камням, по которым надо лезть, как скалолаз, и доходит до водопада.

Горный Алтай : Что посмотреть рядом с горой Белуха : Озеро горных духов

От водопада снова подъем по большим камням и вот, наконец то, озеро Горных духов.
Озеро небольшое 150 на 50 метров. Восточный и южный берега озера окаймлены каменными осыпями. Северный и западный берега пологие, здесь можно поставить четыре палатки. С южной стороны озера Горных духов по каменной осыпи стекает водопад. От озера Горных духов можно подняться на гору Борис (если смотреть на водопад, то г. Борис находится справа), к водопаду и выше водопада — к среднему озеру. От озера Горных духов можно совершить радиальные выходы, которые займут примерно день. Это радиалка от водопада к перевалу Надежда (2800 м) и подъем на вершину Ярлу (3370 м).

Устрашающие легенды про Дены-Дерь или озеро Горных духов передаются алтайцами из поколения в поколение. Сказочной красоты водоем вдохновил на написание картины художника Григория Чорос-Гуркина и писателя Ивана Ефремова.

Содержание статьи

Дены-Дерь: озеро Горных Духов

  • Дены-Дерь: озеро Горных Духов
  • Как найти Шамбалу
  • Может ли вода течь в гору

Сказка и быль

Споры о том, вымысел это или правда, не стихают по сей день. Однако опровергнуть факты не может никто: холсты бережно хранятся в государственных музеях, а произведение Ефремова построено на тафономии, науке новой для страны того времени. Именно благодаря ей было предсказано открытие месторождения в СССР алмазов.

Люди с давних пор стремились полюбоваться поразительной красотой скрытого в горах озера. Отыскать дорогу к водоему пытались многие, только удавалось это не каждому.

По поверьям, озеро становилось приютом для душ ушедших из жизни недобрых людей. Нашедший это место сможет сразиться с духами и выйти победителем из схватки. Однако путь в горы слишком опасен и долог и под силу немногим.

Дены-Дерь: озеро Горных Духов

Легенда Алтая

Однажды на поиски Дены-Дерь отправился Тарын. Долго пришлось шагать ему. Но все же юноша добрался до долины. Там Тарын увидел пять водоемов. К себе неудержимо манил последний из них. Путешественник подошел в озерной глади. К ней гигантскими ступенями спускались горные кручи. От воды веяло отрешенностью.

Рядом с подножием гор поднималось облако зеленоватого оттенка, излучающее слабый свет. Там же, куда из-за горных вершин проникали блики солнца, на берегу поднимались зеленовато-синие зловещего вида длинные тени, похожие на людей.

Громадные фигуры то оставались на месте, то таяли в воздухе, то передвигались. На небывалое зрелище юноша смотрел, борясь с гнетущим страхом. Ощутив прилив сил, Тарын бросился с мечом к призракам, но почувствовал сильнейшую слабость. Сотни духов мерещились герою на противоположном берегу.

Дены-Дерь: озеро Горных Духов

Источник вдохновения

Со страшной силой давили на смельчака горные пики, плясали в глазах световые лучи. Внезапно все исчезло, едва смельчак добрался до противоположного берега. Из последних сил юноша добирался до своего селения. Он погиб у ближайшей юрты, успев рассказать о страшном месте.

Повторить его путь пытались многие охотники. Но всех настигла та же участь. Либо люди долго болели, либо теряли ловкость и силу. Недобрая слава повсюду разносилась с тех пор о Дены-Дерь. Перестали люди бывать там. Не живут здесь ни птицы, ни звери. На берегу же, где так любят собираться духи, даже трава не растет.

Прототипом художника Чоросова выступил алтаец Григорий Чорос-Гуркин. Ефремов познакомился с ним в тридцатых годах. В 1910 году была написана потрясающе красивая картина, вдохновившая автора на создание рассказа. Место нахождения оригинала полотна неизвестно. В художественном музее Иркутска хранится одна из авторских копий.

Картина поражает удивительным покоем, светясь в лучах заходящего солнца густыми красками. Озерная гладь, занимавшая среднюю часть холста, дышала холодом.

Дены-Дерь: озеро Горных Духов

Настоящее время

Белоснежные горные вершины на заднем плане обрываются прямо в водоем. Центром композиции стал ледниковый отрог, опускающий в воду вал фирна. Прямо над ним высоко в воздухе поднялась алмазная пирамида.

По сюжету рассказа живописное полотно, увиденное в мастерского художника на Алтае, потрясло геолога. Из рассказа автора картины стало ясно, что горное озеро известно недоброй славой.

Сравнение свойств ртутной руды и красок полотна вместе с воспоминаниями о самочувствии живописца при создании этюда на озере привело геолога к неожиданному открытию ртутного месторождения на Алтае.

Дены-Дерь: озеро Горных Духов

Читайте также: