Сочинение осуждение в романе дубровский
Обновлено: 08.07.2024
В повести “Дубровский” отражены многие проблемы русского общества, волновавшие Пушкина: произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, беспринципность царского суда, распространение вооруженного сопротивления среди народных масс.
Пушкин знакомит нас с типичным “русским барином” – Кирилой Петровичем Троекуровым, человеком необразованным, жестоким, высокомерным, избалованным, привыкшим “давать полную
Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне. Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.
Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного Кирилу
Петровича. Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров встретил достойного противника в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек так и не довел дело мести до конца.
Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. “Что сказать, – говорил он, – о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. Эти люди никогда не скажут: дружба, не прибавя: “сие священное чувство, коего благородный пламень” и проч. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат…”
Одним из выдающихся прозаических произведений Пушкина является повесть “Дубровский”, в основу которой положена реальная история дворянина Островского, у которого был судебный процесс за землю с соседом, позже вытесненного из имения и постепенно пришедшего к грабежу.
В “Дубровском” среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Как и в большинстве своих прозаических произведений, Пушкин ярко и правдиво изобразил жизнь поместного дворянства, нарисовал картину быта и нравов помещичьей среды того времени. Критик В. Г. Белинский отмечал: “Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью”. Троекуров – богатый и властный,
Избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству. Он демонстрирует презрение к окружающим его мелкопоместным дворянам, которых автор изображает с тонким юмором.
Дворяне и губернские чиновники угождают малейшим прихотям Кирилы Петровича. Сам же он “принимал знаки подобострастия как надлежащую дань”. Избалованный средой и окружением, Троекуров давал полную волю всем своим прихотям, “выказывал все пороки человека необразованного”. Его обычные занятия сводились к разъездам около собственных владений, продолжительным пирам и проказам: “… он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе”.
С острой критикой нравственного облика дворянского аристократического общества автор выступает, создавая образ князя Верейского, у которого внешняя культура и лоск сочетаются с низким феодальным нравом. “Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал”. Привыкший всегда находиться в обществе, князь проявлял значительную любезность, особенно по отношению к женщинам. Совершенно не испытывая сомнений или угрызений совести, он настойчиво добивается брака с Машей, которая любит другого.
Сатирическими красками изображает А. С. Пушкин и “чернильное племя” продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крестьянам не меньше, чем Троекуров. Картина помещичьей провинции была бы неполной без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа и других подобных персонажей.
Среди отвратительной картины помещичьей жизни ярко выделяется образ Дубровского – бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма. Этот образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждают восстать, поднять бунт. Хотя Дубровский не становится единомышленником крестьян. Вероятно, чувствуя это, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: “Теперь все ладно”.
Тему крестьянских восстаний, начатую в повести “Дубровский”, поэт продолжал и развивал во многих своих произведениях, выступая активным защитником крепостного крестьянства. Именно Пушкин одним из первых проявил внимание к крепостному вопросу, который с 40-х годов позапрошлого века стал ведущим в передовой русской литературе.
Защита личности крепостных и помещиков
В XIX веке, во времена крепостничества, защите человеческой личности не предавалось большого значения. Вернее оскорбление помещика или человека с высоким социальным статусом могло вызвать осуждение или даже привести к дуэли. Однако о защите человеческой личности крестьян никто не заботился. Крестьяне не считались людьми: их можно было наказывать физически, передавать от одного помещика к другому. Помещик Троекуров любил издеваться над простыми людьми. Он мог запереть человека в одной комнате с разъяренным медведем и потешаться над страданиями бедняги. В наше время такое трудно представить! Такое поведение в современном мире привело бы к уголовному преследованию!
Другой помещик, Андрей Дубровский, напротив, уважал крестьян, заботился о них и переживал вместе с ними их тяготы и невзгоды. Уже по отношению к рабочим людям можно понять, кто из помещиков является положительным героем, а кто отрицательным.
Защита человеческой личности в повести
Защита человеческой личности и собственного достоинства важная часть жизни любого человека. Так Андрей Дубровский, пытаясь защитить свою честь, потребовал у Троекурова отдать ему на суд крестьянина, оскорбившего его. Однако Троекуров никому не хочет делегировать власть над своими крестьянами и отказывает другу. Так начинается их ссора, которая приводит к скорой смерти Дубровского.
Защитить свою честь хотят и крестьяне, которые не хотят оказываться под властью Троекурова и отправляются с Дубровским-младшим в леса. Владимир, чувствуя себя оскорбленным, желает отомстить помещику. Но даже став разбойником, Дубровский не перестает уважать других людей. Он грабит только богатых людей, но не трогает бедных и честных, а иногда даже помогает им.
После того, как возлюбленная главного героя выходит замуж, Владимир не чинит ей препятствия, так как уважает ее выбор. Также он отказывается от мести Троекурову и распускает своих помощников, надеясь, что они бросят заниматься грабежами и начнут тихую размеренную жизнь.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: 17.10.2019 г.
Предмет: литература
Учитель: Пушкина Т.С.
Цель: Обучающая: продолжить формировать читательские умения; показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть. Развивающая: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения. Воспитывающая: формировать качества личности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.
Метапредметные:
Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Техническое обеспечение урока: учебник по литературе под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос
- Назовите гл. героя романа, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
- Как вы считаете, что в характере Владимира от отца, Андрея Гавриловича? (Он человек чести, смелый, борец за справедливость, любящий свою Родину)
- Что такое честь, достоинство?
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (Репутация – общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо.)
3. Почет, уважение.
1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
- Дайте толкование словам деспотизм и произвол и приведите примеры, с какими картинами произвола и несправедливости мы уже столкнулись на страницах романа?
Деспотизм – неограниченная власть, несправедливое отношение к окружающим, произвол. Сцена суда, поведение присяжных, поведение Троекурова в суде и перед судом, поведение приказных в имении Дубровских)
1. Своеволие, самовластие.
- Мог ли такой честный человек смотреть спокойно на то, что твориться вокруг? (Нет. Он выразил протест)
- Дайте толкование слову протест.
Протест - решительное возражение против чего-л., заявление о несогласии с чем-л., о нежелании
III . Мотивация учебной деятельности учащихся.
V . Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
1. Объяснение учителя.
3.Работа с текстом. Анализ 10 главы. Стр.103 фильм - 1мин.06 сек.
-Почему гости не поехали вечером домой? Чем они были заняты? ( Веселье продолжилось до полуночи.
-Кто не принимал участия в веселье? Почему? (Антон Пафнутьич не веселился)
-Где он хранил деньги?
-Почему А.П.Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем?
-Каково было его пробуждение? (Ограбление и запугивание Спицына ночью)
4. Анализ 11 главы. Стр.107 СЛАЙД 7
Исследовательская работа. Работа в парах.
Дубровский познакомился с Дефоржем на (станции в доме смотрителя)… Молодой человек узнал у проезжего, что он едет к помещику Троекурову… , который нанял его для… своего маленького Саши . Троекуров предлагает французу – учителю жалованье …3 тыс.руб.Офицер предложил французу … 10 тыс.руб чистыми деньгами. Взамен молодой офицер получил от Дефоржа… рекомендательное письмо, паспорт, свид-во о рождении и честное слово, что никто об этом не узнает.
5.Просмотр фрагмента фильма.
6.Анализ 12–ой главы. 52 сек.фильма
1). Беседа по вопросам:
-Докажите, что жизнь обитателей Покровского была однообразной.
-Какие перемены произошли в мыслях и чувствах Марьи Кириловны?
- Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?
-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?
VI . Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
Продолжи предложение
VIII . Домашнее задание: п рочитать и пересказать 13 – 16 главы. Ответить на вопросы учебника к этим главам.
Александром Пушкиным непросто было написано данное великолепное произведение. Он постарался показать свое личное отношение к каждому описанному персонажу, а также дал собственную оценку их действиям и поступкам. Например, при помощи раскрытия таких персонажей, как Троекуров или Верейский, писатель показывает тенденцию поведения дворян. Мастер пера показывает их откровенно слабыми людьми, которые действуют лишь ради собственных интересов и желаний. Автор хочет указать на то, что такое поведение и выставление данных идеалов являются ошибочными решениями, так как благодаря ним, человек становится корыстным и меркантильным.
Шабашкин и Спицын раскрыты в произведении как люди, которые являются крайне продажными. Ведь ради того, чтобы получить временную выгоду, они готовы продать даже собственные жизни.
Совершенно по-другому воспринимаются такие персонажи, как Дубровский вместе со своим отцом, а также Мария. Они показаны как люди, которые не способны нормально существовать в столь безнравственном мире. Их истории наполнены трагичностью, и у читателей возникает желание сопереживать им. Будучи благородным и искренним человеком, который верит в справедливость и порядочность людей, оказывается жертвой своих принципов. Он верит в то, что может выиграть судебный процесс, однако, после того, как понимает, что ему это не удастся, то начинает сильно переживать, из-за чего в последствии серьезно заболевает. Это приводит к большой трагедии – его гибели от столь сильных переживаний.
Владимира Дубровского автор показывает очень достойным и порядочным человеком, которому приходится встать на путь разбойничества. Ведь это случается не из-за того, что герой хочет встать на данный путь, а только из-за того, что он хочет восстановить хоть немного справедливости в мире, который погряз во лжи, коррупции и чинопочитании. Даже тогда, когда он промышляет в своем деле в амплуа преступника, читатель не начинает уважать его меньше, ведь он все также в первую очередь думает о простом народе, и его интересах. Он совершает ограбления только тех людей, которых считает незаслуженно разбогатевшими. Таким образом, он показывает свое отношение ко всем тем, кто является коррумпированным и нечестным человеком. Также, он осуждает и всю судебную систему, которая выдает несправедливые решения, которые также покупаются и продаются. Героя можно назвать благородным и по той причине, что он отказывается от идеи мести, вставая на путь добродетели.
2 вариант
Александр Сергеевич Пушкин является достоянием классической литературы. Его творчество бессмертно и люди разных возрастов наслаждаются его произведениями.
Его цитируют критики, учат наизусть строки студенты учебных заведений, экранизируют произведения режиссеры кинолент.
Анализировать его творчество интересно и полезно для развития личности. Можно проследить переживания и отношения между героями, и автора к героям.
Смерть старшего Дубровского стала общим горем для всей деревни.
Владимир Дубровский проходит через тернии испытаний. И все же он смог сохранить человечность и благородство.
Владимир не осуществляет месть за отца. Он уважает и защищает свой народ. Для него любовь – благородное и высокое чувство. Воля возлюбленной – священна. Владимир готов на любое самопожертвование ради любви. Автор подчеркивает уважение и симпатию к своему герою
Александр Сергеевич не идеализирует Дубровского, нет. Он показывает, что разбойник и мститель может быть более человечнее, чем бояре и вышестоящие люди. Хотя важно понимать, что Владимир Дубровский всего лишь несчастный, одинокий и глубокий человек.
Также читают:
Картинка к сочинению Авторское отношение к героям повести Дубровский
Популярные сегодня темы
Произведение рассказывает о дружбе мальчика из обеспеченной семьи с бездомными детьми. Вася – сын городского судьи. Его мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет. На попечении отца осталась еще маленькая сестрёнка Васи – Соня
Для многих из нас семья является неотъемлемой частью нашей жизни. Родные люди направляют нас, корректируют наше поведения, готовят нас к жизни, и просто дарят заботу и любовь, но, к сожалению
Дата основания Белгорода еще не уточнена историками, однако сейчас этот город является духовным центром России. Белгород считается чистым городом с умеренным климатом, вредители, воздуха которого поглощается многочисленной зеленью.
Читайте также: