Сочинение опыт литературоведческого исследования

Обновлено: 05.07.2024

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Гоголь - Ревизор (8 класс. Коровина, 1 часть)

Проверьте себя

1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идет речь об истории или исторических событиях?

Историей Н.В. Гоголь интересовался с детства. Он знал русскую, украинскую, всемирную истории, разбирался в истории мировой культуры, архитектуры, изобразительного искусства.

Историческую опасность для России Н.В. Гоголь видел, прежде всего, в измельчании людей, как физическом, так и в нравственном. Он отмечает малодушие людей, что они часто ссорятся из-за пустяков, забывают о своих героических предках, не радеют за благополучие и развитие России, все больше поддаются личным соблазнам, ради них обманывают ближних. Писатель замечает, что в обществе становится все меньше достойных, умных и благородных людей, способных на великие поступки. Что многие люди в погоне за чинами утрачивают положительные качества и черты характера, и что теперь в обществе встречают по одежке.

Н.В. Гоголь надеялся смехом потрясти человеческое сердце, заставить человека в зеркале юмора ужаснуться тому, каким он стал. Писатель считал, что ужаснувшийся человек перевоспитает сам себя, захочет жить по божеским заветам. Тогда и возродится старинная простота и чистота, появится простор для проявления высоких душевных и духовных качеств. Люди тогда смогут совершать богатырские подвиги, прославляя Россию.

Считать, что мысль Н.В. Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня, например, при создании Диснейленда, конечно же, нельзя. Объекты, такие как Диснейленд, предназначены чисто для развлекательных целей, а не для глубокого познания истории, и они имеют лишь внешнее воплощение с проектом Гоголя. На самом деле, Гоголь думал о серьезном архитектурном памятнике, в котором отражалось бы последовательное развитие мировой культуры, человеческой гениальности, весь длительный путь, проделанный человечеством за десятки веков.

Литература и другие виды искусства

Зрители на премьере отреагировали на комедию с недоумением, которое к концу спектакля перешло в ярость. Комедия задела даже самых неискушенных зрителей. Николай I тоже отлично понял суть премьеры. Передовая общественность, люди демократических взглядов, наоборот встретили спектакль с восторгом.

3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?

Это не нужно принимать в буквальном смысле. Возмутились только дворяне и чиновники, потому что увидели в героях самих себя, а император сказал, что от пьески ему досталось больше других. Пьеса обличала глупость, взяточничество, казнокрадство, пресмыкательства, а чиновники почти все воровали, получали взятки и были лицемерами.

Он начинает понимать, что в людях недостойных истина не вызывает стремление жить в соответствии с ней, а, наоборот, желание эту истину, унизить, очернить.

Проверьте себя

в-четвертых, чиновники узнают, что за постой молодой человек тоже не платит; в-пятых, появление Хлестакова было внезапным.

Хлестаков, конечно же, не является значительным лицом, он мелкий чиновник и ничтожный человек.
В беседах с чиновниками Хлестаков много обманывает, изворачивается, подстраивается и легко находит общий язык с каждым из них, использует их испуг и растерянность, берет деньги в долг, С купцами он ведет себя как начальник, получая от них подарки. С женой и дочкой городничего он заигрывает и кокетничает, волочится за ними поочередно – от матери к дочери и наоборот.

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?

Городничий, помещики Бобчинский и Добчинский обманываются, потому что все они сразу пугаются своих махинаций, должностных преступлений, мошенничества, начинают думать, в чём их могут уличить. Кроме того личность ревизора сомнений у них не вызывает, так как они знают, как в столице получают звания и чины, и настоящий ревизор вполне мог быть таким как Хлестаков. Поэтому привыкнув обманывать других, городничий с помещиками оказываются одураченными сами. Чистосердечие и простота Хлестакова обманули городничего.

Чиновники верят Хлестакову в сцене вранья, потому что он показал себя как человек общительный и остроумный, а чиновники были тугодумами, они довольно медленно соображали и при этом изъяснялись достаточно косноязычно. Хлестаков своей лёгкой безудержной болтовнёй просто не давал им опомниться и дать здравую оценку его словам. Для них любой человек, который говорит много и самоуверенно, ассоциировался с большим начальником.

Ремарки в комедии предназначены для актёров, чтобы они лучше поняли свою роль. Также ремарки помогают увидеть отношение автора к героям комедии.

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора, и кто этот новый ревизор — чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на вопрос.

Именно его чиновники города N так напряжённо ждали в начале комедии.

6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам?

А царь Николай Первый сказал, что от пьесы ему досталось больше всех, потому что он увидел все пороки, существующие в обществе властьимущих и, понял, что во всех их злоупотреблениях служебными полномочиями виноват он сам и правительственный аппарат, позволяющий чиновникам за безнаказанностью и вседозволенностью так нахально и самоуверенно себя вести.

Обогащаем свою речь

Воспользовавшись словарем литературоведческих терминов или литературным энциклопедическим словарем, дайте определения терминам: ремарка, монолог, диалог. Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии.

Ремарка — авторское пояснение, сопровождающее драматический диалог. Пример:

Монолог— развёрнутое высказывание действующего лица, обращённое к партнёру, самому себе или зрителю; часто является способом самохарактеристики героя.

Пример: Действие II, явление I, монолог Осипа.

Диалог — разговор двух или нескольких лиц, вводимый в повествовательное произведение, а также форма литературного текста, преимущественно драмы.

Пример: Действие II, Явление 11, диалог Хлестакова и Осипа.

Размышляем о прочитанном

Новизна комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" заключается в том, что в ней нет ни одного положительного персонажа, нет традиционного противопоставления положительных и отрицательных героев. Новизна комедии также в том, что ее завязка и развязка представляют собой эксперимент в области литературы. Автор обличает и высмеивает пороки и недостатки всех героев, таким образом, единственным положительным образом комедии является честный сатирический смех, чего не было в отечественной литературе до появления творчества Н.Гоголя.

Несомненно, Хлестаков, конечно, негодяй, но окружают его тоже люди порочные и непорядочные. Они не лучше Хлестакова и, может быть, даже хуже. Как говорится, все они "одним миром мазаны", что и хотел наглядно показать Гоголь. И это автору отлично удалось.

Образ города в комедии довольно мрачный, неприглядный. В нем нет нигде порядка. Ни в больницах, где царит беспорядок, грязь, плохо кормят и не умеют лечить, ни в здании суда, где сторожа растят гусей и попутно сушат белье, а заседатель всегда нетрезв, и разит от него, как будто он только вышел из винокурного завода. Нет порядка и в учебных заведениях, не говоря уже об улицах, где под каждым забором до сорока телег мусора навалено. Этот нелестный образ города возникает на основе реплик персонажей, авторского описания в тексте не приводится.

Городская пирамида выстраивается следующим образом: верх пирамиды – городничий Сквозник-Дмухановский, под ним находится судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин, городские помещики Бобчинский и Добчинский, полицейские и прочие. У купцов нет никаких прав, но они имеют средства, чтобы откупиться от чиновников. Те, у кого нет средств, являются людьми совершенно бесправными.

У женской половины города тоже есть своя пирамида. Места в ней зависят от высоты статуса мужей или отцов. Анна Андреевна, жена городничего, завидует молодости своей дочери Марьи Антоновны, всячески опекает и одёргивает её, показывая, кто хозяйка. Для Марьи Антоновны основные соперницы — дочери Земляники. Есть также и бесправные женщины, такие персонажи, как слесарша Пошлёпкина и унтер-офицерская вдова.

Все завистливы, лживы, изворотливы. говорят правду друг о друге только за глаза.

Ситуация ожидания ревизора для бюрократов и проворовавшихся чиновников предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно.

Страх в системе самодержавно-бюрократического управления города, описанного в "Ревизоре", играет очень большую роль. Ведь у них царила анархия, и процветало взяточничество, а к ним дошла информация про проверяющего, который не берет взяток и скрывается под обликом обычного гражданина. Таким образом, всю городскую управу объединяло чувство общего страха – потерять должность, а может даже и сесть за решетку.

Н.В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля, потому что смех –это лишь поверхностное восприятие пьесы, а не глубокое понимание ее содержания и целей автора. Он хотел, чтобы люди серьезно задумались над пороками и преступной халатностью чиновничьего аппарата и общества в целом.

8. Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных с историей Украины или России.

Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты, хотя в книге он описывал не конкретные исторические события и сражения, в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. Автор стремился передать живо и реалистично дух того мятежного времени, так как его передавали в народных песнях, странствующие по Украине бандуристы.

Книга заканчивается трагически, все три центральных героя умирают разной смертью, Тарас и Остап страшной и мучительной, Андрий, совершив предательство, погибает от рук Тараса.

Закон несоответствия лучше всего реализуется в образе Хлестакова. Его принимают за очень важное лицо, перед которым все трепещут и пресмыкаются, а на самом деле он совершенно ничтожный и вздорный человечишка. Также можно проследить закон несоответствия и между тем, какими должны быть чиновники, как государственные служащие, и тем, какими они были на самом деле в городе N.

Детальных описаний города, жизни горожан, деятельности чиновников в комедии довольно много. Все центральные персонажи пьесы, несмотря на занимаемые ими высокие должности, одинаково порочны – пользуясь неограниченной властью и положением, а также безнаказанностью, они давно забыли, что значит жить по правде и по совести.

Примеров, подтверждающих порочность чиновников в тексте великое множество. Вот только некоторые из них.

В отношении нравственной символики образа ревизора, как ложного, так и настоящего, в тексте никаких указаний на такое прочтение нет. Сам автор только спустя несколько лет заявил об этом.

Литература и другие виды искусства

Опыт литературоведческого исследования

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КУСОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Краснодарский край, г. Сочи

МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова, 8 класс

Ночная лирика Ф.И.Тютчева

Научный руководитель: Гогилова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова

Цель исследования – раскрыть понимание Тютчевым образа ночи, выяснить, какое место занимает эта тема в его творчестве.

Задачи исследования:

проследить развитие темы ночи в русской поэзии;

определить место образа ночи в поэтическом представлении Ф. И. Тютчева;

исследовать особенности раскрытия темы ночи в творчестве поэта.

Структура работы определена поставленными задачами: от истоков образа ночи в русской поэзии к неповторимому восприятию этой темы Ф. И. Тютчевым.

Выясняя особенности восприятия темы ночи в творчестве Ф. И. Тютчева, обратила внимание на то, что мотив ночи является сквозным практически для большей части лирики Тютчева.

С целью более точного и полного раскрытия содержания работы были использованы различные критические источники, написанные в разное время, публикации в периодических и методических изданиях, монографии.

Материалом исследования являются поэтические тексты, взятые из сборника “Лирика Ф.И.Тютчева”.

Основное содержание работы состоит из введения, двух глав и заключения.

. “Тютчев - поэт ночных откровений, поэт небесных и душевных бездн. Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах… ”, - писал А.Л. Волынский в статье “О Тютчеве” [7, 124]. .. Душа человека стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.

Ночная лирика Ф.И. Тютчева традиционно-романтическая и вместе с тем философская. Ночь грандиозна, величественна и трагедийна, как и сама поэзия Тютчева. Трагический характер проявляется в том, что она оставляет человека наедине с самим собой и загадками мироздания, отбрасывает те покровы, за которыми скрываются от человека бездны:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами-

Вот отчего нам ночь страшна!

Главная мысль ночной лирики – мысль о родстве открывающейся ночью души природы и души человека. Внешний мир – лишь виденье, истинное же бытие - ночное. Именно ночью человек переживает минуты истинного самопознания. Душа настолько отделяется от материального мира, что все светлое, живое чудится сном, и человек осознает истинное родство своей души с космической бездной.

Ночь – время хаоса, ужаса и творчества. Ночь – время поэзии:

На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,

Он в небесах едва не изнемог, -

Настала ночь – и, светозарный бог,

Сияет он над усыпленной рощей!

Творчество настигает человека независимо от его воли, независимо от адреса его пребываия.

Тютчева привлекают трагические состояния мира. Вполне реальная зарисовка природы неожиданно превращается в философскую картину.

Сумрак связывается с психологическим состоянием грусти, что поддержано непосредственным восклицанием:

Какие грустные места!

Однако неожиданно последние два стиха переводят пейзаж в философский план:

Ночь хмурая, как зверь стоокий,

Глядит из каждого куста.

Речь идет не просто о наступлении ночи, но о формах вечности, о пугающем мраке, о трагической встрече человека лицом к лицу с истиной. Предчувствие такой встречи тревожит человека.

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Час тоски невыразимой.

Всё во мне, и я во всём.

Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни.

…И, как виденье, внешний мир ушёл…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию тёмной.

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнаёт наследье родовое.

Любое лирическое стихотворение каждый прочитает по-своему… Я думаю, что именно такие стихи помогают человеку почувствовать себя частицей природы или даже Вселенной.

Человек жаждет раствориться в природе, слиться с нею, стать её частью.

Природа неотделима от человека и призвана помочь раскрыть человеческие тайны.

Произведения Федора Ивановича, посвященные природе, — в большинстве случаев представляют собой признание в любви к ней. Поэту кажется несказанным наслаждением иметь возможность наблюдать за различными ее проявлениями.

Автор любуется, восхищается цветущей весенней природой, воспевает её гармонию:

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой.

Торжественно, неторопливо рисует поэт картину ночи перед грозой:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

Стихотворение пронизано чувством неизбежности грозовых раскатов. Яркие всполохи озаряют небо, раскатистый грохот становится все сильнее и страшнее:

Одни зарницы огневые,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

Ф. И.Тютчев зримо рисует нарастание зловещей картины. Сначала все тихо, так тихо бывает только перед грозой, вот появляются зарницы, напряжение в воздухе возрастает. Исчезает чувство реальности происходящего, мир кажется охваченным злыми, всесильными духами, сквозь рокочущие раскаты, кажется слышно,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

В своих произведениях Тютчев всегда использует вселенские размеры. Вот и в этом стихотворении заключительные строки

Как бы таинственное дело

Решалось там – на высоте…

говорят нам о том, что поэт верил в высшую силу, ее безграничную власть над нами. Мне кажется, он хотел предостеречь всех людей, что злые дела навлекут на них справедливое возмездие. Это стихотворение произвело на меня большое впечатление своим глубоким философским смыслом.

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно.

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром.

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

Лирический герой мечтает слиться с природой, полностью погрузиться в нее.

Ф. И. Тютчев видел ночь так, как не видел её ни один другой поэт.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М. Лотман, философская критика начала ХХ века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.

I. Литературная критика о романе:
В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М. Лотман,
философская критика начала ХХ века; писательские оценки

Групповая работа.
Отчёты групп о самостоятельной домашней работе.

В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статьи 8 и 9.

Группа 2.
Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине.

Группа 3.
Д. И. Писарев. Пушкин и Белинский (фрагменты).

*Группа 5.
Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова (фрагменты главы о творчестве Пушкина).

Общий план выступления групп:

2. Главные герои и автор романа в оценке критика.

3. Оценка критиком фактов русской жизни, отражённых в романе.

Обобщающая беседа:

Что общего в их оценках романа?

В чём причины его отрицательных оценок:

• в непонимании сущности героев;

• в стремлении к отрицанию авторитетов;

• в обусловленности взглядов критика другим историческим временем;

• в другой причине? Обоснуйте свой ответ.

Чьё мнение кажется вам более убедительным? Почему?

Какое мнение критика вы поддерживаете? Почему?

III. Герои романа в оценке В. Г. Белинского (пример выполнения задания 10):

IV. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского

Чем обусловлено неоднозначное толкование романа в критике?
(Историзмом восприятия романа читателями разных эпох, что подтверждает его непреходящее значение для русской культуры.)

Домашнее задание

Завершить составление цитатных таблиц и выполнение сопоставительных заданий.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Написать отзыв на иллюстрации или на театральную (кинематографическую) версию романа в стихах.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

Постепенно автор утрачивает близость к Онегину и все более сближается с Татьяной. И эта перемена глубоко знаменательна.

Д. И. Писарев не согласился ни с Пушкиным, ни с Белинским и нашел, что образ жизни Пушкина и образ жизни Онегина одинаковы и что никакого общезначимого интереса роман и его герои не несут и нести не могут. Взгляды автора и героев никчемны. Тип Онегина мелок, совершенно бесполезен в русской жизни и потому не нужен. Этот антиисторический и грубо утилитарный вывод вызвал отпор критиков и писателей.

Столь же велики, как и в лирике, и в лирическом эпосе, достижения Пушкина в прозе и драматургии, открывшие новый этап в творчестве писателя.

Это интересно

В этом словаре Вы найдете ответы на любые вопросы, касающиеся жизни и творчества великого русского поэта.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ОПЫТ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Если раньше он, как всякий романтик, в своих стихах, поэмах ставил главной задачей излить свою душу, отразить в сюжетах и образах поэм свои собственные чувства, переживания, страдания, причиненные ему жизнью, то, став художником-реалистом, он стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

В четверостишии стихи могут рифмоваться трояким способом — перекрестные рифмы, смежные, опоясывающие:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство.

Заканчивается строфа парой рифмующихся строк:

Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Таким сложным чередованием стихов написан весь роман!

Пушкин сознательно старался сближать и народный язык, и народную поэзию с языком и литературой образованных классов. Письмо Татьяны к Онегину — одно из самых тонких, нежных, трогательно-поэтических лирических стихотворений Пушкина.

. Главное действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить даже, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их.

Приведя в восьмой главе (строфа VIII) резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя.

. Характер Онегина не остается неизменным. Под влиянием событий, рассказанных Пушкиным в романе, в нем происходит значительная эволюция, и в восьмой, в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, каким мы его видели в первых шести главах.

Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под спудом, не получали развития.

. Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей.

Таков ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди. Согласны ли Вы с этим суждением? Выскажите свою точку зрения, подтвердите ее текстом.

Сопоставьте эти размышления с мнением пушкиниста В. Непомнящего.

Согласны ли Вы с этой оценкой литературоведа-пушкиниста? Подготовьте свой ответ в форме рассуждения.

2. То, в чем обвиняют Онегина некоторые критики, говорит не о черствости и эгоизме его, а лишь о том, что он не герой:

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
А. С. ПУШКИНА

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

3. Какое начало — лирическое или эпическое — преобладает в романе? Как построен роман? Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев?

4. Как изменяется автор в романе? Как построен его день? Каковы его идеалы?

5. Как изменяется Онегин? Почему Татьяна — любимый идеал Пушкина? Почему счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным?

6. Что Вы можете сказать о языке романа?

8. Подготовьте развернутые ответы на вопросы: в чем странность Онегина с точки зрения высшего общества? О каких взглядах героев свидетельствуют письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне (на выбор)?

12. Что в тексте романа показалось Вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чем его поведение обычно и в чем оригинально, отлично от других его соседей-помещиков? Какую характеристику дает своему герою автор? Как бы Вы охарактеризовали главного героя?

15. Чем интересны описания природы в романе? Каковы их роль и значение? Что заинтересовало Вас в авторских отступлениях?

17. Найдите и рассмотрите иллюстрации разных художников к роману (самого А. С. Пушкина, М. Микешина, Н. Кузьмина, М. Добужинского, А. Нотбека, В. Канашевича и др.). Какие иллюстрации, по Вашему мнению, ярче передают настроение героев?

18. Иллюстрации каких художников к произведениям А. С. Пушкина Вам известны?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

4. Дми́трий Ива́нович Пи́сарев (2 [14] октября 1840 — 4 [16] июля 1868) — русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ. Считается третьим, после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником.
Отрицал значение творчества Пушкина: Пушкин, Лермонтов и Гоголь были для Писарева пройденной ступенью.
В 1865 году Писарев опубликовал две статьи, объединенные под общим названием: "Пушкин и Белинский". Эти две статьи Писарева дают резко полемическую, предвзятую оценку творчества поэта. Появление их в "Русском слове" не было неожиданностью. Для литературной критики "Русского слова" характерно в эти годы стремление подвергнуть радикальной переоценке творчество Пушкина и Лермонтова.
Статьи были задуманы как наиболее сильный выпад против "эстетики", то есть "чистого искусства", как один из актов пропаганды "реального направления". Писарев взглянул на Пушкина как на "кумир предшествующих поколений". Свергнуть этот "кумир" означало для Писарева - ослабить влияние "чистой поэзии" на молодежь и привлечь ее на путь "реализма". (вернуться)


"В тоске безумных сожалений к ее ногам упал Евгений. "
Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин"
(на сайте "К уроку литературы")

1. Исходя из того, что терминологическая точность — условие, необходимо должное соблюдаться в любом претендующем на научность исследовании, здесь мы обратимся к рассмотрению проблемы дискурса как литературоведческого понятия.

Описанная ситуация не может считаться приемлемой, из чего следует вывод, что, смирившись с возможными упрёками в педантизме, мы попытаемся всё-таки предложить свою концепцию дискурса как элемента литературоведческого метаязыка.

2. Дискурс как термин активно функционирует в научном обиходе таких дисциплин, как лингвистика и социология. В рамках социологии он связан, в первую очередь, с понятием идеологии. Идеология в последние годы становится и объектом мультидисциплинарных (междисциплинарных) исследований (например: [Ван Дейк]). Поэтому понимание дискурса в теории литературы целесообразно корректировать относительно основных наработок смежных дисциплин. И начать стоит с лингвистики.

Однако уже тут возникают первые сложности. Дело в том, что лингвистические понимания дискурса достаточно многочисленны, а за некоторыми из них стоят сложные, хорошо усвоенные научной мыслью концепции (Соссюр; Бенвенист; Бюиссанс; французская школа анализа дискурса (Пешё и др.) и т.д.). Даже беглый обзор этих концепций — сложная задача, решение которой и не предполагается в данной работе. Поэтому сразу отметим: упоминаться и анализироваться будут только те положения лингвистов, которые представляются наиболее важными для литературоведческого понимания дискурса.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Развивая последовательно эти направления, мы попытаемся дать собственную дефиницию дискурсу.

Приведённый комплекс смыслов несколько проясняет ситуацию: дискурс не есть текст, но есть в тексте, если рассматривать последний как цепь/комплекс высказываний, т.е. речевой (или коммуникативный) акт и его же результат.

Как видим, первая и третья части триады практически всецело принадлежат области лингвистики. Вторая же во многом может быть интересна и литературоведам. Во-первых, дискурс здесь подразумевает говорящего (в нашем случае, скорее пишущего), это важно для теории литературы, где автор всегда остаётся в центре внимания исследователя, даже провозглашающего его (автора) смерть. А во-вторых, здесь указывается роль дискурса как своего рода кода, используемого говорящим для реализации всеобщего языкового кода.

Приведём ещё одну цитату:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5. Что касается третьей выделенной нами у П. Серио позиции, то она представляется достаточно ясной без дополнительных комментариев. Её значение для литературоведческого понимания дискурса сводится к двум положениям:

Эти изменения ведут к сужению диапазона значений в силу того, что одна из главных составляющих дискурса — идеология (понимаемая здесь предельно обобщенно и аксиологически нейтрально — как система установок субъекта высказывания) — является системой ограничений, предполагающей норму и оперирующей понятием отклонения от нормы (что особенно важно для нашего понимания дискурса, как будет показано ниже).

6. Таким образом, на основании выборочного анализа различных пониманий дискурса смежными с литературоведением дисциплинами (в первую очередь, лингвистикой), мы можем дать такую предварительную дефиницию дискурсу:

Дискурс — такое измерение текста, взятого как цепь/комплекс высказываний (т.е. как процесс и результат речевого (коммуникативного) акта), которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему формальными элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта высказывания, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

«Каждый тип дискурса в свою очередь определяется набором правил, выполнения которых он требует. Так, сонет — это тип дискурса, характеризующийся дополнительными ограничениями, накладываемыми на его метрику и рифмы […]

Парадоксальная особенность ряда дискурсивных правил состоит в том, что они отменяют действие тех или иных общеязыковых правил […]

Мы намеренно прибегли к столь обширному цитированию, чтобы со всей очевидностью продемонстрировать, насколько близок Цветан Тодоров в своих размышлениях к определению дискурса, сделанному нами на основании анализа лингвистических концепций дискурса. Но Тодоров делает и следующий шаг в сторону литературоведения:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В этой отсылке по сути содержится парадигматическая часть нашего системного понимания дискурса. Проиллюстрируем это, частично воспользовавшись примером Тодорова.

8. Однако такая, структуралистского толка, концепция дискурса не учитывает прагматический аспект, на важность которого мы указали в предварительном определении. Да и, как показывает практика, ни одна строгая структура и стройная система не работает в литературе без сбоев, потому что каждое из многочисленных исключений, всегда появляющихся в тексте/s-дискурсе, требует либо пересмотра системы, либо признания её несовершенства. Но есть и другой путь: вместо анализа самих исключений выяснить их природу и включить в систему причины, по которым эти исключения появляются. Более того, не ограничивать количество причин и оставить, таким образом, систему потенциально открытой. Открытость эта необходима в силу того самого прагматического аспекта в дискурсе.

Прагматические и идеологические установки субъекта высказывания способны сломать систему в s-дискурсе, но не способны отменить р-дискурс, точно так же, как ни один р-дискурс не способен отменить языковой код. Р-дискурс сонета может стать для автора на место языка в силу своей богатой традиции и строгой каноничности. Это может подтолкнуть автора, например, к созданию р-дискурса сонета, написанного верлибром, на базе р-дискурса канонического сонета. А так как последний создан на базе р-дискурса стихотворной речи, которая сама создана на базе первичного р-дискурса языка, то мы получим лучевую структуру, имеющую своим началом язык, но не имеющую конца. Восстановление в каждом конкретном случае s-дискурса того определённого сегмента цепочки р-дискурсов, который позволит объяснить каждое конкретное отклонение от системы, восстанавливает систему.

Единственный минус здесь — невозможность для исследователя исчерпывающего знания прагматических и идеологических установок автора. Но это не освобождает литературоведа от исследования того массива смыслов, которые ему доступны. Ведь не освобождает же лингвиста от исследования языка тот, например, факт, что поэты-авангардисты способны сделать на его базе нечто совершенно непонятное, руководствуясь при этом точно такими же непонятными побуждениями или убеждениями.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

9.1. S-дискурс — текст как процесс и результат речевого акта;

9.2. Р-дискурс — система правил и ограничений, критерием выделения которой могут служить как объективные (например, жанр), так и субъективные (тут даже допустима некоторая степень исследовательского произвола) факторы, при помощи которых устраняются системные противоречия внутри s-дискурса на уровне интердискурса;

9.3. Интердискурс — (эквивалент стиля) — поле взаимодействия р-дискурсов внутри s-дискурса.

Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 136-137.

Гийому Ж. Мальдидье Д. О новых приёмах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса // Квадратура смысла. — М., 1999. — С. 124-136.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Гофман В. Язык символистов // ЛН, М., 1937, т.27-28

Греймас А.Ж. Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. — М., 1983.- С. 481-550.

Квадратура смысла. — М., 1999.

Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. — М., 2001. — С. 45-97

Пешё М. Контент-анализ и теория дискурса // Квадратура смысла. — М., 1999. — С. 302-336.

Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. — М., 1999. — С. 12-53.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. — М., 1983. — С. 355-369.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также: