Сочинение описание по воображению 9 класс русский язык

Обновлено: 04.07.2024

(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – (3) Давайте в Робинзона.
– (4)Нет. скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережёвывая листочек, – вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.
(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.
– (9)Ну, пожалуйста. отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.
– (10)Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.
(12)Она была страшная плакса.
– (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой – лакеем, девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.
(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся?

Воображение, как я думаю, связано с умением отвлекаться от реальности и погружаться в выдуманный мир. Это помогает нам жить так, чтобы было интересно. Именно воображение даёт нам возможность примерить на себя разные ситуации и образы, тем самым обогащая наш духовный опыт.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что нам необходимо воображение. Ведь жизнь интересна только тогда, когда плоский мир реальности углубляется воображаемыми приключениями и бесконечной сменой образов и характеров – тем, что называется духовным богатством.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 9 классе

Гаджимагомедова Лариса Николаевна

Тема, цели урока, формируемые УУД…………………………………….

Актуализация опорных знаний……………………………………

Рефлексия. Подведение итогов……………………………………

Дополнительный материал к уроку………………………………………..

Цели: 1. Образовательная. Познакомить с особенностями сочинения-описания по воображению, обучать словесному описанию картины.

2. Развивающая. Развивать наблюдательность, развивать связную речь учащихся, обогащая ее образно-выразительными средствами.

3.Воспитательная. Воспитывать любовь к искусству, к природе, к зиме, как чудесному времени года, развивать чувство прекрасного.

Оборудование: интерактивная доска (эпиграф к уроку, портрет художника В.Г.Цыплакова, пейзажные картины В.Г.Цыплакова), учебник.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: развитие речи.

Методы: словесный, наглядный, метод практического обучения.

Планируемые результаты: умение подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведение живописи, объяснять языковые явления.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

-Что вам известно о стилях речи?

- Назовите типы речи.

- Что такое описание? Какова его роль?

Вступительное слово учителя

-Мир творчества разнообразен и ярок. Талантливые люди многолики и многогранны. Но их объединяет одно: любовь к родине, любовь к природе, любовь к жизни. По-разному выражается эта любовь. Кто-то выражает ее в стихах, кто-то в музыке, кто-то в полотнах. Яркой плеядой звезд зажглись на небосклоне вечности великие имена поэтов, композиторов, художников – тех, кто донес до нас сквозь годы и столетия свою любовь в своих замечательных произведениях литературы, музыки и живописи.

IV . Работа по теме урока

Зимне е утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

- Как созвучны эти слова с работой одного из художников, мастером своего дела, Виктором Григорьевичем Цыплаковым. Описание зимнего пейзажа в стихотворении как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник.

- Рассмотрите репродукцию картины. Она помещена и на страницах вашего учебника

- Что изображено на картине? (Зимний сельский пейзаж)

- Что изображено на переднем плане картины? (Снежное царство, зачарованные несметные сокровища снега, искрящиеся в лучах солнца, дорога, куст, ветки которого закованы инеем)

- Обратите внимание на композицию картины. Дорога зрительно разделяет картину на две части

- Что вы видите слева от дороги? (Деревенские избы, ярко освещенные лучами солнца, телеграфные столбы с тонкими нитями проводов)

- Какую сюжетную зарисовку вы видите в центре картины? (Крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти)

- Эта же зарисовка изображена на фрагменте картины. Как вы думаете, почему выделен именно этот фрагмент? (Никакой холод не устрашает русского крестьянина, наоборот, он радуется морозу и зимнему солнцу, бодро погоняет лошадку)

- Как вы думаете, куда ездил крестьянин? (В лес за дровами, в соседнее село или город)

Комментарий

- В искусстве Цыплакова сильно выражается глубоко лирическое начало радостной живописной гармонии. Пейзаж и жанровый рассказ составляют нечто неразделимое. В пейзаже художнику удается проникнуть в глубины ее потаенной, скрытой жизни. Природа всегда соотносится с внутренней жизнью человека. Иногда она противостоит состоянию его души, а иногда выражает высоту духовного подъема, прилива жизненных сил, сливаясь в едином потоке, что мы и наблюдаем, глядя на эту картину. Вот почему Цыплаков в центре своего полотна изобразил человека на лошади.

- Что изображено справа, вдали, у горизонта? (Справа принарядившиеся в белые шубки деревья, на заднем плане неохватные просторы заснеженных полей, скованная льдом река, у горизонта темнеет лес, и над всем этим простираются неохватные просторы неба)

- Обратите внимание на общий колорит картины. Какие краски и тона преобладают на картине?

- Какое настроение создает картина?

- Какова цель художника? (Художник стремился передать величие родной природы, красоту суровой русской зимы)

Зима. Крестьянин, торжествуя…

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

5. Обобщающее слово учителя

-И поэты, и художник изображали одно и то же время года – зимний день при этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт – слово, художник – краски. Прочитав стихотворение, мы представляем этот прекрасный зимний день. Картину художника видим и понимаем, что такое прекрасное произведение искусства мог написать человек, любящий свою землю, родину.

6. Словарная работа

Тон – характер, оттенок красок цвета по яркости и колориту.

Оттенок – разновидность одного и того же цвета.

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Композиция в живописи – определенное расположение изобразительных элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить замысел.

7. Систематизация материалов к сочинению. План

Примерный план сочинения:

Вступление. Сведения о художнике

Основная часть. Тема картины (образ мороза и сияющего солнца), средства ее раскрытия:

а) общее впечатление от картины;

б) образы мороза, солнца, снега и воздуха;

в) описание улицы, берез, домов, лошадей с возницами, дали, леса, неба;

г) гармония красок;

д) тональность картины.

8. Устное описание картины

- Представьте, что вы живете в одном из тех домов, которые изображены на картине. Вы подошли и увидели.

V . Рефлексия. Подведение итогов

- Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями

Ребята , обратите внимание на эпиграф к уроку. (приложение). Давайте воспользуемся нашими ключами . Сегодня у нас очередной урок развития речи, а о том, над чем мы будем работать и каковы цели урока вам предстоит ответить самостоятельно, выполнив некоторые виды работ.

1. Разгадывание в группах (класс разбит на 4 группы) немого кроссворда (приложение)

  • Какая бывает речь?
  • Какие стили речи мы знаем?
  • Над каким типом речи мы будем работать сегодня? (Ответы на основе кроссворда)

Слово учителя.

2. Итак, мы поняли, что нам предстоит работать над типом речи - описанием (запись в тетради). Давайте вспомним особенности его построения. (Ответы по группам, проверка по ключу на экране)

Слово учителя.

3. Прослушайте музыкальную пьесу Мендельсона и попробуйте определить, что в ней описано звуками музыки. (Звучит “Весенняя песня” Мендельсона; учащиеся дают разные ответы, среди которых чаще всего звучат слова, связанньre с весной, с весенним настроением. Формулируется тема урока (запись в тетради), определяются цели.

Слово учителя.

4. Проанализируем звукобуквенный состав слова “весна”. (В ходе анализа учащимися было сделано открытие: слово “звонкое” - 4 звонких звука; слово не “горячее” и не “холодное”, а “тёплое” - есть и твёрдые и мягкие звуки.)

С чем ассоциируется у вас слово “весна”?

Слово учителя.

5. А теперь устное рисование по воображению превратим в реальное. Создаём ассоциативный рисунок “Краски весны”. (Рисунок создавали в группе, а потом защищали свой проект у доски).

Слово учителя.

б. В сочинении-описании вам предстоит использовать много прилагательных, причастий, написание которых следует вспомнить. Напишем словарный диктант, проверим, обменявшись тетрадями (приложение). Обмен в группе по кругу. (на этом этапе возможна оценка)

Слово учителя.

  • подбери эпитет к слову “весна”.
  • продолжи сравнение: Н-р: Облака на небе, словно. Сосульки на крыше, как.
  • образуй метафору из сравнения . Н-р: Лужа расплылась на дороге, как озерцо. Яркое солнце, как огненный диск, повисло над проснувшейся рекой. (В ходе проверки повторяются тропы, учащиеся вспоминают термины “эпитет”, “сравнение”, “метафора”).

Слово учителя.

8. А сейчас я познакомлю вас с новым словом синквейн. Это слово французское и в переводе означает пятистрочный нерифмованный стих. Как написать синквейн, вы узнаете, посмотрев на экран. (приложение). В качестве образца я предлагаю вам синквейн, составленный на тему “Урок” (приложение), вам же предстоит написать стих на тему нашего урока. (Написание синквейна, чтение и обсуждение вслух).

Рефлексия.

  • Интересный, полезный.
  • Слушаем, думаем, творим.
  • Я создаю интересный урок.
  • Знание, творчество, настроение, результат.

Пройдёмся по строчкам, ответим на вопросы: Что получилось и что не получилось на уроке? Был ли он интересным? Что понравилось и что не понравилось? Что нового мы узнали?

Слово учителя.

10. Скажите: тема “Весна” - узкая или широкая? (широкая). Назовите узкие темы на основе слова “весна” (предложенные темы записываются на доске - см.приложение)

Слово учителя.

11. А теперь приступаем к последнему виду работы, к тому, что являлось нашей целью - к написанию сочинения- миниатюры. Выберите одну из узких тем и приступайте к работе, прислушиваясь к музыке, которая будет служить вам своеобразным ориентиром в весеннем настроении, созданном мелодией Мендельсона. (До конца урока негромко звучит музыка, а учащиеся пишут)

Урок развития речи в 9 классе по теме "Описание по воображению и памяти". Введен термин "синестезия". К уроку подготовлена презентация, музыкальный фрагмент из "Времен года" П.И.Чайковского. В ходе урока используются творческие задания коллективные, индивидуальные.

ВложениеРазмер
r9.docx 16 КБ
sinesteziya.pptx 16 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"

Презентация для проведения урока развития речи.

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный.

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"


Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек.


Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской.

Изложение по тексту Куприна "Тапер".


Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся.

Читайте также: