Сочинение описание по картине 7 класс рыбченкова

Обновлено: 06.07.2024

Девочка также одета в нарядное белое платье, окаймленное снизу голубыми волнистыми линиями. Данная сцена представлялась глазам художника практически ежедневно, и вскоре он нашел ее отличной сюжетной основой для написания своей будущей картины. К тому же молодые лепестки цветущей сирени в лучах мягкого весеннего солнца как нельзя лучше исполняли роль живописного фона.

Благодаря своему таланту и чувству прекрасного художнику удалось изобразить яркие цвета красок весеннего пейзажа в их контрастном сочетании друг с другом. Но самое главное, что сумел показать автор этой замечательной картины, - то редкое, и потому столь ценное и завораживающее, ощущение душевной гармонии, эмоционального равновесия и радости жизни.

Солнечный свет делает композицию еще более реалистичной. Краски наполняются жизнью и словно дышат через полотно, а прекрасная сирень, несмотря на скромную роль, отведенную ей создателем, становится полноправной, яркой и необходимой частью данной картины, являя собой столь необычный и словно одухотворенный образ героини художественного полотна.

Описание картины Сирень Бориса Кустодиева

Сюжет картины незамысловатый. Возле дома расцвёли кусты сирени. Так и кажется, что аромат разлился по окрестностям. Жена в длинном красивом белом платье вышла погулять, на руках она держит девочку. На ней белое платье с синими волнами полосок и белый чепчик на голове. У жены строгая высокая причёска. Каштановые волосы собраны в шишку и украшены красивой заколкой. Как будто, она собралась на торжественный приём, а не вышла погулять с ребёнком. Воспитание не позволяло женщинам выходить на улицу в чём попало.

Современные мамочки не выходят погулять с детьми в таком торжественном виде. Наряды гораздо проще и скромнее - джинсы или шорты, футболка или майка. Особенно, если предстоит гулять во дворе собственного дома.

На улице тепло, конец весны или начало лета в средней полосе России. Поэтому, и жена, и дочка вышли на улицу без верхней одежды. На заднем плане изображён добротный бревенчатый дом, видны резные наличники на окнах. Всё окрашено светло-коричневой краской. С крыши спускается водосточная труба. На заднем плане видно деревянный ажурный забор. Судя по расположению поперечных досок, куст сирени растёт со стороны двора, а жена и дочка стоят на улице.

На картине изображено несколько кустов сирени. Один из них высокий, выше крыши дома. Другие немного пониже. На тех кустах, которые повыше, соцветия сиреневого цвета. Их много, они кучно распустились на кустах. На низком кусте распустились соцветия белого цвета. На картине их изображено всего четыре штуки. Белый сорт сирени, видно, ещё не набрал силу. Соцветия только начали распускаться.

Рядом с водосточной трубой растёт куст шиповника. На нём видны розовые цветы. И ещё во дворе возле забора нарисовано море сочной зелёной травы. Лето в разгаре. Дождя не предвидится, на небе ни тучки. Оно лазурно-голубое.

Во многих дворах и палисадниках огромной России, за исключением севера, растёт сирень. Росла она и во дворе дома, где жили мои бабушка и дедушка. В этих кустах дети играли в прятки, девочки делали домики для кукол. А в пахучих соцветиях искали цветочки с пятью лепестками. Считалось, что такой лепесток надо съесть и тогда будет счастье.

Парни дарили цветущие веточки сирени своим возлюбленным. Сорванная и принесённая домой, она ещё долго стоит в вазе и наполняет дом своим нежным ароматом. Для меня лето всегда ассоциируется с цветущей сиренью.

Описание настроения картины Сирень

Популярные сегодня темы

Картина написана за пять лет до конца 19 века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

На картине Смертельно раненый показана военная битва. Смотря на картину, можно заметить, что война является бессмысленной, потому что она уносит за собой множество жизней

Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.

Автор данной картины, участвовал в военных действиях. И поэтому является очевидцем всех ужасов войны. Создавая данную картину, он хотел показать, что война, наконец, то окончена и все кто остался в живых вернулись домой.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине Б.М.Кустодиева "Сирень" учит собирать и фиксировать материал наблюдений. Учитель в процессе беседы обращает внимание учащихся на признаки предметов, важные для раскрытия идейно-художественного замысла картины.

Художник Кустодиев Б.М. очень любил простые солнечные дни. Он старался изображать на своих полотнах реальную жизнь. Показывал, как люди работают, отдыхают, празднуют. Нередко среди его произведений и моменты из его жизни.

Полотно "Сирень" - одно из таких простых и самых любимых произведений.

Предварительный просмотр:

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

городской округ Симферополь Республики Крым

Урок по русскому языку в 7 классе

Цель: 1) познакомить учащихся с художником Б.М. Кустодиевым;

2) подготовить к сочинению по картине, используя рабочий материал учебника;

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебники русского языка.

Букет сирени, переливы цветов, розово-лиловая палитра цветов, цветочное облако, великолепие сиреневой пены, источают нежный аромат. (слайд 3)

-Графически обозначьте орфограммы .

-Вам знакомы эти словосочетания?

-В каком сочинении мы их использовали?

-Научимся описывать эту картину (слайд 2).

4.Словарная работа по учебнику (устно).

5.Знакомство с художником (слайд 5).

- Прежде всего, познакомимся с художником.

5.1. Б.М.Кустодиев - выдающийся русский художник-жанрист, пейзажист, портретист,

театральный декоратор, график, художник-импрессионист

5.2. Словарная работа (письменно).

- Художник-импрессионист – это художник, для которого важны впечатления, ощущения, личное.

6. Знакомство с творчеством (слайд 7)

- Мы видим светлое пятно, ощущаем радость.

7.Рабта с учебником (упр.181, стр.92-93) (слайд 8)

- Откройте учебник на стр. 93, прочитайте два абзаца.

- Посмотрите на слайд, на картину.

- Мы увидели, что для художника важно личное.

8.Работа с учебником. История написания картины (слайд 9).

-Итак, мы видим женщину с ребенком,- важное в жизни художника.

2)Когда происходит действие, изображённое на картине?

3)Что мы видим на переднем плане репродукции?

4)Каков задний план репродукции с картины?

5)Какие краски использует Б. М. Кустодиев для создания весеннего настроения?

6)Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Вывод. Нам хорошо, светло.

10. Работа над планом (слайд 11)

- Составляем план сочинения. .

- Можно добавить информацию о художнике, выразить общее впечатление от картины;

упомянуть, какие краски преобладают.

II. Описание картины.

-Нужно ответить на вопросы:

1.Что изображено на переднем плане картины?

2.Что видим на заднем плане?

3.На каких деталях автор акцентирует внимание зрителя? Для чего?

4.Какое отношение к миру показал художник своей картиной?

III.Заключение. Настроение, чувства зрителей.

-Какие эмоции и желания картина вызывает у вас?

11.Подбор рабочего материала (слайд 12).

- А теперь готовим рабочий материал к пунктам плана.

12. Работа над языком сочинения (слайд 13)

1. Какие языковые конструкции вам встретились?

2. Какую смысловую нагрузку они несут?

- содержат добавочную информацию,

- украшают речь, позволяя более детально и точно описать предметы.

13.Орфографически-пунктуационный практикум (слайд 14)

-Поработаем над грамматическими конструкциями. Объясним орфограммы и пунктограммы.

1 )На заднем плане – бревенчатый, крашенный жёлтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора.

2)Полотно напоминает гроздь из ярких насыщенных цветовых пятен, точно плотная, пышная кисть сиреневого цветка.

14. Устное сочинение по картине.

- Теперь же послушаем несколько высказываний.

15. Рефлексия (слайд 15)

-Перед вами незаконченные предложения. Пожалуйста, закончите их.

-Больше всего понравилось…

-Чему вы научились на уроке?

17.Оценивание с комментариями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины.


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.

Урок развития речи для 6 класса. Групповая работа.


Презентация подготовки к сочинению содержит краткие сведения о художнике, репродукции полотен Б.М.Кустодиева. В презентации учащиеся могут увидеть вопросы по содержанию картины, примерный план сочинен.


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

Урок развития речи помогает подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел.


Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения.


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- расширить кругозор учащихся, познакомив их с творчеством художника;

- способствовать обогащению словарного запаса учеников;

-развивать воображение учащихся.

6. Задачи урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения по картине;

-совершенствовать навыки работы над сочинением по картине;

-воспитывать творческую активность и интерес к живописи.

7. Планируемые образовательные результаты:

личностные: формировать отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний;

метапредметные: пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, составлять развернутый план, формулировать выводы, составлять собственный текст;

предметные: развивать речь, уметь определять тему работы.

8. Содержание урока:

Содержание и виды деятельности учащихся

Вводный (организационно-мотивационный) этап

Сегодня нам предстоит написать сочинение-описание по картине. Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы – это пейзаж, вещей – натюрморт, человека – портрет, событий в жизни – сюжетно-тематическая картина.

Нам сегодня предстоит работать над портретом.

Портрет – от фр. “изображать, передавать”. Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом.

Портрет в литературном произведении – это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека.

Основной (информационно-аналитический) этап

Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова.

Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова.

Широков - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века.

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.

Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.

Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести “Пастух и пастушка”. За этим занятием и изобразил его Широков.

Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова “Друзья” и определить основное настроение данного произведения.

- К какому жанру и виду относится картина? (Вид – портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины).

- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

- Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?

Подготовка к сочинению.

- Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение).

- Что такое повествование? (Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях).

- Что такое рассуждение? (Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу).

- Что такое описание? (Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем).

- Что можно описывать? (Человека, природу, предметы, картину, обстановку).

- Каков тип нашего сочинения? (Описание).

- Что мы должны описать? (Внешность мальчика).

- В каком стиле мы должны его описать? (В художественном).

- Что необходимо использовать в художественном стиле? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину.

- Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”?

- Какой смысл вы вкладываете в слово дружба!

(Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга).

- Чтение словарной статьи.

“Друг” – (словарь С.И.Ожегова)

а) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

б) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

- Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность?

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а выражение глаз.

- Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (Воображение, память, прочитанное, наблюдение).

Словарная работа. Определим ключевые слова, которые помогут нам в описании.

Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? (Хозяин собаки, он).

- Каким настроением проникнуты оба персонажа?

- Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?

- На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? (Лицо и глаза).

- Каким вам представляется четвероногий друг мальчика, опишите собаку?

(В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга).

- Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен?

(Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное).

- Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

- Чем огорчен мальчик?

- Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами).

- Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?

- Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.

- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

Составление плана сочинения

- Сколько частей будет в вашем сочинении?

- О чём вы напишите в первой части во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике и о композиции картины)

- О чём мы будем писать в основной части сочинения?

Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения

- С чего начать описывать картину?

- Описанию чего уделите особое внимание?

(Описанию мальчика, его грустного лица и таких же печальных глаз собаки).

- О чем напишите в заключении?

I. Е.А. Широков – замечательный русский художник.

II. Описание картины “Друзья”.

1.Общее описание картины.

2.Описание главных героев.

3.Значение цвета в пейзаже художника.

III. Настроение, которое оставляет картина.

Советы по написанию сочинения.

Написание черновика сочинения.

Домашнее задание: Закончить работу над сочинением.

Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

1. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991.

Сочинение по картине

Сочинение по картине является распространенным типом работы для студентов и школьником, которое вам, вероятно, будет предложено сделать в классе.

Структура написания сочинения по картине

Прежде чем приступить к написанию своего сочинения, убедитесь, что вы понимаете детали задания, чтобы знать, как подходить к сочинению . После того, как вы выбрали тему, проведите некоторое исследование и сузьте основные аргументы, которые вы хотели бы привести. Оттуда вам нужно написать план и конкретизировать ваше сочинение, которое должно состоять из введения, тела и заключения.

После того, как ваше сочинение составлено, потратьте некоторое время на его пересмотр, чтобы убедиться в том, что вы написали максимально понятным языком.

Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.

Пейзаж - это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.

Портрет - один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.

Вам пригодятся термины:

  1. Живопись – создание художественных образов красками.
  2. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги.
  3. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром.
  4. Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения.
  5. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль.
  6. Облик – внешний вид, очертание, наружность.
  7. Отблеск – сияние отражённого света.
  8. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
  9. Свет - поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи.
  10. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении.
  11. Цвет – цветовой фон или окраска.
  12. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.

План написания сочинения по картине

  1. Жанр картины.
  2. Кто и что изображены.
  3. Настроение, вызываемое этим произведением.
  4. Основные микротемы картины.
  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит)
  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Более подробный план:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему.
  2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём).
  3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане.
  4. Опишите ситуацию, изображённую на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д.
  6. Выразите своё отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые у вас вызывает картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Начните с просмотра изображения издалека:

  • Определите, что является предметом там, где фокус
  • Наблюдайте за кадрированием, находится ли объект в центре внимания или он расположен с одной стороны
  • Ищите, где контраст больше всего, потому что это будет значительная часть истории, рассказываемой картиной
  • Обратите внимание на фон, это предисловие к теме

Теперь изучите информацию по картине:

  • Если субъект является узнаваемым объектом из нашей физической реальности, посмотрите его и его историю
  • (В случае картин / рисунков) Оцените, насколько близко объект напоминает реальную вещь, что может дать больше подсказок о том, как художник хотел передать свое понимание предмета.
  • Для фотографий обращайте больше внимания на фон, потому что он представляет момент во времени и пространстве
  • Если субъектом является человек или любое живое существо, сфокусируйтесь на его лице и положении рук, они представляют эмоции и действие.

ТОП 7 советов как написать сочинение по картине правильно

  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитайте статью об её авторе.
  2. Постарайтесь понять настроение, которое передал художник.
  3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
  4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавите его. Составьте план.
  5. Соберите материал по картине.
  6. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
  7. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.

Из всего вышесказанного у вас должно было сложиться собственное впечатление о представлении изображения художником / фотографом, которое оставляет вас открытым для собственного заключения о том, как вы себя чувствовали, анализируя картину.

Надеюсь, моя статья помогла а чуть ниже примеры и образцы готовых сочинений по картинам!

Пример сочинения по картине

Сочинение по картине

Подбор материала к сочинению:

  • Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом;
  • Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг;
  • Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках;
  • Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом;
  • Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;
  1. Первый день зимы.
  2. Радость детей.
  3. Цвет и настроение картины
  4. Моё отношение к картине.
Пример сочинения №1

Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься.

Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра.

Пример сочинения №2

На картине А. А. Пластова изображено, как падает первый снег. Завороженно и удивлённо наблюдают за этим дети. Как хороша русская зима!

На переднем плане картины крыльцо деревенского дома. Рядом с домом большая старая раскидистая берёза. Она покрыта снегом, как белой шубой.

На крыльце стоят мальчик и девочка. Мальчик стоит уже давно. Он одет по-зимнему: в шапку-ушанку, в пальто, с меховым воротником и валенки. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. А девочка одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом, лёгкий платок. Она наблюдает за снегом с удивлением, с радостью, с восторгом. Падают белые пушистые снежинки. Они летят плавно, порхают, падают на землю мохнатыми хлопьями.

Снег укрыл землю белоснежным ковром. И этот наряд очень к лицу земле. Когда я смотрю на картину, у меня хорошее, праздничное настроение. Мне понравилось, как А.А.Пластов показал радость и изумление детей при виде первого снега.

Читайте также: