Сочинение описание домик арины родионовны

Обновлено: 07.07.2024

И теперь в Михайловском, подле Дома-музея, среди зарослей акации и сирени стоит этот маленький флигелёк.

Домик няни, как и Дом-музей, был отстроен к стопятидесятилетию со дня рождения Пушкина. Подлинный флигелёк, где жила когда-то Арина Родионовна и где бывал у неё Пушкин, разрушили фашистские оккупанты, отступая из Михайловского. Они уничтожили тот самый домик няни, который в 1920 году с такой любовью восстановили красноармейцы Отдельной башкирской бригады.

Когда в июле 1944 года советские войска освободили Пушкинский заповедник, на месте домика няни они увидели оставленный фашистами дот, из которого торчал ствол пушки.

Домик няни был первым из строений, восстановленных в селе Михайловском. И ныне он такой, как прежде — маленький (длина 9 метров, ширина 7 метров), рубленный из толстых сосновых брёвен, с небольшими квадратными окошками. Крыт и обшит тёсом.

Внутри стены домика тёсаные, некрашеные. Полы тоже некрашеные, дощатые. Такие и потолки.

Значит, когда-то одна из комнат домика няни была пригодной к жилью светлицей, а в другой помещалась банька.

В светлице в летнюю пору и жила Арина Родионовна.

С перегородкою коморки,

Довольно чистенькие норки,

В углу на полке образа,

Под ними вербная лоза

С иссохшей просвирой и свечкой

Горшочек с . . . . на окне,

Две канареечки над печкой…

Может быть, этот неоконченный набросок Пушкина, помеченный 1824 годом, и есть описание летнего жилища Арины Родионовны.

Теперь в домике няни устроен музей.

В одной комнате размещены репродукции с картин и рисунков, фотографии, скульптуры, посвящённые Арине Родионовне и её домику.

Другая комната — светёлка няни.

Летом, как и зимою, Арина Родионовна присматривала за всем нехитрым хозяйством Пушкина.

Друзья, навещавшие поэта в Михайловском, долго хранили память о её гостеприимстве, радушии.

Свет Родионовна, забуду ли тебя?

В те дни, как сельскую свободу возлюбя,

Я покидал для ней и славу, и науки,

И немцев, и сей град профессоров и скуки, —

Ты, благодатная хозяйка сени той,

Где Пушкин, не сражён суровою судьбой,

Презрев людей, молву, их ласки, их измены,

Священнодействовал при алтаре Камены[11],—

Всегда, приветами сердечной доброты,

Встречала ты меня, мне здравствовала ты,

Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,

Ходил я навещать изгнанника-поэта…

Как сладостно твоё святое хлебосольство

Нам баловало вкус и жажды своевольство!

С каким радушием — красою древних лет —

Ты набирала нам затейливый обед!

Сама и водку нам, и брашна[12] подавала,

И соты, и плоды, и вина уставляла

На милой тесноте старинного стола!

Ты занимала нас — добра и весела —

Про стародавних бар пленительным рассказом:

Мы удивлялися почтенным их проказам,

Мы верили тебе — и смех не прерывал

Твоих бесхитростных суждений и похвал;

Свободно говорил язык словоохотной,

И лёгкие часы летели беззаботно!

Правдивые бесхитростные рассказы запоминались поэту. Вот она, горькая судьба крепостной русской женщины…

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

…Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели,

И вот ввели в семью чужую…

Нередко, сидя на открытом крылечке маленького флигелька, слушал Пушкин рассказы няни.

Два года, что провели они вместе в Михайловском, для неё пролетели, как мгновенье.

Сильно тосковала Арина Родионовна, когда уехал Пушкин.

Сохранились два письма её из Михайловского к Пушкину. Первое написал под её диктовку 30 января 1827 года какой-то деревенский грамотей: «Милостивой государь, Александра Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастием; и желаю я тебе любезному моему благодетелю здравия и благополучия…

Второе письмо, от 6 марта 1827 года, под диктовку няни писала одна из тригорских барышень — Анна Николаевна Вульф.

И как ответ на письма старушки-няни звучит одно из самых задушевных стихотворений Пушкина, полное любви и нежности:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Через несколько месяцев, 31 июля 1828 года, семидесяти лет, Арина Родионовна умерла в Петербурге на руках своей старшей воспитанницы — Ольги Сергеевны.

Пушкин не забыл свою добрую подружку. Всякий раз, наезжая в Михайловское, с грустью чувствовал он — нет здесь больше Арины Родионовны…

Уже старушки нет — уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжёлых,

Ни кропотливого её дозора.

…Не буду вечером под шумом бури

Внимать её рассказам, затвержённым

Сыздетства мной — но

Всё приятных сердцу,

Как песни давние или страницы

Любимой старой книги, в коих знаем,

Какое слово где стоит.

Бывая в Михайловском, проходя мимо маленького флигелька в зарослях сирени, Пушкин о многом вспоминал.

И теперь в Михайловском, подле дома-музея, среди зарослей акации и сирени стоит этот маленький флигелек.




В светлице в летнюю пору и жила Арина Родионовна.
Теперь в домике няни устроен музей.
В одной комнате размещены репродукции с картин и рисунков, фотографии, скульптуры, посвященные Арине Родионовне и ее домику. Другая комната – светелка няни.
Все здесь простое, старинное, деревенское. Посреди стол, покрытый домотканой скатертью, неказистые громоздкие стулья, диванчик, столики – работы крепостных мастеров. Вдоль стен – широкие лавки. На одной – старинные псковские расписные веретена и прялка с куделью. В углу - печь с лежанкой, а близ нее - вместительный деревянный сундук. На потемневшем от времени комодике стоит шкатулка, которая, по преданию, принадлежала Арине Родионовне.


Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, -
Ты, благодатная хозяйка сени той,
Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,
Презрев людей, молву, их ласки, их измены,
Священнодействовал при алтаре Камены -
Всегда, приветами сердечной доброты,
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство!
С каким радушием - красою древних лет -
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас - добра и весела -
Про стародавних бар пленительным рассказом:
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе - и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотной,
И легкие часы летели беззаботно!


И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
… Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели,
И вот ввели в семью чужую.



Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный пугь:
Тоска, предчувствие, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе.



Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
… Не буду вечером под шумом бури
Внимать ее рассхазам, затверженным
Сыздетства мной - но все приятных сердцу,
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит.


Бывая в Михайловском, проходя мимо маленького флигелька в зарослях сирени, Пушкин о многом вспоминал. О многом и сейчас напоминает домик няни.

-----------------------------7d82511fb026e Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream -----------------------------150252916619991 Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream

Домик няни Пушкина

Маленький, неприметный, затерявшийся среди других, более современных, построек, он несет в себе удивительную историю жизни женщины, значившей так много для великого русского поэта.

Добраться до домика няни легко. Он обозначен вывесками. Если ехать из Санкт-Петербурга, он будет по левую руку от трассы.

Сюда мы поехали сразу же после посещения почтовой станции. Честно говоря, попасть внутрь даже особо и не рассчитывали, так как время уже не то, что поджимало, а явно перевалило за рабоче-музейные пределы. Но крюк получался небольшой, да и дом посмотреть все-равно хотелось, так что решили ехать.

Однако, домик оказался открыт, и внутри мы встретились со смотрительницей, которая уже явно собиралась уходить. Я наудачу спросила, может быть все-таки можно взглянуть, тем более, что надолго там не задержаться — домик просто крошечный и экспозиция совсем небольшая.

Смотрительница не только разрешила посмотреть дом изнутри, но еще и рассказала про его историю, некоторые факты из жизни Арины Родионовны, и современную жизнь музея.

Домик, который и снаружи выглядел небольшим, особенно на фоне более новых домов, внутри оказался совсем крохотулькой.

В музее

В сенях. Травы и цветы собирают и высушивают сами работники музея.

Из сеней, завешанных сушеными цветами и лекарственным травами, мы попали в крошечную комнату с тремя окнами, бревенчатыми стенами и большой — относительно избы, конечно, русской печкой. Аромат растений, кстати, удивительно подчеркивал атмосферу старины и русской деревни.

Интерьер незатейлив. Возле стены — большой дощатый стол, лавки за ним. За печкой — кровать и люлька с куклой и погремушкой. Из личных вещей няни Пушкина сохранилась только сумка-торба, что висит на стене. Остальные вещи — это подлинные предметы обихода крестьян 19-го века, но принадлежали они другим людям.

Кое-что нам разрешили взять в руки, а фотографировать, кстати, можно со вспышкой. Что странно. Обычно там, где много старинных предметов, это запрещено.

Единственная комната в избе и простое убранство. Стол возле красного угла, как везде в крестьянских избах. Люлька за печкой, а на стене красно-белая сумка-торба — единственная личная вещь Арины Родионовны Вот такие погремушечки были у детей.

В Кобрино Арина Родионовна вышла замуж, но этот дом за безупречную службу получила в дар от своей хозяйки, бабушки Пушкина. Сюда же въехала уже с большой семьей — мужем и четырьмя детьми.

Сруб дома подлинный и стоит здесь уже более двухсот лет, так что эти, уже почерневшие, стены помнят и саму старушку, и ее потомство.

Кстати, самого Пушкина Арина Родионовна здесь не нянчила. Смотрительница рассказала, что многие, кто видят висящую за печкой люльку, сразу ассоциируют ее с поэтом. Нет. Будучи крепостной, прикрепленной не к земле, а к людям, она повсюду сопровождала семью своих хозяев, и детей их нянчила в тех домах, где они жили.

В Кобрино же оставалась ее семья, муж и дети, и сюда она, благодаря особому отношению хозяев, имела возможность возвращаться.

До середины 20-го века домом владели потомки Арины Родионовны, которые живы до сих пор, и периодически, по словам смотрительницы, приезжают сюда на пушкинские праздники. В 1950-м году дом у семьи купила учительница Кобринской школы. Музеем дом стал в 1974 году.

Адрес: Гатчинский р-н, д. Кобрино, 27.

В музее

Деревянный Кот Баюн на заднем дворе домика.

Календарик на 1991 год

Календарик на 1991 год

Самым близким и преданным другом Александра Пушкина в годы Михайловской ссылки, делившим с ним все радости и горести деревенской жизни, была его старая няня, простая крестьянка, Арина Родионовна.

Жила Арина Родионовна в Михайловском (Псковская область) либо в господском доме, подле Пушкина, заботясь о нем и присматривая за работой крепостных девушек, либо в отдельном маленьком флигеле. Он и сейчас стоит подле Дома-музея, в густых зарослях сирени, под сенью старого клена. Сам народ дал ему название "домик няни".

Домик няни был построен как хозяйственный флигель, очевидно, одновременно с господским домом. Он изображен на рисунке И. Иванова 1837 года.

В "Описи, учиненной. Опочецким земским исправником Васюковым. Майя 19 дня 1838 года" перечислены четыре флигеля. Домик няни, очевидно, первый: "Деревянного строения, крыт и обшит тесом, в нем комнат 1. Окон с рамами и стеклами 3. Дверей простых на крюках и петлях железных с таковыми же скобками 3. Печь русская с железною заслонкою и чугунною свюшкою. Под одною связью баня с голландской печью и в ней посредственной величины котел". "Баня", надо полагать,- одна из нынешних комнат домика няни.

Об этом флигеле упоминает отец поэта С. Л. Пушкин в письме к дочери Ольге Сергеевне из Михайловского 5 сентября 1828 года, рассказывая, что они с Надеждой Осиповной ждут в Михайловское гостей - соседей и намерены, предоставив им большой дом, перебраться для ночлега "в баню".

О домике няни писал в 1898 году сын поэта Г. А. Пушкин, как о "единственной постройке, сохранившейся со времени отца в Михайловском". Тогда же его зарисовал художник В. Максимов.

В 1918 году домик сильно пострадал при пожаре усадьбы. Но бойцы Красной Армии, совместно с окрестными крестьянами, отремонтировали его и установили постоянную охрану.

Весною 1944 года фашистские оккупанты перед своим отступлением варварски уничтожили домик няни и на его месте вырыли земляное укрепление. Но уже в 1947 году, первым из всех памятников Михайловского, домик няни был восстановлен в его прежнем виде. Основанием для восстановительных работ послужили точные планы, снятые в 1940-1941 годах; сохранившиеся части здания; изображение его на рисунке землемера Иванова 1837 года; многочисленные картины (Максимова, Крыжицкого и других), фотографии и описания.

Домик небольшой (длина 9,2 метра, ширина 7 метров, высота 4,6 метра), одноэтажный, рубленый из сосновых бревен, с небольшими квадратными окнами; обшит и крыт тесом, углы обрамлены пилястрами, наружные стены окрашены светлой желтоватой краской, пилястры - коричнево-красной. Архитектура его, особенно высокая кровля с трубой возле самого конька, соответствует архитектуре господского дома. В нем две комнаты - "светлица" и "банька" (по 21 квадратному метру каждая), их разделяет сквозной коридор, на противоположных концах которого двери: одна в сторону реки - черное крыльцо, другая в сторону усадьбы - парадное крыльцо, с деревянным навесом, поддерживаемым двумя резными колонками.

Читайте также: