Сочинение оноре де бальзак

Обновлено: 05.07.2024

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Предисловие к Человеческой комедии., Дом кошки, играющей в мяч., Загородный бал., Вендетта., Побочная семья., Супружеское согласие., Гобсек., Силуэт женщины., Второй силуэт женщины.,
Том 2. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Госпожа Фирмани., Полковник Шабер., Тридцатилетняя женщина., Отец Горио.,
Том 3. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Покинутая женщина., Поручение., Брачный контракт., Обедня безбожника., Дело об опеке., Дочь Евы., Онорина.,
Том 4. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Мнимая любовница., Альбер Саварюс., Беатриса.,
Том 5. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Первые шаги в жизни., Модеста Миньон., Турский священник.,
Том 6. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Евгения Гранде., Прославленный Годиссар., Старая дева., Музей древностей.,
Том 7. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Пьеретта., Жизнь холостяка., Провинциальная муза.,
Том 8. Человеческая комедия : Этюды о нравах. - Лилия долины., Утраченные иллюзии ч.1.,
Том 9. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Утраченные иллюзии ч.2 и 3.,
Том 10. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Блеск и нищета куртизанок.,
Том 11. Человеческая комедия : Этюды о нравах - История тридцати., Тайны княгини де Кадиньян., Фачино Кане., Пьер Грассу., Принц богемы., Деловой человек.,
Том 12. Человеческая комедия : Этюды о нравах - История величия и падения Цезаря Барито., Банкирский дом Нусингена., Чиновники.,
Том 13. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Бедные родственники.,
Том 14. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Кузен понс., Комедианты неведомо для себя.,
Том 15. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Мелкие буржуа., Темное дело., З.Маркас.,
Том 16. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Депутат от Арси., Шуаны, или Бретань в 1799 году.,
Том 17. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Сельский врач., Сельский священник.,
Том 18. Человеческая комедия : Этюды о нравах - Крестьяне., Шагреневая кожа.,
Том 19.- Человеческая комедия : Философские этюды - Элексир долголетия., Иисус Христос во Фландрии., Красная гостиница., Неведомый шедевр., Прощай !, Мэтр Карнелиус., Луи Ламбер.,
Том 20. Человеческая комедия : Философские этюды - Поиски Абсолюта., Мараны., Драма на берегу моря., Прощенный мельмот., Проклятое дитя., Гамбара.,
Том 21. Человеческая комедия : Философские этюды - Об Екатерине Медичи., Озорные рассказы.,
Том 22. Пьесы,
Том 23. Очерки, Письма.,
Том 24. Литературно - критические статьи.


Оноре де Бальзак - Собрание сочинений в 15 томах

1951-1955 Издательство: Художественная литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Предисловие к Человеческой комедии, Дом кошки, играющей в мяч, Загородный бал, Побочная семья, Вендетта, Дочь Евы, Модеста Миньон
Том 2.Супружеское согласие, Силуэт женщины, Тридцатилетняя женщина, Второй силуэт женщины, Беатриса
Том 3.Отец Горио, Гобсек, Полковник Шабер, Покинутая женщина, Брачный контракт, Обедня безбожника, Дело об опеке
Том 4 Евгения Гранде, Прославленный Годиссар, Музей древностей, Провинциальная муза
Том 5.Турский священник, Старая дева, Пьеретта, Жизнь холостяка
Том 6.Утраченные иллюзии
Том 7.История тринадцати, Феррагус, Герцогиня де Ланже, Златоокая девушка, Фачино кане, Чиновники
Том 8. История величия и падения Цезаря Бирото, Банкирский дом Нусингена, Пьер Грассу, Принц богемы, Деловой человек, Комедианты неведомо для себя
Том 9. Блеск и нищета куртизанок, Тайны княгини де Кадиньян
Том 10. Бедные родственники, Кузина Бетта, Кузен Понс
Том 11.Шуаны, или Бретань в 1799 году, З.Маркас, Темное дело, Депутат от Орси
Том 12.Сельский врач, Крестьяне Том 13.Шагреневая кожа, Эликсир долголетия, Красная гостиница, Мэтр Корнелиус, Неведомый шедевр, Поиски абсолюта, Драма на берегу моря, Прощенный Мельмот
Том 14.Озорные рассказы, Драматические произведения
Том 15.Очерки, Литературно-критические статьи, Избранные письма. `



Оноре де Бальзак - Собрание сочинений в 28 томах

1993 Издательство: Голос

Том 1. ранние рассказы и повести.
Том 2. "Сцены частной жизни": "Силуэт женщины", "Второй силуэт женщины", "Тридцатилетняя женщина" и др.
Том 3. романы "Отец Горио" и "Брачный контракт".
Том 4-5. рассказы и повести из серии "Сцены частной жизни".
Том 6. романы из серии "Сцены частной жизни" - "Беатриса" и "Луи Ламбер".
Том 7. романы: "Модеста Миньон" и "Старая дева".
Том 8. произведения из серии "Сцены провинциальной жизни".
Том 9. повесть "Пьеретта" и роман "Жизнь холостяка" из серии "Сцены провинциальной жизни".
Том 10. "Сцены провинциальной жизни": повесть "Провинциальная муза" и роман "Лилия долины".
Том 11. роман "Утраченные иллюзии" из серии "Человеческая комедия".
Том 12. роман "Блеск и нищета куртизанок" из серии "Сцены парижской жизни".
Том 13. романы и рассказ.
Тома14-28. "Сцены парижской жизни"



Оноре де Бальзак - Собрание сочинений в 10 томах

1987 Издательство: Художественная литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1. произведения, включенные им в `Сцены частной жизни`: роман `Беатриса`, повести `Дом кошки, играющей в мяч`, `Полковник Шабер`, рассказы `Вендетта`, `Побочная семья` и `Покинутая женщина`.
Том 2. романы `Отец Горио`, `Евгения Гранде`, повести `Гобсек`, `Тридцатилетняя женщина`, `Дело об опеке` и рассказ `Обедня безбожника`.
Том 3. произведения, включенные в `Сцены провинциальной жизни`: романы `Музей древностей`, `Жизнь холостяка`, повести - `Пьеретта`, `Турский священник` и рассказ `Прославленный Годиссар`.
Том 4. входит один из центральных романов `Человеческой комедии` - `Утраченные иллюзии`.
Том 5. произведения, относящиеся к серии `Сцены парижской жизни`: роман `Величие и падение цезаря Бирото`, повести: `Банкирский дом Нусингена`, `Тайны княгини де Кадиньян`, `Комедианты неведомо для себя` и рассказы `Фачино Кане`, `Пьер Грассу`, `Принц богемы`.
Том 6. роман `Блеск и нищета куртизанок`.
Том 7. романы `Кузина Бетта` (1846) и `Кузен Понс` (1847), объединенные общим названием `Бедные родственники`.
Том 8. роман `Шуаны` (1829), посвященный крестьянсокму мятежу 1799 года, возглавлявшемуся роялистами, рассказ `З.Маркас` (1840), где дана яркая картина политического карьеризма, и роман `Темное дело`.
Том 9. романы `Сельский врач` (1833), в котором писатель попытался дать программу оздоровления буржуазной Франции, и `Крестьяне` (1855), где показаны судьбы представителей французского крестьянства.
Том 10. наиболее значительные вещи из раздела `Философские этюды`. Это `Шагреневая кожа`, `Эликсир долголетия`, `Красная гостиница`, `Неведомый шедевр`, `Поиски Абсолюта`.`



Оноре де Бальзак - Собрание сочинений в 10 томах

1995 Издательство: Аванта+

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Предисловие к "Человеческой комедии"; "Этюды о нравах";"Сцены частной жизни".
повести: "Дом кошки, играющей в мяч", "Первые шаги в жизни", "Альбер Саварюс", "Вендетта", "Мнимая любовница", "Гобсек".
Том 2. романы: "Отец Горио", "Евгения Гранде" и повести : "Тридцатилетняя женщина", "Второй силуэт женщины".
Том 3. повести: "Пьеретта", "Прославленный Годиссар", "Провинциальная муза", "Старая дева", "Музей древностей".
Том 4. роман: "Утраченные иллюзии".
Том 5. повесть "История тринадцати", роман "Величие и падение Цезаря Бирото", и рассказ "Фачино Кане"
Том 6. повести: "Банкирский дом Нусингена", "Тайны княгини Кадиньян", рассказ "Пьер Грассу", роман "Блеск и нищета куртизанок".
Том 7. романы: "Кузен Понс", "Темное дело"; повесть "Комедианты неведомо для себя"; рассказы: "Принц Богемы", "Деловой человек", "З.Маркас".
Том 8. романы: "Депутат от Арси", "Шуаны, или Бретань в 1799 году", "Сельский врач".
Том 9. романы: "Шагреневая кожа", "Сельский священник"; повесть "Гамбара" и рассказы "Иисус Христос во Фландрии", "Прощенный Мельмонт", "Неведомый шедевр".
Том 10. повести: "Поиски абсолюта", "Проклятое дитя", "Мараны" и рассказы.



Библиография

Романы
Шуаны (1829)
Шагреневая кожа (1830-1831)
Отец Горио (1832)
Евгения Гранде (1833)
Утраченные иллюзии (1837-1843)
Банкирский дом Нусингена (1838)
Дочь Евы (1838)

Повести
Гобсек (1830)
Брачный контракт (1830)
Мэтр Корнелиус (1831)
Полковник Шабер (1832)
Покинутая женщина (1832)
Поиски Абсолюта (1834)
Дело об опеке (1836)
Пьеретта (1839)
Альбер Саварюс (1842)
Мнимая любовница (1842)
Онорина (1843)

Экранизации

Блеск и нищета куртизанок / Splendeurs Et Miseres Des Courtesanes (Морис Казнев) (1975 г.)
Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия (Филипп Моннье, Дени Мальваль и др.) (2009) (фильм "Дом кошки, играющей в мяч")
Гобсек (Константин Эггерт) (1937 г., СССР)
Гобсек (Александр Орлов) (1987 )
Дивертисмент / Divertimento (Жак Риветт ) (1992)
Евгения Гранде (Сергей Алексеев) (1960 г., СССР)
Жизнь холостяка / Les Arrivistes / La rabouilleuse / The Opportunists (Луи Дакен ) (1960, Франция, ГДР)
Красная таверна / L' Auberge rouge (Клод Отан-Лара) (1951 г., Франция)
Красный отель / L' Auberge rouge / The Red Inn (Жерар Кравчик) (2007, Франция)
Кузен Понс (Валерий Фокин) (1978 г., телеспектакль)
Кузина Бетта / Cousin Bette (Дес МакАнуфф) (1998 г., )
Не трогай топор / Ne touchez pas la hache (Жак Риветт, 2007, Франция, Италия)
Отец Горио / Le Pere Goriot (Жан-Даниэль Верхог) (2004 г., Франция)
Очаровательная проказница / Belle Noiseuse, La (Жак Риветт ) (1991 г., Франция)
Полковник Шабер / Colonel chabert, le (Ив Анжело) (1994 г.)
Растиньяк / Rastignac ou les ambitieux (Ален Тасма) (2000 г.)
Страсть в пустыне / Passion in the Desert (Лавиния Каррьер ) (1997 г., США)
Тайны семьи де Граншан (Ада Неретниеце) (1992 )
Шагреневая кожа (Павел Резников) (1975 г., телеспектакль, СССР)
Шагреневая кожа / La peau de chagrin (Ален Берлинер) (2010, Франция)
Шуаны / Les Chouans (Анри Калеф) (1947 г., Франция)
Шуаны! / Chouans! (Филипп де Брока) (1988)

Бальзак унаследовал мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Он пишет под псевдонимом ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его сочинений.

В то же время в нем просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 — 1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам.

Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт”.

Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 году его романа “Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800”. С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет “величайшее собрание документов о человеческой природе”. Он типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 — 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.

Появившиеся в начале тридцатых годов романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя женщина” и особенно “Евгения Гранде” (1833) доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год.

Из его многочисленных романов наиболее известны: “Сельский врач”, “В поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные иллюзии”, “Сельский священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”, “Кузен Понс”, “Кузина Бетта”.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия”, и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. — такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. — виды общего животного типа.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую, между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака, но еще несколько лет по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, смерть уже ждала его, и Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием.

Бальзак является общепризнанным отцом реализма и натурализма. Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи; Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.

Изображая “общественные разновидности” Бальзак стремиться к точной научной классификации и проявляет наблюдательность, свойственную ботанику или зоологу. Он с изумительной точностью изучал особенности, свойственные той или иной “разновидности”. Он знает привычки, обороты речи, приемы, движение, походку, жесты, даже мелочи обстановки, детали костюма, свойственные тому или другому герою. Как Кювье по найденному зубу или кости догадывается о строении целого животного организма, так Бальзак по одному жесту или слову определяет всю психику данного общественного типа. То соответствие, которое Кювье открыл между частями организма, Бальзак стремится установить между проявлениями человеческой психики. Вот почему он так тщательно следит за своими героями, подробно изображает расположение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, знает точно до сантима количество денег в кошельке действующего лица. Он питает глубокое уважение к факту.

Подобно истинному ученому, он как бы сознает, что его психологические заключения будут оправданы только тогда, когда они обнимут множество фактов, и Бальзак с беспримерным рвением стремится собрать как можно большее количество документов. Для него, как и для естествоиспытателя фактов играет первостепенную роль наряду с классификацией. Бальзак поражает обилием собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты, журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, куртизанку, ростовщики, представители старой аристократии и буржуазии, столица и провинция, политическая борьба и частная жизнь — все собирает Бальзак в свою “комедию”. Этим же научным направлением бальзаковского творчества объясняется смешение художественных, научных и публицистических элементов в его романах. Рядом с изображением чувств и страстей мы встретим в них подробные сведения делового характера о банкирских операциях, о возвратном счете, о выделке дешевой бумаги, рассуждения публицистического характера о браке, нравственности, о политических и общественных вопросах и т. д.

Бальзак сливается со своими героями, он почти физически ясно переживает вместе с ними их горести и радости, он томится и страдает, когда его герой попадает в затруднительное положение, из которого он не может указать ему выхода; он приходит в отчаяние, когда не может найти среди своих героев подходящего жениха для какой-нибудь героини, употребляет все усилия, чтобы содействовать нравственному возрождению опустившегося человека или удержать от нравственного падения неопытного юношу, и искренне скорбит, когда его усилия терпят неудачу. Ему кажется, что он стоит перед живыми людьми и действительными конфликтами, которые развиваются по определенным законам, вне его власти.

Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит пессимистический оттенок. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача — собирать документы о человеке и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что в общем его “Комедия” — тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Быть может, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешеной погоней за благами жизни, за наслаждениями и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества.

Излюбленная тема Бальзака — яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, — излюбленный образ Бальзака. Таков Растиньяк (“Отец Горио”), таков Люсьен Шардон (“Утраченные иллюзии”). Его женщины в большинстве случаев такие холодные эгоистки, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины — в большинстве похотливые животные. Если он выводит чистую девушку, как Евгения Гранде, то, кажется, только для того, чтобы показать, как в ужасной атмосфере современной общественной жизни черствеет самое чуткое и нежное сердце, вытравляются искреннее чувство и трогательная любовь.

Бальзаку принадлежит один из самых лучших типов скупца, известных в литературе. В лице старика Гранде он вывел современного гения наживы, миллионера, превратившего спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы. Его удовлетворение — в удачных спекуляциях, в финансовых завоеваниях, в торговых победах. Он своего рода бескорыстный служитель “искусства для искусства”, так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами.

Бальзак постиг власть денег. Деньги у него — главная причина событий. Он сумел показать, как его век разменял на звонкую монету все, начиная от предметов первой необходимости и кончая талантом, вдохновением и самыми нежными и святыми чувствами.

Представители самых благородных профессий — врачи, священники, публицисты, артисты, поэты — стали наемными слугами тех, кто обладает капиталом.

Этот пессимизм соответствует общему материалистическому направлению бальзаковского творчества. Идеальные образы менее удаются ему, чем те фигуры, в которых отразилось материальное направление XIX столетия.

Взгляд Бальзака на смысл современной жизни, на факторы, управляющие современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить в люди — вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва”.

Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства. Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего мира женщины. В противоположность большинству поэтов и романтиков, которые любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали занавес над и историей женщины, после того как кончится период ее наивного отношения к жизни, Бальзак проследил историю женской души от юных лет до старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт, достигает расцвета своих физических и духовных сил. 30-летниий возраст женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна от иллюзий, от наивного понимания жизни; она отдает свое сердце сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет больше цены, дает больше счастья и утех.

Таковы основные особенности творчества Бальзака и главной черты его миросозерцания. Его романы навсегда останутся величайшим собранием документов о XIX столетии — собранием, в котором ярко освещены все уголки жизни этого промышленного и материалистического века.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Оноре де

Сочинения: краткое содержание, описание и аннотация

Оноре де'Бальзак: другие книги автора

Кто написал Сочинения? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Оноре де Бальзак: Шагреневая кожа

Шагреневая кожа

Оноре Бальзак: Евгения Гранде

Евгения Гранде

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Оноре де Бальзак: Ведьма

Ведьма

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Оноре Бальзак: Тридцатилетняя женщина

Тридцатилетняя женщина

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Анри Труайя: Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Оноре Бальзак: Отец Горио

Отец Горио

Оноре Бальзак: Сочинения

Сочинения

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Сочинения — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Оноре де Бальзак

Всякий раз, как вы серьезно отправляетесь на выставку произведений скульптуры и живописи, как она устраивается начиная с революции 1830, то не испытываете ли вы чувства беспокойства, скуки, тоски, при виде длинных, сплошь заставленных галерей? С 1830 г., салон уже не существует. Лувр был вторично взят толпой художников, которые там и удержались. Некогда, допуская только избранные произведения искусства, салон приносил величайшую честь созданиям в нем выставленным. Между двумястами избранных картин, публика делала свой выбор, венок присуждался лучшему произведению неведомыми руками. По поводу картин поднимались страстные споры. Брань, расточившаяся Делакруа, Энгру, столь же способствовала их известности, как и хвалы, и фанатизм их приверженцев. Теперь ни толпа, ни критика не относятся страстно к продуктам этого базара. Они принуждены сами делать тот выбор, который прежде был на обязанности экзаменационного жюри; их внимание утомляется этой работой, а когда она окончена, выставка уже закрыта. До 1817 принятые картины никогда не заходили дальше двух первых колонн длинной галереи, где помещены работы старинных мастеров, а в этом году они заняли все это пространство к великому удивлению публики. Историческая живопись, так называемый жанр, маленькие картины, пейзаж, живопись цветов и животных и акварель, эти восемь специальностей не могут дать более как по двадцати картин, достойных взоров публики, которая не в состоянии обратить внимание на большее количество произведений. Чем сильнее увеличивалось число артистов, тем разборчивее должна была бы становиться приемная комиссия. Все погибло с тех пор, как салон разросся до галереи. Салон должен бы остаться в определенном, ограниченном, с неумолимыми границами пространстве, где всякий род и выставлял бы свои лучшие произведения. Десятилетний опыт доказал пригодность прежнего устройства. Вместо турнира теперь свалка; вместо блестящей выставки шумный базар; вместо избранного – все. Что же проистекает из этого? Большие артисты там теряются, Турецкая кофейня, Деши у фонтана, Пытка крючьями и Иосиф. Декана более бы способствовали его славе, будь они выставлены все четыре в большом салоне вместе со ста хорошими картинами того года, – чем его двадцать картин, затерянных между тремя тысячами других, скученных в шести галереях. Странно, что именно с тех пор, как дверь открыта для всех, сильно заговорили о непризнанных гениях. Когда двенадцать лет раньше, Куртизанка Энгра и такая же картина Сигалона, Медуза Жерико, Сциоския убийства Делакруа, Крестины Генриха IV Евгения Девериа будучи приняты знаменитостями, обвиняемыми в зависти, доказали существование молодых и пылких художников, то не подымалось никаких жалоб. Теперь же, когда ничтожнейший пачкун может выставить свою картину, только и толку что о непонятых художниках! Там, где нет суждения, нет и обсуждаемого предмета. Что бы ни делали художники, а они возвратятся к комиссии, которая станет рекомендовать их произведения вниманию толпы, ради которой они работают. Без выбора академии, не будет салона, а без салона может погибнуть искусство.

С тех пор, как каталог превратился в толстую книгу, в него попадает много имен, остающихся неизвестными, несмотря на список десяти или двенадцати сопровождающих их картин. Между этими именами самое неизвестное, быть может, имя художника Пьера Грассу, уроженца Фужера, которого в артистическом мире зовут просто Фужер; ныне он человек заметный и внушает те горькие размышления, которыми начинается очерк его жизни, равно приложимый к некоторым другим индивидуумам из породы артистов. В 1832 г., Фужер жил на Наваринской улице, на пятом этаже одного из тех узких и высоких домов, которые напоминают Луксорский обелиск; в таких домах есть аллея и узкая темная лестница с опасными поворотами; на каждом этаже полагается не более трех окон, а внутри имеется двор, или говоря точнее, квадратный колодезь. Над тремя или четырьмя комнатами, из которых состояла квартира Грассу из Фужера, находилась его мастерская, смотревшая на Монмартр. Окрашенная в кирпичный цвет мастерская, тщательно выкрашенный коричневой краской и натертый пол, маленький вышитый коврик у каждого стула, канапе, впрочем, простое, но чистое, как те, что стоят в спальнях жен овощных торговцев, все там обличало робкую жизнь мелочного человека и расчетливость бедняка. Тут стоял комод для разных принадлежностей мастерской, стол для завтрака, буфет, конторка, наконец, необходимые для живописи снаряды, и все содержалось в чистоте и порядке. Голландская печка оказывала услугу огромной мастерской, тем более заметную, что чистое и ровное освещение с северной стороны наполняло ее ясным и холодным светом. Фужер, простой жанрист, не нуждался в огромных приспособлениях, которые разоряют исторических живописцев; он никогда не чувствовал в себе на столько сил, чтобы пуститься в высокую область живописи и держался маленьких картинок. В начале декабря этого года, время когда парижским буржуа периодически приходит в голову шутовская мысль увековечивать свой и без того громоздкий образ, Пьер Грассу, встав рано, приготовил палитру, затопил печку, съел длинный сухарь с молоком, и ждал, чтобы начать работу, пока окна оттают и станут пропускать свет. День был сухой и ясный. В эту минуту, артист, завтракавший с тем покорным и терпеливым видом, который говорит о многом, услышал шаги человека, имевшего на его жизнь то влияние, какое подобного рода люди имеют почти на всех артистов, шаги Илии Магуса, торговца картинами, ростовщика под залог картин. Действительно, Илия Магус вошел в то мгновение, когда художник хотел приняться за работу в своей необыкновенно чистой мастерской.

Каждый из нас знакомится с произведениями Оноре Бальзака в разном возрасте. Поэтому и воспринимаются они по-разному. Ведь осмыслить все сложности человеческой жизни удается лишь со временем.

Впрочем, “Человеческая комедия” Бальзака принадлежит к числу тех произведений человеческого гения, которые касаются, прежде всего вечных ценностей.

“Человеческая комедия” Оноре де Бальзака была и до сих пор остается едва ли не самым масштабным произведением, в котором автор изобразил жизнь французского общества первой половины XIX

века во всех его проявлениях. Это настоящая энциклопедия жизни имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, в которых автор осмыслил жизни тогдашней Франции: “Этюды о морали”, “Философские этюды” и “Аналитические этюды”. В целом “Человеческая комедия” объединяет 97 повестей и романов из 143 задуманных.

Назвав сочинение “Человеческая комедия”, Бальзак заявил, таким образом, о своем намерении написать нечто действительно грандиозное, то, что имело бы такое же значение, как и “Божественная комедия” Данте. При этом кругам Дантового ада у Бальзака имели противостоять

“круга” социальной жизни. Свое произведение Бальзак воспринимал как своеобразный научно-художественный материал, должен помочь в изучении психологии тогдашнего французского общества.

Чтобы создать иллюзию настоящей реальности изображаемого, автор вводит в романы реальных исторических лиц той эпохи. Наполеон, Талейран, Людовик XVIII, различные маршалы и министры также выполняют роли в “Человеческой комедии”.

Не менее интересным является и другой характерный для “Человеческой комедии” прием – так называемые переходные персонажи, среди которых Эжен Растиньяк, Вотрен, Анастази де Ресто, Дервиль, Дельфина Нусинген, врач Бьяншон и многие другие. У Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или связана с предыдущими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию непрерывности того, что происходит.

За отдельными проявлениями жизни, начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйки и заканчивая историей ростовщика, что обогатился нечестным путем, Бальзак старается увидеть целую картину. Ведь главный герой “Человеческой комедии” – общество, поэтому частные судьбы интересные Бальзаку не сами по себе, а как составляющие этой структуры.

Наиболее известными произведениями цикла “Этюдов о морали” есть “Гобсек” и “Отец Горио”. Ведь в них изучение общества писатель начинает с анализа семейной жизни. Вообще, семья в “Человеческой комедии” играет немалую роль, ведь, как показывает в своих произведениях Бальзак, разрушение семьи свидетельствует о том, в каком состоянии находится тогдашнее общество.

Как видим, в “Человеческой комедии” Бальзака, кроме людей, действует могущественная сила, которая подчинила себе и политику, и семью, и мораль, и искусство. И эта сила – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи, ведь деньги дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы. В “Человеческой комедии” автор выводит довольно простую формулу успешного человека: чтобы достичь уровня “избранных”, надо полностью отказаться от основных заповедей морали.

В таком обществе нет места настоящим чувствам, все, что не связано с расчетом, обычно обречено на гибель. Впрочем, по таким законам, которые давно уже стали нормой, живет все французское общество XIX ст.

Герои Бальзака не ужасные воры, а рядовые представители “высшего света”, которые, по сути, ни в чем не нарушают принятых в их среде законов этики. Так, в “Отце Горио” Бальзак описывает достаточно обычную ситуацию, когда дочери старика Горио, которые, получили все, что мог отдать им отец, не только оставили его умирать одного в плачевном пансионе, но даже не приехали на похороны единственного родного человека. Анастази и Дельфина – типичные представительницы своей среды.

Собственно, как и их отец Горио, который все нажитое положил к ногам дочери, выдав одну замуж за графа, а вторую – за банкира. Избалованы, эгоистичны Анастази и Дельфина так и не научились быть благодарными. И только перед смертью старом открывается страшная истина: “За деньги можно купить все, даже дочерей… Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня…”

Сходные мысли высказывает и Гобсек, проницательный скряга-философ, который считает, что “главным двигателем, что определяет общественную жизнь в этом мире, есть деньги, золото, поскольку “в золотые сконцентрированы все силы человечества… что такое жизнь, если не машина, которую двигают деньги? Золото – вот духовная сущность всего общества”. Достаточно вспомнить, например, как графиня де Ресто, потеряв голову из-за любовника, готова разорить собственных детей, а потом даже совершает погром в кабинете только что умершего мужа, чтобы найти необходимые документы на наследство. Очевидно, чтобы сделать вывод о всевластии золота и разработать собственную жизненную философию, Гобсек сначала довольно много наблюдал за людьми и изучал их психологию.

Поэтому можно сказать, что он не примитивный ростовщик, а достаточно умный человек, несостоятельна, однако, противостоять власти золота, хотя и в других ее проявлениях.

Читайте также: